Л. Ю. Гороховатский
(Санкт-Петербург)
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ И СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ
В статье обоснована актуальность исследований в сфере психологического сопровождения учебной деятельности военнослужащих контрактной службы, рассмотрена основная форма деятельности военнослужащих - учебно-служебная (военно-учебная) деятельность. Приведены результаты пилотажного исследования, на основе которых сформулированы заключения-гипотезы об особенностях учебной деятельности этой категории военнослужащих
Проблема психологического сопровождения военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих воинскую службу в вооруженных силах РФ по контракту, в последнее время является весьма актуальной [1, 11 и др.]. Наблюдается значительный дефицит достоверной информации о психологической специфике военнослужащего контрактной службы (далее -ВКС) в сравнении с проходящим воинскую службу по призыву военнослужащим срочной службы (ВСС) [11]. Это связано с тем, что в настоящее время сам характер воинской службы качественно изменяется [1, 2, 3 и др.]. Реорганизация вооруженных сил делает актуальным поиск новых управленческих решений и, соответственно, их научное обоснование.
Таким образом, рассмотрение проблемы психологического сопровождения ВКС представляется весьма своевременным.
Мы показали [1], что ВКС - это не просто солдат, отличающийся от военнослужащего по призыву только получением повышенного денежного довольствия и рядом социальных льгот, а специалист, принимающий на себя ответственность за выполняемую профессиональную деятельность, ориентированный на достижение успеха в военном деле - т. е. на достижение успеха в своей профессии.
В работе Э. Э. Сыманюк [10] отмечается, что специалист не только владеет необходимым набором специальных знаний, умений и навыков, но также находится в процессе профессионализации, понимаемой
как «...процесс преобразования деятельности, углубление представлений о ней.» [10, с. 30]. Сыманюк ссылается на мнение А. Р. Фонарева, который отмечает, что о профессионализации можно говорить тогда, когда структура деятельности и ее содержание изменяются в соответствии с логикой личностного роста специалиста, который находит в ней все новые грани и смыслы в рамках той же профессии» [12].
Здесь также можно сослаться на мнение Г. И. Щукиной, которая отмечала, что «.деятельность - это подлинный источник развития личности» [13].
Одним из основных инструментов профессионализации является самообразование и саморазвитие, активное повышение квалификации, т.е. овладение все новыми и новыми способами действия, что в свою очередь, согласно И. А. Зимней [5, с. 52], можно интерпретировать как учебную деятельность субъекта труда (профессионала). Другими словами, отличительной чертой профессионала является постоянное осуществление им учебной деятельности. Следовательно, степень успешности профессионала в учебной деятельности, в значительной мере определяет уровень профессионализма субъекта труда.
Здесь важно обратить внимание на то, что воинская деятельность в целом, согласно М. И Дьяченко [4], имеет трехкомпонентную структуру и включает в себя учебно-боевую (учебно-служебную) деятельность, непосредственно боевую деятельность и военно-организационную деятель-
ность (управленческую деятельность офицеров). Учебно-боевая деятельность военнослужащего - это «.вид воинской деятельности, который осуществляется с целью подготовки личного состава к боевым действиям...» [4, с. 9]. В мирное время, таким образом, учебно-служебная деятельность является основным видом деятельности солдат и сержантов, проходящих службу в составе вооруженных сил.
Принимая во внимание вышесказанное, можно предположить, что ключевым отличием ВКС от ВСС является специфика осуществления ими учебно-служебной деятельности.
Остановимся подробнее на категории учебной деятельности и дадим ей содержательную характеристику.
Анализируя работу И. А. Зимней [5] можно прийти к выводу, что предмет учебной деятельности - это формирующийся в ходе ее осуществления субъект, овладевающий новым теоретико-практическим опытом по преобразованию реальности; средства учебной деятельности - это, во-первых, познавательные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.) и, во-вторых, знаковые, визуальные, вербальные и другие функции психики, позволяющие перцептировать, перерабатывать и воспроизводить знания (опыт); продукт учебной деятельности - это «структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать. задачи в различных областях науки и практики» [5, с. 255].
Для более эффективного осуществления учебной деятельности в современных условиях важно вести учет: мотивационной сферы учащегося, его личностных особенностей, уровня когнитивного развития, способности интеракции в ходе учебного процесса.
Проведенный в наших работах [1, 2, 3] анализ позволяет утверждать, что наряду с другими к наиболее важным факторам, определяющими специфику военно-учебной (учебно-боевой) деятельности относятся: (а) психофизическая устойчивость, которая позволяет субъекту успешно участвовать в учебной деятельности, особенно в сложных условиях военной службы; (б) способность
адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям; (в) способность эффективно получать необходимую для деятельности информацию; (г) ценностно-смысловые ориентации и степень ответственности за выполняемые действия.
Рассмотрим результаты исследования, проведенного нами в войсках Ленинградского военного округа.
Исследование осуществлялось в ходе текущей деятельности психологической службы Ленинградского военного округа в линейных войсковых частях с целью выработки рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности командиров.
Предметом исследования были характеристики адаптивности военнослужащих.
Исследование проводилось традиционным для войсковой практики методом -психодиагностическим тестированием с использованием методики МЛО «Адаптивность» [9]. В ходе исследования были изучены: (а) нервно-психическая устойчивость (НПУ), (б) личностный адаптационный потенциал (ЛАП), (в) коммуникативный потенциал (КП) и (г) моральная нормативность (МН). Указанные признаки, с теоретической точки зрения, соответствуют перечисленным выше факторам, определяющим специфику учебной деятельности.
В исследование были вовлечены военнослужащие как контрактной, так и срочной службы общей численностью 67 испытуемых. Мы разделили их на группы сравнения - группу ВКС и группу ВСС.
Подробнее остановимся на характеристиках групп сравнения.
В группу ВКС вошли 28 солдат и сержантов контрактной службы. Все обследованные были представителями различных родов сухопутных войск (мотострелки, артиллеристы, десантники, саперы и др.). Испытуемые занимали воинские должности водителей, механиков и механиков-водите-лей. Средний возраст испытуемых составил 21,8 лет. Большинство заключили первый контракт о прохождении военной службы с учетом срока службы по призыву по окончании первого полугодия службы. Испытуемые преимущественно представляли регионы Северо-Запада России. В целом схожими характеристиками обладала и
группа вовлеченных в исследование ВСС. Основное атрибутивное отличие групп сравнения - это средний возраст испытуемых (около 19,5 лет для ВСС), что определяется качественным возрастным различием контрактников и срочников.
Специфика объекта исследования (объем выборки, исследованные грани психической реальности и т. д.) позволила осуществить лишь базовые статистические процедуры [6], в связи с чем данное исследование можно считать пилотажным, а его результаты - предположениями, которые могут лечь в основу перспективных работ.
В соответствии с традиционным подходом к математико-статистической обработке результатов психологических исследований [7], мы вычислили значения базовых статистик исследованных признаков, а также провели корреляционный анализ признаков внутри групп сравнения и сопоставили степень выраженности полученных корреляционных взаимосвязей.
Проведенный анализ дал следующие основные результаты:
- нервно-психическая устойчивость ВКС в целом ниже уровня аналогичного признака у ВСС;
- уровень личностного адаптационного потенциала в целом выше у ВКС, чем у ВСС;
- признак коммуникативного потенциала в меньшей степени выражен у ВКС;
- ВКС обладают, в среднем, более высоким уровнем моральной нормативности;
- для ВКС, равно как и для ВСС характерна связь личностного адаптационного потенциала с нервно-психической устойчивостью, что логично в условиях выполнения непростой и психотравмирующей воинской деятельности;
- для ВКС в среднем более выраженной характеристикой является взаимосвязь коммуникативного потенциала с моральной нормативностью, тогда как для ВСС коммуникативный потенциал в большей степени связан с личностным адаптационным потенциалом;
- наименее выраженной характеристикой ВКС является взаимосвязь нервно-психической устойчивости и моральной нормативности, тогда как для ВСС - взаимо-
связь коммуникативного потенциала и моральной нормативности.
Эти результаты имплицируются в следующие базовые выводы:
1. ВКС вынуждены более интенсивно (по сравнению с ВСС) адаптироваться к окружающей реальности, так как только в этом случае они будут действительно эффективно справляться со своей профессиональной деятельностью, в связи с этим ВКС отличаются более высоким личностным адаптационным потенциалом.
2. ВКС имеют большую служебную нагрузку и несут, в целом, более высокую ответственность за результаты своей служебной деятельности, что в итоге выражается в общем снижении у них нервно-психической устойчивости.
3. ВКС сориентированы в большей степени на выполнение служебных задач, а не на неформальное взаимодействие в коллективе, что находит отражение в относительно низком уровне коммуникативного потенциала.
4. Коммуникативная активность для ВКС является средством информационного взаимодействия с окружающей действительностью, следствием чего является морально-нормативный коррелят коммуникативного потенциала; для ВСС же коммуникативная сфера представляет собой в первую очередь инструмент выживания, адаптации к реальности.
5. Личностная значимость военно-профессиональной деятельности заставляет ВКС формировать более серьезное и ответственное отношение как к службе, так и к жизни в целом, что выражается в более высоком уровне моральной нормативности.
Преломляя полученные результаты в призме учебной деятельности ВКС, можно сформулировать следующие заключения-предположения. В целях повышения качества учебно-служебной деятельности ВКС необходимо:
- обогащать учебу военнослужащих включением в процесс освоения современных образовательных технологий и увеличивать разнообразие методов обучения, что возможно благодаря хорошей адаптивности ВКС к новым граням реальности;
- в ходе текущей повседневной деятельности ВКС максимально исключать
Таблица 1
№ п\п Специфика индивидуальнопсихологической характеристики ВКС Процессульно-средовая детерминанта данной специфики Вывод-гипотеза о способе реорганизации учебной деятельности
1. Относительно высокий уровень личностного адаптационного потенциала (ЛАП) Необходимость более интенсивно (по сравнению с ВСС) адаптироваться к окружающей реальности Целесообразно обогащать учебу максимальным количеством современных педагогических технологий и увеличивать разнообразие методов обучения
2. Относительно низкий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) Большая служебная нагрузка и высокая ответственность за результаты своей служебной деятельности Необходимо максимально исключать факторы, заставляющие совладать с различными трудностями неучебного характера
3. Относительно низкий уровень коммуникативного потенциала(КП) Ориентация в на выполнение служебных задач, а не на неформальное взаимодействие, информативная, в не интерактивная ориентацию Реализация обучения максимально технологичным и информативным способом с использованием всего диапазона модальностей восприятия
4. Относительно высокий уровень моральной нормативности (МН) Личностная значимость военно-профессиональной деятельности ВКС Целесообразно мотивировать к учебе в парадигме повышения ее личностной (а не общественной) значимости
факторы, заставляющие преодолевать различные трудности неучебного характера, мешающие полноценной учебе, что связано с тенденцией к понижению НПУ ВКС;
- осуществлять обучение ВКС максимально информативно с использованием всего диапазона модальностей восприятия в целях улучшения усвоения учебного материала, затрудненного специфическими чертами коммуникативной сферы ВКС, имеющей информативную, а не интерактивную ориентацию;
- мотивировать ВКС к учебе в парадигме повышения ее личностной и общественной значимости, что связано со спецификой морально-нормативной сферы ВКС.
Обобщенные результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.
Полученные в настоящей работе результаты могут быть использованы как войсковыми специалистами, занимающимися психологическим сопровождением ВКС, так и психологами-исследователями. Учет выявленных особенностей при орга-
низации психологического сопровождения учебной деятельности в войсках позволит улучшить качество учебно-боевой деятельности ВКС.
Кроме того, данные результаты можно эффективно применять как при организации учебного процесса в вооруженных силах, так и в других сферах государственной и правоохранительной службы - например, при организации повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, федеральной таможенной службы и т. д.
Еще одной важной сферой применения полученных результатов при соответствующей их адаптации является сфера корпоративного (организационного) обучения и профессиональной переподготовки [8].
Развитию приведенных результатов посвящена серия перспективных исследований, которые проводятся в настоящее время автором и его научным руководителем на кафедре психологии развития образования РГПУ им. А. И. Герцена.
Литература
1. Гороховатский Л. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение служебной деятельности военнослужащих контрактной службы // Социокультурные процессы и глобализация : материалы Международной конференции «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития» / гл. ред. К. В. Султанов. -СПб.: Изд-во СПб Политех. ун-та, 2008. - С. 209-219.
2. Гороховатский Л. Ю., Губин В. А., Ишимов М. Н. Профессионально важные качества военнослужащих контрактной службы // Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста : сб. науч. тр. / отв. ред. Р. М. Салимова. - Стерлита-мак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2008. - С. 91-93.
3. Губин В. А., Гороховатский Л. Ю., Зудин А. В. Психологические особенности успешных и неуспешных в учебно-боевой деятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту в инженерных войсках // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2009. - № 1(35). - С. 185-189.
4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Урбанович А. А., Шабуне-вич Б. Б. Военная психология и педагогика // Современная военная психология : хрестоматия / сост. А. А. Урбанович. - Минск: Харвест, 2003. - С.8-24.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. -Ростов н/Д.: Феникс. - 1997. - 477 с.
6. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.
7. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб.: Речь, 2001. - 184 с.
8. Организационное обучение / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 192 с. - (Серия «Классика Harvard Business Review»).
9. Семиченко В. А. Психология деятельности.. - Киев: Издатель Эшке А. Н., 2002. - 248 с.
10. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 - 319 с.
11. Торгаева И. Н. Психолого-акмеологические факторы формирования личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих по контракту : автореф. ... канд. психол. наук. - Ульяновск, 2006.
12. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопр. психологии. - 1997. - №2. -С.88-93.
13. Щукина Г. И. О структуре деятельности // Галина Ивановна Щукина: труды и дни / сост. М. А. Верб, И. Г. Шапошников; отв. ред. А. П. Тряпицына. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. -С.111-114.
--------^-----------