НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности
УДК 629.017.1
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ-ПОСТАВЩИКОВ АТИ В РАМКАХ ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
И.Г. КИРПИЧЕВ, А.Ю. КОНЬКОВ, А.Н. ШАРЫПОВ
Рассматриваются вопросы сертификации поставщиков авиационно-технического имущества, обеспечивающих деятельность авиационных предприятий. На основе материалов по сертификации таких организаций представлен некий информационно-аналитический облик организаций-поставщиков АТИ.
Ключевые слова: сертификация, организация -поставщик АТИ, аутентичность, мониторинг, система добровольной сертификации
1.Введение
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.02 Ш84-ФЗ 25 декабря 2006 г. Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" разработана и введена "Система добровольной сертификации объектов гражданской авиации".
Система добровольной сертификации объектов гражданской авиации (СДС ОГА) зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации. Регистрационный номер РОСС ЯИ.В402.04ЦА00 от 19 марта 2007 г.
Объектами сертификации Системы добровольной сертификации являются 23 объекта, в том числе и организации-поставщики АТИ.
Более подробно остановимся на работе по сертификации организаций-поставщиков АТИ.
В качестве нормативной базы проведения работ по сертификации организаций-поставщиков АТИ были разработаны:
■ СДСОГА АТИ-01 "Требования к организациям, осуществляющим поставку;
■ СДСОГА АТИ-02 "Положение о порядке проведения добровольной сертификации организаций, осуществляющих поставку авиационно- технического имущества";
■ СДСОГА АТИ-03 "Перечень кодов авиационно-технического имущества, входящего в сферу деятельности организаций-поставщиков АТИ".
Введенные в действие документы распространяются на организации, не имеющие разрешительных документов (сертификатов или лицензий) на право эксплуатации, ремонта и производства АТ (организации-поставщики АТИ).
В период с 2007 по 2009 гг. в соответствии с нормативными документами системы проводились работы по сертификации организаций, занимающихся поставками АТИ для авиапредприятий.
Помимо непосредственной работы по сертификации организаций-поставщиков Органом по сертификации проводилась работа по отработке механизма взаимодействия Органа по сертификации и организаций-поставщиков АТИ по их участию в проведении работ по оценке аутентичности поставляемых компонентов ВС и мониторингу их технического состояния на этапе поставки в авиапредприятия.
В рамках работ по оценке аутентичности была создана Центральная база данных информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов (ЦБД ИАС МЛГ ВС), информация в которой постоянно пополняется. Анализ источников поставок АТИ
является одним из критериев оценки аутентичности компонентов ВС, на основе которого проводится актуализация ЦБД ИАС МЛГ ВС Г осНИИ Г А.
Общие данные, предоставленные авиакомпаниями о поставщиках, отражены в сводной табл. 1.
Таблица 1
№№ пп. МТУ ВТ ФАВТ Число авиакомпаний % предоставления информации Сведения в базе данных ИАЦ ГосНИИ ГА
1. Росавиация 7 29% 2
2. Центральное 57 27% 15
3. Северо-Западное 12 34% 4
4. Архангельское 4 75% 3
5. Коми 2 50% 1
6. Татарское 5 40% 2
7. Приволжское 11 64% 7
8. Южное 16 50% 8
9. Приобское 9 56% 5
10. Уральское 5 40% 2
11. Западно-Сибирское 10 20% 2
12. Красноярское 10 70% 7
13. Восточно-Сибирское 7 15% 1
14. Саха (Якутское) 5 0 0
15. Дальневосточное 10 60% 6
16. Северо-Восточное 2 50% 1
17. Камчатское 3 0 0
Итого 175 38% 66
Как видно из таблицы, наибольшее количество авиакомпаний, предоставивших сведения, расположены в 3-х МТУ ВТ: Приволжское, Красноярское и Дальневосточное. От авиакомпаний двух МТУ ВТ - Саха (Якутского) и Камчатского - информация отсутствует.
В среднем по отрасли распределение организаций-поставщиков (здесь и далее в процентах от общего количества) выглядит следующим образом (табл. 2):
Таблица 2
Организации-посредники
Год Предприятия- Авиаремонтные Общее Имеющие Неимеющие
изготовители заводы количество сертификат сертификата
2004 25% 7% 68% 11% 57%
2006 43% 10% 47% 12% 35%
2009 40% 23% 37% 12% 25%
Как показывает проведенный анализ, в основном при закупке АТИ авиакомпа -нии пользуются услугами организаций-посредников, примерно 20-50%.
На основании табл. 2 можно сделать несколько выводов:
- особых изменений с 2006 г. не произошло, лишь увеличилась доля авиаремонтных заводов, что связано со старением парка ВС;
- произошел явный прогресс в сторону увеличения объемов работ с предприятиями-изготовителями и авиаремонтными заводами за счет уменьшения доли организаций-посредников по сравнению с 2004 г.;
- несколько увеличилась относительная доля организаций-посредников, имеющих сертификаты;
- половину рынка поставок АТИ осуществляют организации-посредники, из которых 25% не имеют сертификата (сертификат системы добровольной сертификации объектов гражданской авиации).
Наибольший объем несертифицированных посредников в среднем имеют авиакомпании, непосредственно подчиненные Татарскому МТУ ВТ (64,5%) и Красноярскому МТУ ВТ (45,7%), наименьший - авиакомпании Северо-Западного (21%) и Приобского (24%).
Надо отметить, что в абсолютных цифрах количество организаций-поставщиков для различных авиакомпаний различаются на порядок, поэтому приведем относительные показатели наиболее крупных авиакомпаний (табл. 3).
Таблица 3
Авиакомпания Предприятия- изготовители Авиаремонтные заводы Организации-посредники
Общее количество Имеющие сертификат Неимеющие сертификата
Аэрофлот 44% 0% 56% 7% 49%
Волга-Днепр 84% 0% 16% 4% 12%
ЮТэйр 57% 8% 35% 6% 29%
Сибирь 55% 2% 43% 6% 37%
Информационно-аналитическая система мониторинга, разработанная в ИАЦ ГосНИИ ГА, обеспечивает обратную связь Эксплуатанта и предприятия-производителя по всем поставляемым через посредников компонентам ВС. Включение в эту систему организаций-поставщиков АТИ позволяет организовать оценку аутентичности и мониторинг состояния компонентов ВС по всей цепочке их жизненного цикла от предприятия-производителя, напрямую или через ор-ганизацию-посредника, к Эксплуатанту. Выполняется это использованием результатов сертификации в процедурах оценки аутентичности компонентов ВС.
По результатам проводимой работы в базе данных ИАЦ ГосНИИ ГА числится 625 органи-заций-поставщика АТИ. Из них:
272 - предприятия-изготовители компонентов ВС;
28 - ремонтных предприятий;
11- авиапредприятия и организации по ТОиР;
314 - организации, занимающиеся посреднической деятельностью на рынке поставок АТИ, компонентов ВС и услуг в авиапредприятиях (организации-посредники).
На данный момент Орган по сертификации имеет официальные данные, заявленные самими поставщиками, только по 31-й организации-поставщику АТИ. Таким образом, из организаций-посредников, числящихся в базе данных Органа по сертификации, 283 организации находится "в тени" и не спешит проходить какую-либо регистрацию своей деятельности.
2. Информационно-аналитический облик организации-поставщика АТИ
На основании работ, проведенных Органом по сертификации организаций-поставщиком АТИ, можно представить информационно-аналитический облик организации-поставщика АТИ.
Результаты анализа можно условно разбить примерно на 3 группы:
2.1. Основные общие данные об организациях—поставщиках АТИ
По месту расположения организации-поставщики АТИ в основном располагаются в г. Москве, на втором месте Самара - по 2 организации. Семь городов представляют по одной организации, причем одна организация расположена в Республике Беларусь (табл. 4).
Таблица 4
№п/п Город Количество
1 Москва 21
2 Екатеринбург 1
3 Санкт-Петербург 1
4 Самара
5 Саранск 1
6 Новосибирск 1
7 Пермь 1
8 Воронеж 1
9 Уфа 1
10 Минск 1
По форме собственности это в подавляющем большинстве частные организации - ЗАО или ООО (табл. 5).
Таблица 5
Форма собственности Учредители 31
Физические лица 23
Физические лица и юридические лица 8
ОАО 3
ЗАО 10
ООО 15
ЧТУП 1
Из 31-й частной организации 23 учреждены физическими лицами, причем 9 - в виде единственного акционера, в остальных учредителями являются физические и юридические лица.
Год образования организаций имеет определенный разброс. Можно отметить всплеск с 2007 г. Причем около 30% всех организаций было образовано в 2007 - 2008 гг. (рис. 1), из чего можно сделать вывод, что новые организации в соответствии с повышением требований по государственному контролю за рынком поставок АТИ предпочитают проходить процедуру сертификации в государственном органе сертификации.
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2302 2003 2004 20С5 2006 2007 2008
Рис. 1. Год образования организаций 2.2. Специализация организаций—поставщиков АТИ
Распределение организаций по кодам заявляемого АТИ можно прокомментировать следующим образом. Большая часть организаций заявляет до 20 кодов ЕКПС, что говорит о том, что в основной своей массе сертифицированные поставщики АТИ являются специализированными организациями, которые выбирают вполне определенную номенклатуру (рис. 2).
20
10 0
0-10 11-20 21-30 31-43 41-50 51-60 Количество
осадков
Рис.2. Распределение организаций по кодам заявляемого АТИ
Наряду со специализированными организациями, существуют и поставщики, которые пытаются охватить как можно более широкий спектр поставляемого АТИ. Как правило, по сравнению с первыми, это более многочисленные организации. Однако среди таких орнизаций встречаются и организации с малой численностью, что говорит об определенном непрофессионализме организации работы. Но, в целом, это нетипичное явление, т.к. в основном поставщики правильно взвешивают свои возможности.
Все поставщики занимаются компонентами ВС и для самолетов и для вертолетов, но есть среди них и специализированные организации - 1 организация занимается поставками АТИ для вертолетов, и четыре, узко специализированные, из которых две занимаются поставками только авиационных шин, 1 - двигателями и 1 - спец.одеждой (табл.6).
Таблица 6
Тип АТИ Количество организаций
Самолеты и вертолеты 26
Вертолеты 1
Двигатели 1
Авиационные шины 2
Спец. одежда 1
По видам групп поставляемого АТИ наибольшее количество организаций занимается поставками компонентов систем АиРЭО и компонентов систем ВС, далее идут организации занимающиеся поставками элементов конструкции планера и элементами конструкции СУ. Г ораздо меньше организаций, которые занимаются наземной авиационной техникой и авиационными шинами. Далее следуют единичные группы АТИ: лакокрасочные материалы, расходные материалы для обработки данных, летная специальная одежда и принадлежности (рис. 3).
Разное Химпрепараты и ЛКП Наземная авиационная техника Авиационные шины Компоненты систем АиРЭО Компоненты систем ВС Элементы СУ Элементы планера
0 5 10 15 20 25 30
Рис. 3. Распределение по видам групп поставляемого АТИ
3. Персонал организации-поставщика АТИ
Уровень образования руководителей представлен в табл. 7.
Таблица 7
Численность организаций Имеющие авиационное образование % соотношение Прошли обучение Численность с учетом обучения Новое % соотношение
31 10 - да 32% 11 36%
21 - нет 68% 1
20 64%
Из общего числа представленных организаций в 9-ти организациях руководители имеют высшее авиационное образование - 32%, и 21% руководителей не имеет высшего авиационного образования, из них 1 чел. прошел обучение на специализированных семинарах, что увеличивает это соотношение до 36 %. В связи с тем, что основная задача руководителя это общая организация работы, в целом, картина положительная, но этого нельзя сказать в общем о руководящем составе организаций-поставщиков АТИ.
Из 51 чел. руководящего состава среднего звена только 65% имеют высшее авиационное образование (табл.8).
Таблица 8
Численность организаций Имеющие авиационное образование % соотношение Прошли обучение Численность с учетом обучения Новое % соотношение
51 33 - да 65% 33 65%
18 - нет 35%
18 35%
Надо отметить, что авиационное образование в организациях имеет около 59% персонала, который непосредственно занимается осуществлением поставок АТИ (табл.9).
Таблица 9
Численность организаций Имеющие авиационное образование % соотношение Прошли обучение Численность с учетом обучения Новое % соотношение
371 217 - да 58% 220 59%
154 - нет 42% 3
151 41%
Возраст руководителей организаций показан на рис. 4.
1916-50 1951-55 1956-60 1961-65 1966-70 1971-75 1976-80 Год рожд.
Рис.4. Возраст руководителей организаций
В основном, руководство организаций-поставщиков АТИ - люди 40-50 лет. Руководителей более старшего возраста, как видно из представленных материалов, практически единицы. Из представленных материалов также видно, что увеличивается количество более молодых руководителей
Средний возраст руководящего состава среднего, ниже чем у руководителей организаций 35-45 лет (рис.5)
1940-45 1946-50 1951-55 1956-60 1961-65 1966-70 1971-75 1976-80 Год рожд.
Рис. 5. Возраст руководящего состава
4. Выводы
Анализ позволяет сделать следующие обобщенные выводы, необходимо:
1. При закупке авиационно-технического имущества авиакомпании примерно на 37% пользуются услугами организаций-посредников.
2. Вопреки приказу Минтранса РФ от 08.05.07 №78, с момента отмены "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации организаций, осуществляющих поставку авиационно-технического имущества" (ФАП-112) так и не был разработан нормативный правовой акт, регулирующий вопросы, связанные с поставкой АТИ.
3. В целях повышения государственного регулирования процессов поставки авиационнотехнического имущества, необходимо разработать и внедрить Федеральные авиационные правила, регламентирующие действия субъектов в сфере поставок авиационно-технического имущества и введение обязательной системы организаций-поставщиков авиационно-технического имущества.
ANALYSISAND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT THE SYSTEM OF PROCEDURES OF THE SUPPLIERS OF AVIATION PRODUCTS AND PARTS UNDER THE LAW TECHNICAL REGULATION
Kirpichev I.G., Konkov A.U., Sharypov A.N.
The problems of certification procedures of the suppliers of aviation products and parts ensuring activity of the aviation company are considered. Some general expirience of activities on certification procedures of such organization are adduced. A series of problematic question of certification procedures of the companies-suppliers of aviation products and parts is put.
Сведения об авторах
Кирпичев Игорь Геннадьевич, 1960 г.р., окончил МИИГА (1986), доктор технических наук, заместитель генерального директора, директор Информационно-аналитического центра ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и Межгосударственного авиационного комитета, автор более 30 научных работ, область научных интересов - информационные системы, послепродажное сопровождение технической эксплуатации авиационной техники.
Коньков Александр Юрьевич, 1979 г.р., окончил МГТУ ГА (2001), старший инженер Информационно-аналитического центра ГосНИИ ГА, эксперт СДС ОГА, область научных интересов - организация технической эксплуатации воздушных судов и поставок авиационной техники.
Шарыпов Андрей Николаевич, 1948 г.р., окончил Иркутский политехнический институт (1971) кандидат технических наук, начальник отдела Информационно-аналитического центра ГосНИИ ГА, директор Центра по сертификации СДС ОГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов
- организация технической эксплуатации воздушных судов и поставок авиационной техники.