Научная статья на тему 'Анализ кадрового потенциала в сфере туризма Казахстана'

Анализ кадрового потенциала в сфере туризма Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БАКАЛАВР / МАГИСТРАТУРА / ДОКТОРАНТУРА / ОФИС-МЕНЕДЖЕР / СЕРВИС / УСЛУГИ / ТУРИНДУСТРИЯ / TOURISM / PERSONNEL POTENTIAL / PERSONNEL TRAINING / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / BACHELOR / MASTER''S / DOCTORAL / OFFICE MANAGER / SERVICE / SERVICES / TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касымова Асель Амангельднивна, Бексеитова Дана Дастановна, Шаимова Айгерим Нурлыбековна

На сегодняшний день одним из главных критерии устойчивого развития экономики в мире является ее кадровый потенциал. Туризм, являясь не маловажным ее сектором, не исключение. В мире наблюдается тенденция нехватки специалистов этой отрасли. Наша страна не исключение. Казахстан, как развивающиеся государство, не оставляет без внимания туристскую отрасль, так как обладает высоким туристским потенциалом. А для его развития нужны кадры, которые способны не только работать, но и развивать отрасль в целом. Государством предпринято ряд мер, которые направлены на подготовку и переподготовку кадров. На сегодняшний день это 127 ВУЗов. И с каждым годом, на кадровый рынок выходят новые работники, с новыми взглядами и трезвым умом, способные вывести туризм на новый уровень в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of personnel potential in the sphere of tourism in Kazakhstan

Today one of the main criteria for sustainable economic development in the world is it's human resources potential. Tourism is not exception and it's an important sector of economic. In the world there is a tendency of shortage of experts of this department. Our country. Kazakhstan, as a developing country, also pay attention to it, because we have a high tourist potential. And for it's development we need personnel who are able not only to work, but also to develop the industry as a whole. The state has undertaken a number of measures aimed at training and retraining personnel. Nowadays, there are 127 universities. And every year new employees come to the personnel market with new views and a sober mind, capable of bringing tourism to a new level in our country.

Текст научной работы на тему «Анализ кадрового потенциала в сфере туризма Казахстана»

Анализ кадрового потенциала в сфере туризма Казахстана

Analysis of personnel potential in the sphere of tourism in Kazakhstan

Касымова Асель Амангельднивна.

Студент, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Казахстан, Астана. e-mail aselya 1396@mail.ru

Kassymova Assel.

Student,

ENU after L.N. Gumilev, Kazakhstan, Astana. e-mail aselya_1396@mail.ru

Бексеитова Дана Дастановна.

Студент, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Казахстан, Астана. e-mail danabekseitova@mail.ru

Bekseitova Dana.

Student,

ENU after L.N. Gumilev, Kazakhstan, Astana. e-mail danabekseitova@mail.ru

Научный руководитель Шаимова Айгерим Нурлыбековна.

Старший преподаватель, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Казахстан, Астана. e-mail shaimova_enu@mail.ru

Scientific adviser Shaimova Aygerim.

Senior Lecturer, ENU after L.N. Gumilev, Kazakhstan, Astana. e-mail shaimova_enu@mail.ru

Аннотация.

На сегодняшний день одним из главных критерии устойчивого развития экономики в мире является ее кадровый потенциал. Туризм, являясь не маловажным ее сектором, не исключение. В мире наблюдается тенденция нехватки специалистов этой отрасли. Наша страна не исключение. Казахстан, как развивающиеся государство, не оставляет без внимания туристскую отрасль, так как обладает высоким туристским потенциалом. А для его развития нужны кадры, которые способны не только работать, но и развивать отрасль в целом. Государством предпринято ряд мер, которые направлены на подготовку и переподготовку кадров. На сегодняшний день это 127 ВУЗов. И с каждым годом, на кадровый рынок выходят новые работники, с новыми взглядами и трезвым умом, способные вывести туризм на новый уровень в нашей стране.

Annotation.

Today one of the main criteria for sustainable economic development in the world is it's human resources potential. Tourism is not exception and it's an important sector of economic. In the world there is a tendency of shortage of experts of this department. Our country. Kazakhstan, as a developing country, also pay attention to it, because we have a high tourist potential. And for it's development we need personnel who are able not only to work, but also to develop the industry as a whole. The state has undertaken a number of measures aimed at training and retraining personnel. Nowadays, there are 127 universities. And every year new employees come to the personnel market with new views and a sober mind, capable of bringing tourism to a new level in our country.

Ключевые слова: туризм, кадровый потенциал, подготовка кадров, высшие учебные заведения, бакалавр, магистратура, докторантура, офис-менеджер, сервис, услуги, туриндустрия.

Key words: tourism, personnel potential, personnel training, higher education institutions, bachelor, master's, doctoral, office manager, service, services, tourism industry.

В течение последних лет туристская отрасль стала одной из самых высокодоходных видов бизнеса во всем мире. Туристская индустрия как межсекторное объединение социально-бытовой инфраструктуры занимает одну из главенствующих ролей в макроэкономике, тем самым обеспечивает десятую долю мирового валового национального продукта. Также международный туризм способен оказать огромное воздействие на занятость населения.

В настоящее время каждый 15-й работник в мире занят в сфере туристского или гостиничного бизнеса. На долю туризма приходится около 7% мирового капитала, 5% всех мировых налоговых поступлений, 11% мировых потребительских расходов. Число туристских поездок во всем мире составляет около миллиарда в год [1].

Давно известный факт, что 21 столетие характеризуется как эра информации, образования, технологий, ресурсов и услуг. Таким образом, ученые всего мира дают прогноз, что развитие техники и технологии в туризме и взаимосвязанных отраслях экономики поспособствуют огромному прорыву в эволюции сферы путешествий. И неудивительно, что в настоящее время век, в котором мы живем, был провозглашен ЮНЕСКО «Веком Туризма».

На сегодняшний день в условиях усиленного роста туристского предпринимательства во всем мире, в том числе и в Казахстане, становится понятно, что без специального высшего образования удержать на плаву свой бизнес, а особенно преуспеть будет нелегко, а в частности оказания услуг туристам, практически немыслимо.

В современном Казахстане образована и успешно функционирует сеть высших учебных заведений обучающие студентов по специальности «Туризм», готовящие специалистов в своем деле. Несмотря на это число их выпуска, целиком не способно ответить потребностям рынка. Таким образом, количество многопрофильных ВУЗов, которые пользуются нынешним положением возросло. Так как им не доставляет больших трудов заполучить лицензию на обучение студентов по туристской специальности. На повестке дня стоит вопрос о создание единых требований, предъявляемых к квалификационным характеристикам в сфере туристского образования - вопрос разработки так называемой «модели» специалиста для отрасли туризма. Функционирующие в стране стандарты и методика определения качества подготовки специалистов нуждается в

значительных изменений.

На сегодняшний день особое внимание уделяется квалифицированным кадрам. Для регионов Казахстана это является преимущественно первой задачей, а особенно в сфере туризма. Стоит отметить, что специалисты узкого направления наиболее востребованы в регионах Казахстана. Основным видом туризма в стране является активный вид туризма. Являясь наиболее популярным, он требует профессионалов высшего класса, так как от качества их работы и услуг, зависит безопасность туристов. Иностранные туристы, прежде всего должны быть уверены в том, что они в надёжных руках мастера своего дела.

Возьмем для примера ситуацию из учебника «Введение в гостеприимство» Джона Уокера. Он отмечал, что гостиница может обладать целым рядом достоинств: удобным расположением, отличным дизайном, шикарным номерным фондом, великолепным рестораном, но, если гость хотя бы однажды столкнется с равнодушием администратора или хамством официанта, в этот отель или ресторан он больше не вернется. Именно качество подготовки персонала нередко становится тем камнем преткновения, о который разбиваются любые попытки руководства вывести предприятие на желаемый уровень [2].

Если рассмотреть статистические данные за 2015-16 года, то на сегодняшний день в Казахстане готовят специалистов в туристской области 127 ВУЗов. Число обучающихся составляет 459 369 студентов. Бакалавриат - 414 772, магистратура - 39344.

Что касается сферы туризма, подготовка кадров по бакалавриату осуществляется в 50 высших учебных заведениях: Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва (ЕНУ), Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ), Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ), Казахский государственный женский педагогический университет (КГЖПУ), Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова (ЖГУ), Актюбинский государственный региональный университет им. К. Жубанова (АГУ им. К. Жубанова), Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова (КГУ имени Ш. Уалиханова), Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова (АГУ имени Х. Досмухамедова), Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова (ВКГУ), Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати (ТарГУ) и многие другие. 15 из них по магистратуре и всего 3 по докторантуре - это Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва (ЕНУ), Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ) и Казахская академия спорта и туризма. А так же обучение на менеджера по туризму: колледж Астаны — Экономико-юридический колледж [3].

В 2016 году МОН РК выделило 31702 гранта, из них по специальности Туризм: казахское отделение -244, русское - 81. Конкурс на одно место составлял на казахское отделение - 1,48 и на русское - 2,35.

Число студентов обучающихся по специальности туризм на 2016-2017 учебный год: прием - 704; численность - 2328; выпуск - 610. В 2015 году было принято 907 студентов, что показывает, что количество заявок снизилось, но численность составляла 3826, а выпустилось 1089 студента. По ожиданиям должно было выпуститься 1085 студента, но в 2016 году выпустилось 610, что почти в 2 раза меньше. Данные показатели изображены в диаграмме на рисунке 1.

Рисунок 1 - Число обучающихся по специальности туризм на 2015 и 2016 года.

Государственная собственность: прием - 438 студентов, численность - 1184 студентов, выпуск - 306 студентов. Частная собственность: прием - 266, численность - 1144, выпуск - 304 (рисунок 2).

Рисунок 2 - Число обучающихся в ВУЗах относящихся к государственной и частой собственности.

Проанализировав диаграмму на рисунке 2 можно отметить, несмотря на то, что в частные ВУЗы поступают почти в два раза меньше абитуриентов численность и выпуск остаются такими же, как и в государственных учебных заведениях.

Колледжи: прием - 704, численность - 2328, выпуск - 610.

Обучающиеся по государственному образовательному заказу: прием - 482, численность - 1427, выпуск - 344. Получающие платные образовательные услуги: прием - 222, численность - 901, выпуск - 266 (рисунок 3).

Рисунок 3 - Численность обучающихся по форме оплаты.

Данная диаграмма показывает, что численность поступающих на специальность Туризм по гранту больше в два раза, численность обучающихся больше на 37%, а выпускников на 23%.

Численность магистрантов по Казахстану - 32893. Из них по специальности Туризм магистрантов -прием - 51; численность - 97; выпуск всего - 58; с защитой диссертации - 58. В том числе обучающиеся по государственному образовательному заказу: прием - 24, численность - 51, выпуск - 43, с защитой диссертации - 43 и платное обучение: прием - 27, численность - 46, выпуск-15, с защитой диссертации - 15.

Численность докторантов по Казахстану - 2710. Из них по специальности туризм докторантов: прием -7, численность - 15, выпуск - 2 (рисунок 4) [4].

97

Магистраты Докторанты

■ Прием ■ Численность «Выпуск

Рисунок 4 - Численность магистрантов и докторантов по специальности Туризм в Казахстане.

Вышеуказанная диаграмма показывает, что число магистрантов обучающихся по специальности Туризм намного больше чем докторантов. Т. е. только 11% обучившихся на магистратуре поступают и оканчивают докторантуру.

Важное внимание стоит обратить на подготовку "офис - менеджеров" туристских предприятии. На

данный момент в Казахстане туристские организации нацелены на развитие выездного туризма, а так же на иностранных туристов. Но мы видим, что будущим специалистам трудно найти работу в своей сфере деятельности. Это связано с субъективными факторами (низкая з/п, отсутствие опыта, квалификации) и объективных (рыночные условия найма, не востребованность профессии). Но есть организации, где "офис -менеджер" занимается и выездным, и въездным туристским потоком, из-за чего количество штата уменьшается в два раза. Это значит, что процесс обслуживания переходит на место потребления услуги.

Однако, несмотря на это, число занятых в туристкой отрасли РК в 2014 году составило 126,2, что больше по сравнению с 2013 годом, где количество число работников составило 118, 5 (таблица 1) [5].

Таблица 1 - Число занятых в туристкой отрасли РК на период 2003-201 4гг.

003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014

Деятельность

туроператоров,

турагентов и прочих организаций ,7 ,1 ,3 ,1 ,7 ,1 ,9 ,6 ,5

предоставляющих слуги в сфере туризма

Услуги по

организации проживания 3,4 4,6 8,3 0,1 4,4 6,9 1 8,7 7,7 2,6 0,4 3,9

Деятельность по

организации отдыха, развлечений, культуры и 0,5 4,4 9,7 3,6 3 5,4 5 7,4 1,6 0,5 1,5 5,8

спорта

Всего 6,6 2 01,1 07 14,5 16,3 32,7 12,2 14,2 08,1 18,5 26,2

Также данная информация представлена ниже в виде диаграммы.

2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003

6.5

6.6

33

!

3

т

53,9 ~0,4

30.1

28.3

24.6

23.4

65,8

61,5

5 42.6 60.5 -1

I

4.9 47,7 61.6

6.1 48.7 57.4

1

6,7 41 85

I

4 36.9 75.4 1

|

7.1 34.4 73

73,6

69,7

64,4

60,5

0

20

40

60

80

100

120

140

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность туроператоров, тур агенте в и прочих организаций предоставляющих слуги в сфере туризма

I Услуги по организации проживания

Деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта

Рисунок 5 - Число занятых в туристкой отрасли РК на период 2003-201 4гг.

Проанализировав имеющуюся информацию можно отметить, что по сравнению с 2003 годом число занятых в туристской отрасли в 2014 возросло на 46%. Это указывает на то, что интерес к туризму в нашей стране неуклонно растет и с каждым годом появляется все больше рабочих мест в данной отрасли экономики.

Невзирая на то, что у нас имеется огромной спектр образовательных программ туристской ориентации, до настоящего времени отмечается нужда в системном подходе в практико-ориентированном образовании, профподготовке индивидуальных категорий профессионала туристской отрасли, например, экскурсоводов, аниматоров развлекательных программ, в определении профессиональных требований к ним с учётом потребностей современного рынка туристских услуг. В соответствие с экспертной оценкой Комитета по туризму, всего 20% гостиниц Казахстана принимают на работу выпускников ВУЗов без опыта работы, на ряду с этим показатель неудовлетворенности уровнем подготовки и профессионализма своих кадров проявляется фактически у 80% руководителей предприятия.

Принимая в расчет первоочередность государственной политики в развитии туриндустрии Казахстана, подготовка специалистов должна быть нацелена на те специальности, которые востребованы конъюнктурой рынка, уделять особенное внимание подготовке кадров взаимосвязанных отраслей (персонал среднего звена в отрасли гостеприимства) и узко специализированных специалистов внутреннего и въездного туризма (краеведы, экскурсоводы, инструкторы-проводники).

Проанализировав рынок кадрового потенциала в сфере туризма, нами было выявлено ряд проблем и далее мы представили возможные пути решения. Проблемы кадрового потенциала на сегодняшний день:

1) Нет контроля над качеством работы кадрового потенциала в туристской отрасли;

2) Большая часть работников располагаю только средним образованием;

3) Отсутствует корпоративный стиль работы;

4) Отсутствует предпринимательское инвестирование;

5) Низкая мотивация трудовой деятельности;

6) Плохие условия труда;

7) Низкий уровень технической вооружённости;

8) Инвестиционный климат на фирме.

Пути решения данных проблем:

- содействие обновлению кадрового потенциала в сторону повышения его квалифицированной и экономически мобильной части на перспективных предприятиях, потерявших значительное число работников из-за спада производства и низкой оплаты труда;

- обеспечение упреждающей переподготовки квалифицированных кадров, потребность в которых снижается в результате структурных сдвигов, модернизации производства и банкротства;

- содействие быстрейшему трудоустройству квалифицированных работников, оставшихся без рабочего места, с целью предотвращения потери квалификации;

- обязательное трудоустройство молодежи, окончившей профессиональные учебные заведения, в соответствии с полученной специальностью, если она отвечает спросу экономики, или первоочередное (по сравнению с другими контингентами нуждающихся в работе) до обучения с учетом конъюнктуры рынка труда;

- обеспечение не только всеобуча руководителей (профессионального, экономического, юридического и т.д.), но и способствование развитию их интеллектуального, культурного, духовно-нравственного и физического

Таким образом, уровень сервиса играет огромную роль в развитии туризма в РК. Повышение уровня государственного регулирования в сфере подготовки кадров обеспечит ускоренное развитие туризма в крае, а недооценка значения уровня сервиса может привести к снижению темпов развития туризма в РК. В Казахстане остро стоит вопрос о подготовке квалифицированных кадров, а также о будущем их трудоустройстве.

Стоит отметить, что система образования РК устарела и стоит внести большие изменения в план обучения студентов специальности туризма, а именно отойти от старой модели преподавания, расширить спектр предлагаемых предметов и курсов, дав студентам право выбора. Это позволит не только привлечь большее количество студентов в казахстанские вузы, но и повысить качество квалификации будущих специалистов, а это, в свою очередь, понесет за собой изменения туриндустрии в целом, что позволит нашей стране выйти на новый уровень.

Решение задачи закрепления кадров в туриндустрии Казахстана можно осуществить через создание благоприятных перспектив для жизни и работы среди молодежи.

Решение проблемы текучести кадров в Казахстане возможно через развитие органами власти строительства доступного жилья и коммуникационной инфраструктуры, развитие системой образования предпринимательской культуры у молодежи, начиная с профориентации каждого молодого человека, сокращение затрат бюджета на социальную сферу через развитие предпринимательства в сфере образования.

Список используемой литературы:

1. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. - М. - 2009. - С.352

2. Уокер Дж. Р. - Введение в гостеприимство: учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2006. -

С.607

3. Казахстанская правда // Независимый рейтинг вузов РК по направлениям и уровням подготовки специалистов. - 2.06.2015. - С.12

4. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике: http://www.stat.gov.kz

5. Туризм Казахстана 2003-2014 // Статистический сборник. - Астана. - 2003-2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.