Научная статья на тему 'Анализ использования геоинформационных систем в индустрии туризма'

Анализ использования геоинформационных систем в индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
537
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зимина Альбина Сергеевна

Туризм одна из традиционных областей применения геоинформационных технологий. Правда, в нашей стране ГИС пока в основном используются только для подготовки туристских карт, буклетов и другой печатной продукции, содержащей карты и схемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ использования геоинформационных систем в индустрии туризма»

Анализ использования геоинформационных систем в индустрии туризма Зимина А.С.

Зимина Альбина Сергеевна / Zimina Albina Sergeevna - студент, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса,

Владивотокский государственный университет экономики и сервиса г. Владивосток

Аннотация: туризм - одна из традиционных областей применения геоинформационных технологий. Правда, в нашей стране ГИС пока в основном используются только для подготовки туристских карт, буклетов и другой печатной продукции, содержащей карты и схемы.

Ключевые слова: геоинформационные системы, туризм

Разработка единой туристкой геоинформационной системы (ГИС) РФ должна осуществляться одновременно с формированием региональных ГИС развития туризма на единой методической основе сбора и анализа информации о туристских ресурсах и объектах.

Необходимо создание прикладных геоинформационных систем широкого профиля, помогающих решать следующие задачи:

• учет природных и историко-культурных памятников территории;

• учет предприятий туристического обслуживания;

• учет туристических маршрутов;

• анализ туристских потоков;

• планирование развития территории.

Круг пользователей таких туристских ГИС достаточно широк: от отделов региональных администраций по культуре и туризму, планирующих развитие туристических и рекреационных услуг, до рядовых граждан, желающих выбрать подходящие места для отдыха и/или посмотреть туристские маршруты. Таким образом, туристские ГИС должны предусматривать несколько уровней использования и строиться как распределенные системы.

Рассмотрим подробнее особенности и структуру геоинформационной системы. Отметим, что структура ГИС, как правило, включает в себя четыре обязательные подсистемы:

- ввода данных - для ввода и/или обработки пространственных данных, полученных с различных источников (карт и др.);

- хранения и поиска - для оперативного получения данных с целью соответствующего анализа, актуализации и корректировки;

- обработки и анализа - для оценки параметров, решения расчетно-аналитических задач;

- представления данных в различном виде (карт, таблиц, блок-диаграмм, цифровых моделей местности и т.д.).

ГИС дает возможность оперативного реагирования на любую возникающую ситуацию на какой-либо территории с получением по ней всей необходимой картографической и тематической информации. Она представляет собой картометрическое исследование с одновременным построением любых карт, планов и схем. На основе ГИС можно моделировать различные процессы, явления и изучать изменение их состояния во времени. Например, изменение экологической ситуации, стихийные бедствия и др.

Структура и наполнение ГИС определяются решаемыми в ней научными и прикладными задачами, среди которых важнейшая задача - инвентаризация ресурсов (кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений. Интегрированные ГИС, ИГИС (integrated GIS, IGIS) совмещают функциональные возможности ГИС и систем цифровой обработки изображений (данных дистанционного зондирования) в единой интегрированной среде [2]. Следует отметить, что визуализация карт ГИС может быть легко дополнена отчетными документами, трехмерными изображениями, графиками, таблицами, диаграммами, фотографиями и другими средствами, например, мультимедийными. Все эти элементы необходимо широко использовать при продвижении турпродукта посредством ГИС, так как они могут обеспечивать ее интерактивность привлекательность.

Несмотря на преимущества создания и использования туристских ГИС существуют проблемы их разработки, внедрения и сопровождения: информационные, технические и финансовые. Сбор сведений о туристских ресурсах является достаточно сложным и трудоемким процессом, требующим огромных финансовых средств (к примеру, объем инвестиций только на создание геопортала Роскосмоса составил свыше 10 млн рублей).

ГИС помогает сократить время получения ответов на запросы клиентов; выявлять территории подходящие для требуемых мероприятий; выявлять взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью с/х культур).

На сегодняшний день Российский туристический бизнес не может похвастаться огромными успехами в этой области, наибольшего успеха достигли центральные города: Москва и Санкт-Петербург. В основном информация представлена в одном ракурсе - электронная карта (например Москвы http://map. obninsk.ru, к

сожалению нет привязки к реальному времени, то есть нельзя найдя на карте Большой театр тут же получить список сегодняшних спектаклей, фотографию фасада или, ссылки на его официальный сайт

В пику данной ситуации сайт «Вечерний Лондон» выполненный на основе технологии ГИС производства ведущей в мире компании ESRI предлагает такие возможности причем информация о мероприятиях актуальна на сегодняшний день. Система запущена в 1999 году и действуетпо сей день.

Ясно, что такие возможности появляются не сразу, совсем не трудно представить какие средства были привлечены на реализацию данного проекта, но во многих случаях нет необходимости в таких масштабах.

Но как кажется, совсем не сложно ввести в ГИС карту на которой будут нанесены самые крупные курорты с которыми фирма сотрудничает, ввести планы этих территорий, здания, информацию о качестве обслуживания, фотографии номеров, пляжей, названия оригинальных блюд местной колоритной кухни и др. Обеспечив интернет доступ к такой ГИС турфирма, либо курортный город будут иметь огромное преимущество перед другими продавцами этого вида услуг, ведь ГИС - интерактивная технология, она отвечает на запросы пользователя практически немедленно, пользователь ощущает себя более комфортно. Именно таким образом выполнен сайт Нью-Йоркского парка созданный студентами университета г. Спрингфилд (США). На рисунке 1 представлен фрагмент аэорофотоснимка парка на котором отмечены интересные места при клике мышкой по отмеченным местам пользователь имеет возможность получить исчерпывающую информацию по данному объекту с текстом и фотографиями.

Рисунок 1. Фрагмент аэорофотоснимка парка с метками ГИС

Литература

1. The use of Geographic Information Systems (GIS) in Canada's National Parks URL: http://parkscanada. pch. gc. ca/natress/inf_pa1/GIS/GIS_E. HTM

2. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

3. ГОСТ 2.302-68 Масштабы

4. ГОСТ 2.304-81 ЕСКД. Шрифты чертежные

5. ГОСТ 2.105-95 Межгосударственный стандарт

6. «Что такое ГИС и как с ними ... подружиться» В. Гохман, В. Андрианов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dataplus.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.