Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СТЕЙКХОЛДЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Львова М.И., Исакова Н.Ю.

Комплекс строительного законодательства - это межотраслевой комплекс правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления строительной деятельности. Комплекс содержит нормы административного, гражданского, земельного, финансового, экологического, уголовного и иных отраслей права. Законодательная база инвестиционно-строительной отрасли РФ относится к наиболее динамично развивающимся базам в юридической системе РФ и характеризуется многочисленными поправками и большим количеством нормативных актов, регулирующих различные аспекты деятельности. В статье приведен анализ практики инвестиционно-строительного проектирования в РФ, в том числе: анализ нормативной базы проектирования, тенденций строительной отрасли в ее динамике. Авторы считают, что отрасль строительства уже несколько лет с 2014 года переживает структурный кризис, усугубленный в 2020г. последствиями пандемии в экономике. При этом, масштабные строительные проекты государства и бизнеса только сглаживают его и вытягивают отрасль. Положение строительной отрасли в 2021-2023 годах будет зависеть в том числе и от того, продолжит ли государство осуществлять вложения в инфраструктуру как на способ «разогрева» экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION DESIGN DURING THE ECONOMY DIGITALIZATION

The complex of building legislation is an intersectoral set of legal norms that regulate relations arising in the course of construction activities. The complex contains norms of administrative, civil, land, financial, environmental, criminal and other branches of law. The legislative base of the investment and construction industry of the Russian Federation is one of the most dynamically developing bases in the legal system of the Russian Federation and is characterized by numerous amendments and a large number of regulations governing various aspects of activity. The article provides an analysis of the practice of investment and construction design in the Russian Federation, including: an analysis of the regulatory framework for design, trends in the construction industry in its dynamics. The authors believe that the construction industry has been experiencing a structural crisis for several years since 2014, aggravated in 2020. the impact of the pandemic on the economy. At the same time, large-scale construction projects of the state and business only smooth it out and stretch the industry. The position of the construction industry in 2021-2023 will depend, among other things, on whether the state continues to invest in infrastructure as a way to “warm up” the economy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Рисунок 6 - 3D-модель пластмассового сооружения

1 — пластмассовые напольные плиты 1000x1000x50, 2 — пластмассовые прогоны, 3 — пластмассовые балки, 4 — пластмассовые колоны, 5 — стеновое ограждение: пластмассовые плиты 50 мм, утеплитель, пластмассовая плита 50 мм

Вывод

В результате анализа рыночной стоимости и возможности модификации физико-механических свойств полимеров можно сделать вывод о высокой экономической эффективности использования пластмассовых несушдх элементов в сельскохозяйственных и промышленных зданиях как при новом строительстве, так и при реконструкции существующих объектов. Внедрение новых композитов на основе пластмасс (стеклопластиковая арматура, армированные пластмассовые колонны и т. д.) является перспективной областью исследования и будет иметь большой экономический эффект, благодаря многочисленным положительным свойствам пластмассы. Отсутствие коррозии и гниения позволяет использовать пластмассовые несущие элементы в химически агрессивной среде. Малый вес конструкций и их возможная модульность приводит к увеличению скорости возведения зданий и позволяет получить экономический эффект от использованных материалов начиная с фундаментной части.

Источники:

1. Бобков, К. И. Научные проблемы экономики строительства / К.И. Бобков. - М.: АСВ, 2021. - 328 с.

2. Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.

3. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.

4. Волкова А. В. Рынок крупнотоннажных полимеров / А. В., Волкова // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Институт «Центр развития». М. - 2020 г. с. 74.

5. ГОСТ 8639-82 Трубы стальные квадратные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2, 3, 4).

6. Донцова, А. О. Разработка деревянных каркасов зданий повышенной несущей способности / А. О. Донцова, Л. Ю. Осмоловская, Д. В. Лейер // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Сборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3-х частях, Краснодар, 10-30 марта 2021 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. -Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021.

7. Пичугин А.П. Эффективное использование полимерных материалов для обеспечения долговечности сельскохозяйственных зданий и сооружений / А. П., Пичугин // Полимеры в строительстве: научный Интернет-журнал. Казань : 2014. С. 95-106.

8. Потапова, К. А. Механические свойства и области применения полимерных композитных материалов / К. А. Потапова, Д. В. Лейер, А. А. Мугу // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Сборник статей по материалам XII Всероссийской конференции молодых ученых, Краснодар, 05-08 февраля 2019 года / Отв. за вып. А.Г. Кощаев. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019.

9. Экономика и управление на предприятии (строительство): учебник /В.З Черняк. - М.: КНОРУС, 2007. -736с.

10. O. Sivalek, "Analysis of free vibration and bending of composite plates with a right-sided four-sided region based on the DSC approach," Finite Elements in Analysis and Design, vol. 43, no. 13, p. 1013-1022, 2007.

11. Sunasaka, "Spectra of strength requirements with a uniform level of damage over the life of a structure," Journal of Structural Engineering, vol. 48A, no. 6, pp. 523-530, 2002.

12. C. Amadio, M. Fragiacomo, and S. Rajgelj, "Влияние повторяющихся сейсмических движений грунта на нелинейную реакцию систем SDOF,"Earthquake Engineering & Structural Dynamics, vol. 32, no. 2, pp. 291-308, 2003.

13. S. Das, V. K. Gupta, and V. Srimahavishnu, "Damage-based design with no repairs for multiple events and its sensitivity to seismicity model," Earthquake Engineering & Structural Dynamics, vol. 36, no. 3, pp. 307-325, 2007.

EDN: IECJHO

М.И. Львова - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, lvova_usue@mail.ru,

M.I. Lvova - candidate of economic sciences, associate professor, department of state and municipal administration, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia;

Н.Ю. Исакова - к.э.н., доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, isakova_75@mail.ru,

N.Yu. Isakova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of finance, money circulation and credit, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia.

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ANALYSIS OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION DESIGN DURING THE ECONOMY DIGITALIZATION

Аннотация. Комплекс строительного законодательства - это межотраслевой комплекс правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления строительной деятельности. Комплекс содержит нормы административного, гражданского, земельного, финансового, экологического, уголовного и иных отраслей права. Законодательная база инвестиционно-строительной отрасли РФ относится к наиболее динамично развивающимся базам в юридической системе РФ и характеризуется многочисленными поправками и большим количеством нормативных актов, регулирующих различные аспекты деятельности. В статье приведен анализ практики инвестиционно-строительного проектирования в РФ, в том числе: анализ нормативной базы проектирования, тенденций строительной отрасли в ее динамике. Авторы считают, что отрасль строительства уже несколько лет с 2014 года переживает структурный кризис, усугубленный в 2020г. последствиями пандемии в экономике. При этом, масштабные строительные проекты государства и бизнеса только сглажи-

вают его и вытягивают отрасль. Положение строительной отрасли в 2021-2023 годах будет зависеть в том числе и от того, продолжит ли государство осуществлять вложения в инфраструктуру как на способ «разогрева» экономики.

Abstract. The complex of building legislation is an intersectoral set of legal norms that regulate relations arising in the course of construction activities. The complex contains norms of administrative, civil, land, financial, environmental, criminal and other branches of law. The legislative base of the investment and construction industry of the Russian Federation is one of the most dynamically developing bases in the legal system of the Russian Federation and is characterized by numerous amendments and a large number of regulations governing various aspects of activity. The article provides an analysis of the practice of investment and construction design in the Russian Federation, including: an analysis of the regulatory framework for design, trends in the construction industry in its dynamics. The authors believe that the construction industry has been experiencing a structural crisis for several years since 2014, aggravated in 2020. the impact of the pandemic on the economy. At the same time, large-scale construction projects of the state and business only smooth it out and stretch the industry. The position of the construction industry in 2021-2023 will depend, among other things, on whether the state continues to invest in infrastructure as a way to "warm up" the economy.

Ключевые слова: проектирование, инвестиционно-строительное проектирование, инвестиционный проект, строительство, стейкхолдер.

Keywords: design, investment and construction design, investment project, construction, stakeholder.

Введение

Инвестиционно-строительная деятельность по своей сути входит в систему градостроительной деятельности в общем, следовательно, законодательные и иные нормативно - правовые акты, которые регулируют градостроительную деятельность, одновременно регулируют и инвестиционно-строительную деятельность.

Конкретное и однозначное определение сущности договора, регулирующего инвестиционную деятельность в строительстве (инвестиционные контракты, договоры соинвестирования), отсутствует и в Гражданском кодексе Российской Федерации, и в формулировках Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

На текущий момент в законодательстве РФ существуют два основных кодифицированных акта, регулирующих отношения, возникающие в процессе капитального строительства, реконструкции:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Гражданский кодекс РФ регулирует общие положения о подряде (положения параграфа 1 главы 37 ГК РФ), в частности отношения, возникающие в договорах строительного подряда (параграф 3 главы 37 ГК РФ), подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (параграф 4 главы 37 ГК РФ): определение цены работ; вопросы страхования в строительстве; определения технической документации и сметы; порядок сдачи и приемки работ; порядок контроля и надзора заказчика за выполнением работ; закрепление ответственности подрядчика за результаты работ и др.

Градостроительный кодекс Российской Федерации можно назвать базовым документом, определяющим основы функционирования всей строительной отрасли России, который, в частности, закрепляет: основы осуществления работ, связанных с инженерными изысканиями и проведение их государственной экспертизы, что нашло отражение в положениях статьи 47 ГрК РФ; основы разработки и государственной экспертизы документации строительных проектов (статья 48 ГрК РФ); реализацию процесса строительства объектов на основании выданного разрешения на производство строительных работ, составленного пакета проектной документации к объекту на основании требований всех технических регламентов, содержащего градостроительный план земельного участка.

Понятие «разрешения на строительство» закреплено также Федеральном законе от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Согласно статье 2 указанного закона разрешение на строительство - это основание для осуществления архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (или застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений. Цель - контроль за выполнением градостроительных нормативов, требований градостроительной документации, предотвратить возможный вред окружающей среде.

Также не последнее место занимает Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Закон осуществляет регулирование отношений, связанных с привлечением денежных средств от физических лиц и юридических лиц для осуществления процесса долевого строительства объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов), в то числе устанавливает гарантии защиты прав и имущества участников долевого строительства.

Отношения, связанные со статусом саморегулируемых организаций, в том числе в строительстве, их деятельностью регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В общем процесс саморегулирование в строительной отрасли осуществляется на основании положений главы 6.1 «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства» ГрК РФ.

На закрепление и освещение вопросов эксплуатации возведенных строительных объектов различного характера нацелен большой блок законодательных актов. Основным моментом в этих законах является закрепление санкций в отношении нарушителей технических моментов эксплуатации объектов. Например, Федеральные законы от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закрепляют определенные требования, обязательные к выполнению строительными организациями и за нарушение требований предполагается жесткие меры воздействия, до уголовного преследования.

Особую значимость в строительной отрасли имеет Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и осуществляемая в соответствии с ним сертификация - процесс подтверждения соответствия возводимых строительных объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям заключенных договоров. Сертификация имеет обязательный или добровольный характер. Данный закон устраняет некоторые пробелы ГрК РФ по вопросам обеспечения безопасности объектов строительства.

Особенностью нормативно-правовой системы отношений в строительстве является наличие двух разновидностей нормативных актов - нормативно-правовых и нормативно-технических. Нормативно - технические акты разрабатывают и утверждают профильные министерства и ведомства (в основном, Минстрой РФ). Наиболее известными и широко применяющимися из данных актов являются СНиПы (Строительные нормы и правила) и СП (Своды правил по проектированию и строительству). Данные документы определяют организационные, методические, технические и иные виды требований к строительным, изыскательским и проектным работам. СНиПы и СП не имеют характер закона и являются техническими нормами.

К нормативно-техническим документам можно отнести государственные стандарты РФ в области строительства (ГОСТ). ГОСТы закрепляют конкретные характеристики отдельных конструкций, составных частей объектов, строительных материалов, которые способствуют техническому единству и надлежащему качеству при разработке, производстве и эксплуатации данных материалов и конструкций.

Также к нормативно-техническим документам Руководящий документ Системы сертификации (РДС). Документы устанавливают основные требования к экспертам-аудиторам Системы сертификации ГОСТ в области строительства. Также данные документы устанавливают набор обязательных и рекомендуемых специальных методических процедур, которые помогают осуществлять деятельность по разработке и применению нормативных документов в строительстве, архитектуре, проектировании и изыскательских работах.

Таким образом, нормативно-правовая база инвестиционно-строительной деятельности многообразна и затрагивает многие сферы права (разная отраслевая принадлежность). В настоящее время она включает в себя более 400 документов нормативно-правового характера. В целях регулирования различных процессов инвестиционно-строительной деятельности в субъектах РФ разработали более 900 законов регионального уровня. В общем наблюдается некоторая перегруженность и разрозненность нормативно-правовой базы. Отсутствие комплексных документов, в том числе и технического характера.

Анализ тенденций развития строительной отрасли за 2000-2021 гг.

На все субъективные оценки игроков рынка и объективные данные влияют множество факторов. На современном этапе некоторыми факторами являются:

1) Международная дестабилизация. Один из основных факторов. К нему относится и «короновирусный кризис» и начинающаяся политическая изоляция, и продолжающиеся с 2014 года санкции, а также политические игры вокруг цен на нефть и наблюдающаяся волатильность цен. Нестабильная внешняя политика, кризисы ведут к изменению внутриполитического и экономического курсов, приспосабливающихся к новым реалиям, что повышает уровень неопределенности и количество возможных рисков в строительной отрасли.

2) повышение налоговой нагрузки, уже проводимое в 2019-2020гг. и анонсированное на 2021г. Данный фактор в том числе влияет и на строительную отрасль. Строительная сфера в России является одной из самых налогооблагаемых сфер экономики;

3) значительный рост стоимости ресурсов: строительных материалов, конструкций, деталей и оборудования. Наблюдался и наблюдается особенно активно во 2 половине 2020 года и начале 2021 года - время некоторого подъема производства после пандемии. Отчасти это было обусловлено желанием покупателей закупиться впрок на случай возможных рисков в будущем или новых волн короновируса.

4) снижение уровня платежеспособности заказчиков строительной продукции. Данный фактор повышает рискованность строительной деятельности и снижает прибыльность.

5) недостаток заказов на строительные работы и продукцию. С этим фактором столкнулись строительный компании и компании, осуществляющие СМР в пандемийный кризис 2020 года.

6) «замусоривание» строительного сектора. Наличие большого количества «фирм-однодневок» и организаций-прокладок» среди строительных фирм и фирм, выполняющих СМР.

Субъективный подход

Начнем с рассмотрения делового климата в строительной отрасли. Согласно методологии НИУ ВШЭ данный климат определяется совокупностью показателей - индексов. Индексы отражают взвешенные оценки отрасли и ее элементов самими субъектами - предпринимателями.

Индекс предпринимательской уверенности в строительстве (ИПУ). Индекс рассчитывается как среднее арифметическое значение показателей оценок уровня объема заказов и ожидаемых изменений численности занятых, в процентных пунктах.

Индекс показывает отношение основных стейкхолдеров строительной отрасли к ведению деятельности и ожидания от отрасли в целом. ИПУ зависит от крупности организации, наличия связей с государственными органами, доступа к крупным государственным проектам. Чем выше уровень организации, тем индекс выше.

Аналитики НИУ ВШЭ отмечают, что 4 квартал 2020 года обеспечил возвращение отрасли к среднему уровню темпов деловой активности, регистрируемых обследованиями в 2018 - 2019 гг. При этом восстановление идет медленно и отмечаются некоторые негативные тенденции:

- около 30 % строительных фирм испытывали проблемы с заказами на подрядную деятельность;

- более 40 % респондентов указали, что объем заказов сформирован ниже обычного уровня;

- в 60 % строительных игроков указали на сохранение тенденции сокращения инвестиционной активности, а в 27 % - на ее отсутствие.

Ниже представлена динамика ИПУ в строительстве (рисунок 1).

Исходя из графика видно, что за период 2000-2008 наблюдался подъем, пик которого пришелся на 2008 год. В результате мирового финансового кризиса и последующего за ним экономического спада, во 2 половине 2008-2009 гг. в строительной отрасли наблюдается сокращение внутреннего спроса на жилую и коммерческую недвижимость, падение платежеспособности игроков-покупателей и заказчиков, недоверию банков к строительной сфере как к крайне рискованному виду экономической деятельности с точки зрения кредитования.

Дальнейший положительный тренд наблюдался с 2010 по 2014 годы. После 2014 года индекс держится в стабильно отрицательном общем тренде. Связано это в первую очередь с политическими действиями по присоединению Крыма, последующими санкциями, оказанием экономического и политического давления на РФ со стороны других стран.

Рисунок 1 - Динамика ИПУ в строительстве, % [26]

В 2020 г. короновирусный кризис и последующий за ним спад экономической активности значительно повлиял на проседание индекса, что говорило о повышении уровня риска ведения бизнеса, падении настроения игроков в строительной сфере. Индекс делового климата (ИДК). Индекс содержащий более полный набор показателей, чем ИПУ. Ниже представлена динамика ИДК в строительстве (рисунок 2).

^ Т.О''0 ¿Р ^ ^

Рисунок 2 - Динамика ИДК в строительстве, % [26]

Исходя из графика видно, что за период 2008-2009 годы наблюдалась значительная рецессия показателя по причинам, аналогичным спаду ИПУ, при этом, за период 2010-2015 годы наблюдался подъем, и с 2015 по текущий момент - спад. Причины данных изменений аналогичны причинам изменения ИПУ в строительстве.

На текущий момент в течение второго полугодия 2020 года наблюдается незначительный рост индекса на 0,4 % до отметки 99,0 %.

Таким образом спад активности, в том числе инвестиционной в 2020году по сравнению с 2019 годом обусловлен форс-мажорными факторами, в первую очередь пандемией и последующим за ней кризисом, ограничениями и т. д.

Если сравнивать положение сферы строительства с положением в других базовых отраслях экономики, которые создают наибольшую долю добавленной стоимости в национальном ВВП, то строительство входит в тройку лидеров после отраслей сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. В более худшем положении 2020 год завершили отрасли торговли и транспорта. Наиболее пострадала от «коронавирусного кризиса» отрасль сферы услуг во всех ее проявлениях.

Основные проблемные факторы, сложившиеся в 2020г., и влияющие в том числе на деловую активность, были следующие:

- значительное сокращение из-за санитарных и межгосударственных ограничений потока мигрантов - дешевой рабочей силы;

- снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (снижение составило 3,5% в год, что составляет около 2 трлн руб.);

- сокращение спроса на услуги строительства и строительную продукцию.

Организованная государственная помощь и механизмы поддержки смогли частично выправить ситуацию. На повышение платежеспособного спроса населения в сфере жилищного строительства направлена программа льготной ипотеки.

Объективный (количественный) подход.

Рассмотрим некоторые количественные показатели, характеризующие строительную отрасль.

Более подробно рассмотрим экономическую картину в строительстве за 2018-2020 годы. Анализ проводится на основании отчетов «1пйаОпе» (сборник «Инвестиции в инфраструктуру. Строительство») и данные Федеральной службы государственной статистики (разделы «Строительство» и «Инвестиции», сборник «Строительство в России).

За три квартала 2020 года сильного падения показателей в строительной отрасли не произошло: объем строительных работ в постоянных ценах уменьшился лишь на 0,4 %. В текущих ценах он находится на уровне 6,4 трлн руб., или 70 % от итогов всего 2019 года. На снижение показателей повлияли «заморозка» крупных проектов на инфраструктурном рынке и уменьшение расходов крупных компаний на инвестиционные программы. Частично это снижение компенсировали существенные вливания бюджетных вложений государства в инфраструктуру: в январе - сентябре 2020 г. они были на 32 % больше, чем за аналогичный период 2019 г., и составили 1,31 трлн руб.

Объем строительного рынка на начало 2020 года вырос на 7,8 % и составил 9,1 трлн. руб. в текущих ценах. На 01.01.2019г. прирост был более высоким и составил 11 %. В постоянных ценах объем рынка растет три года подряд.

Показатель общей выручки компаний и групп из топ-170 крупнейших по итогам 2019 года снизился на 3,6 % и составил 3,63 трлн. руб. Доля оборота этих организаций в общем объеме отрасли снизилась на 4,9 п. п., до 39,9 %. Такое уменьшение позитивно для рынка и говорит о некоторых процессах демонополизации отрасли.

Список крупнейших строительных компаний и групп по итогам 2019 года изменился примерно на четверть: из 170 организаций новыми в нем стали 46.

Строительная отрасль в 2019 году оттянула на себя более половины всех инвестиций в основной капитал (10,2 трлн руб. из 19,3 трлн руб.). Доля строительной отрасли в инвестициях за последние пять лет имеет тенденцию к снижению на 7,2 %: с 60 % в 2015 до 52,7 % в 2019 г.

11111111

Рисунок 3 - Структура инвестиций в основной капитал, трлн руб. [29]

За 2019 г. объем строительных работ вырос на 661 млрд руб., или на 7,8 %, по сравнению с 2018 годом. При рассмотрении в текущих ценах строительный рынок показывает тенденцию к росту с 2010 года, хотя темпы ежегодного прироста различны и находятся в пределах от 1,8 % до 11,1 %. Если же рассматривать динамику объема строительных работ в ценах 2008 года, показатели будут не такими высокими. Только по итогам 2019 г. объем вложений в стройку 11 - летней давности был наконец превышен и составил 4,7 трлн руб. (в ценах 2008 года). При этом, последние три года происходит устойчивый рост объемов строительной отрасли (более чем на 2 % в год в 2017-2019 гг.), при рассмотрении динамики в постоянных ценах.

Рисунок 4 - Динамика объемов строительных работ, трлн. руб. [29]

Цены на строительную продукцию, по данным Федеральной службы государственной статистики, за последнее десятилетие в среднем увеличивались почти на 5,5 % в год, что является причиной заметного роста объемов строительного рынка в номинальном выражении по сравнению с реальным.

Рисунок 5 - Динамика индекса цен на строительную продукцию [29]

Добавленная стоимость, созданная строительными компаниями, выросла за 2019 год на 0,22 трлн руб., до 5,56 трлн руб. При этом доля добавленной стоимости строительства в ВВП несколько снизилась по сравнению с 2018 годом (тогда она равнялась 5,1 %) и составила 5,05 %.

2011 2012 2013 2014 2015 2016 201? 201В 2019

■ Трлмруб. ■ Млрд ДОЛЛ." — %ВВП"

' Па среднеиншснчому годовому «урсу долп-ара США,

Рисунок 6 - Динамика добавленной стоимости в текущих ценах, трлн руб. [29]

По этому показателю Россия занимает среднее положение. По данным ОЭСР, по итогам 2019 года доля добавленной стоимости строительства в ВВП у Польши составляла 7,69 %, у Китая - 7,16 %, у Испании - 6,43 %, у Турции - 6 %, у Франции - 5,77 %, Германии - 5,37 %, у Италии - 4,26 %. При этом у России и Италии, в отличие от других стран, тренд по изменению показателя - нисходящий.

Если присмотреться к географии строительства, то в лидерах по объемам строительных работ в последние годы находится Центральный федеральный округ. В 2019 году в ЦФО показаны строительные объемы на 2,3 трлн руб., или 25,2 % всех объемов в РФ. Второе место занимает Приволжский федеральный округ - объемы на 1,4 трлн руб. Третье место -Уральский федеральный округ - объемы составили 1,25 трлн руб. Традиционно последние места по объемам строительства занимают Дальний Восток - объемы составили около 610 млрд руб. и Северный Кавказ - объемы составили 414 млрд руб. Доля данных 2 округов составляет примерно 11,2 % общероссийских объемов строительных работ.

Рассмотрим кредиты и займы в строительной отрасли.

В пандемийный период увеличился объем кредитования банками строительной отрасли. По расчетам инвестиционной компании - «1п&аОпе» на основе данных ЦБ РФ, за 3 квартала 2020 года объем банковских кредитов, взятых компаниями строительной отрасли, составил 1,07 трлн руб., что на 16,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меньше всего занимали строительные организации в апреле и мае 2020 года: на 6,7 % и 3 % ниже по отношению к аналогичным месяцам 2019 года. Это частично соотносится с сложившейся тенденцией в экономике, что в это время организации кредитовались меньше, чем в начале и второй половине года.

Рублевые кредиты составили более 99 % всех займов в строительной отрасли. В первом квартале 2020 года еще до кризиса игроки строительной отрасли привлекли 1,75 млрд руб. в виде кредитов в иностранной валюте (что составляет около 63 % аналогичных займов за три квартала 2020 г. (2,78 млрд руб.)). В аналогичном периоде 2019 г. уровень аналогичных кредитов был ниже и составлял 1,38 млрд руб. Возможно игроками, бравшими такие кредиты, были организации, имеющие иностранный акционерный капитал или реализующие иностранные экспортные проекты.

Показатель общего объема задолженности по выданным игрокам строительной сферы кредитам (в рублях и иностранной валюте) на 1 октября 2020 года составил 1,44 трлн. руб. За период с 01.10.2019 по 01.10.2020 года показатель увеличился на 4,7 %.

Показатель доли просроченной задолженности игроков строительной отрасли в общем объеме таких долгов всех юридических лиц демонстрировал тенденцию к снижению с начала 2020 года с 11,8 % до 11,1 %. Это может говорить о том, что организации строительной отрасли в немного меньшей степени ощутили последствия экономического кризиса, чем игроки других секторов.

Показатель величины просроченной задолженности строительных компаний на 1 октября 2020 года составил 266 млрд руб., что составляет 18,5 % от всего объема долга строительных организаций. Для сравнения в 2019 г. данный показатель составил 21,1 %, а в 2018 г. - 18,9 %.

Тренд по долгам в строительной отрасли смещается от кредитов в банках к альтернативным источникам. Растут сроки и объемы выпуска корпоративных облигаций.

Например, в начале 2010- х гг., по данным портала «Cbonds», компании, входящие в сектор «строительство и деве-лопмент», занимали посредством выпуска облигаций не более 40 млрд. руб. в год и процент облигационных займов составлял не более 2,5 % от банковских кредитов.

Начиная с 2016 года (после экономического кризиса 2014-2015 гг.) ежегодный суммарный объем эмиссий облигаций в обращении в строительной отрасли превысил 100 млрд руб.

В 2019 году игроки строительной сферы заняли посредством выпуска облигаций 154,5 млрд руб., что составило 11,9 % от банковских кредитов (1,3 трлн. руб. Примерно 45 % средств (что составляет 106,4 млрд руб.) пошли на дорожное строительство. Остальные 55 % привлеченных средств (что составляет 130,7 млрд руб.) были получены девелоперами и инфраструктурными строительными организациями, а также производителями стройматериалов.

Средний объем погашенных облигаций в строительной отрасли составил 2,6 млрд руб., а находящихся в обращении облигаций - более 4 млрд руб.

При условии исключения таких игроков, как девелоперы, поставщики стройматериалов, компаний выпускающих корпоративные облигации для финансирования инфраструктурных проектов, то непосредственно на подрядчиков приходится 3,1 % от всех корпоративных облигаций сегмента.

Если сравнивать с общим рынком корпоративных облигаций в обращении (15,7 трлн. руб.) доля игроков строительной сферы составляет только 0,17 %.

Наибольшее число облигационных заимствований в 2020 году произошло в марте: было размещено пять выпусков облигаций на 27,2 млрд руб. (девелоперами). Большинство размещенных выпусков облигаций будут погашены в течение двух - пяти лет.

Выводы

Таким образом, пандемия не оказала существенного влияния на планы облигационных заимствований в отрасли, а иногда даже стимулировала активность в этом направлении.

По вопросам «вечных» ценных бумаг анализ показал, что на текущий момент бессрочных облигаций в секторе «строительство и девелопмент» не было, хотя в зарубежном строительном секторе такая практика имеется.

Компания «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» (инвестор и управляющая компания в девелоперских проектах по созданию торговых площадей в Москве и Московской области) в декабре 2019 года осуществила первое «зеленое» размещение облигаций в строительной сфере в объеме 0,5 млрд. руб. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» предоставил заключение, касающееся соответствия указанного выпуска принципам зеленого финансирования ICMA. Привлеченные средства компания направит на финансирование модернизации объектов коммерческой недвижимости и внедрение зеленых технологий, повышающих энергоэффективность строений и позволяющих создавать «умные» торговые центры.

В будущем тренд сохранится, и доля выпущенных облигаций в общем объеме займов будет возрастать. Возможны так же выпуски «зеленых» облигаций. Потенциал «зеленых» облигаций большой. Тем более, что в 20122015 гг. были разработаны и утверждены четыре отраслевых стандарта «зеленых» облигаций - для проектов по солнечной энергетике, низкоуглеродному общественному транспорту (скоростной автобус) и энергоэффективным зданиям. Также к созданию коммерческой недвижимости, а также промышленных объектов в будущем будут предъявляться все более строгие экологические требования. Компании, использующие «зеленое» финансирование, могут получать более выгодные условия размещения, интерес со стороны инвесторов (в том числе иностранных), а также стать первопроходцами в развитии технологий в РФ.

Таким образом, отрасль строительства уже несколько лет с 2014 года переживает структурный кризис, усугубленный в 2020г. последствиями пандемии в экономике. При этом, масштабные строительные проекты государства и бизнеса (Крымский мост, стадионы в регионах и т.д.) лишь сглаживают его и вытягивают отрасль.

Положение строительной отрасли в 2021-2023 годах будет зависеть в том числе и от того, продолжит ли государство осуществлять вложения в инфраструктуру как на способ «разогрева» экономики.

Для самих игроков выход из кризиса будет зависеть от умения эффективно использовать имеющиеся внутренние резервы, оптимизировать производство, внедрять цифровизацию и инновации, повышать производительность труда и применять известные финансовые инструменты (в т. ч. облигационные займы) или осваивать новые способы (зеленые бонды).

Источники:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Кодекс от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.04.2021). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Кодекс от 30.11.1994 N° 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений регулировании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 22.12.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 22.12.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 30.04.2021). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О саморегулируемых организациях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (ред. от 18.07.2019). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию [Электронный ресурс]: Приказ Минстроя России от 19.12.2015 № 117/пр. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. СП 246.1325800.2016. Об утверждении свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» [Электронный ресурс] : утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2016 №98/пр. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. СП 48.13330.2019. «Об утверждении СП 48.13330.2019 (СНиП 12-01-2004) Организация строительства» [Электронный ресурс] : утв. Приказом Минстроя России от 24.12.2019 №861/пр. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Руководство по проектному менеджменту. [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 №1873-ст).

13. ГОСТ Р 54869-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом [Электронный ресурс] : утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 №1582-ст.

14. Гусакова, Е. А. Основы организации и управления в строительстве: учебник и практикум для вузов / Е. А. Гусакова, А. С. Павлов. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 648 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13821-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/468236 (дата обращения: 21.04.2021).

15. Королева, М. А. Ценообразование и сметное нормирование в строительстве: учебное пособие / М. А. Королева. - 2-е изд., доп. и перераб. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 263, [1] с. ISBN 978-5-7996-1224-5.

16. Производственный менеджмент в строительстве: учебник / под ред. А.М. Платонова; - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 700 с. - ISBN 978-5-321-02501-7.

17. Проектное дело в строительстве: учебник / под ред. В. И. Аксеновым, Ю.В. Аникиным, Н.С. Царевым; - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 124 с. - ISBN 978-5-7996-1481-2.

18. Черникова, С.А. Управление инвестиционно-строительными проектами: учебное пособие / С.А. Черникова; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». - Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2019. - 330 с.; 21 см - библиогр. с. 302-304. -50 экз. - ISBN 978-5-94279-452-1.

19. Финансово-аналитические инструменты устойчивого развития экономических субъектов / О. В. Ефимова, О. В. Шнайдер, М. М. Басова, И. Г. Ушанов. - Москва, 2019. - 178 с. - ISBN 9785406068380.

20. Аблязов Т. Х., Александрова Е. Б. [Электронный ресурс]: Риски реализации инвестиционно-строительных проектов в условиях формирования цифровой экономики. Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Т. 8. - № 10A. - С. 305-315.

21. Галимзянов, М. Д. Методики анализа стейкхолдеров проекта / М. Д. Галимзянов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2019. - № 35 (273). - С. 35-37. - URL: https://moluch.ru/archive/273/62188/ (дата обращения: 14.04.2021).

22. Дробина, Л. Ю. [Электронный ресурс]: Риски низкого качества информационной базы нулевого цикла при реализации инвестиционно-строительных проектов / Л. Ю. Дробина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1-3. - С. 98-101. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-nizkogo-kachestva-informatsionnoy-bazy-nulevogo-tsikla-pri-realizatsii-investitsionno-stroitelnyh-proektov/viewer.

23. Зильберштейн О.Б, Невструев К.В., Семенюк Д.Д, Шкляр Т.Л, Юрковский А.В. [Электронный ресурс]: Анализ стейкхолдеров на примере российских предприятий // Вестник евразийской науки. - 2016. - №3 (34). -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-steykholderov-na-primere-rossiyskih-predpriyatiy.

24. Крестьянинов, А.Н. Управление проектами [Текст]: учебное пособие / А.Н. Крестьянинов, Ю.Н. Жулькова; Нижегор. гос. архитек-тур.-строит. ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. - 89 с. ISBN 978-5-528-00221-7.

25. Кузина, О. В. Управление рисками инвестиционно-строительного проекта / О. В. Кузина, А. С. Шалаевская // Современные проблемы управления проектами в инвестициионно-строительной сфере и природопользовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры управления проектами и программами, Москва, 11-15 апреля 2018 года. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. - С. 26-31.

26. Лола И.С., Остапкович Г.В., Лукашина Ж.Е. [Электронный ресурс]: Деловой климат в строительстве в IV квартале 2020 года. НИУ ВШЭ. - Москва, 2020. - С. 11. - Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/447046487.pdf.

27. Матусевич, А. П. Инвестиции в строительство и тенденции развития рынка офисной недвижимости / А. П. Матусевич // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. - 2020. - № 2(54). - С. 191-199.

28. Омарова К.Т. [Электронный ресурс]: Общая характеристика механизма правового регулирования девелопмента в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. - 2019. - №3. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-mehanizma-pravovogo-regulirovaniya-developmenta-v-rossiyskoy-federatsii.

29. Якунина Е., Жундриков А., Яковлевская А., Галактионова А. [Электронный ресурс]: Аналитический обзор. Инвестиции в инфраструктуру. Строительство. - Москва, 2020. - Режим доступа: https://rosinira.ru/diges1/documents/one/investicii-v-inirastrukturu-stroitelstvo-2020.

30. Мебадури, З. А. Характеристика рисков в строительстве / З. А. Мебадури, Е. В. Луничкина // Аллея науки. - 2018. - Т. 8. - № 5(21).

- С. 767-771.

EDN: GVDHBS

Ю.Н. Ляченков - соискатель, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, Yulya.kozireva@yandex.ru,

Yu.N. Lyachenkov - applicant, Samara state university of economics, Samara, Russia.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY UNDER SANCTIONS

Аннотация. В статье проведена оценка основных экономических показателей, характеризующих развитие российской экономики в условиях санкций, проведено их сравнение в аналогичными показателями зарубежных стран. На основании проведенного исследования рассмотрены пути дальнейшего развития российской экономики. Исходя из проведенного исследования и изучении аналитических материалов по данной проблеме был сформулирован вывод, суть которого сводится к тому, что в будущем необходимо ожидать рост российской экономики не смотря на негативное влияние существующих ограничений.

Abstract. The article evaluates the main economic indicators characterizing the development of the Russian economy under sanctions, and compares them with similar indicators of foreign countries. Based on the conducted research, the ways of further development of the Russian economy are considered. Based on the conducted research and the study of analytical materials on this problem, a conclusion was formulated, the essence of which boils down to the fact that in the future it is necessary to expect growth of the Russian economy despite the negative impact of existing restrictions.

Ключевые слова. Санкции, экономика, ВВП, индекс физического объема, кризис. Keywords. Sanctions, economy, GDP, volume index, crisis.

Введение

На современном этапе влияние санкций на российскую экономику оказывает существенное влияние. В связи с чем возникает необходимость провести оценку конкурентоспособности российской экономике на мировом рынке.

В современных исследованиях получили развитие прогнозы и моделирование перспективного развития российской экономики аналитиками Банка России, Министерства экономического развития и другие.

Анализ экономической литературы, посвященной проблематике влияния санкций на экономику страны показывает, что существуют различные подходы к проблемам управления этими системами [1].

Все это подтверждает актуальность темы исследования, а также определяют ее цель и задачи.

Цель исследования заключается в изучении основных экономических показателей и влияние на них вводимых санкций со стороны зарубежных стран.

В соответствии с указанной целью в проведенном исследовании поставлены и решены следующие задачи:

- проведена оценка российской экономики;

- проведено сравнение основных экономических показателей с другими странами;

- предложен прогноз развития российской экономики в условиях санкций. Объектом исследования является национальной экономики в условиях санкций.

Основная часть. Для оценки российской экономики в условиях санкционного кризиса, одним из ключевых показателей на который необходимо обратить внимание, это валовой внутренний продукт, то есть совокупность всего что в стране произвели за определенный временной период. В экономике его рассчитывают различными способами одним из них выступает расчет как доход минус расход, но не это важно. А важно - что колебания данного показателя показывают, какова реальная ситуация в экономике страны [2].

Рассмотрим и проведем оценку данного показателя опираясь на данные Росстата. Исходя из методики расчета Рос-стата показатель ВВП за первое полугодие текущего года составил - 69292,8 млрд руб., что на 19,5 % больше данного показателя в 2021 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.