Научная статья на тему 'Анализ и управление рисками, связанными с зарубежными инвестициями нефтегазовых компаний Китая'

Анализ и управление рисками, связанными с зарубежными инвестициями нефтегазовых компаний Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТНК КИТАЯ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ КИТАЯ / ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ / ПИИ КИТАЯ / INVESTMENTS / INVESTMENT POLICY / TNK CHINA / CHINA''S OIL AND GAS INDUSTRY / CHINA''S INTERESTS / FDI IN CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ван Хао

В современных условиях мировое хозяйство представляет собой глобальную систему, сочетающую национальные экономики, способные действовать как единое целое. Особенно сложным механизмом мировой экономической системы выступает международный инвестиционный рынок, на котором происходит формирование и перераспределение финансовых ресурсов между различными странами. В условиях динамичного и меняющегося состояния мировой экономики, глобализации и интеграции чрезвычайно важной проблемой является исследование основных тенденций изменения глобальных потоков прямых иностранных инвестиций и определения их объемов и характера в международной финансовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and management of risks associated with foreign investment oil and gas companies in China

In modern conditions of the world economy is a global system that combines the national economy, capable of acting as a single entity. Particularly complex mechanism of the global economic system is a global investment market, which is the formation and redistribution of financial resources between the various countries. In the context of a dynamic and changing global economy, globalization and integration is extremely important problem is the study of the main trends in the global flows of foreign direct investment and to determine their scope and nature of international financial activities.

Текст научной работы на тему «Анализ и управление рисками, связанными с зарубежными инвестициями нефтегазовых компаний Китая»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/85EVN617.pdf

Статья опубликована 06.03.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ван Хао Анализ и управление рисками, связанными с зарубежными инвестициями нефтегазовых компаний Китая // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/85EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Ван Хао

Анализ и управление рисками, связанными с зарубежными инвестициями нефтегазовых компаний Китая

Аннотация. В современных условиях мировое хозяйство представляет собой глобальную систему, сочетающую национальные экономики, способные действовать как единое целое. Особенно сложным механизмом мировой экономической системы выступает международный инвестиционный рынок, на котором происходит формирование и перераспределение финансовых ресурсов между различными странами.

В условиях динамичного и меняющегося состояния мировой экономики, глобализации и интеграции чрезвычайно важной проблемой является исследование основных тенденций изменения глобальных потоков прямых иностранных инвестиций и определения их объемов и характера в международной финансовой деятельности.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная политика; ТНК Китая; нефтегазовая отрасль Китая; интересы Китая; ПИИ Китая

Проблема совершенствования управления глобальными потоками прямых иностранных инвестиций определяет актуальность исследования взаимосвязи между их поступлением и экономическим ростом, механизмом взаимодействия, особенно в условиях неустойчивости мировой экономики [2].

Исследования различных аспектов мировых инвестиционных процессов нашло свое отражение в трудах ученых, в частности Ю. Квашина и А. Кузнецова (определены перспективы наращивания прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации из стран СНГ); В. Боброва и К. Портасова (исследовано потоки прямых иностранных инвестиций в странах БРИКС) и другие.

Несмотря на значительный вклад указанных ученых в исследовании данной проблемы, требует дальнейшего изучения совершенствования механизма государственного управления прямыми иностранными инвестициями, направленными на обеспечение устойчивого экономического роста в условиях неустойчивости финансовых потоков в мировом хозяйстве.

Целью статьи является исследование управления рисками, связанными с зарубежными инвестициями нефтегазовых компаний Китая.

Несомненно, мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял как на динамику, так и на географию мировых инвестиционных потоков, определив неустойчивость мирового хозяйства, особенно транзитивных стран. Однако за последние годы под влиянием совершенствования механизмов межгосударственного управления глобальными инвестиционными потоками наблюдается их увеличение и постепенный вывод мировой экономики на траекторию экономического подъема.

Росту объемов инвестиций из Китая способствовало изменение политики правительства и внутренней институциональной среды в стране в течение последних десятилетий. Большинство масштабных китайских ТНК относятся к ресурсо-добывающим отраслям и заняты в основном в добыче нефти и горной промышленности. Среди них можно отметить компании China National Petroleum, China National Offshore Oil, Aluminum Corporation of China, Baoshan Steel, China Petrochemical, Petrochina. Эти компании больше импортируют, чем экспортируют, и большая часть их инвестиций направлена именно на поиск ресурсов. Основной целью международной активности этих групп является получение доступа к стратегическим природным ресурсам (например, нефтяных и угольных месторождений) для обеспечения национальной безопасности [1].

Начало политики зарубежного инвестирования Китая можно отнести к 1980-х -середине 1990-х гг., когда правительство начало поддерживать зарубежные ПИИ. Зарубежное инвестирование Китая в это время было незначительным, поскольку правительство было сосредоточено на реформировании государственного сектора, а частный сектор еще был слишком слаб для осуществления значительных инвестиций. Его целью было обеспечение для Китая торговых рынков и доступу к дефицитным природным ресурсам. В 1980 китайские фирмы были сосредоточены на создании совместных предприятий в странах Карибского бассейна, в основном в текстильной отрасли, для проникновения на американский рынок. В 1993 году. Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) получила права на разведку и добычу нефти в Перу.

В 1995 было подписано первое нефтяное соглашение в северо-восточной Африке между Китаем и Суданом.

Во второй половине 1990-х гг. произошли значительные сдвиги во внешней политике Китая в сторону регионального сотрудничества с соседними государствами, создание региональных группировок: «Шанхайская пятерка» (1996-1997 гг.), «АСЕАН + 3» (1997 г.), Форум китайско-африканского сотрудничества (2000 г.), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) (2001 г.), в рамках которых подписан ряд финансовых инициатив и инвестиционных проектов.

В настоящее время имеют место первые масштабные зарубежные инвестиции КНР. Так, в результате инвестирования Китайской национальной нефтяной корпорацией в 1997 г. 4,3 млрд долл. в Казахскую национальную нефтяную компанию «Актюбинскнефть» Китай получил до 63 % акций на трех нефтяных полях Казахстана, а также участие в 3-млрд долл. проекте строительства 3000-км трубопровода от Каспийского моря до Синдзяна [4].

После вступления Китая в ВТО в декабре 2001 г. и призыву руководства страны китайских компаний осуществлять политику внешнего инвестирования, основные китайские нефтяные компании получили несколько контрактов на разведку, добычу и очистку нефти и инфраструктурном развитии на Ближнем Востоке, который обеспечивает около половины импорта энергетических ресурсов КНР: в довоенном Ираке, Иране, Омане.

В 2002 г. Китайская нефтяная и химическая корпорация (Sinopec) получила право на инвестирование 75 % в 168-миллионный проект разведки и добычи нефти в восточной части Сахары, стал первым нефтяным проектом Китая в Алжире. С 2003 г., после того как президент

и премьер-министр Китая вместе с чиновниками Китайской энергетической компании посетили несколько африканских стран-производителей нефти, Китай оказался вовлеченным к растущему числу энергетических проектов в Африке. В декабре 2003 г. состоялась первая Китайско-африканская бизнес-конференция, имевшая результатом подписание соглашений с 20 проектов на общую сумму 680 млн долл.

Поскольку Китай вышел на глобальный энергетический рынок значительно позже ведущих западных государств, ограничивает его инвестиционные возможности, он пытается войти в «проблемные зоны», которые считаются слишком рискованными для стран Запада, с пакетами инвестиций и помощи в обмен на энергию. Так, в Анголе, которой, по завершении в 2002 г. гражданской войны, Китай предоставил 3 -миллиардную кредитную линию на развитие нефтяной промышленности и восстановления разрушенной инфраструктуры. Сегодня Ангола является вторым в субсахарской Африке производителем нефти после Нигерии, 1/3 ее добычи идет в Китай [5].

Зарубежная инвестиционная политика КНР активизировалась с 2010 г., по завершении глобального финансово-экономического кризиса; начался ее новый этап, с новыми качественными характеристиками. Если до начала кризиса Китай инвестировал преимущественно в развивающиеся страны, причем преимущественно в форме кредитов, грантов и помощи, финансовый кризис вызвал значительный спрос развитых стран на китайские капиталы, в том числе в форме прямых иностранных инвестиций.

Правительственный доклад, опубликованный в марте 2010 г., обещает большую государственную поддержку и большую автономию квалифицированным компаниям при получении собственности за рубежом. Хотя строгий контроль правительства за рынками ссудного капитала и ценных бумаг сохраняется, получение разрешения для инвестирования за рубеж упрощается. За исключением очень больших или политически чувствительных проектов, требующих специального рассмотрения в Пекине, большинство проектов теперь получают разрешение в местных бюро Министерства торговли и Комиссии по реформе в течение полутора месяцев. Расширились также сферы инвестирования. В последнем рабочем плане Министерства торговли впервые детализировано инвестиционные интересы Китая: производство и переработка ресурсов за рубежом, высокотехнологичная индустрия, экологическая энергетика, известные бренды.

Страхование иностранных инвестиций, что стало составляющим элементом управления рисками ПИИ, было гарантировано Банком развития Китая, который создал по африканскому направлению инвестирования Китайско-африканский фонд развития. Также в этом направлении работала Китайская корпорация страхования экспортно-импортных операций [7].

С целью поддержки экспансии китайских предприятий на зарубежные рынки Национальная комиссия по развитию и реформам вместе с Экспортно-импортным банком Китая (ЕИБК) разработали в 2003 г. «Правила по кредитной поддержке ключевых иностранных инвестиционных проектов». К ключевым отнесены, прежде всего, проекты в нефтяной и горной отраслях. Для кредитной поддержки иностранных инвестиционных проектов был разработан механизм кредитования. ЕИБК выделил средства в форме специальных кредитов для поддержки иностранных инвестиций в соответствии с планом развития национальных иностранных инвестиций.

Китайские иностранные инвестиции, после вступления Китая в ВТО, начали осуществляться по стратегии слияния и поглощения [3]. В этом плане использование слияния и поглощения не обошло стороной и сектор добывающей промышленности, в частности в регионе Африки, а также Латинской Америки.

Зарубежное инвестирование позволяет КНР решать важные внутренние проблемы -обеспечение доступа к энергетическим и сырьевым ресурсам, к ведущим финансовым институтам и технологиям; трудоустройства населения; завершение объединения Китая через делегитимизацию Тайваня как независимого государства и тому подобное. В то же время рост китайских инвестиций в развивающиеся страны, способствует корректировке мирового дисбаланса между развитыми странами и мировой периферией, его выравниванию за счет ускорения развития глобального юга, является прогрессивным фактором современного развития. Китайские инвестиции, как правило, не предусматривают быстрой отдачи и имеют в значительной степени стратегическое значение в направлении формирования нового мирового порядка на многополярной многоцивилизационной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уринцов А. И., Староверова О. В., Павлековская И. В. Анализ методов и инструментария оперативной адаптации субъекта экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 157-162.

2. Уринцов А. И. Устойчивое развитие экономики: опережающее управление / Симферополь, 2013.

3. Ху М., Уринцов А. Построение многоуровневой системы анализа рисков предпринимательской деятельности предприятий Китая в России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. С. 203-206.

4. China and the Developing World. Op. cit. - P. 70.

5. Jiang, W. China's booming Energy Ties with Africa // Inside AISA. The Bimonthly newsletter of the Africa Institute of South Africa. - 2006. - Ко.3-4, Oct-Dec. - P. 7.

6. Qiu Huafei. Contemporary Chinese Foreign Affairs and International Relations. -Beiging: Current Affairs Press, 2013. - P. 1-428.

7. Ruca Lu. Investment: The Most Sustainable Model fro China-Africa Cooperation / Lu Ruca // China Today. - 2012. - Vol. 61, Ко. 9. - P. 37.

8. Ying Ding. From giver to partner / Ding Ying // Beijing Review. - Vol. 57. - № 20. -January, 2014.

9. Shujun Yu. Taping the potential / Yu. Shujun // Beijing Review. - Vol. 55. - № 30. -July 26, 2012.

Van Khao

Analysis and management of risks associated with foreign investment oil and gas companies in China

Abstract. In modern conditions of the world economy is a global system that combines the national economy, capable of acting as a single entity. Particularly complex mechanism of the global economic system is a global investment market, which is the formation and redistribution of financial resources between the various countries.

In the context of a dynamic and changing global economy, globalization and integration is extremely important problem is the study of the main trends in the global flows of foreign direct investment and to determine their scope and nature of international financial activities.

Keywords: investments; investment policy; TNK China; China's oil and gas industry; China's interests; FDI in China

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.