Научная статья на тему 'Анализ казахстанских и российских информационных систем образовательной статистики'

Анализ казахстанских и российских информационных систем образовательной статистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / THE SINGLE HIGHER EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION ANALYTICAL DEVELOPMENT MANAGEMENT SYSTEM / NATIONAL EDUCATION DATABASE / EDUCATIONAL STATISTICS / EDUCATIONAL MONITORING / REGIONAL EDUCATIONAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Увалиева Индира Махмутовна, Тлебалдинова Айжан Солтангалиевна, Солтан Гульжан Жексенбаевна

Формирование интеллектуальной нации и достижение высокой конкурентоспособности на мировой арене является одной из стратегических задач образовательной политики. Достижение конкурентоспособности системы образования предполагает информационное и аналитическое сопровождение проводимой гос-ударством образовательной политики и итогов ее реализации. Принятие эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества образования, невозможно без использования оперативной и достоверной информации о состоянии и тенденциях развития всей системы образования, ее анализа и адекватной интерпретации. Для решения этой проблемы необходимо использовать систему формирования образовательной статистики. Образовательная статистика это данные, которые отражают состояние, общую оценку, тенденции и динамику развития, эффективность деятельности системы образования, используются для определения результативности ее функционирования и прогнозов относительно перспектив развития отдельных ее компонентов и явлений, а также являются основой выработки необходимых управленческих решений. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения существующих информационно-аналитических систем, реализующих интеграцию информационных ресурсов и общих принципов моделей и методов мониторинга инфраструктур объектов образования на основе данных образовательной статистики. Целью исследования является анализ существующих казахстанских и российских информационных систем образовательной статистики, обеспечивающих сбор и обработку данных различных уровней обучения и управления. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: представить основные задачи национальной образовательной базы данных РК; описать архитектуры единой системы управления высшим образованием МОН РК; изучить функционал автоматизированной информационной системы «Образовательная статистика районов и областей»; рассмотреть структуру информационно-аналитической системы «Талдау» в контуре системы «е-Статистика»; выделить основные российские информационные системы сбора и обработки первичных образовательных статистических данных; описать функции и компоненты основных российских информационных систем образовательной статистики; выявить основные недостатки существующих систем образовательной статистики. Методы. В работе используется аппарат теории информационных систем, методов системного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Увалиева Индира Махмутовна, Тлебалдинова Айжан Солтангалиевна, Солтан Гульжан Жексенбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE KAZAKH AND RUSSIAN EDUCATIONAL STATISTICS INFORMATION SYSTEMS

Formation of intellectual nation and achieving high competitiveness on the world stage is one of the strategic objectives of the educational policy. Achieving competitiveness of the educational policy involves information and analytical support of the State's education policy and the results of its implementation. Making of effective management decisions, which are aimed at improving the quality of education, is impossible without the use of timely and reliable information about status and trends of the entire education system development, its analysis and its adequate interpretation. It is necessary to use the educational statistics generating system to solve this problem. Educational statistics is data that reflects the state of the overall assessment of the trends and dynamics of the development, the effectiveness of the education system, are used to determine the effectiveness of its functioning and predictions about the prospects for the development of its individual components and events, and are the basis of developing the necessary administrative decisions. The relevance of the study is the need to review existing information and analytical systems, which implements the integration of information resources and the general principles of the models and methods for monitoring infrastructure objects of education based on educational statistics. The primary goal of the study is to analyze the existing Kazakh and Russian educational statistics information systems designed for the collection and processing of the data at different levels of education and management. To achieve this goal the following objectives have been identified: present the main objectives of the national education database of Republic of Kazakhstan; describe the architecture of a unified higher education management system of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan; study the "Educational Statistics districts and regions" automated information system functionality; consider the "Taldau" informational analytical system in the loop "e-Statistics" system structure; highlight the main Russian information system for the collection and processing of primary educational statistical data; describe the features and components of the main Russian educational statistics information systems; identify the main shortcomings of the existing educational statistics systems. Methods. The article used the apparatus of the theory of information systems, system analysis techniques.

Текст научной работы на тему «Анализ казахстанских и российских информационных систем образовательной статистики»

05.13.01 УДК 004.67

АНАЛИЗ КАЗАХСТАНСКИХ И РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

© 2016

Увалиева Индира Махмутовна, старший преподаватель кафедры «Информационные системы и компьютерное моделирование» Тлебалдинова Айжан Солтангалиевна, старший преподаватель кафедры «Компьютерное моделирование и информационные технологии» Солтан Гульжан Жексенбаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные системы и компьютерное моделирование» Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева,

Усть-Каменогорск (Казахстан)

Аннотация. Формирование интеллектуальной нации и достижение высокой конкурентоспособности на мировой арене является одной из стратегических задач образовательной политики. Достижение конкурентоспособности системы образования предполагает информационное и аналитическое сопровождение проводимой государством образовательной политики и итогов ее реализации. Принятие эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества образования, невозможно без использования оперативной и достоверной информации о состоянии и тенденциях развития всей системы образования, ее анализа и адекватной интерпретации. Для решения этой проблемы необходимо использовать систему формирования образовательной статистики.

Образовательная статистика - это данные, которые отражают состояние, общую оценку, тенденции и динамику развития, эффективность деятельности системы образования, используются для определения результативности ее функционирования и прогнозов относительно перспектив развития отдельных ее компонентов и явлений, а также являются основой выработки необходимых управленческих решений.

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения существующих информационно -аналитических систем, реализующих интеграцию информационных ресурсов и общих принципов моделей и методов мониторинга инфраструктур объектов образования на основе данных образовательной статистики.

Целью исследования является анализ существующих казахстанских и российских информационных систем образовательной статистики, обеспечивающих сбор и обработку данных различных уровней обучения и управления.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- представить основные задачи национальной образовательной базы данных РК;

- описать архитектуры единой системы управления высшим образованием МОН РК;

- изучить функционал автоматизированной информационной системы «Образовательная статистика районов и областей»;

- рассмотреть структуру информационно-аналитической системы «Талдау» в контуре системы «е-Статистика»;

- выделить основные российские информационные системы сбора и обработки первичных образовательных статистических данных;

- описать функции и компоненты основных российских информационных систем образовательной статистики;

- выявить основные недостатки существующих систем образовательной статистики.

Методы. В работе используется аппарат теории информационных систем, методов системного анализа.

Ключевые слова: единая система управления высшим образованием, информационная система, информационно-аналитическая система управления развитием, национальная образовательная база данных, образовательная статистика, образовательный мониторинг, региональная образовательная статистика.

ANALYSIS OF THE KAZAKH AND RUSSIAN EDUCATIONAL STATISTICS INFORMATION SYSTEMS

© 2016

Uvaliyeva Indira Makhmutovna, PhD, assistant professor of the chair «Information systems and computer modeling»

D. Serikbayev East Kazakhstan state technical university, Ust-Kamenogorsk (Kazakhstan) Tlebaldinova Ayzhan Soltangaliyevna, PhD, assistant professor of the chair «Computer modeling and information technologies» S. Amanzholov East Kazakhstan State University, Ust-Kamenogorsk (Kazakhstan) Soltan Gulzhan Zhexenbaevna, candidate of technical sciences, associate professor of the chair

«Information systems and computer modeling» D. Serikbayev East Kazakhstan state technical university, Ust-Kamenogorsk (Kazakhstan)

Abstract. Formation of intellectual nation and achieving high competitiveness on the world stage is one of the strategic objectives of the educational policy. Achieving competitiveness of the educational policy involves information and analytical support of the State's education policy and the results of its implementation. Making of effective management decisions, which are aimed at improving the quality of education, is impossible without the use of timely and reliable information about status and trends of the entire education system development, its analysis and its adequate interpretation. It is necessary to use the educational statistics generating system to solve this problem.

Educational statistics is data that reflects the state of the overall assessment of the trends and dynamics of the development, the effectiveness of the education system, are used to determine the effectiveness of its functioning and predictions about the prospects for the development of its individual components and events, and are the basis of developing the necessary administrative decisions.

The relevance of the study is the need to review existing information and analytical systems, which implements the integration of information resources and the general principles of the models and methods for monitoring infrastructure objects of education based on educational statistics.

The primary goal of the study is to analyze the existing Kazakh and Russian educational statistics information systems designed for the collection and processing of the data at different levels of education and management.

To achieve this goal the following objectives have been identified:

- present the main objectives of the national education database of Republic of Kazakhstan;

- describe the architecture of a unified higher education management system of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan;

- study the "Educational Statistics districts and regions" automated information system functionality;

- consider the "Taldau" informational analytical system in the loop "e-Statistics" system structure;

- highlight the main Russian information system for the collection and processing of primary educational statistical

data;

- describe the features and components of the main Russian educational statistics information systems;

- identify the main shortcomings of the existing educational statistics systems.

Methods. The article used the apparatus of the theory of information systems, system analysis techniques.

Keywords: the single higher education management system, information system, information analytical development management system, national education database, educational statistics, educational monitoring, regional educational statistics.

Введение

Среди российских ученных исследованиями в области создания инфраструктуры образовательной статистики национального, регионального и субрегионального уровней занимаются М. Л. Агранович, Е. С. Заир-Бек, Кожевникова О. Н., Поневаж В. П., Рачевский Е. Л., А. И. Башмаков [210].

В работах М. Л. Аграновича описаны методические рекомендации по применению системы

показателей и индикаторов образовательной статистики для управления качеством образования на региональном и национальном уровнях [2], реализован сравнительный анализ региональных систем образования на основе международных индикаторов образовательной статистики [3], подробно описана структура национальных систем статистики образования зарубежных стран [4], приведены методические рекомендации по разработке, публикации и распространению

аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней [5], описаны механизмы информационного обеспечения принятия решений на основе образовательной статистики [6-8]. В трудах Заир-Бек Е. С. были представлены новые подходы в сопоставительных исследованиях на основе образовательной статистики для развития теории образования, основанные на количественных методах, используемые для выявления причинно-следственных связей и для получения экстраполируемых заключений [2, 9]. В монографии А.И. Башмакова рассматриваются проблемы систематизации информационных ресурсов для сферы образования и подходы к их решению, связанные с разработкой схемы метаданных, основанной на открытых стандартах и спецификациях, и классификацией информационных ресурсов для сферы образования, предложена многоуровневая классификация типов

информационных ресурсов для сферы образования, описана информационная модель метаданных, сформированная как расширение концептуальной схемы Learning Object Metadata [10].

Анализ казахстанских систем образовательной статистики

На сегодняшний день в Республике Казахстан функционируют следующие базы данных, которые аккумулируют и хранят всю информацию, поступившую из областных управлений образования и организаций образования [11]:

- «E-learning» - портал электронного обучения;

- «НОБД» - национальная образовательная база данных (в рамках внедрения проекта электронного обучения «E-learning»);

- «ЕСУВО» - единая система управления высшим образованием;

- «ИАСУР» - информационно-аналитическая система управления развитием;

- автоматизированная информационная система «База данных образовательной статистики районов, областей».

Кроме перечисленных баз данных сведения по сфере образования также хранятся в информационной системе «е-Статистика».

Обобщенная схема интеграции

образовательных информационных ресурсов на основе данных образовательной статистики представлена на рисунке 1.

Для согласованности функционирования мониторинговых систем уровней создается единая информационная система (ИС) в виде компьютерной сети, внедряется автоматизированная процедура сбора, передачи и хранения информации под названием «Национальная образовательная база

данных (НОБД)». Национальная образовательная база данных НОБД предназначена для автоматизации бизнес-процессов по сбору и обработке первичных статистических данных сферы образования [12].

Рисунок 1 - Обобщенная схема интеграции образовательных информационных ресурсов на основе данных образовательной статистики

Система НОБД Система НОБД отвечает за формирование статистической базы данных для МОН РК с информацией об образовательных организациях Республики Казахстан. НОБД обеспечивает МОН РК, его департаменты и комитеты информацией, необходимой для планирования и развития отрасли образования.

НОБД решает следующие задачи: сбор административных данных; хранение и обработка данных; анализ данных; формирование регламентированных отчетов МОН РК. В НОБД автоматизирован сбор данных для административных отчетов, заполнявшихся вручную и собиравшихся по цепочке: «Организация образования - Отдел образования - Управление образования - МОН РК».

В НОБД автоматизирован процесс сбора данных из 17 794 организаций образования для последующего автоматического формирования отчетов, касающихся материально-технической базы, кадрового состава и контингента: 7 997 организаций дошкольного образования; 7 413 организаций начального, основного среднего и общего среднего образования; 906 организаций дополнительного образования для детей; 190 организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 858 организаций технического и профессионального образования; 137 специализированных организаций образования; 293 специальных организаций образования.

На рисунке 2 представлено окно формирования паспорта образовательного учреждения в системе НОБД.

Рисунок 2

НОБД является частью ИС электронного обучения и является единым, централизованным хранилищем данных об организациях образования, персонале и контингенте, которое позволяет автоматизировать сбор и обработку данных. Среди

Окно НОБД

основных модулей НОБД можно выделить следующие аналитические функции системы: построение кубов (рис. 3), формирование регламентированных отчетов, табличное и графическое представление данных.

Рисунок 3 - Окно системы НОБД «Просмотр OLAP-кубов»

Доступ к НОБД имеют: структурные подразделения МОН РК; АО «НИТ» - является разработчиком НОБД и осуществляет техническое сопровождение; РГКП «НЦОСО» - осуществляют методологическое обеспечение НОБД; Управления образования областей, районов и городов -осуществляют ввод данных, и имеют доступ только к собственным данным [12].

Для мониторинга процесса внедрения кредитной системы обучения во всей системе высшего образования Казахстана МОН РК осуществляет сбор отчетности. Указанные отчеты имеют разный период предоставления (месяц, квартал, полугодие и т. п.). На сегодняшний день у МОН РК возникают следующие проблемы: необходимость разработки и внедрения новых видов отчетов в случаях, когда на основе существующих

отчетов невозможно сделать более глубокий анализ; большой период внедрения новых видов отчетов; невозможность проверить достоверность отчетов, предоставляемых вузами.

Единая Система Управления высшим образованием

В настоящее время для решения данной проблемы в Министерстве образования РК внедрена Единая Система Управления высшим образованием (ЕСУВО) [13]. Сервер ЕСУВО получает первичные данные с высших учебных заведений в формате XML. Это позволяет уже в МОН РК составлять различные отчеты. Есть возможность создания как стандартных утвержденных отчетов, так и любых других видов отчетов, что позволит улучшить качество мониторинга системы высшего образования. Архитектура ЕСУВО представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Архитектура единой системы управления высшим образованием МОН РК 1.3 ИАС «Образовательная статистика районов и областей»

Для повышения эффективности процессов образовательного мониторинга и оценки качества образования за счет консолидации статистических данных, раскрывающих сведения по различным показателям и индикаторам состояния и развития образования в регионах Республики Казахстан в единой республиканской базе данных, в ВКГТУ им. Д. Серикбаева была разработана ИАС «Образовательная статистика районов и областей» [14]. Данная база включает 1659 показателей и 1227 индикаторов по всем уровням образования. Главная страница сайта АИС «Образовательная статистика районов и областей» представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Главная страница сайта АИС «Образовательная статистика районов и областей»

Данная система предназначена для решения следующих задач:

-ввода, хранения и обработки статистических данных, раскрывающих сведения по различным показателям и индикаторам деятельности образовательных учреждений на первичном, районном, областном и республиканском уровнях;

- формирования аналитической отчетности о состоянии и развитии системы образования как в целом по РК, так и в отдельных регионах;

- информационной поддержки процесса подготовки ежегодного Национального доклада о состоянии и развитии системы образования в РК.

С аналитической точки зрения, преимуществом данной системы была возможность создания пользователем собственного индикатора. Построение пользовательского индикатора позволяет расширить аналитические возможности эксперта или аналитика.

Следующим преимуществом данной системы является наличие функции проверки степени заполнения БД как самим пользователем, вводящим данные, так и его контролером. АИС позволяет отобразить заполненные/незаполненные данные по каждой подчиненной организации, за нужный период, по определенному уровню образования и структурному компоненту отдельно [15]. ИАС «Талдау»

Сбор и хранение данных образования осуществляется также в ИАС «Талдау», которая является интерактивной системой предоставления всей актуальной статистической и аналитической информации по статистическим показателям Комитета по статистике [16]. На рисунке 6 представлена структура ИАС «Талдау» в контуре ИИС «е-Статистика».

ИАС «Талдау» разработана для следующих задач: предоставления большему кругу

заинтересованных пользователей статистической информации в удобном режиме; стандартизации доступа к статистической информации; поддержки принятия управленческих решений посредством анализа представленной статистической информации; оптимизации процесса подготовки отчетности [16].

Кроме того, в модернизированной Талдау, окно которой представлено на рисунке 7, расширены функции поиска информации и экспорта не только таблиц, но и графических изображений, актуализированы карты регионов, обеспечена возможность построения своих графиков и диаграмм с возможностью дальнейшего редактирования.

Среди аналитических функций АИС можно выделить модуль «Сводная таблица», которая представляет собой аналитический инструмент для сравнения показателей в разрезе классификаторов (справочников) и дат. ИАС также реализует возможность анализа динамики показателей. На

рисунке 8 представлено окно с таблицей динамики показателей.

В ИАС «Талдау» Комитета по статистике Республики Казахстан предусмотрены следующие виды анализа статистических данных: анализ динамических рядов; анализ регионального разреза показателей; корреляционный анализ;

математический анализ; рейтинг регионов в совокупности показателей [16].

Кроме отечественных ИС были изучены российские системы сбора и анализа данных образования.

2 Анализ российских систем образовательной статистики

В таблице 1 представлены основные российские информационные системы сбора и обработки первичных образовательных

статистических данных.

Рисунок 6 - Структура ИАС «Талдау» в контуре ИИС «е-Статистика»

Рп П А V информаЦионн°-аналитическая СИСТЕМА

^ Министерство Национальной Экономики Республики Казахстан

Комитет гю статистике

ШИН'

КАТАЛОГ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

кдцгк 70О

11л акта тор по фупми поимтелей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ь I_) Т«рмаи

1> СЭ Ир »КИПЫ» I Мау*4

. Статистика т&Рда и занятости

Р СЗ Спгтисти» де

I' I_| Фмчаисы предприятии

.| те^мслогии 0*ГП

Внешня« торг селе

I- Од«»аграфии

* .1 О^ра

1_1 ¿ишмлим мхпяким и у

Си Обшее срелиее о£раэо»*пие

* Высшее о6ре*о»*т«е

_Л Высшие и«е<5»**е заведения

_] Уаиичи шиши умабимх >*•«дании

Деление монт>»<еита В»"Зое

_1 М|Г1>РИ1|^ПЛ-Г«1М"*(>М ■

* После* г зо*с»йе о6рам*4м<е

□ 0*г янизао«1 осгшеетвл*сши» поспев доес »о« образован*««

Г. _1 Дм»«иие «оитмигаит«

Прие* умашинса

_1 Пр«Л*»ло магистрантов и докторант.*

_1 ВьЛыло и*«трастов и докторантов

_1 Выгткк утешите« е отчетном году

Т Опмг ов^имммк Показатели ф»»"«»чооо-«озАистьеииой деятельности организм«*) образования

О УОТУТ» 0»г «У^рех

-Гтлко*- от произавлгтпа 1Л-1 ■ ид дд1«-и. дВ'ГГЫШ™

ВУГ ГМИЫШ

■м г ют-рснг-к™ дгс

гирцстгь аагшгд

Рисунок 7 - Окно ИАС «Талдау»

Сравнительный анализ по регионам

Разрезность: Регионы ^ Количество значений для трендов: V

□ Наименование Значение Прпрост(+)/Снижение(-) Изменение^ %) Тренд Период

т л 9 РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН 477 956.2 А 29 189.4 А 6.5 Стабильный рост 12.2012 -

□ Щ АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 4 426.1 А 368.7 А 9.1 Стабильный рост 12.2012

□ Щ АКТЮБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 4 784.8 ▲ 526.7 А 12.4 Стабильный рост 12.2012

□ Э АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 6 220.6 А 404.3 А 7.0 Стабильный рост 12.2012

□ Щ АТЫРАУСКАЯ ОБЛАСТЬ 46 041.3 А 441.9 А 1.0 Стабильный рост 12.2012

□ Щ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2 426.5 А 296.6 А 13.9 Прогрессирующий рост 12.2012

□ Щ ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ 2 477.8 А 230.8 А ю.з Стабильный рост 12.2012

□ ¡5 КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 8 441.4 А 1035.3 А 14.0 Стабильный рост 12.2012

□ Щ КОСТАНАЙСКАЯ ОБЛАСТЬ 9 237.1 А 979.9 А 11.9 Прогрессирующий рост 12.2012

□ Щ КЫЗЫЛОРДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 13 791.8 А 675.7 А 5.2 Прогрессирующий рост 12.2012

□ Щ МАНГИСТАУСКАЯ ОБЛАСТЬ 7 599.3 А 124.7 А 1.7 ¿А Стабильный рост 12.2012

□ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 7 125.0 А 753.5 А 11.8 ¿л Стабильный рост 12.2012

□ Щ ПАВЛОДАРСКАЯ ОБЛАСТЬ 29 534.7 А 791.1 А 2.8 Стабильный рост 12.2012

□ В СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 3 220.2 А 17.7 А о.б Стабильный рост 12.2012

□ Щ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАС ... 11 265.3 А 866.7 А 8.3 Стабильный рост 12.2012 -

Экспорт: Ехсе! РЭР

Рисунок 8 - Таблица динамики показателей

Таблица 1 - Обзор российских информационных систем сбора и обработки первичных образовательных

статистических данных

Назначение Основные функции и компоненты

Единая система сбора, обработки хранения и представления статистической информации (ЕССО) Росстата [17]

Обеспечение процесса производства и выпуска статистических данных - подсистема единой нормативно-справочной информации; - объединенная система регистров; - подсистема сбора и обработки статистической информации; - хранилище статистических данных; - универсальная транспортная подсистема

Программный комплекс «Мониторинг образования Российской Федерации» [18]

Автоматизация процессов сбора статистической информации, предоставляемой органами управления образования субъектов РФ - сбор и обработка статистической отчетности о состоянии системы образования страны; - формирование банка данных о состоянии и развитии образования в России и за рубежом (инвентаризация источников поступления информации; разработка механизма получения и дальнейшего обновления указанной выше информации; классификация, унификация и интерпретация данных);

- создание и преобразование хранимой информации для обеспечения структур управления образованием; - разработка, сбор, хранение и тиражирование программной продукции образовательного направления

Подсистема «Образовательная статистика и аналитика» АИС Департамента образования города Москва [19]

Своевременное и систематическое представление необходимых показателей для оперативного сбора и аналитической обработки различной информации о текущем состоянии образовательной сферы города Москва - автоматизировать заполнение образовательным учреждением имеющихся форм статистической отчетности; - заполнять новые формы для отслеживания необходимых показателей; - формировать отчеты из собранной информации по необходимым показателям

Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [20]

Реализация федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» Система ЕМИСС является государственным источником актуальных и достоверных статистических данных, получаемых из ведомственных хранилищ данных. Ведомства, участвующие в обмене статистическими данными образуют узлы ЕМИСС (ВС ЕМИСС)

АИС «Региональная образовательная статистика» [21]

Сбор и обработка статистических данных, мониторинга и оценки качества образования в Астраханской области организация сбора и обмена-передачи статистических данных между основными субъектами образовательной системы, за счет: - автоматизации процесса управления качеством образования на всех уровнях; - создания полной региональной базы данных на всех участников образовательного процесса региона и образовательные учреждения; - получения данных для формирования статистической и аналитической отчетности любого уровня, оценки качества деятельности органов управления и учреждений образования; - проведения широкомасштабных мониторингов различной направленности

Основные недостатки существующих систем образовательной статистики.

На основе анализа функционала существующих казахстанских и российских информационных систем были выявлены следующие последствия основных системных проблем информационного обеспечения в области статистического образовательного мониторинга: необоснованное дублирование, снижение качества (полнота, достоверность, актуальность) информационных ресурсов, а также снижение оперативности доступа к ним; дезинтеграция систем и информационных ресурсов в области сбора и хранения образовательной статистики; отсутствие функционала обработки накопленных больших объёмов данных образовательной статистики.

Разобщённость информационных систем и информационных ресурсов в сфере образования порождает следующие три основные проблемы:

- во-первых, снижает оперативность и качество процессов информационной поддержки принятия решения в органах государственной власти национального уровня;

- во-вторых, сдерживает предоставление государственных информационных услуг нового качества, как для органов государственной власти, так и для потребителей образовательных услуг и заинтересованных граждан;

- в-третьих, приводит к распылению государственных средств, расходуемых на информационное обеспечение в сфере образования, и не позволяет осуществлять эффективный контроль их использования.

Заключение

В рамках данной статьи было реализовано исследование, направленное на анализ существующих казахстанских и российских информационных систем образовательной статистики, позволяющий изучить их основные задачи, функционал, архитектуру. На основе анализа функционала существующих решений были выявлены следующие последствия основных системных проблем информационного обеспечения в области статистического образовательного мониторинга: необоснованное дублирование, снижение качества (полнота, достоверность, актуальность) информационных ресурсов, а также снижение оперативности доступа к ним; дезинтеграция систем и информационных ресурсов в области сбора и хранения образовательной статистики; отсутствие функционала обработки накопленных больших объёмов данных образовательной статистики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента Республики Казахстан об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 го-

ды: утв. 7 декабря 2010 года, № 1118 // Казахстанская правда. 2010. № 338 (26399).

2. Агранович М. Л., Заир-Бек Е. С., Кожевникова О. Н., Поневаж В. П., Рачевский Е. Л. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики. М. : Аспект Пресс, 2006. 133 с.

3. Агранович М. Л., Жарова Л. Н., Кожевникова О. Н. Системы образования регионов России: сравнительный анализ на основе международных индикаторов. М. : Аспект Пресс, 2004. 66 с.

4. Агранович М. Л., Жарова Л. Н., Кожевникова О. Н. Селиверстова И. В. Национальные системы статистики образования США и Германии // Сравнительный обзор. М. : ООО «Аспект», 2004. 104 с.

5. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов // Сборник инструктивно-методических материалов. М. : Логос, 2008. 184 с.

6. Константиновский Д. Л., Агранович М. Л., Дымарская О. Я. От сбора статистических данных - к информационному обеспечению принятия решений. Изд. 2-е, доп. и перер. М. : Логос, 2006. 160 с.

7. Информационно-аналитическое сопровождение Приоритетных направлений развития образования. М. : Логос, 2006. 60 с.

8. Агранович М. Л. Индикаторы в управлении образованием : что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 120-145.

9. Бахмутский А. Е., Заир-Бек Е. С., Кашина О. Н., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю. Технологии социального мониторинга. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 303 с.

10. Башмаков А. И., Старых В. А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. М. : Европейский центр по качеству, 2003. 384 с.

11. Uvalieva I., Turganbayev E., Tarifa F.. Development of information system for monitoring of objects of education on the basis of intelligent technology: a case study of Kazakhstan // Fifteenth International conference on Sciences and Techniques of Automatic Control & computer engineering (STA'2014). Hammamed, Tunis.2014. Р. 909-914.

12. Портала информационной системы электронного обучения. https://e.edu.kz/73. 12.04.2016.

13. Приказ Ответственного секретаря Министерства образования и науки Республики Казахстан от 21 ноября 2012 года № 519 О создании комиссии для ввода Единой системы управления высшим образованием в опытную эксплуатацию. -

http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3130904. 12.04.2016.

14. Создание инфраструктуры образовательной статистики, мониторинга и оценки качества знаний в системе образования РК : отчет о НИР (промежуточ-ный)/ВКГТУ им. Д. Серикбаева: рук. работы: Н. М. Темирбеков, Е. М. Турганбаев. Усть-Каменогорск, 2012. С. 55.

15. Создание инфраструктуры образовательной статистики, мониторинга и оценки качества знаний в системе образования РК : отчет о НИР (заключительный) / ВКГТУ им. Д. Серикбаева : рук. Н. М. Темирбеков; исп. Е. М. Турганбаев. Усть-Каменогорск, 2014. С. 92-94.

16. ИАС «Талдау».- http://taldaunew.stat.kz. 12.04.2016.

17. Инструкция по подготовке респондентом статистической отчетности с использованием offline модуля подготовки отчетов. -http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/res ources/59947a00451b8aaaac4dfe1b0c854b35/Instr+OFF-line.pdf. 12.04.2016.

18. Программный комплекс «Мониторинг образования Российской Федерации»/ Руководство пользователя.- http://www.miccedu.ru/files/morf/morf3.pdf. 12.04.2016.

19. Образовательная статистика и аналитика для сотрудников образовательных учреждений.-http://st.educom.ru/static/docs/online/ESA%20help%20e ducation_institution.doc. 12.04.2016.

20. Единая межведомственная информационно-статистическая система.-http: //fedstat.ru/indicators/start.do 12.04.2016.

21 . АИС Региональная образовательная статистика. - http: //www .astrcmo.ru/Mon/Ros.html. 12.04.2016.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ob ut-verzhdenii Gosudarstvennoy programmy razvitiya obra-zovaniya Respubliki Kazakhstan na 2011 - 2020 gody: utv. 7 dekabrya 2010 goda, No. 1118 (The Republic of Kazakhstan Decree of the President of the approval of the State Program of Education Development of the Republic of Kazakhstan for 2011 - 2020 years, approved December 7, 2010, number 1118), Kazakhstanskaya pravda, 2010, No. 338 (26399).

2. Agranovich M.L., Zair-Bek Ye.S., Kozhevniko-va O.N., Ponevazh V.P., Rachevskiy Ye.L. Metodi-cheskiye rekomendatsii po razrabotke, publikatsii i ra-sprostraneniyu analiticheskikh dokladov o sostoyanii i razvitii sistem obrazovaniya natsional'nogo, regional'no-go i subregional'nogo urovney na osnove statistiki (Guidelines for the development, publication and distri-

bution of analytical reports on the state and development of education systems at national, regional and subregional levels based on statistics), M. : Aspekt Press, 2006, 133 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Agranovich M. L., Zharova L. N., Kozhevniko-va O. N. Sistemy obrazovaniya regionov Rossii: sravni-tel'nyy analiz na osnove mezhdunarodnykh indikatorov (Educational systems of regions of Russia: A Comparative Analysis on the basis of international indicators), M .: Aspekt Press, 2004, 66 p.

4. Agranovich M.L., Zharova L.N., Kozhevnikova O.N. Seliverstova I.V. Natsional'nyye sistemy statistiki obrazovaniya SSHA i Germanii, Sravnitel'nyy obzor (National Statistical System of the USA and Germany Education), M .: OOO «Aspekt», 2004, 104 p.

5. Upravleniye kachestvom obrazovaniya v regione na osnove pokazateley i indikatorov (Quality management education in the region, based on benchmarks and indicators), Sbornik instruktivno-metodicheskikh mate-rialov, M .: Logos, 2008, 184 p.

6. Konstantinovskiy D.L., Agranovich M.L., Dy-marskaya O.YA. Ot sbora statisticheskikh dannykh - k informatsionnomu obespecheniyu prinyatiya resheniy (From the collection of statistical data - to inform decision), Izd. 2-ye, dop. i perer, M: Logos, 2006, 160 p.

7. Informatsionno-analiticheskoye soprovozhde-niye Prioritetnykh napravleniy razvitiya obrazovaniya (Information and analytical support of Priorities for the Development of Education), M .: Logos, 2006, 60 p.

8. Agranovich M.L. Indikatory v upravlenii obra-zovaniyem: chto pokazyvayut i kuda vedut? (Indicators in education management: what is shown and where will it going?), Voprosy obrazovaniya, 2008, No.1, pp.120145.

9. Bakhmutskiy A. Ye., Zair-Bek Ye. S., Kashina O. N., Timchenko V. V., Trapitsyn S. YU. Tekhnologii sotsial'nogo monitoringa (Social Monitoring Technology), SPb .: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007, 303 p.

10. Bashmakov A.I., Starykh V.A. Sistematizatsiya informatsionnykh resursov dlya sfery obrazovaniya: klas-sifikatsiya i metadannyye (Ordering of information resources for the education sector: classification and metadata), M .: Yevropeyskiy tsentr po kachestvu, 2003, 384 p.

11. Uvalieva I., Turganbayev Ye., Tarifa F .. Ra-zrabotka informatsionnoy sistemy monitoringa ob"yektov obrazovaniya na osnove intellektual'nykh tekhnologiy: tematicheskoye issledovaniye Kazakhstan, Pyatnadtsa-taya Mezhdunarodnaya konferentsiya po nauke i tekhno-logiyam avtomaticheskogo upravleniya i komp'yuterom inzhenerno (STA'2014), Khammamete, Tunis, 2014, pp. 909-914.

12. Portala informatsionnoy sistemy elektronnogo obucheniya (Portal information e-learning system), https://e.edu.kz/73. 12.04.2016.

13. Prikaz otvetstvennogo sekretarya ministerstva

obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan ot 21 noyab-rya 2012 goda No. 519 O sozdanii komissii dlya vvoda Yedinoy sistemy upravleniya vysshim obrazovaniyem v opytnuyu ekspluatatsiyu (Order of the Executive Secretary of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated November 21, 2012 № 519 About creation of the commission to enter the Unified higher education management system in trial operation), http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3130904, 12.04.2016.

14. Sozdaniye infrastruktury obrazovatel'noy statistiki, monitoringa i otsenki kachestva znaniy v sisteme obrazovaniya RK: otchet o NIR (promezhutochnyy) (Building the infrastructure of educational statistics, monitoring and evaluation of the quality of knowledge in the system of the Republic of Kazakhstan Education: research report (interim)) / VKGTU im. D. Serikbayeva: ruk. raboty: N. M. Temirbekov, Ye.M. Turganbayev, Ust'-Kamenogorsk, 2012, pp.55-57.

15. Sozdaniye infrastruktury obrazovatel'noy sta-tistiki, monitoringa i otsenki kachestva znaniy v sisteme obrazovaniya RK: otchet o NIR (zaklyuchitel'nyy) (Building the infrastructure of educational statistics, monitoring and evaluation of the quality of knowledge in the system of the Republic of Kazakhstan Education: research report (final)) / VKGTU im. D. Serikbayeva: ruk. N. M. Temirbekov; isp. Ye.M. Turganbayev, Ust'-Kamenogorsk, 2014, pp. 92-94.

16. IAS «Taldau» (IAS «Taldau») , http://taldaunew.stat.kz. 12.04.2016.

17. Instruktsiya po podgotovke respondentom sta-tisticheskoy otchetnosti s ispol'zovaniyem foruma mod-ulya podgotovki otchetov (Instructions for the preparation of the respondent statistical reports using offline ren-derer),

http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/res ources/59947a00451b8aaaac4dfe1b0c854b35/Instr+OFF-line.pdf. 12.04.2016.

18. Programmnyy kompleks «Monitoring obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii» / Rukovodstvo pol'zova-telya (The software package «Monitoring the Russian Federation Education» / User Guide), http://www.miccedu.ru/files/morf/morf3.pdf. 12.04.2016.

19. Obrazovatel'naya statistika i analitika dlya so-trudnikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy (Educational statistics and analytics for employees of educational institutions),

http://st.educom.ru/static/docs/online/ESA%20help%20e ducation_institution.doc. 12.04.2016.

20. Yedinaya mezhvedomstvennaya informatsion-no-statisticheskaya sistema (Unified interdepartmental information and statistical system), http://fedstat.ru/indicators/start.do 12.04.2016.

21. AIS Regional'naya obrazovatel'naya statistika (AIS Regional Education Statistics), http://www.astrcmo.ru/Mon/Ros.html. 12.04.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.