Научная статья на тему 'Анализ кадрового ресурса ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" на современном этапе'

Анализ кадрового ресурса ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY-ND
252
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ / CENTER OF HYGIENE AND EPIDEMIOLOGY / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ШТАТЫ / ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / LABORATORY RESEARCHES / STAFF

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Зиатдинов В. Б., Сабирзянов А. Р.

Представлен анализ изменений структуры штатов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» за период 2005-2014 гг. За исследованный период в структуре учреждения сократилось количество филиалов, подразделений, в том числе лабораторных. В штате учреждения уменьшилась доля специалистов с высшим и средним медицинским образованием, и отмечается рост числа «других специалистов с высшим образованием».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Зиатдинов В. Б., Сабирзянов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of personnel resource of the Center of Hygiene and Epidemiology in the Republic of Tatarstan (Tatarstan) at the present stage

The analysis of changes of staff structure of The Center of Hygiene and Epidemiology in the Republic of Tatarstan (Tatarstan) during 2005-2014 is submitted. For the studied period in structure of establishment the number of branches, divisions, including laboratory was reduced. In the staff of institution the share of experts with the higher and secondary medical education decreased, and growth of number «other experts with the higher education» is noted.

Текст научной работы на тему «Анализ кадрового ресурса ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" на современном этапе»

ИЮЛЬ М (292) ЗНивО

7

УДК 005.962:005.71 (470.41)

АНАЛИЗ КАДРОВОГО РЕСУРСА ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)»

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.Б. Зиатдинов, А.Р. Сабирзянов

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)», Казань, Россия

Представлен анализ изменений структуры штатов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» за период 2005-2014 гг. За исследованный период в структуре учреждения сократилось количество филиалов, подразделений, в том числе лабораторных. В штате учреждения уменьшилась доля специалистов с высшим и средним медицинским обра-рГ зованием, и отмечается рост числа «других специалистов с высшим образованием».

^^ Ключевые слова: Центр гигиены и эпидемиологии, структура, штаты, лабораторные исследо-

^Р вания.

V.B. Ziatdinov, A.R. Sabirzyanov □ THE ANALYSIS OF PERSONNEL RESOURCE OF THE CENTER OF HYGIENE AND EPIDEMIOLOGY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN (TATARSTAN) AT THE PRESENT STAGE □ The Center of Hygiene and Epidemiology in the Republic of Tatarstan (Tatarstan), Kazan, Russia.

The analysis of changes of staff structure of The Center of Hygiene and Epidemiology in the Republic of Tatarstan (Tatarstan) during 2005-2014 is submitted. For the studied period in structure of establishment the number of branches, divisions, including laboratory was reduced. In the staff of institution the share of experts with the higher and secondary medical education decreased, and growth of number «other experts with the higher education» is noted.

Key words: Center of Hygiene and Epidemiology, structure, staff, laboratory researches.

Кадровый состав любой организации зависит от целей, стоящих перед ней, и задач, решение которых должны обеспечить ее сотрудники. В Центрах гигиены и эпидемиологии он определяется многими факторами, в том числе зависит от экономической и экологической ситуации на территории, уровня урбанизации и т. д. Немаловажное значение имеет уровень организации госсанэпиднадзора, состояние материально-технической базы, использование современных технологий, новых управленческих решений [2].

Цель исследования - анализ изменений структуры штатов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» за период 2005-2014 гг.

Материалы и методы. Источниками информации служили ежегодные отчеты по формам отраслевого статистического наблюдения № 19-11, № 2-13 [7, 8].

Результаты исследования. С момента создания в 2005 году ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» (Центр гигиены и эпидемиологии) с 17 филиалами, основной функцией которого стало обеспечение деятельности Управления Роспот-ребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) и его отделений, постоянно происходила корректировка структуры подразделений и состава специалистов. В последние годы количество филиалов по республике уменьшилось до 12, были объединены некоторые из них. Изменения законодательства, усложнение функций и задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой, меняющиеся требования к организации работы учреждений предопреде-

ляют организационную структуру Центра гигиены и эпидемиологии.

Так, до 2012 года число подразделений, обеспечивающих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, равнялось 90, из которых 79 - в филиалах Центра гигиены и эпидемиологии. В дальнейшем их количество уменьшилось до 35, в том числе 30 - в филиалах.

Аналогичное преобразование произошло и в отношении лабораторных подразделений: было 68, из которых 56 - в филиалах; стало - 50, из которых 38 - в филиалах. Количество лабораторий гигиенического профиля уменьшили с 33 до 28.

Оптимизация структуры обусловлена в первую очередь ужесточением требований к деятельности испытательных лабораторных центров со стороны Федеральной службы по аккредитации в последние годы, несоответствием лабораторий требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [9], требованиям санитарных правил СП 1.3.2322-08 [6]. Для прохождения процедуры аккредитации и лицензирования медицинской деятельности, для поддержания системы менеджмента качества испытательных лабораторных центров требуются огромные финансовые средства, соответствующий кадровый состав и оборудование. Установленным требованиям не соответствовали многие лаборатории филиалов, поэтому только за 20142015 гг. были закрыты 13 лабораторий, а высвобожденными ставками укреплены межрайонные испытательные лабораторные центры на базе крупных филиалов.

Состав сотрудников по штатным должностям за 10 лет также изменился (рис. 1).

ЗНиСО

июль N07 (292)

2005 г.

2014 г.

Рис. 1. Сравнение структуры кадрового состава по штатным должностям ФБУЗ «Центр эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» за 10 лет деятельности

гигиены и

Доля руководящего состава в центре уменьшилась с 2 до 1,4 % за счет объединения филиалов. Наиболее заметно увеличились как в абсолютных значениях, так и по доле «другие специалисты с высшим образованием», то есть не имеющие медицинского образования: в 4,1 раза (с 3,3 до 13,5 % соответственно). На 11 штатных единиц увеличилась число химиков-экспертов, на 30 - биологов.

Лабораторный контроль является одним из основных как по значимости, так и по трудозатратам видов деятельности учреждения [3]. В Республике Татарстан организация и проведение лабораторно-инструментальных исследований в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора составляли 93,7 % от трудозатрат ведомственной целевой программы «Гигиена и здоровье»; 95,9 % всех трудозатрат программы «Защита прав потребителей», завершившихся в 2013 году. Одним из показателей эффективности осуществления контрольно-надзорных мероприятий является обеспечение их лабораторно-ин-струментальными исследованиями. В республике обеспеченность лабораторно-инструмен-тальными исследованиями плановых проверок ежегодно увеличивается и в 2014 году составила 95 %.

1000

1

Удельный вес сложных и совершенных исследований, выполняемых лабораторными подразделениями санитарно-гигиенического профиля, увеличился с 19 (2002 г.) до 67 % (2008 г.) [10]. В 2014 году этот показатель составил 75 %. Удельный вес внедрения новых методов лабораторных исследований от числа запланированных постоянно растет: только за два года со 100 (2006 г.) до 174 % (2008 г.), при этом номенклатура лабораторных исследований расширилась на 91 ингредиент. Ежегодно внедряется около 100 новых методик, и по ним проводится в среднем около 100 000 лабораторных исследований. Так, в 2014 году внедрено 106 новых методов лабораторных исследований, по вновь внедренным методикам выполнено 161 748 исследований. Разработку и внедрение новых высокочувствительных аналитических методов рассматривают как важнейшее стратегическое направление профилактической медицины [11].

В 2005 году кадры Центра гигиены и эпидемиологии и его 17 филиалов по штатам включали 297 врачей, численность которых за 10 лет уменьшилась на 25,9 % (рис. 2). Параллельно, но с большими темпами (на 55,5 %), сократилась численность и среднего медицинского персонала с 771 до 428 (рис. 2).

В

Рис. 2. Динамика численности врачей и среднего медицинского персонала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)»

ИЮЛЬ На/ (292) ЗНивО

9

1

В подразделениях, обеспечивающих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, уменьшилась в 1,33 раза (с 173 до 130 человек) не только численность врачей, но и их доля от всех врачебных кадров: с 60,7 до 51,5 %.

Средний медперсонал, занятый в этом подразделении, сократился с 446 до 125 человек. В 2006 г. 59,5 % от всех средних медработников учреждения работали в этом подразделении, в 2014 г. - лишь 29,9 %.

Число ставок врачей по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям уменьшилось в 4,0 раза; врачей-лаборантов - в 2,0 раза, а фельдшеров-лаборантов - в 1,87 раза, лаборантов - в 2,5 раза. Эти процессы привели к падению величины коэффициента, отражающего соотношение врачей и помощников врачей в службе. Если в 2005-2007 гг. она равнялась 2,6, то в последующие годы постепенно уменьшалась и в 2013 и 2014 гг. соответствовала 2,0 и 1,95. Данная ситуация характерна для многих Центров гигиены и эпидемиологии страны.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 11 приложения № 1 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства России от 15.04.2014 № 294 [4], количество среднего медперсонала, приходящегося на 1 врача, к 2020 году должно достигать 3 единиц.

Изменения в штатной расстановке учреждения за указанный период в значительной степени были продиктованы требованиями законодательства и совершенствованием санэпид-надзора, усложнением функций и задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой. Требования Росаккредитации существенно повысили роль профессиональной подготовки экспертов для обеспечения независимости и компетентности испытательных лабораторных центров. Для обеспечения системы менеджмента были привлечены специалисты с техническим образованием.

Принятие Технических регламентов Таможенного союза начиная с 2011 года определило новое направление работ по лабораторному обеспечению деятельности Управления в свете законодательства Таможенного союза (ТР ТС 005/2011, ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 009/2011, ТР ТС 017/2011, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 024/2011, ТР ТС 033/2013, ТР ТС 034/2013). Для освоения исследований на показатели Технических регламентов был приобретен значительный объем нового современного дорогостоящего оборудования как для микробиологических, так и санитарно-химических лабораторий испытательного лабораторного центра г. Казани, привлечены профильные квалифицированные специалисты. Неуклонный рост количественных показателей химического фактора, ставший ведущим по влиянию на смертность и заболеваемость населения, определяет

необходимость перехода при аналитическом мониторинге безопасности среды с ориентации, основанной на исследовании отдельных целевых веществ, к оценке реального комплекса соединений [1, 12]. Так, приобретенные хромато-масспектрометры в 2-2,5 раза увеличили количество определяемых показателей в воде и продуктах (на сегодня в ИЛЦ определяется от 160180 показателей в зависимости от вида пробы).

С другой стороны, значительные изменения в штате специалистов лабораторий с высшим образованием обусловлены ежегодным замещением должностей врачей по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врачей-лаборантов, врачей бактериологов специалистами с высшим немедицинским образованием - химиками и биологами, и связаны со значительными трудностями, возникающими при получении специальности и сертификатов врачей.

Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541 н [5] наименование должности «врач-лаборант» упразднено и сохраняется только для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года.

Снижение численности врачей и среднего медицинского персонала, возможно, связано и с низкой оплатой труда и непрестижностью профессии среди молодых специалистов. Ежегодно в Центр гигиены и эпидемиологии обращаются только 1-2 молодых специалиста с вопросом трудоустройства. Немаловажной проблемой становится и отсутствие в настоящее время в Республике Татарстан и прилегающих субъектах федерации образовательных учреждений по подготовке среднего медицинского персонала для учреждений санэпидслужбы. На сегодняшний день средний медицинский персонал Центра гигиены и эпидемиологии является одним из самых возрастных и невоспол-няемых, что в ближайшей перспективе может привести к исчезновению данных специалистов.

Увеличение доли «другие специалисты с высшим образованием» также обусловлено изменениями законодательства в сфере закупок, когда для обеспечения деятельности учреждения необходимо привлечение специалистов с экономическим и юридическим образованием.

Корректировки штатной структуры учреждений при изменении функций и видов деятельности являются неизбежными и всегда будут. Так, для исследований и измерений физико-механических показателей Технических регламентов Таможенного союза с 2014 года привлекаются специалисты-эксперты с техническим и/или иным немедицинским образованием, хотя увеличение общей штатной численности сотрудников Центра гигиены и эпидемиологии не предусматривается, и привлечение одних специалистов будет сопровождаться сокращением других.

10

ЗНиСО

июль Ml/ (292)

Вывод. За десять лет произошли существенные изменения в структуре подразделений и штатов «Центра гигиены и эпидемиологии Республики Татарстан». Изменения законодательства, усложнение функций и задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой, меняющиеся требования к организации работы учреждений предопределяют организационную структуру Центров гигиены и эпидемиологии, нуждающуюся в дальнейшей оптимизации и совершенствовании ее деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году». М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. 191 с.

2. Груздева О.А. Научное обоснование оптимизации организации и деятельности Центра гигиены и эпидемиологии (на примере филиала в ЦАО г. Москвы): Ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 / Груздева Ольга Александровна. М., 2007. 25 с.

3. Малышева А.Г. Неучтенная опасность воздействия химических веществ на здоровье человека // Гигиена и санитария. 2003. № 6. С. 34-36.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294.

5. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541 н.

6. Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III—IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (с изменениями и дополнениями): Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2008 г. № 4.

7. Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения № 2—13, 9-13, 26-13 и инструкции по заполнению формы № 9-13 (с изменениями на 17 октября 2014 года): Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 июня 2013 г. № 437.

8. Об утверждении формы отраслевого статистического наблюдения № 19-11 «Сведения о сети, структуре, штатах и кадрах органов и организаций Роспотребнадзора за_год» и Инструкции по заполнению формы № 1911: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 декабря 2011 г. № 898.

9. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий ГОСТ ИСО/МЭК 170252009. Межгосударственный стандарт (вместе с «Руководящими указаниями по применению в отдельных областях») (введен в действие Приказом Росстандарта от 04.04.2011 № 41-ст).

10. Полякова М.Ф. и др. Методологические основы управления качеством деятельности организаций Роспот-ребнадзора в конкурентной среде на примере ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» / М.Ф. Полякова, С.И. Савельев, В.В. Коротков // Фундаментальные исследования. 2015. № 1. С. 1409-1413.

11. Попова А.Ю. и др. Актуальные проблемы гигиенической безопасности населения на современном этапе социально-экономического развития страны / А.Ю. Попова, Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур // Проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь, 13-15 мая 2015 г. С. 6-12.

12. Рахманин Ю.А. и др. Концепция развития государственной системы химико-аналитического мониторинга окружающей среды / Ю.А. Рахманин, А.Г. Малышева // Гигиена и санитария. 2013. № 6. С. 5-9.

Контактная информация:

Сабирзянов Айрат Ринатович, тел.: +7 (843) 221-90-99, e-mail: [email protected]

Contact information: Sabirzyanov Aj rat, phone: +7 (843) 221-90-99, e-mail: [email protected]

Ü

♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.