Научная статья на тему 'Анализ инновационных моделей пятого поколения'

Анализ инновационных моделей пятого поколения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИ / МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / ПОКОЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / MODELS / MARKETING INNOVATION / GENERATION OF MODELS OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геращенко Марина Михайловна

В статье представлены существующие инновационные модели с 50-х гг. XX в. до наших дней согласно предложенной Р. Росвеллом классификации. Рассмотрены характеристики поколений и приведены 24 фактора для пятого поколения моделей. Проанализированы модели пятого поколения Беркхоута и Чесбо. Установлена ключевая роль маркетинга в инновационном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF AN INNOVATIVE MODEL OF THE FIFTH GENERATION

The article presents the existing innovation models from the 50's to the present according to the proposed classification by R. Rothwell. The characteristics of the generations and are 24 factors for the fifth generation models are examined. The models of the fifth generation of Berkhout, Chesbo are analised. The key role of marketing in the innovation process is established.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационных моделей пятого поколения»

УДК 339.138

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

М. М. Геращенко

ANALYSIS OF AN INNOVATIVE MODEL OF THE FIFTH GENERATION

M. M. Gerashchenko

Аннотация. В статье представлены существующие инновационные модели с 50-х гг. XX в. до наших дней согласно предложенной Р. Росвеллом классификации. Рассмотрены характеристики поколений и приведены 24 фактора для пятого поколения моделей. Проанализированы модели пятого поколения Беркхоута и Чесбо. Установлена ключевая роль маркетинга в инновационном процессе.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, модели, маркетинг инноваций, поколения моделей инновационного процесса.

Abstract. The article presents the existing innovation models from the 50's to the present according to the proposed classification by R. Rothwell. The characteristics of the generations and are 24 factors for the fifth generation models are examined. The models of the fifth generation of Berkhout, Chesbo are analised. The key role of marketing in the innovation process is established.

Key words: innovation, innovation process, models, marketing innovation, generation of models of innovation.

Инновации являются эффективным средством повышения конкурентоспособности, поскольку ведут к созданию новых продуктов, освоению новых рынков и притоку инвестиций. Изучением и освоением рынка занимается маркетинг, это определяет четкую взаимосвязь данных элементов в едином инновационном процессе.

Британский социолог Рой Росвелл (Rothwell) [1] широко известен как один из пионеров в области промышленных инноваций. Он предложил классификацию моделей инновационного процесса, представленных в виде исторического обзора промышленного инновационного менеджмента в западном мире в период с 1950 по 1990 г. Модели предназначены для использования при определении корпоративной стратегии управления инновациями.

Проведенный анализ зарубежных источников позволил схематично представить и дополнить существующие модели инновационных процессов начиная с 50-х гг. XX в. до наших дней и распределить их согласно предложенным Росвеллом поколениям (рис. 1).

Модели первого поколения (1G) характеризуются ненасыщенностью рынка, и, как следствие, акцент делается на производстве, а не на реализации продукции.

Модели второго поколения (2G) характеризуются усилением борьбы компаний за долю рынка, что вынуждает их перенести фокус с НИОКР на выявление рыночных потребностей. Толчком для создания инновации стано-

вятся потребности потребителей, и это снижает значение самой инновации в процессе коммерциализации разработки.

Поколения моделей инновационных процессов

Рис. 1. Эволюция моделей инновационного процесса

Модели третьего поколения (30) характеризуются нелинейностью инновационного процесса, где равнозначно важными являются как рыночные, так и научно-технические факторы. Маркетинг и наука становятся более тесно связанными через структурированные процессы инноваций.

Четвертое поколение (40) - это модели интегрированных бизнес-процессов, где акцент делается на интеграцию НИОКР с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована с точки зрения маркетинга, а все этапы разработки должны координироваться специальной межфункциональной группой.

Пятое поколение моделей (50) характеризуется объединением компаний в сети для обеспечения гибкости и сохранения темпов развития. В основу стратегии легли развитие совместного маркетинга, партнерства, переход к «открытым инновациям».

Согласно исследованию Росвелла, 50 отличает 24 характеристики [1].

1. Стратегия, основанная на учете времени.

2. Поддержка высшего руководства.

3. Адекватная подготовка: мобилизация обязательств и ресурсов.

4. Эффективность при косвенной деятельности в области развития.

5. Горизонтальный стиль управления с принятием решений на более низких уровнях.

6. Совершенные продукты и руководители проектов.

7. Высокое качество исходной спецификации продукта.

8. Использование кросс-функциональных команд в процессе разработки и прототипирования (параллельное проектирование).

9. Обязательный контроль качества.

10. Дополнительные стратегии развития.

11. Принятие стратегии «переноса» (использование изобретений для нескольких продуктов).

12. Дизайн продукта, сочетающий в себе старое с новым.

13. Гибкость при разработке.

14. Экономика в технологии.

15. Тесные связи с основными поставщиками.

16. Современные базы данных.

17. Привлечение передовых пользователей в проектирование и разработку мероприятий.

18. Использование внешнего ноу-хау.

19. Использование компьютеров для эффективной внутрифирменной коммуникации и обмена данными.

20. Использование взаимосвязанных информационных систем по производству (поставщик, производитель, пользователи).

21. Использование быстрых методов прототипирования.

22. Использование имитационного моделирования вместо прототипов.

23. Создание технологии демонстрации в качестве симуляции.

24. Использование экспертных систем при создании элемента дизайна.

Приведенные выше характеристики 50 являются источником увеличения скорости развития и эффективности инновационного процесса на предприятии.

На рис. 2 представлена модель инновационного процесса пятого поколения, предложенная Росвеллом [1, с. 27].

Ключевые поставщики

Инфраструктура науки и техники

Конкуренты

« » Потребители

Использование внешнего ноу-хау, включая патенты

Стратегические партнеры, маркетинговые альянсы, кросс-функциональные команды и т.п._

Слияния, инвесторы

Рис. 2. Модель инновационного процесса пятого поколения (05). П - подразделение компании

Большинство исследований в настоящее время сосредоточены на развитии моделей пятого поколения. Гуус Беркхоут предложил «циклическую модель» [2], Генри Чесбо - «открытую модель инноваций» [3].

Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. Для создания инновации компания может применять все многообразие источников идей, в разработке инноваций используются как собственные исследования, так и исследования, проводимые другими организациями. Если выявленная инновация не соответствует бизнес-модели компании, то необходимо не скрывать ее, а получать выгоду от использования ее другими организациями через продажу, распространение лицензий, создание дочерних компаний и т.д.

Также к моделям пятого поколения относят «циклическую модель инноваций» ("the cyclic innovation model"). Она была разработана профессором Гуусом Беркхоутом (Guus Berkhout) в 90-е гг. и опубликована в 2000 г. [2]. Эта модель показывает, что успешное выведение на рынок нового продукта или услуги является нелинейным процессом, включающим в себя множество циклических междисциплинарных взаимодействий между участниками процесса. Циклическая модель согласовывает модель «технологического толчка» с моделью «вытягивания спросом». Представленная на рис. 3 циклическая модель инноваций описывает инновационный процесс как замкнутый цикл изменений научных знаний, технологических и технических возможностей, промышленного дизайна и производства, а также как цикл изменений на рынках.

Ин фраструктура технических знаний

Модель «технологического толчка»

... _ Промышленность

Ин фраструктура

социальных

знаний

Инженерный ' , цикл

V

. Создание ( продукта/ услуги

Маркетинговый цикл

У У

' Сфера услуг

Модель «вытягивания спросом»

Рис. 3. Циклическая модель Беркхоута [2]

Модель представляет собой замкнутый цикл, включающий в себя четыре узла изменений, объединенных четырьмя взаимодействующими циклами. Совместно они представляют основу сложного, пересекающего границы

традиционных компаний инновационного процесса, соответствующего современной модели открытых инноваций.

В цикле технических знаний взаимодействие происходит в процессе создания и развития новых технологий, что требует новых знаний в различных областях науки: механике, физике, химии, биологии, информатике. Технологические исследования - междисциплинарная деятельность.

Процессы взаимодействия инженерного цикла связаны с созданием нового продукта, что требует от различных технологических областей разработки методов и инструментов для создания нового дизайна и способов производства. Технологический и инженерный циклы объединяет необходимость в проведении исследований в области технологий.

Маркетинговый цикл - развитие новых рынков, что требует от продуктов удовлетворения потребностей общества. В настоящее время продукты все больше сопровождаются дополнительными услугами, а создаваемые технологически сложные продукты требуют все больше дополнительных услуг, поэтому инновации все чаще представляют собой комбинацию «продукт-услуга». Создание продукта объединяет маркетинговый и инженерный циклы.

Поскольку инновационный процесс представлен замкнутым циклом, то нельзя сказать, что стоит в начале, а что в конце процесса - наука или рынок. Инновационный процесс может начаться в любом месте в любое время. Изменения, происходящие в одном узле, влекут за собой изменения во всем цикле.

Анализ инновационных моделей показал, что они в процессе развития значительно усложнились. Это связано с тем, что инновационный процесс многогранен и трудно поддается описанию. В этих моделях четко прослеживается ключевое значение маркетинга, что отвечает вызовам современного рынка, позволяет сохранять скорость разработки новых продуктов, требуемую в текущих условиях.

Список литературы

1. Rothwell, R. Towards the fifth-generation innovation process / R. Rothwell // International Marketing Review. - 1994. - V. 11. - № 1. - Р. 7-31.

2. Berkhout, G. New ways of innovation: an application of the cyclic innovation model to the mobile telecom industry / G. Berkhout, P. Van Der Duin // International journal of tecnology management. - 2007. - V. 40, № 4. - Р. 294-309.

3. Чесбо, Г. Открытые инновации / Г. Чесбо. - М. : Поколение, 2007. - 336 с.

Геращенко Марина Михайловна аспирант,

кафедра маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Gerashchenko Marina Mikhaylovna postgraduate student, department of marketing, commerce and service, Penza State University

УДК 339.138 Геращенко, М. М.

Анализ инновационных моделей пятого поколения / М. М. Геращенко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). -С. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.