АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2016
Михалёнок Наталья Олеговна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы»
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)
Аннотация. В статье раскрывается важность анализа и управления затратами предприятия. Рассмотрены характерные для торговых предприятий виды затрат. В работе определены критерии построения эффективной системы управленческого учета торговых предприятий. Современные условия экономического развития страны приоритет в процессе управления отдают стратегическому управлению, процессам принятия стратегического решения, обоснованию денежных потоков в долгосрочном периоде. Управленческий учет тесно связан с функцией управления предприятием или менеджментом. Отдельные виды учетной информации соответствуют отдельным функциям менеджмента, учитывая факт того, что с каждой составляющей менеджмента связан определенный вид учета. Таким образом, наибольший приоритет отдается управленческому учету, который подчиняет в себе различные учетные системы предприятий с целью эффективного управления. При этом меняется сущность управленческого учета в западной экономической науке. Если бухгалтерский учет фиксирует совершение хозяйственных операций, в нем отражаются прошлые и настоящие действия, то современный управленческий учет не просто отражает анализ будущего развития предприятия, но ориентирован на перспективу. Управленческий учет с точки зрения управления организацией выполняет такие функции, как сбор, регистрацию, обобщение, оценку информации; контроль за достоверностью предоставляемой информации; принятие управленческих решений (текущих и стратегических) на основе полученной информации. Отличительной особенностью управленческого учета является его интегрированность по горизонтали и вертикали, а данные учета сопоставимы между собой, обеспечивают переход от традиционных методов учета, планирования, анализа и контроля к единой системе получения информации.
Ключевые слова: затраты, предприятие, анализ, управленческий учет, экономика, эффективность деятельности, хозяйственные операции, информация, планирование, контроль.
ANALYSIS AND COST MANAGEMENT TRADING COMPANIES
© 2016
Mihalenok Natalia Olegovna, doctor of economical science, professor of the chair «Economics and Finance»
Samara State University of Railways, Samara (Russia)
Abstract. The article reveals the essence of the analysis and management of enterprise expenses. Characteristic for traders types of costs. The paper defines the criteria of building an effective system of management accounting of commercial enterprises. Modern conditions of economic development a priority in the management process is given to strategic management, strategic decision-making, the justification of cash flows in the long term. Management accounting is closely linked with the management function or management company. Certain types of accounting information correspond to the individual functions of management, taking into account the fact that each component is connected a certain kind of management accounting. Thus, the highest priority is given to managerial accounting, which dominates a different accounting systems of enterprises for the purpose of efficient management. This changes the nature of management accounting in the western economics. If the accounting records the business transaction, it reflects the past and present actions, the modern management accounting does not simply reflect the analysis of the future development of the company, but is focused on the future. Management Accounting with the organization of the management point of view, perform such functions as collection, recording, synthesis, evaluation of information; control over the reliability of the information provided; management decisions (current and strategic) on the basis of the information received. A distinctive feature of management accounting is its integration both horizontally and vertically, and accounting data are consistent with each other, provide a transition from the traditional methods of accounting, planning, analysis and control in a single system information.
Keywords: costs, the company, analysis, management accounting, economy, efficiency, economic operation, information, planning and control.
В современных условиях экономически развитые страны приоритет в процессе управления отдают стратегическому управлению, процессам принятия стратегического решения, обоснованию денежных потоков в долгосрочном периоде.
Управленческий учет тесно связан с функцией управления предприятием или менеджментом. Отдельные виды учетной информации соответствуют отдельным функциям менеджмента, с каждой составляющей менеджмента связан определенный вид учета.
В связи с этим можно определить задачу управленческого учета как информационное обеспечение экономического, технологического, инновационного и структурного управления организацией. На основе данных именно управленческого учета руководители предприятия принимают управленческие стратегические и тактические решения [1-6].
Основные принципы управленческого учета современного этапа хозяйствования представлены на рисунке 1.
У каждого предприятия свои особенности в управлении, организационная структура, система распределения и передачи ответственности, проблемы. Поэтому невозможно стандартизировать
процесс управления бизнесом большинства предприятий. Управленческий учет тесно связан с функцией управления предприятием или менеджментом [7, 8, 9].
Отдельные виды учетной информации соответствуют отдельным функциям менеджмента, с каждой составляющей менеджмента связан определенный вид учета [10-15]. Например, учет выполнения бюджетов связан с реализацией процесса бюджетирования, учет реализации бизнес-планов связан с разработкой и реализацией нового продукта, учет затрат и себестоимости связан с контролем затрат на предприятии и управлением его финансовой устойчивостью.
При этом содержание управленческого учета и его элементов определяется целями управления каждого конкретного предприятия [16-28]. Функции управленческого учета могут дополниться или сократиться при соответствующем решении администрации. Например, при разработке нового вида продукции или услуги управленческий учет должен будет выполнять задачу бизнес-планирования и контроля за реализацией этого продукта (услуги). Наполнение управленческого учета на каждом предприятии зависит от интересов и целей, которые ставят перед собой руководители [2].
Рисунок 1 - Принципы управленческого учета 42
Для среднего и малого бизнеса торговля -это самый привлекательный вид деятельности. Основным привлекательным моментом в ней является довольно быстрый оборот денежных средств и получение прибыли. Поэтому начало предпринимательской деятельности как способа накопления первоначального капитала связано именно с торговой деятельностью. Любое ведение бизнеса связано с определенными рисками, но, несмотря на это развитие торговой деятельности в нашей стране идет весьма интенсивно именно и в основном из-за частного предпринимательства. Все это обуславливает высокий уровень конкуренции в этой области, при этом жесткая конкуренция способствует насыщению потребительского рынка качественной продукцией [3].
Взаимосвязь условий финансово-хозяйственной деятельности с конечным результатом этой деятельности бесспорна, и в условиях конкурентной борьбы возникает потребность в повышении эффективности существующего бизнеса [29-32]. Эта потребность удовлетворяется внедрением системы управленческого учета, построение системы планирования и бюджетирования затрат торговых предприятий, формированием команды менеджеров, способных решать стратегические и тактические задачи.
Несмотря на общие характеристики торгово-технологического и торгово-хозяйственного процесса, индивидуальность каждого торгового предприятия заключается в конкретной организационной форме, используемых технологиях и условиях хозяйствования, что соответственно оказывает влияние как на особенности процесса управления их деятельностью, так и на конечные результаты этой деятельности. Управленческий учет направлен на то, чтобы:
- учитывать различия в процессе финансово-хозяйственной деятельности;
- устранять недочёты деятельности и негативные факторы влияния оперативно;
- разработать управленческие решения, направленные на повышение финансового результата.
Если спрос характеризует состояние рынка, то есть внешний по отношению к предприятию критерий, то затраты - это внутренняя, управляемая величина торговой организации. Для любого предприятия, в том числе и для торгового, основным препятствием для максимизации прибыли является уровень затрат и спрос на товары. А так как от объема затрат зависит и цена продукции, то
можно утверждать, что косвенно показатель затрат влияет и на соотношение спроса и предложения. Цена товара может являться как ограничением продаж, так и фактором роста продаж. Затраты являются важным показателем, влияющим на уровень прибыльности предприятия, его рентабельности и эффективности деятельности.
Для торговых предприятий характерными являются следующие виды затрат: затраты сбытовой деятельности; транспортные расходы; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; расходы на рекламу, коммерческие расходы и др. [33-39].
Рассмотрим эти виды расходов. К сбытовым расходам относятся расходы на содержание управленческого персонала сбытовой службы, командировочные расходы, расходы на рекламу, расходы, связанные с перемещением продукции на складе (доставка, разгрузка, погрузка), расходы на хранение товаров на складе и др.
Расходы на рекламу, в свою очередь, вклю-ч ают: затраты на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров; на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.); затраты на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т. д.; затраты на рекламные мероприятия, проводимые через средства массовой информации; на световую и другую наружную рекламу; затраты на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино- видео-, диафильмов и т. п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей; затраты на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках; на проведение других рекламных мероприятий.
К транспортным расходам относятся затраты на оплату транспортных услуг сторонних организаций за перевозку товаров, услуг организаций по погрузочно-разгрузочным операциям, плата за экспедиционные операции. В эту категорию расходов также относят: стоимость материалов, израсходованных на оборудование и утепление транспортных средств; плату за временное хранение грузов на станциях, пристанях, аэропортах и т. п. в пределах нормативных сроков; транспортные, таможенные и прочие расходы по закупке и транспортировке товаров по импорту и по товарообменным операциям.
К расходам на оплату труда относят выплаченную заработную плату за фактически выполненную работу, а также выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, отпускные.
Отчисления на социальные нужды включают отчисления органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, государственного фонда занятости, медицинского страхования.
Коммерческие расходы торговых предприятий включают в себя расходы службы маркетинга и логистические издержки. Для отечественных предприятий это достаточно новые виды деятельности и затрат. Маркетинговая служба обеспечивает: разработку новых видов товаров и услуг, проведение маркетинговых исследований, маркетинговый контроль и планирование. Поэтому затраты маркетинговой службы связаны с реализацией ее функций. Служба логистики решает вопросы координации различных видов операций торгового
предприятия (транспортировка, складирование, упаковка и др.). Сюда будут относиться затраты по содержанию координирующей службы и затраты, связанные с созданием и функционированием информационной системы предприятия.
Система управленческого учета на современных торговых предприятиях позволяет своевременно формировать информацию об уровне затрат для руководителей различных уровней. Данная информация может использоваться для принятия правильных текущих управленческих решений, направленных на реализацию торговой стратегии будущего развития организации.
Основные направления эффективной системы управленческого учета торговых предприятий представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные направления системы управленческого учёта
Внедрение системы управленческого учёта в торговом предприятии является процессом длительным, однако только его непрерывность, с учетом оперативной корректировки изменений структуры и характера бизнеса обеспечит успех в ведении бизнеса. Система управленческого учёта формируется на базе бухгалтерского и финансового учета, где задействованы службы данной структуры, отвечающие перед руководством за финансовое состояние предприятия, поэтому управленческий учёт занимает особое место в финансовой системе торговой деятельности.
Не секрет, что от того, насколько грамотно ведется бухгалтерский учет, зависит экономическая безопасность, причем не только отдельного предприятия, но также государства и даже в целом мировой экономики. Безусловно, базой экономической безопасности любой страны является устойчивое развитие ее отдельных хозяйствующих субъектов, так как деятельность предприятий влияет на формирование бюджетов разных уровней, а значит и на обеспечение социальных программ. Надежная и достоверная учетная информация, позволяет оперативно контролировать бизнес-процессы, обеспечивающие экономическую безопасность предприятия.
Достоверность и непрерывность деятельности обеспечивается за счёт грамотного ведения бухгалтерского учёта. Одной из составляющих бухгалтерского учёта является управленческий учёт, а учитывая то, что в последние годы влияние управленческого учета на экономическое развитие различных предприятий возрастает, данная тема приобретает особую актуальность и значимость.
Управленческий учет на предприятиях является важнейшей частью современной системы управления его, позволяющей достичь целей, поставленных собственниками с минимальными затратами. Наличие на предприятии эффективно работающей системы управленческого учета является важнейшим фактором роста конкурентоспособности предприятия. Как показывает международная практика, наличие управленческого учета создает реальные предпосылки успешного развития бизнеса. В связи с появлением возможности эффективно управлять имеющимися ресурсами, проводить эффективную ценовую политику у предприятия повышается уровень финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
Финансово-хозяйственная деятельность любого предприятия сопряжена с влиянием различных факторов на эту деятельность. Грамотное ис-
пользование информации, характеризующей влияние таких факторов, позволяет хозяйствующему субъекту обеспечить свои конкурентные преимущества. Как свидетельствуют статистические данные, 80 % влияния на деятельность предприятия оказывают управленческие решения, которые принимаются на основе выполнения всех функций управления: планирования, учета, внутреннего контроля, анализа, прогнозирования. В этих условиях весьма важное значение отводится управленческому учёту.
Принимая управленческое решение, руководству предприятия приходится сталкиваться со множеством вопросов, касающихся цены, затрат, объема и структуры продажи продукции, в конечном итоге оказывающим влияние на финансовый результат деятельности. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является CVP-анализ.
Необходимо отметить, что одно из главных условий данного анализа - это разграничение затрат на постоянные и переменные. Сущность деления затрат на постоянные и переменные состоит в том, что они по-разному реагируют на изменение объема производства продукции (товаров, услуг) и, как следствие, по-разному влияют на конечный результат деятельности, т. е. прибыль.
Как известно, переменные затраты - это затраты, находящиеся в прямой зависимости от объема производства, а постоянные затраты - это затраты, которые не зависят от изменений объема производства. Такие затраты на единицу продукции уменьшаются при увеличении объема производства и наоборот.
Основное и достаточно весомое место в проведении CVP-анализа занимает определение точки безубыточности, которая весьма точно определяет взаимосвязь и взаимозависимость между этими категориями. Кроме того установление точки безубыточности определяет момент, с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы.
Одним из мощных инструментов эффективности ведения бизнеса является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения «затраты - объем - прибыль» (Cost - Volume - Profit, CVP анализ). Этот вид анализа один из наиболее эффективных методов планирования и прогнозирования деятельности коммерческой организации, выявляющий оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, по-
могающий минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут более глубоко оценить финансовые результаты и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы коммерческой организации.
Учитывая тот факт, что каждая коммерческая организация имеет свою индивидуальность и специфику деятельности, проведение анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли необходимо детализировать такие значимые характеристики, как: цель анализа, задачи анализа и источники информации.
В современных условиях рыночной экономики затраты на производство представляют собой один из основополагающих качественных показателей производственной деятельности предприятий и их структурных подразделений. От уровня объема затрат зависит финансовый результат (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта. Показатель затрат на производство выпускаемой продукции позволяет оценивать работу коммерческой организации не только с качественной стороны, но одновременно отражает и количественные итоги его работы, так как значительное снижение затрат на производственную деятельность, в первую очередь, достигается путем наращивания объемов выпуска продукции, что напрямую связано с правильным управлением производственным коллективом и технологическими процессами организации.
Определение факторов снижения затрат на производственную деятельность является важнейшим этапом развития экономики любой коммерческой организации, базисом для соизмерения доходов и расходов.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что анализ затрат играет важную роль в системе управления коммерческой организацией. Как показывает практика, без правильной оценки реальной себестоимости нельзя грамотно управлять деятельностью коммерческой организации, а правильная оценка себестоимости возможна лишь при эффективном управлении затратами.
Целью анализа объема выпуска продукции (оборота) является выявление факторов роста объема производства продукции, формирование ассортимента продукции (работ, услуг), расширение доли рынка при максимальном использовании производственной мощности, составление прогноза развития производственной деятельности.
Определяя цель анализа прибыли, необходимо акцентировать внимание на определении величины чистой прибыли, стабильности основных составляющих показателей прибыли и анализе их динамики, а также выявлении резервов роста показателя прибыли на всех этапах её формирования.
В заключение статьи необходимо отметить, несмотря на то, что основная ответственность ложится на учетные системы, роль менеджмента, обеспечивающего торговую деятельность, очень значима, так как принятие оперативного решения ложится на их плечи, следовательно, знание основ управленческого учета и анализа им необходимо. Высокий уровень подготовки топ-менеджмента торговой организации будет обеспечивать минимизацию затрат и увеличение прибыли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверчев И. Управленческий учет и отчетность : постановка и внедрение. Москва ; Санкт-Петербург : Вершина, 2006. 510 с.
2. Вокина Е. Б. Управленческий учет в лизинговых организациях: монография. Тольятти : ПВГУС, 2010. 185 с.
3. Невешкина Е. В., Соснаускене О. И., Шредер Е. Г. Бухгалтерский учет в торговле : практическое пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. 412 с.
4. Котляров С. А. Управление затратами : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 159 с.
5. Керимов В. Э. Управленческий учет : учеб. для вузов. Изд. 4-е, изм. и доп.; Гриф МО. Москва : ИТК «Дашков и К°», 2005. 458 с.
6. Антохина Ю. А., Путихин Ю. Е., Грицаева М. В. Влияние институциональных факторов размера предприятия на результаты хозяйственной деятельности // Управленческое консультирование. 2014. № 10 (70). С. 21-28.
7. Фролова В. А. Методы государственного регулирования экологического страхования в российской федерации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Санкт-Петербург, 2009.
8. Фролова В. А. Пути обеспечения финансовой устойчивости страховой компании на современном этапе // В сборнике : Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе Материалы XIII межвузовской конференции. Редакторы: О. В. Гончарук, Н. А. Савинская. 2012. С.183-185.
9. Шнайдер В. В., Коростелева Л. А. Проблемы и вопросы инвестиционного направления современных организаций // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия : Экономика. 2013. № 6 (32). С. 124-128.
10. Gogol M. N. Forming of the system of administrative account on vertically-integrated enterprises // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014.№ 1. С. 23-26.
11. Ушанов И. Г. Стратегический управленческий учет как информационная основа бизнес-анализа // Балтийский гуманитарный журнал.
2014. № 2. С. 85-88.
12. Тарасова Т. М. Развитие учетно-контрольной системы стратегических показателей деятельности транспортных организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2015. № 3 (12). С. 81-83.
13. Хайруллина Д. И. Особенности организации раздельного учета доходов и расходов от предпринимательской и уставной деятельности жилищно-строительного кооператива // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 134-139.
14. Алтухова Н. В. Бухгалтерский учет на предприятии как сложная система // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 10-12.
15. Шнайдер В. В. Закономерности учёта инвестиционных средств и императивы конкурентоспособности экономического субъекта // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 84-87.
16. Тямусев Д. И. Аналитический учет товаров как составляющая управленческого учета в торговых организациях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 102-104.
17. Шнайдер В. В., Атаулов Р. Р. Влияние инвестиций на экономическое развитие хозяйствующего субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 41-44.
18. Тямусев Д. И. Методические подходы формирования системы управленческого учета и контроля в организациях розничной торговли // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 80-82.
19. Голиков О. И., Николаева Н. А. Основы классификации и методы управления затратами в системе стратегического управленческого учета // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014.№ 1. С. 26-30.
20. Старкова Н.О. Формирование системы управления организационным развитием малого предприятия //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. С.760-770.
21. Смагина А. Ю., Люльков Р. Н. Теоретические аспекты воздействия экономических учений по М. Веберу и учетно-аналитического обеспечения налоговых расчетов в системе управленческого учета // Балтийский гуманитарный журнал.
2014. № 3. С. 86-88.
22. Смагина А. Ю. Проблемы экономической сущности налоговых расчетов в системе управленческого учета // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 96-98.
23. Гогина Г. Н. Комплексный анализ экономического потенциала организации // Монография / Г. Н. Гогина, Е. В. Никифорова, С. Л. Шиянова ; Под общ. ред. А. И. Афоничкина ; М-во образования Рос. Федерации. Волж. ун-т им. В. Н. Татищева. Тольятти. 2003.
24. Никифорова Е. В. Системы управленческого учета и контроля современного предприятия // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2014.№ 2. С. 47-49.
25. Тремасова Е. А., Боровицкая М. В. Использование внутренней отчетности в рамках стратегического управленческого учета // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2015. № 2. С. 69-72.
26. Осипов В.С. Действие конкурентных сил в сетевой бизнес-структуре (на примере кластера) // Наука и Мир. 2014. Т. 2. № 2 (6). С. 66-70.
27. Листопад М. Е., Деружинский Г. В., Кор олев Д. А. Фазы общественного воспроизводства, взаимосвязь его материально-вещественных и стоимостных факторов // Современная экономика : проблемы и решения. 2014. № 12. С. 47-58.
28. Усачёв С. А. Сфера управленческого контроля за затратами предприятий сферы услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 104-107.
29. Локтионов Е. Г. Общетеоретические аспекты управления финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 65-67.
30. Михалёнок Н. О., Шнайдер О. В. Значение учетно-информационной системы в финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 62-66.
31. Курилов К. Ю. Оценки эффективности внедрения СЯМ-концепции с целью повышения эффективности деятельности предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 53-56.
32. Максакова Л. М. Маркетинговые подходы в повышении эффективности деятельности птицеводческих предприятий // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 78-80.
33. Сидорова Н. А., Федоров Ю. А. Анализ конкурентоспособности торгового предприятия на примере ООО «ТЕХЗДРАВ МТ» // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия : Экономика. 2015. № 2 (40). С. 189-198.
34. Михеева М. А., Орлова Л. В. Комплексный подход к отбору торгового персонала в современных условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 186-189.
35. Криворотько И. А. Анализ мировых торговых стратегий ведущих нефтяных компаний и перспективы их развития // Азимут научных иссле-
дований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 28-31.
36. Прокофьева У. Н. трудовая мотивация и психологический климат в коллективе в сфере торгового бизнеса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 62-65.
37. Хлевная И. В., Капелюшная Т. В. Выявление и анализ факторов влияния на развитие промышленных предприятий и предприятий сферы услуг // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 121-125.
38. Черкасов В. А. Исследование развития пищевых предприятий и предприятий перерабатывающего сектора АПК в кризисных условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 98-101.
39. Насакина Л. А. Стратегические аспекты анализа инновационного развития предприятия сферы услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 104-108.
08.00.05 УДК 338.462
СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ РЕСТОРАННЫМ БИЗНЕСОМ
© 2016
Мордовченков Николай Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Сервис и экономика сферы услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Попова Ирина Юрьевна, преподаватель кафедры «Сервис и экономика сферы услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Актуальной проблемой сферы сервиса и, в частности, индустрии питания является уровень информационного обеспечения процессов производства услуг. В связи с этим руководителям различных уровней необходим глубокий, системный, комплексный анализ средств информационного обеспечения для ведения технологического процесса. При выборе программных продуктов необходимо учесть уровень их обоснованности, актуальности, экономичности и эффективности. В мире глобальных бизнес-процессов каждый владелец бизнеса должен просчитывать, сможет ли он в период нестабильности повысить эффективность, выдержать серьезную конкурентную борьбу и не «затеряться» в информационном пространстве. В статье проведен всесторонний анализ сферы ресторанной индустрии и выявлены возможности и направления автоматизации технолого-обслуживающих процессов, связанных с формированием информационной базы. Информационная инфраструктура в данном секторе характеризуется системой организационных структур и подсистем, обеспечивающих функционирование и совершенствование информационного потенциала фирмы и средств информационной конвергенции в условиях глобализации. Эффективную работу организаций общественного питания на современном этапе невозможно представить без современной автоматизации. Автоматизация данного сектора услуг и сервиса представляет собой совокупность различного рода систем, которые объединяют в себе такие сферы деятельности, как производство, обслуживание покупателей, реализацию, управленческий, бухгалтерский, налоговый учет, с учетом положений действующего законодательства. Источниковедческий анализ, наблюдения свидетельствуют, что ресторанная