Научная статья на тему 'Анализ и синтез конструкций автомобильных амортизаторов с целью повышения их надёжности'

Анализ и синтез конструкций автомобильных амортизаторов с целью повышения их надёжности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
228
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ АМОРТИЗАТОР / НАДЁЖНОСТЬ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / AUTOMOBILE SHOCK ABSORBER / RELIABILITY / MORPHOLOGICAL ANALYSIS / SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Остренко А.Г., Харченко А.О.

Приводится системный подход к анализу и синтезу новых конструкций гидравлических телескопических амортизаторов легковых автомобилей с использованием морфологических методов описания объекта. Рассмотрен синтез оптимальных структур как задача общей теории синтеза технических систем. Построена система амортизатора как си-стема с открытыми границами, когда число составляющих системы и их вариантов заранее не известно, переход от одного варианта к другому дискретен и трудноформализуем; множество вариантов может быть установлено только на основе априорной информации опыта проектирования; часть вариантов затруднена для анализа в связи с отсутствием требуемых технических решений. Заранее заданы методы и средства регулирования амортизаторов. Проведён морфологический анализ с учётом графов возможных структурных элементов амортизатора. Рассмотрена возможность выполнения каждого элемента конструкции в различных вариантах. Определены критерии для определения укрупнённых показателей при проведении синтеза новых конструкций амортизаторов легковых автомобилей. Данные критерии представлены в виде 2 «весовых» коэффициентов. Распределены «весовые» коэффициенты для альтернатив элементов системы амортизатора. Выполнен синтез структур на основе использования структурной и параметрической оптимизации технических систем. Выявлены наименее надёжные элементы системы амортизатора при помощи параметрического синтеза. Выявлены наиболее рациональные конструкции системы амортизатора по более высокой сумме «весовых» коэффициентов. Определены конструкции по наиболее оптимальным признакам дифференциации и регулирования рабочего цикла гидравлических гасителей колебаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Остренко А.Г., Харченко А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF DESIGNS OF AUTOMOBILE SHOCK ABSORBERS FOR IMPROVING THEIR RELIABILITY

The article provides a systematic approach to the analysis and synthesis of new designs of hydraulic telescopic shock absorbers for cars using the morphological methods of describing the object. The author considers synthesis of optimal structures as a problem of the general theory of the synthesis of technical systems. The shock absorber system is constructed as a system with open boundaries, when the number of components of the system and their variants is not known in advance, and the transition from one variant to another is discrete and difficult to formalize; a lot of options can be established only on the basis of a priori information of design experience; part of the options to be analyzed due to the lack of the required technical solutions. Methods and means for regulating shock absorbers are predetermined. Morphological analysis was carried out taking into account the graphs of possible structural elements of the shock absorber. The possibility of each structural element to be implemented in different variants is considered. The article defines the criteria for determining the enlarged indicators for the synthesis of new structures of the shock absorbers for automobiles. These criteria are presented in the form of two “weight” coefficients. The "weight" coefficients are distributed for alternative elements of the shock absorber system. In the paper, the synthesis of structures based on the use of structural and parametric optimization of technical systems is performed. The least reliable components of the shock absorber system were identified by parametric synthesis. The article reveals the most rational designs of the shock absorber system for a higher sum of "weight" coefficients. Designs are determined for the most optimal features of differentiation and regulation of the working cycle of hydraulic vibration dampers.

Текст научной работы на тему «Анализ и синтез конструкций автомобильных амортизаторов с целью повышения их надёжности»

иркутский государственный университет путей сообщения

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (57) 2018

УДК 629.1.05

А. Г. Остренко, А. О. Харченко

DOI: 10.26731/1813-9108.2018.1(57).130-139

Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Российская Федерация Дата поступления: 25 февраля 2018 г.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КОНСТРУКЦИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ АМОРТИЗАТОРОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ НАДЁЖНОСТИ

Аннотация. Приводится системный подход к анализу и синтезу новых конструкций гидравлических телескопических амортизаторов легковых автомобилей с использованием морфологических методов описания объекта. Рассмотрен синтез оптимальных структур как задача общей теории синтеза технических систем. Построена система амортизатора как система с открытыми границами, когда число составляющих системы и их вариантов заранее не известно, переход от одного варианта к другому дискретен и трудноформализуем; множество вариантов может быть установлено только на основе априорной информации опыта проектирования; часть вариантов затруднена для анализа в связи с отсутствием требуемых технических решений. Заранее заданы методы и средства регулирования амортизаторов. Проведён морфологический анализ с учётом графов возможных структурных элементов амортизатора. Рассмотрена возможность выполнения каждого элемента конструкции в различных вариантах. Определены критерии для определения укрупнённых показателей при проведении синтеза новых конструкций амортизаторов легковых автомобилей. Данные критерии представлены в виде 2 «весовых» коэффициентов. Распределены «весовые» коэффициенты для альтернатив элементов системы амортизатора. Выполнен синтез структур на основе использования структурной и параметрической оптимизации технических систем. Выявлены наименее надёжные элементы системы амортизатора при помощи параметрического синтеза. Выявлены наиболее рациональные конструкции системы амортизатора по более высокой сумме «весовых» коэффициентов. Определены конструкции по наиболее оптимальным признакам дифференциации и регулирования рабочего цикла гидравлических гасителей колебаний.

Ключевые слова: автомобильный амортизатор, надёжность, морфологический анализ, синтез.

A. G. Ostrenko, A. O. Harchenko

Sevastopol State University, Sevastopol, the Russian Federation Received: February 25, 2018

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF DESIGNS OF AUTOMOBILE SHOCK ABSORBERS FOR IMPROVING THEIR RELIABILITY

Abstract. The article provides a systematic approach to the analysis and synthesis of new designs of hydraulic telescopic shock absorbers for cars using the morphological methods of describing the object. The author considers synthesis of optimal structures as a problem of the general theory of the synthesis of technical systems. The shock absorber system is constructed as a system with open boundaries, when the number of components of the system and their variants is not known in advance, and the transition from one variant to another is discrete and difficult to formalize; a lot of options can be established only on the basis of a priori information of design experience; part of the options to be analyzed due to the lack of the required technical solutions. Methods and means for regulating shock absorbers are predetermined. Morphological analysis was carried out taking into account the graphs of possible structural elements of the shock absorber. The possibility of each structural element to be implemented in different variants is considered. The article defines the criteria for determining the enlarged indicators for the synthesis of new structures of the shock absorbers for automobiles. These criteria are presented in the form of two "weight" coefficients. The "weight" coefficients are distributed for alternative elements of the shock absorber system. In the paper, the synthesis of structures based on the use of structural and parametric optimization of technical systems is performed. The least reliable components of the shock absorber system were identified by parametric synthesis. The article reveals the most rational designs of the shock absorber system for a higher sum of "weight" coefficients. Designs are determined for the most optimal features of differentiation and regulation of the working cycle of hydraulic vibration dampers.

Keywords: automobile shock absorber, reliability, morphological analysis, synthesis.

Введение

Метод морфологического анализа направлен на последовательный перебор всех возможных вариантов и является примером системного подхода к решению творческих задач [1-5].

Сущность метода состоит в том, что в совершенствуемой технической системе выделяют несколько характерных для неё структурных,

морфологических признаков, по каждому из которых составляют список различных конкретных вариантов (альтернатив) технического выражения использования этих признаков. Каждый признак может характеризовать какой-то структурный узел (конкретный элемент системы), какую-то её функцию (связь между элементами), то есть параметры системы, от которых зависит решение проблемы.

130

© А. Г. Остренко, А. О. Харченко, 2018

оо ее I

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol 57, no.1

Область применения метода морфологического анализа - решение технических задач, относящихся к объекту в целом, при наличии полной информации об объекте и заключающихся в усовершенствовании объекта. Наиболее целесообразная область применения метода - решение конструкторских задач общего плана.

Существуют пять последовательных этапов морфологического анализа:

- формулировка задачи, отражающая основное требование к объекту;

- разделение объекта на функциональные элементы с составлением списка всех морфологических признаков и требований к ним, то есть всех важных характеристик объекта, его параметров, от которых зависит решение проблемы и достижение основной цели;

- независимое рассмотрение всех элементов и выбор для каждого различных вариантов реали-

зации, то есть составление возможных вариантов по каждой характеристике независимо от построения морфологической модели;

- анализ решений, возникающих из матрицы, с определением ценности всех полученных вариантов, то есть синтез всех вариантов объекта;

- выбор наиболее рациональных вариантов конкретных решений, то есть лучших сочетаний по заданному критерию.

Синтез новых конструкций

амортизаторов

Воспользуемся методом морфологического анализа для синтеза новых конструкций гидравлических телескопических амортизаторов с целью повышения их надёжности и ремонтопригодности [6-8]. Для этого необходимо проанализировать полные взаимодействия элементов амортизатора (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Структурно-функциональный анализ взаимодействия элементов амортизатора

Элемент Функция

Обозначение Наименование Обозначение Наименование

1 2 3 4

Ео Шток ¿0 Воспринимает внешнее воздействие

ôo2 Воздействует на уплотнительный узел

¿о3 Взаимодействует с перепускным клапаном

¿о4 Фиксирует поршень

¿о5 Фиксирует клапан отдачи

Е1 Уплотнительный узел Ô1 Препятствует контакту рабочей жидкости с окружающей средой

Ô2 Обеспечивает защиту поверхности рабочего штока от инородных частиц

Ег Направляющая штока Обеспечивает перемещение рабочего штока вдоль вертикальной оси амортизатора

Ô22 Фиксирует рабочий цилиндр

Ез Штоковая полость Содержит рабочую жидкость

Е4 Перепускной клапан ¿4 Препятствует перетеканию рабочей жидкости

Е5 Поршень ¿5 Разделяет штоковую и бесштоковую полость рабочего цилиндра

ö52 Фиксирует перепускной клапан поршня

¿53 Фиксирует клапан отдачи

Еб Цилиндр Содержит рабочую жидкость

Е7 Клапан отдачи Препятствует перетеканию рабочей жидкости

е8 Бесштоковая полость Содержит рабочую жидкость

иркутским государственный университет путей сообщения

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (57) 2018

Элемент Функция

Обозначение Наименование Обозначение Наименование

1 2 3 4

Е9 Клапан сжатия ¿9 Разделяет бесштоковую полость рабочего цилиндра и резервуар

¿2 Препятствует перетеканию рабочей жидкости

Е10 Резервуар Содержит рабочую жидкость

¿10 Отдаёт тепловую энергию в окружающую среду

Ец Кронштейн крепления ¿1: Обеспечивает силовое и кинематическое замыкание резервуара с поворотным кулаком

Е12 Рабочая жидкость ¿2 Препятствует перемещению поршня в рабочем цилиндре

¿12 Перетекает через клапаны и дросселирующие отверстия

Структурная схема, поясняющая взаимодействие функциональных элементов в системе амортизатора, показана на рис. 1.

Морфологическая матрица автомобильного амортизатора, представляющего собой систему,

Рис. 1. Структурная схема амортизатора

состоящую из таких элементов, как шток (Ш), уплотнительный узел (УП), перепускной клапан (ПК), поршень (П), рабочий цилиндр (РЦ), резервуар (Р), демпфирующая среда (ДС), представлена в табл. 2.

оо ее I

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol 57, no.1

Т а б л и ц а 2

Морфологическая матрица элементов системы амортизатора

Наименование элемента Материал Форма (состояние) Объект воздействия Конструктивное исполнение

1 2 3 4 5

Шток (Ш) А - Сталь 40 А - Вал ступенчатый А4 - Узел уплотнения А5 - Резьба на концах вала

А2 - Сталь 45Х А32 - Вал гладкий А2 - Клапан перепускной А - С дополнительным валом внутри

А2 - Пластик армированный А - Вал полый А43 - Поршень А - Полый, соединяющий бесштоковую полость цилиндра со штоковой

А - Алюминиевый сплав А - Вал призматический А^ - Совокупность объектов А - С проушиной на торце

- - - А - Сборный

Уплотнительный узел (УП) А^ - Масло- тепло-морозостойкая резина ИПР-1100 А^ - Симметричная, не тело вращения А4 - Шток А5 - Грязезащитное кольцо в сочетании с манжетой

А2 - Металлокерамика А32 - Не симметричная, не тело вращения А2 - Резервуар А52 - Универсальный узел уплотнения

А23 - Войлок А3 - Симметричная, тело вращения А43 - Рабочий цилиндр -

А24 - Совокупность элементов А3 - Не симметричная, тело вращения А4 - Совокупность объектов -

Перепускной клапан (ПК) С4 - Сталь С\ - Диск С4 - Шток С5 - Регулируемый пружинный дроссельный клапан

С44 - Чугун С32 - Цилиндр С - Поршень С52 - Электромагнитный клапан

С4 - Пластик С33 - Конус С43 - Демпфирующая среда С| - Не регулируемый пружинный дроссельный клапан

С4 - Алюминиевый сплав С34 - Сложная форма (комбинированный) С4 - Совокупность объектов С54 - Демпфирующий клапан с дроссельным отверстием и плунжером

Поршень (П) П - Сталь 30 П - Цилиндрическая П - Шток П - Соединяет полости по средством клапанов

П - Чугун П32 - Овальная П4 - Перепускной клапан и клапан отдачи П52 - Полностью разделяет полости рабочего цилиндра

П4 - Металлокерамика П - Призматическая - Демпфирующая среда - Поршень с возможностью ограниченного осевого перемещения с дроссельными отверстиями

П - Керамика П34 - Коническая П4 - Совокупность П54 - Подпружиненный,

иркутским государственный университет путей сообщения

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (57) 2018

Наименование элемента Материал Форма (состояние) Объект воздействия Конструктивное исполнение

1 2 3 4 5

объектов разделяющий поршень

П - Капролон П35 - Сложная форма (комбинированный)

П - Тефлон - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рабочий цилиндр (РЦ) X1 - Сталь 35 Х3 - Цилиндрическая Х4 - Демпфирующая среда Х5 - С увеличенным диаметром в средней части

X2 - Сталь 45Х Х33 - Овальная Х^ - Поршень Х53 - Со сквозными продольными канавками в средней части

X23 - Металлокерамика Х3З - Призматическая Х43 - Уплотнитель-ное кольцо поршня Х3 - Постоянного диаметра по всей длине, без канавок

Х^ - Чугун Х3 - Коническая Х4 - Дополнительный плавающий цилиндр Х4 - С дополнительным плавающим цилиндром

- - - Х33 - С продольными канавками внутри плавающего цилиндра

Х36 - Со сквозными продольными канавками внутри плавающего цилиндра

Резервуар (Р) К,1 - Сталь 30 - Цилиндрическая Т - Демпфирующая среда К1 - Труба, соосная рабочему цилиндру

Y33 - Алюминиевый сплав К,3 - Овальная К43 - Атмосфера К3 - Гидроаккумулятор с плавающим поршнем

К33 - Металлокерамика Т33 - Призматическая К43 - Газ Т3 - Ёмкость, отделённая от амортизатора и соединённая с ним трубопроводом

Т34 - Чугун К34 - Комбинированная сложная форма - Совокупность объектов КЗ1 - Эластичная гильза, соосная рабочему цилиндру

Демпфирующая среда (ДС) - Масло + газ 73 - Жидкость - Поршень и шток 73 - Без дополнительных включений

- Масло АЖТ - 12 733 - Газообразное - Клапан перепускной и клапан отбоя 75 - С добавлением мелкодисперсного металлического порошка

Z3 - Жидкость амортизаторная МГП-12 - - Клапан сжатия и цилиндр -

- Газ - - Совокупность объектов -

оо ее I

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol 57, no.1

Выбор критериев оптимизации

Синтез новых конструкций автомобильных амортизаторов основан на базе следующих критериев [9, 10]:

1) упрощение конструкции, приводящее к повышению надёжности работы амортизатора;

2) возможность установки амортизатора в серийные модели автомобилей без изменения па-

раметров, габаритов и конструктивных исполнений основных элементов.

Для наглядности отображения эффективности вариантов исполнения каждого элемента системы в табл. 3 приведены «весовые» коэффициенты.

Т а б л и ц а 3

Распределение «весовых» коэффициентов для альтернатив элементов системы амортизатора

Шток (Ш)

À 1 2 3 4

1 0,7 0,9 0,25 0,9

2 0,9 0,7 0,25 0,7

3 0,85 0,8 0,25 0,5

4 0,4 0,3 1 0,7

5 1

Уплотнительный узел (УП)

1 2 3 4

1 0,5 0,3 0,5 0,8

2 0,7 0,1 0,2 1

3 0,2 1 0,1

4 1 0,7 1

Перепускной клапан (ПК)

C j 1 2 3 4

1 1 0,7 0,5 0,8

2 0,3 0,8 0,5 0,7

3 0,9 0,6 0,7 0,7

4 0,8 0,9 1 0,5

Поршень (П)

1 2 3 4

1 1 0,9 0,5 0,9

2 0,5 0,9 0,9 0,6

3 0,9 0,7 0,8 0,8

4 0,7 0,6 1 0,8

5 0,6 0,7

6 0,8 1

Рабочий цилиндр (РЦ)

X j 1 2 3 4

1 0,8 1 0,5 0,8

2 0,9 0,7 0,7 0,7

3 0,5 0,6 0,9 0,6

4 0,3 0,7 0,9 0,9

5 1

6 1

Резервуар (Р)

1 2 3 4

1 1 0,9 0,5 0,9

2 0,5 0,8 0,5 0,8

3 0,3 0,6 0,2 0,7

4 0,8 0,8 1 0,6

иркутским государственный университет путей сообщения

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (57) 2018

Окончание табл. 3

Демпфирующая среда (ДС)

Z) 1 2 3 4

1 0,9 0,8 0,3 0,8

2 0,9 0,85 0,4 0,9

3 0,85 0,3

4 0,7 1

Т а б л и ц а 4

Ш

Вариант I А2 A3 А4 A1

Вариант II А2 A33 А4 A2

Вариант III А2 A32 A4 А

Вариант IV А3 A32 A4 А5

Вариант V А2 A3 A4 А

Вариант VI А2 A3 A4 А

Вариант VII А A32 а; А4

УП

Вариант I Вз4 В33 В; В2

Вариант II В2 В33 В; В5

Вариант III В2 В33 В; В5

Вариант IV в2 В3 В; В5

Вариант V В2 В33 В; В5

Вариант VI В2 В33 В; В5

Вариант VII Вз4 В33 в; В5

ПК

Вариант I с1 с1 с4 с3 5

Вариант II с1 с4 с4 с1 5

Вариант III с1 2 с1 с4 с3

Вариант IV с4 2 с4 с4 с2

Вариант V с1 с2 с4 с3

Вариант VI с1 2 с2 с4 с3

Вариант VII с3 2 с3 с4 4 с4 5

П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант I D2 D35 D 4 4 D5

Вариант II D1 D3 D 4 D5

Вариант III D3 D 4 D5

Вариант IV D1 D35 D 4 D5

Вариант V D2 D3 D 4 D54

оо ее I

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol 57, no.1

Окончание табл. 4

Вариант VI D3 D3 D 4 4 D54

Вариант VII D5 D3 D 4 4 D2

РЦ

Вариант I X2 X3 X44 X55

Вариант II X1 X3 X43 X3

Вариант III X1 X3 X42 X5

Вариант IV X23 X3 X43 X3

Вариант V X1 x3 X42 X3

Вариант VI X1 X3 X42 X3

Вариант VII X1 X3 X2 X3

Р

Вариант I Y1 2 Y 4 Y 4 4 Y51

Вариант II Y1 2 Y1 Y 4 4 Y51

Вариант III Y1 2 Y 4 Y 4 4 Y51

Вариант IV Y 2 2 Y1 Y 4 4 Y53

Вариант V Y1 2 Y1 Y 4 4 Y51

Вариант VI Y1 2 Y1 Y 4 4 Y51

Вариант VII Y1 2 Y 4 Â3 Y 3 4 Y52

Для каждого из структурных элементов бранных вариантов. Эти коэффициенты показы-

амортизатора на основе использования данных из вают уровень соответствия вариантов принципу

табл. 3, 4 определяются суммарные «весовые» ко- критериев оптимизации [11-13]. эффициенты, которые заносятся в табл. 5 для вы-

Т а б л и ц а 5

Матрица смежности_

Вариант исполнения Узлы амортизаторов Суммарный «весовой» коэффициент по каждому из вариантов Е а Относ. Ц (1) Ц (2) Относ. Ц (2)

Ш УП ПК П РЦ Р ДС

I 3,7 4 3,4 3,9 3,8 3,7 3,5 26 0,154 627,705 0,154

II 3,4 3,3 3,7 3,8 3,7 3,8 3,5 25,2 0,149 607,32 0,149

III 3,3 3,3 3,4 3,7 3,3 3,7 3,55 24,25 0,144 584,24 0,143

IV 3,55 2,6 3,4 3,4 3 3,3 2,95 22,2 0,131 535,785 0,131

V 3,5 3,3 3,5 3,6 3,1 3,8 3,45 24,25 0,144 584,94 0,144

VI 3,5 3,3 3,5 3,6 3,1 3,8 3,45 24,25 0,144 584,94 0,144

VII 3,25 3,8 3 3,3 3,1 2,8 3,55 22,8 0,135 550,285 0,135

168,95 4075,215

иркутским государственный университет путей сообщения

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (57) 2018

Относительный «вес» 7-го варианта при первом приближении находится из выражения:

Р (1) =

а..

Е

а

(1)

Абсолютный «вес» 7-го варианта при втором приближении рассчитывается по формуле:

Р.(2) = апЕа1; +а12Еа12 +... + %Еаб] +а17Еа1Г (2)

Относительный «вес» (-го варианта при втором приближении определяем по формуле:

ротнос. (2) _

Р((2)

(3)

Е Р (2)'

Таким образом, наиболее рациональным считается вариант с наибольшим относительным «весом» при втором приближении. Исходя из этого, выделим семь рассмотренных вариантов:

I - амортизатор с плавающим цилиндром;

II - регулируемый амортизатор с дифференцированным усилием сопротивления растяжению -сжатию;

III - амортизатор с непостоянным по длине внутренним диаметром рабочего цилиндра;

IV - амортизатор с электромагнитным клапаном;

V - амортизатор с дифференцированным усилием сопротивления сжатию;

VI - амортизатор с дифференцированным усилием сопротивления растяжению - сжатию;

VII - амортизатор с гидроаккумулятором в виде плавающего поршня.

По более высоким весовым коэффициентам оставляем следующие четыре варианта:

I - амортизатор с плавающим цилиндром;

II - регулируемый амортизатор с дифференцированным усилием сопротивления растяжению-сжатию;

III - амортизатор с дифференцированным усилием сопротивления сжатию;

IV - амортизатор с дифференцированным усилием сопротивления растяжению - сжатию.

Заключение

Эскизы указанных вариантов представлены на рис. 2 Оптимальный вариант конструкции амортизатора из совокупности четырёх рациональных будет определён в результате лабораторных испытаний на специальном стенде по разработанной в СевНТУ методике.

а)

б)

в)

г)

Рис. 2. Эскизы наиболее рациональных вариантов конструкций амортизаторов:

а - амортизатор с плавающим цилиндром; б - регулируемый амортизатор с дифференцированным усилием растяжения - сжатия; в - амортизатор с дифференцированным усилием сжатия; г - амортизатор с дифференцированным усилием растяжения - сжатия

оо ео I

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2018, Vol. 57, no. 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Хубка В. Теория технических систем. - М.: Мир, 1987. - 208 с.

2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973. - 296 с.

3. Дж. К. Джонс. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986. - 326 с.

4. Кузнецов Ю.Н., Срибный Л.Н. Повышение эффективности токарных автоматов. - К.: Техника, 1989. - 168 с.

5. Новосёлов Ю.К., Харченко А.О. Выбор оптимальной структуры ГПМ // Станки и инструмент. - 1987. - №2. С. 5-7.

6. Akopjan R., Lejda K. Theoretical and operational problems of buses and their prime movies / R. Akopjan. - Lvov: "Meta", 2002. - 450p.

7. Akopjan R., Lejda K. Some problems of theory, constructions exploitation of automotive transport facilities / R. Akopjan. - Lvov: "BMC", 2006. - 579 p.

8. Лурье Б.Я. Классические методы автоматического управления / Б.Я. Лурье, П. Дж. Энрайт. - СПб: БХВ - Петербург, 2004. - 640 с.

9. Павский В.А. Теория массового обслуживания. - Кемерово, 2008. - 116 с.

10. Теория массового обслуживания. Перевод с англ. / Пер. И. И. Грушко; ред. В. И. Нейман. - М.: Машиностроение, 1979. -432 с., ил.

11. Гозбенко В.Е., Крипак М.Н., Полтавская Ю.А. Математическое моделирование работы автотранспортного предприятия // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - Иркутск: ИрГУПС, 2014. - С. 120-129.

12.Карлина А.И., Гозбенко В.Е. Моделирование объектов машиностроения для снижения влияния внешних вибрационных воздействий // Вестник Иркутского государственного технического университета. - Иркутск: ИНИТУ, 2016 - С. 35-47.

13. Лебедева О.А., Михайлов А.Ю. Байесовский метод оценки матрицы корреспонденций // Международный конгресс «Архитектура, строительство, транспорт» 67-я международная практическая конференция «Теория, методы проектирования машин и процессов в строительстве». - Омск: СибАДИ, 2013 - С. 56-58.

REFERENCES

1. Khubka V. Teoriya tekhnicheskikh system [The theory of technical systems.]. Moscow : Mir Publ., 1987, 208 p.

2. Al'tshuller G.S. Algoritm izobreteniya [Algorithm of the invention]. Moscow : Moskovskii rabochii Publ., 1973, 296 p.

3. Johns J.Ch. Design methods. 1970 and 1981 John Wiley & Sons Ltd., 407 p. (Russ. ed.: Dzh. K. Dzhons. Metody proektirovaniya. Moscow : Mir Publ., 1986, 326 p.).

4. Kuznetsov Yu.N., Sribnyi L.N. Povyshenie effektivnosti tokarnykh avtomatov [mproving the efficiency of automatic lathes]. Kiev : Tekhnika Publ., 1989, 168 p.

5. Novoselov Yu.K., Kharchenko A.O. Vybor optimal'noi struktury GPM [Choice of the optimal structure of the lifting devices]. Stanki i instrument [Machines and tools], 1987, No. 2, pp. 5-7.

6. Akopjan R., Lejda K. Theoretical and operational problems of buses and their prime movies. Lvov: Meta Publ., 2002, 450 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Akopjan R., Lejda K. Some problems of theory, constructions exploitation of automotive transport facilities. Lvov: BMC Publ., 2006, 579 p.

8. Lur'e B.Ja., Jenrajt P. Dzh. Klassicheskie metody avtomaticheskogo upravlenija [Classical methods of automatic control]. St.Petersburg: BHV - Peterburg Publ., 2004, 640 p.

9. Pavskij V.A. Teorija massovogo obsluzhivanija [Queueing Systems Theory]. Kemerovo, 2008, 116 p.

10. Kleinrock L. Queueing Systems: Volume 1: Theory. Wiley-Interscience; 1 ed., 1975, 417 p. [Russ. ed.: Teorija massovogo obsluzhivanija. Translated from English by I. I. Grushko; V. I. Nejman (ed.). Moscow: Mashinostroenie Publ., 1979, 432 p., ill.].

11. Gozbenko V.E., Kripak M.N., Poltavskaja Ju.A. Matematicheskoe modelirovanie raboty avtotransportnogo predprijatija [Mathematical modeling of the work of a motor transportation enterprise]. Sovremennye tehnologii. Sistemnyj analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling]. Irkutsk: ISTU Publ., 2014, pp. 120-129.

12.Karlina A.I., Gozbenko V.E. Modelirovanie ob#ektov mashinostroenija dlja snizhenija vlijanija vneshnih vibracionnyh vozdejstvij [Modeling of machine-building objects to reduce the influence of external vibration effects]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. Irkutsk: INITU Publ., 2016, pp. 35-47.

13. Lebedeva O.A., Mihajlov A.Ju. Bajesovskij metod ocenki matricy korrespondencij [Bayesian method for assessing the correspondence matrix]. Mezhdunarodnyj kongress «Arhitektura, stroitel'stvo, transport» 67-ja mezhdunarodnaja prakticheskaja konferencija «Teorija, metody proektirovanija mashin i processov v stroitel'stve» [International Congress "Architecture, construction, transport", the 67th international practical conference "Theory, methods of designing machines and processes in construction"]. Omsk: SibADI Publ., 2013, pp. 56-58

Информация об авторах Authors

Остренко Алексей Геннадьевич - старший Ostrenko Aleksei Gennad'evich - Asst. Prof., the Subdepart-преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт», ment of Automobile Transport, Sevastopol State University, Sevas-Севастопольский государственный университет, г. topol, e-mail: ostrenich@rambler.ru Севастополь, e-mail: ostrenich@rambler.ru

Харченко Александр Олегович - к. т. н., профессор Harchenko Aleksandr Olegovich - Ph.D. in Engineering Sci-кафедры «Технология машиностроения», Севастопольский ence, Prof., the Subdepartment of Technology of Mechanical Engi-государственный университет, г. Севастополь, e-mail: neering, Sevastopol State University, Sevastopol, e-mail: khao@list.ru khao@list.ru

Для цитирования For citation

Остренко А. Г. Анализ и синтез конструкций автомобиль- Analysis and synthesis of designs of automobile shock absorbers ных амортизаторов с целью повышения их надёжности / for im-proving their reliability. Modern technologies. System analy-

А. Г. Остренко, А. О. Харченко // Современные технологии. sis. Modeling, 2018, Vol. 57, No. 1, pp. 130-139. DOI: 10.26731 / Системный анализ. Моделирование. - 2018. - Т. 57, № 1. - С. 1813-9108.2018.1 (57). 130-139.

130-139. - DOI: 10.26731/1813-9108.2018.1(57).130-139._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.