УДК 334.012.64
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЛОГИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
С. О. Ткаченко Научный руководитель - Н. Е. Гильц
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
В условиях кризиса и высокой конкуренции на рынке предприятия малого бизнеса нуждаются в оптимизации и структуризации деятельности за счет логистических технологий (специализированное ПО, совершенствование складской деятельности и другое) В статье рассматриваются особенности функционирования малого бизнеса на рынке России. Выделены наиболее типичные факторы, препятствующие развитию предприятий.
Ключевые слова: малый бизнес, стратегии развития, факторы, запасы, анализ, издержки.
ANALYSIS AND ASSESSMENT OF FACTORS HAMPERING THE DEVELOPMENT OF OF LOGISTICS IN SMALL BUSINESSES
S. O. Tkachenko Scientific supervisor - N. E. Gilts
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the article features offunctioning of small business in the market of Russia are considered. The main problems of small business development in the domestic market are presented.
Keywords: small business, development strategy, factors, stocks, analysis, costs.
Предприятия малого бизнеса являются наиболее мобильной формой организации бизнеса. Они наиболее близки к рынку потребителя, их структура управления достаточно проста и удобная, которая позволяет принимать решения и оперативно откликаться на изменения рынка [1].
Можно отметить большое число малых предприятий по состоянию на 2016 год. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество малых предприятий (включая микропредприятия) по Российской Федерации в 2014 году составило 2 103 780 единиц организаций. Оборот предприятий в целом составил 181548565 тыс. руб., то есть около 0,23% от ВВП [2].
Очень часто руководство малых предприятий принимает решение в области снабженче-ско-сбытовой деятельности на уровне интуиции или основываясь на личном опыте. Используя данный метод принятия решений, компания не учитывает значительный объем информации, что влечет за собой неэффективные управленческие решения.
Игнорирование современных методов управления материальными и информационными потоками приводит к следующим результатам:
-издержки, дополнительно вызванные нерациональным выбором поставщика, посредника, места и структуры склада и т.д.;
- ненадежность поставок, что может повлечь ухудшение репутации предприятия;
- низкое качество готовой продукции;
- высокая стоимость продукции.
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
Многие руководители не имеют четкого представления о том, какое место занимает логистика в структуре компании. Основные проблемы косаются следующих сфер деятельности организации:
- организационная структура;
- внедрение и использование программного обеспечения;
- системы учета;
- современные технологии;
- квалифицированные управленцы.
Отсутствие маркировки о штрих-кодом приводит к проблеме идентификации, превращающей работу склада в кошмар. В компаниях малого бизнеса нет четкого разграничения функциональных обязанностей, что вызывает сложность при поиске ответственных за выполнение узкого круга задач или даже отдельных процессов. Нередко на предприятии вообще не существует детализированной системы учета затрат на логистику (транспортные, складские расходы и пр.).
На уровне предприятий прежде всего нужна минимизация логистических издержек. Для этого требуется эффективная система управления и мониторинга логистики предприятия, внедрение современных ИТ для прослеживания движения продукции и грузов, повышения производительности. Для снижения стоимости хранения и обработки требуется достаточное количество складских площадей, отвечающих современным требованиям.[3]
Использование логистических технологий позволит оптимизировать деятельность предприятия от этапа отбора поставщиков до этапа сбыта готовой продукции. Эффективность внедрения может зависеть от снижения уровня запасов, уменьшения сроков поставок, сокращения статьи расходов, повышение скорости принятия решений и прочих областей движения потоков.
Основной целью логистической деятельности на предприятии остается максимальная эффективность участников товарооборота: организации, поставщиков, посредников и конечного потребителя готовой продукции.
Создание логистической службы может быть слишком обременительной задачей для малого предприятия. Факторами, препятствующими внедрению логистики на предприятиях малого бизнеса, являются:
- проблема финансового обеспечения;
- недостаток квалифицированных специалистов в области логистики, отвечающие за выполнение функций логистики;
- чрезвычайная мобильность предприятия, например, постоянное изменение сферы деятельности;
- прочие факторы.
Хотя внедрение логистики, может быть осложнено различными факторами, но каждое предприятие малого бизнеса, используя некоторые логистические технологии, может добиться увеличения эффективности работы предприятия.
Основой внедрения логистических технологий является сформированная база данных, так как логистика направлена на интеграцию всех процессов деятельности предприятия.
Планирование деятельности организации станет более результативным, если руководство предприятия установит программное обеспечение, которое автоматизирует бизнес-процессы, например, Project Expert или «Альт-Инвест-Сумм». Программное обеспечение позволяет проводить мониторинг внутренних и внешних деятельности фирмы.
Также важной сферой влияния логистики является тарное и складское хозяйство. За счет введения специализированного оборудования на складах, тем самым автоматизировав погрузоч-но-разгрузочные работы, предприятие может снизить расходы на рабочую силу, увеличить скорость товарооборота, соответственно увеличить прибыль.
Сокращение запасов на всем пути движения материального потока возможно, при условии тесного сотрудничества и постоянного согласования действий с поставщиками и посредниками, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.
Так как для малых предприятий важным фактором является финансовый вопрос, то можно провести оценку эффективности внедрения логистики, сопоставив возможное увеличение прибыли от реализации к затратам введения логистических технологий.
Проведение изменений в организации возможно только при условии наличия квалифицированного специалиста или группы специалистов, так как в ином случае велика вероятность незначительного экономического эффекта или же его отсутствие.
Таким образом, необходимость использования логистики на предприятиях малого бизнеса обусловлена тем, что это позволяет повысить конкурентоспособность организации за счет резкого снижения себестоимости товара, повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).
Библиографические ссылки
1. Кизим А. А., Филичкина Т.Б. Маркетинг и логистика в контексте развития предприятий малого бизнеса. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 1 (44).
2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://www.gks.ru/
3. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. - М. : Маросейка, 2013.
© Ткаченко С. О., 2017