Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14
УДК 316.346.
региональной системы управления социальной сферой
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
И.Э. НЙДУТКИНД
Изложена определенная позиция по формированию инноваций в управлении социальной сферой региона, которая по своей природе является весьма сложным образованием, призванным выполнять значительное количество функций в различных отраслях жизни регионального сообщества. Обосновывается тезис о том, что наибольшее количество проблем возникает при проведении крупных, радикальных нововведений в социальной сфере, которые требуют тщательной подготовки и создания определенных условий, позволяющих системе управления социальной сферой региона справиться с ними.
Ключевые слова: социальная сфера, инновация, инновационная политика, регион, инновационная восприимчивость, инфраструктура, управление.
Система управления социальной сферой региона, в процессе своего функционирования - реализации региональной социальной политики, подвержена большому количеству внешних воздействий, таких как государственная политика, региональная политика, законодательная база, наличие средств финансирования, инновационный потенциал региона, отношение населения.
Система управления социальной сферой региона, по своей природе является весьма сложным образованием, призванным выполнять значительное количество функций в различных отраслях жизни регионального сообщества. Динамичность регионального сообщества объективно ориентирована на нововведения, что предопределяет проведение инновационных проектов в сфере управления. Для реализации инновационных проектов в сфере управления социальной сферой требуется использование аналитических методов и разработка стратегии управления изменениями. Причем, как показывает опыт практической деятельности, требуется вести работу и со сторонниками и противниками инноваций. От степени новизны, глубины и масштабов преобразований инновации зависит уровень сопротивления изменениям, степень сложности, неопределенности и риска при проведении преобразований в социальной сфере региона.
Наибольшее количество проблем и трудностей возникает при проведении крупных, радикальных нововведений, которые требуют тщательной подготовки и создания определенных условий, позволяющих системе управления справиться с ними. Чем радикальнее и масштабнее преобразования, тем сильнее сопротивление, выше риск, сложность и неопределенность результатов и последствий изменений.
Если рассматривать инновации в государственной и региональной политике управления в рамках традиционной схемы - спроса и предложения, когда они являются реакцией на сдвиги во внешней среде, то можно выделить Во-первых, это новые потребности, появление которых создает мощный стимул для процесса обновления и нововведений в самых различных областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому так важно определить и изучить эти потребности, особенно если они только начинают проявляться. Во-вторых, это новые продукты, включая товары и услуги, призванные удовлетворить существующие потребности, а также новые методы и технологии деятельности.
Целесообразно отметить, что определение направленности нововведений в отрасли управления социальной сферой региона не представляется сбалансированным по принципу равномерного распределения. Особенностью является то, что традиционная схема в процессе управления социальной сферой реализуется далеко не всегда, поскольку спрос населения на социальное обеспечение удовлетворяется далеко не всегда. В связи с чем, и актуализируется задача разработки инновационных подходов управления данной сферой.
482330483048483023534848894848233223
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14
Приведем общую модель, позволяющую, на наш взгляд, наиболее верно оценить всю совокупность факторов, влияющих на готовность отдельных структурных подразделений системы управления социальной сферой к инновациям, и назовем основные этапы анализа инновационной восприимчивости региона. Основными элементами анализа инноваций можем считать силы изменения: внутренние, внешние, наличие факторов сопротивления и торможения, состояние инновационного климата в регионе, организационную структуру управления инновациями, а также сам процесс развития инноваций.
Среди направлений внедрения инноваций, доминирующими можно, на наш взгляд, назвать: повышение доходов населения; повышение качества социального обслуживания населения (что, по сути, является основными задачами органов управления социальной сферой региона); устранение недостатков в текущей работе системы управления социальной сферой (что в целом свидетельствует о наличии таковых и должно быть изучено с использованием корреляционных методов обработки конкретных данных).
Особого внимания требует проработка вопроса о способности руководителей различных уровней успешно проводить изменения, что является важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при подготовке и внедрении инновации в сфере управления. Указанная способность руководителей должна быть основана на двух личностнопрофессиональных качествах: развитости аналитических способностей и развитости управленческих навыков. Наличие указанных профессиональных компетенций необходимо для разработки стратегии и определения целей, с учетом характера и запросов внешней среды, каковой является социальная сфера региона. Помимо этого большое значение имеет тот факт, что организационные изменения обычно растянуты на длительный период и их успешная реализация связана с умением планировать, мотивировать и контролировать работу сотрудников.
Вопросы формирования оптимальной мотивационной схемы для работников системы управления социальной сферой региона рационально исследовать в ходе организации и проведения исследований, в том числе и социологических. Оптимальная мотивационная схема для работников системы управления социальной сферой региона может быть рассмотрена и как возможный вариант преодоления сопротивления сотрудников инновационным изменениям.
Среди факторов, влияющих на повышение эффективности деятельности работников системы управления социальной сферой региона в целом, могут быть выделены: повышение статуса региональной/муниципальной службы, предоставление большего объема полномочий, существенное повышение заработной платы, создание эффективной системы повышения квалификации, сотрудничество с исследовательскими центрами, занимающимися социальными проблемами, совершенствование федеральной и региональной нормативно-правовой базы в области управления социальной сферой.
Доминирующими факторами, влияющими на повышение эффективности деятельности работников системы управления социальной сферой региона, вполне могут быть определены совершенствование федеральной и региональной нормативноправовой базы в области управления социальной сферой и повышение статуса региональной и муниципальной службы. Значимо развитие взаимодействия органов управления социальной сферой региона с научно-исследовательскими центрами, институтами и структурными подразделениями высших учебных заведений, занимающихся изучением проблем социальной сферы.
Проводя анализ состояния и восприимчивости системы управления социальной сферой региона к инновациям, необходимо обратиться к рассмотрению оценки наиболее остро стоящих проблем по степени их значимости. Среди проблем могут быть выделены: слабое взаимодействие структурных подразделений при решении задач системы управления социальной сферой региона; недостаточное финансирование; отсутствие поддержки со стороны населения.
Анализ функционирования системы управления социальной сферой региона должен включать показатели информационной обеспеченности управленческой деятельности, соответственно, будет возникать потребность подробного описания модели организации информационной подсистемы управления социальной сферой региона. В процессе выявления особенностей организации информационной подсистемы рацио-
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14
нально провести эту оценку с учетом таких показателей как: уровень общей информированности сотрудников; частота использования отраслевой информации в процессе работы; достаточность объёма получаемой информации; приоритетность видов информационных потоков; техническая оснащенность структурных подразделений системы управления социальной сферой региона. В этом отношении информированность как оценочная категория совмещает уровень профессиональных знаний, установки и представления о личностно значимых элементах социальной сферы региона, что представляется значимым, поскольку информированность является прямым следствием интенсификации информационных процессов, ускорением развития человеческого потенциала. Важным элементом характеристики степени информированности сотрудников органов управления социальной сферой региона является определение уровня информированности о деятельности органов управления по решению проблем социального пространства.
Данные показатели важны, например, в связи с вопросом повышения уровня достоверности информации, что также играет существенную роль в дальнейшем построении инновационной информационной базы. Для оценки приоритетности видов информационных потоков, используемых в процессе управления, в ходе исследования необходимо выявить наиболее востребованные виды информационных носителей, используемых в работе органов управления социальной сферой региона.
Таким образом, представляется, что различным явлениям общественной жизни региона, наряду с количественной определенностью присуща качественная определенность, которые неразрывно связаны между собой, что определяет необходимость применения качественно новых методов организации информационно-аналитического обеспечения системы управления социальной сферой региона, в частности, например, такой инновационно ориентированной деятельности, которую можно проводить на основе создаваемого социального паспорта населения региона. Правомерным является предположение о возможности внедрения инновационных проектов в рамках системы управления социальной сферой региона, ориентированных на использование технического (компьютерного) потенциала подсистем входящих в нее организаций.
Приведенный синергетический подход анализа инновационной восприимчивости региона, позволяет, на наш взгляд, наиболее логично представить совокупность факторов, влияющих на готовность отдельных структурных подразделений системы управления социальной сферой к инновациям, и в самом общем виде представить вопрос о возможности оценки инновационной восприимчивости региона.
ANALYSIS OF INNOVATIVE REGIONAL CONTROL SYSTEM IN SOCIAL SPHERE
Belgorod State University e-mail:
I.E. NADUTKINA
In this article the certain position on the formation of innovation in the management of regional social sphere is stated. This sphere is a very complex formation which should be able to perform a significant number of functions in different branches of regional society life. The proof of the point of several problems in this sphere is also given here. These problems appear in organization of big radical innovations in social sphere. They require special training skills and creation of specified conditions that allow the regional control system of social sphere to cope with these problems.
Key words: social sphere, innovation, innovative policy, region, innovative susceptibility, infrastructure, management.