66
технологии. В таблице указаны основные виды зеру. Франчайзер, в свою очередь, передает объектов франчайзинга. его в лизинговую компанию. Лизингодатель
Таблица - Основные виды объектов ОбраЩаетсЯ вбанкс целью пОлучениЯ кредита
франчайзинга под залог акцептованного векселя. В случае
Тип объекта Характеристика
Товар Изделие любой отрасли промышленности, имеет материальную форму, соответствует определенным стандартам и имеет товарную марку, подтверждающую гарантированный уровень качества. В рамках франчайзинга может быть один продукт; комплексный продукт; модельный ряд
Услуга Результат производственного процесса, удовлетворяющего потребность потребителя, но не имеет материальной формы. Услуга может быть связана с определенным изделием или предоставлена и без привязки к конкретному изделию
Производствен ный процесс Производственный процесс. Набор технологических и производственных операций, которые обеспечивают изготовление продукции (оказания услуги) гарантированного качества. Производственный процесс, как правило, привязан к конкретному оборудованию (основным фондам), но может осуществляться и без привязки к ним. Данный вид объекта франчайзинга используется в двух вариантах: производство и реализация конкретного изделия под маркой франчайзера или передача технологий, по которым франчайзи производит продукцию и оказывает услуги, номенклатуру которых он определяет сам
Бизнес процесс Комплекс управленческих, коммерческих, финансовых и организационных действий, обеспечивающих получение гарантированного экономического результата
Комплексный товар Товар, который включает несколько перечисленных выше элементов
получения кредитных ресурсов лизингодатель приобретает оборудование и передает его в финансовую аренду франчайзеру с правом передачи его в сублизинг франчайзи.
Таким образом, франчайзинг как форма хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса имеет такие преимущества, как быстрое расширение бизнеса без необходимости в кредитах и без серьезных финансовых обязательств, более эффективный контроль со стороны произво-
Чаще всего объектом франчайзингового соглашения становится конкретный товар или услуга. Для выхода на рынок с франчайзинговым предложением продукт предприятия должен обладать следующими свойствами:
дителя за реализацией своей продукции по сравнению с другими способами; минимизация рисков, связанных с началом нового дела, а также экономия на рекламе и других маркетинговых расходах.
- высокое качество;
- доступность товара широкому кругу потребителей;
- широкий рынок сбыта должен иметь резервы для расширения;
- образ товара, который должен быть неповторимым: логотип, название и другие дизайнерские элементы, которые должны ассоциироваться у потребителя с данным товаром.
Франчайзинговая система при этом носит название "производственный франчайзинг". При таких условиях франчайзи не просто выступает под торговой маркой франчайзера, производит и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности для акцепта франчай-
Примечания:
1. Новикова ДА, Воробьева Н.В. Деятельность зарубежных транснациональных корпораций в России // Kant. - 2013. - № 3 (9).- С. 101-102.
2. Воробьева Н.В. К вопросу о возможностях привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор Ставропольского края // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 1. - С. 27-28.
3. Воробьева Н.В., Саркисян С.Е. Распределение муниципальных образованийСтавропольского края поуровню развития предпринимательства с участием иностранного капитала // Сибирская финансовая школа. - 2011. - №3. - С.107-109.
4. Воробьева Н.В., Воропаева Р.А., Сапачева Т.С. Процессы взаимодействия отечественного и иностранного секторов экономики // Проблемы экономики. - 2012. - №2. - С. 20-22.
5. Воробьева Н.В., Конорезова Е.П., Мартыненко О.С.Состоя-ние и развитие предприятий сучастием иностранного капитала в Ставропольском крае // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №1(56). - С.138-140.
ANALYSISANDFEATURESOFANASSESSMENTOFINNOVATIVEACTIVITYOFTHEORGANIZATION Belozyorova Oksana Ivanovna, Post-graduate Student, Chair of Economics Analysis and Audit, Institute of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: ugu_cyga@list.ru
In article key parameters of an assessment of innovative activity of the organization are considered. The analysis of under study index in the Russian Federation was done. It can be used effectively to improve innovation management policy.
Keywords: innovation; innovative activity; technological, organizational, marketing innovations; analysis and assessment of innovative activity.
АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ УДК 330.341
АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются основные параметры оценки инновационной актив-ностиорганизации. Проведен анализ исследуемого показателя в Российской Федерации. Данные могут быть эффективно использованы в целяхсовершенствова-ния политикиуправления инновациями.
Ключевые слова: инновация; инновационная активность; технологические, организационные, маркетинговые инновации; анализ и оценка инновационной активности.
Инновационная политика должна учитывать причины, которые оказываютограничивающее воздействие на продвижение новаторского продукта или услуги, и обеспечивать умелое лавирование ресурсов и методов к усилению воздействия стимулирующих факторов. В этой связи необходимо рассмотреть основные параметры оценки инновационной активности предприятия как результат эффективного управления внешними и внутренними факторами инновационного процесса (табл. 1).
Таблица 1 - Параметры, используемыедляоценкиинновационной активности организации
© БелозёроваО.И., 2014
О
гч
№ п/п Оцениваемые параметры инновационной активности Содержание параметров
1 Качество инновационной стратегии и инновационной цели Соответствие инновационной стратегии миссии, целям, возможностям и угрозам внешней среды, инновационному потенциалу; взаимосвязь с другими стратегиями
2 Уровень использования инновационного потенциала Способность руководства мобилизовать и эффективно использовать требуемый потенциал: ресурсы, информацию, кадры, результаты НИОКР
3 Уровень привлекаемых инвестиций Определение приемлемых источников инвестиций, способность руководства к их привлечению в необходимом объеме
4 Методы, используемые при проведении инновационных изменений Активность при внедрении инновационных преобразований, преодоление потенциального и реального сопротивления изменениям, использование концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ
5 Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной ситуации Использование соответствующего стратегической ситуации типа поведения с учетом состояния объекта (инновации) и состояния среды: реактивного, активного и планово-прогнозного.
6 Скорость разработки и реализации инновационной стратегии Интенсивность действий по проведению исследований и продвижению инновации, осуществлению инновационных изменений
7 Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности Соответствие и адекватность уровня активности состоянию внешней среды и самой организации
Таким образом, данные таблицы 1 показывают, что для оценки инновационной активности организации рекомендуется использовать соответствующие специфические параметры, такие, как: качество инновационной стратегии и инновационной цели; уровень использования инновационного потенциала; уровень привлекаемых капиталовложений - инвестиций; методы и ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений; соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации; скорость разработки и реализации инновационной стратегии.
Кроме того, при оценке инновационной активности целесообразно проводить расчет и сравнение значений коэффициентов с установленными базовыми значениями. В качестве таких сравнительных величин могут выступать показатели за прошлые периоды,
БЕЛОЗЁРОВА Оксана Ивановна, аспирант, кафедраЭкономического анализа и аудита, Институт экономики иуправления, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь ugu_cyga@list.ru
68
среднеотраслевые значения, соответствующие показатели конкурентов, данные статистических обследований инновационной деятельности ведущих российских и зарубежных компаний.
Проанализируем данные инновационной активности предприятий Российской Федерации в 2009-2012 годах, согласно материалам, приведенным в таблице 2 [2].
Из анализа таблицы 2 можно сделать вывод о положительной динамике инновационной активности организаций в целом в Российской Федерации в период с 2009 года по 2012 год. Так, наблюдается увеличение показателя удельного веса предприятий, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций, на 10,0% в относительном выражении в 2012 году по сравнению с данными 2009 года.
Таблица 2 - Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций)1’, по субъектам Российской Федерации, в процентах
1 По данным формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация "Сведения об инновационнойдеятельности организации" (годовая). Начиная с отчета за 2011 год, в отчет включены организации с 73 кодом ОКВЭД.
Наибольшее значение исследуемого показателя в 2012 году отмечено в Приволжском федеральном округе, что соответственно составило 11,9%. Однако по сравнению с данными прошлых лет произошло снижение данного коэффициента на 8,0% в относительном выражении, или на 0,9% в абсолютном значении, что, возможно, связано с нехваткой финансовых ресурсов или квалифицированного персонала.
В 2012 году в Северо-Кавказском федеральном округе исследуемый показатель имел наименьшее значение в сравнении с другими субъектами Российской Федерации. Все же в динамике по сравнению с данными 2009 года анализируемый коэффициент имеет увеличение в 10,0% в относительном выражении, или 0,6% в абсолютном, в частности благодаря влиянию стимулирующих инновационную активность факторов.
В региональном аспекте необходимо целенаправленно проанализировать имеющуюся тенденцию с точки зрения ограничивающих и поддерживающих инновации факторов.
Необходимо отметить, что важнейшими предпосылками повышения инновационной активности региона и страны в целом является совершенствование научной, образовательной и производственной составляющих инновационного потенциала.
В частности, в "Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" предусматривается увеличение объемов финансирования, выделяемых на развитие образования и науки [3].
Для интеграции в мировой научно-технический процесс необходимо обеспечить переход к действительно инновационной экономике, которая основана на знаниях, инновациях, активном восприятии новых идей, готовности к их практической реализации. Инновационная активность предполагает стремление конкурировать за счет высокихтехнологий при переходе к постиндустриальному развитию. Экономика России в настоящее время характеризуется данной направленностью.
Примечания:
1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от
02.11.2013) "О науке и государственной научно-технической политике" // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=149218
2. Федеральная служба государственной статистики // [Элект-роный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/business/nauka/minnov-1.htm.
3. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// 2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1 itog.pdf.
2009 2010 2011 2012
Российская Федерация 9,3 9,5 10,4 10,3
Центральный федеральный округ 8,8 8,6 10,2 10,9
Северо-Западный федеральный округ 9,5 9,4 11,2 11,0
Южный федеральный округ 7,2 7,5 6,5 7,4
Северо-Кавказский федеральный округ 5,8 6,2 5,2 6,4
Приволжский федеральный округ 12,8 12,3 12,7 11,9
Уральский федеральный округ 10,2 11,5 11,5 10,6
Сибирский федеральный округ 7,3 8,2 8,8 8,5
Дальневосточный федеральный округ 8,3 8,6 11,2 10,8
FACTORS OFSTIMULATIONOFINNOVATIVEACTIVITY OFTHE ENTERPRISES
Belozyorova Oksana Ivanovna, Post-graduateStudent, Chair of Economics Analysis and Audit, Institute of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: ugu_cyga@list.ru