Научная статья на тему 'Анализ и оценка качества и конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной отрасли'

Анализ и оценка качества и конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1141
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / МАРКЕТИНГ / СЕГМЕНТАЦИЯ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / RESORT INDUSTRY / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITIVE ANALYSIS / MARKETING / SEGMENTATION / POSITIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тординава И.К.

В данной статье рассматриваются актуальные для современного рынка санаторно-курортных услуг условия конкурентных преимуществ их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and assessment of quality and competitiveness of enterprises in resort sphere

This article discusses relevant to the current resort services market conditions and competitive advantages their functioning.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка качества и конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной отрасли»

влению управленческого анализа кластерного взаимодействия в рекреационной сфере/ А.Ю. Яковлева-Чернышева // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. - 2016. - №3(9). - С. 106-111.

3. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретико-методологические подходы к формированию рекреационного кластера// Российское предпринимательство. - 2011. - Т.1. - №1. - С. 130.

4. Яковлева-Чернышева А.Ю. Методологические подходы к формированию инфраструктуры предпринимательской деятельности в рекреационном кластере / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - №4. - С. 23-26.

5. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления предпринимательством в санаторно-курортной сфере // механизмы решения проблем социально-экономического развития / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Наука и просвещение, 2016. - С. 36-49.

6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, А.В. Кузнецов // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. - Уфа, 2015. - С. 239-250.

Тординава И.К.

анализ и оценка качества и конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной отрасли

Состояние конкурентной среды санаторно-курортного предприятия определяется различными факторами, действующими в экономической, социальной, правовой, технологической и других сферах. Рассмотрим некоторые позиции качества и конкурентоспособности ОЦ «Санаторий «Юг» на основе SWOT - анализа. Анализ использования потенциала и анализ конкурентов позволяет выявить относительные преимущества ОЦ «Санаторий «Юг» в конкуренции. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества, - это превосходство в ресурсах (более высокое качество, низкие цены и др.) и лучшее мастерство, умение (связанное с эффективностью выполнения всех видов деятельности организации, работой всех ее служб). Расположение комплекса, предложение гостям товаров и услуг широкого ассортимента, более высокое качество и по значительно более низким ценам, чем конкуренты.

Сильные стороны комплекса - использование грамотного менеджмента, высокое качество предоставляемых услуг и квалификация персонала, гибкая система цен, номера с видом на море; собственный оборудованный парк и пляж,

расположение недалеко от моря и центра города, обслуживание в номерах, охраняемая автостоянка, ресторан и кафе, тренажерный зал, киноконцертный зал, инфраструктура для проведения конференциальных мероприятий, экскурсионные услуги, спортивные площадки, бассейн, охрана.

Слабые стороны: недостаточно продуктивно работающая организационно-управленческая система на предприятии, не весь номерной фонд реконструирован.

Возможности: реконструкция номерного фонда, расширение объема предоставляемых услуг, совершенствование и корректировка организационной структуры.

Угрозы: усиление позиций конкурентов, близость и доступность альтернативных курортов.

Сравнительный анализ конкурентов. ОЦ «Санаторий «Юг» по параметрам и можно отнести к категории трех звезд. Оснащение номера. Все конкуренты в номерах имеют примерно схожий набор услуг в номерах, а именно: душ, радио, телевизор (спутниковое телевидение), телефон, ковровое покрытие, кондиционер (в номерах «люкс»), холодильник, отопление, балкон, сервис в номер. Сервисные услуги. ОЦ «Санаторий «Юг» выигрывает тем, что большинство сервисных услуг предоставляются гостям бесплатно. Количество всех предоставленных услуг является общим из решающих показателей конкурентоспособности. Ценовая политика. «кристалл» хотя и не является лидером по низким ценам обычных номеров, зато и не выходит из этого интервала цен. Цена одноместного номера от 1797 руб., двухместного - 1900, в классе люкс соответственно - 4000, 6000, 8000 рублей.

Таблица 1 - Стоимость проживания в двухместном номере (с полным пансионом и лечением) в 2015 году, руб.

Здравница Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь

«Смена» 1465 1665 1865 2065 2380 1865 1740

ОЦ «Санаторий «Юг» 1432 1487 1797 1797 1797 1642 1587

«Лазаревское» 1390 1415 1550 1620 1620 1600 1515

«Волна» 1500 1610 1760 1800 1800 1690 1600

«Ромашка» 1450 1530 1660 1760 1760 1560 1515

«Южный» - 1512 1715 1750 1750 1650 1580

«ВВС» 1890 1905 2235 2450 2450 2450 2335

«Гренада» 1960 1983 2750 2750 2750 2500 2400

«Колос» 1530 1630 1960 2150 2150 2150 1840

«Одиссея» 1438 1538 1894 1994 1994 1694 1538

По данным опроса, проведенного в 2015 году по заказу Ассоциации туроператоров краснодарского края из 42 атрибутов, характеризующих отдых и лечебно-оздоровительные услуги, объединенных по качеству проживания, качеству оздоровления, качеству питания и развлекательным мероприятия ОЦ «Санаторий

«Юг» опередил своих ближайших конкурентов по трем позициям - питанию, развлечениям, оздоровлению, но отстал по позиции - качество проживания. Предоставление номера проживания, питания, комплекса услуг, способного удовлетворить потребности гостей в оздоровлении, полноценном отдыхе, иногда совмещенном с условиями деловой активности. Возможно ли сокращение затрат в структуре себестоимости предприятия? Анализ формирования себестоимости показывает, что именно здесь необходимо искать резервы снижения затрат. Самыми «тяжелыми» статьями в себестоимости являются расходы на продукты питания (23,14%), заработную плату (18,09%) и лечебные процедуры и медикаменты (17,62%), хозяйственные расходы (16,14%).

в том числе хозяйственные расходы включают расходы на теплоснабжение (2,74%), электроэнергию (2,31%), водоснабжение и канализацию (5,2%), расходы на стирку белья (0,60%), транспортные расходы (0,67%) и содержание помещений (5,5%). Особенное беспокойство у экономистов вызывает рост расходов на водоснабжение и канализацию с 2,5% в 2013 году до 5,22% в 2014 году.

Продукты питания (23,14%). В течение года наблюдается рост денежной суммы расходов на питание с 558 рублей в сутки в 1 квартале до 729 рублей в 4 квартале; По данной статье нельзя допускать большой экономии, т.к. это ведет к снижению калорийности пищи и качества ее приготовления. Но если ограничить число поставщиков продуктов с 15 на сегодняшний день до 5-7 крупных, то можно сэкономить 10-15% расходов. Заработная плата с начислениями (18,09%). Включает в себя основную и дополнительную заработную плату. Единственный способ экономии по этой статье - увольнение сотрудников в зимний период. Но это затруднительно из-за требований трудового законодательства, несправедливо по отношению к постоянным работникам, снижает квалификацию персонала. Тем не менее, необходимо пересмотреть штатное расписание и провести финансовый расчет целесообразности сохранения всех сотрудников на рабочих местах в зимний период. Кроме того, возможно увеличение заработной платы в летний период за счет прибыли от реализации коммерческих путевок. Лечебные процедуры (5,1%). Этот небольшой процент расходов обусловлен тем, что в данную статью включаются только стоимость медикаментов, медспецматериалов, расходы на мацестинские ванны и медицинские процедуры, которые в ограниченном количестве входят в путевку.

В комплексе продолжается широкое развитие дополнительных платных услуг, что, безусловно, положительным образом влияет на качество обслуживания клиентов. Объем реализации платных услуг в 2015 году вырос по отношению к 2014 году в 1,4 раза. Средства от предпринимательской деятельности, связанной с оказанием платных услуг составили 6,4 млн. рублей. В качестве замечания отметим, что у потребителей со средним уровнем дохода есть нарекания на такие аспекты обслуживания, как плохая работа санузлов - 12%, отсутствие индивидуальных средств гигиены - 12%; плохая шумо- и светоизоляция номеров - 10%, отсутствие программ НТВ плюс - 9%, изношенность постельного белья, полотенец, работу лифтов - 6%, отношение охраны - 5% и другие.

Общая стратегия совершенствования системы управления бизнесом в ОЦ «Санаторий «Юг» воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как краткосрочные и среднесрочные планы управления. ОЦ «Санаторий «Юг» ведет грамотную ценовую политику, характеризующуюся соответствием цены и качества предоставляемых услуг, ориентированную на потребителя со средним уровнем дохода.

Основным направлением развития комплекса должна стать ориентация на повышение комфортности отдыха: доступность необходимых услуг, завершенность комплекса оздоровительных мероприятий, внедрение прогрессивных форм обслуживания, разнообразие услуг. Повышение комфортности непосредственно мест проживания имеет безграничные возможности и может включать в себя широкий спектр изменений, начиная от оборудования номеров кондиционерами, к примеру, и заканчивая предоставлением в номерах банных халатов. Однако, такие нововведения, повышая уровень обслуживания, неизбежно повысят цену путевок и переориентируют предприятие на новый сегмент рынка потребителей, отличающийся более высокими доходами. Например, одним из дополнительных средств улучшения условий отдыха рекреантов может быть благоустройство пляжной полосы, которое несет в себе не только социальный, но и экономический эффект: предполагаемая прибыль составит 144057,13 рублей, предполагаемый срок окупаемости проекта составит 15 месяцев (при операционном периоде пляжного комплекса - 4 месяца, проект окупится через 3,5 года), рентабельность проекта составит 15;5 %. При учете выплат срок окупаемости уменьшится до 8 месяцев или 2-х лет.

ОЦ «Санаторий «Юг» имеет также превентивные варианты смены бизнеса - диверсификация и специализация действующего бизнеса с ориентацией на семейный отдых, расширение числа сфер деятельности комплекса - работа во все периоды, кроме июня, июля и августа месяца в качестве учебно-тренировочной спортивной базы футбольного клуба «Шинник» из Ярославля, а также изменение структуры видов бизнеса - изменение ассортимента видов услуг оздоровительного, санаторного, развлекательного характера, формирование фирменного стиля, накопление конкурентных преимущества, применение новых технологий оздоровления и развлечений, новая рекламная политика и другие.

Таким образом, система управления бизнесом ОЦ «Санаторий «Юг» представляет собой совокупность методов, способов, инструментов, процедур по планированию, организации, мотивации и контролю всей деятельности. Материально-техническая база, финансы и кадровый персонал позволяют сделать вывод, что культурно - оздоровительный комплекс вполне успешно функционирует на рынке санаторно-курортных услуг. Показатели оценки эффективности аппарата управления и его организационной структуры, системы управления, характеризующие эффективность, выражаются через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление: объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и другие. А также показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления,

в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда: текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

Совершенствование системы управления в условиях растущей конкуренции на рынке туристских и санаторно-курортных услуг, нестабильности и недостаточного уровня материально-технического, кадрового и финансового обеспечения оказывает существенное влияние на экономическую и социальную результативность. При этом направления совершенствования системы управления, ее структурных элементов, функциональных связей с учетом целевых приоритетов, диверсификации развития, совершенствование методов хозяйствования заключается в комплексном подходе, который обеспечивает осуществление функций и стратегий предприятия. Формирование системы мер, способов и методов управления и состоит из стратегического анализа (внешняя и внутренняя среда, финансовые, человеческие, технологические, информационные и др. ресурсы), стратегического выбора (формирование корпоративной стратегии, оценка стратегии и т.д.) реализация стратегии (организационная структура, ресурсы, люди и т.д.) учета, мониторинга, контроля, а также требует выявления сильных и слабых сторон, бизнес-диагностики, управленческого анализа, анализа конкурентов, реальной оценки собственных ресурсов и возможностей.

В итоге совершенствование системы управления рекреационно-оздоро-вительным и лечебно-курортным бизнесом выступает как средство сохранения конкурентоспособности бизнеса и как элемент страховки от возрастающих коммерческих рисков.

литература

1. Берулава М.Н. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества / М.Н. Берулава, Г. А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010.

- №4. - С. 8-11.

2. Берулава Г.А. Роль методологических оснований в разработке образовательных технологий / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №6.

- С. 4-18.

3. Берулава Г.А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - №6. - С. 10-15.

4. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г.А. Берулава // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №4. - С. 27.

5. Величко Н.Ю. Совершенствование управления маркетингом в сфере го-

стинично-туристских услуг (на примере курортного региона): дис.... канд. эконом.

наук. - Научно-образовательный центр Российской Академии образования, Сочи, 2004.

6. Величко Н.Ю. Удовлетворенность потребителей образовательных услуг как источник конкурентного преимущества университета // Гуманизация образования. - 2015. - № 4. - С. 69-74.

7. Леонов Д.А., Бургун Н.В., Седнев Х.Н. Анализ работы номерного фонда «SWISSOTEL Сочи Камелия» // Управление и экономика в XXI веке. - 2015. - № 2. - С.19-30.

8. Современная модель эффективного бизнеса: монография/Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др./Под общ. ред. С.С.Чернова. - Книга 10. -Новосибирск: ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. - С. 94-107.

9. Современные теории менеджмента: научная коллективная монографи-я/Е.В. Петрухина, Е.В. Симонова, Гужина Г.Н. - Орел: ООО «Научное обозрение», 2014. - С.69-85.

10. Тординава И.К., Федоров О.В. Разработка предложений по повышению рентабельности финансовой деятельности санатория. // Экономика и управление в современной России: теория и практика. - Сочи: международный инновационный университет, 2015. - С.106-115

11. Тординава И.К., Шестерикова М.И. Разработка предложений по повышению рентабельности финансовой деятельности санатория «Волна» (ЗАО) // Управление и экономика в XXI веке. - 2015. - № 2. - С.12-18.

12. Яковлева-Чернышева А.Ю. Ценовая политика санаторно-курортной организации как фактор ее конкурентоспособности / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Горные науки и технологии. - 2014. - № 1. - С. 51.

13. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления предпринимательством в санаторно-курортной сфере // Механизмы решения проблем социально-экономического развития / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Наука и просвещение, 2016. - С. 36-49.

14. Яковлева-Чернышева А.Ю. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, А.В. Кузнецов // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. - Уфа, 2015. - С. 239-250.

15. Яковлева-Чернышева А.Ю. Методологические подходы к формированию инфраструктуры предпринимательской деятельности в рекреационном кластере / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - №4. - С. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.