ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316.6 ; 159.923
Козлов Владимир Васильевич
доктор психологических наук, профессор
Лазарева Юлия Николаевна
Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова [email protected], [email protected]
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ИНТЕНСИВНЫХ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье анализируются сопоставительные оценки личностных характеристик испытуемых «до» и «после» проведения стандартной программы семидневного тренингового марафона с использованием интенсивных интегративных психотехнологий. База данных включала применение 6 многошкальных методик, более 100 отдельных психодиагностических показателей. Обнаружено, что в итоговой оценке изменений на первое место выходят показатели улучшения внутриличностных характеристик, которые у большинства испытуемых опосредовано (однако, статистически значимо) влияют на межличностные компетенции. Учитывая особенности личности, для закрепления эффекта социально-психологических изменений части испытуемых требуется продолжение тренинговой работы.
Ключевые слова: личностный тренинг, интенсивные интегративные психотехнологии, MMPI, психическое напряжение.
Эффективность интенсивного психологического тренинга как действенного способа развития личности рядом ученых ставится под сомнение по причине недостаточности строгого количественного анализа динамики изменений и оценки самого достигнутого результата.
Нами было проведено комплексное психодиагностическое исследование участников тренинга, проводимого с применением интенсивных интегративных психотехнологий (центр психологического консультирования «Аркаим»).
Психологический тренинг, проводимый нами, длится в течение 7 дней, с постоянным совместным пребыванием группы. Тренинг направлен на самопознание, интеграцию личности, на раскрытие личностного потенциала, расширение границ осознания и позволяет формировать, развивать и совершенствовать психологические знания и навыки, необходимые для адаптации и развития личности в ситуациях жизнедеятельности. В тренинге использовались техники телесно-ориентированной психотерапии, медитативные практики, а также дыхательные практики (холотропное дыхание, «Дыхание-Музыка-Движение» В.В. Козлова и др.). Одной из целей тренинга является и улучшение социально-психологических компетенций личности, усиление адаптационных социальных способностей [3].
Цель исследования - проанализировать личностные изменения (характер и выраженность), зафиксированные у участников тренинга, в начале и в конце тренингового марафона.
Методы исследования. 1. Миннесотский многофакторный личностный опросник - MMPI [4]. В руководстве к методике подчеркивается: «.. .хотя
MMPI не соответствует своему первоначальному предназначению (дифференциальная диагностика клинических групп, которые, как считалось в 30-х годах, являются определенными психиатрическими типами), его можно успешно использовать для описания индивидов (нормальных и больных) на основании их профиля по тесту. Этот новый поведенческо-описательный подход к использованию MMPI в повседневной практике, привел к большой популярности этого инструмента.» [4, с. 5]. Использовались 79 шкал опросника, позволяющих дать развернутую не патологическую характеристику испытуемых; 2. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова [2] 3. Мотивационно-самооценочный опросник В.А. Зобкова [1]; 4. Опросник самоактуализации личности (САМОАЛ) в адаптации Н.Ф. Калиной [5]; и другие, результаты которых не использованы в данной публикации.
В исследовании приняли участие 90 испытуемых, различного возраста и пола, психодиагностическая оценка проводилась «до» и «после» проведения тренинговой программы.
Результаты исследования. Изложение результатов исследования следует начать с анализа наиболее обобщающих характеристик результатов -с их сопоставления - «до» и «после» тренинговых процедур (рис. 1 и рис. 2).
Таким обобщающим показателем является Индекс Организации Системы (ИОС), который впитывается в себя всю массу корреляционных зависимостей всех мультифакторных методик.
При сопоставлении рисунков 1 и 2 мы видим, что исследовательские шкалы MMPI заняли лидирующие места в рейтинге ИОС, в значительной степени оттеснив показатели других методик.
34
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Козлов В.В., Лазарева Ю.Н., 2015
Анализ индивидуально-психологических и социально-психологических изменений...
Рис. 1. Рейтинг весов ведущих показателей, формирующих Индекс Организации Системы, в группе участников тренинга «до» начала его проведения.
Условные обозначения: MMPI-TSC-7 - исследовательская шкала - «напряжение, беспокойство, страхи»; MMPI-D5 - исследовательская шкала - «навязчивые размышления»; MMPI-Са - исследовательская шкала -«проблемность эмоционального и когнитивного контроля»; MMPI-Эер - исследовательская шкала - «склонность к переживанию вины»; MMPI-А - исследовательская шкала - неуверенность в своих способностях»; «тревожность»; MMPI-MAS - исследовательская шкала - «тревожность»; MMPI-TSC-4 - исследовательская шкала - «признаки апатии»)
Второе. Анализ собственно содержания шкал, занявших лидирующие места, обнаруживает выраженное доминирование у испытуемых деструктивных переживаний, которые мы можем охарактеризовать в целом как «демобилизующие» в плане социальной активности, социальной адаптации.
Сразу важно подчеркнуть, что все (без исключения!) показатели «первой семерки» исследовательских шкал по результатам тренинга значимо (максимально статистически достоверно) снизили свои значения (табл. 1).
Третье. В порядке доминирования исследовательских шкал произошли изменения (рис. 1 и 2). Сместив исследовательскую шкалу «напряжение, беспокойство», первое место «после» тренинга заняла шкала, связанная с проблемами контроля за состоянием (когнитивной и эмоциональной сферы). Исследовательская шкала D5 - «навязчивые размышления» покинула «топ 7», наоборот, в нее вошла шкала «оптимизма-пессимизма» (MMPI-MOR).
Рис. 2. Рейтинг весов ведущих показателей, формирующих Индекс Организации Системы, в группе участников тренинга «после» его окончания.
Условные обозначения: MMPI-Са - исследовательская шкала - «проблемность эмоционального и когнитивного контроля» - снижение; MMPI-MAS - исследовательская шкала - «тревожность» - снижение; MMPI-TSC-7 - исследовательская шкала - «напряжение, беспокойство, страхи» - снижение; MMPI-Dер - исследовательская шкала - «склонность к переживанию вины» - снижение; MMPI-А - исследовательская шкала - «неуверенность в своих способностях» - снижение; MMPI-MOR - исследовательская шкала - «пессимизм» - снижение; MMPI-TSC-4 - исследовательская шкала - «признаки апатии» - снижение)
Как мы уже указывали, на этапе начала тренингового марафона довлеющее (системообразующее) преимущество в системе показателей захватывают исследовательские шкалы теста MMPI, общей дезадаптивной направленности. Мы полагаем, что именно с целью получения контроля (и в перспективе - управления) за этими проявлениям наши испытуемые вначале выбирают, а потом включаются в тренинговую работу.
Вместе с тем, наши результаты (табл. 2 и 3) демонстрируют, что эффекты тренинговой работы значительно шире. К примеру, как мы видим из материалов таблицы 2, ко времени окончания тренинга полностью прекращаются (теряются) связи между клинико-психологическими характеристиками и одной из важнейших шкал теста Э. Шо-строма - «принятие ценностей самоактуализации». В другом примере (табл. 3), наоборот мы видим, как усиливаются связи шкал MMPI с показателями Уровня развития коллективистских качеств личности.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
35
ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 1
Анализ различий величин основных показателей, формирующих Индекс Организации Системы (в сырых баллах) «до» и «после» тренинговых занятий (n=90, критерий Манна-Уитни)
Сравниваемые параметры оценки ДО начала тренинга ПОСЛЕ окончания тренинга Уровень значимости различий
MMPI-D5 3,91 2,89 ***
MMPI-A 17,53 12,99 ***
MMPI-MAS 20,64 15,43 ***
MMPI-Ca 15,37 11,71 ***
MMPI-DEP 11,38 8,61 ***
MMPI-MOR 10,39 7,80 ***
MMPI-TSC-4 10,39 7,79 ***
MMPI- TSC-7 15,85 11,82 ***
Примечание: *** - уровень значимости p<0,001.
Таблица 2
Анализ выраженности корреляционных связей Показателя принятие ценностей самоактуализации (тест Э. Шострома) и лидирующих показателей Индекса Организации Системы «до» и «после» тренинговых занятий (n=90, по Пирсону)
Сравниваемые параметры оценки ДО начала тренинга ПОСЛЕ окончания тренинга
MMPI-D5 - -
MMPI-A -0,38** -
MMPI-MAS -0,40** -
MMPI-Ca -0,41** -
MMPI-DEP -0,34* -
MMPI-MOR -0,32* -
MMPI-TSC-4 -0,30* -
MMPI- TSC-7 -0,35* -
Примечания: * - уровень значимости p<0,05; ** - уровень значимости p<0,01.
Таблица 3
Анализ выраженности корреляционных связей Уровня развития деловых коллективистских качеств личности (по В.А. Зобкову) и основных показателей Индекса Организации Системы «до» и «после» тренинговых занятий (n=90, по Пирсону)
Сравниваемые параметры оценки ДО начала тренинга ПОСЛЕ окончания тренинга
MMPI-D5 -0,36* -0,25*
MMPI-A -0,24* -0,28*
MMPI-MAS - -0,33**
MMPI-Ca -0,30* -0,37**
MMPI-DEP - -0,25*
MMPI-MOR - -0 40***
MMPI-TSC-4 -0,27* -0,29*
MMPI- TSC-7 - -0,28*
Примечания: * - уровень значимости p<0,05; ** - уровень значимости p<0,01; *** - уровень значимости p<0,001.
36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Анализ индивидуально-психологических и социально-психологических изменений...
В этом отношении мы можем подчеркнуть три момента. Во-первых, после укрепления самооценки, активность личности закономерно смещается к системе внешних отношений. Во-вторых, на этапе проработки трудностей установления содержательных контактов с окружающими тревожность личности закономерно усиливается. В-третьих, для целого ряда участников даже недельный тренинг оказывается недостаточным при «переработке» социально-психологических проблем и мы встречаемся с ними снова, иногда и не один раз.
Выводы
1. Тренинги в формате семидневного марафона с использованием интенсивных интегративных психотехнологий обеспечивают значительный сдвиг как во внутрипсихическом, так и межличностным плане.
2. Происходят существенные изменения, связанные с повышением организованности системы (ИОС «до» тренинга - 12 409, ИОС «после» тренинга - 13 348), проходит реконструкция системообразующих качеств.
3. В социально-психологическом плане тренинг с использованием интенсивных интегративных психотехнологий позволяет высвободить потенци-
ал компетенций, лежащих в основе эффективного взаимодействия.
4. Участие в тренингах марафонах формирует мотивацию к самосовершенствованию личности, к стремлению участников повторить (развить) опыт личностного роста.
Библиографический список
1. Зобков В.А. Психология отношения человека к жизнедеятельности: теория и практика. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. - 264 с.
2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.
3. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 544 с.
4. Пособие по применению MMPI / сост. А.А. Рукавишников, Н.Г. Рукавишникова, М.В. Соколова; науч. ред. В.И. Чиркова. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2001. - 116 с.
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
37