Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КИТАЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ МНОГОСТОРОННОСТИ И РЕГИОНАЛИЗМА'

АНАЛИЗ КИТАЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ МНОГОСТОРОННОСТИ И РЕГИОНАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многосторонность / регионализм / Китай / Европейский Союз / торговля / перспективы / взаимодействие. / multilateralism / regionalism / China / European Union / trade / prospects / interaction.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кучиева Алина Исмаиловна, Родионова Марина Евгеньевна

статья представляет анализ взаимодействия Китая с Европейским Союзом. Автором рассматриваются основные направления торговой политики обеих сторон, а также предусматривает анализ перспектив дальнейших отношений КНР и ЕС. Автором подробно рассмотрены преимущества и недостатки данного сотрудничества в контексте многосторонности и регионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EU-CHINA RELATIONS IN THE CONTEXT OF MULTILATERALISM AND REGIONALISM

The article presents an analysis of China's interaction with the European Union. The author examines the main directions of the trade policy of both sides, and also provides an analysis of the prospects for further relations between China and the EU. The author considers in detail the advantages and disadvantages of this cooperation in the context of multilateralism and regionalism.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КИТАЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ МНОГОСТОРОННОСТИ И РЕГИОНАЛИЗМА»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 327

Кучиева Алина Исмаиловна Kuchieva Alina Ismailovna

Студентка Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Student of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications Финансовый университет при Правительстве РФ Financial University under the Government of the Russian Federation

Научный руководитель Scientific director Родионова Марина Евгеньевна Rodionova Marina Evgenevna Кандидат социологических наук, доцент, доцент Департамента политологии Ph.D. of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Political Science Финансовый университет при Правительстве РФ Financial University under the Government of the Russian Federation

АНАЛИЗ КИТАЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ МНОГОСТОРОННОСТИ И РЕГИОНАЛИЗМА

ANALYSIS OF THE EU-CHINA RELATIONS IN THE CONTEXT OF MULTILATERALISM AND REGIONALISM

Аннотация: статья представляет анализ взаимодействия Китая с Европейским Союзом. Автором рассматриваются основные направления торговой политики обеих сторон, а также предусматривает анализ перспектив дальнейших отношений КНР и ЕС. Автором подробно рассмотрены преимущества и недостатки данного сотрудничества в контексте многосторонности и регионализма.

Abstract: The article presents an analysis of China's interaction with the European Union. The author examines the main directions of the trade policy of both sides, and also provides an analysis of the prospects for further relations between China and the EU. The author considers in detail the advantages and disadvantages of this cooperation in the context of multilateralism and regionalism.

Ключевые слова: многосторонность, регионализм, Китай, Европейский Союз, торговля, перспективы, взаимодействие.

Key words: multilateralism, regionalism, China, European Union, trade, prospects, interaction.

XIVМеждународная научно-практическая конференция Отношения между Европейским союзом и Китайской Народной

Республикой или китайско-европейские отношения - это двусторонние

отношения, которые были установлены в 1975 году между КНР и

Европейским сообществом. ЕС является крупнейшим торговым

партнером КНР, а КНР, в свою очередь, - крупнейшим торговым

партнером ЕС [1]. Экономические связи между ЕС и Китаем

значительно превалируют, в сравнении с другими аспектами их

взаимоотношений. Так как в рамках 20-го саммита ЕС-Китай в 2018 г.

проблемам торговли и инвестициям, вопросам двустороннего

сотрудничества и состоянию по решению международных

экономических проблем было уделено порядка 42 пунктов из 45 [2, с.

6].

Если в 2017-2018 гг. товарооборот между ЕС и Китаем по своему объему уступал объему торговли между ЕС и США, то в 2020 году Китай занял позицию основного торгового партнера ЕС по товарам из США с общей долей 16,1% по сравнению с 15,2% для США. Согласно базе данных ЦЫ Comtrade по международной торговле, в 2020 году импорт из Китая в Европейский союз составил 442,61 миллиарда долларов США (рис. 1).

Рис. 1. Импорт из Китая в ЕС (2011-2020)

Источник: UN Comtrade.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Для более детального анализа торговых процессов между ЕС и Китаем, автором был составлен график «Товарооборот между ЕС и КНР», основанном на данных Евростата (рис. 2).

Рис.2. Товарооборот между ЕС и КНР (2010-2020)

450 400

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

I Импорт ■ Экспорт

Источник: составлено автором на основе данных Евростата.

Двусторонняя торговая динамика Китая и ЕС, представленная на графике, позволяет увидеть два «провала» относительно стоимостного объема товарооборота (2012 и 2016 года). Это преимущественно связано с тем, что в посткризисный период можно часто наблюдать синусоидный тренд, который подразумевает под собой чередование повышения и снижения стоимость товарного экспорта из ЕС [3, с. 76].

Помимо этого, необходимо обратить внимание и на инвестиционные отношения между ЕС и Китем, которые развиваются средними темпами и все же отстают от объемов инвестиций между США и ЕС, и этому можно дать следующее объяснение: с одной стороны, в Европейском Союзе китайские инвестиции рассматриваются в качестве неплохого инструмента развития экономики союза, но, с другой стороны, становится очевидным, что европейские инвесторы ЕС и Китая оказываются в неравном положении, если проводить сравнение с условиями для китайских

187

XIVМеждународная научно-практическая конференция инвесторов. Если последние пользуются теми же правами в ЕС, что и

любой другой инвестор, то европейцы сталкиваются с ограничениями

как формального, так и неформального характера, что происходит при

попытке инвестировать в китайскую экономику. Предполагается, что

это происходит из-за активной роли государства в экономике Китая.

В данном конкретном случае стоит проследить, какие действия были выполнены со стороны Китая, чтобы устранить данную проблему. Летом 2017 г. Си Цзиньпин, глава КНР, сделал заявление о том, что необходимо «относиться к иностранным компаниям в Китае как «к равным перед законом». В то же самое время Госсовет Китая обеспечил гарантию «отмены дискриминации иностранных компаний в сфере налогообложения, вывода прибыли и также получении виз» [4]. Также было подписано соглашение, которое обеспечивало бы «открытое, и, что главное, предсказуемое, честное и прозрачное ведение бизнеса при наличии взаимного инвестирования».

Более того, европейские компании, такие как Airbus, Siemens, Nokia и Volkswagen, сделали ЕС четвертым по величине инвестором в Китае и самым важным поставщиком технологий в Китай, сообщил Сюй Куангдин, председатель Китайской федерации экономики промышленности (CFIE), в своем выступлении на втором саммите в Гамбурге: «Китай встречается с Европой» (с англ. "China meets Europe"). Также в рамках данного саммита был затронут вопрос защиты прав интеллектуальной собственности. Говоря об озабоченности ЕС по поводу данной проблемы в Китае, Сюй попросил лидеров европейского бизнеса проявить немного больше терпения в данном аспекте. Важно отметить речь, которую председатель: «До недавнего времени Китай имел долгую историю с преимущественно аграрной экономикой, где было принято пытаться учиться у своих соседей. Таким образом, концепция интеллектуальной собственности

«Инновационные аспекты развития науки и техники» была довольно новой для растущего промышленного сектора Китая»

[5].

При этом, несмотря на проведенные меры и, на первый взгляд, оптимистические настроения, успешное завершение переговоров вряд ли осуществиться в ближайшем будущем по двум основным причинам:

КНР по-прежнему сохраняет средний (или даже высокий) уровень недоверия к западным инвестициям в связи с постоянной конкуренцией в международном поле;

Проблема acquis communautaire в ЕС, которая заключается в вопросе разделения компетенций между Брюсселем и странами-участницами союза, большинство из которых имеют собственные соглашения по инвестициям с КНР, а также ведут собственные двусторонние переговоры относительно вопросов торговли и инвестиций.

Данные проблемы возможно отрегулировать и у стран есть возможность прийти к компромиссу, однако проведенный анализ действий обеих сторон заставляет прийти к выводу о том, что это можно осуществить только посредством проведения долгих и трудных переговоров и устранения внутренних проблем.

При проведении анализа дальнейшего экономического и политического сотрудничества между Китаем и ЕС, необходимо рассмотреть перспективу данного партнерства с обеих сторон и определить наиболее вероятный сценарий их дальнейшего взаимодействия. Несмотря на то, что речь о полноценном стратегическом партнерстве шла еще с 2003 г., как ЕС, так и КНР вкладывают разный смыл в содержание данного партнерства.

Перспектива со стороны ЕС.

Стратегическое партнерство имеет жизненно важное значение для реализации целостного подхода, который ищет так называемый «оптимистичный путь» к постоянному диалогу и активному

XIVМеждународная научно-практическая конференция сотрудничеству во всех измерениях внешней политики, чтобы

предотвратить конфликты и способствовать безопасности, а также

социальному, экономическому и политическому развитию. ЕВР

комментирует данный «путь» следующим образом: «В частности, мы

должны стремиться к развитию стратегического партнерства с

Японией, Китаем, Канадой и Индией, а также со всеми, кто разделяет

наши цели и ценности и готов действовать в их поддержку» [6].

В этом отношении роль Китая имеет решающее значение, поскольку он не только сам по себе является глобальной державой, но также является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Что касается ЕС, СБ ООН в принципе является единственным арбитром, который может принимать решения о применении силы, сотрудничестве. Более того, данную информацию можно воспринимать со всей справедливостью по отношению и к другому фактору: основанный на условиях подход к двусторонним отношениям ЕС, указывающий на помощь и экономические выгоды с экономическими, политическими и социальными реформами, может быть легко подорван, если другой игрок решит предложить партнерство с полным игнорированием условий. Существует несколько примеров, при которых можно прийти к следующему выводу: если на карту поставлены энергетические интересы, кажется, что единственное условие - это соблюдение принципа «одного Китая», который, по всей видимости, является образцом для расширения присутствия Китая в Африке. Наконец, сотрудничество Китая также имеет жизненно важное значение для создания эффективных многосторонних правил и институтов, решающих проблемы, выходящие за рамки границ, такие как окружающая среда или судебное преследование за военные преступления.

С точки зрения внешнеполитической стратегии ЕС предполагает, что стратегическое партнерство с Китаем было бы очень выгодным,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» если бы оно не было условием sine qua non для достижения общей цели ЕС - эффективного многостороннего подхода. Исходя из растущей активности Китая, политика ЕС, таким образом, заключается в том, чтобы привлечь Китай и «[побудить] Китай играть активную и ответственную роль в решении глобальных проблем» [6, с. 10]. Глобализация означает, среди прочего, что страна размером с Китай является одновременно частью проблемы и решением всех основных проблем международного и регионального значения. Взаимодействие подразумевает развитие всеобъемлющих отношений, которые позволяют работать над достижением общего понимания по всем вызывающим озабоченность вопросам, в поддержку многостороннего решения проблем, где бы это ни касалось международных и региональных вопросов.

Перспектива со стороны КНР.

Как и в случае с ЕС, стратегическое партнерство жизненно важно для способности Китая реализовать свою многостороннюю стратегию, которая сосредоточена на поддержании международного мира и стабильности, предотвращении конфликтов и на разрешении применения силы только в крайнем случае. Китайский многосторонний подход направлен на создание мирной, доброжелательной среды, что позволяет Китаю наращивать свой экономический и военный потенциал, извлекая выгоду из экономической глобализации, чтобы реализовать свой потенциал позиционирования себя в качестве мировой великой державы.

В теории Китайская концепция многополярности предполагает не традиционное уравновешивание сил через союзы, а более свободную концепцию стратегических отношений через призму партнерства. На практике многополярность предполагает частичное сотрудничество с державами, которые готовы противостоять политике безопасности США, и ЕС является одной из таких держав. Европейский

XIVМеждународная научно-практическая конференция Союз в равной степени признает заинтересованность Китая в

поддержке глобальной многополярности и сопротивлении

предполагаемой гегемонии США [6].

Фу Инь, председатель Центра международной безопасности и стратегии Университета Цинхуа и бывший заместитель министра иностранных дел Китая, рассуждает о данном партнерстве следующим образом: «Многосторонность, как мы в Китае понимаем ее, заключается в поиске консенсуса посредством консультаций и управлении общими делами посредством сотрудничества для получения общих выгод и беспроигрышных результатов. В этом смысле Китай и Европа разделяют общий интерес в поддержке многосторонности». Также, исходя из последних событий, развернувшихся в рамках пандемии, Фу Инь делает акцент на следующем: «Китай и ЕС установили в высшей степени взаимозависимую структуру отношений. Во время пандемии COVID-19 China Railway Express (CRE) доставила огромные количества антивирусных материалов в европейские государства, что способствовало их борьбе с пандемией. Наблюдая по телевизору, как прибывают поезда CRE, перевозящие различные европейские товары и продукты, я не сомневаюсь, что, несмотря на географическое расстояние, две стороны стоят близко друг к другу и имеют большой потенциал для сотрудничества» [7].

К благоприятным факторам развития анализируемого партнерства могут относится общие действия ЕС и Китая в экологической сфере (например, EU-China Environment Project, финансируемый EU Foreign Policy Instrument [8]), и данная политика действительно имеет под собой основы, которыми обладает стратегическое партнерство. Важным является то, что в данном диалоге просматривается комплексность, так как охватывает сферу энергетики, вопросы изменения климата и другое. Также общей чертой

«Инновационные аспекты развития науки и техники» во взаимоотношениях является прагматизм во внешних отношениях,

который в той или иной степени присущ обеим сторонам [9].

Безусловно, также укрепление экономической и политической мощи

КНР может являться хорошей причиной для ЕС способствовать

расширению связей с государством, которое связано не только с

абсолютными темпами роста ВВП в КНР, но и рядом успехов на фоне

остальных стратегических партнеров Европейского Союза.

Преимуществом данного партнерства является то, что многосторонние стратегии, используемые ЕС и Китаем, схожи в том, что они нацелены на стабильность и предотвращение конфликтов на основе координации политики. Они также согласны с тем, что ООН должна быть в центре управления глобальной безопасностью и что убеждение и диалог предпочтительнее, чем применение силы. Несмотря на торговые споры между ЕС и Китаем, Китай продолжает поощрять сотрудничество в сферах торговли услугами, инвестиций, науки и технологий ввиду своей озабоченности внутренним порядком [6]. Китай и ЕС создали механизмы диалога и консультаций в этих областях, однако, по мнению Пекина, экономическая взаимодополняемость между ЕС и Китаем требует углубления сотрудничества на политическом и корпоративном уровнях. Преобладающим препятствием на пути реализации этих планов является обеспокоенность ЕС по поводу торгового дисбаланса между европейскими странами и Китаем, который, как предполагается, вытесняет европейское производство и рабочую силу.

При этом, несмотря на того, что формально процесс по развитию стратегического партнерства хоть и медленно, но все же происходит, между ЕС и КНР по-прежнему сохраняются значительные политические противоречия (например, относительно эмбарго ЕС на поставки оружия, военной техники в КНР, наличия претензий европейцев по соблюдению прав человека в Китае, наличия

XIVМеждународная научно-практическая конференция разногласий с некоторыми странами-участницами ЕС). Данные

проблемы также способствуют созданию новых противоречий касаемо

торговых операций между двумя исследуемыми акторами. Более того,

некоторые аналитические центры придерживаются позиции, что

стратегический характер данных взаимоотношений ничем не

обусловлен, так как базовые критерии в данном виде сотрудничества

не соблюдены: отсутствуют общие интересы, долгосрочность,

многофункциональность партнерства по широкому перечню вопросов.

Также довольно часто отмечают сильное отличие от других видов

партнерства, а совместные приоритеты между ЕС и Китаем сходятся

только в сфере бизнес-контактов [10].

Так, основным ограничением возможности сотрудничества между ЕС и Китаем является то, что многосторонний подход Китая остается по-прежнему экспериментальным. Несмотря на то, что интент-анализ позволил выяснить, что китайское правительство сугубо привержено принципам многосторонности (исходя из посыла, который оно старается донести), на практике проводимые действия вызывают сомнения, потому что основной динамикой международной среды для КНР остается политика силы. Напротив, ЕС как преимущественно гражданская держава в значительной степени полагается на экономические и дипломатические средства влияния в международной системе [13, с. 2311]. Пекин рассматривает сильную национальную оборону и продолжающееся авторитарное правление как необходимость для поддержания внутренней стабильности и защиты Китая от будущей агрессии со стороны иностранных держав, в случае их нежелания удовлетворить требования и интересы Китая в будущем глобальном порядке.

Многосторонность ЕС - одна из определяющих характеристик объединения, которая позволяет ему представлять себя в качестве прототипа того, как экономическая и политическая власть может быть

«Инновационные аспекты развития науки и техники» использована для утверждения статуса глобальной державы, не полагаясь на военный потенциал. Эта идея силы может понравиться современному Китаю, так как она может стать хорошим инструментом в том, чтобы помочь Пекину убедить окружающие страны незаинтересованности Китая в продвижении синоцентрического порядка, что подъем Китая будет сопровождаться постоянным вниманием к общим интересам государств и поддержанию стабильности в мире. Однако ввиду усилий США по укреплению своей системы альянсов китайская многосторонность остается экспериментальной и, следовательно, пока не является надежной основой для долгосрочного планирования политики ЕС в отношении Китая.

Библиографический список:

1. The European Union and its trade partners. Fast Sheets on the European Union [Электронный ресурс]: European Parliament. - 2021. -Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/ 160/the-european-union-and-its-trade-partners (дата обращения 29.09.2021).

2. М. Носов. ЕС и Китай: торговля или стратегия // Современная Европа, 2018. №6. С. 6.

3. Х. Минцзюнь. КНР-ЕС: договорно-правовая база и динамика торгового сотрудничества на современном этапе // Вестник РУДН. Vol. 28, № 1. 2020. С. 76.

4. Ministry of Commerce [Электронный ресурс]: PRC. - 2017. -Режим доступа: http://www.mofcom.gov.cn/article/ae/ai/201708/ 20170802627851.html (дата обращения: 27.09.2021).

5. EU replaces US as biggest trading partner of China [Электронный ресурс]: Embassy of the People's Republic of China in the United States of

XIVМеждународная научно-практическая конференция America. - 2021. - Режим доступа: http://www.chma-embassy.org/eng/xw/t272113.htm (дата обращения 29.09.2021).

6. L. OdgAArd, S. Biscop. The EU and China: Partners in Effective Multilateralism? // International Politics of EU-China relations, 2006. P. 10.

7. Fu Ying. How China Views Multilateralism [Электронный ресурс]: Euractiv. - 2021. - Режим доступа: https://www.euractiv. com/section/eu-china/opinion/how-china-views-multilateralism/ (дата обращения 27.09.2021).

8. EU-China Environment Project [Электронный ресурс]: ClientEarth. - 2021. - Режим доступа: https://www.clientearth.org/ projects/eu-china-environment-project/ (дата обращения 27.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. А.В. Кузнецов. Перспективы отношений ЕС и Китая // Китай и глобализация. М.: ИМЭМО РАН, 2012. С. 64.

10. S. Wei. In the mood of multilateralism? China's evolving global view / Centre Asia Ifri, 2008. P. 10.

11. Европа перед вызовами начала XXI века: Коллективная монография / Д.А. Кузнецов, С.Ю. Дронова, А.С. Григорьева [и др.], под ред. М.Е. Родионова. М.: Компания КноРус, 2017. - 272 с.

12. Rodionova, M.E. Electoral processes in modern Europe: trends and prospects: monograph / M.E. Rodionova. Moscow: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. - 160 p.

13. А.И. Кучиева. Политика сотрудничества Европейского Союза с международными организациями (на примере ООН и ВТО) // Вопросы политологии, 2020. С. 2303-2312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.