Научная статья на тему 'Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия'

Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2839
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Анжелика Александровна, Орловская Дарина Юрьевна

В статье рассмотрены понятия конкурентоспособности и конкурентоспособности предприятия. Так же рассмотрены существующие методики определения конкурентоспособности, оценка, а также методики оценки конкурентоспособности предприятия. Составлена схема позволяющая определить преимущества и недостатки предприятия как конкуренто-образующего звена по тем или иным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремова Анжелика Александровна, Орловская Дарина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ефремова Анжелика Александровна

канд.экон.наук, доцент КФУ Орловская Дарина Юрьевна студентка 4 курса, гр. Э-434о КФУ г. Симферополь, Республика Крым, РФ E-mail: ser_efrem@mail.ru

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены понятия конкурентоспособности и конкурентоспособности предприятия. Так же рассмотрены существующие методики определения конкурентоспособности, оценка, а также методики оценки конкурентоспособности предприятия. Составлена схема позволяющая определить преимущества и недостатки предприятия как конкуренто-образующего звена по тем или иным критериям.

Ключевые слова

Конкуренция, конкурентоспособность предприятия, практическая оценка, методика определения

конкурентоспособности.

Одним из факторов обеспеченности получения высоких доходов в рыночных условиях является высокая конкурентоспособность предприятия. При данных условиях предприятие ставит перед собой такие цели, которые помогут стремиться к повышению уровня конкурентоспособности, и в свою очередь помогает в течение достаточно долгого времени, оставаться на плаву. То есть, предприятию необходимо решать проблемы тактического и стратегического характера, что бы выжить в тех рыночных условиях, в котором оно находится. Следуя из этого, и появляется актуальность темы, которая предполагает проведение оценки и анализ конкурентоспособности предприятия.

Целью исследования является выявление сути проблемы исследования конкурентоспособности предприятия, ознакомление с рядом понятий по данной проблеме, построения схемы успешного применения методик алгоритмов применения оценки конкурентоспособности.

Результат исследования. Понятия конкуренции и конкурентоспособности это одна из интереснейших тем для экономических исследований. Исследование экономической литературы по вопросу исследования показало, что большинство работ посвящено теоретической стороне данной проблемы, а такому понятию как практическая оценка конкурентоспособности уделено мало внимания. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано, но существует оценка конкурентоспособности предприятия существует. Ведь оценка позиции конкурентной способности своего предприятия является важным звеном хозяйствующего субъекта.

Существенный вклад в развитие и разработку концепции конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики, а также в исследование аспектов, теоретические и практические выводы о повышении конкурентоспособности предприятия внесли работы таких авторов ученых, как: А.И. Татаркина, Г.Л. Азоева [1], Т.П. Данько, И.В. Котляревской, Р.А. Фатхутдинова [10], И.И. Пичурина, И.М. Лифица, А.А. Яковлева, Н.К. Моисеева, М. Портер [8], Д. Нортон, О.К. Ойнер, П. Дойл, Ф. Котлер, О.А. Третьяк и многие другие немаловажные ученые и их вклады в данную проблему.

Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для выполнения множества целей. А именно таких как [2]:

• выбора контрагентов для совместной деятельности;

• осуществления государственного регулирования экономики.

• составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

• осуществления инвестиционной деятельности;

• разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности.

В работе Воронова Д.С. [3] выделено следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий: продуктовые методы; матричные методы; операционные методы; комбинированные методы; методы оценки стоимости бизнеса; динамические методы.

Само понятие конкурентоспособность является комплексной характеристикой, выражающейся через интегральные, групповые, а также обобщенные показатели. Целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках. В свою очередь способность соперничать, а именно, успешно соперничать с конкурентами на рынке и получать от этого экономическую выгоду является задачей конкурентоспособности предприятия. Неотъемлемой часть конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность продукции. Они взаимодействуют между собой как одно целое.

Изучив работы таких ученых-экономистов как Рубин Ю.Б. [9] и Катькало В.С. [6] нами был составлен алгоритм применения оценки конкурентоспособности предприятия (схема 1), который можно использовать в практических целях на предприятиях для принятия дальнейших управленческих решений.

1 шаг. Алгоритм определения конкурентоспособности

определение цели оценки;

определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе;

выбор базы сравнения;

определение характеристик, подлежащих измерению; оценка выбранных характеристик; расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности;

7 важнейших факторов по Е. П. Голубкову:

имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы

S3

1-1

^

о

к

н

о

о

к

м

о

о

о

К

о

о

н

к

W

>>

W

к

о

W

к н

R ä

W

^

к

о

о

н

SWOT-анализ - это анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз.

Оценка конкурентоспособности предприятия на базе 4Р-данная методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий- конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта.

Матричная оценка конкурентоспособности предприятия^ применима для оценки конкурентоспособности товаров, «стратегических единиц бизнеса» — сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.

Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия: Определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия:

Первая группа - это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности;

Вторая группа — это показатели опенки эффективности управления;

Третья группа - это показатели оценки деловой активности; Четвертая группа - это показатели оценки ликвидности. Определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей. Осуществляется для того, чтобы выявить направления деятельности и ресурсы (возможности), которые могут стать основой будущей стратегии компании и создания устойчивых конкурентных преимуществ.

Рейтинговая оценка конкурентоспособности предприятия_установление иерархии компаний на основе сравнения их достижений в финансовой и других областях.

Порядок определения рейтинговой оценки:

1. получение исходной информации по всем сравниваемым предприятиям;

2. исходная информация представляется в виде матрицы, в которой по строкам вписываются значения показателей ^ = 1, 2...., п), а по столбцам — сравниваемые предприятия (] = 1, 2...., т);

3. исходные показатели соотносите соответствующими показателями предприятия-конкурента (лучшего в отрасли, эталонного предприятия) по формуле:

*' 'а'

где ху - относительные показатели хозяйственной деятельности предприятия:

4. для анализируемого предприятия определяется значение рейтинговой оценки на конец временного периода по формуле:

= А+<*>••. + Х„.

где к — рейтинговая оценкау J-го предприятия; Х1Х2,.. .Хп — относительные показатели j -того анализируемою предприятия.

Рисунок 1 - Алгоритм применения оценки конкурентоспособности предприятия

Выводы. Таким образом, исследованный материал показал, что существует большое количество методик оценки конкурентоспособности предприятия, которые предусмотрены для различных видов предприятий. Данный анализ позволил нам построить алгоритма оценки конкурентоспособности предприятия, который поможет выявить важные элементы направления повышения конкурентоспособности субъекта хозяйствования, а также послужит основой для принятия управленческих решений. Список использованной литературы:

1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. / Азоев, Г.Л. - М.: ОАО "Типография "Новости", 2000. - 254 с.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. / Бухалков М.И. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.

3. Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. / Воронов Д.С. -Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001. - 96 с.

4. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. / Грант Р.М. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.

5. Ефремова, А.А. Управление качеством продукции [Текст] / А.А. Ефремова, Е.С. Дудкина // Экономика Крыма : науч.-практ. журнал. - 2008. - N 22. - С. 47-48 . - ISSN 1992-7681

6. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. / Катькало В.С. - СПб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос ун-та, 2008. - 548 с.

7. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. / Портер М. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 453 с.

© Ефремова А. А., Орловская Д.Ю., 2015

Зимина Галина Алексеевна

к.э.н., доцент АФ КНИТУ-КАИ Гафарова Вероника Александровна к.э.н., доцент АФ КНИТУ-КАИ Балова Наталья Александровна

к.э.н., доцент АФ КНИТУ-КАИ E-mail: gafarova_vero@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Аннотация

В данной статье будет рассматриваться вопрос занятости студенческой молодежи. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Целью исследования является выявление места студентов на рынке труда, а также выявление факторов, которые мешают устроиться на хорошую работу. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по оптимизации трудоустройства студенческой молодежи.

Ключевые слова

Молодежь, студенчество, трудоустройство, занятость, безработица.

Основной проблемой трудоустройства молодого специалиста является не поиск работы вообще, а поиск работы по специальности. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами.

Во-первых, набор преподаваемых в вузах специальностей и профессий не соответствует запросам рынка труда. Например, в настоящее время на рынке труда наблюдается повышенный спрос на специалистов в области продаж, поскольку в условиях кризиса поддержание продаж на докризисном уровне является для многих компаний шансом успешно пережить кризис и продолжать развиваться. Высокого уровня продаж можно достигнуть только за счет активного продвижения на рынок своих товаров и услуг. Однако вузы специалистов в области продаж практически не готовят. Зато наблюдается переизбыток других профессий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.