Научная статья на тему 'Анализ индивидуально-психологических и социально-психологических изменений участников интенсивных психотехнических программ развития личности'

Анализ индивидуально-психологических и социально-психологических изменений участников интенсивных психотехнических программ развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ТРЕНИНГ / ИНТЕНСИВНЫЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / MMPI / ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT COURSE / INTENSIVE INTEGRATIVE PSYCHOLOGY TECHNIQUES / SELF-ACTUALIZATION / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов Владимир Васильевич, Лазарева Юлия Николаевна

В статье анализируются сопоставительные оценки личностных характеристик испытуемых «до» и «после» проведения стандартной программы семидневного тренингового марафона с использованием интенсивных интегративных психотехнологий. База данных включала применение 6 многошкальных методик, более 100 отдельных психодиагностических показателей. Обнаружено, что в итоговой оценке изменений на первое место выходят показатели улучшения внутриличностных характеристик, которые у большинства испытуемых опосредовано (однако, статистически значимо) влияют на межличностные компетенции. Учитывая особенности личности, для закрепления эффекта социально-психологических изменений части испытуемых требуется продолжение тренинговой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлов Владимир Васильевич, Лазарева Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of individual psychological and sociopsychological changes of participants of intensive psychotechnical personal development courses

This article analyses comparative assessments of changes in personality structure of the subjects before and after a standard seven-day training course involving intensive integrative psychology techniques. The assessment database included the results of 6 methods assessed on a multistate bases and over 100 individual psychodiagnostic indicators. It has been found out that at the final evaluation of the changes in personality structure of the subjects, the indicators of the intrapersonal characteristics improvement which take the first place among the majority of the subjects indirectly (although statistically important) and influence the interpersonal competences. In view of the peculiar nature of personality, in order to consolidate the effect of the socio-psychological changes on the part of the participants, further training would be required.

Текст научной работы на тему «Анализ индивидуально-психологических и социально-психологических изменений участников интенсивных психотехнических программ развития личности»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.6 ; 159.923

Козлов Владимир Васильевич

доктор психологических наук, профессор

Лазарева Юлия Николаевна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова [email protected], [email protected]

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ИНТЕНСИВНЫХ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются сопоставительные оценки личностных характеристик испытуемых «до» и «после» проведения стандартной программы семидневного тренингового марафона с использованием интенсивных интегративных психотехнологий. База данных включала применение 6 многошкальных методик, более 100 отдельных психодиагностических показателей. Обнаружено, что в итоговой оценке изменений на первое место выходят показатели улучшения внутриличностных характеристик, которые у большинства испытуемых опосредовано (однако, статистически значимо) влияют на межличностные компетенции. Учитывая особенности личности, для закрепления эффекта социально-психологических изменений части испытуемых требуется продолжение тренинговой работы.

Ключевые слова: личностный тренинг, интенсивные интегративные психотехнологии, MMPI, психическое напряжение.

Эффективность интенсивного психологического тренинга как действенного способа развития личности рядом ученых ставится под сомнение по причине недостаточности строгого количественного анализа динамики изменений и оценки самого достигнутого результата.

Нами было проведено комплексное психодиагностическое исследование участников тренинга, проводимого с применением интенсивных интегративных психотехнологий (центр психологического консультирования «Аркаим»).

Психологический тренинг, проводимый нами, длится в течение 7 дней, с постоянным совместным пребыванием группы. Тренинг направлен на самопознание, интеграцию личности, на раскрытие личностного потенциала, расширение границ осознания и позволяет формировать, развивать и совершенствовать психологические знания и навыки, необходимые для адаптации и развития личности в ситуациях жизнедеятельности. В тренинге использовались техники телесно-ориентированной психотерапии, медитативные практики, а также дыхательные практики (холотропное дыхание, «Дыхание-Музыка-Движение» В.В. Козлова и др.). Одной из целей тренинга является и улучшение социально-психологических компетенций личности, усиление адаптационных социальных способностей [3].

Цель исследования - проанализировать личностные изменения (характер и выраженность), зафиксированные у участников тренинга, в начале и в конце тренингового марафона.

Методы исследования. 1. Миннесотский многофакторный личностный опросник - MMPI [4]. В руководстве к методике подчеркивается: «.. .хотя

MMPI не соответствует своему первоначальному предназначению (дифференциальная диагностика клинических групп, которые, как считалось в 30-х годах, являются определенными психиатрическими типами), его можно успешно использовать для описания индивидов (нормальных и больных) на основании их профиля по тесту. Этот новый поведенческо-описательный подход к использованию MMPI в повседневной практике, привел к большой популярности этого инструмента.» [4, с. 5]. Использовались 79 шкал опросника, позволяющих дать развернутую не патологическую характеристику испытуемых; 2. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова [2] 3. Мотивационно-самооценочный опросник В.А. Зобкова [1]; 4. Опросник самоактуализации личности (САМОАЛ) в адаптации Н.Ф. Калиной [5]; и другие, результаты которых не использованы в данной публикации.

В исследовании приняли участие 90 испытуемых, различного возраста и пола, психодиагностическая оценка проводилась «до» и «после» проведения тренинговой программы.

Результаты исследования. Изложение результатов исследования следует начать с анализа наиболее обобщающих характеристик результатов -с их сопоставления - «до» и «после» тренинговых процедур (рис. 1 и рис. 2).

Таким обобщающим показателем является Индекс Организации Системы (ИОС), который впитывается в себя всю массу корреляционных зависимостей всех мультифакторных методик.

При сопоставлении рисунков 1 и 2 мы видим, что исследовательские шкалы MMPI заняли лидирующие места в рейтинге ИОС, в значительной степени оттеснив показатели других методик.

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Козлов В.В., Лазарева Ю.Н., 2015

Анализ индивидуально-психологических и социально-психологических изменений...

Рис. 1. Рейтинг весов ведущих показателей, формирующих Индекс Организации Системы, в группе участников тренинга «до» начала его проведения.

Условные обозначения: MMPI-TSC-7 - исследовательская шкала - «напряжение, беспокойство, страхи»; MMPI-D5 - исследовательская шкала - «навязчивые размышления»; MMPI-Са - исследовательская шкала -«проблемность эмоционального и когнитивного контроля»; MMPI-Эер - исследовательская шкала - «склонность к переживанию вины»; MMPI-А - исследовательская шкала - неуверенность в своих способностях»; «тревожность»; MMPI-MAS - исследовательская шкала - «тревожность»; MMPI-TSC-4 - исследовательская шкала - «признаки апатии»)

Второе. Анализ собственно содержания шкал, занявших лидирующие места, обнаруживает выраженное доминирование у испытуемых деструктивных переживаний, которые мы можем охарактеризовать в целом как «демобилизующие» в плане социальной активности, социальной адаптации.

Сразу важно подчеркнуть, что все (без исключения!) показатели «первой семерки» исследовательских шкал по результатам тренинга значимо (максимально статистически достоверно) снизили свои значения (табл. 1).

Третье. В порядке доминирования исследовательских шкал произошли изменения (рис. 1 и 2). Сместив исследовательскую шкалу «напряжение, беспокойство», первое место «после» тренинга заняла шкала, связанная с проблемами контроля за состоянием (когнитивной и эмоциональной сферы). Исследовательская шкала D5 - «навязчивые размышления» покинула «топ 7», наоборот, в нее вошла шкала «оптимизма-пессимизма» (MMPI-MOR).

Рис. 2. Рейтинг весов ведущих показателей, формирующих Индекс Организации Системы, в группе участников тренинга «после» его окончания.

Условные обозначения: MMPI-Са - исследовательская шкала - «проблемность эмоционального и когнитивного контроля» - снижение; MMPI-MAS - исследовательская шкала - «тревожность» - снижение; MMPI-TSC-7 - исследовательская шкала - «напряжение, беспокойство, страхи» - снижение; MMPI-Dер - исследовательская шкала - «склонность к переживанию вины» - снижение; MMPI-А - исследовательская шкала - «неуверенность в своих способностях» - снижение; MMPI-MOR - исследовательская шкала - «пессимизм» - снижение; MMPI-TSC-4 - исследовательская шкала - «признаки апатии» - снижение)

Как мы уже указывали, на этапе начала тренингового марафона довлеющее (системообразующее) преимущество в системе показателей захватывают исследовательские шкалы теста MMPI, общей дезадаптивной направленности. Мы полагаем, что именно с целью получения контроля (и в перспективе - управления) за этими проявлениям наши испытуемые вначале выбирают, а потом включаются в тренинговую работу.

Вместе с тем, наши результаты (табл. 2 и 3) демонстрируют, что эффекты тренинговой работы значительно шире. К примеру, как мы видим из материалов таблицы 2, ко времени окончания тренинга полностью прекращаются (теряются) связи между клинико-психологическими характеристиками и одной из важнейших шкал теста Э. Шо-строма - «принятие ценностей самоактуализации». В другом примере (табл. 3), наоборот мы видим, как усиливаются связи шкал MMPI с показателями Уровня развития коллективистских качеств личности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

35

ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Анализ различий величин основных показателей, формирующих Индекс Организации Системы (в сырых баллах) «до» и «после» тренинговых занятий (n=90, критерий Манна-Уитни)

Сравниваемые параметры оценки ДО начала тренинга ПОСЛЕ окончания тренинга Уровень значимости различий

MMPI-D5 3,91 2,89 ***

MMPI-A 17,53 12,99 ***

MMPI-MAS 20,64 15,43 ***

MMPI-Ca 15,37 11,71 ***

MMPI-DEP 11,38 8,61 ***

MMPI-MOR 10,39 7,80 ***

MMPI-TSC-4 10,39 7,79 ***

MMPI- TSC-7 15,85 11,82 ***

Примечание: *** - уровень значимости p<0,001.

Таблица 2

Анализ выраженности корреляционных связей Показателя принятие ценностей самоактуализации (тест Э. Шострома) и лидирующих показателей Индекса Организации Системы «до» и «после» тренинговых занятий (n=90, по Пирсону)

Сравниваемые параметры оценки ДО начала тренинга ПОСЛЕ окончания тренинга

MMPI-D5 - -

MMPI-A -0,38** -

MMPI-MAS -0,40** -

MMPI-Ca -0,41** -

MMPI-DEP -0,34* -

MMPI-MOR -0,32* -

MMPI-TSC-4 -0,30* -

MMPI- TSC-7 -0,35* -

Примечания: * - уровень значимости p<0,05; ** - уровень значимости p<0,01.

Таблица 3

Анализ выраженности корреляционных связей Уровня развития деловых коллективистских качеств личности (по В.А. Зобкову) и основных показателей Индекса Организации Системы «до» и «после» тренинговых занятий (n=90, по Пирсону)

Сравниваемые параметры оценки ДО начала тренинга ПОСЛЕ окончания тренинга

MMPI-D5 -0,36* -0,25*

MMPI-A -0,24* -0,28*

MMPI-MAS - -0,33**

MMPI-Ca -0,30* -0,37**

MMPI-DEP - -0,25*

MMPI-MOR - -0 40***

MMPI-TSC-4 -0,27* -0,29*

MMPI- TSC-7 - -0,28*

Примечания: * - уровень значимости p<0,05; ** - уровень значимости p<0,01; *** - уровень значимости p<0,001.

36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Анализ индивидуально-психологических и социально-психологических изменений...

В этом отношении мы можем подчеркнуть три момента. Во-первых, после укрепления самооценки, активность личности закономерно смещается к системе внешних отношений. Во-вторых, на этапе проработки трудностей установления содержательных контактов с окружающими тревожность личности закономерно усиливается. В-третьих, для целого ряда участников даже недельный тренинг оказывается недостаточным при «переработке» социально-психологических проблем и мы встречаемся с ними снова, иногда и не один раз.

Выводы

1. Тренинги в формате семидневного марафона с использованием интенсивных интегративных психотехнологий обеспечивают значительный сдвиг как во внутрипсихическом, так и межличностным плане.

2. Происходят существенные изменения, связанные с повышением организованности системы (ИОС «до» тренинга - 12 409, ИОС «после» тренинга - 13 348), проходит реконструкция системообразующих качеств.

3. В социально-психологическом плане тренинг с использованием интенсивных интегративных психотехнологий позволяет высвободить потенци-

ал компетенций, лежащих в основе эффективного взаимодействия.

4. Участие в тренингах марафонах формирует мотивацию к самосовершенствованию личности, к стремлению участников повторить (развить) опыт личностного роста.

Библиографический список

1. Зобков В.А. Психология отношения человека к жизнедеятельности: теория и практика. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. - 264 с.

2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

3. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 544 с.

4. Пособие по применению MMPI / сост. А.А. Рукавишников, Н.Г. Рукавишникова, М.В. Соколова; науч. ред. В.И. Чиркова. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2001. - 116 с.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.