УДК 373
Г. Н. Прозументова, Л. А. Сорокова
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПЕДАГОГИКА»
Рассматриваются вопросы изменения качества образования и его оценки студентами и преподавателями в процессе преподавания учебного курса. Обоснованы условия влияния студентов на собственное образование и изменение его качества, показано, в чем проявляет себя изменение качества образования и каковы способы его диагностики. Также обоснована взаимосвязь изменения содержания образования, форм образовательной деятельности, взаимодействия участников образовательного процесса с формируемыми у студентов компетенциями и учебными результатами, достигаемыми ими в образовательной деятельности.
Ключевые слова: качество образования, оценка и анализ качества образования, влияние участников образовательного процесса на качество образования, результаты образовательной деятельности.
В традиционной системе образования преподаватель и студент изначально занимают разные позиции: преподаватель тот, кто передает знания и оценивает их усвоение студентами, а студент тот, кто усваивает и по требованию преподавателя воспроизводит информацию и получает за это оценки, иногда с комментариями преподавателя. В этой системе вопрос об оценке деятельности преподавателя студентами просто не стоял [1, 2]. В настоящее время в образовании все больше внимания уделяется созданию условий, обеспечивающих влияние студентов на свое образование, проявление и реализацию их инициатив, выбор, анализ и рефлексию ими качества и результатов образования [3]. Реализация новых ФГОС, связанных с переходом на компетентностное образование, обострила вопрос о качестве образования и его оценке. Причем качество образования связывается теперь не столько с усвоением объемов информации, сколько с формированием разнообразных деятельностных компетенций обучающихся [4].
Вышеперечисленные тенденции в изменении содержания и качества образования актуализируют включение в параметры его оценки не только количественных, но и качественных показателей как со стороны администрации учебных заведений и преподавателей, так и самих образующихся [5]. В этой связи очень важно включение самих преподавателей в разработку инструментов анализа образовательных результатов, организацию совместно со студентами работы по обоснованию критериев качества образовательной деятельности в рамках учебного курса. Данное исследование посвящено оценке студентами университета способов и результатов преподавания курса «Педагогика». В статье обобщены материалы, полученные в ходе реализации курса «Педагогика» в течение трех лет на философском факультете НИ ТГУ (студенты-философы, 4-й курс). Цель исследования: выявить с помощью оценки студентами процесса и результатов преподавания курса «Педагогика», в чем проявляет себя изменение качества образования. Гипотеза исследования основана на том, что участие и влияние студентов на качество образования возможно, если преподаватель организует: совместную рефлексию изменений образовательного опыта студентов с целью проявления затруднений и новых образовательных возможностей; оценку студентами форм организации образовательной деятельности при изучении курса и выявление предпочте-
ний; оценку студентами способов организации совместной деятельности на учебном занятии и в рамках самостоятельной работы.
Для проведения исследования был использован метод анкетирования, разработано несколько вариантов анкет. Вопросы анкеты № 1 позволяли оценить: появление нового в образовательном опыте студентов; виды заданий и формы работы, использованные в курсе, в том числе и формы итоговой аттестации, наличие (отсутствие) у студентов опыта, связанного с подобным способом организации работы в курсе, а также выделить то, что нуждается в усовершенствовании в преподаваемом курсе. Анкета № 2 была нацелена на оценку студентами качества взаимодействия преподавателя и студентов и общую оценку особенностей преподаваемого курса по 10-балльной шкале. Качество взаимодействия преподавателя и студентов строилось на оценке студентами: эффективности действий преподавателя на лекциях; образовательных действий, совершаемых студентами в разных образовательных формах, используемых в процессе преподавания курса; собственной заинтересованности и важности для будущей профессиональной деятельности разных форм участия студентов в образовательной деятельности на семинарах. В исследовании приняло участие 59 студентов, из них участвовало в оценке качества взаимодействия - 39.
Анкета № 1
1. Оцените, появилось ли что-то новое и что в Вашем образовательном опыте в процессе изучения курса «Педагогика».
2. Оцените продуктивность разных форм работы, использованных в процессе преподавания курса:
а) лекции (укажите, какие);
б) работа с преподавателем по анализу образовательных ситуаций;
в) самостоятельная работа по анализу собственного образовательного опыта;
г) другие формы (укажите, какие).
3. Оцените форму, использованную преподавателем для подведения итогов и проявления результатов работы студентов в курсе (форму итоговой аттестации).
4. Был ли раньше в Вашей образовательной деятельности опыт подобного способа организации работы в рамках учебного курса?
5. Чему Вы научились в процессе преподавания курса (нужное подчеркнуть):
а) получили новые знания о тенденциях развития современного образования и разных педагогических практиках;
б) научились анализировать собственный образовательный опыт;
в) исследовать разные образовательные практики;
г) различать разные типы педагогической деятельности;
д) другое (расшифруйте, что).
6. Какие трудности возникали у Вас в процессе преподавания курса?
7. Как Вы считаете, что необходимо изменить в преподавании курса?
Анализ результатов анкетирования (табл. 1) позволяет говорить о следующем. Во-первых, студенты выделяют в качестве изменений собственного образовательного опыта, полученного в процессе освоения курса, его новизну. Она касается как самих знаний, приобретенных студентами в процессе освоения курса, так и разнообразия форм работы и форм итоговой аттестации в курсе, а также видов самостоятельных заданий. Кроме того, студенты отмечают и необычность самой организации работы в курсе, выражающейся в сочетании лекционных и семинарских занятий, предварительном обсуждении всех практических работ, их взаимосвязанности с лекционными занятиями, обилии новых и интересных форм работы, необычности их сочетания в курсе, их практической значимости, нуж-
ности и полезности полученной информации. Во-вторых, студенты практически не выделяют трудностей в освоении курса, но в рекомендациях отмечают, что при организации такой работы в процессе преподавания курса важно, чтобы семинарские занятия шли параллельно с лекционным курсом, чтобы не только задания, но и критерии оценки и сама система оценивания самостоятельных работ были понятны студентам до их выполнения. В-третьих, студенты отмечают собственный интерес к работе в курсе, который обусловлен разнообразными и интересными заданиями, продуктивностью предложенных форм работы и возможностью выбора формы итоговой аттестации. Они высоко оценивают возможность выбора формы итоговой аттестации, поскольку, это, по их мнению, позволяет: остановиться на том, что заинтересовало; более глубоко изучить материал; преодолеть волнение и сфокусироваться на одной теме; сосредоточиться на том, что вызвало наибольший интерес, выработать личностное отношение к этому; закрепить знания, полученные в курсе (так изученный материал не забывается); преподавателю учесть продуктивность работы студента в течение всего курса и адекватно оценить труд студента.
Таблица 1
Обобщение результатов анкетирования (анкета № 1)
Содержание вопроса Обобщенные варианты ответов Ответившие/не -ответившие, % Примечание
Появление нового Знакомство с педагогическими 57
в образовательном практиками
опыте студентов Выделение конкретных форм курса (проект, итоговый экзамен и др.) 11
Не конкретизируют, указывают 20
обобщенно: «новые знания», «все»
Интересные Экспертиза педагогических практик 48
задания Анализ кейсов 20
Разработка проекта 19
Все задания 19
Неинтересные Таких заданий нет 81
задания Эссе «Мое понимание современного образования» 11
Оценка продуктив- Продуктивные: Превышение 100 %-го порога
ности форм рабо- Все 58 опрошенных связано с выделе-
ты, использован- Работа на практических занятиях 37 нием ими в качестве продуктивных по нескольку форм («самостоятельная работа, проекты, работа на практических занятиях», «работа на практических
ных в курсе Групповые 17
Проекты 17
Самостоятельная работа 11
с литературой занятиях, выполнение письмен-
Непродуктивные: ных работ, самостоятельная
Нет 85 работа с литературой» и др.)
Эссе «Мое понимание современного 9
образования»
Нет ответа 6
Оценка формы Положительная 100 Например: «замечательно»,
итоговой аттеста- «приемлемая и справедливая»,
ции «положительно», «устраивает»
Не было в опыте такой формы 98
Была в опыте такая форма 2
Окончание табл. 1
Содержание вопроса Обобщенные варианты ответов Ответившие/не -ответившие, % Примечание
Наличие опыта, Нет опыта 86 Лейтмотив ответов: «курс
связанного с по- «Педагогика» очень сильно
добным способом отличается от тех, которые у нас
организации были...»
работы в курсе Подобный опыт есть 5 На каком курсе он был получен - не указали
Нет ответа 9
Отличие образова- Все респонденты выделяют отличия 100
тельного опыта, полученного в процессе освоения
полученного сту- курса опыта
дентами в процес-
се освоения курса
Трудности, возни- Нет трудностей 91
кающие при осво- Нехватка времени 3
ении курса Нет ответа 7
Рекомендации по Пожелания есть и связаны с одобре- 49 Например, «все хорошо, ничего
усовершенствова- нием существующего положения не нужно менять»
нию преподавания Выработать полный набор критериев 23
курса оценки всех видов заданий до их выполнения
Отводить больше времени на семи- 12
нарские занятия
Учитывать при итоговой аттестации 9
работу на практических занятиях
Проводить экскурсии в образователь- 2
ные учреждения
Показывать видеоматериалы 2
Нет ответа 4
Полученные данные позволяют говорить о предварительном подтверждении выдвинутой нами гипотезы, связанной с изменением качества образования, обусловленном участием студентов в оценке процесса и результатов преподавания учебного курса, что проявляет себя в изменении образовательного опыта студентов, выделении и осознании ими возможностей и трудностей, возникающих в собственном образовании, оценке форм и способов образования, выявлении собственного влияния и результатов влияния на образовательный процесс.
Обобщение результатов анкетирования (анкета № 2)
Оценка студентами качества образовательной деятельности связана с теми действиями, которые преподаватель и студенты могут совершать в разных образовательных формах, с оценкой их эффективности, частоты и разнообразия их совершения. Так, исходя из опроса студентов, эти показатели на лекциях выглядят согласно табл. 2, 3.
Таблица 2
Преподаватель на лекциях: Да Нет Эффективно Неэффективно Нет ответа
знакомит студентов с целями, содержанием, структурой курса 29 2 27 4 8
организует обсуждение и понимание изучаемого материала 33 2 29 6 4
предлагает разнообразные задания 37 2 37 2 -
организует обмен мнениями и диалог 26 4 23 7 9
предоставляет студентам возможность формулировать и формировать свою позицию 35 35 4
Таблица 3
Студенты на лекциях: Часто Иногда Никогда Нет ответа
получают новую информацию 38 1 - -
участвуют в дискуссиях 34 3 - 2
формулируют вопросы для обсуждения 17 8 2 2
высказывают гипотезы и предположения 18 10 2 9
формулируют свою позицию 15 11 5 8
Оценка студентами качества образовательной деятельности на семинарских занятиях связана с разнообразием форм участия студентов в образовательной деятельности, их вовлеченностью в разные формы и оценкой значимости использующихся форм для будущей профессиональной деятельности (табл. 4).
Таблица 4
Вовлеченность
Форма участия в деятельности Мне было особенно интересно Наиболее важно для моей профессиональной деятельности Считаю бесполезным Нет ответа
Высказывание суждений в дискуссиях 29 15 3 1
Написание эссе 22 11 4 1
Идентификация и анализ субъектов влияния на образование 27 17 1 3
Экспертиза антропологического содержания образования 25 18 3 2
Постановка педагогической пробле-
мы по преодолению антропологического дефицита образования 24 16 3 1
Создание педагогических проектов
по преодолению антропологического дефицита образования 15 14 5 4
Комментарии к таблицам
В отношении оценки качества организации образовательной деятельности на лекциях 82 % студентов ответили, что преподаватель эффективно осуществляет все перечисленные действия, 2,5 % опрошенных считают, что некоторые из перечисленных действий преподаватель на лекциях не осуществляет, например, не предлагает разнообразных заданий, не знакомит студентов с целями, содержанием, структурой курса, не организует обсуждение и понимание изучаемого материала - по 2 человека, не организует обмен мнениями и диалог - 4 человека, неэффективными эти действия посчитали два, четыре, шесть и семь опрошенных соответственно.
При оценке студентами образовательных действий и частоты их совершения на лекциях ответы респондентов распределились следующим образом. Подавляющее большинство действий отнесено респондентами к действиям, совершаемым ими часто. Студенты считают, что чаще всего на лекциях они получают новую информацию (38 ответов) и участвуют в дискуссиях (34 ответа), а реже всего - формулируют собственную позицию (15 ответов). Примерно половина опрошенных часто совершают действия, связанные с формулированием вопросов для обсуждения и высказыванием гипотез и предположений (17 и 18 ответов соответственно). Также обращает на себя внимание и тенденция снижения частоты совершаемых студентами действий на лекциях, обнаруживающая себя при переходе от одного
действия к другому, хотя показатель частотности их использования превышает сумму показателей, содержащихся в колонках «иногда» и «никогда», за исключением действия, связанного с формулированием своей позиции («часто» - 15, а сумма «иногда» и «никогда» -16).
Оценка студентами вовлеченности (интереса) в разные формы работы на семинарских занятиях выглядит следующим образом: наиболее интересными оказались для большинства высказывание суждений в дискуссиях и обсуждениях и идентификация и анализ субъектов влияния на образование - 29 и 27 опрошенных соответственно; также высоко оценены в качестве форм, вызывающих интерес, экспертиза антропологического содержания образования и постановка педагогической проблемы по преодолению антропологического дефицита образования - 25 и 24 ответа соответственно. Несколько ниже интерес студентов к написанию эссе (24 ответа) и наименее интересным для опрошенных оказалась разработка и защита педагогического проекта (15 ответов).
В отношении оценки важности разных образовательных форм с точки зрения будущей профессиональной деятельности показатели распределились следующим образом: наиболее важной студенты считают работу по экспертизе антропологического содержания образования и идентификации и анализу субъектов влияния на образование; важной - работу по постановке педагогической проблемы, связанной с преодолением антропологического дефицита образования и высказыванием суждений в дискуссиях; менее важной - работу по созданию педагогических проектов и написанию эссе. Две последние формы часть студентов отнесли в профессиональном отношении к бесполезным (9 и 5 ответов).
Для оценки курса в целом по десятибалльной шкале (табл. 5) вычислили средний балл по каждому из предложенных критериев и определили рейтинг каждого критерия. К наиболее значимым особенностям курса студенты отнесли: актуальность содержания тем (9,7 балла, 1-е место); личную заинтересованность преподавателя (9,6 балла, 2-е место); организацию коммуникации преподавателя и студентов (8,9 балла, 3-е место); значимость курса для профессиональной деятельности (8,4 балла, 4-е место); новизну полученной информации (8,25 балла, 5-е место); развитие исследовательских компетенций (8,1 балла, 6-е место). Личная заинтересованность студентами была оценена в 7,8 балла (7-е место), а разнообразие заданий в курсе получило 8 место (7,7 балла). Ниже всего студенты оценили организацию выполнения учебных заданий - 4,7 балла (9-е место).
Таблица 5
Оценка студентами курса «Педагогика» по 10-балльной шкале
Особенности курса Средний балл Рейтинг, место Комментарии
Новизна полученной информации 8,25 5 16 человек
Актуальность содержания изучаемых тем 9,7 1 33 человек
Значимость курса для профессиональной деятельности 8,4 4 18 человек
Организация коммуникации преподавателя и студентов 8,9 3 22 человек
Разнообразие форм работы в курсе 7,7 8 25 человек
Организация выполнения учебных заданий 4,7 9 21 человек
Развитие исследовательских компетенций 8,1 6 23 человек
Личная заинтересованность преподавателя 9,6 2 8 человек
Личная заинтересованность студентов 7,8 7 20 человек
Комментарии студентов позволяют понять, с чем связана та или другая оценка особенностей курса. Так, высокая оценка актуальности содержания курса связана с обсуждением злободневных проблем современного образования (25 ответов) и с тем, чем студентам предстоит заниматься, - преподавательской деятельностью (8 ответов). Личную заинтере-
сованность преподавателя большинство никак не прокомментировало и только восемь человек сделали отнесения: шестеро считают, что она выражалась в персональном подходе к каждому, а один комментарий хочется привести дословно: «Я не хочу ставить никаких баллов, просто скажу огромное спасибо! За грамотную организацию образования, за то, что Вы на практике показали нам, что значит эффективное, а не формальное образование. Такого еще не было за четыре года обучения». Студенты высоко оценили организацию коммуникации, обеспечившую совершенствование коммуникативных навыков (22 ответа). Значимость курса для профессиональной деятельности обучающиеся связали с приобретением важного опыта работы с практическим материалом, который они будут использовать в собственной деятельности (11 ответов) и развитием исследовательских компетенций (23 ответа), новизну полученной информации с тем, что узнали много нового об альтернативных практиках (14 ответов). Разнообразие форм работы в курсе прокомментировали двадцать пять человек, они отметили наличие разнообразия форм работы и возможность их выбора (21 человек), что позволяет хорошо усваивать материал курса (11 человек) и обеспечивает возможность самореализации (9 человек) и разнообразие способов организации деятельности (8 человек). Организацию выполнения учебных заданий прокомментировал 21 человек. Подавляющее большинство респондентов отметили важность того, что весь спектр заданий для самостоятельной работы представлялся в начале семинарских занятий вместе с системой их оценивания (18 ответов), а также то, что все задания для самостоятельной работы были соотнесены с модулями курса и построены так, что позволяли глубже овладеть теоретическим материалом (12 ответов).
Результаты анализа позволяют сделать определенные выводы. Во-первых, обобщение результатов оценки курса студентами свидетельствует о том, что они в целом высоко его оценивают. Большинство в качестве значимых особенностей курса отметили новизну и актуальность полученной информации, личную заинтересованность педагога, разнообразие форм работы в курсе, а также значимость курса для профессиональной деятельности. Они выделяют развитие и совершенствование коммуникативных и исследовательских компетенций, приобретение нового опыта работы с практическим материалом, возможность выбора. Об изменении качества образования свидетельствует то, что студенты выделяют изменения в собственном образовательном опыте: его расширение и новообразования (формирование новых компетенций); выделяют новые образовательные возможности: выбор в соответствии с собственным интересом и предпочтениями.
Во-вторых, студенты достаточно хорошо выделяют особенности курса и видят его отличие от других, ранее изученных курсов. Об этом свидетельствует то, что студенты выделяют и оценивают свои действия и действия преподавателя, формы работы на практических занятиях и оценивают, насколько интересными и важными они были для них. Оценка практических работ свидетельствует в пользу того, что ход на разнообразие заданий обеспечивает изменение качества образования, поскольку разные задания связаны с разными способами их выполнения и у каждого появляется возможность попробовать разные способы работы, выделить предпочтительные для себя. Кроме того, как свидетельствуют результаты анализа, преподаватель и студенты совершают в процессе образования достаточно широкий спектр образовательных действий, обеспечивающих их влияние на собственное образование.
Достижения и компетенции студентов, проявленные в курсе «Педагогика»
Результаты анализа позволяют выделить достижения студентов и компетенции, приобретенные ими в процессе изучения курса. В качестве достижений можно отметить успешность выполнения ими самостоятельных работ по курсу (38 % справились с ними на
«отлично», 43 % на «хорошо» и «отлично») и высокие качественные результаты, достигнутые как при выполнении работ, так и при сдаче экзамена (из 59 опрошенных 42 % сдали экзамен на «отлично», 42 % - на «хорошо» и 16 % на «удовлетворительно»).
Кроме того, к достижениям можно отнести и заинтересованность большинства студентов предложенными в курсе видами работ, и особенно выборными формами итоговой аттестации. Именно этим можно объяснить высокую в целом оценку курса студентами, а также тот факт, что подавляющее большинство отмечают: новизну и актуальность информации, полученной в курсе; возможность глубокого изучения заинтересовавшего их материала; личную заинтересованность педагога; разнообразие форм работы в курсе; значимость курса для своей профессиональной деятельности и желание продолжить его изучение.
Если говорить о компетенциях, приобретенных студентами в процессе освоения курса, то необходимо отметить, что сами студенты выделяют развитие коммуникативных и исследовательских компетенций, новизну полученного ими образовательного опыта, говорят о том, что в процессе освоения курса они попробовали разные виды работ (проектные, исследовательские, аналитические), была организована работа с личным опытом, они имели возможность выбирать, дискутировать, формулировать и обосновывать позицию, учились формулировать и разрешать проблемы, что все это обусловливало их личностное отношение к материалу, предложенному в курсе.
Таким образом, обобщение результатов анализа анкет позволяет выделить, в чем собственно состоит изменение качества образования и каковы реальные показатели его изменения, а также проанализировать, за счет чего оно происходит. Результаты данного исследования позволяют говорить о том, что изменение качества образования проявляет себя:
- в создании преподавателем возможностей для совершения студентом определенных образовательных действий (участие в дискуссиях, проявление и обоснование позиции, выбор и др.);
- организации работы преподавателя с образовательным опытом студентов его обогащением, расширением, рефлексией и др.;
- разнообразии форм работы со студентами и удовлетворении их образовательных интересов и потребностей;
- обеспечении влияния студентов на образовательный процесс (выбор, предпочтения студентов);
- участии студентов в рефлексии совместной деятельности преподавателя и студентов и оценке образовательных результатов;
- приобретении студентами образовательных компетенций (коммуникативных, исследовательских и др.)
- достижении студентами высоких учебных результатов.
Изменение качества образования достигается за счет изменения содержания образования, когда реальным содержанием образования становится не только учебный материал, но и организация взаимодействия преподавателя и студентов, в процессе которого меняются их позиции. Позиция студентов, связанная в традиционном образовании с исполнением требований преподавателя, меняется на позицию реального участника совместной деятельности, участвующего в собственном образовании и влияющего с помощью совершения образовательных действий на собственное образование, а позиция преподавателя в традиционном образовании как того, кто передает информацию и оценивает ее усвоение студентом, изменяется на позицию участника и организатора совместной деятельности, предоставляющего студентам такие возможности.
Список литературы
1. Прозументова Г. Н. Введение в педагогику совместной деятельности // Школа Совместной деятельности. Кн. 4. Образовательная программа для педагогов «Педагог - участник и организатор совместной деятельности» / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. С. 4-11.
2. Прозументова Г. Н. Первый шаг: от авторитаризма - к авторству // Школа Совместной деятельности. Кн. 4. Образовательная программа для педагогов «Педагог - участник и организатор совместной деятельности» / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. С. 15-24.
3. Огородникова И. А., Перепеча И. Ф., Тимкин С. Л., Дубицкий В. В. К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ // Университетское управление. 2003. № 2 (25). С. 96-100.
4. Карякина Т. Н. Использование деятельностных технологий обучения в формировании полипрофессиональных и специальных компетенций. Технологии формирования компетенций: опыт осмысления и использования. НТПК № 1, 2009. С. 81-85.
5. Калачикова О. Н. Методика выявления реальных и предпочитаемых способов организации совместной деятельности на уроке // Первый шаг: от авторитаризма к авторству: учеб.-метод. материалы к образовательной программе «Педагог - участник и организатор совместной деятельности». Томск, 2001. С. 44-45.
Прозументова Г. Н., доктор педагогических наук, профессор. Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.
Сорокова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Пр. Ленина 36, г. Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.09.2015.
G. N. Prozumentova, L. A. Sorokova
CLASSICAL UNIVERSITY STUDENTS' ANALYSIS AND EVALUATION OF THE RESULTS OF TEACHING THE COURSE "PEDAGOGY"
The article discusses the changes in the quality of education and its evaluation by the students and teachers in the process of teaching training course. Justifies the conditions of students' influence on their own education and the change in its quality, shows the ways of manifestation of education quality changes and the ways of its diagnostics. It also grounds the interconnection of the changes in the content of education, forms of educational activities, interaction between the participants of the educational process with the trained competences and the results achieved by the students in educational activity.
Key words: quality of education, evaluation and analysis of the quality of education, the influence of the participants of the educational process on the quality of education, the results of educational activities.
References
1. Prozumentova G. N. Vvedeniye v pedagogiku sovmestnoy deyatel'nosti [Introduction to the pedagogy of the joint activity]. Shkola Sovmestnoy deyatelnosti. Kn. 4. Obrazovatelnaya programma dlya pedagogov "Pedagog - uchastnik i organizator sovmestnoy deyatel'nosti". Ed. G. N. Prozumentova [Joint school activities. Kn. 4. Educational program for teachers' teacher -participant and organizer of joint activities]. Tomsk, TGPU Publ., 2001. Pp. 4-11 (in Russian).
2. Prozumentova G. N. Pervyy shag: ot avtoritarizma - k avtorstvu [The first step: from authoritarianism - authorship]. Shkola Sovmestnoy deyatelnosti. Kn. 4. Obrazovatelnaya programma dlya pedagogov"Pedagog - uchastnik i organizator sovmestnoy
deyateinosti". Ed. G. N. Prozumentova [Joint school activities. Kn. 4. Educational program for teachers' teacher - participant and organizer of joint activities]. Tomsk, TGPU Publ., 2001. Pp. 15-24 (in Russian).
3. Ogorodnikova I. A, Perepecha I. F., Timkin S. L., Dubitsky V. V. K kontseptsii postroeniya vnutrivuzovskoy sistemy obespecheniya kachestva obrazovatel'nogo protsessa v OmGU [On the concept of building the university system of quality assurance in the educational process of OmSU]. Universitetskoye upravleniye - University Management, 2003, no. 2 (25), pp. 96-100 (in Russian).
4. Karyakina T. N. Ispol'zovaniye deyatel'nostnykh tekhnologiy obucheniya v formirovanii poliprofessional'nykh i spetsial'nykh kompetentsyy [Use of activity-learning technologies in shaping Multiprofessional and special competencies]. Technologies of formation of competence: the experience of comprehension and use. Nizhnetagil'skiy pedagogicheskiy kolledzh № 1 Publ., 2009, pp. 81-85 (in Russian).
5. Kalachikova O. N. Metodika vyyavleniya real'nykh i predpochitaemykh sposobov organizatsii sovmestnoy deyatel'nosti na uroke [Methods of identification of actual and preferred ways of organizing joint activities in the classroom]. Pervyiy shag: ot avtoritarizma k avtorstvu. Uchebno-metodicheskiye materialy k obrazovatel'noy programme «Pedagog - uchastnik i organizator sovmestnoy deyatel'nosti" [First step: from authoritarianism to authorship. Educational materials to the educational program "The teacher - participant and organizer of joint activities']. Tomsk, 2001. Pp. 44-45 (in Russian).
Prozumentova G. N.
National Research Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.
Sorokova L. A.
National Research Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]