Научная статья на тему 'Анализ известных структурных схем бортовых зарядных устройств электрических транспортных средств'

Анализ известных структурных схем бортовых зарядных устройств электрических транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
515
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО / ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / МНОГОУРОВНЕВЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ / CHARGER / ELECTRIC VEHICLE / MODULAR MULTILEVEL CONVERTER

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Охрименко Игорь Витальевич, Руденко Николай Валерьевич

В статье рассмотрены известные структурные схемы бортовых зарядных устройств электрических транспортных средств (ЭТС). Выполнен анализ различных режимов зарядки, таких как: однофазная зарядка, применение комбинированного зарядного устройства без компенсации и с компенсацией потоков. В качестве перспективной структурной системы ускоренного заряда ЭТС может быть реализована трехфазная структура силовой электроники, где каждая фаза содержит множество модулей, соединенных в каскад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Охрименко Игорь Витальевич, Руденко Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF KNOWN STRUCTURAL SCHEMES OF ON-BOARD BATTERY CHARGERS FOR ELECTRIC VEHICLES

The article considers the known structural schemes of on-board chargers of electric vehicles. The analysis of various charging modes, such as: single-phase charging, application of a combined charger without flux compensation, application of a combined charging device with flux compensation is performed. As a promising structural system of accelerated charge of electric vehicles, a three-phase structure of power electronics can be realized, where each phase contains a multitude of modules connected to a cascade.

Текст научной работы на тему «Анализ известных структурных схем бортовых зарядных устройств электрических транспортных средств»

УДК 629.1.04 АНАЛИЗ ИЗВЕСТНЫХ СТРУКТУРНЫХ СХЕМ БОРТОВЫХ ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Охрименко И. В., Руденко Н. В.

Донской государственный технический

университет,Ростов-на-Дону, Российская

Федерация

[email protected]

[email protected]

В статье рассмотрены известные структурные схемы бортовых зарядных устройств электрических транспортных средств (ЭТС). Выполнен анализ различных режимов зарядки, таких как: однофазная зарядка, применение комбинированного зарядного устройства без компенсации и с компенсацией потоков. В качестве перспективной структурной системы ускоренного заряда ЭТС может быть реализована трехфазная структура силовой электроники, где каждая фаза содержит множество модулей, соединенных в каскад.

Ключевые слова: зарядное устройство, электрическое транспортное средство, многоуровневый модульный преобразователь.

UDC 629.1.04

ANALYSIS OF KNOWN STRUCTURAL SCHEMES OF ON-BOARD BATTERY CHARGERS FOR ELECTRIC VEHICLES

Okhrimenko I. V., Rudenko N. V.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

[email protected] [email protected]

The article considers the known structural schemes of on-board chargers of electric vehicles. The analysis of various charging modes, such as: single-phase charging, application of a combined charger without flux compensation, application of a combined charging device with flux compensation is performed. As a promising structural system of accelerated charge of electric vehicles, a three-phase structure of power electronics can be realized, where each phase contains a multitude of modules connected to a cascade.

Keywords: charger, electric vehicle, modular multilevel converter.

Введение. На современном этапе развития транспортных средств представляется актуальной научно-технической задачей повышение эффективности автомобилей с электрическими двигателями. Этим объясняется интерес исследователей к вопросам совершенствования заряда аккумуляторных батарей наземного автотранспорта с электрическим приводом.

Цель статьи — анализ известных структурных схем бортовых зарядных устройств электрических транспортных средств.

Основная часть. Наметилась долгосрочная тенденция к совершенствованию двунаправленных и гибких функций зарядных устройств, позволяющих не только получать энергию из сети, но и возвращать избыток энергии. Например, напряжением можно управлять, меняя реактивную мощность. Это поддерживает частоту и напряжение в узкой полосе. Данная стратегия хорошо известна. Обычно ее применяют к генераторам для первичного управления частотой. Кроме того, она используется для управления параметрами сети — такими, как частота и напряжение. При этом частота уменьшается с увеличением нагрузки (активная мощность). Что касается напряжения в сети, то его можно:

— увеличить путем ввода емкостной реактивной мощности,

— уменьшить за счет индуктивной реактивной мощности.

Интеграция электромобилей должна сопровождаться совершенствованием управления перегрузкой интеллектуальных сетей. Однако двунаправленная функция зарядки еще не доступна для коммерческих электромобилей.

В связи с быстрым ростом электронных систем питания в электросетях растет значимость многоуровневых типологий построения преобразователей, которые позволяют преодолевать слабые места полупроводников с высоким уровнем блокировки. Поэтому многоуровневые типологии являются ключевой технологией для создания эффективных и экономичных силовых электронных систем с высоким и средним типом напряжения.

В настоящее время в электросетях широко используются известные трехуровневые инверторы с фиксированной нейтралью для малых и средних тяговых и солнечных инверторов. Однако новое семейство, основанное на принципе модульного многоуровневого преобразователя (ММП), открывает путь к мощным передающим системам, таким как высоковольтные системы передачи постоянного тока. Многоуровневые преобразователи применимы и в других областях. К примеру, при зарядке и разрядке аккумулятора электрического транспортного средства (ЭТС) конфигурируемый модульный многоуровневый преобразователь (КММП) обеспечивает большую гибкость управления различными уровнями напряжения и интенсивностью тока. Метод помогает достичь высокой концентрации мощности и компактного преобразования энергии для электромобилей. Это позволяет подключать ЭТС к зарядным инфраструктурам, начиная от стандартной бытовой фазной розетки и заканчивая сверхскоростными зарядными станциями постоянного тока (direct current — DC stations). Концепция основана на интеграции подсистемы двигателя, подсистемы управления батареями и универсальной и гибкой подсистемы подзарядки. Фактически преобразование мощности базируется на ММП [1] с разделенным интегрированным хранилищем (РИХ) на основе аккумуляторных модулей [2].

Рассмотрим стандартное строение ЭТС. Одна из важнейших задач электромобильной отрасли — снижение затрат на разработку и производство. Обычно работу ЭТС обеспечивают основная аккумуляторная и тяговая подсистемы, как показано на рис. 1.

Под*"Етгиа блтэреи

Подсн^тсцз тчги

Бортовое

устройство

зарядки

:>—

прео$р ел»

Инвертор источник.! напряжения

Окружающая среда Fa

Тел

f Ч т,

Рис. 1. Базовая схема ЭТС

В аккумуляторной системе модули ячеек снабжают автомобиль электрической энергией через шину постоянного тока. Чаще всего используется полумостовой преобразователь постоянного тока для адаптации переменного напряжения от батареи к квазипостоянному напряжению шины постоянного тока. Тормозная энергия частично используется во время замедления.

Тяговая подсистема состоит из электродвигателя и полномостового инвертора источника напряжения. Трансмиссия адаптирует соотношение скоростей между колесами и валом двигателей. Затем с помощью механического дифференциала изменяются соотношения скоростей между

двумя тяговыми колесами.

В стандартных бортовых зарядных устройствах предусмотрен запуск с трехфазного диодного мостового выпрямителя на нескольких типологических расширениях — например, выведены схемы выпрямителя трехфазного усиления и компенсатора коэффициента мощности°[3, 4]. Также хорошо известны двухуровневая и трехуровневая топологии выпрямителя Д-переключателя. Их эффективность может превышать 98%. Следует отметить также выпрямительную систему с шестью переключателями и швейцарскую выпрямительную систему. Они перспективны с точки зрения внедрения высокопроизводительного интерфейса компенсатора коэффициента мощности для зарядного устройства ЭТС [5]. Однако наиболее распространенной схемой бортового зарядного устройства для электромобиля остается режим 1.

Рассмотрим режим 1. Уровень такой однофазной зарядки ограничен 3,6 кВт и состоит из двух частей.

Первая: преобразователь источника напряжения ^моста. Это однофазный преобразователь переменного/постоянного тока, который работает так же, как инвертор источника напряжения (рис. 2).

Рис. 2. Базовая схема питания

При работе схемы в качестве источника питания постоянного тока с управлением широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) условие нулевого напряжения может быть получено путем включения только одного из переключателей с токовым выводом через переключатель и диод.

Вторая: двухтактный преобразователь. Он подходит для конструкции с высокой мощностью и управляет высокочастотным трансформатором переменного тока, а также изолированным управляемым напряжением. Такой преобразователь не требует необычайной магнитной связи, вполне достаточно маленького ядра без воздушной прослойки. Однако у него есть проблемы с балансировкой, которую необходимо контролировать. Это встроенное зарядное устройство ограничено по плотности мощности, поскольку содержит громоздкие компоненты и ограничено в зарядной мощности. Таким образом, слияние конвертера зарядки с моторным инвертором является перспективным методом. Предполагается, что это приводит к увеличению плотности мощности зарядки и может способствовать уменьшению эффективных затрат на преобразование мощно-сти°[6].

Рассмотрим режимы 2 и 3 — комбинированное встроенное зарядное устройство. В статье [7] представлен обзор используемых сегодня встроенных зарядных устройств. Отмечено, что встроенные преобразователи могут быть недорогими, с небольшим количеством дополнительных компонентов. Разумеется, в данном случае не учитывается силовая электроника управления батареей и большой диапазон зарядных инфраструктур. Речь идет об использовании существующего

тягового преобразователя в качестве зарядного преобразователя, а также существующих обмоток двигателя в качестве фильтра тока во время зарядки — это позволяет отказаться от громоздкой катушки индуктивности или большого трансформатора в автомобиле.

Для реализации такой концепции существует два метода.

Первый основан на жесткой блокировке ротора с использованием открытой схемы ротора. Это позволяет избежать индуцированных токов в цепи ротора, поскольку такая цепь ротора во время зарядки исключает электромагнитный крутящий момент.

Второй метод основан на мягкой блокировке ротора с использованием самокомпенсации потоков статора.

Рассмотрим комбинированное зарядное устройство без компенсации нагрузки. Для доступа к обеим клеммам обмоток статора требуется трехфазный двигатель с обмотками открытого конца. Поэтому трехфазные клеммы статора подключены к инвертору / зарядному устройству с одной стороны и к зарядному разъему — с другой стороны. Этот зарядный разъем механически закорочен, чтобы соединить двигатель со звездой в режиме движения. Данный метод обычно реализуется с синхронными двигателями с выведенными трехфазными клеммами, где питание схемы возбуждения осуществляется в режиме зарядки.

На рис. 3 изображена типичная схема комбинированного устройства зарядки без компенсации потоков.

Рис. 3. Комбинированная схема устройства зарядки без компенсации потоков

Однако в описанном случае невозможно избежать передачи энергии моторному магнитному сердечнику, и это основной недостаток данного подхода. Кроме того, для его реализации требуется механическая открытая схема ротора, т. е. с выведенными трехфазными клеммами, что предполагает увеличение стоимости двигателя. В частности, зарядное устройство «Хамелеон» от «Рено» основано на комбинированном зарядном устройстве без компенсационного подхода к потокам.

На рис. 4 показаны генерируемые вращающиеся магнитные поля в магнитном сердечнике во время зарядки трех фаз.

Рис. 4. Моделирование в независимой системе координат генерируемого вращающегося магнитного поля, создаваемого тремя фазами зарядки токов без компенсации потока (на единицу)

Трехфазные токи представлены зеленой, синей и красной кривыми, созданное вращающееся магнитное поле — черной. Это означает, что во время зарядки поток мощности направлен от статора к части ротора двигателя.

По этой причине цепь ротора должна быть открыта, чтобы избежать индуцированных потоков ротора. В результате эффективность такого зарядного устройства ограничена, потому что потери в стали не компенсируются. При высокой мощности это реальная проблема. Кроме того, в данном случае необходима специальная система охлаждения, потому что ротор, который вращает охлаждающий вентилятор через общий вал, не перемещается. По этим причинам в [8, 9] введен метод, основанный на мягкой блокировке ротора.

Рассмотрим комбинированное зарядное устройство с компенсацией нагрузки. Используется электродвигатель с нарезным статическим статором. Он снабжается двойным инвертором [8], который способен генерировать в статоре ток противоположной формы волны. Это приводит к самокомпенсации электромагнитных моментов в режиме зарядки (рис. 5).

Рис. 5. Комбинированное устройство зарядки с компенсацией потоков

На рис. 5 показан типичный пример комбинированного силового зарядного устройства с мягким блокированием ротора во время зарядки. Этот трехфазный режим зарядки переменного тока соответствует уровню 2 и 3 режима зарядки (табл. 1).

Таблица 1

Методы зарядки аккумуляторных батарей АКБ

Ре- Максимальный ток на Максимальная мощность на Расположение зарядки

1 16 А (переменный) 3,6 кВт

2 32 А (переменный) 7,3 кВт На борту

3 63 А (переменный) 14,7 кВт

4 400 А (постоянный) 150 кВт За бортом

На рис. 6 показана компенсация вращающегося магнитного поля, создаваемого трехфазными токами.

1.5

0.5

-0.5

-1 5

1111

Л V / /

/

V г

Л / V ......Д. Л

7 \ / /____________

\ -у

11111

2 3

Тета-ришт

б)

Рис. 6. Моделирование генерируемого вращающегося магнитного поля, создаваемого тремя фазами зарядки токов (а) с компенсацией потока (на единицу) (б)

На рис. 6, а видно, что фазовые токи отменяют друг друга. Поэтому генерируемые вращающиеся магнитные поля компенсируют друг друга, как показано на рис. 6, б. Это позволяет избежать передачи мощности от статора к роторной части двигателя. Благодаря самокомпенсации магнитного тока отсутствуют потери в стали. Такой подход более эффективен (в сравнении с подходом без компенсации потока).

Уровень 1-го режима зарядки может быть выполнен путем добавления дополнительного бортового заряда 1-го режима (см. рис. 1). Режим 4, который соответствует быстрой зарядке ПС вне платы, не включен в эту систему, и, чтобы обеспечить быструю зарядку, следует использовать зарядные устройства большой мощности [2], [10].

Итак, комбинированное встроенное зарядное устройство вносит большой вклад в высокую интеграцию преобразования мощности ЭТС. Несмотря на это, ЭТС все еще не комплектуются быстрыми зарядными устройствами постоянного тока. Дополнительные зарядные устройства поставляются за дополнительную плату. Зарядные устройства большой мощности по-прежнему очень объемные и тяжелые, и именно по этой причине ЭТС остаются дорогими и громоздкими автомобилями.

Таким образом, главная задача заключается в определении параметров конструкции электромобиля и его аккумуляторов, которые обеспечат большую гибкость при зарядке и будут совместимы с доступной инфраструктурой зарядки.

Перспективное решение. В 2002 году концепция ММП была введена Р. Марквартом [11]. Модульный многоуровневый преобразователь является наилучшим решением для преобразования мощности без трансформаторов. Он состоит из каскадных соединений модулей и накопителей энергии постоянного тока, и такая структура требует непрерывного контроля напряжения. ММП

— одна из наиболее перспективных многоуровневых топологий конвертеров. У нее много преимуществ, в частности:

— простая реализация избыточности,

— сравнительно низкая стоимость устройств,

— простота масштабирования,

— возможность построения общей конфигурации шины постоянного тока для приложений с несколькими приводами.

Почти все исследования этой топологии основаны на ее фундаментальной функции — усреднении и балансировке напряжения конденсатора. Балансировка (или управление напряжением конденсатора) реализуется контуром управления обратной связью с использованием датчиков напряжения.

На рис. 7 показана типичная схема модульного многоуровневого преобразователя с раздельным интегрированным хранилищем энергии°[12].

Рис. 7. Схема модульного многоуровневого преобразователя с разделенным интегрированным хранилищем энергии

С одной стороны, использование датчиков напряжения для измерения напряжений конденсатора представляет собой прямой подход. С другой стороны, по мере увеличения количества каскадных модулей необходимо будет увеличить количество датчиков напряжения. Это может привести к увеличению аппаратной сложности, что негативно скажется на надежности системы. Для надежной работы инверторов, входящих в ММП, может потребоваться уменьшение количества измерительных датчиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 7 показана базовая структура ММП с разделенным интегрированным хранилищем. Подмодуль может быть выполнен на базе двух- или четырехквадрантного подмодуля ПС / ПС. Это уменьшает сложность балансировки внутреннего напряжения.

Выводы. В качестве перспективной структурной системы ускоренной зарядки ЭТС может быть предложена трехфазная структура силовой электроники, где каждая фаза содержит множество модулей, соединенных в каскад. В свою очередь, каждый модуль состоит из аккумуляторного модуля и двухкаскадного преобразователя, который питает трехфазную электрическую машину. Данная структура настраивается в режимах АС / ПС, ПС / АС и АС / АС в соответствии с режимом конфигурации. Это позволяет электромобилям быть совместимыми с большим диапазоном зарядных инфраструктур: однофазного переменного, трехфазного переменного или постоянного тока.

I \QQ/ *

Библиографический список

1. Akagi, H. Classification, Terminology, and Application of the Modular Multilevel Cascade Converter (MMCC) [Электронный ресурс] / H. Akagi // IEEE Xplore Digital Library. — Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/5543243/ (дата обращения: 16.04.18).

2. Vasiladiotis, M. Modular Multilevel Converters with Integrated Split Battery Energy Storage [Электронный ресурс] / M. Vasiladiotis // EPFL theses. — Режим доступа: https://zdoc.site/modular-multilevel-converters-with-integrated-infoscience-ep.html (дата обращения: 16.04.18).

3. Achieving Unity Power Factor with a Unidirectional Single-Phase Four Reverse Blocking IG-BTs Buck Type Rectifier [Электронный ресурс] / C. Saber [et al.] // IEEE Xplore Digital Library. — Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/7149030 (дата обращения: 04.07.18).

4. Challenges Facing PFC of a Single-phase On-board Charger for Electric Vehicles based on a Current Source Active Rectifier Input Stage [Электронный ресурс] / C. Saber [et al.] // IEEE Xplore Digital Library. — Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/7330013 7149030 (дата обращения: 04.07.18).

5. Soeiro, T. Three-phase unity power factor mains interfaces of high power EV battery charging systems / T. Soeiro, T. Friedli, J.-W. Kolar // Proceedings of the 27th Applied Power Electronics Conference and Exposition (APEC 2012) in Orlando on February 5-9, 2012. — Zürich : ETH ; IEEE ; Power Electronic Systems Laboratory, 2012. — P. 2603-2610.

6. Zeltner, S. Actual and Advanced Converter Technologies for On-Board Chargers [Электронный ресурс] / S. Zeltner. — Режим доступа: https://www.iisb.fraunhofer.de/content/dam/iisb2014/en/Documents/Research-

Areas/vehicle_electronics/FraunhoferIISB_Brochure_Vehicle-Power-Electronics.pdf (дата обращения: 04.07.18).

7. Sakr, N. A review of on-board integrated chargers for electric vehicles / N. Sakr, D. Sadarnac, A. Gascher // IEEE Xplore Digital Library. — Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/6910865 (дата обращения: 04.07.18).

8. Control of a combined multiphase electric drive and battery charger for electric vehicle [Электронный ресурс] / W. Lhomme [et al.] // IEEE Xplore Digital Library. — Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/6631890 (дата обращения: 04.07.18).

9. Martel, T. Electric vehicle driving and fast charging system based on configurable modular multilevel converter (CMMC) [Электронный ресурс] / T. Martel, A. Rufer // IEEE Xplore Digital Library. — Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/6634376 (дата обращения: 04.07.18).

10. Höimoja, H. Power interfaces and storage selection for an ultrafast EV charging station [Электронный ресурс] / H. Höimoja, M. Vasiladiotis, A. Rufer PEMD // IEEE Xplore Digital Library. — Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/6242161 (дата обращения: 04.07.18).

11. Marquardt, R. Modulares Stromrichterkonzept für Netzkupplungsanwendungen bei hohen Spannungen / R. Marquardt, A. Lesnicar, J. Hildinger // Bauelemente der Leistungselektronik und ihre Anwendungen, Vorträge der ETG-Fachtagung : Kongress in Bad Nauheim, 23-24. Apr., 2002. — Berlin ; Offenbach : VDE-Verlag, 2002. — S. 155-161.

12. Tsirinomeny, R.-M.-D. Contribution to the Ultra-Fast Charging of Electric Vehicles — The Configurable Modular Multilevel Converter (CMMC) [Электронный ресурс] / R.-M.-D. Tsirinomeny // Semantic Scholar. — Режим доступа: https://www.semanticscholar.org/paper/Contribution-to-the-Ultra-Fast-Charging-of-Electric-TSIRINOMENY/b4e16970dd357b5a6b20c40326f90fa232cd785f (дата обращения: 04.07.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.