ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОНОМИКИ
УДК 338.48
DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10101
МУМИНОВА Светлана Рашидовна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
кандидат технических наук, доцент; e-mail: [email protected]; ФЕОКТИСТОВА Валентина Михайловна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]; ВАГИНА Ульяна Владимировна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
студентка; e-mail: [email protected]
Инновации в туризме на основе информационных технологий
В статье проведён обзор инновационных сервисов, основанных на информационных технологиях (ИТ) и успешно применяемых отечественными и зарубежными туристскими предприятиями. Классифицировав инновации и разделив их на десять типов, специалист по инновационному консалтингу Л. Кили считает, что компании должны стремиться разрабатывать и внедрять инновации различных типов, а не концентрировать усилия только на характеристиках своего продукта. Рассмотренные три направления ИТ позволяют сделать вывод о том, что они служат источником инноваций, которые способны вывести деятельность туристского предприятия на более высокий уровень качества создаваемых продуктов или услуг.
Первое направление - мобильные приложения, которые уже повсеместно используются транспортными компаниями, средствами размещения, а также предприятиями общественного питания и музейными комплексами. Показано, что мобильные приложения - это эффективный инструмент в инновационном развитии компании. Через мобильные приложения становится возможно обеспечить новый канал сбыта, обратную связь с потребителем, создать сопутствующий продукт или услугу. Мобильные приложения становятся неотъемлемой частью информационной инфраструктуры предприятий туристской индустрии.
Второе направление - это геоинформационные системы (ГИС). В частности, перечислены задачи туристской сферы, успешно решаемых с помощью них. Приведены примеры крупных проектов на основе ГИС («Персональный путеводитель по национальному парку Куршская коса», «Живая карта»).
Третье направление - совершенствование систем Интернет-бронирования в различных секторах туриндустрии. В результате совершенствования системы Интернет-бронирования приобретают
Ключевые слова:
инновации, туризм, гостиничное дело, мобильные приложения, информационные технологии, ГИС, системы бронирования
принципиально новые функциональные возможности, делающих работу с ними более удобной. Отмечена тенденция на трёхмерную визуализацию номеров в гостиницах или столиков в ресторанах и кафе.
Введение. Развитие телекоммуникационных сетей и информационных технологий коренным образом изменило деятельность туристских предприятий: многие процессы стали автоматизированными и могут контролироваться в дистанционном режиме, огромный массив данных хранится в цифровом виде, время обработки запросов и выполнения операций сведено к минимуму. Однако вопрос инновационного развития для каждого предприятия по-прежнему остаётся актуальным, т.к. острая конкуренция в этой сфере заставляет участников туристского рынка искать, разрабатывать и внедрять новшества в свою работу.
Основная часть
Инновации в индустрии туризма главным образом направлены на формирование нового туристского продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применении новых методов управления с использованием информационных технологий [1, с.134]. Инновационная деятельность в этой сфере может также быть направлена на изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков [2, с.245]. Информационные технологии в такой деятельности играют ключевую роль, т.к. они способны кардинально изменять методическую, информационную и технологическую составляющие управленческих процессов и осуществлять их на качественно новом, более эффективном уровне [3, с.44].
Инноватика, наука об инновациях, выделяет разные основания для их классификации. Отдельного внимания заслуживает прак-тико-ориентированная классификация, включающая десять типов инноваций, разработанная специалистом по инновационному консалтингу Ларри Кили [4]. Суть его подхода за-
ключается в том, что в деятельности любой компании рассматриваются три аспекта, для каждого из которых определяют объект инновационного воздействия (табл. 1).
Первые четыре типа инноваций касаются структуры производства. Один из них - модель получения прибыли. Следующие типы инноваций предполагают сотрудничество с другими компаниями, изменение структуры компании и внедрение новых методов работы.
Ещё два типа инноваций предполагают внесение изменений в продукт, производимый компанией. Продукт должен быть уникальным и функциональным и к нему необходимо прилагать пакет дополнительных товаров и услуг, чтобы сохранить лояльность клиента.
Остальные четыре вида инноваций, по типологии Кили, должны быть внедрены в сфере отношений с потребителем. Сюда входит обновление сервиса и каналов распространения продукции, продвижение бренда и вовлечение клиента во взаимодействие с компанией [4].
Таблица 1 - Классификация инноваций Л. Кили
Инновационная деятельность предприятия
Класс Объект инноваций
Структура производства Модель получения прибыли
Сотрудничество с другими компаниями
Структура компании
Рабочие процессы (бизнес-процедуры)
Предлагаемый продукт Характеристики продукта
Дополнительные или сопутствующие продукты
Опыт Сервис
Канал сбыта
Бренд
Вовлеченность клиента
Таким образом, руководители туристских организаций имеют возможность, проанализировав каждый из аспектов с учётом имеющихся ресурсов, внешних и внутренних факторов, принять решение о том, что станет конечной целью инновационной деятельности. Если цель определена, то следующий шаг -выбор средств её достижения. ИТ в этом отношении являются, пожалуй, самым доступным и универсальным средством. Многие компании уже оценили перспективность построения инновационной стратегии компании с акцентом на использование ИТ-ресурсов. Их опыт показывает, как ИТ-инновации способны менять индустрию туризма. Рассмотрим некоторые из направлений ИТ-разработок.
Мобильные приложения и технологии
Мобильные приложения, получившие широкое распространение благодаря техническому совершенствованию мобильных устройств и доступности Интернета, становятся эффективным инструментом для реализации инноваций в любом из указанных типов.
Чаще всего мобильные приложения авиакомпаний служат для бронирования билетов, но опыт компании «Аэрофлот» доказывает, что их инновационный потенциал гораздо выше. В 2017 г. «Аэрофлот» запустил мобильное приложение «Аэроигры». Клиенты компании, играя в него, получают ценную возможность дополнительно накопить премиальные мили и впоследствии обменять их на билеты. Можно предположить, что такой подход позволит компании заработать дополнительные очки для своего бренда в глазах потребителей.
Предприятия общественного питания используют мобильные приложения, главным образом, для сбыта своей продукции. Так, чтобы привлечь клиентов, сетевой ресторан «Тануки» устанавливает дополнительную скидку на заказы, оформленные через мобильное приложение. Ещё одна тенденция, тесно связанная с мобильными технологиями -это внедрение QR-кодов. QR-код (от англ. Quick Response - быстрый ответ) - это матрич-
ный код, который содержит в себе большой объем информации. Данная система появилась благодаря разработкам японской компании Denso-Wave в 1994 году. В отличие от других кодов он обладает целым рядом преимуществ: закодированная информация может быть текстовой (на любом языке), URL-адресом и другими данными; вмещает огромный объём информации (4296 цифр и букв или 7089 цифр); занимает маленькую площадь. Такой код имеет высокую скорость распознавания. Его распознавание осуществляется с помощью специального приложения, устанавливаемого на мобильное устройство. Считав QR-код, пользователь может зайти на сайт ресторана, просмотреть меню, оставить свой отзыв о ресторане в интернете, а также забронировать столик или осуществить заказ еды на дом.
Туристские путеводители также активно переходят в формат мобильных приложений. Причём в этом случае мобильное приложение становится многофункциональным, а значит, и более удобным для пользователей по сравнению с печатными аналогами. Перечислим подробнее возможности такого приложения, как интерактивного путеводителя по Вене Vienna PASS Travel App1. Данный продукт позволяет:
- работать с картой города в режиме оффлайн (что крайне важно для туристов из других стран);
- получить доступ к подробному описанию туристских аттракций в режиме оффлайн;
- приобретать билеты для доступа в туристские аттракции или бронировать организованные экскурсии;
- определить собственное местоположение с помощью функции «Ты здесь»
- приобрести электронную карту туриста Vienna PASS, позволяющую получить доступ к 60 аттракциям.
1 https://www.viennapass.com/what-you-get/vienna-pass-app.html?cta_guide=yes#cta_focus (Дата обращения: 01.12.2017).
Инновации в туризме на основе С|ТлВ/Ой1 \\Л
информационных технологий х1х\/пи лЧНЫИ
ЖУРНАЛ
Данная инновация интересна тем, что в ней сочетаются несколько типов, описанных выше. Во-первых, модель получения прибыли в ней не стандартная «товар-деньги», а так называемая freemium (от англ. free minimum -бесплатный минимум), т.е. сам продукт бесплатен, а дополнительный продукт или услуга -за деньги. Во-вторых, в ней проявляется взаимовыгодное сотрудничество с компаниями (туристскими аттракциями), доступ к которым получает турист при покупке электронной карты. В-третьих, многофункциональность мобильного приложения делает его более привлекательным для потребителей по сравнению с отдельными аналогами: навигаторами и Интернет-сайтами отдельных аттракций.
Если рассматривать музейную сферу, то и в ней мобильные приложения получают все большее распространение. Крупные музеи, как, например, Эрмитаж, разрабатывают аудиогиды для своих экспозиций, а это в свою очередь качественно меняет рабочий процесс. Платные аудио экскурсии для мобильного приложения позволяют музею, во-первых, получать дополнительный доход, а во-вторых, оптимизировать свои затраты на обслуживание традиционных технических средств (их ремонт, зарядка и т.д.).
Средства размещения активно осваивают мобильные приложения с использованием технологии NFC (от англ. Near field communication - коммуникация ближнего поля или ближняя бесконтактная связь) - технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая даёт возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. Первым отелем, продемонстрировавшим инновацию, стал Clarion Hotel Stockholm2. Технология NFC меняет традиционный порядок регистрации при размещении гостей в гостинице. В установленное время до прибытия в гостиницу или уже находясь там гость получа-
2 https://hospitalitytech.com/nfc-enabled-smartphones-replace-hotel-room-keys-and-check-ins-clarion-hotel (Дата обращения: 01.12.2017).
ет уведомление о том, что его номер готов к заселению и он может пройти процедуру регистрации. После совершения онлайн регистрации в мобильном приложении активируется ключ к номеру. Приложив мобильное устройство к электронному замку, гость получает доступ в номер. Таким образом, в гостинице меняется рабочий процесс, который становится более совершенным с точки зрения безопасности и надежности, а также удобным для гостей и персонала.
Геоинформационные системы (ГИС) и технологии
Учитывая пространственный аспект туризма и активное развитие геоинформационных технологий, особый интерес представляют прикладные геоинформационные системы (ГИС), позволяющие решать такие задачи туристической сферы, как:
• построение туристических маршрутов для разных целевых аудиторий (активный туризм, экстремальный туризм, рекреационный туризм; семейный туризм и т.д.);
• анализ туристических потоков;
• оценка степени доступности объектов досуга и культуры для маломобильных групп населения;
• выявление экологически опасных и неблагоприятных зон и участков;
• формирование системы оповещения населения и туристов об угрозах безопасности;
• отражение схем железных и автомобильных дорог;
• формирование схем климатического районирования;
• выявление текущей и планируемой рекреационной нагрузки и сопоставление её с рекреационной ёмкостью и устойчивостью ландшафтов и урочищ;
• формирование схем пляжей и мест отдыха на побережьях рек и водоёмов;
• планирование развития территорий заповедников, заказников, национальных парков;
• составление карт, атласов, путеводителей, информационных материалов для туристов;
• проектирование инженерной и транспортной инфраструктуры туристических зон;
• управление и мониторинг состояния туристических зон, управление в чрезвычайных ситуациях и обеспечение безопасности;
• инвентаризация и паспортизация объектов паркового хозяйства.
В общем виде ГИС - это автоматизированная система, имеющая большое количество графических и тематических баз данных, соединённая с модельными и расчётными функциями для манипулирования ими и преобразования их в пространственную картографическую информацию для принятия на её основе разнообразных решений. Информационная компонента ГИС сферы туризма состоит из географических данных и туристических объектов (памятников архитектуры, исторических памятников, художественных объектов, объектов и территорий природно-заповедного фонда, гостиниц, пунктов питания, транспортной сети, больниц, аптек/, органов управления и проч.), привязанных к пространственному картографическому представлению [5, c.243].
Мобильное путеводитель «Персональный путеводитель по национальному парку Куршская коса»3 способен вести пользователя по маршрутам национального парка «Курш-ская коса», проводить экскурсии на открытом воздухе на основании сигналов ГЛОНАСС или GPS. В помещениях, музеях для проведения экскурсий приложение использует QR-коды или ручной выбор экспонатов. Путеводитель оснащен системой картографии, фотографической информацией о достопримечательностях, видео и текстовой информацией. Кроме того, путеводитель проводит полноценную голосовую экскурсию (рис. 1).
Другой проект - мультимедийный интерактивный ресурс «Живая карта»4. Помимо разнообразных туристских объектов (антропологических, научных, природных, рекреа-
3 http://www.park-kosa.ru/cn_guide (Дата обращения: 01.12.2017).
4 www.2r.ru (Дата обращения: 01.12.2017).
ционных и т.д.), представленных на карте послойно, пользователю доступна функция формирования, описания и отображения туристского маршрута.
Рис. 1 - Интерфейс «Персонального путеводителя по национальному парку «(Куршская коса»
Системы бронирования отелей, предприятий питания и транспортных услуг
Системы Интернет-бронирования доступны самостоятельным путешественникам уже более 15 лет, и в этой нише присутствуют десятки, если не сотни компаний. По некоторым данным, в 2014 году доля онлайн-транзакций в США на туристическом рынке
составила 30% объёма продаж турпродуктов [6, с.215]. В условиях растущего спроса на самостоятельные бронирования цена далеко не всегда является определяющим фактором при выборе системы, т.к. решающее значение на выбор может оказывать программа лояльности, условия бронирования или отзывы других путешественников. Естественно, что пользователю приходится сравнивать и изучать множество предложений, прежде чем сделать окончательный выбор. Процесс выбора становится трудоёмким и затратным по времени. Именно этим обстоятельством обусловлено
появление технологической инновации в туризме - сервисов, осуществляющих метапоиск (их также называют сайтами-сканерами). Такие сервисы позволяют довольно быстро выявить наиболее дешёвое предложение для заданного объекта размещения на рынке гостиничных услуг. Ярким примером такого сервиса является сайт www.trivago.ru, который не только ищет наименьшую цену, но также отображает их рейтинговые оценки, поставленные гостями на других информационных ресурсах (рис. 2).
Рис. 2 - Метапоисковая система от компании Trivago
Ещё одной инновацией, которая тесно связана с бронированием номеров, можно считать систему Интернет-бронирования Roomer (www.roomertravel.com). Эта инновация обладает потребительской ценностью, делающей её уникальной и востребованной: она позволяет пользователям перепродавать номера, забронированные по невозвратному
тарифу (т.е. без права отказа от брони без потери внесённой предоплаты) тем, кто ищет номер со значительной скидкой. Достоинства такого подхода очевидны, не случайно девиз компании гласит: «Our vision is to make travel exchangeable and tradable» («Концепция нашей работы в том, чтобы сделать путешествия доступными для обмена и продажи»).
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Отдельного внимания заслуживает инновационный потенциал сервиса по бронированию трансфера GoOpti5, созданный в Словении в 2011 г. Его разработчики смогли распознать спрос на бюджетный коллективный трансфер для некоторых направлений и предложить в ответ не только транспортную услугу, но и сервис по её бронированию. В основе модели данного сервиса находится «интервал гибкости», т.е. пользователь сам назначает необходимое время трансфера, одновременно определяя возможность изменения времени отправления. Алгоритмы обработки больших объёмов структурированных и неструктурированных данных, политика цено-
образования и методы оптимизации логистики [7] определяют цену, исходя из вероятности появления сторонних попутчиков. При этом время отправления устанавливается максимально близко к заданному пользова-телем6.
Отдельное направление для внедрения инноваций в бизнес-процесс предприятий туристской отрасли - это визуализация объекта бронирования. Так предприятия питания активно внедряют услугу 3D бронирования. Например, на сайте национальной поисковой системы для гурманов Resto.ru представлены трёхмерные модели залов ведущих ресторанов России (рис. 3).
Рис. 3 - Эй бронирование столиков через систему сервис Resto.ru
5 www.goopti.com (Дата обращения: 01.12.2017).
6 http://tech.eu/features/4016/startup-spotlight-goopti/ (Дата обращения: 01.12.2017).
Заключение. В современных исследованиях много внимания уделяется теоретическим вопросам, касающихся инноваций и инновационных процессов в туризме [8, 9, 10, 11, 12, 13]. Рассмотренные направления ИТ-инноваций имеют прикладное значение и не исчерпывают все возможности использования ИТ в туризме и гостиничном деле. Широкий диапазон применения ИТ для создания инно-
ваций разных типов - от процессных до продуктовых - делает их инвестиционно-привлекательными. Более того, можно предположить, что внедрение готовых ИТ решений, доказавших свою эффективность, будут оптимальным вариантом для тех компаний туриндустрии, которые только собираются активизировать инновационную деятельность.
Список источников:
1. Маклашина Л.Р. Роль инноваций в развитии туризма // Креативная экономика. 2011. №12. С. 130-136.
2. Абульян Ю.И. Особенности инноваций в туризме // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. №3. С. 241-250.
3. Полухина А.Н. Инновации в сфере туризма: модели, технологии и направления внедрения // Инновационное развитие экономики. 2015. №3(27). С. 41-47.
4. Keeley L. The Ten Types of Innovation and the Discipline of Building Breakthrough. Wiley, 2013.
5. Феоктистова В.М., Муминова С.Р. Геоинформационный сервис в туристской отрасли // Славянский форум. 2017. №3(17). С. 241-247.
6. Скварцевич Т.А. Инновационные возможности систем онлайн-бронирования в туризме// Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта. Сб. науч. трудов.конф. Екатеринбург. 2016. С. 214-216.
7. Лавренченко С.А., Дуборкина И.А. Алгоритмы поиска эффективных логистических цепей сети процесса для сферы сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т.9. №2(58). С. 37-48. DOI: 10.12737/11889.
8. Белоносова А.Д., Львова А.В. Инновационные процессы в туризме // Вклад молодой науки в национальную экономику России: Сб. науч. трудов конф. Самара, 2014. С. 280-284.
9. Тихомирова И.И., Андреева А.А. Инновационная деятельность в сфере туризма: сущность и специфика // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т.7. №2(27). С. 72.
10. Бакиева Г.Р., Килинбаева А.А. Жизненный цикл инновации в туризме // Торговля, предпринимательство и право. 2016. №2. С. 42-45.
11. Игнатьев А.А. Инновации в туризме как эффективный метод повышения уровня конкурентоспособности туристского продукта // Горизонты экономики. 2017. №4(37). С. 28-35.
12. Батырева В.Д. Инновации и инновационная деятельность в туризме // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта. Сб. науч. трудов конф. 2016. С. 158-160.
13. Сотникова А.А., Колесникова К.С. Инновации в туризме // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом. Сб. науч. трудов конф. 2016. С. 157-163.
Svetlana R. MUMINOVA a, a-c Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); Valentino M. FEOKTISTOVA b, a PhD in Engineering, Associate Professor;
Ulyana V. VAGINA c e-mail: [email protected];
b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]; c Student; e-mail: [email protected]
INNOVATION IN TOURISM BASED ON INFORMATION TECHNOLOGY
The article reviews innovative services based on information technologies (IT) which have been already introduced in business processes of tourist organizations. According to L. Keeley's classification there are ten types of innovations and tourist company shouldn't focus only on its product characteristics but try to perform various types of innovations. The authors deal with three areas of IT implementation and make conclusion that IT can be the key source to create innovations which could rise the quality of offered services and products to the higher level and thus become more competitive in tourism and hospitality. The first IT area is mobile applications that have been used by transport companies, hotels, restaurants and museums. It is shown that mobile applications are efficient tool for innovation development process as it is possible to provide a new channel, feedback with customer, create additional offer. It is likely that mobile applications become an integral part of the IT-infrastructure in any enterprise engaged into tourism.
The second IT area is geoinformation systems (GIS). In particular, various tourist tasks can be solved by means of GIS. For example, "Personal Guide for the Cu-ronian Spit" employs GIS combined with photo and audio files and shows tourist itineraries via signals from GLONASS and GPS.
The third IT area is improvement of web-based booking system in different tourist sectors. The systems acquire new functions that facilitate booking process. One of the trends of improvement is 3D visualization of the objects (hotel rooms, restaurant tables) to provide maximum data for potential customer.
References
1. Maklashina, L. R. (2011). Rol' innovatsij v razvitii turizma [Role of innovations in tourism development]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economics], 12, 130-136. (In Russ.).
2. Abulyan, Yu. I. (2013). Osobennosti innovatsij v turizme [Characteristics of innovations in tourism]. Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSEI [Economics. Law. Publishing. Vestnik of KSEI], 3, 241-250. (In Russ.).
3. Polukhina, A. N. (2015). Innovatsii v sfere turizma: modeli, tekhnologii i napravleniya vnedreniya [Innovations in tourism: models, technologies and application areas]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Innovative Development of Economy], 3(27), 41-47. (In Russ.).
4. Keeley, L. (2013). The Ten Types of Innovation and the Discipline of Building Breakthrough. Wiley.
5. Feoktistova, V. M., & Muminova, S. R. (2017). Geoinformatsionnyj servis v turistskoj otrasli [Geoinformation service in tourism]. Slavyanskij forum [Slavic forum], 3(17), 241-247. (In Russ.).
6. Skvartsevich, T. A. (2016). Innovatsionnye vozmozhnosti sistem onlain-bronirovaniya v turizme [Innovation Potential of Online Booking in Tourism]. In coll.: Chelovek i mir: psihologiya riska,
Keywords:
innovations, service, tourism, geoinformation systems, NFC technology, information technologies, mobile application
innovatsij, konflikta [Human and the world: psychology of risks, innovations, conflicts]: Proceedings of the scientific conf. Ekaterinburg, 214-216. (In Russ.).
7. Lavrenchenko, S. A., & Duborkina, I. A. (2015). Algoritmy poiska effektivnyh logisticheskih tsepej seti protsessa dlya sfery servisa [Search algorithms of effective logistics chains of network for service industry]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 9(2), 37-48. DOI: 10.12737/11889. (In Russ.).
8. Belonosova, A. D., & Lvova, A. V. (2014). Innovatsionnye protsessy v turizme [Innovation processes in tourism]. In coll.: Vklad molodoj nauki v natsional'nuyu ekonomiku Rossii [Contribution of young science to the national economy of Russia]: Proceedings of the scientific conf. Samara, 280-284. (In Russ.).
9. Tikhomirova, I. I., & Andreeva, A. A. (2015). Innovatsionnaya deyatel'nost' v sfere turizma: sushchnost' i spetsifika [Innovation in tourism: essence and specificity]. Internet-journal Naukovedenie, 7(2), 72. (In Russ.).
10.Bakieva, G. R., & Kilinbaeva, A. A. (2016). Zhiznennyj tsikl innovatsii v turizme [Life cycle of innovations in tourism]. Torgovlya, predprinimatel'stvo i pravo [Commerce, enterprise and law], 2, 42-45. (In Russ.).
11.Ignatiev, A. A. (2017). Innovatsii v turizme kak effektivnyj metod povysheniya urovnya konku-rentosposobnosti turistskogo produkta [Innovations in tourism as an effective method of increasing the level of tourism product competitiveness]. Gorizonty ekonomiki [Horizonts of economy], 4(37), 28-35. (In Russ.).
12.Batyreva, V. D. (2016). Innovatsii i innovatsionnaya deyatel'nost' v turizme [Innovations and innovation activities in tourism]. In coll.: Chelovek i mir: psihologiya riska, innovatsij, konflikta [Human and the world: psychology of risks, innovations, conflicts]. Proceedings of the scientific conf., 158-160. (In Russ.).
13.Sotnikova, A. A., & Kolesnikova, K. S. (2016). Innovatsii v turizme [Innovations in tourism]. In coll.: Problemy, opyt i perspektivy razvitiya turizma, servisa i sotsiokul'turnoj deyatel'nosti v Rossii i za rubezhom [Problems, experience and potentialities of development for tourism, service and social and cultural activities in Russia and abroad]. Proceedings of the scientific conf., 157163. (In Russ.).
Муминова С.Р., Феоктистова В.М., Вагина У.В. Инновации в туризме на основе информационных технологий // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 1. С. 6-15. 001: 10.24411/1995-042Х-2018-10101.
Muminova, S. R., Feoktistova, V. M., & Vagina, U. V.
(2018). Innovation in tourism based on information technology. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(1), 6-15. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10101. (In Russ).