АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
территории во взаимосвязи с инвестиционной привлекательностью фитнес-предприятия
В современных условиях активно оценивается инвестиционная привлекательность стран, регионов, отраслей, товарных рынков или рынков услуг, а также предприятий. В данной классификации ключевое положение, безусловно, занимает предприятие, так как именно в масштабе предприятия реализуются конкретные инвестиционные проекты.
Сегодня, очевидно, что инвестиционная привлекательность любого проекта будет определяться инвестиционной привлекательностью как страны в целом, так и ее регионов в частности. Другими словами, для стратегического инвестора аргументы в пользу инвестирования средств, например, в фитнес-предприятие не будут достаточно убедительными, если экономика страны находится в фазе спада и/или страна характеризуется политической нестабильностью. Соответственно, в данной статье целесообразно рассмотреть вопросы, связанные с инвестиционным климатом страны и ее регионов.
Гусева К., например, считает, что реальный инвестиционный климат представляет собой систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро- и собственно территориальных уровнях управления, создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций1.
По мнению П. Л. Ипатова, инвестиционная политика территории должна базироваться на кластерном подходе, который предполагает, что в условиях рыночной экономики объектом экономического управления должна стать не отрасль, не компания, а территория. Кластер — это территориальный социально-экономический и индустриально-инновационный саморегулируемый комплекс, в формировании которого принимают участие местные власти и бизнес, стратегические
1 Гусева К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата. // Вопросы экономики. — 2003. — № 6. — С. 35.
а. ю. половиткин,
генеральный директор ооо «Fitness Holding»
и иные внешние инвесторы. Именно в результате эффективной кластерной политики регион должен превратиться в территорию инвестиций, поскольку кластер является системным и гарантированным потребителем инвестиций как базовый компонент инвестиционного процесса. Наиболее эффективные в мире «сетевые регионы», представленные кластерами, на много конкурентоспособнее иерархических регионов по вопросу привлечения инвестиций. Фактически кластерная политика — это экономическая основа постепенного перехода от исчерпывающей себя политики выравнивания к реализации принципа «поляризованного развития» теперь уже на региональном уровне. Для федерального центра площадкой развития является территория России, где само развитие фокусируется, поляризуется в сильных регионах. Дальнейшее продвижение принципа фокусного развития на местный уровень должно привести к тому, что региональный центр, в свою очередь получает ряд экспериментальных площадок, многие из которых со временем становятся полюсами притяжения ресурсов — территориями инвестиций. наличие так называемых «опорных полюсов», территориальных кластеров, станет мощнейшим стимулом развития региона2.
Представим один из рейтингов российских регионов по инвестиционному климату за 2004-2005 гг. 3.
Высокий потенциал — минимальный риск (1A): Средний потенциал — минимальный риск (2A): Низкий потенциал — минимальный риск (3A): Высокий потенциал — умеренный риск (1B). 294 - Санкт-Петербург 18 - Москва
2 Ипатов П. Л. Маршрут к территории инвестиций // Российская газета. Специальный выпуск. — 2005. — № 381. — С. 20.
3 Источник: http://www. гаехреЛ. ru/ratings/regюns/2005/.
4 Регионы пронумерованы в порядке нумерации по федеральным округам. В каждой группе регионы расположены по мере увеличения индекса интегрального риска.
10 — Московская обл.
59 — Свердловская обл.
61 — Ханты-Мансийский АО Средний потенциал — умеренный риск (2В):
46 — Республика Татарстан
42 — Ростовская обл.
50 — Нижегородская обл.
43 — Республика Башкортостан
38 — Краснодарский кр.
55 — Самарская обл.
25 — Ленинградская обл. 53 — Пермская обл.
74 — Кемеровская обл. 41 — Волгоградская обл.
75 — Новосибирская обл.
62 — Ямало-Ненецкий АО 69 — Красноярский кр.
80 — Республика Саха (Якутия) 72 — Иркутская обл.
63 — Челябинская обл.
Пониженный потенциал — умеренный риск (3В1): —
9 — Липецкая обл.
1 — Белгородская обл.
17 — Ярославская обл.
23 — Вологодская обл.
60 — Тюменская обл.
24 — Калининградская обл.
48 — Чувашская Республика 77 — Томская обл.
6 — Калужская обл.
21 — Архангельская обл. 52 — Пензенская обл.
56 — Саратовская обл.
12 — Рязанская обл.
51 — Оренбургская обл.
39 — Ставропольский кр.
15 — Тверская обл.
26 — Мурманская обл.
4 — Воронежская обл. 8 — Курская обл.
76 — Омская обл.
16 — Тульская обл.
47 — Удмуртская Республика
81 — Приморский кр.
57 — Ульяновская обл.
82 — Хабаровский кр.
3 — Владимирская обл.
Незначительный потенциал — умеренный риск (3В2): —
27 — Новгородская обл.
45 — Республика Мордовия
11 — Орловская обл.
67 — Республика Хакасия
28 — Псковская обл.
7 — Костромская обл. 30 — Республика Адыгея
49 — Кировская обл.
64 — Республика Алтай
22 — Ненецкий автономный округ
13 — Смоленская обл.
19 — Республика Карелия
5 — Ивановская обл.
14 — Тамбовская обл.
40 — Астраханская обл.
65 — Республика Бурятия
79 — Агинский Бурятский АО Высокий потенциал — высокий риск (1С): Средний потенциал — высокий риск (2С): Пониженный потенциал — высокий риск (3С1):
20 — Республика Коми
2 — Брянская обл.
68 — Алтайский кр.
31 — Республика Дагестан
Незначительный потенциал — высокий риск (3С2): —
44 — Республика Марий Эл
78 — Читинская обл.
83 — Амурская обл. 58 — Курганская обл. 89 — Чукотский АО 88 — Еврейская АО
71 — Эвенкийский АО
54 — Коми-Пермяцкий АО
87 — Сахалинская обл.
36 — Республика Северная Осетия — Алания
34 — Республика Калмыкия
70 — Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО
84 — Камчатская обл.
35 — Карачаево-Черкесская Республика 86 — Магаданская обл.
66 — Республика Тыва
Низкий потенциал — экстремальный риск (3D):
33 — Кабардино-Балкарская Республика
73 — Усть-Ордынский Бурятский АО
32 — Республика Ингушетия
85 — Корякский АО
37 — Чеченская Республика
По мнению Г. Марченко и О. Мачульской, данный рейтинг свидетельствует об обострении конкуренции регионов за создание благоприятного инвестиционного климата, а также о повышении эластичности позиций региона, особенно в категориях 3В, когда высока вероятность изменения места в рейтинге при незначительных изменениях ситуации. Рейтинг подтвердил, что г. Санкт-Петербург вернул себе лидирующую позицию по уровню инвестиционного риска, которую он занимал до этого лишь однажды, еще в рейтинге 1997—1998 гг. Прежде всего, город в минимальной степени ощутил влияние административных реформ. Лидерство в России Санкт-Петербургу обеспечил прежде всего,минимальный уровень социального риска. Также на очень низком уровне здесь экономический и финансовый риски. В 2004 г. в г. Санкт-Петербурге наиболее высоким был экологический риск. Однако с вводом новых очистных сооружений в дальнейшем прогнозируется значительное снижение и этого вида риска, а также улучшение инвестиционного климата в будущем. Несколько уступили свои позиции тра-
диционные лидеры последних лет — Новгородская, Ярославская и Орловская обл. По-видимому, в этих относительно небольших регионах в значительной степени реализованы возможности снижения риска, а для нового прорыва пока не хватило ресурсов. Липецкая обл., передвинувшаяся с 13-го на 2-е место по уровню риска, продемонстрировала возможность трансформации хорошего инвестиционного климата в значительные объемы привлеченных инвестиций, которые способствовали в том числе и улучшению инвестиционной привлекательности. Значительно улучшила свое положение в рейтинге Ростовская обл., переместившись с 12-го на 6-е место. Впервые она вошла в десятку наименее рисковых регионов страны. Ростовская обл. реально превращается не только в политический, но и в экономический, а также культурный центр Южного федерального округа, а Ростов-на-Дону — в южную столицу России. Нижегородская обл. и Москва вернули утраченные в 2004 г. позиции, потеснив на два места вниз менее мощного конкурента — Вологодскую обл. Далее, стабильностью и низким риском отличается инвестиционный климат Татарстана, который как и Белгородская обл., неизменно входит в десятку наименее рисковых регионов России на протяжении всех лет составления рейтинга. Абсолютным же лидером в динамике ранга инвестиционного риска стала Тюменская обл., в значительной степени аккумулирующая «нефтедоллары». За истекший год она передвинулась с 55-го на 12-е место. Также отметим, что оживилась экономика и Ивановской обл., что позволило ей перейти из рейтинговой категории 3С2 в категорию 3В2. В отличие от риска подвижки регионов в ранжированном списке совокупного инвестиционного потенциала незначительны и зачастую связаны с введением в рейтинг еще одного вида потенциала — туристического. Соответственно, несколько повысили свой ранг инвестиционного потенциала Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Ленинградская области. Повышение ранга потенциала Ханты-Мансийского АО, Башкортостана и Татарстана в большей степени связано с влиянием нефтяного фактора5.
Здесь важно подчеркнуть, что важнейшими составляющими инвестиционного климата территории, безусловно, являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, динамика и взаимосвязь которых представлены на рис. 16. Например, в рейтинге инвестиционного потенциала Саратовская обл. занимает 20-е место среди
5 Марченко Г., Мачульская О. Результаты рейтинга // www. raexpert. ru/ratings/regions/2005/.
6 Источник: http://www. raexpert. ru/ratings/regions/2005/.
субъектов РФ, а по уровню инвестиционного риска
- 23-е. В начале мая 2005 г. рейтинговое агентство Moody, s Interfax высоко оценило уровень кредитоспособности региона, подтвердив кредитный рейтинг Саратовской обл. на уровне инвестиционного А1 (rus), что отражает высокую кредитоспособность на долгосрочную перспективу7.
сегодня для оценки инвестиционной привлекательности территории часто используется такой показатель, как «рыночная реакция» территории на проводимые реформы. По мнению, например, К. Гусевой, сущность данного показателя заключается в том, что с его помощью можно охарактеризовать степень адаптации экономики территории к новым условиям, в том числе и с точки зрения воспроизводства капитала8.
рыночная реакция обусловливается рядом положений.
Первое положение — стартовые условия вхождения региона в рынок, которые характеризуют сложившиеся к началу проведения реформ объективные и субъективные предпосылки, способствующие или препятствующие трансформационным процессам. К данным условиям относятся:
- наличие экспортного потенциала;
- территориальная удаленность и развитие транспортной системы;
- интеллектуальный и инновационный потенциалы и их соответствие целям развития региона;
- уровень развития социальной сферы и возможности региона в области ее совершенствования в целях обеспечения нормального воспроизводства трудовых ресурсов;
- состояние производственного потенциала и сложившийся уровень инвестиционной активности (объемы инвестиций и качественные характеристики инвестиционной деятельности).
Второе положение — оценка стратегии и тактики проведения реформ на региональном уровне с выделением направлений специальной федеральной поддержки. Данная оценка невозможна без изучения следующих параметров:
- особенностей реформирования экономики региона;
- динамики рыночных преобразований, в том числе складывающихся под воздействием как
7 Саратовская область — территория инвестиций // Российская газета. Специальный выпуск. — 2005. — № 381. — С. 19.
8 Гусева К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. — 2003.
- № 6. — С. 82.
□ «6,7 \
Лу \ /
60,0 \ / \ / 54,6 \ /
53,3 ■
45,4 46,7 % *— 44.2 Г
41,7 / \
/ \
V _Л30,8
199546гг. 199697гг. 199748гг. 199849гг. 19992000гг. 2000Л)1гг. 21М>1п?гг. 200203гг. 2003.'Л4гг. 200405гг.
^^Инвестиционный потенциал ^^Инвестиционный риск
Рис. 1. Основные составляющие инвестиционного климата территории
стартовых условий вхождения в рынок, так и создания среды для благоприятного проведения реформ;
- практики централизованной инвестиционной помощи и системы государственных инвестиционных приоритетов как основы рыночной поддержки регионов со стороны центра, ускорения (замедления) темпов рыночных преобразований;
- политико-экономической ситуации в регионах и ее влияния на ход реализации стратегии реформ.
От результативности реформ и степени адаптации регионов к рыночным отношениям зависят их место в рыночном пространстве, уровень готовности к рыночным преобразованиям и перспективы изменения инвестиционного климата. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
♦ преобразование форм собственности и их влияние на инвестиционный климат;
♦ тенденции формирования и развития бюджетной системы, финансов хозяйствующих субъектов, а также финансового рынка;
♦ склонность предприятий к обновлению основного капитала;
♦ привлекательность региона для зарубежных инвесторов;
♦ влияниепроцессареформированияфедеральных отношений на ход социально-экономических
преобразований в регионах с выделением собственно инвестиционной сферы. По состоянию на конец сентября 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96,5 млрд дол. США, что на 31,4 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) — 53,1 % (на конец сентября 2004 г. — 57,5 %), доля прямых инвестиций составила 44,9 % (40,5 %), портфельных — 2,0 % (2,0 %). Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2005 г. — Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция. На долю этих стран приходилось 81,7 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79,3 % от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. В январе—сентябре 2005 г. в экономику России поступило 26,8 млрд дол. иностранных инвестиций, что на 7,9 % меньше, чем в январе—сентябре 2004 г.
Следует подчеркнуть, что инвестиционную привлекательность предприятия и региона как для российских, так и для иностранных инвесторов во
многом предопределяют составляющие маркетинговой среды. Отметим некоторые из них.
1. Скорость и качество институциональных изменений, т. е. изменений в экономических отношениях между хозяйствующими субъектами.
2. Существование препятствий к формированию единого экономического пространства, в том числе барьеров для межотраслевого и межрегионального перемещения капитала и рабочей силы.
3. Концентрация квалифицированной рабочей силы и грамотных менеджеров.
4. Инфраструктура и ее развитие.
5. Доступность финансовых ресурсов.
6. Объем инвестиций в основной капитал.
В ноябре 2005 г. инвестиции в основной капитал использованы в объеме 348,1 млрд руб., что на 12,4 % больше, чем в ноябре 2004 г., в январе-ноябре 2005 г. — 2 871,4 млрд руб. и на 10,2 % больше, чем за соответствующий период 2004 г.
7. Значительная дифференциация населения по уровню доходов, большая доля населения с доходами ниже прожиточного уровня.
8. Уровень безработицы и социально-политическая обстановка.
Основными задачами государства в области снижения уровня безработицы, по мнению автора, в интересах улучшения инвестиционного климата России и ее регионов могут быть следующие:
- обеспечение экономических и правовых условий для создания и сохранения рабочих мест, а также развитие кадрового потенциала в различных сферах экономики страны и региональных экономиках;
- эффективное регулирование складывающегося российского рынка труда и повышение качества трудовых ресурсов России;
- формирование структуры занятости населения, соответствующей современной экономике;
- создание рабочих мест с использованием информационных технологий;
- обеспечение соответствующих условий для повышения уровня жизни посредством стимулирования экономической активности населения;
- внедрение принципов социально-этичного маркетинга в деятельность субъектов рынка. Таким образом, обеспечение эффективной
занятости, которая допускает безработицу в социально приемлемых нормах, будет способствовать улучшению инвестиционного климата территорий, повышению инвестиционной при-
влекательности региональных предприятий и, соответственно, устойчивому и динамичному социально-экономическому развитию регионов России.
9. Индекс потребительских цен. В декабре 2005 г. индекс потребительских цен составил 100,8 % (в целом за год — 110,9 %). В 16 субъектах РФ (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил более 1,0 %. В Чеченской Республике цены и тарифы в среднем выросли на 2,1 %, при этом в большей степени подорожали непродовольственные товары (на 4,4 %). В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,9 % (с начала года - 110,4 %), в Санкт-Петербурге - 100,8 % (с начала года - 112,0 %). В последний месяц 2005 г. отмечался существенный рост тарифов на услуги железнодорожного транспорта. Так, проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования подорожал на 13,6 — 17,9 %. Из других видов пассажирского транспорта на 1,2 % дороже стал проезд в троллейбусе и маршрутном такси. Среди остальных наблюдаемых видов платных услуг на 3,4 % увеличились цены на ритуальные услуги, на 1,4 — 1,6 % — на пошив одежды, услуги бань и душевых, физиотерапевтическое лечение, билеты в музеи и на выставки, а также стоимость экскурсионных поездок в Финляндию.
10. Стоимость минимального набора продуктов питания, которая в среднем по России в конце декабря 2005 г. составила 1 349,1 руб. в расчете на месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость увеличилась на 2,2 % (с начала года — на 10,7 %). Рост стоимости минимального набора продуктов питания, по мнению автора, негативно влияет на инвестиционную привлекательность фитнес-предприятия, так как в этом случае уменьшается спрос на фитнес-услуги.
В своей практической деятельности автор исследования оценивает инвестиционную привлекательность фитнес-предприятий в первую очередь на основе анализа инвестиционного климата региона. Так, например, в 2005 г. оценка инвестиционной привлекательности фитнес-клуба «Колизей» (г. Пермь) осуществлялась с использованием данных системного анализа инвестиционного климата Пермской обл. Согласно прогнозу социально-экономического развития субъектов РФ на 2005 г. и на период до 2007 г., подготовленному Минэкономразвития, Пермская область входит в число регионов с уровнем развития «выше среднего». Для регионов этой группы характерны
высокие показатели душевого валового регионального продукта (ВРП), объемов инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности, вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокой покупательной способности населения и значительно более низкой, чем в среднем по России, доли бедного населения. Свыше 50 % производимой в области продукции предназначается на экспорт. Объемы иностранных инвестиций в экономику региона за последний год выросли в несколько раз. Наращивают вложения в собственное производство экономические гиганты области. Основной фактор, по мнению специалистов, сдерживающий темпы экономического роста региона, — это инвестиции. Оценочная инвестиционная емкость экономических субъектов Пермской обл. достигает 2,5 млрд дол. США, объектов инфраструктуры — 6,5 млрд дол. Фактически же инвестиции по итогам 2004 г. составили 1, 75 млрд. По объему промышленного производства Пермская обл. занимает 13-е место в России. Объединение Пермской обл. и Коми-Пермяцкого АО в единый субъект РФ — Пермский край, которое произошло в конце 2005 г., позволит новому региону быть конкурентоспособным со всеми остальными российскими территориями. Свою главную задачу администрация Пермского края видит в развитии инфраструктуры и повышении инвестиционной привлекательности региона, чтобы любой инвестор, принимая инвестиционное решение, в числе первых рассматривал именно эту территорию. Основной целью социально-экономического развития края провозглашено повышение качества жизни населения. Основными ориентирами названы такие характеристики, как реальные доходы и расходы жителей области, их обеспеченность жильем, квалификация, уровень образования и здоровья, безопасность, условия труда и состояние окружающей среды. Соответственно, в первую очередь ставится задача повысить уровень доходов населения, а это можно сделать через создание благоприятных условий для развития экономики региона9.
Кроме того, в рейтинге инвестиционного климата 2004 — 2005 гг. Пермская обл. занимала 14-е место в России, которое характеризуется средним инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском.
9 Пермский край // Российская газета. Специальный выпуск. — 2005. — № 87. — С. 19—22.
Следовательно, для улучшения инвестиционного климата и дальнейшего устойчивого и поступательного социально-экономического развития Пермского края сегодня существуют все условия. А инвестиционную привлекательность фитнес-клуба «Колизей» можно отнести к категории высокой.
Таким образом, именно инвестиционный климат территории во многом обусловливает инвестиционную привлекательность фитнес-предприятия в данном регионе. Географическое положение, природные зоны, структура экономики, природные ресурсы, население и его занятость, культурный, образовательный, научный потенциалы, совершенствование инновационных процессов являются важнейшими компонентами, которые определяют инвестиционный климат территории.
К факторам, которые существенным образом влияют на инвестиционный климат региона можно отнести и законодательные новации. Например, в Саратовской обл. впервые в России были приняты следующие областные законы, а именно: закон «О земле», закон «Об инновациях и инновационной деятельности» и др. Все эти правовые акты преследуют общую цель — развитие инновационно-инвестиционного сектора экономики области. Сегодня Саратовская обл., по мнению специалистов, — это территория, открытая для инвестиций10.
Реальная региональная программа социально-экономического развития, главной целю которой является повышение качества жизни населения, формирование современного индустриально-инновационного комплекса могут быть базой качественного повышения инвестиционной привлекательности региона и, соответственно, инвестиционной привлекательности региональных фитнес-предприятий.
Далее, важнейшими факторами улучшения инвестиционного климата территории, роста инвестиционного потенциала и снижения инвестиционного риска, а, соответственно, и повышения инвестиционной привлекательности фитнес-предприятия региона являются, по мнению автора, готовность региональной экономики эффективно использовать поступающие ресурсы, наличие квалифицированных специалистов и грамотных менеджеров, владеющих современными рыночными методами управления, а также разработанная целостная инвестиционная политика региона, носящая системный характер, и обусловливающая программу привлечения инвестиций.
10 См.: Саратовская область — территория инвестиций // Российская газета. Специальный выпуск. — 2005. — № 381. — С. 19.