Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС'

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЦУКС) / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Игорь Александрович, Комаристый Андрей Александрович

В статье обобщены результаты анализа функционирования системы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Представлены как положительные моменты, так и те, что отрицательно влияют на работу данной системы, намечены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лысенко Игорь Александрович, Комаристый Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT SYSTEM ANALYSIS OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS AND PROSPECTS FOR ITS IMPROVING

Abstract PURPOSE. The authors touch upon a topical issue related to the procedure for creating and functioning of the day-to-day management bodies of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations. The article proposes solutions to ensure the conditions for increasing the efficiency of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations management bodies functioning, including the construction of a multi-level distributed system of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies, as well as making amendments and additions to the regulatory legal acts. METHODS. The article provides a systematic analysis of regulatory document requirements, as well as summarizes the experience of creating the system of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies and its functioning in various operation modes. FINDINGS. The analysis shows that the existing structure of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management body system leads to misunderstanding of its goals and objectives by the relevant authorities, complicates the processes of ensuring management and information interaction. The procedure for management bodies creation and their functioning is not clearly regulated. Some provisions of the legislation contradict each other. The authors talk about the expediency of considering the issue of reorganizing the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies into crisis management centers or the unified state system for prevention and elimination of emergency situations situational centers, as well as the need to update day-to-day management bodies by making appropriate changes to the current Regulations on functional subsystems. In parallel, it is proposed to amend the normative legal acts in the sphere of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations functioning, aimed at eliminating the contradictions revealed in the article. Regarding the existing regulatory legal acts in the field of organizing daily activities of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations management bodies, it should be noted that the existing unified state system for prevention and elimination of emergency situations regulatory legal framework includes an extremely large number of documents differing in terms of the level of legal force. The systemic law enforcement of such a vast bulk of normative legal acts is difficult and entails poor organization in daily activities of both management bodies and the unified state system for prevention and elimination of emergency situations forces to implement tasks aimed at preventing and eliminating emergencies. RESEARCH APPLICATION FIELD. The authors believe that the results obtained can serve as a guideline for further developing theoretical provisions for substantiating the structure of the unified state system for the prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies and can be used for further improvement of the public administration system. It is advisable to implement the results of the work within the framework of the current activities of EMERCOM of Russia in the form of methodological recommendations that determine the basic requirements for structure, management and functioning of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies. CONCLUSIONS. The essential part of further development of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations is the improvement of day-to-day management body system, while its main goal is to build a multi-level distributed system of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies, functioning according to uniform standards with the use of the latest information technologies. The result of the work conducted will make it possible to increase the response time to emergencies and the quality of information interaction between the unified state system for prevention and elimination of emergency situations various management bodies. This will reduce the time indicators for making a high-quality operational managerial decision on the response and elimination of emergencies, as well as lead to a reduction in the cost of responding to emergencies.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС»

УДК 621.039 DOI 10.25257/FE.2021.4.45-49

ЛЫСЕНКО Игорь Александрович

Кандидат технических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: Lisenko70@inbox.ru

КОМАРИСТЫЙ Андрей Александрович

Департамент оперативного управления МЧС России,

Москва, Россия

E-mail: frio1143@gmail.com

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС

В статье обобщены результаты анализа функционирования системы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Представлены как положительные моменты, так и те, что отрицательно влияют на работу данной системы, намечены пути их преодоления.

Ключевые слова: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), органы управления.

Аейтвующим законодательством определено, что федеральные органы исполнительной власти, формирующие функциональные подсистемы РСЧС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления РСЧС.

Порядок их создания и деятельности чётко не регламентированы. Некоторые положения законодательства противоречат друг другу. Например, на объектовом уровне РСЧС постоянно действующим органом управления являются структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [1-3].

Органом повседневного управления РСЧС являются подразделения организаций, обеспечивающие деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Несмотря на разные формулировки определений, суть деятельности этих органов одна и та же. При рассмотрении их структуры можно наблюдать эффект «матрёшки», когда в составе одних органов управления (постоянно действующих) создаются ещё одни (повседневного управления), то есть добавляется дополнительное звено в системе управления [4-6].

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «орган повседневного управления РСЧС» и перечень его задач [7, 8]. Исключением можно назвать Рекомендации по организации дея-

тельности органов повседневного управления РСЧС, утверждённые Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 25 сентября 2020 г. Однако данный документ носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению.

В соответствии с указанными Рекомендациями орган повседневного управления РСЧС - учреждение (подразделение), создаваемое федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции.

То есть основная задача органа повседневного управления РСЧС - обеспечить деятельность постоянно действующих органов управления.

Анализ наличия органов повседневного управления РСЧС [2, 3, 9, 10], создаваемых федеральными органами исполнительной власти, и их функционирования показал, что в большинстве своём ими определяются дежурные смены, ответственные дежурные, дежурные по организациям, дежурно-диспетчерские службы, различные отделы, дежурные по командным пунктам. Только у некоторых ведомств органами повседневного управления определены соответствующие ситуационные центры (Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство

© Лысенко И. А., Комаристый А. А., 2021

45

морского и речного транспорта (Росморречфлот), Федеральное агентство по недропользованию (Росне-дра), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) [9-13].

У некоторых ведомств орган повседневного управления также является и постоянно действующим органом управления РСЧС (Росморречфлот) или силами РСЧС (Роснедра).

В Минобороны России и Федеральной службе войск национальной гвардии органами повседневного управления РСЧС на объектовом уровне являются дежурные по воинским частям, на базе которых вряд ли возможно осуществлять полноценное управление силами, подготовку управленческих решений и т. п.

Таким образом, органы повседневного управления РСЧС ряда ведомств имеют характеристики полноценных органов управления, у других ведомств -только пунктов управления. Создание ведомствами органов повседневного управления РСЧС на разных уровнях РСЧС также отличается друг от друга в зависимости от имеющейся структуры.

Помимо этого, органы повседневного управления РСЧС территориальных подсистем РСЧС и порядок их деятельности также неоднороден. Для сравнения, в г. Москве органом повседневного управления является Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы, в Самарской области - дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти Самарской области, а в Ростовской области - ситуационно-аналитический центр Правительства Ростовской области и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти Ростовской области.

Особняком в системе органов повседневного управления РСЧС стоят ЕДДС муниципальных образований, которые в отличие от аналогичных органов управления других уровней РСЧС реализуют функции Системы-112.

Сложившаяся структура системы органов повседневного управления РСЧС приводит к непониманию со стороны соответствующих руководителей её целей и задач, затрудняет процессы обеспечения управления и информационного взаимодействия. Яркий пример этого - наделение единой дежурно-диспетчерской службы в ряде муниципальных образований функциями по охране зданий и т. п.

Кроме того, большинство органов повседневного управления не имеют необходимых условий для обеспечения деятельности руководителей по управлению силами РСЧС (помещения, системы управления, средства связи и т. п.). Например, вряд ли командир части сможет управлять ликвидацией чрезвычайной ситуации из помещения дежурного по части, а дежурный по части сможет предоставить все необходимые условия для организации управления. С этой задачей справится только штаб части. Аналогичные примеры можно привести из деятельности подразделений Министерства внутренних дел

Российской Федерации на муниципальном уровне и Министерства науки и высшего образования РФ.

В настоящее время в Российской Федерации в условиях полномасштабной информатизации всех направлений деятельности государства создаются соответствующие центры управления (ситуационные центры, ситуационно-кризисные центры, ситуационно-аналитические центры, центры управления регионами). Они представляют собой организационно-технический комплекс, позволяющий осуществлять мониторинг и принятие управленческих решений в соответствующей сфере деятельности. Данные центры имеют в своём составе пункт управления, необходимое техническое оборудование и телекоммуникационные средства, позволяющие предоставлять все виды связи, программно-аппаратные комплексы и информационные системы, интегрированные с информационными системами других органов [5, 6, 10, 12]. В большинстве из них организовано оперативное дежурство.

Ситуационные центры позволяют осуществлять мониторинг за обстановкой, прогнозирование и анализ ситуаций, информационную поддержку планирования, подготовку управленческих решений, обеспечение управления, информационное взаимодействие.

Такие характеристики присущи существующим органам повседневного управления РСЧС.

В области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России в 2000-х годах была начата работа по созданию таких центров, которая выразилась в строительстве Национального центра управления в кризисных ситуациях и центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России. Но создание подобных центров не вышло за пределы МЧС России.

В рамках улучшения работы системы антикризисного управления, возможно, стоит рассмотреть вопрос о переформировании органов повседневного управления РСЧС в центры управления в кризисных ситуациях или в ситуационные центры РСЧС.

Важнейшим направлением дальнейшего развития РСЧС является совершенствование системы органов повседневного управления, основной целью которой является построение многоуровневой распределённой системы органов повседневного управления РСЧС, функционирующей по единым стандартам с применением новейших информационных технологий [1,13].

Однако для этого необходимо привести существующие органы повседневного управления к единым требованиям. Также необходимо актуализировать состав органов повседневного управления путём внесения соответствующих изменений в действующие Положения о функциональных подсистемах.

В целях дальнейшего развития системы органов повседневного управления представляется необходимым организовать работу по принятию органами исполнительной власти субъектов РФ нормативных

актов, регламентирующих порядок обеспечения координации деятельности органов повседневного управления на муниципальном уровне.

Результатом проводимой работы должно стать повышение оперативности реагирования на чрез-

вычайные ситуации и качества обеспечения информационного взаимодействия между различными органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев А. Н, Мингалеев С. Г. Совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на современном этапе // Технологии гражданской безопасности. 2021. № 1 (67). С. 27-31.

2. Кузнецов О. Б., Комаристый А. А, Безвесильная В. А. Актуальные вопросы деятельности органов повседневного управления МЧС России в условиях цифровизации процессов предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации // Сборник трудов XXXI международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь». Химки: Академия гражданской защиты МЧС России, 2021. С. 4-8.

3. Седнёв В. А, Лысенко И. А. Методы обеспечения устойчивости управления субъектом Российской Федерации. Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. 214 с.

4. Молчанов С. А, Посохов Н. Н, Сорокина И. В., Чесно-ков В. М. Разработка методологии развития РСЧС, как государственной системы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. ВНИИ ГОЧС: Комплексные решения проблем безопасности: 4-томник. М.: 2016. Т. 3. С. 24-28.

5. Седнёв В. А., Клецов В. М., Седнев А. В. Информационно-аналитическое обеспечение территориальных органов исполнительной власти в кризисных ситуациях. Монография / Под общ. ред. В. А. Седнёва. М., Академия ГПС МЧС России, 2019. 166 с.

6. Кузнецов О. Б., Комаристый А. А, Другов А. В. В едином информационном пространстве // Гражданская защита. 2021. № 11. С. 15-17.

7. Абакумов А. М, Виноградов О. В., Комаристый А. А. Проблемы организации подготовки органов управления и сил

РСЧС и ГО на учениях и тренировках // Технологии гражданской безопасности. 2019. Т. 16, № 4 (62). С. 80-84.

8. Седнёв В. А., Воронов С. И. Первое серьезное испытание РСЧС после распада СССР // Гражданская защита. 2017. № 4 (500). С. 32-35.

9. Маштаков В. А, Кондашов А. А, Удавцова Е. Ю, Бобри-нев Е. И. Подходы к оценке эффективности деятельности сил и средств РСЧС // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты 2020. № 4. С. 71-75.

10. Попов Е. В., Пантелеев В. А, Сегаль М. Д., Гаври-лов С. Л., Седнёв В. А., Лысенко И. А. Анализ информационно-моделирующих систем поддержки принятия решений при реагировании на чрезвычайные ситуации радиационного характера [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2019. Вып. 2 (84). С. 119-131. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ кет.азр?1а=38471506. 001:10.25257/ТТБ.2019.2.84.119-131

11. Задорожная М. С. Реорганизация структуры управления МЧС и её последствия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 2-2 (41). С. 20-23. 001:10.24411/ 2500-1000-2020-10145

12. Мосин А. В., Краснова Л. В., Бац Е. А. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации. Анализ, проблемы и направления совершенствования // Технологии гражданской безопасности. 2021. № 1 (67). С. 82-85.

13. Седнёв В. А, Кудрин Б. И. Об устойчивости развития экономики и общества // Проблемы управления рисками в техносфере. 2018. № 1 (45). С. 125-132.

Материал поступил в редакцию 28 октября 2021 года.

Igor LYSENKO

PhD in Engineering, Associate Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

E-mail: Lisenko70@inbox.ru

Andrei KOMARISTY

Operational Management Department of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: frio1143@gmail.com

MANAGEMENT SYSTEM ANALYSIS OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS AND PROSPECTS FOR ITS IMPROVING

ABSTRACT

Purpose. The authors touch upon a topical issue related to the procedure for creating and functioning of the day-to-day management bodies of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations. The article proposes solutions to ensure the conditions for increasing the efficiency of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations management bodies functioning, including the construction of a multi-level distributed system of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies, as well as making amendments and additions to the regulatory legal acts.

Methods. The article provides a systematic analysis of regulatory document requirements, as well as summarizes the experience of creating the system of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies and its functioning in various operation modes.

Findings. The analysis shows that the existing structure of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management body system leads to misunderstanding of its goals and objectives by the relevant authorities, complicates the processes of ensuring management and information interaction. The procedure for management bodies creation and their functioning is not clearly regulated. Some provisions of the legislation contradict each other.

The authors talk about the expediency of considering the issue of reorganizing the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies into crisis management centers or the unified state system for prevention and elimination of emergency situations situational centers, as well as the need to update day-to-day management bodies by making appropriate changes to the current Regulations on functional subsystems.

In parallel, it is proposed to amend the normative legal acts in the sphere of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations

functioning, aimed at eliminating the contradictions revealed in the article.

Regarding the existing regulatory legal acts in the field of organizing daily activities of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations management bodies, it should be noted that the existing unified state system for prevention and elimination of emergency situations regulatory legal framework includes an extremely large number of documents differing in terms of the level of legal force.

The systemic law enforcement of such a vast bulk of normative legal acts is difficult and entails poor organization in daily activities of both management bodies and the unified state system for prevention and elimination of emergency situations forces to implement tasks aimed at preventing and eliminating emergencies.

Research application field. The authors believe that the results obtained can serve as a guideline for further developing theoretical provisions for substantiating the structure of the unified state system for the prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies and can be used for further improvement of the public administration system.

It is advisable to implement the results of the work within the framework of the current activities of EMERCOM of Russia in the form of methodological recommendations that determine the basic requirements for structure, management and functioning of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies.

Conclusions. The essential part of further development of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations is the improvement of day-to-day management body system, while its main goal is to build a multi-level distributed system of the unified state system for prevention and elimination of emergency situations day-to-day management bodies, functioning according to uniform standards with the use of the latest information technologies.

48

© Lysenko I., Komaristy A., 2021

The result of the work conducted will make it possible to increase the response time to emergencies and the quality of information interaction between the unified state system for prevention and elimination of emergency situations various management bodies. This will reduce the time indicators for making a high-quality operational managerial decision on the

response and elimination of emergencies, as well as lead to a reduction in the cost of responding to emergencies.

Key words: unified state system for prevention and elimination of emergency situations, crisis management center, day-to-day management bodies, regulatory legal acts.

REFERENCES

1. Kudryavtsev A.N., Mingaleev S.G. Improvement and development of the unified state system of emergency situations prevention and response at the present stage. Tekhnologii grazhdanskoi bezopasnosti (Civil Security Technology). 2021, no. 1 (67). Pp. 27-31 (in Russ.).

2. Kuznetcov O.B, Komaristy A.A., Bezvesilnaya V.A. Current issues of the activities of the day-to-day Management bodies of the EMERCOM of Russia in the context of digitalization of emergency prevention and response processes. Sbornik trudov XXXI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Predotvrashchenie. Spasenie. Pomoshch" (Proceedings of the XXXI International Scientific and Practical Conference 'Prevention. Salvation. Help"). Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Publ. Khimki, 2021. Pp. 4-8 (in Russ.).

3. Sednev V.A., Lysenko I.A. Metody obespecheniia ustoichivosti upravleniia sutí'ektom Rossiiskoi Federatsii [Methods of ensuring the sustainability of management of the subject of the Russian Federation]. State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2021. 214 p.

4. Molchanov S.A., Posokhov N.N., Sorokina I.V., Chesnokov V.M. Razrabotka metodologii razvitiia RSChS, kak gosudarstvennoi sistemy upravleniia riskami katastrof i stikhiinykh bedstvii. V tret'ei knige 4-tomnika "VNII GOChS: kompleksnye resheniia problem bezopasnosti (40-letiiu instituta posviashchaetsia)' [Development of a methodology for the development of emergency situations as a state system of disaster risk management and natural disasters. In the third book of the 4-volume "Federal State Establishment All Russian Science Research Institute of Civil Defense and Emergency Situations (Federal Center of Science and High Technologies integrated solutions to security problems (dedicated to the 40th anniversary of the Institute)". Moscow, 2016. Vol. 3. Pp. 24-28 (in Russ.).

5. Sednev V.A., Kletsov V.M., Sednev A.V. Informatsionno-analiticheskoe obespechenie territorial'nykh organov ispolnitel'noi vlasti v krizisnykh situatsiiakh [Information and analytical support of territorial executive authorities in crisis situations]. State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2019. 166 c.

6. Kuznetsov O.B., Komaristy A.A., Drugov A.V. In a single information space. Grazhdanskaia zashchita (Civil protection). 2021. No. 11. Pp. 15-17 (in Russ.).

7. Abakumov A.M., Vinogradov O.V., Komaristy A.A. Problems of organizing training and exercises of emergency management and civil defence governing bodies and forces. Tekhnologii grazhdanskoi bezopasnosti (Civil Security Technology). 2019. Vol. 16, no 4 (62). Pp. 80-84 (in Russ.).

8. Sednev V.A., Voronov S.I. The first serious test of the United state system of prevention and elimination of Emergency situations (RSChS) after the collapse of the USSR. Grazhdanskaia zashchita (Civil protection). 2017. No. 4 (500). Pp. 32-35 (in Russ.).

9. Mashtakov V.A. , Kondashov A.A., Udavtsova E.A., Bobrinev E.I. Approaches to assessing the effectiveness of the United state system of prevention and elimination of Emergency situations (RSChS) forces and assets. 2020, no. 4. Pp. 71-75 (in Russ.).

10. Popov E.V., Panteleev V.A., Segal M.D., Gavrilov S.L., Sednev V.A., Lysenko I.A. Analysis of information and modeling systems to support decision-making in responding to radiation emergencies. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2019, no. 2 (84). Pp. 119-131. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38471506 (accessed September 13, 2021) (in Russ.) DOI:10.25257/TTS.2019.2.84.119-131

11. Zadorozhnaya M.S. Reorganization of the management structure in the field of protection of the population and territories from emergencies, and its consequences. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk (International Journal of Humanities and Natural Sciences). 2020. No. 2-2 (41). Pp. 20-23.

12. Mosin A.V., Krasnova L.V., Bats E.A. Observation and laboratory control network of civil defense and population protection in the Russian Federation. Analysis, problems and areas of improvement. Tekhnologii grazhdanskoi bezopasnosti (Civil Security Technology). 2021, no. 1 (67). Pp. 82-85 (in Russ.).

13. Sednev V.A., Kudrin B.I. On the sustainable development of economy and society. Problemy upravleniia riskami v tekhnosfere (Problems of risk management in the technosphere). 2018. No. 1 (45). Pp. 125-132 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.