Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РОССИИ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ'

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РОССИИ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ / СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костюк Е.А.

В статье представлены основные экономические инструменты, которые использует Россия для расширения своего влияния в средиземноморских странах. Многое было сделано для того, чтобы Россия использовала все элементы государственного управления, включая дипломатические, идеологические, военные и экономические инструменты, для продвижения своих интересов в этом регионе, жизненно важном транспортном и транзитном коридоре. Однако более пристальный взгляд на ее экономический инструментарий в этом регионе показывает, что опасения по поводу экономических возможностей России, вероятно, преувеличены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INSTRUMENTS OF RUSSIA'S ECONOMIC INFLUENCE IN THE MEDITERRANEAN

The article presents the main economic instruments that Russia uses to expand its influence in the Mediterranean countries. Much has been made of Russia’s use of all elements of government, including diplomatic, ideological, military and economic tools, to advance its interests in this region, a vital transportation and transit corridor. However, a closer look at its economic toolkit in this region shows that fears about Russia’s economic capabilities are probably exaggerated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РОССИИ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 177-186. Economic Systems. 2022;15(1(56)):177-186.

Научная статья УДК 339

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-177-186

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РОССИИ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

Елена Александровна Костюк

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, 1032193422@rudn.ru

Аннотация. В статье представлены основные экономические инструменты, которые использует Россия для расширения своего влияния в средиземноморских странах. Многое было сделано для того, чтобы Россия использовала все элементы государственного управления, включая дипломатические, идеологические, военные и экономические инструменты, для продвижения своих интересов в этом регионе, жизненно важном транспортном и транзитном коридоре. Однако более пристальный взгляд на ее экономический инструментарий в этом регионе показывает, что опасения по поводу экономических возможностей России, вероятно, преувеличены.

Ключевые слова: торговля энергетическими ресурсами, торговля оружием, средиземноморские страны

Для цитирования: Костюк Е.А. Анализ инструментов экономического влияния России в Средиземноморье // Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 177-186. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-177-186.

Благодарности: статья подготовлена в рамках инициативной научно-исследовательской работы № 061607-0-000 на тему «Комплексное решение для повышения экономической эффективности угольной промышленности как условие укрепления энергетической безопасности России», выполняемой на базе кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН.

Original article

ANALYSIS OF THE INSTRUMENTS OF RUSSIA'S ECONOMIC INFLUENCE IN THE MEDITERRANEAN

Elena A. Kostyuk

RUDN University, Moscow, Russia, 1032193422@rudn.ru

© Костюк Е.А., 2022

Abstract. The article presents the main economic instruments that Russia uses to expand its influence in the Mediterranean countries. Much has been made of Russia's use of all elements of government, including diplomatic, ideological, military and economic tools, to advance its interests in this region, a vital transportation and transit corridor. However, a closer look at its economic toolkit in this region shows that fears about Russia's economic capabilities are probably exaggerated.

Keywords: energy trade, arms trade, mediterranean countries

For citation: Kostyuk E.A. Analysis of the instruments of Russia's economic influence in the mediterranean. Economic Systems. 2022;15(1(56)):177-186. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-20762022-15-1-177-186.

Acknowledgements: the article was prepared as part of the initiative research work No. 0616070-000 on the topic «A comprehensive solution for improving the economic efficiency of the coal industry as a condition for strengthening Russia's energy security», carried out on the basis of the Department of National Economics of the Faculty of Economics of the RUDN.

Введение

Уже почти 10 лет Россия проводит более агрессивную внешнюю политику, стремясь вернуться в страны и регионы за пределами своего непосредственного соседства, где она отсутствовала с момента окончания холодной войны. Одним из таких регионов является Средиземноморье, где она использует различные инструменты для расширения своего влияния в прибрежных странах этого важнейшего транзитного коридора для глобального судоходства и торговли. Наряду с Черным морем Средиземноморье является важнейшим выходом России к мировому океану и уже давно является главной ареной ее геополитических и коммерческих интересов. Хотя Россия отошла от региона в конце холодной войны, чтобы сосредоточиться на своих внутренних проблемах, ее вмешательство в Сирии в 2015 г, а затем в Ливии ознаменовало ее возвращение в качестве крупного игрока в регионе. Много говорилось о том, что Россия использует все элементы государственного управления, включая дипломатические, идеологические, военные и экономические инструменты для достижения своих целей в Средиземноморье. Однако более пристальный взгляд на набор ее экономических инструментов позволяет предположить, что опасения по поводу ее возможностей преувеличены [4].

Основная часть

Крупнейшим экономическим инструментом, который Россия может применить в Средиземноморье, да и где угодно, являются ее огромные запасы нефти и природного газа. Экспорт энергоносителей неизменно составляет половину ее экспортных доходов по всему миру. Россия неоднократно использовала свое положение ключевого поставщика нефти и газа против своих ближайших соседей, таких как Украина, с помощью поощрений и наказаний, чтобы заставить их

следовать выбранной ею политике. Однако в Средиземноморье, где Россия не обладает монополией на поставки энергоносителей, в отличие от бывших советских республик, энергоносители являются важным рычагом, но не обязательно инструментом принуждения. Сохранение и расширение влияния в энергетической сфере требует от России постоянных усилий по расширению сети газопроводов, а также закрепления в новых проектах по разработке газовых месторождений. Учитывая новые открытия газа в Восточном Средиземноморье и большой, хотя и снижающийся спрос на нефть и газ во всем регионе, энергетическая политика занимает центральное место в инструментах государственного управления России в регионе.

Не все страны Средиземноморья импортируют российский газ, поскольку расстояние и/или местные поставки делают российский трубопроводный газ дорогостоящим или ненужным. Эти факторы заставляют Россию сосредоточиться на Южной Европе, но она должна делать это с Турцией в качестве центрального узла и партнера, тем более что ее предыдущие усилия по созданию трубопроводной инфраструктуры вокруг этой страны сошли на нет.

Россия добилась удивительного успеха в поддержании все более тесного энергетического сотрудничества с Анкарой, и это несмотря на то, что в последние годы находилась по разные стороны с ней в трех различных региональных конфликтах в основном за счет обособления разногласий и игры на разочаровании президента Р.Т. Эрдогана в Западе и на его стремлении сделать Турцию региональным гегемоном в области распределения газа.

Российско-турецкое энергетическое сотрудничество привело к завершению нескольких крупномасштабных трубопроводных проектов. Начиная с трубопровода «Голубой поток», строительство которого было завершено в 2003 г., новые трубопроводные проекты увеличили потребление Турцией российского газа и одновременно позволили России в обход Украины направлять газ в страны Южной Европы, что является очевидным выигрышем для обеих стран. С января 2020 г, когда начал действовать трубопровод Тигкэ^еат через Черное море, Турция перестала получать российский газ по Трансбалканскому трубопроводу из Украины, что она делала с середины 1980-х гг. Второй этап проекта Тигкэ^еат предусматривает продление трубопровода через Болгарию до самой Венгрии, что ослабит позиции Украины как транзитного государства и превратит Турцию в более важный узел для поставок газа в Европу, что опять же является выигрышем как для Москвы, так и для Анкары [5].

Тем не менее пример Турции иллюстрирует ограниченность природного газа как рычага влияния для России. Сланцевая революция резко снизила стоимость природного газа, уменьшив доходы России от его продажи, а Третий энергетический пакет ЕС ограничил ее монопольную власть над распределением газа. По данным Банка России, доходы страны от мирового экспорта газа достигли пика в 2013 г. и составили 71,5 млрд долл. С тех пор они не вернулись к этому уровню, а глобальная рецессия, вызванная пандемией СОУЮ-19 в 2020 г., привела к снижению общей суммы до 32 млрд долл., чего не наблюдалось с 2005 г. [3].

Более того, распространение технологии сжиженного природного газа (СПГ) позволяет странам импортировать газ из любой точки мира и не зависеть от трубопроводов, строительство и обслуживание которых требует больших затрат. Турция, расширяя использование СПГ (в 2020 г. она стала третьим по величине импортером в мире), больше может не полагаться исключительно на трубопроводный газ из России, Азербайджана и Ирана. Она диверсифицирует свои поставки за счет как минимум семи новых партнеров, включая растущие объемы из США. В 2020 г. Россия осталась крупнейшим поставщиком газа для Турции (16,3 млрд м3), но импорт газа из США в эту страну вырос на 144% и составил 3 млрд м3 [4].

Турция также имеет долгосрочные контракты на поставку СПГ с Алжиром и Нигерией. Более того, став центральным узлом в российской системе распределения газа, Турция получила тот же рычаг влияния, который в прошлом использовала Украина, - возможность вести переговоры о снижении цены, которую она платит за собственный импорт, чтобы позволить российскому газу течь через ее территорию и далее в остальную Европу. В совокупности эти шаги уменьшили способность России использовать газ в качестве политического рычага в отношениях с Турцией, хотя и не устранили ее. Более того, сотрудничество по газовым проектам отвечает интересам обеих стран, стремящихся расширить свое влияние в Юго-Восточной Европе.

Российские газовые компании также активно осваивают новые рынки в Средиземноморье, предлагая финансирование и опыт для разработки новых месторождений. В 2008 г. российский «Газпром» начал разведку нефти и газа в Алжире после подписания в 2006 г. меморандума о взаимопонимании с алжирской государственной компанией Sonatrach. Партнерство подтвердило запасы в бассейне Эль-Ассель с помощью разведочных скважин, но еще не начало коммерческую добычу.

В 2017 г. российская «Роснефть» приобрела 30% доли в газовом месторождении Зор у берегов Египта (другими партнерами являются итальянская ENI с 50%, BP с 10% и Mubadala Petroleum из ОАЭ также с 10%), крупнейшем из обнаруженных в Средиземноморье. Добыча в Зоре превысила ожидания совместного предприятия, достигнув 2,7 млрд куб. футов в сутки к августу 2019 г. Российская фирма «Новатэк» владеет долей в 20% в консорциуме (наряду с французской TOTAL и итальянской ENI) для разведки морских месторождений Ливана. Соглашение было подписано в 2018 г., но производство еще не началось. Эти сделки гарантируют, что Россия останется ключевым игроком во всех газовых дискуссиях в Средиземноморье.

В то время как природный газ привлекает наибольшее внимание, нефть и нефтепродукты составляют около 80% энергетических доходов России, при этом доля трубопроводного и сжиженного природного газа составляет 20%. Нефть -крупнейший источник средств для государственного бюджета России, включая ее внешнеполитические действия. Все прибрежные средиземноморские государства импортировали некоторое количество нефти из России с 2012 г., хотя

и не все в значительных количествах. Европейские страны как крупнейшие экономики региона являются крупнейшими потребителями российской нефти, но страны Восточного Средиземноморья и Северной Африки, как правило, закупают ее на сумму менее 100-200 млн долл. в год.

Зависимость от российской нефти, возможно, в свое время была рычагом политического влияния в некоторых европейских странах региона, но Средиземноморье имеет все меньшее значение для России, как клиента. В 2013 г. страны Средиземноморья потребляли 20% российского экспорта нефти; в 2020 г. этот показатель составил 15%. Сокращение импорта российской нефти, скорее всего, было обусловлено рыночными, а не геополитическими причинами, поскольку нефть является широко торгуемым товаром, цена на который существенно упала после 2014 г. [2, с. 14]. Мандаты на переход к более чистым источникам энергии и сокращению выбросов также привели к снижению спроса ЕС на нефть, который будет продолжать снижаться в ближайшие десятилетия. В целом существенное падение спроса Европы на российскую нефть уменьшает потенциальное воздействие этого рычага для России.

Еще одной ключевой частью набора инструментов экономического влияния России в глобальном масштабе является заключение сделок по строительству атомных электростанций за рубежом. Российское учреждение национальной безопасности рассматривает экспорт гражданской ядерной энергии как важный инструмент для проецирования влияния, а также создания источников доходов для поддержания интеллектуальных и технических возможностей и жизненно важных программ в России. Атомные электростанции, однако, дороги и не лишены риска. Они могут представлять сомнительную ценность для правительства принимающей страны или обременять государственную ядерную энергетическую монополию ПАО «Росатом» долгами, которые он не сможет взыскать. Поэтому Россия чаще всего давала завышенные и недопоставленные обещания при подписании соглашений о строительстве атомных станций. Большинство из них никогда не реализуются полностью. Средиземноморье, обладающее обильными обычными энергетическими ресурсами, не было главной целью ядерных амбиций России.

ПАО «Росатом» подписал соглашения с Турцией и Египтом по крупным проектам атомных станций. Турция подписала свое соглашение в 2010 г., в соответствии с которым ПАО «Росатом» будет строить, владеть и эксплуатировать первую в стране атомную электростанцию «Аккую», общая мощность которой составит 4800 МВт. Эта модель означает, что ПАО «Росатом» будет иметь долгосрочное присутствие в Турции с почти полным операционным контролем над станцией. Компания планирует открыть первый блок завода из четырех блоков в 2023 г., как раз к столетию Турецкой республики.

В случае с египетской электростанцией, которая также должна выдавать 4800 МВт, власти страны будут эксплуатировать ее после строительства, но Россия будет играть долгосрочную роль в обучении египетских рабочих, а также в обеспечении и утилизации топлива. В то время как Египет десятилетиями

стремился построить атомную электростанцию, решение подписать контракт с ПАО «Росатом» в 2015 г. по заявкам американских, китайских, французских и южнокорейских фирм не было прозрачным, и наблюдатели подозревают, что это могло быть принято в качестве шага, чтобы побудить Россию возобновить туризм в Египет, который Россия прекратила в начале года 2020 г. [4].

Египет заключил контракт с американской фирмой General Electric и австралийской консалтинговой компанией Worley Ltd., однако для других частей проекта. Примерно 85% финансирования АЭС будет обеспечено за счет кредита в размере 25 млрд долл. от России, и некоторые в Египте заявили, что АЭС не нужна, учитывая, что в стране имеется избыток электроэнергии с ее текущими источниками снабжения. Строительство еще не началось. Как и другие проекты ПАО «Росатом» по всему миру, турецкие и египетские атомные электростанции представляются геополитическими проектами с несколько сомнительными экономическими достоинствами, но представляется маловероятным, что Россия сможет воспроизвести эту модель в других регионах Средиземноморья.

Продолжая свое многолетнее наследие, Россия была вторым по величине экспортером оружия в мире после Соединенных Штатов в период с 2016 по 2020 г. [2, c. 8]. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), на ее долю приходилось 20% всего экспорта оружия за этот период. Продажи оружия России обеспечивают ей прямое взаимодействие с лидерами зарубежных стран, инструменты для налаживания отношений с их вооруженными силами и прибыль для ее предприятий по производству оружия. Это основной инструмент, который Россия использует для влияния в Средиземноморье, но поскольку большинство северных прибрежных государств являются членами НАТО, ее отношения по продаже оружия сосредоточены на восточном и южном побережье.

Из этих стран особого упоминания заслуживают Алжир, Египет и Турция. Алжир остается крупнейшим российским клиентом в Средиземноморье, будучи таковым еще с советских времен. В период с 2016 по 2020 г. Россия также была крупнейшим экспортером оружия в Африке и шестым по величине в мире, экспортируя 4,3% всего оружия, импортированного в мире за этот период. Учитывая спрос Алжира на оружие и его способность платить за него, сохранение доли рынка в стране было приоритетом для России в регионе.

В 2006 г. Москва согласилась списать 4,6 млрд долл. долга советской эпохи в обмен на подписание Алжиром новых контрактов на закупку оружия на сумму 7,5 млрд долл. После этой сделки Россия поставила более 80% импортируемого Алжиром оружия с 2006 по 2013 г Однако, начиная с 2011 г., Алжир начал диверсифицировать свой импорт, заключая сделки с Францией, Италией, Германией и даже Китаем на поставку кораблей и сопутствующего оружия, бронетранспортеров и вооруженных беспилотных летательных аппаратов. По мере осуществления поставок по этим контрактам доля российского рынка сократилась до 55% в период с 2014 по 2016 г. После 2016 г. Россия работала над восстановлением своих позиций, продав и передав Алжиру 16 боевых самолетов,

42 боевых вертолета и 2 подводные лодки до 2020 г [4]. Сохранение доминирующего положения на рынке важно для России, но эта нестабильность говорит о том, что она не может полагаться на прошлые продажи, чтобы оставаться конкурентоспособной даже на своих ключевых рынках.

Египет - это новая история успеха для России. Соединенные Штаты сократили продажи оружия в страну во время и после арабской весны, в конечном итоге заморозив экспорт оружия после того, как военные захватили власть в 2013 г Это эмбарго длилось два года, пока многочисленные продолжающиеся конфликты на Ближнем Востоке не вынудили администрацию тогдашнего президента США Барака Обамы изменить курс [1]. Россия заполнила этот пробел, оставленный Соединенными Штатами, и быстро расширила свои продажи оружия Египту.

Контракты на поставки оружия, как правило, требуют времени между подписанием и поставкой, поэтому эффект от этого увеличения закупок у России можно увидеть в данных о поставках оружия, начиная только с 2016 г., когда Россия и США передали Египту примерно равную стоимость оружия. С тех пор стоимость российских поставок превысила стоимость поставок Соединенных Штатов и включала 50 боевых самолетов и 46 боевых вертолетов корабельного базирования. Эти продажи также привели к более тесному военному сотрудничеству, включая совместные учения. В то время как администрация президента Джо Байдена объявила, что продолжит поставлять Египту оружие, несмотря на опасения по поводу нарушений прав человека, предыдущие годы задержек создали возможности для России и желание египетского руководства диверсифицировать свою деятельность, отказавшись от одного поставщика.

Турция также является примером успеха российской стратегии продажи оружия. Будучи давним союзником НАТО, Турция не закупала российское оружие в период с 1950 по 2017 г., за исключением некоторых подержанных бронетранспортеров и вертолетов в начале 1990-х гг., которые использовались полицией. Вместо этого Турция импортировала оружие только у других союзников по НАТО и развивала собственную оружейную промышленность.

По данным SIPRI, с 2016 по 2020 г. Турция опустилась с 6-го места по величине импорта оружия до 20-го из-за развития собственной оборонной промышленности. Однако в 2017 г. она согласилась приобрести у России систему противоракетной обороны С-400, несмотря на возражения США и других союзников по НАТО. В то же время американо-турецкие отношения ухудшились из-за разногласий по сотрудничеству с сирийскими курдскими силами, попытки государственного переворота в Турции в 2016 г. и последующих действий США при отказе в выдаче священнослужителя Фетуллаха Гюлена, а также из-за нежелания Вашингтона продавать системы ПВО Patriot на турецких условиях.

Турция считала, что США и НАТО мало что сделали для того, чтобы помочь ей снизить свою уязвимость к нападениям в результате конфликта в Сирии. Россия воспользовалась этим разочарованием в отношении США и НАТО, а также уязвимостью роли России в Сирии, предложив систему С-400, которую Эрдо-ган быстро принял. Эта продажа была умным шагом, направленным на то, чтобы

увеличить разногласия между Турцией и ее союзниками по НАТО, поскольку США были вынуждены отреагировать, исключив Турцию из программы истребителей F-35, опасаясь передачи России важных технологий через систему С-400. На сегодняшний день между турецким правительством и администрацией Байдена продолжаются дискуссии по вопросу о системе С-400, которую Турция протестировала, но еще не использует в полной мере. В этом случае продажа системы вооружений отвечала экономическим, военным и геостратегическим целям России, и это та модель, которую Россия, вероятно, попытается воспроизвести в другом месте при благоприятных условиях [5].

Несмотря на эффективную продажу энергоносителей и оружия, Россия не смогла столь эффективно использовать обычные основные инструменты экономического управления государством, такие как торговля неэнергетическими товарами и услугами, прямые иностранные инвестиции и помощь в целях развития, для создания рычагов влияния в регионе. Ограниченный экономический рост в России наряду с ее относительно небольшой постсоветской промышленной базой оставляет мало возможностей для налаживания глубоких торговых и инвестиционных отношений за рубежом.

Двадцать одно государство Средиземноморья играет все меньшую, но все еще важную роль в ограниченной торговле России. Если в 2013 г. на них приходилось 18% от общего объема мировой торговли России, то к 2020 г. эта доля сократилась до 14,4% [2, с. 7]. Это снижение почти полностью объясняется резким падением стоимости торговли России с Италией после 2014 г., когда ЕС и Россия ввели санкции друг против друга и одновременно резко упала цена на нефть. К 2019 г. Турция обогнала Италию в качестве крупнейшего торгового партнера России в Средиземноморье, а в 2020 г. на долю каждой страны приходилось чуть менее 4% от общего объема торговли России. За исключением Италии доля каждой средиземноморской страны в торговле России остается неизменной, что свидетельствует о том, что торговля не становится более важной частью ее инструментария влияния в регионе.

Если бы торговля между Россией и средиземноморскими странами была особенно односторонней или сконцентрированной в определенной, жизненно важной отрасли в пользу России, это дало бы ей важный инструмент влияния. Однако три крупнейшие экономики региона - Франция, Италия и Испания, -а также Португалия и Словения имеют положительное сальдо в торговле с Россией. Пятнадцать других стран Средиземноморья испытывают постоянный дефицит торгового баланса с Россией. Турция и Египет имеют самый большой торговый дефицит и поэтому заслуживают более глубокого изучения, как и изменения в торговле Италии с Россией с 2014 г.

Заключение

Таким образом, наиболее важными экономическими инструментами России в Средиземноморье являются ее энергоресурсы, экспорт оружия и отмывание

денег через коррупционные сети. Эти инструменты дополняют дипломатическую и военную деятельность России, особенно на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах. Там, где Россия добивалась успеха, она усиливала зависимость от своих денег, нефти и газа и/или оружия, что давало ей возможность влиять на формирование политики страны, особенно по важным для России вопросам, и подрывать влияние США и НАТО в регионе. Однако эти инструменты оказались малоэффективными, поскольку не были подкреплены другими традиционными средствами экономического государственного управления, такими как торговля неэнергетическими товарами и услугами, прямыми иностранными инвестициями и помощью в целях развития. Россия отстает от США и Европы, а в некоторых случаях и от Китая в использовании этих более фундаментальных экономических инструментов внешней политики в Средиземноморье. Без них отношения России не имеют устойчивости в долгосрочной перспективе, что подрывает ее геополитические амбиции в регионе.

Список источников

1. Американские эксперты опасаются роста влияния России в Средиземноморском регионе. URL: https://actualcomment.ru/amerikanskie-eksperty-opasayutsya-rosta-vliyaniya-rossii-v-sredizemnomorskom-regione-2012171130.html (дата обращения: 13.11.2021).

2. Россия и мир: 2021. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М. : ИМЭМО РАН, 2020. 154 с.

3. Статистика внешнего сектора. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs (дата обращения: 13.11.2021).

4. Pritchett J. Less Than a Full Deck: Russia's Economic Influence in the Mediterranean. URL: https://carnegieendowment.org/2021/07/21/less-than-full-deck-russia-s-economic-influence-in-mediterranean-pub-84973 (дата обращения: 13.11.2021).

5. Rumer E., Sokolsky R. Russia in the Mediterranean: Here to Stay. URL: https://carne-gieendowment.org/2021/05/27/russia-in-mediterranean-here-to-stay-pub-84605 (дата обращения: 13.11.2021).

References

1. American experts fear Russia's growing influence in the Mediterranean region. URL: https://actualcomment.ru/amerikanskie-eksperty-opasayutsya-rosta-vliyaniya-rossii-v-sredizemnomorskom-regione-2012171130.html. (In Russ.).

2. Russia and the world: 2021. Economics and foreign policy. Annual forecast. Moscow : IMEMO RAS; 2020. 154 p. (In Russ.).

3. External sector statistics. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs. (In Russ.).

4. Pritchett J. Less Than a Full Deck: Russia's Economic Influence in the Mediterranean. URL: https://carnegieendowment.org/2021/07/21/less-than-full-deck-russia-s-economic-influence-in-mediterranean-pub-84973.

5. Rumer E., Sokolsky R. Russia in the Mediterranean: Here to Stay. URL: https:// carnegieendowment.org/2021/05/27/russia-in-mediterranean-here-to-stay-pub-84605.

Информация об авторе

Е.А. Костюк - студент 3-го курса, профиль «Экономика предприятия и предпринимательство», экономический факультет.

Information about the author

E.A. Kostyuk - 3rd year student, bachelor's degree program «Enterprise economics and entrepreneurship», Department of economics.

Статья поступила в редакцию 19.02.2022; одобрена после рецензирования 29.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.

The article was submitted 19.02.2022; approved after reviewing 29.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.