Научная статья на тему 'Анализ информационного сопровождения референдума о независимости Шотландии 2014 года с точки зрения теории «Окна Овертона»'

Анализ информационного сопровождения референдума о независимости Шотландии 2014 года с точки зрения теории «Окна Овертона» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
681
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОТЛАНДИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / РЕФЕРЕНДУМ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ОКНО ОВЕРТОНА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ / SCOTLAND / UNITED KINGDOM / REFERENDUM / INDEPENDENCE / TECHNOLOGY THE OVERTON WINDOW / PUBLIC OPINION / FORECAST / WINDOW OF OPPORTUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васина Е. В.

Данная статья посвящена событиям, связанным с информационным сопровождением референдума о независимости Шотландии в 2014 году. Усиление и развитие идеи о независимости Шотландии в современном обществе Великобритании рассматриваются с помощью теории убеждения «Окно Овертона». В рамках данной работы подтверждается, что гипотеза об использовании ТО для анализа событий, связанных с референдумом о независимости в сентябре 2014 г. целесообразна и позволяет концептуально объяснить механизмы зарождения и осуществления подобных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the events associated with the referendum on independence, which occur at the present time in Scotland. The development of this idea, and society''s attitude towards it dealt with it through the theory of persuasion the Overton Window. In this work confirms the hypothesis that the use of LLP to analyze the events related to the referendum on independence in September 2014 is appropriate and allows fundamental approach to the study of such processes. This article is devoted to the events associated with the referendum on independence, which occur at the present time in Scotland. The development of this idea, and society''s attitude towards it dealt with it through the theory of persuasion the Overton Window. In this work confirms the hypothesis that the use of LLP to analyze the events related to the referendum on independence in September 2014 is appropriate and allows fundamental approach to the study of such processes.

Текст научной работы на тему «Анализ информационного сопровождения референдума о независимости Шотландии 2014 года с точки зрения теории «Окна Овертона»»

190

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

УДК 132.019.51:323.1731(410.5)

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА О НЕЗАВИСИМОСТИ ШОТЛАНДИИ 2014 ГОДА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ «ОКНА ОВЕРТОНА»

Е.В. ВАСИНА

Нижегородский

государственный

университет

им. Н.И. Лобачевского

Данная статья посвящена событиям, связанным с информационным сопровождением референдума о независимости Шотландии в 2014 году. Усиление и развитие идеи о независимости Шотландии в современном обществе Великобритании рассматриваются с помощью теории убеждения «Окно Овертона». В рамках данной работы подтверждается, что гипотеза об использовании ТОО для анализа событий, связанных с референдумом о независимости в сентябре 2014 г. целесообразна и позволяет концептуально объяснить механизмы зарождения и осуществления подобных явлений.

e-mail: Ksa.vasina@gmail.com

Ключевые слова: Шотландия, Великобритания, референдум, независимость, технология Окно Овертона, общественное мнение, прогнозирование, Окно возможностей.

Введение

В 1970-х гг. в Северном море были обнаружены новые месторождения нефти, чем и воспользовалась Шотландия для того, чтобы получить больше самостоятельности, а впоследствии и вовсе заявить о желании стать независимым государством.

Рассматриваемые нами события являются одним из самых актуальных вопросов в Великобритании на данный момент. Как и сторонники, так и противники отделения Шотландии, пытаясь найти своих единомышленников, повышают интерес населения к данной проблеме и убеждают его принять определенную точку зрения. Именно такую ситуацию отражает технология Окно Овертона1. Что касается ее эффективности, она была успешно применена к проблеме принятия обществом однополых браков. Несколько десятков лет назад все открыто презирали нетрадиционные семьи, а теперь многие европейский страны пропагандируют данную идею и даже позволяют однополым родителям усыновлять детей. Иными словами, новые моральные установки начинают прочно укрепляться в современном обществе, которое в скором времени полностью примет идею гомосексуализма. Пройдя через все этапы ТОО, она почти достигла цели - полного принятия новой установки, что и позволяет говорить об эффективности теории.

Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что идея о независимости Шотландии пройдет через схожие этапы, так как обе идеи пропагандируются с целью их безусловного приятия, о чем и говорит ТОО. Мы также полагаем, что с ее помощью мы сможем детально рассмотреть события, связанные с появлением и развитием идеи о независимости Шотландии.

Содержащийся в данной статье анализ событий, происходивших в Шотландии непосредственно перед референдумом о независимости в ходе этого референдума позволяет охарактеризовать изменения общественного мнения, которое, как мы предполагаем, соответствует описанным в ТОО этапам.

1. Содержание технологии Окно Овертона

В своей теории Джозеф Овертон, старший вице-президент центра общественной политики, описал, как идеи, кажущиеся неприемлемыми, становятся широко обсуждаемыми, а, впоследствии, общепринятыми и законодательно закрепленными.

Согласно ТОО, для каждой идеи существует т.н. «Окно возможностей», в пределах которого происходит изменение отношения людей к той или иной проблеме. Окно возможностей двигается, изменяя моральные и правовые нормы. От «немыслимого» и «запретного» идея переходит в стадию «актуальная», она принимается массовым сознанием и закрепляется в законах. Эта технология последовательно воздействует на сознание человека, изменяя его моральные установки.

Как и любой процесс, ТОО проходит в несколько этапов, на каждом из которых *

Далее ТОО.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

191

происходят те или иные изменения в отношении людей к проблеме, ранее не принимаемой обществом. Выделяется пять этапов.

На первом этапе соответствующая тема не приемлема, о ней не принято говорить

ни в СМИ, ни в дружеской компании. Главная задача - перевести ее из области «немыслимого» в область «радикального», что и является первым движением Окна Овертона.

Рис. Поэтапная схема изменения характеристик нововведенной идеи

Ученые на этом этапе активно участвуют в пропаганде идеи. Пересматриваются позиции. Далее начинается всплеск активности в массах, характеризующийся появлением радикальных обществ. В СМИ активно публикуются мнения и комментарии различных ученых и членов неоднозначных обществ. Таким образом, неприемлемая тема введена в оборот, многие запреты исчезают.

Следующий этап обозначает переход данной темы от «радикального» к «возможному»2. Не интересующихся данным вопросом считают плохими собеседниками. Продолжают цитироваться видные ученые. Более того, на этом этапе происходит создание эвфемизма3. Чтобы легализовать изначально не принимаемую обществом идею, нужно изменить ее название, отрывая ее суть от реального содержания. С течением времени название меняется, предшествующие считаются оскорбительными, тем самым скрывается истинная сторона проблемы. Происходит так же создание прецедента, он широко представляется обществу, но его подлинность не подтверждается. Однако необходимо, чтобы он был легитимированным, иначе это не будет доказательством того, что данная идея в принципе может существовать в рамках закона.

Третий этап предоставляет уже легитимированному прецеденту возможность двигать Окно Овертона дальше, от «возможного» в область «рационального» (см. рис. 1). Обществу демонстрируется искусственная борьба за проблему, что характеризуется появлением радикальных сторонников и противников. Борьба, как и раньше, освещается СМИ, которые стараются выставить противников этой новой идеи в негативном свете. При таком соотношении сил ее сторонники остаются в рамках разумного, их позиция кажется осмысленной. Ученые и журналисты доказывают в рамках этого этапа, что эта идея не нова, в ней нет ничего неприемлемого. Более того, подчеркивается, что в истории были подобные случаи.

Четвертый этап предполагает поддержку идеи современными широко известными и авторитетными медиа-персонами. Таким образом, она массово проникает во всевозможные СМИ. Существует и такой приём популяризации данной идеи: политики, журналисты, теле-, радиоведущие активно обсуждают эту тему, опираясь на свое видение проблемы. Но после появления уважаемого специалиста, который опровергает ранее известную информацию, задается иной вектор мышления - изменяются границы Окна. Кроме того, СМИ выражают поддержку сторонникам, оправдывает их, создает положительный образ вопреки тому, что они общественностью воспринимаются негативно.

На пятом завершающем этапе обсуждение этой идеи достигает своего максимума. Ее переводят из категории «популярное» в сферу актуальной политики, что и было изначальной целью4. В СМИ публикуются социологические опросы, подтверждающие тот

2 См. рис. 1.

3 Эвфемизм (греч.) - воздержание от неподобающих слов, смягчённое выражение.

4 См. рис. 1.

192

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

факт, что большинство населения поддерживает новую идею. Политики многократно высказываются на эту тему. Начинается законодательное закрепление. На этом этапе общество уже подчинилось. Безусловно, осталась небольшая часть населения, которая будет продолжать доказывать невозможность принятия этой идеи, но их меньше и их действия расцениваются как незаконные. В законодательную базу вносится ряд поправок, моральные нормы кардинально меняются.

Таким образом, описанная Овертоном технология возможна в обществе, где понятия добра и зла не имеют четких границ. Она может иметь огромное влияние на человеческое сознание, постепенно изменяя его моральные нормы, психологические установки, с ее помощью появляются новые идеалы, новая идеология, которая бессознательно принимается общественностью.

2. Поэтапная характеристика событий перед референдумом в Шотландии в рамках Окна Овертона

Первый этап, 1970-е гг. — 2007 г.

Первый этап характеризуется введением новой идеи в общественное сознание, в данном случае, это - независимость Шотландии от Великобритании. Данный тезис стоял в предвыборной программе Шотландский Национальной Партии5 в 1970-х гг., что, в первую очередь, связанно с обнаружением новых месторождений нефти в Северном море. Стоит так же отметить, что исторически с самого начала существования Шотландии вопрос о ее вхождении в состав Великобритании стоял остро. Иными словами, мы предполагаем, что сепаратистские идеи уже существовали в общественном сознании, но долгое время не получали развития. Начавшаяся пропаганда ставила своей целью лишь повторное привлечение внимания к ней только в ином ключе, предполагающем радикальные изменения, ведь сепаратистские настроения в шотландском обществе существуют долгое время, что делает неправомерным определять идею о независимости как новую для данного общества.

Как уже было сказано, в связи с обнаружением новых месторождений нефти в Северном море, ШНП выдвинула предвыборный лозунг «It's Scotland's oil»6, что спровоцировало новую волну сепаратизма. Как следствие, в 1979 г., был проведен референдум о деволюции7, целью которого было создании самостоятельного законодательного органа в Шотландии. После неудовлетворительных результатов, взгляды шотландских политиков, поддерживающих расширение полномочий в рамках Соединенного Королевства, разделились: часть продолжала выступать за полную независимость, другие - за частичный суверенитет.

В сентябре того же года состоялся второй референдум о деволюции. 44,8% от общего количества избирателей поддержали идею о создании Шотландского парламента, первой главой которого стал Дональд Дьюар8, победивший на выборах в Парламент в 1997 г.

Из всего выше сказанного, мы можем говорить о наличии, как сторонников, так и противников этой идеи, что коррелирует с первым этапом ТОО. Окно возможностей начинает движение, представляя идею о независимости в определенном аспекте для широких слоев общества. На этом первый этап, главной целью которого было введение в общественное сознание ранее не обсуждаемой в данном ключе идеи, а именно - отделение Шотландии от Великобритании, можно считать завершенным.

Второй этап, май 2007 г. — май 2012 г.

Идею продолжают развивать, всё более активно обсуждая ее. Дискуссии о независимости Шотландии теперь только приветствуются. В СМИ публикуется множество статей на эту тему, они подтверждаются высказываниями видных политиков.

Чтобы создать поле для обсуждения, необходимы как сторонники, так и противники этой идеи. Именно такое противостояние повышает интерес к этой проблеме, привлекает все больше последователей определенных взглядов.

5 Далее ШНП.

6 «Это шотландская нефть» (англ.).

7 Деволюция (англ. devolution) - передача (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий органам власти административно-территориальных единиц.

8 Дональд Дьюар (англ. Donald Dewar) — шотландский политический деятель, представитель Шотландии в лейбористской партии в парламенте Великобритании.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

193

Следующим шагом ТОО является изменение названия идеи, с целью оторвать суть проблемы от ее реального содержания. Но в данном случае неуместно утверждать о создании эвфемизма. Единственное изменение состоит в различии требований и их формулировке: первоначально выражалось желание о расширении полномочий для Парламента Шотландии, а уже после было объявлено о необходимости проведения референдума о независимости.

Говоря о легитимированном прецеденте, нужно обратиться к истории. Шотландия впервые обрела независимость в 1314 г. в битве при Беннокберне и оставалась таковой до 1707 г. Обращая внимание на этот факт, утверждалось, что Шотландия может существовать отдельно от Великобритании. Правительство Шотландии в лице Алекса Салмонда9 выразило готовность предпринимать меры по восстановлению независимости, акцентируя внимание на данном историческом факте.

Третий этап, май 2012 г. — 2013 г.

Идея легитимирована, то есть такое положение вещей уже переходит из разряда «возможного» к «рациональному» (см. рис. 1). Освещаемая СМИ борьба сторонников и противников идеи все больше привлекает интерес публики, которая больше поддерживает сторонников, так как пропаганда «за» выглядит более эффективной.

Как было сказано раннее, необходимы радикальные общества «за» и «против», активно пропагандирующие свои идеи, для наиболее явного противостояния. Такими обществами мы вправе назвать кампании «Да Шотландии!» и «Лучше вместе», начавшиеся 25 мая и 25 июня 2012 г. соответственно.

Кампания в поддержку референдума о независимости «Да Шотландии!» была организована Алексом Салмондом, главой ШНП, и исполнительным директором - Блэром Дженкинсом10 11. За 500 дней до референдума - 5 мая 2013 г., была развернута кампания «Yes Scotland 500 Club», целью которой был поиск и поддержка сторонников отделения Шотландии. Несмотря на их относительно невысокий процент, ШПН и участники кампании были настроены весьма решительно и полностью уверены в своей победе. Они всячески пытались заинтересовать массы в политической жизни страны и, кроме того, настраивали их на определенный вектор мышления, то есть, заставляя думать о Шотландии как о независимом государстве еще до самого референдума, оказывая значительное влияние на общественное сознание.

Противники независимости Шотландии во главе с Блэром МакДугаллом11 организовали в июне 2012 г. кампанию «Лучше вместе». Основная идея, которая проходит через всю кампанию, - это важность принятия данного решения вместе, потому что оно коснется каждого из британцев. Они делали акцент на тот факт, отделится ли Шотландии от Великобритании или нет, будет иметь огромный резонанс, так как в случае получения Шотландией независимости, вся политическая жизнь Британии в корне изменится. Жители Соединенного Королевства должны думать о будущем их страны и подрастающем поколении, ведь именно им придется жить в государстве, чью судьбу они выбирают сейчас.

Подводя итог, можно говорить о том, что кампания «за» пытается навязать свое мнение, критикуя сторону противника, выставляя его позицию в невыгодном свете, что соотносится с третьим этапом ТОО. Те, кто высказывается в поддержку референдума, считает свою позицию единственно верной и осмысленной, пытаясь навязать такое же мнение другим людям.

Более того, на данном этапе, происходит еще одно движение Окна Овертона, описанное в самой теории как пятый этап, - это законодательное закрепление идеи о независимости. Однако если брать во внимание хронологическую последовательность событий, то данное явление будет принадлежать третьему этапу.

Законность идеи о независимости Шотландии определяется соглашением о проведении референдума, подписанным 15 октября 2012 г. между Англией в лице Дэвида

9 Александр Салмонд (англ. Alexander Salmond) — шотландский политик, первый министр Шотландии, лидер Шотландской национальной партии.

10 Блэр Дженкинс (анг. Blair Jenkins) - исполнительный директор кампании «Да Шотландии!», бывший директор радиовещания на STV и глава новостей и текущих событий на SNV и BBC Scotland.

11 Блэр МакДугалл (англ. Blair McDougall) - специальный советник Лейбористской партии Великобритании при правительстве Тони Блэра и Гордона Брауна, национальный директор Движения Лейбористской партии, главный директор «Лучше вместе».

194

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

Кэмерона12 и Шотландией в лице Николы Стреджен13. Оно состоит из 30 пунктов, которые содержат основную информацию о референдуме. Стоит отметить, что впервые в истории британского избирательного права в референдуме могли участвовать лица, достигшие 16-17-летнего возраста. Хотя они составляют лишь 2,5% от всего населения, националисты делали ставку именно на молодежь.

Развернув активную борьбу за и против идеи, подписав официальный документ, сторонники идеи привлекли ещё больше внимания на свою сторону. Окно Овертона продолжило двигаться в направлении принятия идеи о независимости. Третий этап завершился.

Четвертый этап, 2013 г. — настоящее время

Итак, третий этап закончился созданием поля для обсуждения идеи о независимости, в которое со временем включается всё больше людей, поддерживающих или отрицающих эту идею. Поэтому СМИ, а в особенности сайты кампаний «Да Шотландии!» и «Лучше вместе», публиковали мнения и высказывания обычных людей, данные опросов и т.д., подтверждая все больший интерес населения к этому вопросу.

Однако результаты проведенных социологических опросов показывали незначительную разницу в количестве голосов сторонников и противников отделения. Тем не менее были надежды, что наступит пятый завершающий этап, соответственно, по его окончанию идея независимости Шотландии станет полностью общепринятой.

На практике всё оказалось иначе: шотландцы проголосовали против независимости. Но референдум, скорее всего, не является окончательным этапом в движении Окна возможностей. Воздействие на сознание людей с целью принятия идеи о независимости продолжается. По мнению сторонников независимости Шотландии пятый этап впереди.

ANALYSIS OF INFORMATION SUPPORT OF THE REFERENDUM ON THE SCOTTISH INDEPENDENCE IN 2014 FROM THE POINT OF VIEW OF THE THEORY OF «THE OVERTON WINDOW»

E.V. VASINA

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

e-mail: lisa.vasina@gmail.com

This article is devoted to the events associated with the referendum on independence, which occur at the present time in Scotland. The development of this idea, and society's attitude towards it dealt with it through the theory of persuasion the Overton Window. In this work confirms the hypothesis that the use of LLP to analyze the events related to the referendum on independence in September 2014 is appropriate and allows fundamental approach to the study of such processes.

Key words: Scotland, the United Kingdom, a referendum, independence, technology the Overton Window, public opinion, forecast, Window of Opportunity.

12 Дэвид Кэмерон (англ. David Cameron) — британский политик, лидер Консервативной партии, действующий премьер-министр Соединённого Королевства.

13 Никола Стерджен - замглавы правительства Шотландии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.