Научная статья на тему 'Анализ интеграционного потенциала малых и средних городов России и Белоруссии'

Анализ интеграционного потенциала малых и средних городов России и Белоруссии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА / RUSSIAN FEDERATION / REPUBLIC OF BELARUS / INTEGRATIONAL LINKS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / SMALL AND MEDIUM-SIZED CITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Межевич Николай Маратович, Болотов Дмитрий Анатольевич, Сазанович Людмила Сергеевна

Статья посвящена комплексному и разностороннему исследованию приграничной российско-белорусской территории в контексте интеграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и шире на евразийском пространстве. В настоящее время, учитывая сложившуюся политическую ситуацию, важно более детальное рассмотрение данного вопроса, что подтверждает актуальность выбранной темы. Новизна данного исследования заключается, в первую очередь, в том, что авторы предпринимают попытку теоретически обосновать методологию анализа сложившейся ситуации и предложить варианты решения проблем. Основной целью работы является исследование интеграционного потенциала малых и средних городов на границе России и Белоруссии. В качестве методологической базы была использована теория экономической интеграции. Проведены анализ, измерения и оценки как макроэкономических параметров развития территорий, так и параметров, касающихся развития городов и отраслей. На основании проведённого анализа делаются предложения и разрабатываются механизмы по активизации и расширению интеграционных возможностей городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTEGRATION CAPACITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED CITIES OF RUSSIA AND BELARUS

This article focuses on integrated and comprehensive study of the border of the Russian-Belarusian territory in the context of integration processes in the post-Soviet space as well as in Eurasia. Taking into consideration the modern political situation, such issue is essential and relevant for a more detailed examination. The novelty of this research lies primarily in the fact that the authors attempt to theoretically justify the methodology of the analysis of the current situation and to offer solutions to problems. The main aim is to study the integration potential of small and medium towns on the border of Russia and Belarus. The theory of economic integration was used as a methodological base. The article shows the analysis, measurement and evaluation of macroeconomic parameters of development of territories and parameters for the development of cities and industries. On the basis of the analysis the authors make suggestions and develop mechanisms to enhance and expand integration possibilities of cities.

Текст научной работы на тему «Анализ интеграционного потенциала малых и средних городов России и Белоруссии»

УДК 327

Н. М. Межевич, Д. А. Болотов, Л. С. Сазанович

АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Статья посвящена комплексному и разностороннему исследованию приграничной российско-белорусской территории в контексте интеграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и шире — на евразийском пространстве. В настоящее время, учитывая сложившуюся политическую ситуацию, важно более детальное рассмотрение данного вопроса, что подтверждает актуальность выбранной темы. Новизна данного исследования заключается, в первую очередь, в том, что авторы предпринимают попытку теоретически обосновать методологию анализа сложившейся ситуации и предложить варианты решения проблем. Основной целью работы является исследование интеграционного потенциала малых и средних городов на границе России и Белоруссии. В качестве методологической базы была использована теория экономической интеграции. Проведены анализ, измерения и оценки как макроэкономических параметров развития территорий, так и параметров, касающихся развития городов и отраслей. На основании проведённого анализа делаются предложения и разрабатываются механизмы по активизации и расширению интеграционных возможностей городов.

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Беларусь, интеграционные связи, социально-экономическое развитие, малые и средние города.

Введение. Состояние евразийской интеграции — императив нашего общего будущего. Союз Российской Федерации и Республики Беларусь существует фактически весь период после 1991 г., он выдерживал и выдерживает самые разные испытания. Поскольку за прошедшие годы этот союз не только не распался, но даже укрепился, можно говорить, что в его основе лежат не сиюминутные интересы, а глубокие геополитические причины [9]. В чем они заключаются? Каково может быть будущее этого союза?

Евразийская интеграция — это и стремление создать свой собственный макрорегион, в котором мы сможем работать на себя, и участвовать в выработке проектных правил. Как показал опыт Болгарии, Румынии и даже Польши, участвовать в правилах выработки игры в Евросоюзе не получится. Понятие «гармонизация» трактуется органами Европейского союза как необходимость согласования правовой системы этих стран с уже действующей в Евросоюзе «нормативной силой», или законодательной базой Евросоюза — acquis communautaire.

Методология исследования. Для дальнейшего рассмотрения темы дадим определения терминам «метод» и «методика», которые являются ключевыми во всех остальных понятиях. Метод — это совокупность приёмов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчинённых решению конкретной задачи. Приёмы научного исследования также могут выступать в качестве метода. В своём общем значении метод — способ достижения цели; совокупность определённых правил, приёмов, норм познания и действия.

Методика — определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности. Обычно понятием методика обозначают некую осознанную систему действий, приводящих к конкретным результатам в определённой области знаний, отрасли науки. В этом случае, как и любое научное действие, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, т. е. полученные и систематизированные знания.

Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом, так и отдельные её разделы, области знаний, а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности, например, методика пространственного развития. В нашем случае частью методики является разработка критериев отнесения городских поселений к категории малых и средних городов для целей совместного исследования, сбор аналитической информации и статистических данных по малым и средних городам России, выделение интеграционных зон [8].

Методологической базой работы мы считаем три эффекта экономической интеграции: «создание торговли», «смещение торговых потоков» и развитие экономики масштаба. Первый из этих эффектов возникает вследствие того, что упразднение тарифных барьеров во взаимной торговле снижает стоимость импортных товаров, реализуемых внутри интеграционного объединения. Второй эффект связан с сохранением тарифов в торговле со странами остального мира. Оно вызывает переориентацию импорта товаров из третьих стран на продукцию, производимую внутри интеграционного образования. Не менее важен третий эффект. По существу формирование региональных экономических группировок ведёт к развитию международного разделения труда и расширению внутреннего рынка каждой из стран-участниц таких группировок. Но общий итог всех трёх эффектов может быть не только положительным, но и отрицательным: «создание торговли» и «смещение торговых потоков» несут в себе риски появления новых ареалов неэффективности и снижения стимулов к повышению конкурентоспособности [12]. Отметим, что этот масштабный вывод имеет и региональное прочтение.

Исходные предпосылки исследования. В первую очередь, стоит упомянуть, что существует разница статистически наблюдаемых городских единиц в Российской Федерации и Республике Беларусь. Для достижения целей исследования среди всех городских поселений рассматривались только малые и средние города (посёлки городского типа и города численностью свыше 100 тыс. чел. не наблюдались). Согласно общепринятой методике, можно выделить средние (размером от 50 до 100 тыс. чел.) и малые (от 25 до 50 тыс. чел.) города. Дополнительно выделяются малые города с численностью населения от 10 до 25 тыс. чел. и города с количеством жителей менее 10 тыс. чел. Основным источником данных по малым и средним городам России и Республики Беларусь выступила база данных показателей муниципальных образований (Росстат и Белстат).

Отметим, что российскую территорию традиционно формировали и продолжают формировать малые и средние города. Так, в рассматриваемом регионе с российской стороны насчитывается 4 средних города (Великие Луки, Клинцы, Вязьма, Рославль) с общей численностью населения 270,1 тыс. чел. С белорусской стороны — также 4 города: Полоцк, Жлобин, Светлогорск, Речица с численностью нселения

293,0 тыс. чел. В ходе исследования удалось определить, что в нескольких средних городах сконцентрирована существенная часть населения рассматриваемой зоны: 32 % и 35 % для российской и белорусской сторон соответственно. И для России, и для Белоруссии характерно, что системы расселения основаны на ключевых городах, однако мегаполисов-«миллионников» в России около десяти, а в Белоруссии — один (Минск). При этом очевиден факт преимущественного внимания к столицам и крупным агломерациям. Однако недостаточное внимание к проблеме развития городов может усилить дисбаланс в территориальном развитии.

К сожалению, в последние годы наиболее «слабым звеном» в системе российских и белорусских городов оказались малые города. Снижение численности населения в малых городах, отток молодёжи, повышение количества лиц пенсионного возраста приводит к их деградации и запустению. Малые города играют большую роль в освоении огромной российской территории, поэтому их сохранение и устойчивое развитие должно стать одним из приоритетных направлений государственной региональной политики. Проблема совершенствования процессов управления малыми и средними городами приобретает все большую актуальность в связи с повышением самостоятельности областей, муниципальных образований и городов. Управление развитием муниципальных образований малых городов является составной частью государственно-регионального управления. Наличие в них экономического, социального, интеллектуального, управленческого потенциала позволяет оценивать их конкурентоспособность и перспективы развития. Однако в социально-экономическом развитии России имеется целый ряд проблем: невысокие темпы структурных преобразований; низкая эффективность работы предприятий и предпринимателей; неразвитость инфраструктуры; высокая изношенность жилищно-коммунального хозяйства и др. Эти проблемы в той или иной степени характерны для малых и средних городов не только на территории России, но и в Белоруссии.

Основная часть. Следует отметить, что государственные органы понимают существующие проблемы малых и средних приграничных городов, поэтому большое внимание уделяется привлечению инвесторов в эти населённые пункты благодаря реализации программ устойчивого социально-экономического развития. Так, одним из примеров является Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений, реализовавшаяся в 2007—2010 гг. на территории Белоруссии. Стратегической целью данной программы являлось обеспечение роста благосостояния населения на основе развития производительных сил и конкурентоспособности регионов, создание условий для превращения малых и средних городских поселений в благоприятные места инвестирования и проживания.

В связи с этим назрела необходимость в разработке новых инструментов государственного, регионального и местного регулирования стратегического развития малых и средних городов. Значение малых и средних городов обусловлено, как известно, теми особыми функциями, которые они выполняют в структуре расселения страны. Значительная их часть сформировалась в качестве административных, социально-культурных и производственно-экономических центров окружающей сельской местности. Большая часть малых городов эту роль выполняет до сих пор, хотя сегодня, в условиях, когда сельская местность находится в критическом положении, объём таких функций резко сократился. Основу небольших промышленных городов составляли предприятия добывающей, лёгкой и т. н. местной промышленности, а

также обрабатывающей промышленности на местной сырьевой базе. Республика Беларусь — страна небольших городов. В настоящее время из 207 городских поселений 168 (или 81 %) составляют малые городские населённые места с численностью населения менее 20 тыс. чел. В них проживает 17,1 % городского населения страны. Из 118 административных районов страны 80 возглавляются малыми городами. По другим данным, 187 (85 %) городских поселений — малые и средние городские поселения с численностью населения до 50 тыс. чел. Большинство малых городов размещается не более чем в 50 минутах езды от промышленных центров [1]. С ними непосредственно связана судьба около трёх миллионов жителей, что составляет почти 30 % всего населения страны. Малые города, представляющие наиболее многочисленную группу городских поселений, призваны выполнять важную и во многом специфическую миссию. Они являются источниками и хранителями истории, самобытности белорусского народа, его национальной культуры и традиций [11].

Городское население республики проживает в 106 городах и 106 посёлках городского типа. Сельское население проживает в 23457 сельских населённых пунктах. В столице Республики Беларусь — г. Минске — сосредоточен 1 млн 680,6 тыс. чел., или 24,1 % общей численности городского населения. Кроме г. Минска в республике 14 городов имеют численность населения более 100 тыс. чел., в них проживает 42,7 % городского населения. Кроме того, 72 городских поселения республики имеют численность населения от 10 до 100 тыс. чел., в них проживает четверть (25 %) всего городского населения. Остальные 115 городских поселений имеют численность населения менее чем 10 тыс. чел. и в них проживает 8,2 % городского населения страны [14].

Укажем на то, что белорусское и особенно российское понимание термина «малый город» практически не поддаётся подгонке под «евростандарт». В результате многие общепринятые нормы и ратифицированные конвенции в российских условиях теряют смысл. Проблемы элементарного повседневного выживания актуальны на постсоветском пространстве, однако в Белоруссии, где не было радикальных реформ 1990-х гг., их всё-таки несколько меньше [3].

При рассмотрении вопроса об интеграционном потенциале малых и средних городов России и Республики Беларусь следует учитывать несколько принципиально важных факторов.

Первая группа факторов имеет макроэкономический характер. Важнейшим элементом здесь является уровень социально-экономического развития регионов, городов, самих участников союзного государства. По умолчанию мы принимаем уровень социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Беларусь как выше среднего, в категориях Всемирного банка и Международного валютного фонда [13]. Однако в современных условиях уровень социально-экономической интеграции признаётся как производное от национальных уровней социально-экономического развития. Соответственно, если уровень социально-экономического развития приграничных регионов и городов исследуемых государств относительно невысок в мировом масштабе и не представляет собой наиболее высоких показателей в национальном масштабе соответственно, ожидать высочайшего уровня развития интеграционного потенциала нет никаких оснований.

В этом контексте следует отметить, что, по данным национальных статистических служб, Смоленская область и Могилёвская область находится примерно на уровне средних национальных показателей. Псковская и Брянская области России существенно отстают от средних российских показателей. Более того, Псковская об-

ласть в большинстве программных документов прямо признаётся депрессивной, что естественно отражается и на характере системы расселения. Ситуация в Брянской области Российской Федерации несколько лучше, однако в пропорции, применительно к среднему уровню, Брянская область находится в худшем положении, чем в Гомельской области в Республике Беларусь.

Следующий важный момент — это исторические предпосылки интеграционного развития. Равным образом следует рассмотреть и географические предпосылки интеграции систем расселения. С одной стороны территория от Великих Лук до Смоленска и Брянска (От Витебска, Могилёва и Гомеля является традиционной полосой расселения для восточных славян белорусско-русского пограничья. В письменных источниках с X в. известен Туров (980 г.), с XI в. — Браслав (1065 г.), Логойск (1078 г.), Копысь (1056 г.). С XII в. упоминаются города Заславль (1127 г.), Клецк (1127 г.), Брагин (1147 г.), Мстиславль (1136 г.), Славгород (1136 г.), Чечерск (1159 г.). В XIII в. появляются упоминания о Каменце, Копыле, Городке, Столине, Любче. С Х1У—ХУ вв. известны Несвиж, Высокое, Мир, Кореличи, Быхов, Давид-Городок и др. Многие из древних белорусских городов были политическими, оборонными, культурными и духовными центрами. Полоцк — древнейшее поселение на территории Белоруссии, известное с IX в., впрочем, и остальные вышеупомянутые города имеют многовековую историю. Этот фактор можно оценивать двояко. С одной стороны, российско-белорусское пограничье было зоной конфликтов очень давно, фактически уже в эпоху Средневековья. Однако и конфликты, относящиеся к войнам Московского царства и Великого княжества Литовского, по меткому выражению профессора М. Кромма, носили полу-условный характер, т. к. представители одних и тех же семей на время конфликта прекращали экономические отношения и вступали в военное противодействие. В любом случае, этим конфликтам было далеко до военных испытаний нового и новейшего времени.

В отличие от западного белорусского пограничья здесь достаточно давно, а может быть и никогда, не было жёстких экономических и политических границ, и определить, где заканчивается зона расселения русского этноса и где начинается зона расселения белорусского этноса, практически невозможно. «На субэтническом и региональном уровнях культурных районов также можно встретить как пороговые, так и гравитационные границы. К типу пороговых границ можно отнести административные рубежи, выделяющие в сетке культурных районов субъекты федерации («регионы» страны)» [5, с. 115]. Исторически сложилось так, что барьерная функция современной российско-белорусской границы не является ярко выраженной [4]. И это является важным обстоятельством с точки зрения экономической интеграции территорий. Но из этого вытекают как положительные, так и отрицательные последствия.

Положительные последствия понятны. Границы не являются зоной конфликта. А это не редкость на постсоветском пространстве. Однако есть и отрицательные последствия. Социально-экономический потенциал приграничных районов, сложившийся в советские и досоветские годы, мал. Экономическая специализация практически тождественна, а именно это обстоятельство ограничивает возможности социально-экономической интеграции. Здесь нет отраслей и производств, которые носили бы явно выраженный уникальный характер и создавали предпосылки для совместного и сопряжённого развития [7].

Многочисленные военные конфликты, не связанные с границей, но проходившие через эти земли, а также агломерационный и организационные процессы, «рас-

тягивающие» население на запад в Минск и на восток в Москву привели к тому, что особо плотного густого населения здесь нет. Избыток сельского населения в конце XIX в. был поглощён городами. Однако затем, в ХХ в., механизм расширенного воспроизводства населения практически исчез. Сельская местность перестала развиваться. Отметим сразу, что этот процесс в Республике Беларусь в Советской Белоруссии проходил менее очевидно. В Псковской и Брянской областях депопуляция была масштабнее [6]. В сельской местности Псковской области в настоящее время живёт меньше жителей, чем во времена Ивана Грозного. Все вышесказанное имеет принципиальное значение для оценки интеграционных процессов.

Рассматривая пространственное взаимодействие России и Белоруссии, следует отметить, что на исследуемых территориях имеются особые отличительные черты, определяющие специфику данного взаимодействия. Так, народы России и Белоруссии особо близки друг другу с точки зрения этнического происхождения, общей истории, культурного наследия, отсутствием языковых барьеров, наличием большого числа родственных связей. Граница между Россией и Белоруссией в этническом плане условна. Белорусский этнос и язык широко представлены в соседствующих областях России. Исторически низкая барьерность, позволяющая свободное пересечение условной границы, существует с момента консолидации славянских племён в этносы. С одной стороны, подобный тип взаимодействий создаёт условия для беспрепятственной кооперации и развития приграничного сотрудничества. Заслуживает внимания градиент различий, в экономическом пространстве соседствующих регионов определяющий гомогенность/гетерогенность экономического пространства [10]. Однако следует отметить, что в зоне евразийской интеграции градиент различий в качестве экономического пространства, стоимости факторов производства, потребительских свойствах товаров и т. д. не столь значителен, как, например, на границе России со странами Европейского Союза, а экономическое пространство более однородно, при этом уровень экономического развития приграничных территорий довольно низок. В таких условиях приграничное сотрудничество не так явно выражено, и не имеет такого разнообразия форм.

Рассмотрим и экономические предпосылки для формирования интеграционных зон между Россией и Белоруссией с точки зрения теории. Так, например, новая экономическая география концентрируется на анализе пространственных факторов развития. Одними из основных предметов её внимания становятся крупные города/ агломерации и их влияние на пространственное развитие территорий. Для интеграционных процессов между Россией и Белоруссией изучение роли агломераций представляется весьма актуальным.

Такие крупные города, как Москва, Минск, С.-Петербург, а также областные центры Смоленск, Могилёв, Псков, Витебск, Брянск, Гомель оказывают несомненное влияние на интеграционные процессы, протекающие в приграничье. В процессе формирования агломераций, наряду с наличием формальных административно-территориальных границ, социальное и экономическое пространство города динамично расширяется и вбирает в себя пространство пригородных зон. В процессе роста агломерации происходит «сращивание» экономики города и прилегающей пригородной зоны, посредством создания соответствующих инфраструктур для поддержания взаимоотношений между хозяйственными субъектами, налаживание кооперационных связей, формирование транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Агломерацион-

ные эффекты в теории новой экономической географии являются одним из основных направлений исследований. Суть агломерационных процессов заключается в росте и географическом распространении экономической активности за пределы формальных границ городов. Агломерационный эффект возникает вследствие роста экономической концентрации и формирует так называемый агломерационный ареал, характеризующийся высокой степенью взаимосвязей города и окружающих его малых поселений, и при этом неким единством свойств социального и экономического пространства.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. главной целью региональной экономической политики является обеспечение роста благосостояния населения независимо от мест его проживания на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте благосостояния населения важнейшей задачей является опережающее увеличение доходов граждан и улучшение условий их проживания в первую очередь там, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.

Основными функциями Комплексной программы являются: определение важнейших направлений социально-экономического развития каждой области с учётом региональных условий и ресурсов и системы мер по решению проблем малых и средних городских поселений, повышению уровня жизни их населения; создание условий для превращения городов в наиболее благоприятные и безопасные для человека места проживания.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития внутрире-спубликанских регионов (областей) являются: ускоренное развитие малых и средних городских поселений; развитие сферы услуг, прежде всего образования, здравоохранения, культуры, туризма, телекоммуникационных, информационных, финансовых, страховых и других видов услуг; внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества.

Важно рассмотреть основные определения и классификацию малых городов в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. Для целей этой Комплексной программы используются следующие термины и их определения: малые городские поселения — населённые пункты с численностью населения до 20 тыс. чел., к которым относятся малые города и посёлки городского типа; средние городские поселения — средние города с численностью населения от 20 до 50 тыс. чел. Около 94 % городских поселений страны относятся к категории малых и средних с численностью населения до 50 тыс. чел. Таких городских поселений в Республике Беларусь насчитывается 183. Наибольшее их количество в Витебской и Минской областях (40 и 38 соответственно), наименьшее — в Могилёвской и Брестской областях (23 и 25). В малых и средних городских поселениях с численностью населения до 50 тыс. чел. проживает 23,4 % городского населения республики. Центрами административных районов, в которых проживает 66,9 % сельского населения страны, являются 96 таких поселений. К основным проблемам, препятствующим динамичному развитию многих малых и средних городских поселений, относятся:

— ограниченность и низкий уровень развития экономической базы, несоответствие структуры производства требованиям социально ориентированной рыночной экономики и масштабу поселений;

— наличие в отдельных городских поселениях убыточных или низкорентабельных крупных градообразующих предприятий, создающих угрозу для социальной стабильности не только в самом городе, но и в прилегающих районах;

— сравнительно высокий уровень безработицы, ограниченный набор объектов социальной инфраструктуры и низкое качество предоставляемых населению услуг;

— более низкий, чем в крупных и больших городах, уровень благоустройства жилищного фонда;

— низкий уровень качества объектов жизнеобеспечения (энергоснабжение, канализационные и водопроводные сети, котельные, транспортные коммуникации и др.);

— сложная демографическая ситуация, обусловленная миграционным оттоком трудоспособного населения (особенно молодёжи) в более крупные города [2].

Выводы. Таким образом, подводя итог проведённому исследованию, отметим, что, как для Российской Федерации, так и для Республики Беларусь очевидна необходимость развития новых и поддержания уже существующих программ протекции малых и средних городов на границах государств. Поскольку, несмотря на предпринимаемые усилия, происходит значительная депопуляция приграничных районов, что подтверждают различные исследования, объединение усилий двух соседних стран могло бы изменить негативные условия на более качественные, а также имело бы положительные результаты в будущем.

Литература

1. Беларусь: малые города — большие перспективы. Минск, 2009. [Электронный ресурс]: URL: https://docviewer.vandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fun.bv%2Ff%2Ffile%2FBELARUS small-city. pdf&name=BELARUS_small-city.pdf&lang=ru&c=58958ddc5209&page=6 (дата обращения: 24.11.2016).

2. Богданович А. В. Городские поселения Беларуси: проблемы и перспективы развития // Белорусский экономический журнал, 2007, № 2. С. 39—47.

3. Водолажская Т. Городские исследования в Беларуси: теоретико-методологические проблемы // Палггычная сфера, 2009. № 12. С. 29-43.

4. Кулаков И. С., Манаков А. Г. Историческая география Псковщины (население, культура, экономика). М.: ЛА «Варяг», 1994. 316 с.

5. Манаков А. Г. Культурные границы и идентичность (на примере Северо-Запада Европейской России) // Идентичность и география в постсоветской России. Сборник научных статей / Ред. М. Бас-син, К. Э. Аксенов. СПб.: Геликон Плюс, 2003. С. 114-138.

6. Манаков А. Г. Отражение пограничности и периферийности на динамике населения российско-белорусского порубежья // Российско-Белорусское приграничье: проблемы и перспективы развития. Сборник материалов международной научной конференции 13-14 октября 2016 г. Смоленск, 2016. С. 30-36.

7. Межевич Н. М. Региональная экономическая политика Российской Федерации: влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 354 с.

8. Межевич Н. М., Жук Н. П., Рослякова Н. А. Диагностика интеграционных приграничных зон России и Белоруссии, выявляемых на основе агломерационного эффекта малых и средних городов // Общественная дипломатия как инструмент приграничного взаимодействия Евразийского союза: монография / Ред. В. П. Бабинцев, Н. С. Данакин, И. А. Новикова Белгород: Константа, 2016. 294 с.

9. Межевич Н. М. Республика Беларусь в системе интеграционных проектов: мнимые и реальные альтернативы? Беларусь в современном мире материалы XIV Международной конференции, по-свящённой 94-летию образования Белорусского государственного университета, 29 октября 2015 г. / Редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2016. 351 с.

10. Морачевская К. А., Шавель А. Н. Динамика внешней торговли регионов российско-белорусского приграничья в 2010-е годы // Псковский регионологический журнал. Псков: Псковский государственный университет, 2016. № 4 (28). С. 15—28.

11. Ничкасов А, Клевко Э. Малые города Беларуси: прошлое, настоящее, будущее. [Электронный ресурс]: URL: http: //ais.bv/storv/1391 (дата обращения: 24.11.2016).

12. Оболенский В. П. Общее экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока: реалистический проект или благое пожелание? Научный доклад. Ассоциация ИЭСКР. М., 2015 С. 6—7.

13. Саулин А. Д., Зверев Ю. М., Межевич Н. М., Юшков И. В., Рекеда С. В., Сутырин В. В. Российская Федерация и республика Беларусь перед общими вызовами: российский взгляд. Аналитический доклад. М.: ГАУГН-ПРЕСС, 2016.

14. Шахотько Л. П. Социальная демография. Переписи населения: методология, методика, результаты: пособие / Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. С. 35—45.

Об авторах

Межевич Николай Маратович — доктор экономических наук, профессор кафедры Европейских исследований факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия. E-mail: mez13@mail.ru

Болотов Дмитрий Анатольевич — кандидат политических наук, доцент факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия.

E-mail: dmitrv@bolotov.su

Сазанович Людмила Сергеевна — аспирантка факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия. E-mail: karzovaluda@hotmail.com

N. Mezhevich, D. Bolotov, L. Sazanovich

ANALYSIS OF INTEGRATION CAPACITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED CITIES OF RUSSIA AND BELARUS

This article focuses on integrated and comprehensive study of the border of the Russian-Belarusian territory in the context of integration processes in the post-Soviet space as well as in Eurasia. Taking into consideration the modern political situation, such issue is essential and relevant for a more detailed examination. The novelty of this research lies primarily in the fact that the authors attempt to theoretically justify the methodology of the analysis of the current situation and to offer solutions to problems. The main aim is to study the integration potential of small and medium towns on the border of Russia and Belarus. The theory of economic integration was used as a methodological base. The article shows the analysis, measurement and evaluation of macroeconomic parameters of development of territories and parameters for the development of cities and industries. On the basis of the analysis the authors make suggestions and develop mechanisms to enhance and expand integration possibilities of cities.

Key words: Russian Federation, Republic of Belarus, integrational links, socioeconomic development, small and medium-sized cities.

About the authors

Prof. Nikolay Mezhevich, Department of the European Researches, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University, Russia. E-mail: mez13@mail.ru

Dr Dmitriy Bolotov, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University, Russia.

E-mail: dmitry@bolotov. su

Liudmila Sazanovich, PhD student, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University, Russia.

E-mail: karzovaluda@hotmail.com

Статья поступила в редакцию 31.01.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.