Научная статья на тему 'Анализ индивидуально-психологических характеристик военнослужащих контрактной и срочной службы'

Анализ индивидуально-психологических характеристик военнослужащих контрактной и срочной службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3164
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА / АДАПТИВНОСТЬ / EDUCATIVE ACTIVITY / MILITARY MAN / SERVICE FOR A CONTRACTED PERIOD / ADAPTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гороховатский Леонид Юрьевич

В статье обоснована актуальность исследований в сфере психологического сопровождения учебной деятельности военнослужащих контрактной службы, рассмотрена основная форма деятельности военнослужащих учебно-служебная (военно-учебная) деятельность. Приведены результаты пилотажного исследования, на основе которых сформулированы заключения-гипотезы об особенностях учебной деятельности этой категории военнослужащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гороховатский Леонид Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of individual and psychological characteristics of military men servicing for fixed and contracted periods

The article justifies actuality of studies in the sphere of psychological support of educational activity for military men servicing for a contracted period, discusses the main form of activity of military men, i.e. educational and military (military and educational) activity. The article is supplemented with results of a pilot study that formed the base for formulation of a conclusion-hypothesis about peculiarities of educative active activity of this category of m military men

Текст научной работы на тему «Анализ индивидуально-психологических характеристик военнослужащих контрактной и срочной службы»

Л. Ю. Гороховатский

(Санкт-Петербург)

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ И СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

В статье обоснована актуальность исследований в сфере психологического сопровождения учебной деятельности военнослужащих контрактной службы, рассмотрена основная форма деятельности военнослужащих - учебно-служебная (военно-учебная) деятельность. Приведены результаты пилотажного исследования, на основе которых сформулированы заключения-гипотезы об особенностях учебной деятельности этой категории военнослужащих

Проблема психологического сопровождения военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих воинскую службу в вооруженных силах РФ по контракту, в последнее время является весьма актуальной [1, 11 и др.]. Наблюдается значительный дефицит достоверной информации о психологической специфике военнослужащего контрактной службы (далее -ВКС) в сравнении с проходящим воинскую службу по призыву военнослужащим срочной службы (ВСС) [11]. Это связано с тем, что в настоящее время сам характер воинской службы качественно изменяется [1, 2, 3 и др.]. Реорганизация вооруженных сил делает актуальным поиск новых управленческих решений и, соответственно, их научное обоснование.

Таким образом, рассмотрение проблемы психологического сопровождения ВКС представляется весьма своевременным.

Мы показали [1], что ВКС - это не просто солдат, отличающийся от военнослужащего по призыву только получением повышенного денежного довольствия и рядом социальных льгот, а специалист, принимающий на себя ответственность за выполняемую профессиональную деятельность, ориентированный на достижение успеха в военном деле - т. е. на достижение успеха в своей профессии.

В работе Э. Э. Сыманюк [10] отмечается, что специалист не только владеет необходимым набором специальных знаний, умений и навыков, но также находится в процессе профессионализации, понимаемой

как «...процесс преобразования деятельности, углубление представлений о ней.» [10, с. 30]. Сыманюк ссылается на мнение А. Р. Фонарева, который отмечает, что о профессионализации можно говорить тогда, когда структура деятельности и ее содержание изменяются в соответствии с логикой личностного роста специалиста, который находит в ней все новые грани и смыслы в рамках той же профессии» [12].

Здесь также можно сослаться на мнение Г. И. Щукиной, которая отмечала, что «.деятельность - это подлинный источник развития личности» [13].

Одним из основных инструментов профессионализации является самообразование и саморазвитие, активное повышение квалификации, т.е. овладение все новыми и новыми способами действия, что в свою очередь, согласно И. А. Зимней [5, с. 52], можно интерпретировать как учебную деятельность субъекта труда (профессионала). Другими словами, отличительной чертой профессионала является постоянное осуществление им учебной деятельности. Следовательно, степень успешности профессионала в учебной деятельности, в значительной мере определяет уровень профессионализма субъекта труда.

Здесь важно обратить внимание на то, что воинская деятельность в целом, согласно М. И Дьяченко [4], имеет трехкомпонентную структуру и включает в себя учебно-боевую (учебно-служебную) деятельность, непосредственно боевую деятельность и военно-организационную деятель-

ность (управленческую деятельность офицеров). Учебно-боевая деятельность военнослужащего - это «.вид воинской деятельности, который осуществляется с целью подготовки личного состава к боевым действиям...» [4, с. 9]. В мирное время, таким образом, учебно-служебная деятельность является основным видом деятельности солдат и сержантов, проходящих службу в составе вооруженных сил.

Принимая во внимание вышесказанное, можно предположить, что ключевым отличием ВКС от ВСС является специфика осуществления ими учебно-служебной деятельности.

Остановимся подробнее на категории учебной деятельности и дадим ей содержательную характеристику.

Анализируя работу И. А. Зимней [5] можно прийти к выводу, что предмет учебной деятельности - это формирующийся в ходе ее осуществления субъект, овладевающий новым теоретико-практическим опытом по преобразованию реальности; средства учебной деятельности - это, во-первых, познавательные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.) и, во-вторых, знаковые, визуальные, вербальные и другие функции психики, позволяющие перцептировать, перерабатывать и воспроизводить знания (опыт); продукт учебной деятельности - это «структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать. задачи в различных областях науки и практики» [5, с. 255].

Для более эффективного осуществления учебной деятельности в современных условиях важно вести учет: мотивационной сферы учащегося, его личностных особенностей, уровня когнитивного развития, способности интеракции в ходе учебного процесса.

Проведенный в наших работах [1, 2, 3] анализ позволяет утверждать, что наряду с другими к наиболее важным факторам, определяющими специфику военно-учебной (учебно-боевой) деятельности относятся: (а) психофизическая устойчивость, которая позволяет субъекту успешно участвовать в учебной деятельности, особенно в сложных условиях военной службы; (б) способность

адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям; (в) способность эффективно получать необходимую для деятельности информацию; (г) ценностно-смысловые ориентации и степень ответственности за выполняемые действия.

Рассмотрим результаты исследования, проведенного нами в войсках Ленинградского военного округа.

Исследование осуществлялось в ходе текущей деятельности психологической службы Ленинградского военного округа в линейных войсковых частях с целью выработки рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности командиров.

Предметом исследования были характеристики адаптивности военнослужащих.

Исследование проводилось традиционным для войсковой практики методом -психодиагностическим тестированием с использованием методики МЛО «Адаптивность» [9]. В ходе исследования были изучены: (а) нервно-психическая устойчивость (НПУ), (б) личностный адаптационный потенциал (ЛАП), (в) коммуникативный потенциал (КП) и (г) моральная нормативность (МН). Указанные признаки, с теоретической точки зрения, соответствуют перечисленным выше факторам, определяющим специфику учебной деятельности.

В исследование были вовлечены военнослужащие как контрактной, так и срочной службы общей численностью 67 испытуемых. Мы разделили их на группы сравнения - группу ВКС и группу ВСС.

Подробнее остановимся на характеристиках групп сравнения.

В группу ВКС вошли 28 солдат и сержантов контрактной службы. Все обследованные были представителями различных родов сухопутных войск (мотострелки, артиллеристы, десантники, саперы и др.). Испытуемые занимали воинские должности водителей, механиков и механиков-водите-лей. Средний возраст испытуемых составил 21,8 лет. Большинство заключили первый контракт о прохождении военной службы с учетом срока службы по призыву по окончании первого полугодия службы. Испытуемые преимущественно представляли регионы Северо-Запада России. В целом схожими характеристиками обладала и

группа вовлеченных в исследование ВСС. Основное атрибутивное отличие групп сравнения - это средний возраст испытуемых (около 19,5 лет для ВСС), что определяется качественным возрастным различием контрактников и срочников.

Специфика объекта исследования (объем выборки, исследованные грани психической реальности и т. д.) позволила осуществить лишь базовые статистические процедуры [6], в связи с чем данное исследование можно считать пилотажным, а его результаты - предположениями, которые могут лечь в основу перспективных работ.

В соответствии с традиционным подходом к математико-статистической обработке результатов психологических исследований [7], мы вычислили значения базовых статистик исследованных признаков, а также провели корреляционный анализ признаков внутри групп сравнения и сопоставили степень выраженности полученных корреляционных взаимосвязей.

Проведенный анализ дал следующие основные результаты:

- нервно-психическая устойчивость ВКС в целом ниже уровня аналогичного признака у ВСС;

- уровень личностного адаптационного потенциала в целом выше у ВКС, чем у ВСС;

- признак коммуникативного потенциала в меньшей степени выражен у ВКС;

- ВКС обладают, в среднем, более высоким уровнем моральной нормативности;

- для ВКС, равно как и для ВСС характерна связь личностного адаптационного потенциала с нервно-психической устойчивостью, что логично в условиях выполнения непростой и психотравмирующей воинской деятельности;

- для ВКС в среднем более выраженной характеристикой является взаимосвязь коммуникативного потенциала с моральной нормативностью, тогда как для ВСС коммуникативный потенциал в большей степени связан с личностным адаптационным потенциалом;

- наименее выраженной характеристикой ВКС является взаимосвязь нервно-психической устойчивости и моральной нормативности, тогда как для ВСС - взаимо-

связь коммуникативного потенциала и моральной нормативности.

Эти результаты имплицируются в следующие базовые выводы:

1. ВКС вынуждены более интенсивно (по сравнению с ВСС) адаптироваться к окружающей реальности, так как только в этом случае они будут действительно эффективно справляться со своей профессиональной деятельностью, в связи с этим ВКС отличаются более высоким личностным адаптационным потенциалом.

2. ВКС имеют большую служебную нагрузку и несут, в целом, более высокую ответственность за результаты своей служебной деятельности, что в итоге выражается в общем снижении у них нервно-психической устойчивости.

3. ВКС сориентированы в большей степени на выполнение служебных задач, а не на неформальное взаимодействие в коллективе, что находит отражение в относительно низком уровне коммуникативного потенциала.

4. Коммуникативная активность для ВКС является средством информационного взаимодействия с окружающей действительностью, следствием чего является морально-нормативный коррелят коммуникативного потенциала; для ВСС же коммуникативная сфера представляет собой в первую очередь инструмент выживания, адаптации к реальности.

5. Личностная значимость военно-профессиональной деятельности заставляет ВКС формировать более серьезное и ответственное отношение как к службе, так и к жизни в целом, что выражается в более высоком уровне моральной нормативности.

Преломляя полученные результаты в призме учебной деятельности ВКС, можно сформулировать следующие заключения-предположения. В целях повышения качества учебно-служебной деятельности ВКС необходимо:

- обогащать учебу военнослужащих включением в процесс освоения современных образовательных технологий и увеличивать разнообразие методов обучения, что возможно благодаря хорошей адаптивности ВКС к новым граням реальности;

- в ходе текущей повседневной деятельности ВКС максимально исключать

Таблица 1

№ п\п Специфика индивидуальнопсихологической характеристики ВКС Процессульно-средовая детерминанта данной специфики Вывод-гипотеза о способе реорганизации учебной деятельности

1. Относительно высокий уровень личностного адаптационного потенциала (ЛАП) Необходимость более интенсивно (по сравнению с ВСС) адаптироваться к окружающей реальности Целесообразно обогащать учебу максимальным количеством современных педагогических технологий и увеличивать разнообразие методов обучения

2. Относительно низкий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) Большая служебная нагрузка и высокая ответственность за результаты своей служебной деятельности Необходимо максимально исключать факторы, заставляющие совладать с различными трудностями неучебного характера

3. Относительно низкий уровень коммуникативного потенциала(КП) Ориентация в на выполнение служебных задач, а не на неформальное взаимодействие, информативная, в не интерактивная ориентацию Реализация обучения максимально технологичным и информативным способом с использованием всего диапазона модальностей восприятия

4. Относительно высокий уровень моральной нормативности (МН) Личностная значимость военно-профессиональной деятельности ВКС Целесообразно мотивировать к учебе в парадигме повышения ее личностной (а не общественной) значимости

факторы, заставляющие преодолевать различные трудности неучебного характера, мешающие полноценной учебе, что связано с тенденцией к понижению НПУ ВКС;

- осуществлять обучение ВКС максимально информативно с использованием всего диапазона модальностей восприятия в целях улучшения усвоения учебного материала, затрудненного специфическими чертами коммуникативной сферы ВКС, имеющей информативную, а не интерактивную ориентацию;

- мотивировать ВКС к учебе в парадигме повышения ее личностной и общественной значимости, что связано со спецификой морально-нормативной сферы ВКС.

Обобщенные результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.

Полученные в настоящей работе результаты могут быть использованы как войсковыми специалистами, занимающимися психологическим сопровождением ВКС, так и психологами-исследователями. Учет выявленных особенностей при орга-

низации психологического сопровождения учебной деятельности в войсках позволит улучшить качество учебно-боевой деятельности ВКС.

Кроме того, данные результаты можно эффективно применять как при организации учебного процесса в вооруженных силах, так и в других сферах государственной и правоохранительной службы - например, при организации повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, федеральной таможенной службы и т. д.

Еще одной важной сферой применения полученных результатов при соответствующей их адаптации является сфера корпоративного (организационного) обучения и профессиональной переподготовки [8].

Развитию приведенных результатов посвящена серия перспективных исследований, которые проводятся в настоящее время автором и его научным руководителем на кафедре психологии развития образования РГПУ им. А. И. Герцена.

Литература

1. Гороховатский Л. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение служебной деятельности военнослужащих контрактной службы // Социокультурные процессы и глобализация : материалы Международной конференции «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития» / гл. ред. К. В. Султанов. -СПб.: Изд-во СПб Политех. ун-та, 2008. - С. 209-219.

2. Гороховатский Л. Ю., Губин В. А., Ишимов М. Н. Профессионально важные качества военнослужащих контрактной службы // Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста : сб. науч. тр. / отв. ред. Р. М. Салимова. - Стерлита-мак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2008. - С. 91-93.

3. Губин В. А., Гороховатский Л. Ю., Зудин А. В. Психологические особенности успешных и неуспешных в учебно-боевой деятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту в инженерных войсках // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2009. - № 1(35). - С. 185-189.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Урбанович А. А., Шабуне-вич Б. Б. Военная психология и педагогика // Современная военная психология : хрестоматия / сост. А. А. Урбанович. - Минск: Харвест, 2003. - С.8-24.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. -Ростов н/Д.: Феникс. - 1997. - 477 с.

6. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.

7. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб.: Речь, 2001. - 184 с.

8. Организационное обучение / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 192 с. - (Серия «Классика Harvard Business Review»).

9. Семиченко В. А. Психология деятельности.. - Киев: Издатель Эшке А. Н., 2002. - 248 с.

10. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 - 319 с.

11. Торгаева И. Н. Психолого-акмеологические факторы формирования личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих по контракту : автореф. ... канд. психол. наук. - Ульяновск, 2006.

12. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопр. психологии. - 1997. - №2. -С.88-93.

13. Щукина Г. И. О структуре деятельности // Галина Ивановна Щукина: труды и дни / сост. М. А. Верб, И. Г. Шапошников; отв. ред. А. П. Тряпицына. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. -С.111-114.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.