Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ г. КРАСНОДАРА: ДРАЙВЕРЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ЕЁ РОСТА'

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ г. КРАСНОДАРА: ДРАЙВЕРЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ЕЁ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1823
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
муниципальное образование / инвестиции / умный город / инвестиционная привлекательность / municipal formation / investment / smart city / investment attractiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Б. Мещерякова

Представлена характеристика муниципального образования г. Краснодар с позиции его инвестиционной привлекательности: оценена видовая структура инвестиций в основной капитал, структура финансовых вложений организации, число замещённых рабочих мест на малых предприятиях и их оборот по видам экономической деятельности. Выявлены драйверы и ключевые точки роста инвестиционной привлекательности г. Краснодар. Акцентируется внимание на том, что помимо традиционных показателей оценки инвестиционной привлекательности города, современный мир предъявляет требования по цифровизации всех сфер жизнедеятельности муниципального образования. Минстрой РФ разрабатывает, корректирует и утверждает методики оценки степени цифровизации муниципальных образований, направленных на получение ими статуса «Умного города», следовательно, превалирующим трендом в повышении инвестиционной привлекательности должна стать работа в области применения цифровых технологий в инфраструктурных объектах городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.Б. Мещерякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF KRASNODAR'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS: DRIVERS AND KEY POINTS OF ITS GROWTH

The article presents the characteristics of the Krasnodar municipality from the point of view of its investment attractiveness: the specific structure of investments in fixed assets, the structure of financial investments of the organization, the number of replaced jobs at small enterprises and their turnover by types of economic activity is estimated. The drivers and key points of growth of the investment attractiveness of Krasnodar are identified. Attention is focused on the fact that in addition to the traditional indicators of assessing the investment attractiveness of the city, the modern world imposes requirements for digitalization of all spheres of life of the municipality. The Ministry of Construction of the Russian Federation develops, corrects and approves methods for assessing the degree of digitalization of municipalities aimed at obtaining the status of a "Smart City", therefore, the prevailing trend in increasing investment attractiveness should be work in the field of using digital technologies in infrastructure objects of the urban environment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ г. КРАСНОДАРА: ДРАЙВЕРЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ЕЁ РОСТА»

2. https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2015-03-11-gartner-announces-supply-chain-executive-conference-2015 - новости Gartner Supply Chain Executive Conference.

3. https://www.capgemini.com/ - Платформа для цифровой трансформации управления цепочкой поставок.

4. https://www.pwc.com/gx/en/industries/transportation-logistics/publications/the-future-of-the-logistics-industry.html - Будущее логистической отрасли.

References:

1. https://logistics.ru/scm/news/pravilo-7r - The rule 7R - Logistics.ru.

2. https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2015-03-11-gartner-announces-supply-chain-executive-conference-2015 - News Gartner Supply Chain Executive Conference.

3. https://www.capgemini.com/ - A platform for digital transformation of supply chain management.

4. https://www.pwc.com/gx/en/industries/transportation-logistics/publications/the-future-of-the-logistics-industry.html - The future of the logistics industry.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11359

А.Б. Мещерякова - к.э.н., доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, 1980_allaal@mail.ru,

A.B. Meshcheryakova - PhD in Economics, Associate Professor, Academy of Marketing and Social Information Technologies.

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ г. КРАСНОДАРА: ДРАЙВЕРЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ЕЁ РОСТА ANALYSIS OF KRASNODAR'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS: DRIVERS AND KEY POINTS OF ITS GROWTH

Аннотация. Представлена характеристика муниципального образования г. Краснодар с позиции его инвестиционной привлекательности: оценена видовая структура инвестиций в основной капитал, структура финансовых вложений организации, число замещённых рабочих мест на малых предприятиях и их оборот по видам экономической деятельности. Выявлены драйверы и ключевые точки роста инвестиционной привлекательности г. Краснодар. Акцентируется внимание на том, что помимо традиционных показателей оценки инвестиционной привлекательности города, современный мир предъявляет требования по цифровизации всех сфер жизнедеятельности муниципального образования. Минстрой РФ разрабатывает, корректирует и утверждает методики оценки степени цифровизации муниципальных образований, направленных на получение ими статуса «Умного города», следовательно, превалирующим трендом в повышении инвестиционной привлекательности должна стать работа в области применения цифровых технологий в инфраструктурных объектах городской среды.

Abstract. The article presents the characteristics of the Krasnodar municipality from the point of view of its investment attractiveness: the specific structure of investments in fixed assets, the structure of financial investments of the organization, the number of replaced jobs at small enterprises and their turnover by types of economic activity is estimated. The drivers and key points of growth of the investment attractiveness of Krasnodar are identified. Attention is focused on the fact that in addition to the traditional indicators of assessing the investment attractiveness of the city, the modern world imposes requirements for digitalization of all spheres of life of the municipality. The Ministry of Construction of the Russian Federation develops, corrects and approves methods for assessing the degree of digitalization of municipalities aimed at obtaining the status of a "Smart City", therefore, the prevailing trend in increasing investment attractiveness should be work in the field of using digital technologies in infrastructure objects of the urban environment.

Ключевые слова: муниципальное образование, инвестиции, умный город, инвестиционная привлекательность.

Keywords: municipal formation, investment, smart city, investment attractiveness.

Введение

Инвестиционная привлекательность муниципального образования представляет собой категорию, формирующуюся под влиянием ряда факторов. Среди традиционных факторов, рассматриваемых в различных официально принятых методиках оценки инвестиционной привлекательности следует выделять объем инвестиций в основные средства, уровень занятости населения муниципального образования, темпы роста инвестиций по отраслям экономики, инвестиции, вложенные в основной капитал организаций различных форм собственности, включая муниципальные и т.д.

Перечисленные показатели оцениваются по известным методикам, авторами которых являются министерства и ведомства: Минэкономразвития РФ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) а также Правительство РФ, которые утверждают и корректируют показатели оценки эффективности работы органов местного самоуправления, в том числе по вопросам формирования инвестиционной привлекательности и активизации инвестиционной политики муниципальных образований.

Материал и методы исследования

Приоритетные векторы муниципального инвестиционного развития необходимо выделять руководствуясь оценкой вклада отраслей муниципального хозяйства в общий рост экономики муниципального образования. Проблема выделения приоритетов муниципального инвестиционного развития многогранна. Уникальность Краснодарского края, как и города Краснодара связана с широким инвестиционным потенциалом в связи

с его географическим положением, природными и экономическими ресурсами, стремительным развитием многих отраслей экономики. Зачастую учеными рассматривается Краснодарский край как, преимущественно, туристический объект для инвестиционных проектов [1], однако, это лишь малая часть того потенциала, который может предоставить наш город для инвесторов.

Анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования г. Краснодар по состоянию на конец 2020 года предлагается осуществить по следующей группе показателей: видовая структура инвестиций в основной капитал (таблица 1), структура финансовых вложений, денежных средств организации (таблица 2), число замещённых рабочих мест на малых предприятиях по видам экономической деятельности (таблица 3), оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (таблица 4), инвестиции в основной капитал, включая показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (таблица 5).

Результаты исследования и их обсуждение

Осуществим анализ видовой структуры инвестиций в основной капитал в 2020 году муниципальному образованию город Краснодар (таблица 1).

Таблица 1 - Видовая структура инвестиций в основной капитал в 2020 году по, млн руб. [2]

Показатель Сумма В % к итогу Справочно: 2019 в % к итогу

Инвестиции в основной капитал 344516,6 100 100

в том числе: жилые здания и помещения 19185,4 5,6 5,8

здания (кроме жилых) и сооружения 182397,4 52,9 50,3

расходы на улучшение земель 23,6 0,0 0,0

машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты 121469,1 35,3 37,8

объекты интеллектуальной собственности 7542,9 2,2 1,4

прочие 13898,3 4,0 4,7

Данные, приведённые в таблице 1 показывают, что в 2020 году объем инвестиций в основной капитал составил 344516,6 млн руб. при этом инвестиции в жилые здания и помещения составили 19185,4 млн руб., что составляет 52,9 % от общего объёма инвестиций. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций принадлежит финансовым вложениям в машины и оборудование (35,3 %), что в сумме составляет 121469,1 млн руб. Наименьшая доля инвестиций принадлежит объектам интеллектуальной собственности - 2,2 % - 7542,9 тыс. руб. При этом в 2019 году эта доля составляла ещё меньше - 1,4 %. Структура финансовых вложений денежных средств организаций муниципального образования город Краснодар приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Структура финансовых вложений денежных в 2020 году, млн руб. [2]

Показатель На начало 2020 г. Накоплено на конец 2020 г.

сумма в % к итогу сумма в % к итогу

Финансовые вложения, в т.ч.: 3726357,3 100,0 1803330 100,0

долгосрочные финансовые вложения организаций 1489852 40,0 1471098 81,6

в том числе: в паи, акции и другие формы участия в капитале 101896,7 2,7 776756 43,1

в долговые ценные бумаги и депозитные сертификаты 1170989,6 31,4 182310 10,1

предоставленные займы 177661,6 4,8 501622 27,8

прочие финансовые вложения 39304,1 1,1 10411 0,6

краткосрочные финансовые вложения организаций 2236505,3 60,0 332231 18,4

в том числе: в паи, акции и другие формы участия в капитале 20844,6 0,6 51979,1 2,9

в долговые ценные бумаги и депозитные сертификаты 38562,7 1,0 1882,8 0,1

предоставленные займы 387873,1 10,4 174110 9,7

банковские вклады 1636364,1 43,9 91009,3 5,0

прочие финансовые вложения 152860,8 4,1 13249,7 0,7

Согласно представленным в таблице 2 данным, сумма финансовых вложений (инвестиций), осуществлённых организациями муниципального образования город Краснодар в 2020 году составила по состоянию на конец 2020 года 1804419,7 млн руб., при этом наибольший удельный вес в структуре инвестиций составили долгосрочные финансовые вложения (81,6 %) - 1472188,5 млн руб., паи, акции и прочие формы составили 776755,9 млн руб. На долю краткосрочных финансовых вложений приходится 18,4 % в конце 2020 года, тогда как вначале эта доля была значительно больше - 60 %. Наибольшей популярностью среди краткосрочных финансовых вложений пользуется предоставление займов, всего таких вложений осуществлено на сумму 174110,3 млн руб.

В 2020 г. на малых предприятиях число замещённых рабочих мест работниками списочного состава города Краснодар, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 150,1 тыс. чел. (таблица 3).

Таблица 3 - Число замещённых рабочих мест на малых предприятиях в 2020 г. [2]

Показатель Всего замещённых рабочих мест (работников) из них замещённых рабочих мест работников списочного состава

тыс. чел. в % к итогу тыс. чел. в % к итогу

Всего, из них: 150,1 100,0 138,3 100,0

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 10,3 6,9 9,7 7,0

добыча полезных ископаемых 1,2 0,8 1,1 0,8

обрабатывающие производства 24 16,0 22,6 16,3

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 1,6 1,1 1,2 0,9

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 2,8 1,9 2,7 2,0

строительство 17,7 11,8 16,2 11,7

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 35,8 23,9 34,8 25,2

транспортировка и хранение 10,3 6,9 9,5 6,9

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 9,6 6,4 8,1 5,9

деятельность в области информации и связи 3 2,0 2,8 2,0

деятельность финансовая и страховая 0,7 0,5 0,6 0,4

деятельность по операциям с недвижимым имуществом 9,8 6,5 8,2 5,9

деятельность профессиональная, научная и техническая 7,9 5,3 7 5,1

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 9,2 6,1 8,7 6,3

образование 0,2 0,1 0,2 0,1

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 6 4,0 4,9 3,5

Согласно представленным в таблице 3 данным, число работников малых предприятий без учёта внешних совместителей за 2020 год составило 138,3 тыс. чел. наибольшим удельным весом по численности работников характеризуются предприятия торговли (34,8 %) и обрабатывающих производств (22,6 %). Наименьший удельный вес - работники образования - 0,2 % и финансовая и страховая деятельность - 0,6 %.

В 2020 г. оборот малых предприятий г. Краснодара по видам экономической деятельности в 2020 году в действующих ценах (без микропредприятий) составил 723,6 млрд рублей (таблица 4).

Таблица 4 - Оборот малых предприятий в 2020 г., млн руб. [2]

Показатель Сумма В % к итогу

Всего, из них: 718951,8 100,0

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 47542,8 6,6

добыча полезных ископаемых 2464,3 0,3

обрабатывающие производства 101772,5 14,2

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 4469,2 0,6

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 4706,7 0,7

строительство 62056,6 8,6

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 376170,5 52,3

транспортировка и хранение 35038,2 4,9

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 17457,7 2,4

деятельность в области информации и связи 6339,7 0,9

деятельность по операциям с недвижимым имуществом 15585 2,2

деятельность профессиональная, научная и техническая 24523,2 3,4

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 12135,8 1,7

образование 395,4 0,1

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 8294,2 1,2

Согласно представленным в таблице 4 данным, наибольший удельный вес в структуре оборота малых предприятий муниципального образования город Краснодар составила оптовая и розничная торговля (52,3 %) всего оборот данных предприятий составил в 2020 году 376170,5 млн руб. Наименьший удельный вес - предприятия образования (0,1 %), оборот которых за истекший год приблизился к 395,4 млн руб.

Показатели, характеризующие уровень инвестиций в основной капитал по муниципальному образованию город Краснодар, за 2018-2020 приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Инвестиции в основной капитал, млн руб. [2]

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение (+,-) Темп роста, %

Инвестиции в основной капитал за счёт средств бюджета 742 767,4 Данные отсутствуют 25,4 103,43

Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями 127881, 1 110343, 5 Данные отсутствуют -17537,6 86,29

Инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности 3697 4782,5 Данные отсутствуют 1085,5 129,36

Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на 1 человека 79,8 88,9 79,3 -0,5 99,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиции в основной капитал за счёт средств бюджета муниципального образования осуществлены в

2019 году на сумму 767,4 млн руб., на момент осуществления анализ официальные статистические данные по

2020 году отсутствовали. За 2018-2019 гг. объем данного типа инвестиций вырос на 3,43 %. Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства) составили 110343,5 млн руб. За 2018-2019 гг. объем инвестиций данного типа сократился на 13,7 %. Инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности за 2018-2019 гг. вырос на 29,36 % на сумму 1085,5 млн. руб., это наибольший прирост среди рассматриваемых видов инвестиций. Что касается показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а именно, исходя из темы данной работы, объёма инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на 1 человека, то здесь отмечено снижение уровня на 0,6 %.

Проведенный анализ показал, что муниципальное образование город Краснодар обладает высоким уровнем инвестиционной привлекательности, об этом свидетельствует не только высокий уровень инвестиций, но и их ежегодный прирост, в том числе в объекты интеллектуальной собственности. Это на сегодняшний день является одним из трендов развития муниципальных образований, в том числе в проектах, касающихся стратегии «Умных городов».

Выводы (заключение)

Таким образом, работа муниципальных органов власти по увеличению уровня инвестиционной привлекательности г. Краснодара может считаться эффективной, за исключением некоторых моментов, снижающих общую результативность предпринимаемых мер. К таким моментам следует отнести низкий уровень активности населения в формировании благоприятной среды города, и, как следствие, его инвестиционной привлекательности. На сегодняшний день становится очевидным, что без внедрения и развития 1Т-технологий многие задачи в государственном управлении фактически неразрешимы, что требует пересмотра подходов к системе управления. Одним из важнейших инструментов повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований на сегодняшний день является уровень города. Согласно данным, опубликованным Минстрой РФ ^ российских городов с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек, Краснодар занимает 9 место в списке крупных городов, численностью от 250 тыс. до 1 млн чел.

В 2021 года администрацией Краснодарского края была реализована инициатива по привлечению активных жителей края в управление муниципальными образованиями. С этой целью на сайте «Открытое правительство» размещена цифровая платформа «Активный гражданин», где житель Краснодарского края может выбрать одну вкладок, к примеру: сообщения граждан, опросы, голосования, инициативное бюджетирование, незаконное строительство, обсуждение законопроектов, народные предложения [4].

Жители города Новороссийск довольно активно включились в работу, о чем на сайте «Открытое правительство Краснодарского края» можно увидеть соответствующую информацию. Однако, жители города Краснодара практически не принимают участия и не проявляют инициативы, возможно по причине отсутствия широкого освещения данных мероприятий в средствах массовой информации. В соответствии с этим, предлагается создать открытый информационный портал на сайте администрации города Краснодара с тем, чтобы обеспечить более широкое использование данной меры развития инвестиционной привлекательности города. В перечисленных вкладках отсутствует те, в которых граждане могли бы проявить свою инвестиционную инициативу, разместить информацию о подготовленных бизнес-планах или стартапах. В связи с этим нами предлагается дополнить уже разработанный инструмент вкладкой «инвестиционная инициатива». Также предлагается предусмотреть возможность применения бесшовной связи данного инструмента и центра занятости населения г. Краснодара. Предложение объясняется тем, что безработные жители Кубани могут получить поддержку при открытии своего дела. Такую единовременную финансовую помощь предоставляют центры занятости населения в рамках краевой госпрограммы «Содействие занятости населения» на 2016-2021 годы. Для получения такой помощи следует обратиться в центр занятости, встать на учёт, получить статус безработного, составить бизнес-план, защитить его и после этого комиссия принимает решение о перечислении субсидии.

Нами предлагается упростить данную процедуру, перевести её в дистанционный формат так, чтобы до-

кументы можно было загрузить в электронном виде, а защиту бизнес-плана провести на любых платформах, позволяющих это сделать в дистанционном формате. Это приведёт к убыстрению рассмотрения заявок, снижению числа очередей в центрах занятости, повышению уровня информационной открытости и прозрачности в получении гражданами данного пособия. Цель предлагаемого проекта заключается в предоставлении возможности инициативным и неравнодушным гражданам муниципального образования город Краснодар транслировать свои идеи, направленные на улучшение качества жизни и городской среды, развитие города. В качестве носителя практики предполагается обозначить администрацию муниципального образования город Краснодар в лице Управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства г. Краснодара как проводника государственной инвестиционной политики.

В качестве предпосылок внедрения предлагаемой практики в работу администрации муниципального образования город Краснодар можно выделить следующие:

- необходимость повышения уровня вовлеченности креативно мыслящих граждан в принятие решений;

- необходимость создания механизма выдвижения гражданами-жителями г. Краснодар конструктивных идей и их последующей реализации;

- необходимость разработки и внедрения системной модели партнёрских взаимодействий органов власти и граждан (помимо ГЧП);

- необходимость создания независимой системы оценки органов государственной (исполнительной) власти на муниципальном уровне.

Указанные предпосылки, при их успешной реализации позволят принимать более взвешенные, системные решения, учитывающие мнение граждан - жителей города. Это, в свою очередь, может привести к улучшению качества жизни, состояния городской инфраструктуры, снижению степени загрязнения улиц, выдвижению новых идей в плане обустройства города, что приведёт к повышению уровня его инвестиционной привлекательности.

Помимо этого, курс на цифровизацию, а также «Живая стратегия» Кубань 2030 предполагают наличие подобных проектов как неотъемлемой части современного государственного (муниципального) управления. Согласно стратегии развития Краснодарского края до 2030 года, основная её идея - заключается в том, что наш край - глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и предпринимателей, лидер Южного полюса роста России [5]. Следовательно, привлечение граждан к управлению городом - отражает суть принятой стратегии, поскольку граждане способны помочь в реализации стратегий и росте конкурентоспособности города, что отражается на:

- привлечении частных, государственных и государственно-частных инвестиций;

- разработке и сопровождении инвестиционных проектов;

- сопровождении развития бизнеса в части накопления и использования знаний.

Одним из элементов в оценке IQ городов являются платформы вовлечения граждан как инструмент взаимодействия с органами муниципальной власти в вопросах городского развития. Следовательно, реализуя предложенные нами мероприятия муниципальное образование город Краснодар сможет и в дальнейшем улучшать свою позицию в рейтинге «Умных» городов.

Источники:

1. Елисеева Н.В Состояние, проблемы и перспективы развития туризма в Краснодарском крае // Вестник Академии знаний. 2019. № 3 (32). С. 115-118.

2. Экономические показатели муниципального образования город Краснодар [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/ scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=370100020182019 20202021 (дата обращения 18.04.2021).

3. Актуальная редакция муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар» [Электронный ресурс]. URL: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnye-pravovye-akty (дата обращения 18.04.2021).

4. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований https://krsdstat.gks.ru /main_indicators_KK Открытое правительство Краснодарского края [Электронный ресурс]. URL: https://open. krasnodar.ru/qa/list/ (дата обращения 27.05.2021).

5. «Живая стратегия» Кубань 2030 [Электронный ресурс]. URL: https://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/K30_Zones _180503-03.pdf (дата обращения 21.05.2021).

References:

1. Eliseeva N. V. The state, problems and prospects of tourism development in the Krasnodar Territory / / Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 3 (32). pp. 115-118.

2. Economic indicators of the municipal formation of the city of Krasnodar [Electronic resource]. URL: https://www.gks.ru/ scripts/db_inet2/passport/table. aspx?opt=370100020182019 20202021 (accessed 18.04.2021).

3. The current version of the municipal program of the municipal formation of the city of Krasnodar "Formation of the investment attractiveness of the municipal formation of the city of Krasnodar" [Electronic resource]. URL: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnye-pravovye-akty (accessed 18.04.2021).

4. The main indicators of the socio-economic situation of municipalities https://krsdstat.gks.ru/main_indicators_ KKОткрытое the Government of the Krasnodar Territory [Electronic resource]. URL: https://open.krasnodar.ru/qa/list/ (accessed 27.05.2021).

5. "Live strategy" Kuban 2030 [Electronic resource]. URL: https://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/K30_Zones_180503-03.pdf (accessed 21.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.