Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
1
УДК 001.895:330.342
08.00.00 Экономические науки
АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ МАКРОСРЕДЫ АПК РОССИИ
Воротников Игорь Леонидович д.э.н., профессор SPIN-код: 2187-7277 e-mail: ilvorotnikov@bk. ru
Котельникова Екатерина Андреевна к. э. н.
SPIN-код: 2531-9724 e-mail: [email protected]
Третьяк Лариса Анатолиевна к.э.н., доцент SPIN-код: 2560-5758 e-mail: [email protected]
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова,
Россия, 410012, Саратов, Театральная пл.,1.
В статье рассматриваются ключевые проблемы формирования и развития инновационной макросреды агропромышленного комплекса Российской Федерации через призму государственного регулирования экономикой, в частности актуальную нормативно-правовую базу и программно-целевые документы федерального уровня. Т акже представлен опыт нормотворческой деятельности в инновационной среде стран Европы, США, а также международных организаций . Выдвигаемая гипотеза заключается в том, что степень проработанности нормативно-правовой и программно-целевой базы оказывает непосредственное влияние на процесс формирования инновационной макросреды АПК России. Цель написания статьи - выявление ключевых проблем низких темпов роста инновационной активности в АПК Российской Федерации.
Для этого проведен терминологический и ретроспективный анализ инновационной макросреды АПК России с применением общенаучных и специфических методов изучения экономических процессов. Исследованы и проанализированы приоритетные направления его развития в соответствии с программными документами. Выявлены упущения законотворческих инициатив в инновационной сфере АПК. Как вариант дальнейшего совершенствования нормативно-правового и программно-целевого обеспечения инновационной макросреды России предложено и обосновано создание соответствующей базы развития органического земледелия
Ключевые слова: АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ, ИННОВАЦИИ, ИННО-
UDC 001.895:330.342 Economical sciences
ANALYSIS OF EXTERNAL INNOVATION ENVIRONMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA
Vorotnikov Igor Leonidovich
Doctor of Economical Sciences, professor
SPIN-code: 2187-7277
e-mail: ilvorotnikov@bk. ru
Kotelnikova Ekaterina Andreevna Candidate of Economic Sciences SPIN-code: 2531-9724 e-mail: [email protected]
Tretyak Larisa Anatolievna
Candidate of Economic Sciences, associate professor
SPIN-code: 2560-5758
e-mail: [email protected]
Vavilov Saratov State Agricultural University,
1 Teatralnaya Sq., Saratov, 410012, Russia
The article discusses the main problems of formation and development of innovative macro-environment of Russian agribusiness taking into consideration state regulation of the economy, in particular the relevant rules and regulations and federal program-oriented documents. It is also presented the experience of legislation in Europe, the USA, as well as international organizations. The point is that the degree of elaboration of the legal and program-oriented database has a direct impact on the process of formation of innovative macro-environment in Russian agriculture.
The purpose of the article is to identify the main problems of little dynamic potential of innovative activity in the agricultural sector of the Russian Federation. In order to do it, it was conducted terminological and retrospective analysis of innovative macroenvironment of Russian agriculture using general scientific and specific methods for the study of economic processes. Its development priorities in accordance with the policy documents are investigated and analyzed. Omissions of legislative initiatives in the innovation field of agriculture are identified. Organization of an appropriate basis for the development of organic farming is proposed and grounded as one of the variants of improvement of rules and regulations and program-oriented security of Russia
Keywords: RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX, INNOVATIONS, INNOVATIVE MACRO-
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
2
ВАЦИОННАЯ МАКРОСРЕДА, ПРАВОВОЕ И ENVIRONMENT, REGULATIONS OF INNOVA-
ПРОГРАММНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВА- TIVE ACTIVITY ЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в итоге оказывается нежизнеспособным. Современные темпы и качество развития мировой экономической системы ведут к изменению структуры и содержания конкуренции на международном рынке. Для поддержания имиджа экономически развитой страны недостаточно «эксплуатировать» имеющиеся природные ресурсы и сформированный в XX веке производственный потенциал, необходимо наращивать возможности инновационного развития государства в целом и отдельных отраслей национального хозяйства в частности. Масштаб трансформации экономики на основе инноваций прямо пропорционально зависит от инновационной активности государства, частного бизнеса, научного сообщества и общественных институтов. Переход российской экономики на инновационный путь требует от всех хозяйствующих субъектов, в том числе и предприятий АПК, четкого понимания сущности происходящих изменений и осознания своей роли в трансформации хозяйственных отношений. В связи с этим весьма актуальной становится проблема исследования внешней инновационной макросреды агропромышленного комплекса России и сравнения с опытом зарубежных стран с целью ее дальнейшего совершенствования.
Нормативно-правовая база государства выступает движущей силой, «драйвером» деловой активности всех институтов общества. Степень ее проработанности, прозрачность, четкость и однозначность интерпретации правовых норм непосредственно влияют на качество хозяйственных процессов субъектов экономики. Поэтому страны Европы и США уже не одно
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
3
десятилетие совершенствуют законодательные нормы инновационной деятельности [5, 6, 9, 10]. Наиболее проработано правовое обеспечение инновационной деятельности в США. Начиная с 80-ых годов прошлого века, законодательные органы власти тщательно прорабатывают вопросы активного внедрения инноваций как самого перспективного направления развития экономики:
- Закон 1980 года «О процедурах патентования в университетах и малом бизнесе» изменил существовавшую до того момента систему патентования в США. Он позволил университетам и предприятиям малого (венчурного) бизнеса самостоятельно патентовать результаты научноисследовательской деятельности, полученные в рамках выполнения НИОКР за счет федеральных ассигнований;
- Закон Бай-Доула 1980 года открыл большие возможности по коммерциализации инноваций участникам инновационного процесса. Он передал право собственности на изобретения, полученные в рамках выполнения НИОКР за счет федеральных ассигнований, представителям малого бизнеса, некоммерческим структурам и университетам. Те, в свою очередь, принимают на себя обязательства по предоставлению правительству США безотзывные, безвозмездные лицензии;
- Закон 1980 года «О технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера» передал полномочия Министерству торговли США по использованию технологических инноваций для государственных и коммерческих целей, что позволило обеспечить надежные кооперативные связи между государственными, общественными институтами и коммерческими структурами;
- Закон 1982 года «О развитии инноваций в малом бизнесе», в соответствии с ним Федеральные агентства должны осуществлять ассигнования предприятиям малого бизнеса на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ в форме грантов.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
4
Во Франции принято несколько законов об инновациях и инновационной деятельности: от 23 декабря 1985 г. № 85-1376 и от 12 июля 1999 г. № 99 -587. Согласно им инновационная деятельность признается общенациональной приоритетной задачей, государство выделяет ассигнования и создает рабочие места ученым, занимающимся фундаментальными исследованиями, поддерживает продвижение инноваций на рынок. Также действует ряд программ поддержки и поощрения изобретателей и новаторов: инновационная деятельность позволяет сократить налоговую базу на 3040%, действует система страхования инновационных рисков, держателям патента на изобретение предоставляется гарантия по погашению судебных издержек за счет государства в случае незаконного использования изобретения третьими лицами.
Страны-лидеры инновационного процесса придерживаются формулировки термина «инновация», отраженного в международных стандартах учета и анализа инноваций. В настоящее время действует несколько международных стандартов, обязательных к исполнению государствами-членами международных организаций. ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры - в 1978 г. на 20-ой сессии Г енеральной конференции в г. Париже утвердила рекомендацию «О стандартизации международной статистики в области науки и техники», чем положила начало разработке системы статистического наблюдения за научно-исследовательской работой. В дальнейшем вопросами статистического учета стали заниматься ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития и Евростат - Статистическое бюро европейских сообществ.
Интерпретации термина «инновация» представлены в таблице 1.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
5
Таблица 1 -Формулировка термина «инновация» в международных
стандартах учета и анализа инноваций [11]
Дата и место разработки документа Наименование документа Организация- разработчик Определение «инновация»
1963 г, г. Фраскати, Италия Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок «Руководство Фраскати» ОЭСР Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам
1992 г., г. Осло, Норвегия Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям «Руководство Осло» ОЭСР, Евростат Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга, или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях
«Руководство Фраскати» под дефиницией «инновация» подразуме-
вает продукт (товар, работу, услугу, подход), который обладает определенной новизной и внедряется на рынок или в деятельность общественных институтов. «Руководство Осло» делает упор на введение в употребление нового продукта или метода.
В настоящее время в Российской Федерации создана нормативноправовая база, четко регламентирующая составные элементы системы инновационной экономики, в том числе и основные термины.
В соответствие с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года в основе инновационного типа развития лежат целенаправленный поиск, подготовка создания и реализации наукоемких нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, уровень удовлетворения потребностей общества и его членов,
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
6
обеспечить улучшение жизнедеятельности общества, включая высокую степень социальной защищенности личности. Инновационный тип развития, ориентируемый, прежде всего, на постоянное наращивание мощи науки, высоких технологий и компьютеризации, становится доминирующей линией в развитии современной цивилизации. Сохранение природной среды и подъем жизненного уровня населения, повышение общей производительности экономики, создание новых отраслей производства, сферы услуг, улучшение качества обслуживания и рост конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, сокращение торгового и товарного дефицита должны стать следствием формирования и развития инновационной экономики [9].
Федеральный закон РФ «О науке и государственной научнотехнической политике» трактует термин «Инновация» как «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [12]. То есть, инновация должна обладать одним из следующих признаков:
1. новый продукт (товар, услуга), используемый в хозяйственной деятельности,
2. значительно улучшенный продукт (товар, услуга),
3. новый процесс,
4. значительно улучшенный процесс,
5. новый метод продаж,
6. новый организационный метод в деловой практике,
7. новый метод в организации рабочих мест,
8. новый организационный метод во внешних связях.
Термин «инновация» конкретизируется с помощью критериев оценки инновационной и высокотехнологичной продукции (работы, услуги) по отраслям и сферам деятельности, разработанных и закрепленных в прика-
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
7
зах Министерств Российской Федерации. Так, Министерство промышленности и торговли РФ в соответствии с Приказом № 1618 от 1.11. 2012 г. [7] в перечень инновационной продукции включило товары, работы и услуги, которые соответствуют одному или нескольким критериям, представленным в таблице 2.
Таблица 2 - Перечень критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и интерпретация для АПК России
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции Пример внедрения инноваций в АПК России
Потребительские свойства товара (в том числе функциональные характеристики) являются новыми или превосходят свойства (характеристики) ранее производимых товаров. Выведение новых пород сельскохозяйственных животных с заданными характеристиками (скороспелостью для мясных пород, выносливостью к экстремальным климатическим условиям, повышенной продуктивностью) позволяет включать животных данных пород в число инновационных товаров рынка сельскохозяйственной продукции.
При производстве товара используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Использование в растениеводстве стимуляторов роста сельскохозяйственных культур как результата научно-исследовательских работ способствовало существенному повышению иммунитета и урожайности растений.
Потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами,... повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, позволяющий расширить область его использования. Хлебобулочные изделия, произведенные с добавлением гречишной, кукурузной или нутовой муки, относятся к продуктам функционального назначения, имеют улучшенные потребительские свойства в сравнении с традиционной выпечкой, изготовленной на основе пшеничной муки, обладают более высокой пищевой и биологической ценностью.
При производстве товара используются только новое или модернизированное технологическое оборудование, технологические процессы или технологии, ранее не применяемые при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющие улучшить технико-экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара. Появление технологии капельного орошения растениеводческих культур защищенного и открытого грунта позволило значительно увеличить урожайность культур, сократить затраты живого труда, способствовало росту конкурентоспособности предприятий, использующих подобные технологии.
При выполнении работы и оказании услуги используются впервые внедренные результаты научноисследовательских, опытно- Создание биогазовых установок позволило вырабатывать газ из отходов сельского хозяйства и пищевой промышленности и использовать его для промышленных и бытовых нужд.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
8
конструкторских и технологических работ, которые ранее не использовались при выполнении аналогичных работ и оказании аналогичных услуг.
Выполнение работы и оказание услуги связано с изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования или программного обеспечения, новых технологий. Покупка и внедрение на предприятиях такого инновационного продукта как программное обеспечение «1С: Предприятие» позволили оптимизировать работу всех структурных подразделений: бухгалтерии, кадровой службы, производственных подразделений, складов и пр.
Работа выполняется и оказывается услуга в области, в которой ранее аналогичная работа и услуга не применялись. Агротуризм и промышленные экскурсии в 80ые годы XX века стали инновацией в сфере туризма, принесшей существенные доходы туристическим фирмам в США, Японии, Европейских странах.
Работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказы- К числу инновационных услуг подобного вида можно отнести информацию, получаемую с по-
вавшейся. мощью искусственных спутников Земли. Она используется во многих отраслях национальных хозяйств, в том числе и в агробизнесе для мониторинга природно-климатических условий.
При использовании результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране. Технология производства новых фармакологических препаратов, созданных для использования в медицине и ветеринарии, обязательно должна быть запатентована, а препараты относятся к инновационной продукции.
При использовании новых научнотехнических, конструктивных или (и) технологических решений. Совершенствование сельскохозяйственной техники (компьютеризация, автоматизация, роботизация) за счет новых технических и конструктивных решений позволило осуществлять ряд операций при минимальном вмешательстве человека.
Начиная с 2012 года, в целях гармонизации статистического наблюдения с международными стандартами были утверждены, а позже несколько раз скорректированы, формы статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере научной и инновационной деятельности с рекомендациями по их заполнению [8]. Форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» включает характеристики видов инноваций, учитываемых в статистической отчетности организаций РФ, которые показаны на рисунке 1.
В инновационной экономике агропромышленного комплекса России
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
9
помимо определенных достижений существует целый ряд нерешенных проблем. За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Г осударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. В 2006-2011 годах среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили
4,4 %, пищевых продуктов- 4,1%. По сравнению с предыдущим периодом (2000-2005 гг) валовой сбор зерна вырос на 8 %, подсолнечника - на 40 %, сахарной свеклы - на 46 %, прирост производства скота и птицы в 2010 году к 2006 году достиг 30%, в том числе мяса свиней- 35,6 % и мяса птицы- 69,9% [3].
Рисунок 1 -Виды инноваций, подлежащие статистическому учету в России согласно форме № 4 - Инновация
Последствия мирового финансового кризиса, засушливый 2010
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
10
год, в результате чего пострадало сельское хозяйство 43 субъектов Российской Федерации, располагающих шестьюдесятью процентами посевных площадей страны, существенно отразились на инновационном климате АПК, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта продовольственных товаров.
Основные проблемы развития инновационной экономики АПК России показаны в таблице 3.
Таблица 3 - Основные проблемы развития инновационной экономики АПК России и причины, приведшие к ним [1, 2, 4, 11]
Основные проблемы инновационной экономики АПК России Причины, приведшие к замедлению развития инновационной экономики АПК России
Техникотехнологическое отставание АПК России от инновационноориентированных стран мира недостаточный уровнь доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации
стагнация машиностроения сельского хозяйства и пищевой промышленности России
высокий моральный и физический износ технологического оборудования
недостаток производственных мощностей по некоторым видам производства и переработки сырья
Ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку несовершенство инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции и возрастающей
неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики продовольственной продукции
ограниченный доступ и высокие входные «барьеры» при реализации продукции через торговые сети
ориентация торговых сетей и переработчиков сельскохозяйственного сырья на зарубежных поставщиков
Отток трудоспособных квалифицированных кадров из сельских территорий медленные темпы социального развития села
ухудшение социально-демографической ситуации
отсутствие работы или минимально необходимого материального возмещения за труд
Низкий уровень конкурентоспособности российских производителей пищевой продукции агрессивная протекционистская политика западных стан по защите собственных товаропроизводителей и отсутствие адекватных мер со стороны России
недостаточное соблюдение экологических требований в сельскохозяйственных и промышленных зонах предприятий
отсутствие жесткого контроля со стороны надзирающих органов
Для планомерного решения перечисленных проблем была разрабо-
тана и утверждена в 2012 году Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной про-
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
11
дукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Она предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса [3]. В программе выделяется 2 уровня приоритетов. Приоритеты развития АПК России первого уровня показаны на рисунке 2.
Ко второму уровню приоритетов относят следующие направления: развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство; экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия; наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка; минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны.
К сожалению, некоторые проблемы АПК не нашли отражения в законотворческих инновационных инициативах РФ. Так, развитие органического земледелия в настоящее время является актуальной мировой тенденцией, залогом конкурентоспособности аграрного бизнеса на мировых рынках на долгосрочную перспективу. Сельхозтоваропроизводители могли бы воспользоваться растущим спросом на экологически чистую продукцию. Определенная часть потребителей (и российских, и зарубежных) готова оплачивать продукцию на 15% дороже при условии соблюдения всех требований и норм к производству и хранению органического продовольствия. Россия располагает огромными земельными ресурсами, пригодными для ведения экологически чистого аграрного производства, однако, не спешит предпринимать какие-либо активные действия в этом вопросе.
Особенность перехода к инновационному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
12
Производство
мяса
*-------------'
Повышение доходов с ел ьх оз то в ар опр оиз водителей
Пр ОИЗ В ОД С ТВ о молока
Создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе
рациональных
норм
потребления пищевых пр оду кто в для мал о о б еспеч енн ых слоев населения
t--------------N
Введение в оборот
неиспол ьзу емой пашни и других категорий с ел ь скох озяйс тв енных угодий
ч______________>
'---------------■>
Развитие I -итегр агц юнных связей в
а гр опр омы ш л ен ном компчексе Ч_______________4
* '
Развитие
ПрОДУКТОБЫХ
подкомпчексов
* '
Формирование гцэ оду кто вых кластеров
Обеспечение формирования I шно в ационно го а гр опр омы ш л ен но го компчекса
Рисунок 2 - Первый уровень приоритетов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
13
В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Литература
1. Воротников И. Л., Дудникова Е.Б., Третьяк Л. А. Проблемы формирования инновационно-ориентированных кадров на селе // Економiчний часопис-ХХ1, № 1-2 (1), 2015
2. Глебов И.П., Гурьянова Л.С., Дудникова Е.Б. Мониторинг социальнотрудовой сферы села саратовской области //Аграрный научный журнал, 2008, № 1, с. 75-78
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля2012 г. N 717) // Консультант-плюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.consultant.ru
4. Кузнецов Н.И., Воротников И.Л., Петров К.А. Совершенствование кадрового обеспечения агробизнеса на основе создания инновационных структур и взаимодействия с базовыми предприятиями АПК (на примере Саратовской области) //Аграрный научный журнал, 2013, № 6, с. 82-86
5. Котельникова Е. А. Экономика и управление инновационной деятельностью в агропромышленном комплексе [Текст] / И.Л. Воротников, К. А. Петров, Е. А. Котельникова/ Саратов : ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ". - 2014 г. -180 с.
6. Котельникова Е.А. Инновационная агроэкономика. Учебно-метод. пособие [Текст] / И. Л. Воротников, Н. В. Дьяконова, Е. А. Котельникова/ Саратов : ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ". - 2009 г. - 150 с.
7. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ № 1618 от 1.11. 2012 г. «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск, № 6035, 20.03.2013г.
8. Приказ Федеральной службы государственной статистики РФ от 24 сентября
2014 г. № 580 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий»//Консультант-плюс [Электронный ресурс].-Режим доступа:
www.consultant.ru
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Консультант-плюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.consultant.ru
10. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 N 467-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инно-
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
14
вационная экономика"» // Консультант-плюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.consultant.ru
11. Третьяк, Л. А. Проектирование инноваций в агробизнесе: научное издание /Л. А. Третьяк. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - 200 с.
12. Федеральный Закон Российской Федерации № 127- ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // Консультант-плюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.consultant.ru
References
1. 1. Vorotnikov I.L., Dudnikova E.B., Tret'jak L.A. Problemy formirovanija inno-vacionno-orientirovannyh kadrov na sele // Ekonomichnij chasopis-HHI, № 1-2 (1), 2015
2. 2. Glebov I.P., Gur'janova L.S., Dudnikova E.B. Monitoring social'no-trudovoj sfery sela saratovskoj oblasti //Agrarnyj nauchnyj zhurnal, 2008, № 1, s. 75-78
3. 3. Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na2013-2020 gody (Post-anovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot14 ijulja2012 g. N 717) // Kon-sul'tant-pljus [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: www.consultant.ru
4. 4. Kuznecov N.I., Vorotnikov I.L., Petrov K.A. Sovershenstvovanie kadrovo-go obespechenija agrobiznesa na osnove sozdanija innovacionnyh struktur i vzaimodej-stvija s bazovymi predprijatijami APK (na primere Saratovskoj oblasti) //Agrarnyj nauchnyj zhurnal, 2013, № 6, s. 82-86
5. 5. Kotel'nikova E.A. Jekonomika i upravlenie innovacionnoj dejatel'nost'ju v ag-ropromyshlennom komplekse [Tekst] / I.L. Vorotnikov, K. A. Petrov, E. A. Ko-tel'nikova/ Saratov : FGBOU VPO "Saratovskij GAU". - 2014 g. -180 s.
6. 6. Kotel'nikova E.A. Innovacionnaja agrojekonomika. Uchebno-metod. posobie [Tekst] / I.L. Vorotnikov, N.V. D'jakonova, E. A. Kotel'nikova/ Saratov : FGBOU VPO "Saratovskij GAU". - 2009 g. - 150 s.
7. 7. Prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF № 1618 ot 1.11. 2012 g. «Ob utverzhdenii kriteriev otnesenija tovarov, rabot i uslug k innovacionnoj pro-dukcii i (ili) vysokotehnologichnoj produkcii po otrasljam, otnosjashhimsja k ustanov-lennoj sfere deja-tel'nosti Ministerstva promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta -Federal'nyj vypusk, № 6035, 20.03.2013g.
8. 8. Prikaz Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki RF ot 24 sentjabrja 2014 g. № 580 «Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentarija dlja organizacii fe-deral'nogo statisticheskogo nabljudenija za chislennost'ju, uslovijami i oplatoj truda rabotnikov, dejatel'nost'ju v sfere obrazovanija, nauki, innovacij i informacionnyh tehnologij»//Konsul'tant-pljus [Jelektronnyj resurs].-Rezhim dostupa: www.consultant.ru
9. 9. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 08.08.2009) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Fede-racii na period do 2020 goda // Konsul'tant-pljus [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dos-tupa: www.consultant.ru
10. 10. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2013 N 467-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika"» // Konsul'tant-pljus [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: www.consultant.ru
11. 11. Tret'jak, L.A. Proektirovanie innovacij v agrobiznese: nauchnoe izdanie /L.A. Tret'jak. - Saratov: Izdatel'stvo «Saratovskij istochnik», 2013. - 200 s.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
15
12. 12. Federal'nyj Zakon Rossijskoj Federacii № 127- FZ ot 23.08.1996 g. «O
nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike» // Konsul'tant-pljus [Jelek-tronnyj resurs].- Rezhim dostupa: www.consultant.ru
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/02.pdf