Научная статья на тему 'Анализ и стратегия управления продуктовым портфелем'

Анализ и стратегия управления продуктовым портфелем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
925
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / ПРОДУКТОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ / АНАЛИЗ / СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пуговкина А.С.,

В статье рассматривается анализ и стратегия управления продуктовым портфелем. Исследование продуктового портфеля требуется для построения маркетинговой стратегии, оценки эффективности деятельности фирмы и её экономических перспектив. Актуальность выбранной темы состоит в том, что любой бизнес предпринимает различные меры для повышения своей конкурентоспособности на рынке, то есть компания вынуждена искать способы повышения конкурентоспособности своей продукции и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пуговкина А.С.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и стратегия управления продуктовым портфелем»

Сравнительный анализ - этокак внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

Таким образом, эффективное I управление I предполагает анализ финансово-хозяйственной деятельности, позволяет найти наиболее рациональные способы использовать ресурсы и дает возможность сформировать оптимальную для повышения финансовой устойчивости и платежеспособности структуру капитала предприятия.

Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность использования можно повышать, уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки. Список использованной литературы:

1. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебное пособие / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 208 с.

2. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное | пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА I М, 2015. - 215с.

3. Васильева, Л.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Л.С. Васильева, Е.М. Штейн, М.В. Петровская.- М.:Экзамен, 2017. - 319 с.

4. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова-М.: ТК Велби, 2017. - 424 с.

© Пронина О.В., 2020

УДК 33

Пуговкина А. С.

Студент СибГУ им. М.Ф. Решетнева Россия, г. Красноярск e-mail: angel-linaa@mail.ru Научный руководитель: Бахмарева Н. В.

доцент кафедры бухгалтерского учета СибГУ им. М.Ф. Решетнева

Россия, г. Красноярск e-mail: bаhmаrеvа@mail.ru

АНАЛИЗ И СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВЫМ ПОРТФЕЛЕМ

Аннотация

В статье рассматривается анализ и стратегия управления продуктовым портфелем. Исследование продуктового портфеля требуется для построения маркетинговой стратегии, оценки эффективности деятельности фирмы и её экономических перспектив. Актуальность выбранной темы состоит в том, что любой бизнес предпринимает различные меры для повышения своей конкурентоспособности на рынке, то есть компания вынуждена искать способы повышения конкурентоспособности своей продукции и бизнеса.

Ключевые слова:

Ассортимент, продуктовый портфель организации, анализ, стадии жизненного цикла.

Как в прошлом, так и в современном мире основным средством удовлетворения потребностей и запросов потребителей является итоговый продукт в виде произведенного товара или оказанной услуги. В условиях производства товар существует в виде продукции определенного ассортимента или

номенклатуры. Для поддержания уровня своей конкурентоспособности и обеспечения гибкости реагирования на потребности рынка достаточно актуальным является вопрос о формировании оптимальной структуры ассортимента продукции с позиций ее сбалансированности и рациональности. Данная задача является главенствующей в формировании «портфеля продукции» в любом бизнесе.

Как утверждал Прокопчук А. А., портфелем продукции является совокупность всей продукции (товарных групп, видов и разновидностей товара), для производства которой имеются возможности в рамках организационно-экономических условий конкретного производства.

Продукция, производимая фирмой, должна находиться на разных стадиях жизненного цикла, так прибыль от продажи одних будет перекрывать потери от спада или недостаток средств на стадии внедрения других.

Всего выделяют пять стадий жизненного цикла: стадия внедрения новой продукции на рынок; стадия роста, характеризуемая расширением круга потребителей и ростом прибыли; стадия зрелости, характеризуется стабильной прибылью от продажи продукции; стадия насыщения, на данной стадии предложение превышает спрос; стадия спада объёмов реализации и потеря интереса к товару.

В сбалансированном продуктовом портфеле фирмы должны присутствовать шесть групп товаров.

Первую группу товаров составляет основная продукция, к ней относятся товары, которые находятся в стадии роста и направлены на получение основной прибыли.

Ко второй группе относится поддерживающая продукция - это товары, приносящие выручку, они находятся в стадии зрелости.

Третью группу товаров составляет стратегическая продукция. В эту группу входят товары выходящие на рынок, они призваны обеспечивать будущую прибыль фирмы.

К четвертой и пятой группе относятся тактическая продукция и продукция, уходящая с рынка соответственно. Тактическая продукция - это товары, которые направлены на дополнение основной и поддерживающей продукции, они призваны стимулировать продажи. Уходящая с рынка продукция - это продукция, которая находится на стадии спада.

К последней, шестой, группе относятся разрабатываемые товары - это те товары, которые еще не вышли на рынок, но находятся в стадии пути.

Анализ портфеля продукции фирмы создается для решения множества проблем, к ним относятся: согласование стратегий хозяйственного подразделения для равновесия фирмы; координирование кадровых и финансовых ресурсов между подразделениями; анализ портфельного баланса; установление задач и контроль за их исполнением.

Анализ портфеля можно проводить различными методами, рассмотрим наиболее актуальные:

1) Анализ АВС. Основа данного анализа заключается в следующем: производится классификация всех номенклатурных позиций и для каждой выявленной категории формируют свои методики управления запасами. Благодаря анализу АВС группы продукция разбивается по степени влияния на общий результат.

2) Матричная оценка товарного портфеля фирмы с помощью матрицы БКГ. Предложенный метод основывается на теории жизненного цикла товара. Матрица БКГ может использоваться, например, для определения приоритетов в товарном портфеле организационной бизнес единицы. Для обеспечения долгосрочного процесса создания ценностей компания должна иметь ассортимент товаров.

3) Матрица «Привлекательность отрасли - конкурентная позиция». Данная модель предусматривает ведение позиционирования стратегических единиц бизнеса в системе координат. Матрица предоставляет инструментарий для анализа портфеля бизнесов (продукции). Главный вывод, к которому анализ подводит исследователя, состоит в следующем: сбалансированный портфель должен состоять в основном из бизнесов, находящихся в квадратах «Успех», немного бизнесов, находящихся в квадрате «Вопросительный знак», и строго определенное количество бизнесов, которые находятся в квадрате «Доходный бизнес». Их количества должно быть достаточно для обеспечения поддержки «успешных» бизнесов и «вопросительных знаков».

Цель планирования продаж и товарного портфеля состоит в том, чтобы своевременно обеспечить

предложение покупателям именно такой номенклатуры товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и в полном объеме удовлетворяла потребности покупателей.

При составлении портфеля заказов должны учитываться как отраслевые особенности, так и жизненный цикл продукции. Примером может служить следующая ситуация: для предприятия по пошиву женской одежды портфель заказов может состоять только из текущих заказов, потому что спрогнозировать ассортимент на период более года не представляется возможным.

После проведения анализа ассортимента продуктового портфеля, полученные результаты по различным методам анализируют друг с другом и на основании полученной информации предлагаются методы по улучшению ассортимента. Отлично подобранный ассортиментный портфель организации влияет на деятельность сбыта, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, соответственно, долей чистой прибыли в выручке компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит уменьшение уровня прибыли, теряется уровень конкурентоспособности на перспективных потребительских и товарных рынках и, в следствии этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

Список использованной литературы:

1. Барахов В.И., Самочкин В.Н. Исследование жизненного цикла товара // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002 . №3. С. 37-44.

2. Либо А. М. Экономическое содержание процесса формирования товарного портфеля // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2012. - № 2. С. 131-133.

3. Пучкина Т. Н. Формирование портфеля продукции предприятия // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. №10-1. С. 68-75.

4. Репичев, А. И., Зверева, Г. П. Исследование товарного ассортимента предприятия АПК // Экономика и предпринимательство. - 2015. № 2. С. 483-485.

©Пуговкина А. С., 2020

УДК331

С .В. Трифонов

канд. экон. наук, доцент СПбГЭУ, г. Санкт-Петрбург, РФ

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация

В данной статье проблема обеспечения роста производительности труда рассматривается не только на уровне предприятия, имеющего потенциал развития в этом аспекте его деятельности. Рассмотрены меры по повышению производительности труда со стороны государства, направляющего значительные ресурсы на стимулирование экономического роста, а также необходимость ряда институциональных преобразований, позволяющих обеспечить их достижение.

Ключевые слова

Производительность труда, факторы повышения производительности труда, фондовооруженность,

предпринимательская культура, мотивация труда

Российские предприятия неизбежно сталкиваются с необходимостью поиска внутренних резервов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.