Научная статья на тему 'Анализ и оценка лучших практик применения инструментов повышения финансовой доступности (часть 2)'

Анализ и оценка лучших практик применения инструментов повышения финансовой доступности (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ / ICO / P2P ЗАЙМЫ / СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / INNOVATIVE FINANCIAL PRODUCTS / P2P LOANS / SAVINGS INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байдукова Наталья Владимировна, Достов Виктор Леонидович, Шуст Павел Михайлович

В статье приведен анализ инновационных финансовых продуктов и сервисов, которые можно отнести к инвестиционно-сберегательному сегменту. В частности, в контексте влияния на доступность финансовых услуг рассмотрена услуга по удаленному открытию депозитов, модель Initial Coin Offering, удаленное участие в паевых инвестиционных фондах, удаленное кредитование, P2P займы. Проанализированы их характеристики в контексте зависимости от существующей инфраструктуры, их востребованность, качество и полезность для потребителей. Приведен сравнительный анализ влияния указанных продуктов и сервисов на доступность финансовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байдукова Наталья Владимировна, Достов Виктор Леонидович, Шуст Павел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND EVALUATION OF THE BEST PRACTICES OF THE USE OF TOOLS IN THE AREA OF THE FINANCIAL ACCESSIBILITY IMPROVEMENT (part 2)

The actual article presents an analysis of innovative financial products and services, which can be attributed to the investments and savings segment. In particular, due to the context of the impact on the availability offinancial services, article considers the service of remote deposits opening, the model of Initial Coin Offering, remote participation in mutual funds, remote lending and P2P loans. Their characteristics, demand, quality and usefulness for consumers are being analyzed due to the context of dependence on the existing infrastructure. The actual article contains the comparative analysis of the impact of these products and services on the availability of financial services.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка лучших практик применения инструментов повышения финансовой доступности (часть 2)»

Байдукова Н.В., Достов В.Л., Шуст П.М.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЛУЧШИХ ПРАКТИК ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДОСТУПНОСТИ (часть 2)

Аннотация. В статье приведен анализ инновационных финансовых продуктов и сервисов, которые можно отнести к инвестиционно-сберегательному сегменту. В частности, в контексте влияния на доступность финансовых услуг рассмотрена услуга по удаленному открытию депозитов, модель Initial Coin Offering, удаленное участие в паевых инвестиционных фондах, удаленное кредитование, P2P займы. Проанализированы их характеристики в контексте зависимости от существующей инфраструктуры, их востребованность, качество и полезность для потребителей. Приведен сравнительный анализ влияния указанных продуктов и сервисов на доступность финансовых услуг.

Ключевые слова. Инновационные финансовые продукты, ICO, P2P займы, сберегательные инструменты.

Baydukova N.V., Dostov V.L., Shoust P.M.

ANALYSIS AND EVALUATION OF THE BEST PRACTICES OF THE USE OF TOOLS IN THE AREA OF THE FINANCIAL ACCESSIBILITY IMPROVEMENT

(part 2)

Abstract. The actual article presents an analysis of innovative financial products and services, which can be attributed to the investments and savings segment. In particular, due to the context of the impact on the availability offinancial services, article considers the service of remote deposits opening, the model of Initial Coin Offering, remote participation in mutual funds, remote lending and P2P loans. Their characteristics, demand, quality and usefulness for consumers are being analyzed due to the context of dependence on the existing infrastructure. The actual article contains the comparative analysis of the impact of these products and services on the availability of financial services.

Keywords. Innovative financial products, ICO, P2P loans, savings instrument.

ГРНТИ 06.73.00

© Байдукова Н.В., Достов В.Л., Шуст П.М., 2019

Наталья Владимировна Байдукова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета.

Виктор Леонидович Достов - кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета, Председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов.

Павел Михайлович Шуст - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета, Исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов.

Контактные данные для связи с авторами (Байдукова Н.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: baidukova.n@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 03.11.2018.

Первая часть статьи [8] была опубликована в предыдущем номере журнала.

2. Инвестиционно-сберегательный сегмент

2.1. Удаленное открытие депозитов

Основными сберегательными инструментами в России остаются срочные депозиты. На них, в отличие от электронных кошельков, распространяется система страхования вкладов. Потребители имеют большой опыт использования этой услуги, что повышает ее востребованность. Услуга удаленного открытия депозитов предоставляет возможность открывать вклады, не выходя из дома или своего офиса, и сводится, в первую очередь, к вопросу идентификации клиентов и реализуется двумя способами:

1) открытие второго и последующих счетов, так как первый раз клиенту необходимо посетить ближайший офис банка для идентификации личности и подписания документов, регулирующих электронный обмен. Открытие второго и последующих счетов согласно действующему законодательству может осуществляться удаленно с использованием электронной подписи. Этот способ оказывает ограниченное влияние на доступность финансовых услуг, так как эта опция доступна только для тех клиентов, у которых уже есть счет в конкретной финансовой организации;

2) требуется проведение полностью удаленной идентификации. Учитывая, что с 1 июля 2018 г. в РФ такая идентификация стала доступна согласно использованию единой биометрической системы (ЕБС), кредитные организации уже начали собирать биометрические данные клиентов для их последующего комплексного дистанционного обслуживания. Идентификация осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и с подтверждением биометрических данных в ЕБС. Для идентификации используются два параметра - голосовой профиль и фотоизображение. Оператором системы является «Ростелеком», который обеспечивает сбор, обработку, хранение и проверку соответствия биометрических персональных данных.

Удаленное открытие банковских счетов и депозитов должно положительно сказаться на доступности финансовых услуг. При этом становится необходимым иметь инфраструктуру для проведения удаленной идентификации и учесть различные способы пополнения вновь открытого депозита (со счета в ином банке, либо наличными). К преимуществам удаленного открытия депозитов следует отнести сокращение расходов на посещение офиса банка, который в свою очередь может предложить более выгодные ставки по депозитам. В случае удаленного открытия счета, ситуация иная, поскольку здесь банк несет расходы на привлечение, т.к. оплачивает услугу удаленной идентификации.

2.2. Удаленное участие в паевых инвестиционных фондах, открытие индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС)

Работа паевых инвестиционных фондов (ПИФ) связана с предложением вложения денежных средств в различные инструменты финансового рынка или недвижимость. Доходность от вложений предлагается значительно выше, чем по вкладам. Однако, следует учесть, что чем выше доходность, тем выше риски приобретаемых ценных бумаг. Управляющая компания предлагает потенциальным инвесторам приобрести долю пая в зависимости от принятой в управляющей компании стратегии, которая формирует ПИФ, на основании которой и определяется потенциальная доходность от инвестиций с учетом имеющегося риска. Вложения в ПИФы могут быть интересны инвесторам, которые из-за недостатка опыта или времени не могут самостоятельно принимать инвестиционные решения.

Открытие индивидуальных инвестиционных счетов необходимо клиенту-потребителю для учета и контроля проводимых операций, т.к. на данном виртуальном счете учитываются денежные средства и ценные бумаги, которые приобретены в рамках договора с брокером или управляющим инвестиционного фонда. По российскому законодательству владелец ИИС может быть резидентом РФ, у которого может быть открыт только один счет. В конце срока действия счета владельцу предоставляется льгота по налогообложению. Инструменты вложений: акции, облигации, ПИФы, валюта, деривативы - все активы, которые разрешены законодательством по брокерским счетам и счетам доверительного управления. Удаленно открыть ИИС, как правило, возможно на бесплатной основе (за открытие счета через физический канал взимались комиссионные). Таким образом, финансовая доступность данной услуги оптимальна, в тоже время следует констатировать, что не все клиенты используют канал удаленного открытия ИИС. Ценовая доступность - данный сегмент доступен для инвесторов, имеющих возможность взноса в 1 млн руб. в год на срок инвестирования - 3 года с последующей возможностью получения налогового вычета (с возможностью получения вычета 13% от внесенной суммы или освобождения от уплаты налога с результата инвестирования). Этот инструмент может быть интересен для

мелких розничных инвесторов, в части соотношения риска/доходности и вычета его можно отнести к оптимальным инструментам.

2.3. Сегмент ICO (Initial Coin Offering) - первичное размещение токенов

ICO, или Initial Coin Offering (первичное размещение токенов) - это выпуск организацией купонов, или токенов, предназначенных для оплаты услуг площадки в будущем - в виде криптовалюты. Это проект, который для своей реализации хочет привлечь финансирование, выпускает определенное количество купонов (токенов), которые инвесторы покупают за фиатные деньги, в надежде на то, что: после успешной реализации проекта в будущем и увеличения его капитализации токены можно будет продать по более высокой цене; за данные токены можно будет получить в будущем от проекта товары (услуги) по более низким ценам; можно будет воспользоваться своими купонами в будущем, получив (как предполагается) услуги по более низкой цене; еще один мотив - меценатство (поддержка интересных проектов и талантливых специалистов).

ICO по своей сути напоминает краудфандинг - участники финансируют проект с надеждой получить прибыль в будущем. Выпуск ICO реализуется либо на базе уже существующей криптовалюты, либо выпускается новая криптовалюта на базе уже существующей технологической платформы. Большинство инициаторов ICO используют готовые платформы: Waves, Omni, Bitcoinfork и др. Ethereum лидирует с большим отрывом [1]. Выпущенные токены чаще всего можно приобрести на специализированных обменных площадках или на крипто-биржах.

ICO можно классифицировать по виду используемых токенов, который определяется характером обязательств эмитента: право владельца токена на долю в проекте (токены-акции, например, Digix, Sia и Taas), право владельца на материальный актив, которым обеспечен цифровой токен и цифровым эквивалентом которого он является (токены сертификаты, например, RMG, DGX), право требования владельца на возмещение в будущем (кредитные токены, например, SD, KLN). При ICO могут также использоваться встроенные токены, т.е. токены уже существующей криптовалюты, являющиеся основой данной системы и имеющие полезность внутри неё (например, BTC - биткойны, XRP на платформе Ripple, NXT на платформе NXT, ETH на платформе Ethereum).

Гибкость цифровой среды позволяет комбинировать различный характер обязательств при выпуске токенов, делая их уникальным финансовым инструментом. Например, ZRcoin сочетает в себе свойства как опциона на акции, так и сертификата, и кредитного обязательства. Различный характер обязательств, порождаемый токенами, показывает, насколько сложным может быть законодательное регулирование нового вида активов, которые сочетают в себе как признаки материального актива, так и обязательств [2].

С точки зрения обеспечения финансовой доступности ICO могут предоставить инвесторам больше возможных вариантов для размещения средств с разным уровнем доходности, срока инвестиций и риска. Для заемщиков - это ещё одна возможность привлечения средств под свои проекты. Так, например, владелец подмосковного фермерского хозяйства «Экосистема Колионово» весной 2017-го выпустил собственную криптовалюту «колион», от ICO которой было собрано более 510 тыс. долларов (см.: http://www.forbes.ru/tehnologii/343603-ferma-kolionovo-v-moskovskoy-oblasti-privlekla-na-ipo-na-blokcheyne-500-000). Инвесторы стали участниками программы лояльности фермерского хозяйства и получают скидку в размере 2-10%. На полученные ими токены также начисляются дивиденды.

Однако из-за отсутствия в подавляющем числе стран специального регулирования этого рынка, индустрия ICO является одной из самых рискованных инвестиций, так как очень высок процент мошенничества. Во многих юрисдикциях регуляторы рекомендуют воздерживаться неквалифицированным инвесторам от этих форм инвестиций. В некоторых странах ICO вообще запрещено.

Связь инструментов инвестиционно-сберегательного сегмента и доступности финансовых услуг состоит в следующем:

1) инструменты инвестиционно-сберегательного сегмента, аналогично ДБО, напрямую зависят от доступности платежной инфраструктуры. Изначально необходим доступ к одному банковскому счету, после чего появляется возможность удаленного открытия как депозитов, так и размещения денежных средств в любые инвестиционные инструменты;

2) учитывая важность сберегательно-инвестиционного сегмента в целом для экономики государства (увеличение ресурсной базы будет способствовать доступности кредита), следует также отметить

полезность размещения денежных средств дистанционным способом, с точки зрения увеличения скорости оборачиваемости денежных средств, расширения перечня инструментов инвестирования средств, снижения затрат времени потребителей на получение данной услуги и отсутствия зависимости от времени работы офиса финансового института, предоставляющего услугу;

3) ценовая доступность инструментов инвестиционно-сберегательного сегмента является приоритетом, так как отсутствуют любые виды комиссионного вознаграждения банков за оказываемую услугу, т.к. потребители первоначально уже имеют доступ к ДБО;

4) согласно данным официальной статистики, доля размещенных денежных средств в кредитных и некредитных организациях (МФО, КПК, СКПК) за последние два года практически не изменилась и составила за 2016 и 2017 гг. 21% и 20,7% [3], соответственно, можно сделать вывод о невостребованности потребителями данных инструментов, это можно объяснить снижением доходов населения;

5) инвестиции в ICO сопряжены с высокими рисками, в то же время их можно считать недоступными для неквалифицированных инвесторов, которые не могут сопоставить риск и доходность. Отсюда возникает необходимость инвесторам обеспечивать доступ к информационным платформам, предлагающим различные калькуляторы и примеры расчета вложений в различные финансовые активы, где становится прозрачной доходность инструмента и степень риска;

6) существенным недостатком использования инвестиционных инструментов является высокий риск инвесторов, которые может возникать у потребителей при условии их недостаточной финансовой грамотности или получении неквалифицированных консультационных услуг.

3. Кредитование и предоставление займов

3.1. Скоринг

Кредитные рейтинги почти повсеместно используются кредиторами, чтобы оценить кредитные риски, использовать их как основание для заключения кредитного договора и установления величины процентной ставки. Однако из-за различий в образе жизни и формах взаимодействия с финансовыми институтами большое количество людей определяется как некредитоспособное население, в меньшей степени в развитых, и в большей степени - в развивающийся странах. Поэтому ряд кредитных организаций и финтех-компаний рассматривают альтернативные подходы к расчету кредитного рейтинга, используя, в частности, автоматизированные системы скоринга. Таким образом скоринг представляет собой автоматизированную систему оценки кредитоспособности, основанную на применении математических моделей.

В самом примитивном случае - это численные статистические методы. Однако современный ско-ринг представляет собой сложную систему, которая для определения кредитного рейтинга может использовать данные из социальных сетей, данных о платежах за услуги ЖКХ, мобильную связь, интернет, платное ТВ и т.п., специально разработанные мобильные приложения, оценивающие время использования различных приложений смартфона, время и продолжительность разговора заемщика и другие данные вплоть до оценки его физического состояния - подвижность, пульс и т.п., т.е. практически любые данные, которые в принципе могут быть получены с помощью смартфона.

Суть этих подходов состоит не в том, чтобы «понизить планку» кредитного рейтинга, а в том, чтобы, основываясь на новых методах, включающих искусственный интеллект на базе нейросетей и использование в расчетах более широкого ряда индикаторов, причем с учетом их динамических характеристик, дать более точную оценку кредитоспособности. Скоринг главным образом используется при кредитовании физических лиц, хотя всё чаще встречается скоринг для индивидуальных предпринимателей и для малых предприятий. Банки также используют данную оценку платежеспособности клиента-физлица при операциях рефинансирования и/или реструктуризации кредитов.

Кроме того, набор характеристик, используемых в разных странах, которые наиболее тесно связаны с вероятностью дефолта (вероятностью, что заемщик не вернет кредит или задержится с выплатой), будет отличаться в силу национальных экономических и социально-культурных особенностей. Поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой. При разработке скоринг-моделей надо учитывать два фактора. Первый связан с тем, что классификация производится только на клиентах, которым был выдан кредит - вполне возможно, что какая-то часть клиентов, которым в кредите было отказано, оказалась бы вполне приемлемыми заемщиками. Второй фактор заключается в изменении социально-экономических условий, вли-

яющих на поведение людей, и собственно изменении со временем самих людей, что обуславливает необходимость постоянной корректировки существующих и разработку новых моделей.

3.2. Удаленное кредитование, как часть сегмента кредитования

На рисунке представлены имеющиеся на рынке варианты получения удаленного кредита. Денежные средства удаленно могут быть предоставлены следующим способом: 1) подача заявки осуществляется в удаленном режиме; 2) полностью удаленный цикл получения кредита (займа). Сходством данных способов удаленного кредитования является то, что большинство процедур, связанных с кредитованием, происходит дистанционно. Заметим, что в России МФО предоставляют кредиты с использованием полностью удаленного цикла кредитования в объеме до 15 000 рублей.

Удаленное кредитование

Рис. Классификация удаленного кредитования

Для того, чтобы дистанционно получить кредит, необходимо заполнить заявку определенной кредитором формы на его сайте. Данная информация проходит первичную обработку в кредитной или микрофинансовой организации (МФО), по результатам которой принимается предварительное решение о выдаче или отказе в заемных ресурсах. Заключение договора должно осуществляться в личном присутствии, что, как правило, применяется в организации кредитной работы банков. МФО, КПК, СКПК в отличие от банков используют более рискованный способ получения кредита (займа) полностью удаленно, без так называемой «живой» подписи на документе.

Следует уточнить, что согласно статье 7 п. 1.12-1 Федерального закона № 115-ФЗ, а также в соответствии с законодательством о национальной платежной системе на финансовом рынке возможна выдача/получение кредита (займа) в режиме онлайн в сумме до 15 тысяч рублей безналичным путем с возможностью делегирования полномочий по удаленной идентификации кредитной организации. Важно помнить, что, несмотря на полный цикл удаленного кредитования, клиенту необходимо сформировать весь запрашиваемый пакет документов и подписать договор с помощью аналога электронной цифровой подписи.

Данную услугу можно считать востребованной. В то же время, следует отметить, что во многом к распространению дистанционных займов привело снижение и потеря доходов заемщиков, это вызвало просрочки по имеющимся кредитам и невозможности получения займов традиционным способом в кредитных организациях. В результате финансовой доступности удаленного кредитования, потребители данного вида услуг неадекватно оценивают стоимость кредитных ресурсов.

Необходима разъяснительная работа, как Регулятора, так и других институтов по финансовой грамотности населения, чтобы потребители могли принимать разумные и взвешенные решения о возможности заимствования средств в микрофинансовых организациях, которые являются более доступными и одновременно более дорогими. Доступность удаленного кредитования повышается, так как клиент-потребитель может подать онлайн-заявки одновременно сразу нескольким кредиторам. Ди-

станционные кредитные продукты отличаются по суммам, срокам, стоимости, требованиям к клиентам (см. табл.).

Таблица

Отличительные особенности удаленных кредитов (займов) физлицам

Оценочный показатель Банк МФО

Сумма Не ограничена Мелкие (до 15 000 руб.) предоставляются удаленно

Стоимость До 30% годовых До 800% годовых

Обеспечение Отсутствует Отсутствует

Кредитная история заемщика Положительное досье клиента Не имеет значения

Зависимость принятия решения от взаимоотношений с клиентом Быстрота выдачи основана, как правило, на длительных взаимоотношениях Не влияет

Время принятия решения В течение суток Не более 15 минут

Выдача денежных средств До 3-х рабочих дней 15 минут

Необходимость наличия у клиента «электронного кошелька» нет Как правило, есть необходимость, посредством него происходит как выдача денег, так и автоматическое погашение кредита

В пакет документов для дистанционного оформления кредита, кроме онлайн-заявки, входят: копия паспорта, второй документ (СНИЛС или ИНН). В онлайн-заявке в банк, запрашивается: ФИО, место проживания и регистрации, ежемесячный доход, желаемая сумма, срок и цель предоставления кредита, сведения об уже имеющихся кредитах, кредитных картах и т.д., т.е. сведений значительно больше. Они могут отличаться в разных организациях, могут потребоваться сканы документов, однако все реквизиты, необходимые для идентификации заемщика должны быть предоставлены. Доступность удаленного кредитования по микрозаймам более интересна клиентам микрофинансовых организаций, так как весь процесс получения кредита происходит быстрее и требует меньшего документооборота. 3.3. Р2Р-кредитование

Р2Р-кредитование обычно расшифровывается как «peer-to-peer кредитование» («кредитование среди равных», «одноранговое кредитование») или «person-to-person кредитование» («кредитование от человека человеку»), иногда используется выражение «социальное кредитование». И хотя официальное определение однорангового кредитования Р2Р отсутствует, но по мнению некоторых финансовых регуляторов, под ним понимается «практика кредитования или заимствования денег у одного частного лица, выступающего в роли «кредитора» («частного кредитора» или «кредитора Р2Р»), другому частному лицу, выступающему в роли «заемщика» («частного заемщика» или «заемщика Р2Р»).

Другими словами, этим термином обозначают выдачу и получение займов физическими лицами напрямую, без использования в качестве посредника традиционных финансовых институтов. Посредником при Р2Р-кредитовании может выступать лицензированный или нелицензированный брокер, или технологическая платформа (см.: https://mqcc.org/BITMORTGAGE-Registered-Trademark-and-Brand-of-Peer-to-Peer-(&-Private)-Real-Estate-Finance-and-Peer-to-Peer-Electronic-Cash-(Cryptocurrency)-Products-and-Services). Последний вариант встречается чаще всего и реализуется с помощью специальных интернет-сайтов (площадок).

Посредники, организующие P2P-кредитование, получают доход от фиксированных платежей со стороны заемщиков и процент от доходов, полученных от вложений. Чаще всего площадки взимают плату за оформление, как правило, от 1% до 6% от суммы кредита, а также за просроченные платежи заемщикам. P2P-кредитование отличается от традиционного повышенным уровнем риска в случае, если не проводится корректная оценка платежеспособности заемщиков. В отличие от традиционной модели, риски невозврата в данном случае переносятся на самого кредитора - физическое лицо, а не на финансовую организацию.

Процентные ставки по P2P-кредитам могут быть как фиксированными, так и определяемыми на основе обратного аукциона. В последнем случае потенциальный заемщик устанавливает максималь-

ный уровень ставки, под которую он согласен взять кредит, а потенциальные кредиторы торгуются между собой, предлагая деньги по меньшей ставке.

В каждой кредитной платформе P2P есть таргетинг на определенных заемщиков и кредиторов, и, исходя из этого, можно выделить четыре основных сегмента P2P кредитования:

1) потребительский кредит P2P является наиболее популярным и быстрорастущим сегментом однорангового кредитования из-за того, что это обычно кредит меньшего размера, имеющий относительно большое количество заемщиков с хорошими кредитными рейтингами, а также из-за того, что онлайн-заявка на такой кредит может быть заполнена быстро, и также быстро принято решение и осуществлено финансирование;

2) кредиты малого бизнеса С2В, к которым также относится большое количество ИП, в последнее время на Р2Р площадках стали альтернативой банковскому или микрофинансированию из-за постепенного ужесточения требований к заемщикам. В России эта проблема дополнительно усугубляется экономической неопределенностью. За рубежом МСП, используя такие платформы, как OnDeck и FundingCircle, могут получить кредит в течение недели, независимо от типа МСП и вида кредита. При этом инвесторы должны оценивать вид бизнеса, его обеспечение, наличие гарантии;

3) студенческие кредиты P2P являются очень востребованными за рубежом, являясь вторым по величине источником задолженности в США, хотя для кредиторов инвестирование в студенческие ссуды мало чем отличается от инвестирования в другие области P2P-кредитования, однако доходность в этом сегменте обычно ниже;

4) P2P кредиты на недвижимость очень развиты за рубежом, они также занимают первое место по сумме задолженности в США. Долгое время на этом рынке доминировали крупные банки, но в настоящий момент времени часть это сегмента рынка перешло к платформам P2P, таким как RealtyMogul, PatchofLand и SoFi.

Преимуществом P2P-кредитования по сравнению с классическими кредитными продуктами является минимальное количество документов и быстрое оформление. Это повышает финансовую доступность, например, молодому поколению, которое не имеет кредитной истории, в этом случае заемщики получают больше альтернатив при принятии крупных финансовых решений, таких как покупка недвижимости (см.: http://www.pmifunds.com/four-prime-segments-p2p-lending-analysis).

P2P-кредиты являются индивидуальным продуктом: предоставляются не каждому заемщику не каждым инвестором, поскольку они имеют уникальный набор преимуществ и недостатков. Преимуществами P2P-кредитов для заемщиков являются: более низкие процентные ставки; фиксированные ежемесячные платежи; менее строгие кредитные требования, чем в банке; большинство кредитов являются необеспеченными; гибкое использование средств; возможность автоматического погашения задолженности и процентов; быстрое оформление с помощью онлайн процедур; отсутствие штрафов за досрочное погашение. Для инвесторов преимуществами P2P-кредитов являются: более высокий доход, чем в случае сберегательных или CD-счетов (Certificates of Deposit); доступ к альтернативным инвестициям за пределами акций и облигаций; автоматическая диверсификация кредитного портфеля на большинстве платформ; наличие социальной составляющей.

Однако P2P-кредитам свойственен и ряд недостатков. Для заемщика это в первую очередь: высокие процентные ставки до 36%, в случаях, когда сумма кредита ниже его среднего размера; обычно невысокая максимальная сумма кредита (35-40 тыс. $); высокая комиссия некоторых площадок, которые, в том числе, могут взымать плату за вход, достигающую 6% от суммы кредита; возможность снижения кредитного рейтинга из-за пропущенных платежей. Недостатками для инвесторов являются: возможные риски потери денег в случае банкротств заемщиков; отсутствие страхования как у сберегательных или CD-счетов; меньшая ликвидность, чем у акций или облигаций из-за долгосрочности вложений (от 3-х до 5 лет); большие риски по сравнению с классическими финансовыми инструментами из-за относительной новизны технологий; доступность некоторых площадок только аккредитованным инвесторам.

Самыми известными представителями рынка являются: Zopa (Zone of Possible Agreement) - первая компания, организовавшая P2P-кредитование в Интернете, она была создана в Великобритании в 2005 году. В 2006 году и в США появились первые P2P-кредитные компании - Prosper и Lending Club. Также широко известна китайская площадка renrendai.com. Однако в последние несколько лет за рубежом наметилась тенденция к позиционированию P2P-кредиторов, в основном технологических

платформ, как технологических провайдеров для банковской индустрии. Так Lending Club заявляет, что теперь их стратегия нацелена на партнерство с банками.

Российский рынок Р2Р-кредитования очень динамичен. Одним из лидеров еще недавно считался сервис «Вдолг.ру». Однако по факту площадка не работает с апреля 2016-го года. На 1 сентября 2018 года в России работают такие крупные площадки, как «Город Денег» (townmoney.ru), «Альфа-Поток», loanberry.ru, bezbanka.com, fingooroo.ru, p2p-zaim.online и другие. Потенциал рынка p2p-кредитования в Российской Федерации эксперты оценивают в 4,3 млрд рублей [5].

Регулирование рынка Р2Р кредитования значительно отличается в разных странах. В Великобритании саморегулируемая организация Р2Р (P2PFA) действует с 2011 года. Во Франции Комитет по контролю за кредитом и инвестициями (ACPR) контролирует рынок Р2Р с 2010 года, В США регистрация компаний в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) происходит с 2008 года, а в 2012 принят JOBS Act (Jump start Our Business Startups Act), регулирующий вопросы краудфандинга [6].

Работа российских Р2Р-платформ сейчас специально не регулируется, однако ЦБ РФ с 2015 года проводит добровольный мониторинг Р2Р, в котором в разное время принимали участие от 5 до 20 крупнейших платформ (суммарный портфель площадок, принимавших участие в мониторинге, в апреле 2016 года составил 167,8 млн руб., весь рынок в середине 2017 г. оценивался в 2 млрд руб. - см.: https://pravo.ru/news/view/141599). Также в ЦБ РФ ведется работа над законопроектом о лицензировании рынка Р2Р-кредитования в рамках экспериментальной группы, в которую входят представители Р2Р-бизнеса. ЦБ РФ считает, что у каждой Р2Р-площадки должен быть владелец, имеющий лицензию ЦБ, или числящийся в государственном реестре, то есть это может быть банк или МФО.

Необходимо отметить актуальность развития в России коллективных моделей кредитования в связи с ужесточением требований к банкам - в частности, в связи с необходимостью резервирования под ссудную задолженность. Обратной стороной является повышение рисков для потребителей-кредиторов, поскольку они фактически берут на себя риски, связанные с невозвратами, которые ранее несли институциональные кредиторы. Именно поэтому остро стоит вопрос о регулировании Р2Р-площадок, потенциальном ограничении инвестиций от физических лиц (в первую очередь, неквалифицированных).

Новые модели коллективного кредитования могут оказать положительное влияние на доступность финансовых услуг. Вместе с тем, у них есть отдельные ограничения:

• вероятно, снижение требований к заемщикам может приводить к повышению стоимости для них заемных средств. На данный момент отсутствуют исследования, которые бы подтверждали тезис о том, что снижение накладных издержек площадок взаимного кредитования переносится на потребителя;

• возможность инвестирования в кредиты/займы может оборачиваться для потребителей дополнительными рисками, которые ранее на себе несли банки; то есть высокая доходность неизбежно приводит к более высоким рискам;

• безопасность услуги взаимного кредитования для заемщиков зависит от того, насколько в процесс вовлечены сами площадки. Поскольку в ряде случаев площадка не оценивает уровень имеющейся у заемщика общей кредитной нагрузки, то для него получение такого займа может привести к негативным эффектам и излишней задолженности.

Связь инструментов сегмента «кредитование» и доступности финансовых услуг состоит в следующем:

• инструменты сегмента «кредитование» широко распространены на рынке финансовых услуг, предоставляемых удаленно, поэтому развитие этого сегмента позитивно сказывается на финансовой доступности. Банки и микрофинансовые организации предлагают клиентам кредитные калькуляторы для быстрой оценки стоимости кредитных ресурсов. Кроме того, многие финансовые институты предлагают услуги рефинансирования и реструктуризации уже имеющихся у них кредитов, таким образом достигается возможность перекредитования;

• в связи с возможностью одновременно отправить заявку на получение кредитных ресурсов в различные институты, повышается доступность кредита;

• необходимо отметить, что в разных кредитных организациях ценовая доступность кредитных инструментов может значительно отличаться. Как правило, действует принцип: чем ниже процент-

ная ставка, тем ниже доступность кредитных ресурсов. Однако у крупных банков и банков с государственным участием больше возможностей манипулирования кредитными ставками и рисками, поэтому низкие кредитные ставки могут оказаться достаточно доступными, иногда при соблюдении клиентом дополнительных условий (перевод пенсии, зарплаты и т.п.);

• в последнее время скоринговые модели стали, в основном, применяться для выдачи кредитов клиентам с короткой кредитной историей или отсутствием таковой (например, молодежь, в первый раз обратившаяся за кредитом). Именно в этом сегменте для оценки кредитных рисков необходимо применение новых инновационных моделей скоринга на базе искусственного интеллекта и обработки больших данных, собранных в социальных сетях, у операторов мобильной связи и т.п. Также возможна оценка психографического поведения потенциальных заемщиков с помощью мобильных приложений, оценивающих различные аспекты использования мобильного телефона в различных ситуация (звонки, мессенджеры, мобильные приложения), вплоть до анализа физических характеристик (пульс, давление и т. п.), конечно, при наличии такой возможности. Использование скоринговых моделей позволяет быстро принять решение по оптимальному соотношению объема предоставляемых ресурсов, процентной ставки, сроку кредитования и уровню кредитных рисков;

• необходимо отметить, что в связи со сжатием денежной массы, высокими требованиями регулятора к обеспечению кредитов, экономике Российской Федерации свойственна недокредитованность, в том числе, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, в связи с чем Р2Р-кредитование становится все более востребованным на кредитном рынке. Однако данному инструменту свойственны высокие кредитные риски и слабое регулирование. В целом же Р2Р-кредитование может значительно повысить финансовую доступность для потребителей, особенно при отсутствии у них кредитной истории.

Выводы

Доступность получения финансовых услуг значительно повышается при условии предоставления их дистанционным образом. Однако, существуют определенные уязвимые моменты, относящиеся ко всем инструментам финансовой доступности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• первичная идентификация клиентов, по-прежнему, должна проходить в личном присутствии клиента в офисе кредитной организации;

• наличие рисков несанкционированного доступа к услугам и соответственно потери денежных средств клиентов;

• финансовое консультирование находится на низком уровне качества оказываемых услуг, что вынуждает в ряде случаев клиента принять неправильное решение о выборе инструмента финансовой доступности;

• ценовая доступность в подавляющем большинстве случаев является определяющим фактором для потребителей при выборе ими дистанционных инструментов финансовой доступности, однако при низком пороге доступа к услугам, клиент подчас не может увидеть сопутствующие навязанные комиссии;

• ментальная доступность определяется существующими в настоящий момент времени средствами информационной доступности по предоставляемым продуктам и услугам.

Оценивая факторы, влияющие на доступность финансовых услуг по различным сегментам, можно сделать выводы:

1. Инфраструктурная доступность является основополагающим фактором во всех сегментах, представленных на финансовом рынке.

2. Востребованность финансовых услуг обладает устойчивым спросом в сегментах: ДБО; электронные денежные средства; платежные терминалы; дистанционное кредитование; инвестиционно-сберегательный сегмент в части депозитов/вкладов/сберегательных операций. Наблюдается затрудненность использования в сегментах: Р2Р-кредитование; краудфандинг; участие в ICO; работа по ИИС и участие в ПИФах.

3. Проблемы безопасности затрудняют доступ к таким сегментам, как: ICO; электронные денежные средства в части открытой оплаты посредством сети Интернет и рисков несанкционированного доступа; кредитование посредством получения услуг через микрофинансовые организации.

4. Качество финансовых услуг также является одним из основополагающих факторов во всех сегментах, однако для потребителей во всех сегментах одной из главных проблем является наличие скрытых комиссий во всевозможных формах (платы за вход, за оформление и т.п.).

5. Полезность финансовых услуг заключается в понимании потребителем сути оказываемой ему услуги особенно в сегментах: ДБО; электронных денежных средств, за исключением предоплаченных карт, где клиент не понимает преимуществ и недостатков данного инструмента; удаленного открытия депозитов/вкладов, где клиент не всегда понимает преимуществ, включающих в себя, как правило, предоставление услуги на повышенной процентной ставке по размещению средств; а также оценке потребителем оказываемой ему услуги.

ЛИТЕРАТУРА

1. EY research: initial coin offerings (ICOs). EY GM Limited, December 2017.

2. Классификация и правовое положение криптоактивов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://golos.io/ru--blokcheijn/@valet/klassifikaciya-i-pravovoe-polozhenie-kriptoaktivov (дата обращения 10.10.2018).

3. Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018-2020. М.: ЦБ РФ, 2018.

4. The Four Prime Segments of P2P Lending: An Analysis. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmifunds.com/four-prime-segments-p2p-lending-analysis (дата обращения 10.10.2018).

5. Обзор лучших сервисов, онлайн-площадок и платформ P2P кредитования в интернете. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://capitalgains.ru/zajmy/p2p-kreditovanie.html (дата обращения 10.10.2018).

6. Седов С. Битва за процент. Как изменится рынок P2P-кредитования в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351099-bitva-za-procent-kak-izmenitsya-rynok-p2p-kreditovaniya-v-rossii (дата обращения 10.10.2018).

7. Иванов А.А., Рожкова Л. Искусственный интеллект как основа инновационных преобразований в технике, экономике, бизнесе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 3 (111). С. 112-115.

8. Байдукова Н.В., Достов В.Л., Шуст П.М. Анализ и оценка лучших практик применения инструментов повышения финансовой доступности (часть 1) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 6 (114). С. 48-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.