Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АВАРИЙНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гораев Сергей Владимирович

В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Проведен анализ статистических данных в сфере безопасности дорожного движения в городе Кургане с учетом количества светофорных объектов на улично-дорожной сети и количества зарегистрированных транспортных средств. На основе анализа правоприменительной практики предложен авторский механизм формирования интегрального показателя аварийности. Показана возможность применения интегрального показателя аварийности для решения задач анализа и оценки состояния обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гораев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND ASSESSMENT OF THE STATE OF ROAD SAFETY BASED ON THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY

The article deals with topical issues of road safety. The analysis of statistical data in the field of road safety in the city of Kurgan is carried out, taking into account the number of traffic lights on the road network and the number of registered vehicles. Based on the analysis of law enforcement practice, the author’s mechanism for the formation of an integral accident rate indicator is proposed. The possibility of using an integral accident rate indicator to solve problems of analysis and assessment of the state of road safety is shown.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Анализ и оценка состояния обеспечения безопасности дорожного движения на основе применения информационных технологий

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГОРАЕВ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Analysis and Assessment of the State of Road Safety Based on the Use of Information Technology

SERGEY VLADIMIROVICH GORAYEV,

Listener of the 2nd Faculty

(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia)

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 34.06

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Проведен анализ статистических данных в сфере безопасности дорожного движения в городе Кургане с учетом количества светофорных объектов на улично-дорожной сети и количества зарегистрированных транспортных средств. На основе анализа правоприменительной практики предложен авторский механизм формирования интегрального показателя аварийности. Показана возможность применения интегрального показателя аварийности для решения задач анализа и оценки состояния обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова и словосочетания: безопасность; безопасность дорожного движения; информационные технологии; дорожно-транспортное происшествие; дорожное движение; статистические данные; интегральный показатель аварийности.

Annotation. The article deals with topical issues of road safety. The analysis of statistical data in the field of road safety in the city of Kurgan is carried out, taking into account the number of traffic lights on the road network and the number of registered vehicles. Based on the analysis of law enforcement practice, the author's mechanism for the formation of an integral accident rate indicator is proposed. The possibility of using an integral accident rate indicator to solve problems of analysis and assessment of the state of road safety is shown.

Keywords and phrases: safety; road safety; information technology; traffic accident; traffic; statistical data; integral accident rate.

О беспечение безопасности дорожного движения является актуальной проблемой. С момента появления современных средств передвижения автолюбители становятся участниками дорожно-транспортных проис-

шествий (далее — ДТП). Автоаварии угрожают жизни и здоровью людей, их последствия часто являются разрушительными. В результате ДТП ежедневно гибнут люди. Снижению количества происшествий на дорогах способствуют

ремонт уже введенных в эксплуатацию дорог и строительство новых автомагистралей по современным стандартам. В мире благодаря этому снижается дорожная напряженность и интенсивность трафика.

На фоне ежегодного увеличения количества транспортных средств на дорогах нашей страны обеспечение безопасности дорожного движения и профилактика дорожно-транспортных происшествий являются задачей, требующей незамедлительного решения.

Обеспечение безопасности дорожного движения обладает и социально-экономической значимостью, поскольку в результате ДТП чаще всего гибнут и получают травмы граждане трудоспособного возраста.

Если обратиться к данным статистики, то следует отметить, что на территории России в 2021 г. было совершено 18 629 нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств [3].

Обратим внимание, что именно 2021 г. отметился снижением количества аварий на дорогах. По сравнению с 2020 г. число ДТП уменьшилось на 8,1 %, а число погибших — на 7,1%. Такие показатели отмечаются в целом по стране, однако в регионах ситуация складывается по-разному. Так, в 2021 г. в России произошло 133,3 тыс. ДТП, в которых погибли 14,9 тыс. человек и 168,9 тыс. получили травмы. На федеральный трассах, согласно статистике Госавтоинспекции МВД России, произошли 19,1 тыс. аварий, что на 3,3 % меньше, чем в 2020 г. [2].

На дорогах общего пользования в 2020 г. было зафиксировано более 120 тыс. ДТП, в том числе на региональных и межмуниципальных дорогах 21,3 тыс. аварий, а на дорогах местного значения — свыше 86 тыс. ДТП. Количество аварий в городских округах возросло на 1,4 %, в городских поселениях — на 2,5%, а в сельских поселениях — на 5,8 % [2].

Анализ приведенных статистических данных и правоприменительной практики дает основание полагать, что нарушения ПДД являются одними из наиболее распространенных видов правонарушений, в результате которых погибает и получает травмы большое количество граждан. Таким образом, раскрытие и расследование ДТП является одним из важнейших направлений борьбы государства с нарушениями в сфере безопасности дорожного движения.

В своей деятельности Госавтоинспекция руководствуется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»1, а также Указом Президента Рос-

1 О безопасности дорожного движения: Федеральный закон

сийской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) контролирует соблюдение действующих правил дорожного движения и других стандартов. Надзор осуществляется за движением всех участников. Орган выполняет работы, имеющие надзорный, контролирующий характер, и обеспечивает тем самым эффективное движение всех субъектов. Решаются также следующие задачи:

— проверка соблюдения правил дорожного движения, законов, норм юридическими и физическими лицами, иностранцами, что способствует достижению цели безопасного движения;

— проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья, имущества граждан;

— осуществление мероприятий, способствующих охране прав членов общества.

ГИБДД входит в структуру МВД России. Являясь компетентным органом, ГИБДД стремится всеми силами содействовать достижению безопасности в обществе, противодействуя нарушениям правил дорожного движения. Орган осуществляет совместную с другими правоохранителями работу по расследованию преступлений в данной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях.

Сегодня в Российской Федерации сформирована современная транспортная система, которая обеспечивает устойчивое развитие государства. Однако дорожное движение не является максимально безопасным в силу экономических, организационных и правовых противоречий. Вследствие этого от государства требуется принятие неотложных мер, способствующих снижению напряженности на дорогах и противодействующих нарушениям в этой сфере.

По мнению автора, одной из основных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является отсутствие интегрального показателя обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с целями национального проекта «Безопасные и качественные дороги» показатель «доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии»

от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

2 О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»): Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 // СЗ РФ. № 25. 1998. Ст. 2897.

в их общей протяженности к 2024 г. должен составлять 85 %. В связи с чем была проанализирована статистика ДТП в городе Кургане за по-

следние 10 лет с учетом количества светофорных объектов на улично-дорожной сети и количества зарегистрированных транспортных средств.

Таблица

Статистика ДТП в городе Кургане за последние 10 лет с учетом количества светофорных объектов на улично-дорожной сети города и количества зарегистрированных транспортных средств [1]

Год Статистика ДТП Количество светофорных объектов Протяженность улиц и дорог, км Количество автомобилей, ед. Интегральный показатель аварийности

2010 497-45-555 62 830 105785 15,9

2011 548-47-638 67 830 113870 16,8

2012 523-42-642 71 830 121476 19,9

2013 563-40-675 73 870 122469 18,3

2014 630-54-741 77 870 123703 17,4

2015 548-46-640 80 870 125004 20,97

2016 496-41-597 85 870 125528 24,72

2017 484-28-627 100 870 126171 29,96

2018 552-36-664 120 870 130208 23,47

2019 537-22-685 125 870 133932 35,83

2020 441-29-545 130 870 138298 46,85

2021 378-22-471 172 870 149085 77,97

На основании данных анализа автором предложен механизм формирования интегрального показателя аварийности:

где 8 з — количество светофорных объектов, Р — протяженность улиц и дорог (км), А — количество автомобилей (единиц), D — количество ДТП.

По мнению автора, применение интегрального показателя аварийности позволяет оценить оснащение улиц и дорог техническими средствами организации дорожного движения (светофорами) с учетом протяженности улиц и дорог, количества зарегистрированных транспортных средств и статистики ДТП. Динамику данного показателя иллюстрирует график (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика интегрального показателя аварийности

Из приведенных данных видна устойчивая ди- менение данного показателя может выступать намика роста интегрального показателя аварий- альтернативным подходом в оценке состояния ности при снижении уровня аварийности. При- обеспечения безопасности дорожного движения.

Список литературы:

1. Официальные статистические публикации // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. URL: https://sverdl.gks.ru/ folder/31374 (дата обращения: 20.04.2022).

2. Показатели состояния безопасности дорожного движения // Официальный сайт ГУОБДД МВД России. URL: URL: http:// stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 29.04.2022).

3. Статистика и аналитика // Официальный сайт МВД России. URL: https://xn—blaew. xn—plai/dejatelnost/statistics (дата обращения: 20.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.