Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ МОНИТОРИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ'

АНАЛИЗ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ МОНИТОРИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева М.Н.

В статье рассматривается понятие мониторинга как основной инструмент исследования на предприятии. Мониторинг состоит из трех этапов. Основной частью является анализ, результаты которого влияют на дальнейшее развитие предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AS A BASIC COMPONENT OF MONITORING IN THE ENTERPRISE

The article discusses the concept of monitoring as a primary research tool in the enterprise. Monitoring consists of three stages. The main part is the analysis, the results of which affect the further development of the enterprise.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ МОНИТОРИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

потребляемых услуг, а также для их оплаты, что только негативным образом сказывается на всей системе предоставления услуг.

Использованные источники:

1. Тарифа на оплату услуг [Электронный ресурс] URL: http://www.zhkh.su/tarify_zhkh/ (Дата обращения 12.10.2016 г.)

2. Зарубежный опыт организации и регулирования сферы ЖКХ [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2014/55113.htm (Дата обращения 12.10.2016 г.)

УДК 338

Тимофеева М.Н. студент магистратуры 1 курс, Институт Управления Научный руководитель: доцент Слинков А.М Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ)

Россия, г. Белгород АНАЛИЗ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ МОНИТОРИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация: в статье рассматривается понятие мониторинга как основной инструмент исследования на предприятии. Мониторинг состоит из трех этапов. Основной частью является анализ, результаты которого влияют на дальнейшее развитие предприятия.

Ключевые слова: мониторинг, предприятие, инструмент исследования, анализ, стратегия.

Timofeeva M.N. magistrate

1st year, Institute of Management Supervisor: Associate Professor Slinkov A.M. Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod ANALYSIS AS A BASIC COMPONENT OF MONITORING IN THE ENTERPRISE Abstract: the article discusses the concept of monitoring as a primary research tool in the enterprise. Monitoring consists of three stages. The main part is the analysis, the results of which affect the further development of the enterprise.

Keywords: monitoring, enterprise, tool research, analysis, strategy. В современном обществе достаточно быстро происходят изменения в технологиях, политических системах, экономике, что встает вопрос о прогнозировании деятельности предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Выбор приоритетных направлений развития в любой отрасли хозяйствования требует внедрения и использования перспективных методов и инструментов оценки, а также диагностики

состояний объекта исследования. Одним из современных инструментов является мониторинг.

«Мониторинг» (от лат. monitor - предостерегающий) - метод исследования объекта, предполагающий его отслеживание и контролирование его деятельности (функционирования) с целью прогнозирования последней. В «Современном экономическом словаре» Райзберг рассматривает мониторинг как систематическое отслеживание, изучение состояния социальных явлений и процессов, сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их действительном положении, тенденциях изменения, развития; социальный мониторинг предусматривает оценку эффективности и качества регулирования социального пространства, действенности социальных технологий.

А.Б. Борисов трактует «мониторинг» как наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составная часть управления [1, с. 16].

Таким образом, рассматривая понятие «мониторинг» с различных точек зрения, можно с уверенностью говорить о его неоднозначности и сложности. В разных науках мониторинг используется как инструмент исследования.

Мониторинг будет функционировать только в том случае, если все элементы будут наделены конкретным содержанием, их взаимодействие будет специально организовано. [3, с. 15].

Мониторинг предприятия осуществляется в несколько этапов (рисунок 1).

Подготовительный этап

Практический этап

Аналитический этап

Рисунок 1 - Этапы мониторинга

На первом этапе определяется цель и объект мониторинга. На следующем этапе происходит сбор информации о состоянии объекта

мониторинга. На последнем этапе происходит обработка, анализ, систематизирование информации; разработка рекомендаций и принятие управленческих решений.

По моему мнению, анализ в мониторинге составляет основную часть, потому что на его основе в организации принимаются управленческие решения. Он позволяет выделить, какие изменения произошли в организации и что на это повлияло. Результаты анализа влияют на дальнейшее развитие предприятия, потому что они ложатся в основу совершенствования существующей стратегии. Поэтому следует уделить большее внимание проведению анализа.

Анализ представляет собой процесс разложения сложного объекта на составные части с целью его дальнейшего изучения и выявления каких-либо закономерностей.

В стратегическом управлении используют различные методы проведения комплексного анализа среды организации. По мнению Н.В. Парахиной, комплексный анализ включает пять ступеней:

1. Оценка: насколько хорошо работает существующая стратегия. На этом этапе происходит обзор прошлой стратегической деятельности организации и определение логической взаимосвязи отдельных частей стратегии.

2. Проведение SWOT-анализа. Оценка основных сильных сторон предприятия; повышенное внимание к слабым сторонам, так как они требуют корректирующих действий. Внешние благоприятные возможности и угрозы следует учитывать, так как хорошая стратегия должна способствовать накоплению положительных возможностей и защите от возможных угроз.

3. Оценка стоимостной позиции организации относительно конкурентов (с использованием цепи действия / стоимость). Стратегия должна поддерживать стоимостный фактор на уровне соперников, чтобы обеспечить конкурентоспособность компании. Для начала надо построить стоимостную цепь по отдельным действиям, т.е. отразить картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей. В этой цепи отражаются три главные области: область снабжения, передовые части каналов распределения, собственно деятельность организаций. Затем проанализировать в какой области есть различия с конкурентами [2,с.87].

4. Оценка конкурентной позиции организации и ее конкурентной силы. Этот этап показывает, как расположена организация относительно соперников по главным показателям конкурентного успеха. Анализ конкурентной силы показывает, где организация сильна, а где слаба.

5. Определение стратегических подходов и проблем организации. Целью этого этапа является разработка полного стратегического перечня с использованием ситуационного, а также отраслевого и конкурентного анализа для понимания того, насколько существующая стратегия соответствует внешней и внутренней ситуации организации[2,с.102].

Они должны опираться на выполненный комплексный анализ и ответить на следующие вопросы:

— адекватна ли существующая стратегия движущим силам в отрасли;

— как тесно существующая стратегия связана с будущими отраслевыми факторами успеха;

— насколько хороша защита существующей стратегии от пяти конкурентных сил в будущем, а не сейчас и в прошлом;

— способна ли существующая стратегия адекватно защитить компанию от внешних угроз и внутренних слабостей;

— должна ли компания опасаться конкурентных атак от одного или более конкурентов;

— нужны ли дополнительные действия для улучшения стоимостной позиции компании, накопления положительных возможностей или улучшения ее конкурентной позиции?

После проведения комплексного анализа внешней и внутренней среды результаты систематизируются, а на их основе вырабатывается стратегия развития организации на ближайшее будущее.

Таким образом, на сегодняшний день информационная основа социально-экономического управления организацией проводит мониторинговый анализ. Каждый раз менеджер должен проанализировать большое количество субъективных и объективных факторов, чтобы принять во внимание различные специфические условия функционирования предприятия, определить критерии для принятия решения выбора. Мониторинг внешней и внутренней среды организации за счет комплексного анализа позволит компании улучшить существующую стратегию или создать совершенно новую стратегию.

Использованные источники

1.Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2012. - 860 с.

2.Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КНОРУС, 2012. - 312 с.

3.Попов С.А. Стратегическое Управление / С.А. Попов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 450 с.

4.Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 480 с.

5.Слинков А.М., Игнатова Т.В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 1 (68). С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.