Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И СЕГМЕНТАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)'

АНАЛИЗ И СЕГМЕНТАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА / ТРАНСПОРТНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОЕЗДОК / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дорофеева Любовь Андреевна, Шишацкий Николай Георгиевич

Официальная статистика по внутреннему и въездному туризму не дает полного представления о величине туристического потока и его сегментации по географии и целям прибытия туристов. Завышенные оценки объемов туристического потока создают проблемы для развития туристической отрасли, поскольку не позволяют достоверно рассчитать доходность соответствующих инвестиционных проектов. Целью данного исследования является поиск подходов, которые позволили бы более адекватно оценить величину и структуру туристического потока в регионе. Предлагается построение транспортно-туристического баланса региона, основанного на использовании статистики размещений и транспортной статистики. Проанализирована структура (сегментация) туристических потоков региона по целям приезда, продолжительности поездки, территориальной направленности туристического интереса. Показаны методические и информационные проблемы такого анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND SEGMENTATION OF TOURIST FLOWS IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK TERRITORY)

Overestimated estimates of the volume of tourist flow create problems for the development of the tourism industry, since they do not allow to reliably calculate the profitability of the relevant investment projects. The purpose of this study is to find approaches that would allow a more adequate assessment of the size and structure of the tourist flow in the region. It is proposed to build a transport and tourism balance of the region based on the use of placement statistics and transport statistics. The structure (segmentation) of tourist flows of the region by the purpose of arrival, duration of the trip, territorial orientation of tourist interest is analyzed. Methodological and informational problems of such analysis are shown.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И СЕГМЕНТАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)»

Рекреация и туризм

УДК 332.158 ДОРОФЕЕВА ЛЮБОВЬ АНДРЕЕВНА

к.г.н., и.о. заведующей кафедрой географии и методики обучения, Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева, город Красноярск, Россия, e-mail dorofeeva-la@yandex.ru

ШИШАЦКИЙ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ

к.э.н., доцент, заведующий отделом прогнозирования экономического развития Красноярского края, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия,

e-mail nik@ksc.krasn.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2022-3-111-123 АНАЛИЗ И СЕГМЕНТАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)1

Аннотация. Официальная статистика по внутреннему и въездному туризму не дает полного представления о величине туристического потока и его сегментации по географии и целям прибытия туристов. Завышенные оценки объемов туристического потока создают проблемы для развития туристической отрасли, поскольку не позволяют достоверно рассчитать доходность соответствующих инвестиционных проектов. Целью данного исследования является поиск подходов, которые позволили бы более адекватно оценить величину и структуру туристического потока в регионе. Предлагается построение транспортно-туристического баланса региона, основанного на использовании статистики размещений и транспортной статистики. Проанализирована структура (сегментация) туристических потоков региона по целям приезда, продолжительности поездки, территориальной направленности туристического интереса. Показаны методические и информационные проблемы такого анализа.

Ключевые слова: туристический поток, виды и направления внутреннего туризма, транспортно-туристический баланс, средства размещения, средняя продолжительность поездок, территориальная структура туристических потоков.

DOROFEEVA LYUBOVANDREEVNA

Ph.D. in Geographic, Acting Head of the Department of Geography and Teaching Methods, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P.Astafiev, Krasnoyarsk, Russia, e-mail dorofeeva-la@yandex.ru

SHISHATSKYNIKOLA Y GEORGIEVICH

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Forecasting the Economic Development of the Krasnoyarsk Territory, Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS, Novosibirsk, Russia,

e-mail nik@ksc.krasn.ru

ANALYSIS AND SEGMENTATION OF TOURIST FLOWS IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK TERRITORY)

Abstract. Official statistics on domestic and inbound tourism do not give a complete picture of the size of the tourist flow and its segmentation by geography and the purpose of tourist arrivals.

1 Исследование выполнено по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект 5.6.3.2. (0260-2021-0005) «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири» (№121040100279-5).

Overestimated estimates of the volume of tourist flow create problems for the development of the tourism industry, since they do not allow to reliably calculate the profitability of the relevant investment projects. The purpose of this study is to find approaches that would allow a more adequate assessment of the size and structure of the tourist flow in the region. It is proposed to build a transport and tourism balance of the region based on the use of placement statistics and transport statistics. The structure (segmentation) of tourist flows of the region by the purpose of arrival, duration of the trip, territorial orientation of tourist interest is analyzed. Methodological and informational problems of such analysis are shown.

Keywords: tourist flow, types and directions of domestic tourism, transport and tourist balance, accommodation facilities, average duration of trips, territorial structure of tourist flows.

1. Введение

В настоящее время на территории РФ действует официальная статистическая методика оценки туристического потока, принятая Министерством экономического развития РФ и Рос-статом в 2021 г (приказ от 26 февраля 2021 г. №109), основанная на Официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристических поездок (приказ Росстата от 31 октября 2019 г. №640) и Официальной статистической методологии формирования отдельных показателей деятельности коллективных средств размещения по полному кругу хозяйствующих субъектов с квартальной периодичностью (приказ Росстата от 30 мая 2019 г. №304).

Оценку туристического потока в данной методике предлагается осуществлять по числу туристических поездок и ночевок. Объем туристического потока рассчитывается при этом как сумма туристических размещений в коллективных средствах размещения (далее - КСР) и индивидуальных средствах размещения (далее - ИСР) (у друзей, родственников, аренда квартир и

Общий объем туристского потока

Рис. 1. Алгоритм расчета туристического потока на основании туристических размещений в КСР и вне их

Информационной основой расчетов являются данные Росстата1 и данные из административных источников2.

Оценка суммарного туристического потока на территории отдельного региона на основе данных о туристических размещениях в КСР, как известно, существенно занижает реальные значения вследствие низкого уровня охвата статистической отчетностью общего количества КСР, действующих на территории регионов, а также исключения из рассмотрения туристов, размещаемых в ИСР. Для преодоления этого недостатка в методике предусматривается использование результатов федеральных обследований домашних хозяйств по форме №1-В, в которых, начиная с 2022 г., будет существенно расширен круг вопрос о туристических поездках (их целях, географии, продолжительности, расходах и т.д.) (приказ Росстата от 30.07.2021

1 Данные федерального статистического наблюдения по форме №1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» (годовая); данные федерального статистического наблюдения по форме №1-КСР (краткая) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» (квартальная);данные обследований домашних хозяйств по форме №1-В «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств» (квартальная).

2 Данные Федеральной службы безопасности (далее - ФСБ России) о количестве иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, и граждан Российской Федерации, выехавших за пределы Российской Федерации; данные Министерства внутренних дел (далее- МВД России) о количестве фактов первичной постановки иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет по месту пребывания в разбивке по целям.

№459 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за уровнем жизни и обследованиями домашних хозяйств»).

Однако выборочный характер обследований и низкая репрезентативность федерального бюджетного обследования домашних хозяйств в территориальном разрезе делают невозможным (или затрудняет) их применение на региональном (и, тем более, на муниципальном) уровне.

В итоге применение методики Росстата для оценки объема туристического потока на региональном уровне оставляет открытым вопрос о степени полноты и достоверности получаемых статистических показателей.

В ряде регионов РФ предпринимаются самостоятельные попытки расширить информационную и методическую базу оценки туристических потоков, использовать социологические и балансовые методы анализа (Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республики Карелия и Татарстан, Ростовская, Псковская, Ярославская, Нижегородская области и др.) [1-8].

Представляют интерес подходы, основанные на использовании больших массивов альтернативных данных (Big Data) [9-13].

Целью разработки методики оценки туристических потоков и вклада туризма в экономику региона является определение и обоснование механизма расчета объема суммарного туристического потока, его структуры, а также механизма расчета совокупного туристического потребления на территории региона и его вклада в валовой региональный продукт (ВРП).

2. Основная часть

2.1. Оценка туристического потока на основе использования транспортной статистики и составления транспортно-туристического баланса региона

При расчете туристического потока в регионе предлагается осуществлять балансовый подход:

1) с одной стороны, статистика размещений с учетом коэффициентов досчета, отражающих размещения туристов в прочих местах, а также в неучтенных малых средствах размещения;

2) с другой стороны, транспортная статистика с учетом коэффициентов вычета, отражающих въезд пассажиров в регион с нетуристическими целями;

3) сопоставление данных, полученных различными методами.

При этом для оценки коэффициентов досчета и вычета могут использоваться выборочные социологические обследования.

На рис. 2 представлена схема сопоставления расчетных данных, полученных по данным статистики размещений КСР с учетом баланса транспортных потоков и поправочных коэффициентов.

Подобная схема анализа предложена в работе [14]. В настоящей работе предлагается развить предложенный подход с использованием балансового метода.

Центральным ядром расчетов выступает транспортно-туристический баланс региона (ТТБ), отражающий географическую (по регионам отправления) и транспортную (по коридорам въезда) структуру посетителей региона.

Посетители (туристы), классифицированные по регионам отправления, делятся на три группы: российские внешние (имеющие постоянное место вне региона посещения) (r=1,R), российские местные (постоянно проживающие в регионе посещения) и иностранные (нерезиденты). Под регионом посещения понимается регион, в котором посетители совершают туристические поездки.

Въезд в регион посещения двух первых групп посетителей (российских внешних и иностранных) осуществляется по нескольким транспортным коридорам (j=1,N) (транспортный коридор - наземный (воздушный или водный) путь, обеспечивающий первоначальный доступ в регион посещения с использованием одного из видов транспорта).

Внешний туристический поток (поток посетителей) H формируется как сумма локальных туристических потоков:

a) по регионам отправления

H=£A(r) + B,

где A(r) - численность жителей (туристов) региона r, посетивших анализируемый регион

Использование транспортной статистики и статистики размещений для расчета туристского потока

Статистика размещений Досчет на основе транспортной статистики и ТТБ Туристские размещения

| 1 пап п иПии Категории досчета: + проживают в ИСР + проживают в неучтенных КСР Полный туристкий поток

Размещение туристов в КСР Корректировка (досчет)

Рис. 2. Общая схема оценки турпотока

Общий туристический поток (поток посетителей) региона (HS) представляет собой сумму внешнего туристического потока (потока посетителей) (Н) и внутреннего (местного) туристического потока (потока посетителей) (АК):

Ш = Н+АК,

где АК - внутренний туристический поток (внутренний поток посетителей) - численность местных жителей (туристов), совершающих поездки по региону вне места своего постоянного проживания.

Общий туристический поток разделяется на ночующих посетителей (продолжительность поездки более 24 часов) и экскурсантов (однодневных посетителей): Ш =Н(КСР) +Н(ИСР) +Н(Э),

где Н(КСР) - число посетителей, размещенных во время поездки в коллективных средствах размещения (гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, хостелы, другие организации гостиничного типа) и специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, дома отдыха, пансионаты, базы отдыха, кемпинги, другие организации отдыха, туристические базы)) (КСР); Н(ИСР) - число посетителей, размещенных во время поездки в индивидуальных средствах размещения (квартиры, комнаты в квартирах, дома (в том числе дачные), коттеджи, используемые туристами для временного проживания за плату или на безвозмездной основе) (ИСР); Н(Э) - число однодневных посетителей (продолжительность поездки менее 24 часов).

Суммарный поток посетителей (российских внешних и иностранных), приехавших в регион посещения по транспортному коридору j (Н(з)), должен быть увязан (сбалансирован) с данными транспортной статистики по общему числу прибывших пассажиров Q(j). Балансировка производится с помощью показателей численности возвратных пассажиров (Т(з)): Q(j) = Щ) +Т(з>.

Источниками информации выступают:

- статистические данные (форма 1 -КСР (численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения)); ведомственная статистика транспорта (объемы перевозок пассажиров через аэропорты России; отправление пассажиров поездами дальнего следования и др.); данные Росстата (перевозки пассажиров транспортом общего пользования);

Региональные проблемы преобразования экономики, № 3, 2022

- выборочные статистические обследования домашних хозяйств (сведения о поездках); социологические опросы населения;

- экспертные оценки (доля жителей (в общей численности населения внешних российских регионов), посещающих регион назначения в туристических и иных целях; распределение въездных потоков российских и иностранных туристов по транспортным коридорам и средствам размещения (КСР, ИСР и экскурсионным), доля постоянных жителей региона посещения, совершающих поездки по его территории в туристических и иных целях).

Оценка туристических потоков Красноярского края в 2019 г. (без учета экскурсантов) с использованием схемы ТТБ представлена в табл. 1.

Посетители

Въезд, тыс. чел.

Транспортно-туристический баланс в разрезе транспортных коридоров (ТК)*:

Посетители региона, тыс.чел.

Сумма по всем ТК

Ночующие посетители

КСР ИСР

Российские внешние

34,8

270,0

162,7

107,7

89,2

102,4

65,6

25,8

858,3

539,0

319,3

1. Европейская часть РФ

240,0

18,0

138,0

72,0

12,0

0,0

0,0

0,0

0,0

240,0

168,0

72,0

2. Западные регионы СФО

330,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11,5

132,0

90,7

95,7

0,0

0,0

0,0

0,0

330,0

198,0

132,0

3. Тыва и Хакасия

25,8

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

25,8

25,80

15,5

10,3

4. Иркутская область и ДФО

262,5

5,2

0,0

0,0

0,0

89,2

102,3

65,6

0,00

262,5

157,5

105,0

Иностранные

55,0

0,0

33,0

2,2

0,0

16,5

3,3

0,0

0,0

55,0

46,7

8,2

Внешний поток посетителей (турпоток)

913,3

34,8

303

164,9

107,7

105,7

105,6

65,6

25,8

913,3

585,7

327,6

Местные посетители

570,0

285,0

285,0

Общий поток посетителей

1483,3

870,7

612,6

Пассажирский поток (транспортная статистика) **

4600

200

1250

900

775

600

275

200

Возвратный пассажир-Примлотокия: * Транспортни6 дашдо'рь]

р7и3л5ь,0ск

26.6К9,р2а

2-0§ап

ад Т4^!); 3. Красноярск

- Запад

(ж/д); 4. Красноярск - Запад (авто1); 5. Красноярск - Восток (авиа); 6. Красноярск

Восток (ж/д);

7. Красноярск

Восток (авто); 8. Минусинск (авто). ** Оценка числа отправленных пассажиров в аэропортах Красноярска и Норильска учитывает только внешние рейсы за пределы (и из-за пределов) края.

Являясь крупным транспортно-распределительным и транзитным узлом Сибирского федерального округа, Красноярский край связан пассажирскими перевозками с другими регионами России тремя видами транспорта - воздушным, железнодорожным и автомобильным. Водный транспорт, несмотря на большую протяженность водных путей, имеет внутрирегиональное значение.

Въездной туристический поток входит в регион по четырем направлениям, два из которых (западное и восточное) являются доминирующими, обеспечивая более 90% всех внешних пассажирских прибытий:

I. Западное - 2550 тыс. чел (55%) (в т. ч. воздушным транспортом 1250 тыс.чел., железнодорожным транспортом по Транссибирской магистрали - 900 тыс. чел., автомобильным транспортом по магистрали федерального значения «Сибирь» - 400 тыс. чел.).

II. Восточное - 1650 тыс. чел (36%) (в т. ч. воздушным транспортом - 775 тыс. чел., железнодорожным транспортом по Транссибирской магистрали - 600 тыс. чел., автомобильным транспортом по магистрали федерального значения «Байкал» - 275 тыс. чел.).

III. Арктическое - 200 тыс. чел. (4-5%) (воздушным транспортом через Норильск).

1

2

3

4

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

7

8

3

IV. Южное - 200 тыс. чел. (4-5%) (автомобильным транспортом по федеральной трассе «Енисей»).

Около 80% пассажирского въездного потока (3686 тыс. чел.) составляют возвратные пассажиры, преимущественно жители Красноярского края, возвращающиеся к месту своего посто-

Рис. 3. Распределение въездного туристического потока в Красноярский край по направлениям

Основная масса посетителей - это российские туристы, на долю иностранных туристов приходится около 6% общей численности внешнего потока (табл. 2).

Таблица 2

Распределение въездного туристического потока

Туристический поток Количество посетителей, тыс.чел Доля в общем въездном потоке, %

Общий въездной туристический поток в Красноярский край 913,0 100,0

Туристы из регионов Сибирского федерального округа (кроме Иркутской области и Красноярского края) 356,0 39,0

Туристы из восточных регионов страны (Иркутская область и регионы Дальневосточного федерального округа) 262,0 28,7

Туристы из Европейской части страны (включая Уральский федеральный округ) 240,0 26,3

тт - - ^ 6,0

Иностранные посетители 55,0

2.2. Сегментация туристических потоков Красноярского края

Сегментация туристических потоков позволяет получить информацию об особенностях формирования спроса, степени его удовлетворенности, факторах, формирующих туристический спрос и отражающих индивидуальные предпочтения туристов по отношению к туристическим продуктам региона (муниципального образования). Наиболее важными, по нашему мнению, являются три критерия сегментации: по целям приезда, по продолжительности пребывания, по географическим направлениям туристического интереса (рис. 4).

Основными источниками информации для оценки составляющих туристического потока региона на основе выделенных критериев являются данные статистики размещения (форма 1 -КСР), данные бюджетных обследований домашних хозяйств и результаты социологических опросов населения. В настоящее время на регулярной основе разрабатывается только форма Росстата 1-КСР. Результаты федеральных обследований домашних хозяйств по форме №1-В с расширенным кругом вопросов о туристических поездках (их целях, географии, продолжительности, расходах и т.д.) будут доступны только с 2023 г. (само обследование начнет проводиться с 1.01.2022 г.). Целевые социологические обследования туристических потоков в крае

Рис. 4. Сегментация туристического потока региона по основным критериям

Рассмотрим основные результаты анализа этих данных.

1) Сегментация туристического потока региона по целям приезда. Годовая статистическая форма 1-КСР предусматривает выделение лиц, размещаемых в коллективных средствах размещения, по двум группам целей: личные и деловые. Личные цели, в свою очередь, делятся на пять видов: отпуск, досуг и отдых; образовательная и профессиональная подготовка; лечебные и оздоровительные процедуры; религиозный (паломнический) туризм; посещение магазинов и прочее.

В целом, такое разделение представляется обоснованным. В плане совершенствования анкеты 1-КСР по целям приезда можно указать на целесообразность разбивки целевых групп «Отпуск, досуг и отдых» и «Лечебные и оздоровительные процедуры» на несколько более

Форма 1-КСР (раздел 4. Распределение размещенных лиц по целям поездок)

Уточненный перечень целей поездок

1. Личные цели

1. Личные цели

1.1. Отпуск, досуг и отдых

- культурно-познавательный туризм;

1.1. Отпуск, досуг и отдых

■ спортивный туризм;

- экологический туризм;

- встречи с друзьями и родственниками

1.2. Образовательная и профессиональная подготовка

1.2. Образовательная и профессиональная подготовка

1.3. Лечебные и оздоровительные процедуры

1.3. Лечебные и оздоровительные процедуры

■ бальнеологические;

клинические

1.4. Религиозный (паломнический)

1.4. Религиозный (паломнический)

1.5. Посещение магазинов и прочее

1.5. Посещение магазинов и прочее

2. Деловые и профессиональные цели

-Рис. 5. Сегментация туристов

2. Деловые и профессиональные цели по целям прибытия-

Особенностью распределения посетителей КСР Красноярского края по целям приезда является повышенный удельный вес деловых и образовательно-профессиональных целей (в РФ - 32,4% (в т. ч. образовательная и профессиональная подготовка - 4,0%, деловые и профессиональные цели - 28,4%), в Красноярском крае - 44,4% (в т. ч. образовательная и профессиональная подготовка - 7,8%, деловые и профессиональные цели - 36,6%) (табл. 3).

Таблица 3

Цель приезда Российская Федерация Красноярский край

Личные цели 71,6 63,4

В т. ч.:

- отпуск, досуг и отдых 53,0 41,6

- образовательная и профессиональная подготовка 4,0 7,8

- лечебные и оздоровительные процедуры 8,6 6,5

- религиозный (паломнический) туризм 0,4 0,1

- прочее 5,5 7,4

Деловые и профессиональные цели 28,4 36,6

Всего 100,0 100,0

Анализ формы 1-КСР по Красноярскому края за 2017-2019 гг. показывает, что основными целями лиц, остановившихся в коллективных средствах размещения региона, являются деловые и профессиональные цели, проведение отпуска и досуга, получение лечебных и оздоровительных процедур (табл. 4).

Таблица 4

Категории 2017 г. 2018 г. 2019 г.

тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %

Всего лиц, размещенных в КСР 696,3 100,0 771,4 100,0 861,5 100,0

В т. ч. с целями:

деловыми и профессиональными 280,4 40,3 337,9 43,8 306,4 35,6

проведения отпуска и досуга; 225,7 32,4 259,8 33,7 358,5 41,6

лечения и оздоровления 78,1 11,2 48,0 6,2 46,8 5,4

прочими (образование и профессиональная подготовка, паломнические, шопинг) 112,1 16,1 125,7 16,3 149,8 17,4

Красноярского края» в 2017, 2018, 2019 гг. Красноярскстата.

еятельность коллективных средств размещения

Высокая доля лиц, посещающих регион с деловыми и профессиональными целями, является важной предпосылкой развития делового туризма. Деловой туризм в настоящее время является одним из самых быстроразвивающихся секторов туристической индустрии. По статистике, ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем втрое превышают затраты обычного туриста.

При этом, в отличие от других видов туристических поездок, в периоды экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает меньше всего, а порой даже наращивает свои объемы. Существенным преимуществом делового туризма является возможность его организации вне зависимости от сезонных факторов.

В то же время вопрос о возможностях отнесения деловых и профессиональных поездок к туризму является дискуссионным. Это связано с большим разнообразием типов и видов деловых и профессиональных поездок. В международной практике выделяют две основные их составляющие:

- классические деловые поездки (business travel) - это в основном работа на выезде (командировки с конкретными служебными целями, например, реализацией бизнес-функций компаниями и фирмами, поездки для заключения новых контрактов);

- MICE-поездки3 - обслуживание бизнес-деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг, подготовка будущих договоров и т. п.), т. е. работа на перспективу, либо осуществление вспомогательных функций (поощрение сотрудников и т.п.) [15, с. 32;16].

Главные трудности оценки масштабов делового туризма в Красноярском крае связаны с интерпретацией состава лиц, осуществляющих классические деловые поездки. Помимо командированных, к ним могут относиться сезонные и вахтовые работники, а также работники мобильных предприятий (транспортных и сетевых организаций). Вторая категория (сезонные и вахтовые работники, а также работники мобильных предприятий) составляет значительную часть (для ряда территорий Красноярского края до 100%) лиц, размещаемых в коллективных местах размещения.

Согласно определению туристов в новом ФЗ о туризме и туристической деятельности [17,18], «Турист - лицо, посещающее место временного пребывания в профессионально-деловых (а также иных) целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, на период от 24 часов до 1 года подряд или осуществляющий не менее одной ночевки в месте временного пребывания». Исходя из этого

MICE - англоязычная аббревиатура, отражающая поездки, связанные с обслуживанием корпоративной деятельности предприятий: Meetings - организация деловых встреч, Incentives - организация стимулирующих поездок для работников, Conventions - проведение конференций, Exhibitions - организация выставок.

определения, из числа туристов должны быть исключены все вахтовые работники, которые заняты на территории региона. В то же время командированные лица, которые посещают регион с деловыми целями, могут быть отнесены к туристам, так как их доход (и оплата поездки) производится по месту основной занятости, вне мест их временного пребывания.

Таким образом, статистика лиц, размещаемых в КСР с деловыми и профессиональными целями, искажает (завышает) численность туристов в регионе. С учетом этого требуется дифференцированный анализ целей деловых и профессиональных поездок размещаемых лиц и

Рис. 6. Факторы, влияющие на объем услуг туристической индустрии в регионе

Показатель средней продолжительности поездки ^ср) может быть рассчитан двумя способами:

Sср = К^ * =Х(Мк * 2к * 365)ВД (1),

где N - численность туристов категории _), чел; Sj - средний срок пребывания туристов категории j в КСР, дней (ночей); Мк - количество мест в КСР категории к, мест; 2к - коэффициент загрузки (заполняемости) КСР категории к в среднем за период, относительная доля (0<2к<1).

Второй способ позволяет определить еще один важный показатель интенсивности туризма в регионе - число ночевок (дней), проведенных размещенными туристами (Н):

Н = НМк * 2к * 365) = Sср * ТО ) (2).

Анализ данных статистики КСР показывает, что средняя продолжительность поездок в Красноярском крае в 2017-2019 гг. была выше, чем в среднем по РФ (табл. 5).

Таблица 5

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Российская Федерация

Численность лиц, размещенных в КСР (тыс.чел.) 61563,2 71538,1 76041,7

Число ночевок (тыс. человеко-ночей) 253022,7 274584,7 283191,0

Средняя продолжительность поездки лиц в КСР (ночей) 4,11 3,84 3,72

Красноярский край

Численность лиц, размещенных в КСР (тыс.чел.) 644,8 771,4 861,5

Число ночевок (тыс. человеко-ночей) 2753,1 3123,5 3520,6

Средняя продолжительность поездки лиц в КСР (ночей) 4,27 4,05 4,09

Анализ средней продолжительности поездок в территориальном разрезе края показывает, что повышение показателя достигается, в основном, за счет наличия на территории специализированных рекреационно-оздоровительных и лечебных учреждений круглогодичного действия (табл. 6).

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинг муниципальных образований Красноярского края по средней продолжительности внутренних туристических поездок

Муниципальное образование Специализированные санаторно-курортные организации и учреждения отдыха (число мест) Основные учреждения ту-ристическо-рекреационной направленности Средняя продолжительность поездок (ночей)

1.Бородино 156 Санаторий-профилакторий «Шахтер» 17,3

2. Краснотуранский район 500 Туристический комплекс «Серебряный бор» 15,6

3. Рыбинский район 750 Санаторий-профилакторий «Березка» 12,0

4. Балахтинский район 1030 Санаторий «Красноярское Загорье» 10,3

5. Назарово 250 Краевой геронтологический центр «Тонус» 7,2

6. Ужурский район 650 Санаторий «Озеро Учум» 6,9

7. Новоселовский район 300 Дом отдыха «Анашенский бор» 6,3

Красноярский край в целом 4,1

В т. ч. г. Красноярск 2,9

3) Территориальное распределение туристического потока. Основными туристическими направлениями Красноярского края по числу ночевок (этот показатель определяется как произведение численности туристов на среднюю продолжительность поездки и является главным фактором формирования объема туристических услуг в регионе) выступают следующие территориальные единицы региона (табл. 7).

Таблица 7

Рейтинг муниципальных образований Красноярского края по числу туристических ночевок в личных целях (без учета деловых и профессиональных целей)

Муниципальные образования Численность размещенных лиц в КСР (в личных целях) (тыс. чел.) Число туристических ночевок (в личных целях) (тыс. ночей)

1. Красноярск 277,6 795,3

2. Балахтинский район 11,2 115,9

3. Сухобузимский район 20,0 93,6

4. Рыбинский район 11,9 88,3

5. Ермаковский район 39,5 82,6

Валовой объем туристических услуг4 в виде числа ночевок зависит от средней продолжительности поездок и от общего числа размещенных в районе туристов (посетителей). Поэтому в табл. 7 среди лидеров оказались территории с небольшой средней продолжительностью поездок: Красноярск (средняя продолжительность поездок - 2,9 ночей; Ермаковский район - 2,1

4 В идеале показатель валового объема туристических услуг должен учитывать также среднюю сумму расходов в день на одного туриста. В настоящее время оценить этот показатель для Красноярского края (тем более для муниципальных образований региона) не представляется возможным.

ночи. Это обстоятельство свидетельствует о разной целевой направленности туристических потоков в разных районах края.

3. Выводы

Исследования по совершенствованию подходов к оценке объемов и сегментации туристического потока позволяют создать необходимую по объему и достоверности информационную базу для экономического обоснования комплекса решений в области развития туристической деятельности. Эти решения должны усилить роль туризма в экономической системе субъектов РФ и муниципальных образований.

Целесообразно продолжить исследования по совершенствованию методических подходов к оценке и сегментации туристического потока в регионе, разработать и утвердить методические рекомендации, основанные на применении комплексного подхода с использованием статистики размещений, транспортной статистики и социологических методов исследования для обоснованного расчета объемов туристического потоков на территории Красноярского края, а

Литература

1. Карпова, Г. А., Хорева, Л. В., Гордин, В. Э. Статистика туризма на региональном уровне : опыт Санкт-Петербурга // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 1(7). С. 58-65.

2. Статистика и динамика развития туристическо-рекреационной системы региона : Краснодарский край ; под ред. Д.В. Максимова. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т; Просвещение-Юг. 2016.

3. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Институт экономики КарНЦ РАН; под общ. ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. - Петрозаводск : Изд-во Карельского научного центра РАН. 2008.

4. Кабиров, И. С. Тенденции и особенности развития сферы туризма в Республике Татарстан // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85). С. 239-243.

5. Дончевский, Г. Е., Щитов, С. Е. Оценка туристических потоков в Ростовской области в 2018 г. // Вестник Самарского муниципального института управления. 2018. № 4. С. 39-46.

6. Турченко, Е. С. Динамика и основные направления выездного и въездного туризма в Псковской области // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 3. С.10-20.

7. Социологическое исследование по проблемам въездного и внутреннего туризма Ярославской области [Электронный ресурс]. - URL : https://www.yarregion.ru/depts/Tourism/2/%D0%98%D1%82%D0%BE% D0%B3%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0% B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%2013.12.pdf. Дата обращения 22.02.2022.

8. Анализ туристического потока Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL : https://c-discurs.ru/news/analiz-turisticheskogo-potoka-nizhegorodskoj-oblasti. Дата обращения 22.02.2022.

9. Оборин, М. С., Сарян, А. А. Развитие туристических потоков и особенности их сегментации // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №1. С. 13-22. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10102.

10. Бабкин, Р. А. Опыт использования данных операторов сотовой связи в зарубежных экономико-географических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. № 66 (3). С. 416-439. - URL : https://doi.org/10.21638/spbu07.2021.301.

11. Dolnicar Sara Tourism market segmentation : A step by step guide. The University of Queensland DOI: 10.1142/9789814327084 0004 [Электронный ресурс]. - URL : https://www.researchgate.net/ publication/305357688_Tourism_market_segmentation_A_step_by_step_guide. Дата обращения 22.02.2022.

12. Deng, J. and Li, J. Segmentation of Nature-Based Tourists in a Rural Area (2008-2009) : A Single-Item Approach //Sustainability 2019. 11. 2052. doi:10.3390/su11072052.

13. Фурлетти, Б. (Barbara Furletti), Габриэлли, Л. (Lorenzo Gabrielli), Гарофало, Дж. (Giuseppe Garofa-lo), Джанотти, Ф. (Fosca Giannotti), Милли, Л. (Letizia Milli), Нанни, М. (Mirco Nanni), Педрески, Д. (Dino Pedreschi), Вивио, Р. (Roberta Vivio). Использование данных системы мобильной связи для оценки мобильности населения. Оценка мобильности городского населения и потоков между городами с использованием больших данных в рамках интегрированного подхода [Электронный ресурс]. - URL : http://www.cisstat.com/BigData/CIS-BigData_06.pdf. Дата обращения 22.02.2022.

14. Кислова, Ю., Казунина, А. Анализ объемов и структуры туристических потоков на территорию региона (на примере города Москвы) : методология и проблемы оценки //Логистика. 2015. № 7(104). С. 12-23.

15. Международные рекомендации по статистике туризма, UNWTO - 2008 [Электронный ресурс]. -URL : https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesm/seriesm_83rev1r.pdf. Дата обращения 22.02.2022.

16. MICE Industry - World Tourism Organization UNWTO [Электронный ресурс]. - URL : https:// www.yumpu.com/en/document/read/48906595/mice-industry-world-tourism-organization-unwto. Дата обращения 22.02.2022.

17. Ростуризм подготовил новый закон о туризме [Электронный ресурс]. - URL : www.rbc.ru/ business/29/12/2021/61cc6d2e9a79471952fba116. Дата обращения 22.02.2022.

18. Проект Федерального закона о туризме и туристической деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72806.html. Дата обращения 22.02.2022.

References:

1. Karpova, G. A., Horeva, L. V., Gordin, V. E. Statistika turizma na regional'nom urovne : opyt Sankt-Peterburga // Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela. 2009. № 1(7). S. 58-65.

2. Statistika i dinamika razvitiya turistichesko-rekreacionnoj sistemy regiona : Krasnodarskij kraj ; pod red. D.V. Maksimova. - Krasnodar: Kuban. gos. un-t; Prosveshchenie-YUg. 2016.

3. Upravlenie razvitiem turizma v regione. Opyt realizacii Strategii Respubliki Karelii / Institut ekonomiki KarNC RAN ; pod obshch. red. YU.V. Savel'eva, O.V. Tolstoguzova. - Petrozavodsk : Izd-vo Karel'skogo nauchnogo centra RAN. 2008.

4. Kabirov, I. S. Tendencii i osobennosti razvitiya sfery turizma v Respublike Tatarstan // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 8-1 (85). S. 239-243.

5. Donchevskij, G. E., SHCHitov, S. E. Ocenka turisticheskih potokov v Rostovskoj oblasti v 2018 g. // Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravleniya. 2018. № 4. S. 39-46.

6. Turchenko, E. S. Dinamika i osnovnye napravleniya vyezdnogo i vQzdnogo turizma v Pskovskoj oblasti // Servis plus. 2015. T. 9. № 3. S.10-20.

7. Sociologicheskoe issledovanie po problemam vQzdnogo i vnutrennego turizma YAroslavskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.yarregion.ru/depts/Tourism/2/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0% B3%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4% D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%2013.12.pdf. Data obrashcheniya 22.02.2022.

8. Analiz turisticheskogo potoka Nizhegorodskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. - URL : https://c-discurs.ru/ news/analiz-turisticheskogo-potoka-nizhegorodskoj-oblasti. Data obrashcheniya 22.02.2022.

9. Oborin, M. S., Saryan, A. A. Razvitie turisticheskih potokov i osobennosti ih segmentacii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. T.14. №1. S. 13-22. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10102.

10. Babkin, R. A. Opyt ispol'zovaniya dannyh operatorov sotovoj svyazi v zarubezhnyh ekonomiko-geograficheskih issledovaniyah // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Nauki o Zemle. № 66 (3). S. 416439. - URL : https://doi.org/10.21638/spbu07.2021.301.

11. Dolnicar Sara Tourism market segmentation : A step by step guide. The University of Queensland DOI: 10.1142/9 789814327084 0004 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.researchgate.net/ publication/305357688_Tourism_market_segmentation_A_step_by_step_guide. Data obrashcheniya 22.02.2022.

12. Deng, J. and Li, J. Segmentation of Nature-Based Tourists in a Rural Area (2008-2009) : A Single-Item Approach //Sustainability 2019. 11. 2052. doi:10.3390/su11072052.

13. Furletti, B. (Barbara Furletti), Gabrielli, L. (Lorenzo Gabrielli), Garofalo, Dzh. (Giuseppe Garofalo), Dzhanotti, F. (Fosca Giannotti), Milli, L. (Letizia Milli), Nanni, M. (Mirco Nanni), Pedreski, D. (Dino Pedreschi), Vivio, R. (Roberta Vivio). Ispol'zovanie dannyh sistemy mobil'noj svyazi dlya ocenki mobil'nosti naseleniya. Ocenka mobil'nosti gorodskogo naseleniya i potokov mezhdu gorodami s ispol'zovaniem bol'shih dannyh v ramkah integrirovannogo podhoda [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.cisstat.com/BigData/ CIS-BigData_06.pdf. Data obrashcheniya 22.02.2022.

14. Kislova, YU., Kazunina, A. Analiz obSmov i struktury turisticheskih potokov na territoriyu regiona (na pri-mere goroda Moskvy) : metodologiya i problemy ocenki //Logistika. 2015. № 7(104). S. 12-23.

15. Mezhdunarodnye rekomendacii po statistike turizma, UNWTO - 2008 [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// unstats.un.org/unsd/publication/seriesm/seriesm_83rev1r.pdf. Data obrashcheniya 22.02.2022.

16. MICE Industry - World Tourism Organization UNWTO [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.yumpu.com/en/document/read/48906595/mice-industry-world-tourism-organization-unwto. Data obrash-cheniya 22.02.2022.

17. Rosturizm podgotovil novyj zakon o turizme [Elektronnyj resurs]. - URL : www.rbc.ru/ business/29/12/2021/61cc6d2e9a79471952fba116. Data obrashcheniya 22.02.2022.

18. Proekt Federal'nogo zakona o turizme i turisticheskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72806.html. Data obrashcheniya 22.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.