МНЕНИЯ. КОММЕНТАРИИ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
анализ инвестиционной привлекательности предприятий розничной торговли по данным бухгалтерской
(финансовой) отчетности
м. в. беспалов,
кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Работа бухгалтера в современных условиях предполагает не только грамотный учет имущества и капитала компании, своевременную оплату налогов и сборов, формирование и сдачу отчетности, но и проведение текущего анализа состояния фирмы, ее инвестиционной привлекательности и возможности развития.
Методологический этап оценки инвестиционной привлекательности коммерческого предприятия представляет собой объединение всех данных по группам показателей. Вначале проводится исследование финансового положения предприятия на основе бухгалтерской отчетности, включающей:
• анализ структуры баланса;
• анализ и планирование рентабельности;
• анализ и планирование финансовой устойчивости;
• анализ и планирование ликвидности и платежеспособности;
• анализ имущественного положения предприятия.
Анализ структуры имущественного положения предприятия производится на основе сравнитель-
ного аналитического баланса, который включает в себя и вертикальный, и горизонтальный анализ. Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их в пассивах. Сопоставляя структурные изменения в активе и пассиве, можно сделать вывод о том, через какие источники в основном поступали новые средства и в какие активы эти новые средства вложены.
Анализ и планирование ликвидности и платежеспособности. Ликвидность — это способность предприятия выполнять свои краткосрочные (текущие) обязательства за счет своих текущих (оборотных) активов или способность ликвидировать (погасить) задолженность имеющимися средствами. По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности можно рассчитать возможность предприятия покрыть свои обязательства на ближайший срок имеющимися денежным средствами (коэффициент абсолютной ликвидности) и способность обеспечить текущими средствами краткосрочные
мнения. комментарии. рекомендации
обязательства (коэффициент покрытия). Когда быстроликвидные активы равны или превышают сумму текущих обязательств, коэффициент быстрой ликвидности равен или больше 1, что является нормальным показателем.
Платежеспособность предприятия играет важную роль в финансовом состоянии предприятия и в привлекательности его для инвесторов. Под платежеспособностью баланса понимается возможность организации расплатиться имеющимися денежными средствами и их эквивалентами на конец отчетного года с задолженностями, образовавшимися в конце этого же года.
Принято группировать активы по времени их превращения в денежные средства, а пассивы — по срокам выплат задолженностей:
А1 — наиболее ликвидные активы, т. е. краткосрочные финансовые вложения плюс денежные средства;
А2 — быстрореализуемые активы — дебиторские задолженности, платежи по которым ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты;
А3 — труднореализуемые активы (запасы, дебиторская задолженность), платежи по которым ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты;
А4 — внеоборотные активы.
Пассивы баланса группируются по степени их оплаты:
П1 — наиболее срочные обязательства — кредиторская задолженность;
П2 — краткосрочные пассивы — краткосрочные заемные средства и прочие пассивы;
П3 — долгосрочные пассивы (долгосрочные заемные средства);
П4 — устойчивые (постоянные) пассивы — собственный капитал (итог разд. 3 баланса)».
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются неравенства: А1 > П1, А2 > П2, А3 > П3, А4 < П4.
Если некоторые неравенства имеют противоположный знак от указанного, то баланс нельзя считать абсолютно ликвидным.
Анализ и планирование финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость представляет собой возможность предприятия в перспективе обеспечить себя необходимыми средствами для выполнения производственного плана. При анализе финансовой устойчивости рассматривается зависимость предприятия от заемного капитала.
Устойчивым финансовое положение может считаться, когда все показатели в норме. Критическим считается положение, когда показатели ниже нормы, а в функционирующем капитале преобладают заемные средства. Неустойчивым финансовое положение является, когда собственный капитал равен или незначительно превышает заемные средства.
Анализ и планирование рентабельности. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.). Вот почему рентабельности организации инвесторы придают большое значение. Для получения более точной информации о рентабельности коммерческой организации необходимо рассчитать следующие показатели:
• рентабельность собственного капитала;
• рентабельность основного капитала;
• рентабельность реализации продукции;
• рентабельность затрат;
• окупаемость основного капитала;
• окупаемость собственного капитала. Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственных вложенных средств и рассчитывается в процентном соотношении. Рассчитывается по формуле
П
Р.. =
СК
100,
где Рс к — рентабельность собственного капитала; Пч — чистая прибыль;
СКср в — средняя величина собственного капитала.
Таблица 1
Показатели финансовой деятельности организации
Наименование показателя Доля по нормативу Определение формула
Коэффициент автономии > 0,60 Собственные средства в общем капитале СК/К
Коэффициент финансовой устойчивости > 1,2 Доля привлеченного капитала в собственном СК/ПК
Коэффициент финансовой зависимости < 0,80 Заемный капитал в соотношении с собственным капиталом ЗК/СК
Примечание. СК — собственный капитал; К — общий капитал; ПК — привлеченный капитал; ЗК — заемный капитал.
22
все для бухгалтера
Окупаемость собственного капитала показывает, в течение какого времени возместятся собственные средства, вложенные в капитал. Коэффициент указывается в годах и рассчитывается по формуле СК
сКокуп
где СКокуп — окупаемость собственного капитала; СКср с — среднегодовая сумма собственного капитала;
Пч — чистая прибыль.
Высокий показатель рентабельности основного капитала говорит о правильном использовании средств фирмы. Результат определяется в процентах. Для определения данного коэффициента используется формула
Рок = —юо,
ок тт 5
К осн
где Рок — рентабельность основного капитала; Пч — чистая прибыль; Косн — основной капитал. Окупаемость основного капитала — за сколько лет вложения в капитал организации окупятся — определяется по формуле
Окупо,
ОК
П
100,
где Окупосн к — окупаемость основного капитала; ОКср с — среднегодовая сумма основного капитала;
Пч — чистая прибыль.
Рентабельность реализации продукции показывает общее состояние дел фирмы:
100,
Р =
реал д
В„
где Рреал — рентабельность реализации продукции;
Ппрод — прибыль от продаж; Вреал — выручка от реализации. Рентабельность затрат показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. затрат:
Р =—100,
з ПС
где Рз — рентабельность затрат;
П — прибыль до налогообложения; ПС — полная себестоимость проданного товара. Результат получаем в процентном отношении. Этот расчет может производиться на весь товар, на каждую группу товаров или на один определенный товар.
При анализе показателей необходимо учитывать динамику улучшения или ухудшения коэффициентов за ряд лет. Это поможет более целостно оценить устойчивость состояния организации. Для инвестиционных вложений следует изучить конкурентную среду предприятия и показатель предприятий-конкурентов.
Экономические показатели для инвестора являются основными, но для полного анализа и снижения рисков также важен комплексный анализ инвестиционной привлекательности организации. Для этого рассматриваются следующие аспекты: привлекательность продукции предприятия, кадровая, инновационная, финансовая, территориальная и социальная привлекательность, инвестиционный риск.
Оценка привлекательности продукции коммерческого предприятия заключается в конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара — это способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Товар, предлагаемый организацией, должен быть надлежащего качества, сертифицирован (если требует сертификации), соответствовать не только российским, но и международным стандартам, быть удобным, соответствовать требованиям современных взглядов на продукцию и т. д.
Любая коммерческая организация должна вовремя проводить диверсификацию производства, т. е. организация будет привлекательна для инвестора, если она:
• расширяет ассортимент продукции;
• может вовремя переориентироваться в области сбыта;
• осваивает новые направления в продукции и в продаже.
Наличие постоянных покупателей (постоянного рынка сбыта) является надежным показателем высокой конкурентоспособности.
Основным показателем при оценке привлекательности является цена. Естественно, что цена на товар должна быть конкурентоспособной не только на внутреннем, он и на внешнем рынке. Также необходимо, чтобы регулярно проводился мониторинг цен в регионе на аналогичные товары и на товары-заменители. Обобщающий показатель привлекательности продукции для потребителя рассчитывается по формуле
оя =
Пр'
где ОПп п. — обобщающий показатель привлекательности продукции; Сп — спрос на продукцию; Пр — предложение.
Кадровая привлекательность коммерческого предприятия заключается в деловых качествах управляющего звена компании, в профессионализме работников, потенциале, желании и стремлении к получению общего положительного результата всего персонала организации. Обобщающий коэффициент:
КП =К — К / П
к. п пр ув ср. ч,
где КПк п — кадровая привлекательность коммерческого предприятия; Кпр — принятые кадры; Кув — кадры уволенные;
Пср ч — среднесписочная численность персонала.
Предприятие должно быть технически развито. Необходимо, чтобы происходило инвестирование в производство, своевременно должна проводиться диверсификация. Эти факторы будут отражаться на инновационной привлекательности. Рассчитывать инновационную привлекательность предприятия необходимо по формуле Ф
ИП
п Пч'
где ИПп — инвестиционная привлекательность предприятия; Фн — фонд накопления; Пч — чистая прибыль.
Для увеличения клиентской базы важным фактором является месторасположение организации. Для клиентов других регионов она должна находиться недалеко от основных магистралей. Для территориальной привлекательности важно, чтобы место продажи было в центре города и не удалено от лидирующих точек продаж (магазинов, рынков, гипермаркетов и т. д.) Удобное место стоянки как для покупателей, так и для поставки грузов положительно отразится на территориальной привлекательности.
Социальная привлекательность зависит в основном от руководителей организации. Работникам должны быть предоставлены права в реализации собственных возможностей в области труда, должна осуществляться социальная поддержка временно нетрудоспособных, выплачиваться достойная зара-
ботная плата и т. д. Коэффициент уровня социальной привлекательности рассчитывается по формуле
СЗ б
у = раб
с.п -ш-т '
ПРмин
где Ус п — коэффициент уровня социальной привлекательности;
СЗраб — средняя заработная плата одного работника;
Прмин — прожиточный минимум.
Финансовое положение организации — наиболее важный фактор для принятия положительного инвестиционного решения. Он основывается на анализе документации коммерческой организации, финансовых результатов и выводов из анализа. Обобщающим коэффициентом финансовой привлекательности будет являться прибыль, деленная на активы.
Расчет на максимальную прибыль при вложении средств делает каждый инвестор. Но нельзя не учитывать возможных рисков. Все критерии инвестиционной привлекательности имеют не только планируемый показатель, превышение которого указывает на привлекательность предприятия по данному критерию, но и степень риска. Если показатель приближается к порогу нормального риска, инвестор может отказаться от вклада в организацию. Фактический показатель кадровой привлекательности не должен быть отрицательным или равным нулю. Финансовая привлекательность по планируемому показателю должна быть больше 0,15. Необходимо, чтобы все работники были социально защищены на 100 %.
Розничная торговля представляет собой посреднические отношения между производителями и конечными покупателями. Как правило, товары, приобретенные в розничной торговле, не предназначены для дальнейшей продажи. Поэтому существуют особенности анализа инвестиционной привлекательности на предприятиях розничной торговли.
Основным для розничной продажи является точка продаж, поэтому при анализе инвестиционной привлекательности на предприятиях именно розничной торговли необходимо уделить большое внимание торговому месту. Первое, на что следует обратить должное внимание, — это на место расположения. Оно должно быть не удалено от лидирующих точек продаж. Удобный подход, подъезд, место парковки, близость к остановкам общественного транспорта также будут влиять на объем продаж.
Хорошим показателем для выбора места продаж является анализ проходимости территории за единицу времени. Этаж расположения и правильная внутренняя планировка также сказываются на покупной способности покупателя. Если розничная продажа осуществляется через сеть Интернет, по почте или по телефону, необходимо обратить внимание на место выдачи товаров. Они должны быть удобно расположены. На это необходимо обратить внимание при анализе инвестиционной привлекательности розничной торговли, так как в оптовой торговле, например, продукция в основном передается на дальнейшую перепродажу. Оптовые организации работают с производителями и, как правило, с определенной клиентской базой. Для них важны «фактор удобного склада» и места погрузо-разгрузочных работ.
При анализе инвестиционной привлекательности на предприятиях розничной торговли уделяется особое внимание конкурентоспособности организации, которая может зависеть не только от уровня цен, но и качества обслуживания. Именно в розничных точках продаж продавцы напрямую общаются с покупателями, поэтому каждый продавец должен быть квалифицированным и подготовленным к работе с покупателем.
Продавец должен знать ассортимент товара, понимать и разбираться в особенностях, различиях предлагаемой продукции. Также он должен быть готов осуществить информационно-консультационную помощь.
Для каждого клиента будет приятно видеть отзывчивого, приветливого, заинтересованного и активного продавца. Изучая работу организации, инвестору необходимо обратить внимание на два аспекта — внутренний и внешний.
Что касается внутреннего аспекта, то необходимо изучить систему оплаты работы, бонусы, дополнительные стимулирующие выплаты, возможность карьерного роста, взаимоотношения в коллективе для работников организации, т. е. те факторы, которые напрямую отражаются на удовлетворенности рабочим местом.
Внешний аспект подразумевает вид торговой организации глазами покупателя. Для этого необходимо присутствовать при процессе продажи и анализировать удовлетворенность клиентов обслуживанием. Наиболее действенным при анализе обслуживания будет посещение магазинов в роли тайного покупателя.
Торговая организация должна быть современной. Под современностью понимается не только
продажа нового товара, но и использование новых форм привлечения клиентов. Это, например, могут быть дисконтные карты, которые предоставляют процентную или денежную скидку, возможность покупки по «подарочному сертификату», пока это развито в парфюмерной и ювелирной торговле. Покупка в кредит также может заинтересовывать и привлечь клиентов.
Важна для покупателя возможность проверки товара, примерки или пробы. Расчет пластиковыми картами также относится к современным методам продаж. Любое усовершенствование обслуживания и продажи будет увеличивать привлекательность магазина для покупателей и, как следствие, для инвесторов.
В общем объеме оборота розничной торговли важная роль отводится розничным сетям. По данным аналитической компании Infoline, оборот 100 крупнейших розничных сетей в России за 2011 г. увеличился на 20,8 %, или до 3,1 трлн руб. Большие розничные сети притягивают покупателей, создавая угрозу небольшой розничной торговле. Если анализируемое инвестором предприятие не относится к ритейлерам (от английского слова retailer — оператор розничной торговли, т. е. компании, имеющей сеть торговых объектов), следует провести анализ рынка на наличие торговых сетей с аналогичным товаром в одном регионе или в близлежащих областях.
Если проводить сравнение между оптовой торговлей, производственными предприятиями и розничной торговлей, то можно сделать вывод, что розничная торговля более зависима от региона. Производственные предприятия, как правило, продают свой товар не только на территории региона, но и далеко за его пределами, что труднее сделать в розничной торговле.
При осуществлении капитальных вложений каждый инвестор выбирает наиболее устойчивое предприятие. Устойчивость проверяется по многим факторам. Один из важных показателей — срок существования фирмы. Новообразовавшиеся фирмы — это интересный инвестиционный проект, но рискованный, и провести анализ по всем критериям привлекательности по таким организациям невозможно. Фирмы, имеющие обширный опыт работы, выдержавшие кризисы и оставшиеся в торговле, показали достаточный уровень финансовой устойчивости и диверсификации.
От оборачиваемости запасов зависит приток денежных средств, она может рассчитываться за год,
полгода, квартал, определенный период, а также по количеству: в штуках, массе, метрах. Кроме того, она оценивается по каждому товару в отдельности или по группе товаров, по стоимости и оборачиваемости всех запасов.
Оборачиваемость показывает, с какой скоростью продается товар, т. е. за какой промежуток времени он проходит стадии от поступления на склад до продажи. Данный анализ поможет определить те товары, которые наиболее быстро проходят стадии: товар — деньги — товар.
Анализ покажет, в каком из видов товаров образовался «застой».
Сравнение скорости оборачиваемости запасов за предшествующие периоды с текущим периодом позволит выявить рост или падение спроса на товар. Для каждой организации имеется свой показатель оптимальной оборачиваемости. Рост (ускорение данного показателя) позволяет говорить о высоком уровне продаж, что положительно влияет на инвестиционную привлекательность организации.
Понижение (замедление коэффициента оборачиваемости) показывает, что идет заскладирование организации. Это говорит о наличии товара плохого качества или большом количестве сезонного товара, а также о неправильном учете и контроле за оборотом товара и закупками товаров, не пользующихся спросом. В этом случае поднять коэффициент оборачиваемости запасов очень трудно. Засклади-рованность невостребованными товарами может оттолкнуть потенциального инвестора.
Отметим также, что независимость организации выражается в возможности самостоятельно принимать решения. Коммерческая свобода розничных организаций предполагает свободу выбора продукции для реализации, направлений и способов продажи, а также свободу в ценообразовании. Однако стоит учитывать тот факт, что в экономике нет абсолютной независимости, так как торговля сдерживается конкурентами, потребностями покупателей, законодательными актами. Имея самостоятельность, организация берет на себя ответственность за возможные нарушения: выполнение обязательств по договору поставки и продажи, налоговым обязательствам и т. д. Однако, если организация является независимой, повышается уровень ее самоотдачи — это привлекает инвесторов.
Таким образом, инвестиционная привлекательность предприятия — это комплексный показатель, характеризующий целесообразность инвестирова-
ния средств в данное предприятие. Модель анализа инвестиционной привлекательности предприятия по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности включает в себя:
• сравнительный аналитический баланс (вертикальный и горизонтальный анализ);
• анализ и планирование ликвидности и платежеспособности;
• анализ и планирование финансовой устойчивости;
• анализ и планирование рентабельности.
Все это следует учесть в своей работе как руководителям организаций, так и бухгалтерам и экономистам.
Список литературы
1. Абдукаримов И. Т. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011.
2. Балдина К. В. Антикризисное управление. М.: Гардарики, 2006.
3. Белякова М. Ю. Разработка комплексной методики оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. М.: ИНФРА-М, 2006.
4. БеспаловМ. В., Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур. М.: ИНФРА-М, 2013.
5. Беспалов М. В. Комплексный анализ финансовой устойчивости компании: коэффициентный, экспертный, факторный и индикативный // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 5.
6. БеспаловМ. В. Методика проведения анализа ликвидности и платежеспособности организации // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. № 3.
7. Беспалов М. В. Оценка финансовой устойчивости организации по данным годовой бухгалтерской отчетности // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 4.
8. Воронцовский А. В. Инвестиции и финансирование. Методы оценки и обоснование. СПб: Изд-во СПбГУ, 2002.
9. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.07.2013).
10. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 23.07.2013).
11. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2007.