Научная статья на тему 'Анализ индийской певческой культуры с позиции «Невыразимого»'

Анализ индийской певческой культуры с позиции «Невыразимого» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
406
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕВЧЕСКИЙ ЗВУК / "НЕВЫРАЗИМОЕ" / ХРОНОТОП / ТЕХНЭ / РАГА / ГХАРАНА / "НАДА" / MUSIC / VOCAL CULTURE / VOCAL SOUND / CHRONOTOPOS / TECHNE / RAGA / "NADA"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гордеева Т. Ю.

Данная статья продолжает исследования, связанные с изучением певческих культур в аспекте «невыразимого». В ней анализируется исток «невыразимого», способы его «удержания» в звуковом материале (певческом голосе) и вопросы «технэ» певческой культуры Индии. По-видимому, истоком «невыразимого» в индийской певческой традиции является взаимосвязь человека с космическим звучанием «нада», рага представляет собой способ его «удержания», а «технэ» состоит в обретении певцом способности ощутить в себе вибрации опорного тона, который резонирует с вибрациями самого Космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the traditional Indian singing culture from the standpoint of “inexpressible”

The meaning of the concept of “inexpressible” varies according to the different cultural contexts and conditions that are peculiar to the individual. For example, in the emotional-spiritual sense, the “inexpressible” these are the feelings that it is impossible to describe or put into words, intellectually “inexpressible” a set of ideal images of abstract thought, which can not be reflected in the matter, in spiritual terms -“inexpressible” it is the vastness of the Spirit (the Absolute, Space), which has infinite degrees of freedom, and it is impossible to comprehend. All these guises “inexpressible” confront the problem of man’s material and ideal essence and time-space limitations. Despite the fact that the “inexpressible” has neither ideal nor material nor temporal and spatial limits of any human existence as a time-space creature, prompts him to seek the same limits in various guises “inexpressible”. The excitement of the game with this unattainable, during which the “inexpressible” open and eludes, driven by creative principle in man, and is the basis of culture and all the arts. This article continues the investigations related to the study of singing culture in terms of “inexpressible” and confirming the hypothesis of the development of singing culture as the search for such sound, which exposes to the infinity of “inexpressible” as its core competency. This article analyzes the source of the “inexpressible”, a way to “hold” and on “techne” singing culture of India. Apparently, the source of the “unspeakable” in Indian singing tradition is the relationship of man with the cosmic sound, “nada” raga is a way of its “hold” and “techne” consists in finding a singer the ability to “hear” in itself, to feel the vibration of the reference tone that resonates with the vibrations of the Cosmos and to transfer the music to listeners of the Cosmos.

Текст научной работы на тему «Анализ индийской певческой культуры с позиции «Невыразимого»»

УДК 1/14 +78.01

Т.Ю.Гордеева

АНАЛИЗ ТРАДИЦИЙ ИНДИЙСКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОЗИЦИЙ «НЕВЫРАЗИМОГО».

Данная статья продолжает исследования, связанные с изучением певческих культур в аспекте «невыразимого». В ней анализируется исток «невыразимого», способы его «удержания» в звуковом материале (певческом голосе) и вопросы «технэ» певческой культуры Индии. По-видимому, истоком «невыразимого» в индийской певческой традиции является взаимосвязь человека с космическим звучанием «нада», рага представляет собой способ его «удержания», а «технэ» состоит в обретении певцом способности ощутить в себе вибрации опорного тона, который резонирует с вибрациями самого Космоса.

Ключевые слова: музыка, певческая культура, певческий звук, «невыразимое», хронотоп, технэ, рага, гхарана, «нада».

TJu.Gordeeva. ANALYSIS OF THE TRADITIONAL INDIAN SINGING CULTUREFROM THE STANDPOINT OF "INEXPRESSIBLE".

The meaning of the concept of "inexpressible" varies according to the different cultural contexts and conditions that are peculiar to the individual. For example, in the emotional-spiritual sense, the "inexpressible" - these are the feelings that it is impossible to describe or put into words, intellectually - "inexpressible" - a set of ideal images of abstract thought, which can not be reflected in the matter, in spiritual terms -"inexpressible" - it is the vastness of the Spirit (the Absolute, Space), which has infinite degrees of freedom, and it is impossible to comprehend. All these guises "inexpressible" confront the problem of man's material and ideal essence and time-space limitations. Despite the fact that the "inexpressible" has neither ideal nor material nor temporal and spatial limits of any human existence as a time-space creature, prompts him to seek the same limits in various guises "inexpressible". The excitement of the game with this unattainable, during which the "inexpressible" open and eludes, driven by creative principle in man, and is the basis of culture and all the arts.

This article continues the investigations related to the study of singing culture in terms of "inexpressible" and confirming the hypothesis of the development of singing culture as the search for such sound, which exposes to the infinity of "inexpressible" as its core competency.

This article analyzes the source of the "inexpressible", a way to "hold" and on "techne" singing culture of India. Apparently, the source of the "unspeakable" in Indian singing tradition is the relationship of man with the cosmic sound, "nada" raga is a way of its "hold" and "techne" consists in finding a singer the ability to "hear" in itself, to feel the vibration of the reference tone that resonates with the vibrations of the Cosmos and to transfer the music to listeners of the Cosmos.

Key words: music, vocal culture, vocal sound, chronotopos, techne, raga, "nada".

Смысл понятия «невыразимое» меняется в зависимости от различных культурных контекстов и состояний, которые свойственны индивиду. Так, например, в эмоционально-душевном смысле «невыразимое» - это те чувства, которые невозможно описать или выразить словами; в интеллектуальном отношении «невыразимое» - это множество идеальных образов абстрактного мышления, которые невозможно отразить в материи; в духовном плане «невыразимое» - это необъятность Духа (Абсолюта, Космоса), который обладает бесконечными степенями свободы, и его невозможно постичь. Все эти облики «невыразимого» ставят перед человеком проблему его материально-идеальной сущности и пространственно-временной ограниченности. Несмотря на то, что «невыразимое» не имеет ни идеальных, ни материальных, ни временных и ни пространственных пределов существование человека как пространственно-временного существа, побуждает его к поискам таких же пределов в различных ипостасях «невыразимого». Азарт игры с этой недостижимостью, в ходе которой «невыразимое» открывается и ускользает, движет творческим началом в человеке и лежит в основе культуры и всех видов искусства.

Ближе всего к проблеме «невыразимого» стоит музыка. Неслучайно О.Хаксли писал, что «после тишины самым точным в выражении «невыразимого» является музыка». Видимо, выявление новых обликов данного феномена является неосознанным стремлением музыкально-звуковых культур мира. Процесс раскрытия «невыразимого» определяет эволюцию культур, их расцвет, ведет к развитию музыкальных традиций и возникновению исполнительских школ, а наряду с этим может содержать и тенденции угасания «невыразимого». Вершинной точкой данного процесса является момент фокусирования такого звука-звучания, которое способно, стянув в одну точку временную составляющую звука и. образно выражаясь, «остановив время», беспредельно раздвинуть пространственные границы человеческого бытия .

Данная статья продолжает исследования, связанные с изучением певческих культур в аспекте «невыразимого»1, и подтверждении гипотезы о цели развития певческой культуры как поиске такого звучания, которое бы обнажало беспредельность «невыразимого» как его основного качества.

Статья посвящена анализу истока «невыразимого», способам его «удержания» в звуковом материале (певческом голосе) и вопросам «технэ» певческой культуры Индии. По-видимому, истоком «невыразимого» в индийской певческой традиции является взаимосвязь человека с космическим звучанием «нада»2, рага3 представляет собой способ его «удержания», а «технэ» состоит в обретении певцом способности «услышать» в себе, ощутить вибрации опорного тона, который резонирует с вибрациями самого Космоса, и передать эту музыку Космоса слушателям.

Индийская музыкальная культура представляет собой уникальную духовную систему, особая роль в которой принадлежит певческому искусству. Ему посвящены работы индийских исследователей (Менона Р., Хана Х.И., Дева Б.Ч. и др.), а также зарубежных и отечественных ученых. Хан Х.И. отмечает: «индусы древних времен говорили, что три искусства создают музыку: пение есть первое искусство, исполнительское искусство второе, а танец - третье. Индусы открыли...., что самым коротким путем достижения духовных высот является пение»[6, с.45]. В работе Гороховика Е.М. «Рага - универсальный принцип мышления в музыкальной культуре Индии» отмечается, как важнейший параметр индийского «архетипа звучания» господство вокального звучания. Автор пишет, что способ голосовой экспрессии наиболее естественно осуществляет связь с Универсумом, что характерно для данной культурной системы. Подробно анализируя эстетику североиндийскойгхараны4 Черкасова И.Л. также отмечает в индийской музыкальной традиции приоритет «многовековой культуры глубоко самобытного вокального исполнительства». Несмотря на то, что традиция выделять в музыкально-звуковой культуре Индии вокальное начало закрепилось в результате многих исследований, в данный момент существуют и другие взгляды. Исследователь восточных музыкальных культур (пианистка, исполнитель на национальных инструментах) Васильченко Е.В. в своих работах оспаривает это сложившееся мнение, приводя убедительную систему доказательств неразделимости вокальной и инструментальной музыки Индии, отсутствие приоритета какой-либо из них.

Таким образом, тема изучения индийской вокальной культуры не теряет своей актуальности и ее интересно рассмотреть в заданном ракурсе нашей работы, то есть, с точки зрения феномена «невыразимого».

В работе «Музыкальный звук как феномен культуры» [3] было выяснено, что звук (в частности, певческий звук) представляет собой феномен двойственной природы: идеально-материальный. С одной стороны, его можно представить как звуковую расположенность (М.Хайдеггер), то есть реальное звучание, воспринимаемое органом слуха, а с другой стороны, как интенциональный феномен (Э.Гуссерль), представляющий собой поток интенций, направленный в минус-звучание, то есть ауру «неслышимого», которой окружено звучание.

Исследуем певческий звук индийской вокальной культуры с этих позиций.

Как звуковая расположенность певческий звук индийской традиции предстает чрезвычайно многоликим. Эта многоликость обусловлена наличием только в Северной Индии около пятнадцати разнообразных вокальных школ - гхаран, которые культивируют свой особый принцип звукоизвлечения и манеру вокального интонирования. Секреты каждой из гхаран свято хранятся и передаются только представителям данного рода (членам семьи). «Гхаран была олицетворением высокой классической традиции, которую создавала семья наследственных певцов-солистов (калават), пишет Черкасова И.Л., - школы имели уходящую вглубь веков родословную именитых музыкантов - коренных жителей Индии. Потому школы эти были носителями исконного почвенного потенциала национальной культуры»[7]. Замкнутость каждой школы, субъективные ощущения ее создателей, влияние характера окружающей среды, в которой зарождался певческий звук данной гхараны, объясняет пестроту голосовых звучаний индийской традиции. Так, звуковая расположенность певческого звука Гвалиорской школы характеризуется открытым гортанным пением сильного мужского голоса и безупречной

1 «Невыразимое» в данном контексте понимается как комплекс недопроявленных хронотоповжесто-пластического мышления (См. работы Синцова Е.В.)

2Нада - (санскр.) «звук»

3Рага - музыкальный лад

4Гхарана- потомственная исполнительская школа пения

чистотой интонации. Певческий звук другой североиндийскойгхараны в Агре представлен суровостью певческой манеры, носовым, сиплым тембром, использованием слоговой рецитации, что продолжает традиции исполнителей дхрупада, стоявших у истоков этой гхараны. Напротив, звуковая расположенность певческого звука Джайпурскойгхараны представляет собой естественное, свободное, раскрепощенное звучание голоса, с ограниченным употреблением мелизматики. Несмотря на разницу в тембральной окрашенности важной качественной чертой вокального звука каждой из гхаран является правильность звучания.

Последнее положение нуждается в особом внимании, так как именно через понимание его смысла можно выявить разницу жесто-пластических истоков звукотворчества европейского певца бельканто и индийских исполнителей.

Так, у мастеров бельканто мысленное представление высотного расположения звука в звукопространстве предшествует реальному звучанию голоса и задает звуку точность интонации. До начала пения исполнитель уже осуществляет воображаемый посыл звука в заданную звуковысотную точку через пластику центростремительного жеста. Верное попадание в тон свидетельствует о свободе вибрирующих связок певца и обеспечивает единичному звуку способность мгновенно порождать вокруг основного тона богатое обертоновое пространство. Рукоподобный жест мысле-пластического мышления выявляется в архетипах этой музыкальной традиции [3] и согласно жесто-пластической теории лежит в основе европейского музыкального искусства и культуры.

При рассмотрении исполнения индийской раги прослеживается иной подход к отысканию правильного звука. Васильченко Е.В. отмечает, что в южно-азиатской культурной системе существует «равнение» на некий идеальный, правильный звук», под которым понимается тот, что вводит существо певца в резонанс со звучанием Космоса («нада»). Об этом же пишет Хан Х.И.: «Если слушать певца, исполнителя индийской музыки, то первое, что он делает, это настраивает свою тампуру, чтобы она давала один аккорд; пока он настраивает свою тампуру, он настраивает свою собственную душу, и это имеет такое влияние на слушателей, что они могут его терпеливо ждать значительное время. Когда он находит себя настроенным на свой инструмент, этот аккорд, его душа, ум и тело кажутся единым с инструментом. Человек с чувствительным сердцем, даже иностранец, почувствует, как он поет под этот аккорд, как он настраивает свой дух под этот аккорд. И с этого времени певец становится сконцентрированным; с этого времени он настроил себя на всех присутствующих. Он не только настроил инструмент, он почувствовал нужду всех душ в аудитории. Потому что все это есть ответ на потребности душ, сидящих здесь. Он не составляет программу заранее; он не знает, что будет петь дальше, но каждый раз он вдохновлен исполнять определенную песнь или сыграть определенный лад. Он становится инструментом всей космической системы, открытым для всего вдохновения, единым с аудиторией, настроенным на аккорд тамбуры5, и это есть не только музыка, но духовное чудо, которое он дарит людям»[6, с.40]. Андгуладзе Н.Д. приводит пример отыскания индийским певцом некоего «центра Бинду» (центра своего существа) до начала пения. В отличие от певца бельканто, который, по выражению Гарсиа М. неким «точным ударом голосовой щели» мгновенно рождает верное звучание тона, индийский исполнитель какое-то время определяется в выборе правильной точки звучания. По свидетельству Менона Р., отмечает Васильченко Е.В., под правильным в индийской культуре понимается «оживший» в результате многодневных, неустанных внутренних постижений звук, который дает о себе знать пульсирующим ощущениями на глубоко интуитивном уровне. Подобная технология звукотворчества наглядно иллюстрирует выражение Курта Э. о том, что «звук трепещет в нас прежде, чем зазвучать». Васильченко Е.В, описывая долгие часы совместного музицирования с индийскими музыкантами, братьями Дагарами, вспоминает, «как постепенно рождались интонации их пения от свары к сваре, как подолгу интонировали они каждый тон, как бы завоевывая каждую следующую высотную зону. При этом удивительным образом менялось ... ощущение окружающего пространства: с определенного момента стены маленькой комнаты раздвигались до космической бесконечности, становилось легко и свободно дышать, а тело ощущало сладость свободного полета. Звуковая ментальность индийского музыканта ... настроена как бы «вглубь» тонового естества - т.е. в результате ментальных и чисто физических манипуляций со сварой он способен как угодно манипулировать с пространством - то сворачивая его до микрокосма тоновой зоны, то

5Тампура - индийский музыкальный инструмент, дающий постоянный, общий тон для солирующих инструментов

отпуская в полет космических далей»[1, c.173]. Таким образом, индийский певец щлифует свое исполнительское мастерство, чтобы достигнуть такого звучания голоса, которое бы обнажало беспредельность «невыразимого». Исследуя каждую свару, как «зону тона» на более тонком слуховом уровне, через перебор звучаний в градациях шрути, певец, образно выражаясь, «пробует на вкус» каждое едва уловимое слухом звуко-пространственное расположение тона. Таким образом, можно предположить, что, в основе индийской певческой традиции лежит ротоподобныймысле-жест двигательной активности человека.

Сделать вывод об интенциональнойсоставляющей певческого звука индийской традиции (так называемой, внутренней форме звука) можно на примере сравнения двух различных типов мышления - европейского и южноазиатского. Принцип рацио, положенный в основу мышления европейца, предполагает хорошо развитое абстрактно-логическое мышление музыканта, которое рождает внутренний образ звука в связи с мысленно представляемым идеальным звучанием, характеризующимся точной интонацией, чистотой тембра, полной палитрой обертонов, наличием в них верхней и нижней формант, и далее порождает реальный звук сообразно этим мысленным представлениям. Смысл творческой игры предполагает в данном случае сокращение «зазора» между мысленно воображаемым образом звука и его реальной расположенностью. Мысленно воображаемый образ звука, или, иными словами, его внутренняя форма является в данной певческой традиции тем «невыразимым», к наиболее полному выражению которого стремится западно-европейская школа бельканто.

В основе звукового мышления индийца лежит представление ослышимой и неслышимой сторонах звучания, где неслышимая часть представляет собой звук Космоса, именуемый «нада». «В период дравидо-арийского синтеза (2-1 тыс. до н.э.) набирающий силу индуизм объясняет первые этапы творения Вселенной недоступным человеческому слуху космическим звуком «нада», который подразделялся на две ипостаси: «воспроизведенный» («проявленный») -«ахатанада» и «невоспроизведенный» («непроявленный) - «анахатанада» (лишенный физических характеристик некий идеальный звук как символ единства и гармонии Мироздания)»[1,с.161].Если в традиции бельканто интенции внутренней формы содержат пространственно-временные представления об идеальном звучании человеческого голоса, то у индийской гхараны эта интенциональная составляющая певческого звука сосредоточена на идеальном звучании Космоса - «нада».В южно-азиатской традиции принцип глубокого чувственного ощущения звука, рожденного в человеческом теле, как акта единения с Мирозданием порождает творческую игру - между воображаемым ментальным6 звуковым образом Мироздания («нада») и рождающимся ощущением вокального звука как некой его звуковой голограммы.

Важной особенностью индийской певческой культуры является живучесть её традиции, насчитывающей несколько тысячелетий. «Технэ» профессионального исполнителя, целиком базирующееся на пробуждении чувства одухотворенности и передаче этого духовного состояния от личности учителя к ученику, способствует сохранению притягательности традиции для современников. Черкасова пишет, что в Индии укоренился «самобытный ритуал посвящения (вступления) в клан музыкантов, во время которого исполняется синар дар сына («от сердца к сердцу»). Это специальноемузыкальное подношение символизирует сокровенныйсмысл передачи традиции, в процессе которого учитель транслирует ученику свое внутреннее «я»[7].

Таким образом, анализируя вокальный звук индийской певческой культуры в аспекте его двойственной природы, то есть как «расположенность» и «интенциональность», можно прийти к следующим выводам о «невыразимом». Истоком «невыразимого» в индийской певческой традиции является ментальный звуковой образ Вселенной («нада»). Способом его удержания предстает рага, а «технэ» состоит в способности певца «услышать» в себе, ощутить вибрации начального (опорного) тона, который резонирует с вибрациями Космоса. Добавим также, что, вероятно, тип мыслежеста, лежащий в основе звуковогохронотопа индийской певческой культуры - ротоподобный, а по нашей классификации певческих культур [2,с.183] она относится к певческим культурам, определяемым хронотопом психологических состояний.

Литература

1.Васильченко Е.В. Музыкальные культуры 1. Vasil'chenko E.V. Muzykal'nyekul'turymira:

Kul'turazvuka v tradicionnyhvostochnyhcivilizacijah

6 Ментальность - образ мира, заложенный в сознание индивидов данного общества.

мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия). - М.,2001.-408с.

2.Гордеева Т.Ю. К истокам певческих школ. Вариант классификации// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.2013.№23.С.176-183

3.Гордеева Т.Ю. Музыкальный звук как феномен культуры.- М., 2007.-120с.

4.Гороховик Е.М. Рага - универсальный принцип мышления в музыкальной культуре Индии. [Электронный ресурс].-Режим доступа:http// www.worldmusiccenter.ru/ raga-yi-printsip-myshleniya-muzykalnoi-kulture-indii

5.Синцов Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке. -Казань, 2003.-304с.

6.Хан Х.И. Мистицизм звука.-145c.[Электронный ресурс].-Режим доступа: http//www.e-puzzle.ru

7.Черкасова И.Л. Эстетика гхаран в индийской классической музыкальной традиции. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http//www.sanatanadharma.udm.net/text/rkasova.d oc

(Blizhnij i SrednijVostok, JuzhnajaAzija, Dal'nijVostok, Jugo-VostochnajaAzija). - M.,2001.-408s.

2. GordeevaT.Ju. K istokampevcheskihshkol. Variant klassifikacii//

VestnikKemerovskogogosudarstvennogouniversitetakul'tur yi iskusstv.2013№23.S.176-183

3. GordeevaT.Ju.

Muzykal'nyjzvukkakfenomenkul'tury.- M., 2007.-120s.

4. Gorohovik E.M. Raga -

universal'nyjprincipmyshlenija v muzykal'nojkul'turelndii. [Jelektronnyjresurs].-Rezhim

dostupa:http//www.worldmusiccenter.ru/raga-yi-printsip-myshleniya-muzykalnoi-kulture-indii

5. Sincov E.V. Prirodanevyrazimogo v iskusstveikul'ture: k problemezhesto-plasticheskihosnovanijhudozhestvennogomyshlenija v vizual'nojornamentikeimuzyke. - Kazan', 2003.-304s.

6. Han H.I. Misticizm zvuka.-145c.[Jelektronnyjresurs].-Rezhimdostupa: http//www.e-puzzle.ru

7. Cherkasova I.L. Jestetikagharan v indijskojklassicheskojmuzykal'nojtradicii. [Jelektronnyjresurs].-Rezhimdostupa: http//www.sanatanadharma.udm.net/text/rkasova.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.