УДК: 374.1
Анна Сергеевна Филиппова,
доктор технических наук, профессор, кафедра прикладной информатики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).
E-mail: annamuh@mail.ru
Екатерина Сергеевна Саранова,
аспирант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).
E-mail: podymova.es@mail.ru
Лидия Ильясовна Васильева,
кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной информатики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).
E-mail: lidav@mail.ru
Гульшат Ильнуровна Маннанова,
аспирант, Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (г. Уфа).
E-mail: gulshat.islamova.2017@mail.ru
АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЦИФРОВЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ1
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые компетенции, модель формирования цифровых компетенций, клубный формат, образовательная среда
Аннотация. Приводятся результаты исследования уровня цифровой грамотности населения и степени удовлетворенности обучающихся при использовании цифровых дистанционных образовательных форм обучения. Рассматриваются особенности организации образовательной среды, приводится обоснование использования клубного формата для обучения населения цифровым компетенциям. Предлагается модель формирования цифровых компетенций с учетом минимизации времени обучения для достижения индивидуального набора требуемых компетенций. Приводятся результаты апробации клубного формата и модели для обучения населения цифровым компетенциям на примере работы клуба выходного дня «Цифровая семья».
Для цитирования: Филиппова, А.С. Анализ и моделирование процесса обучения цифровым компетенциям / А.С. Филиппова, Е.С. Саранова, Л.И. Васильева, Г.И. Маннанова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2(92). - С. 154-172.
1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом
президентских Грантов, проект № 20-1-045472, и гранта РФФИ № 19-07-00895. The work was supported by the grant of the President of the Russian Federation, provided by the Presidential Grants Fund, project No. 20-1-045472, and the RFBR grant No. 19-07-00895.
Anna S. Filippova,
Dr. Sc. (Technical Sciences), Professor Department of Applied Informatics Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (Ufa).
E-mail: annamuh@mail.ru
Ekaterina S. Saranova,
Postgraduate student,
Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa).
E-mail: podymova.es@mail.ru
Lidia I. Vasilyeva, Cand.Sc. (Technical Sciences), Associate Professor Department of Applied Informatics Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa).
E-mail: lidav@mail.ru
Gulshat I.Mannanova,
Postgraduate student, Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Ufa).
E-mail: gulshat.islamova.2017@mail. ru
ANALYSIS AND MODELING OF THE LEARNING PROCESS FOR DIGITAL COMPETENCIES
Keywords: digital literacy, digital competencies, digital competence formation model, club format, educational environment.
Abstract. The article presents the results of a study of the level of digital literacy of the population and student satisfaction when using digital distance educational forms. The authors consider the features of organizing educational environment and present the use of the club system for teaching the population to digital competencies. The article proposes a model for forming digital competencies, taking into account the minimization of training time to achieve an individual set of required competencies. The results of approbation of he club format and model for teaching digital competencies to the population are presented on the example of the work of the "Digital Family".
For citing: Filippova A.S., Saranova E.S., Vasilyeva L.I., Mannanova, G.I (2021) Analysis and modeling of the learning process for digital competencies. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92):154-172.
DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-154-172
Введение. В настоящее время процесс цифровизации охватил все сферы жизни и все возрасты группы населения [1]. Это влечет появление новых видов деятельности, новых востребованных профессий и новых форматов работы по имеющимся профессиям [2]. Повышаются требования к уровню владения цифровыми средствами и технологиями, которые работодатели предъявляют практически ко всем работникам. Подтверждение
необходимости цифровых навыков для современного профессионала обосновано результатами мониторинга рынка труда [3; 4]. Кроме того, так как цифровая трансформация охватывает все аспекты деятельности современного мира, то и к неработоспособному населению возникают определенные запросы (школьники, пенсионеры), связанные с умением использовать цифровые средства в повседневной жизни [5].
Реализация образовательных программ по цифровой грамотности способствует развитию личности, повышает уровень цифровых компетенций, в том числе у людей среднего и старшего возраста, позволяет оставаться конкурентоспособными специалистами на протяжении всей жизни [11].
Все вышеизложенное обуславливает актуальность исследования уровня цифровой грамотности населения для моделирования эффективного процесса обучения цифровым компетенциям.
1. Исследование уровня цифровой грамотности населения. При повсеместном использовании современных цифровых технологий остро встает вопрос цифровой грамотности и цифрового неравенства. С одной стороны, чем выше уровень развития цифровых технологий, тем разнообразнее открывающиеся возможности. «Цифровой разрыв», то есть разница в уровне технологических возможностей в различных регионах Российской Федерации, как было исследован в Московской школе управления СКОЛКОВО [6]. Если первоначально это был разрыв между различными социальными группами в доступе к цифровым каналам информации, а также «разрыв в знаниях» и «информационная бедность», то современный разрыв «второго уровня» касается навыков использования сетей и создания на их основе различных приложений (цифровых решений). В центре «Сколково» разработана методика оценки использования цифровых систем в повседневной жизни россиян и проведено сравнение вторичной цифровизации. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что разрыв между цифровым спросом и предложением в большинстве регионов, в том числе в Республике Башкортостан, в сфере образования существенный. Это подтверждает актуальность совершенствования процесса обучения для ведения образовательной деятельности в дистанционном формате, в том числе и с целью формирования цифровых компетенций. Естественно, что для широких слоев населения первой задачей является формирование цифровой грамотности, включая навыки использования цифровых средств.
Для анализа уровня цифровой грамотности было проведено тестирование населения с помощью ресурса www.bashdict.ru [7]. Вопросы группировались по следующим группам:
1 раздел: общие вопросы по архитектуре ЭВМ для диагностики базовых знаний о работе персонального компьютера;
2 раздел: базовые понятия файловой системы распространённой операционной системы Windows;
3 раздел: вопросы на общие знания пользователя сети интернет;
4 раздел: проверка знаний по распространенным приложениям для коммуникаций: звонки в интернете, записи к врачу, социальные сети, доставка продуктов;
5 раздел: вопросы на общие знания о работе сети Интернет.
В тестировании приняло участие 887 человек. Онлайн-формат тестирования не ограничивался регионом проживания, но основная часть респондентов (около 90%) представляла Республику Башкортостан. Возраст участников онлайн-тестирования варьировался от 9 до 70 лет; средний возраст - 25 лет. Средний балл за прохождение тестирования по базовым знаниям, связанным с компьютерной грамотностью, составил 69,437 балла из 100 возможных (рисунок 1).
Анализ тестирования цифровой грамотности населения
1543 346349352 355 558361364367370373376379382385388391394397400403 406409412415418421424427450455 456439442445 44Б 451 454 457 460 465 466469472475 478481484467490495 496499 5:2 50550651151^51;
Рисунок 1. Фрагмент диаграммы анализа тестирования по цифровой грамотности
населения
Рассмотрим фрагмент диаграммы рисунка 1, где нижняя линия обозначает возраст участников, а верхняя - соответствующее ему количество баллов. Заметим, что у людей, имеющих возраст ближе к среднему, баллы сравнительно ниже, чем у молодых людей. Следовательно, несмотря на вполне достойный средний показатель, это подтверждает цифровой разрыв разных поколений и обуславливает востребованность программ дополнительного образования по формированию цифровых компетенций, в том числе и базовых. Повышение уровня цифровой грамотности направлено на сокращение цифрового разрыва. Достижение этой цели возможно путем организации эффективного процесса обучения цифровым компетенциям. Для этого необходимо наличие соответствующей образовательной среды, удобный формат обучения, эффективная модель формирования необходимых
цифровых компетенций; именно этим аспектам в статье уделено особое внимание.
2. Образовательная среда для обучения цифровым компетенциям населения. Немаловажную роль при формировании цифровых компетенций имеет и сама образовательная среда. В работах О.С. Деминой [8], М.А. Ермаковой [9] отмечена актуальность проблемы организации образовательного пространства. Современные педагоги отмечают, что эффективность организации образовательной среды во многом определяется методикой обучения. В публикации О.С. Деминой [8] проведен анализ проблем организации образовательной среды. Отмечена важность качественного подхода к данному процессу, который определит в дальнейшем возможность получения учащимися качественных образовательных услуг.
Стоит отметить перспективы развития современного процесса обучения на базе возможностей современной цифровой среды. «Педагогический журнал Башкортостана» обращался к рассмотрению способов создания цифровой образовательной экосистемы, в которой человекосообразность является основным принципом организации образовательных процессов [10].
Для формирования базовых цифровых компетенций в качестве образовательной среды мы предлагаем использовать клубный формат для обучения населения всех возрастов. Образовательная среда в формате клуба включает: компьютерные классы для проведения занятий по предусмотренных программой разделам, свободную зону для обсуждения идей и реализации совместных проектов с возможностью получить консультацию специалиста, зону для проведения конкурсов проектов, релакс-зону с общим чаепитием. Клубный формат предоставляет возможность обучающимся почувствовать себя более уверенными в меняющемся цифровом мире, завести новые знакомства, найти больше общих тем для общения друг с другом. Совместная вовлеченность людей разного уровня подготовки в проектную деятельность позволяет во время нахождения в клубе повысить уровень владения цифровыми навыками за счет взаимной передачи опыта и консультации в свободном режиме как у преподавателей, так и у других обучающихся.
Подобный клубный формат образовательной среды для реализации программ дополнительного образования целесообразно применять с привязкой к семье, так как существует разрыв в уровне цифровой грамотности и между людьми разных поколений. В этом случае дети -участники клуба - изучают не только актуальные и современные программы обучения, но и узнают, что умеют родители, бабушки, дедушки. Родители, проводя время с ребенком, узнают его интересы, получают новые цифровые компетенции и повышают свою цифровую грамотность. Бабушки и дедушки учатся использовать современные цифровые сервисы, получают консультацию по работе с компьютером, планшетом, смартфоном.
Проведение совместного обучения в таком формате дает возможность участникам делиться полученным опытом и впечатлениями за чаепитием, приходить на занятия друг к другу. Итоговым результатом обучения в клубном формате является повышение цифровой грамотности, улучшение коммуникабельности, а также совместный цифровой проект на интересующую тему.
3. Анализ эффективности дистанционного формата обучения на примере образовательных процессов БГПУ им. М. Акмуллы. Выбор формата обучения - очного, дистанционного или их сочетания - представляется одной из основных задач при организации процесса обучения, в том числе и обучения цифровым компетенциям. Процесс обучения целесообразно сопровождать обучающими материалами в цифровом виде, в том числе и с применением дистанционных форм обучения.
Рисунок 2. Процентное распределение респондентов по курсам.
Смешанный, дистанционный и очный форматы обучения практикуются в различных образовательных учреждениях. Так, анализ реализации программ дополнительного образования БГПУ им. М. Акмуллы показал, что почти 70% курсов для широкого профессионального круга представлены в цифровом формате и в дистанционном виде. При этом около 35 % курсов содержат в себе блок, формирующий цифровые компетенции. Кроме того, эпидемиологическая ситуация 2020-2021 гг. заставила изменить взгляды на методы преподавания в учебных заведениях, вынужденно внедрив
159
повсеместно дистанционный формат. Поэтому целесообразно также провести анализ удовлетворенности обучающихся при использовании дистанционных цифровых форм обучения.
В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы среди студентов разных курсов и уровней образования был проведен опрос по качеству дистанционного образования. В нем участвовали 3133 человека. На рисунке 2 представлено процентное распределение респондентов по курсам. Опрос проводился с целью выявления положительных и отрицательных сторон дистанционного образования по результатам работы в 2020 году. На рисунках 3, 4 показаны положительные отзывы студентов.
Рисунок 3. Положительные отзывы студентов о дистанционном обучении
Как видно из графика, одним из главных плюсов для студентов являются гибкость и асинхронность образования, что приводит к экономии времени обучающихся. Студентам нравится учиться в свободное время, в удобном для себя темпе работы, по удобному расписанию. У него появляется возможность совмещения учебы с другими полезными делами. Кроме того, у студентов находится время на самообучение, на хобби, на иные формы саморазвития. Высказавших данное мнение на долю первого курса приходится 18,1%, второго курса - 27,1%, третьего курса - 25,3%, четвертого курса - 17,1%, а также на первый и вторые курсы магистратуры соответственно 5,8%, 6,3%. 0,3% респондентов предпочли не указывать свой год обучения.
Вторым по величине плюсом для студентов является возможность оставаться дома. Это важно для тех обучающихся, кто живет далеко от
университета, редко видится с близкими родственниками, особенно для студентов из других населенных пунктов. К ним примыкают студенты, которым комфортно учиться в домашней обстановке или ином удобном месте. По данному показателю из общего количества респондентов на долю первого курса приходится 28,7%, второго - 29,4%, третьего - 20,7%, четвертого -16,1%; магистранты - 4,8%.
Третьим по величине положительным показателем является экономия денег, связанная с отсутствием регулярных поездок в университет, оплаты за проживание, особенно за съёмное жилье. В основном такое мнение выразили студенты, которые живут далеко от Уфы. Для них поездки и проживание оборачиваются значительными тратами. На долю первого курса таких ответов приходится 14,5%, второго - 32,4%, третьего - 26,3%, четвертого -16,9%, магистранты - 9,9%.
350
318
Экономия времени Совмещение учебы и работы Экономия денег Нахождение дома Другое/нет плюсов
■ 1курс и2курс иЗкурс 4 курс ■ 1 курсмагистратуры ■ 2 курс магистратуры иНеуказано
Рисунок 4. Распределение по курсам положительных отзывов
Еще одним плюсом при дистанционном обучении является возможность параллельно совмещать учебу с работой. Некоторые обучающиеся уже со студенческой скамьи набираются опыта работы по выбранному профессиональному направлению. Из общего количества респондентов по этому показателю на долю первого курса приходится 21,7%, второго - 24,4%, третьего - 20,9%, четвертого - 16,1%, на первый и второй курсы магистратуры соответственно 8,6% и 8,1%.
Перейдем к рассмотрению основных недостатков, которые выделили студенты при оценке дистанционного формата обучения. На рисунках 5, 6 представлены основные минусы такого обучения. Большинство студентов
отметили наличие технических проблем в процессе обучения. У многих из них часто возникали проблемы с интернетом - его полное отсутствие или низкая скорость, что не позволяло вовремя выполнять задания, либо слушать лекции онлайн. Также отмечалось, что часть преподавателей (особенно преклонного возраста) демонстрировали сложности при работе с компьютером и современными системами дистанционного образования. Им сложно ориентироваться на сайте, выкладывать лекции и задания, формировать тесты с автоматической проверкой. Среди выразивших данное мнение доля студентов первого курса составила 22,3%, второго - 25,9%, третьего - 27,7%, четвертого - 14,6%, первого и второго курса магистратуры - 5,2% и 4,1% соответственно.
Оплата дистанционного образования по цене очного
2%
Отсутствие живого общения 28%
Увеличение учебной нагрузки 16%
Рисунок 5. Отрицательные отзывы студентов об дистанционном обучении
Несмотря на большое количество недостатков, особенно в начальном этапе перехода к дистанционному образованию, многим студентам понравился дистанционной формат обучения. Это те студенты, которые не усматривают минусов. Такое мнение выразило 29% респондентов, среди которых доля студентов первого курса составляет 27,1%, второго - 25,1%, третьего - 18,9%, четвертого -17,0%, первого и второго курса магистратуры -6,7% и 4,8% соответственно. На рисунке 7 показано итоговое мнение студентов о дистанционном формате обучения.
Однако для совершенствования процесса дистанционного обучения требуется снизить нагрузку на преподавателя. Внедрение существующих цифровых возможностей, уход от обезличенных занятий и так называемой зум-интоксикации крайне желательны. Используемые образовательные цифровые платформы позволяют это делать [12]. В их арсенале викторины
[13] и игровые технологии, которые обеспечивают стимулирование командной работы. Другие цифровые технологии и способы, например, «бот», позволяют «вести» изучение теоретического материала в интерактивной диалоговой форме, комментируя ответы, предлагая на выбор ситуации. Но такие курсы требуют больших временных ресурсов для подготовки качественного обучающего материала.
300
256
Нет минусов технические проблемы Увеличение учебной отсутствие живого общения оплатадистанционного
нагрузки образования по цене очного
■ 1 курс Н2курс ■ 3 курс |4курс ■ 1 курсмагистратуры ■ 2 курс магистратуры ■ Неуказано
Рисунок 6. Распределение по курсам отрицательных отзывов
Таким образом, дистанционный формат обучения имеет как свои достоинства, так и недостатки. В целом студенты положительно относятся к данному формату. Однако не все дисциплины возможно изучать дистанционно. Практическая отработка теоретических знаний зачастую требует очных занятий и консультаций преподавателя. Вероятно, будущее за смешанным форматом обучения.
Для обучения цифровым компетенциям смешанный формат является особо целесообразным в связи с доступностью в сети интернет продвинутых массовых открытых онлайн-курсов и большим количеством разнообразного обучающего видео. В то же время для овладения базовыми цифровыми умениями и навыками для населения, на наш взгляд, целесообразнее использовать очное обучение, так как анализ уровня цифровой грамотности показывает, что есть сложности и проблемы у среднего и старшего поколения на начальных и базовых этапах использования цифровых средств и технологий.
4. Модель формирования цифровых компетенций. Для организации процесса обучения населения цифровым компетенциям важны эффективные модели с возможностью формирования индивидуальной траектории как для
основных образовательных программ, так и для программ дополнительного образования [14].
Рисунок 7. Общие отзывы студентов о дистанционном формате образования
Авторами предлагается модель обучения цифровым компетенциям, позволяющая формировать индивидуальную траекторию обучения, выбирать последовательность образовательных программ, в том числе и массовых открытых онлайн-курсов, с целью минимизации времени обучения для достижения требуемого набора и уровня цифровых компетенций.
Модель формирования цифровых компетенций строится в виде ориентированного взвешенного графа. Вершины графа обозначают имеющиеся и/или выбранные для формирования компетенции. Вес ребра символизирует количество часов для формирования компетенции. Для построения модели необходимо выбрать базовые и желаемые для достижения компетенции. Как известно, для формирования компетенции и комплексного изучения конкретного раздела, выбранного участником, зачастую необходимо иметь иные базовые навыки. К примеру, для изучения программирования и 3D-моделирования необходимо обладать компетенциями по базовым навыкам работы с персональным компьютером (ПК).
На рисунке 8 приведен пример модели формирования цифровых компетенций, где Ап - базовые цифровые компетенции (возможен разный набор у обучающегося), Вп - цифровые компетенции повышенного уровня. Заметим, что два разнонаправленных ребра между вершинами могут иметь различный вес. Это связано с различной трудоемкостью освоения компетенций в зависимости от последовательности изучения. Например, А0
164
- Базовые навыки работы с ПК; A1 - Блочное программирование на Scratch; A2 - Основы алгоритмизации; A3 - Работа с программными продуктами; В1
- Написание программного кода на языке программирования; В2 -Моделирование объектов в 3D-редакторе.
Для обучающегося формируются индивидуальные траектории обучения на основе модели формирования цифровых компетенций. Так, компетенцию «Написание программного кода на языке программирования» можно сформировать несколькими способами: АО- А1- В1; АО- А2- В1; АО-АЗ- В1; АО- В2 - АЗ- В1. Каждый из представленных вариантов достигается за определенное количество часов. Оптимальным и последовательным маршрутом является тот, который достигается за минимальное количество учебного времени. Таким индивидуальным маршрутом рекомендуется выбрать последовательность формирования: АО- А1- В (выделен на рисунке 8). Сам маршрут предлагается формировать на основе комбинаторных алгоритмов [15]. Вначале, после определения желаемых для обучающегося набора компетенций, из всего множества возможных для формирования компетенций формируется подграф с выбранными вершинами
(компетенциями). Данный подграф представляет собой полный ориентированный граф, для которого следует применить алгоритм поиска маршрута с минимальным суммарным весом ребер.
Предлагаемая модель является универсальной и может быть использована для построения индивидуальной траектории обучения, в том числе с использованием массовых открытых онлайн-курсов или при обучении в смешанном очно-дистанционном формате. Выбор множества необходимых компетенций позволяет с помощью модели определить последовательность образовательных курсов с минимизацией времени на обучение.
5. Анализ эффективности освоения цифровых компетенций на примере реализации программ дополнительного образования в клубе выходного дня «Цифровая семья». Идея клубного формата апробирована в рамках проекта «Клуб выходного дня «Цифровая семья» на базе Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы при поддержке Фонда Президентских Грантов, проект № 20-1-045472. Этот проект реализован на основе совместной проектной деятельности, ориентирован на совместное обучение ребенка, его родителей и представителей старшего поколения. Клубный формат позволяет получать знания не только по предлагаемым направлениям обучения. Участникам предлагается дополнительное время и общее пространство, оснащенное компьютерной техникой с выходом в сеть интернет, 3D принтером и консультантами, которые помогают при создании общего цифрового проекта или консультируют по индивидуальным вопросам участников. Цель проекта - повышение цифровой грамотности населения и сокращение межпоколенного разрыва в использовании цифровых средств за счет вовлечения семьи в совместное обучение в клубе. Совместное обучение в клубе несет несколько положительных факторов, влияющих не только на повышение цифровых компетенций, но и на повышение качества жизни за счет создания благоприятного психологического климата в семье и, как следствие, позволяет улучшить внутрисемейные отношения [16]. Поэтому при составлении программы обучения основной задачей было не только разработать актуальное образовательное наполнение, но и создать образовательную информационную среду развития всей семьи [17; 8].
При составлении программы обучения на основании входного тестирования участников первоначально были определены «болевые темы», которым при обучении необходимо уделить большее количество времени. Цикл проводимых занятий включал темы, способствующие формированию компетенций по цифровой грамотности, программированию и 3D-моделированию. При организации процесса обучения в клубе были учтены компоненты информационной грамотности, основанные на мотивационно-ценностной и прикладной составляющей.
Цель: провести цикл занятий и проанализировать, как совместное обучение повлияет на рост уровня цифровой грамотности и качественному улучшению взаимоотношений в семье
Компоненты информационной грамотности
Деятельный Мотивационно- Комплексный -> Прикладной
ценностный
Дидактические условия формирования информационной грамотности
Анализ уровня цифровой грамотности участников (семей)
Выявление приоритетных цифровых компетенций для разных поколений семьи
Разработка и внедрение в процесс обучения технологий для разных поколений
семьи
Оценка форсированности информационных компетенций
Формы организации процесса обучения
Традиционные: мастер-классы, практические занятия. Лекции, самостоятельная работа семей
V Инновационные: проведение семейных идеатонов, где семья - единая команда, основная задача, сформулировать идею реализации семейного продукта и воплотить с помощью знаний по информационной грамотности; занятия проводятся совместно с детьми и родителями; применяется подход -преемственность поколений )
I
Уровни информационной грамотности
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
Результат: повышение информационной грамотности семей и улучшение взаимоотношений в
семье
Рисунок 9. Формирование процесса обучения семей в клубе выходного дня «Цифровая семья»
Фокус внимания в области организации обучения в клубе смещен на интерактивное обучение. Наряду со стандартными мастер -классами, лекциями и практическими работами организуется работа в команде. В роли команды выступает семья. В процессе занятий кроме преподавателя участвует и консультант, который персонально помогает обучающимся по теме занятия и отвечает на дополнительные вопросы, оказывая помощь по вопросам использования цифровых средств. При такой форме обучения
167
семья - единая команда, члены которой обладают различными знаниями, умениями и навыками, соответствующими своему возрасту, но имеют схожие интересы и приоритеты.
Итоговое тестирование «после» было произведено с помощью информационного ресурса [7] и вопросов, описанных в разделе 1 данной статьи. Участники опрашивались при регистрации на обучение и по его окончании. Прохождение тестирования «до» позволило оценить общую картину знаний участников; итоговое тестирование позволило оценить эффективность работы клуба «Цифровая семья» (рисунок 10).
Диаграмма на рисунке 10 характеризует результаты тестирования до посещения клуба и после прохождения цикла обучения. Заметим, что до обучения баллы участников сравнительно ниже, чем после обучения.
Следовательно, можно сделать вывод, что участники клуба «Цифровая семья» улучшили свои показатели по цифровой грамотности. Высшие качественные показатели получены по вопросам раздела 3 «Вопросы по общим знаниям пользователя сети интернет» и вопросам раздела 4 «Проверка знаний на распространённые приложения для коммуникаций: звонки в интернете, записи к врачу, социальные сети, доставка продуктов», что составило 26% и 34% соответственно. В среднем по всем разделам с вопросами увеличение среднего показателя роста опрошенных составило 24%.
Результаты тестирования участников до и после обучения в "Цифровом клубе"
■ Дообучения ■ После обучения
1 раздел 2 раздел 3 раздел 4 раздел 5 раздел
вопросов вопросов вопросов вопросов вопросов
Рисунок 10. Диаграмма анализа результатов обучения в клубе выходного дня
«Цифровая семья»
Таким образом, совместный процесс обучения в клубе позволил достичь высокого уровня освоения цифровых компетенций за счет заинтересованности и мотивированности членов всей семьи следования
общей идее, в том числе и за пределами клуба, что подтверждается результатами итогового тестирования.
Заключение. Апробация предложенной модели формирования цифровых компетенций показала эффективность реализации программ дополнительного образования населения в рамках проекта «Клуб выходного дня «Цифровая семья». Результаты совместного обучения разных поколений показали эффективность клубного формата в качестве образовательной среды для повышения уровня владения цифровыми компетенциями. Для дальнейшей реализации программ дополнительного образования по формированию цифровых компетенций представляется перспективным использование очно-дистанционного формата занятий с учетом выводов, сделанных на основе проведенного тестирования по удовлетворенности дистанционным форматом обучения.
1. José Álvarez-García, Amador Durán-Sánchez, María de la Cruz del Río-Rama, Ronny Correa-Quezada. Adults and Digital Society: Scientific Coverage / Int. J. Environ. Res. Public Health 2019, 16 (11), 2010; https://doi.org/10.3390/ijerph16112010 (accessed: 26.05.2021).
2. Вахидова, Л.В. / Реализация направления подготовки «профессиональное обучение»: опыт, проблемы, перспективы развития / Л.В. Вахидова, Э.М. Габитова, Л.Р. Саитова, O.r. Старцева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3(88). -С. 55-67.
3. Oнлайн-вакансии. - URL: hh.ru / (дата обращения: 18.03.2021).
4. Oнлайн-вакансии. - URL: Superjob.ru/ (дата обращения: 18.03.2021).
5. Фролов, И.Т. Человек в век компьютеров: [интервью] / И.Т. Фролов, К. Смирнов // Филосовские науки. - 2014. - № 8. - С. 31-40.
6. Цифровая жизнь российских регионов 2020.URL:https://iems.skolkovo.ru /downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/SKOLKOVO_IEMS_Research_ Digital_life_of_russian_regions_2020-06-09_ru.pdf. / (дата обращения: 18.03.2021).
7. Галлямов, А.С. Программа для управления универсальным информационным ресурсом для онлайн-диктантов (тестирований): (программа для ЭВМ): Свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2021613361 / А.С. Галлямов, А.С. Филиппова. - Москва : Реестр программ для ЭВМ. 05.03.2021.
8. Демина, О.С. Oбразовательная среда - территория пребывания школьника / O.C Демина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 4-5 (89-90). - С. 10-18.
9. Ермакова, М.А. Oбразовательная среда школы как фактор формирования мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся / М.А. Ермакова, Т.И. Меерзон // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2017. - № 2. - С. 15-20.
10. Левина, Е.Ю. Коммуникативные стратегии как фактор развития цифровой образовательной экосистемы / Е.Ю. Левина, Е.Б. Береговая, O3. Стукалова, И.В. Жгенти // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3(88). - С. 123-132.
11. Справка о состоянии сферы непрерывного образования взрослых в РФ: приложение к проекту «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года». - Текст: электронный // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей: официальный сайт. - URL : http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 18.05.2019).
12. Жилко, Е.П. Развитие системы дистанционного обучения на базе платформы MOODLE / Е.П. Жилко, А.С. Филиппова, Л.И. Васильева, Л.Н. Титова // ИТ & Транспорт: сборник научных статей/ под редакцией Т.И. Михеевой. - Самара, 2021. -С. 58-67.
13. Филиппова, А.С.. Формирование элементов цифровой образовательной среды: информационный ресурс для образовательных онлайн викторин / А.С. Филиппова, А.С. Галлямов // Сборник тезисов Международной конференции по передовым технологиям обучения EdCrunch-Томск / отв. ред. Е.А. Другова. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. - С. 42-46.
14. Филиппова, А.С. Анализ системы управления процессом достижения IT-компетенций в процессе обучения / А.С. Филиппова, Е.С. Саранова // Сборник тезисов Международной конференции по передовым технологиям обучения EdCrunch-Томск / отв. ред. Е.А. Другова. - Томск : Издательство Томского государственного университета, 2020.
- С. 85-88.
15. Филиппова, А.С. Основы комбинаторных алгоритмов: учебное пособие / А.С. Филиппова, С.С. Поречный, Р.Р. Рамазанова. - Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2018.
- 130 с. - ISBN 978-5-4221-0441-3. - Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL : https://e.lanbook.com/book/112324 (дата обращения: 19.05.2021). - Режим доступа: для авторизованных. пользователей.
16. Бочанцева, Л.И. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Л. И. Бочанцева. - Москва : Креативная экономика, 2017. - 274 с.
17. Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б.Г. Ананьев // Психология развития: хрестоматия / ред. Е. Строганова. - Санкт-Петербург: Питер, 2001.
- С. 298-329.
References
1. José Alvarez-Garcia, Amador Durân-Sânchez, Maria de la Cruz del Rio-Rama, Ronny Correa-Quezada. Adults and Digital Society: Scientific Coverage / Int. J. Environ. Res. Public Health 2019, 16 (11), 2010; https://doi.org/10.3390/ijerph16112010 (accessed: 26.05.2021). (In Eng)
2. Vakhidova L.V., Gabitova E.M., Saitova L.R., Startseva O.G. (2020) Realizatsiya napravleniya podgotovki «professional'noye obucheniye»: opyt, problemy, perspektivy razvitiya. [Implementation of the direction of training "vocational training": experience, problems, development prospects]. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3 (88): 55-67. (In Russ)
3. Onlayn vakansii.[Online vacancies]. Access: https://hh.ru. (In Russ)
4. Onlayn vakansii.[Online vacancies]. Access: https://Superjob.ru. (In Russ)
5. Frolov I.T. (2014) Chelovek v vek komp'yuterov: [interv'yu]. [Man in the age of computers]. Philosophical Sciences. № 8: 31-40. (In Russ).
6. Tsifrovaya zhizn' rossiyskikh regionov 2020. [Digital Life of Russian Regions 2020] Access: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/SKOLK OVO_IEMS_Research_Digital_life_of_russian_regions_2020-06-09_ru.pdf. (In Russ)
7. Gallyamov A.S., Filippova A.S. Programma dlya upravleniya universal'nym informatsionnym resursom dlya onlayn-diktantov: [Program for managing a universal information resource for online dictations] (testing) (Computer program) : Certificate No. about the state. reg. computer programs No. 2021613361. Moscow: Register of computer programs, 05.03.2021. (In Russ)
8. Demina O.S. (2020) Obrazovatel'naya sreda - territoriya prebyvaniya shkol'nika [Educational environment - the territory of the student]. Pedagogical journal of Bashkortostan. № 4-5 (89-90): 10-18. (In Russ)
9. Yermakova M.A. (2017). Obrazovatel'naya sreda shkoly kak faktor formirovaniya motivatsii k zdorovomu obrazu zhizni u obuchayushchikhsya.[The educational environment of the school as a factor in the formation of motivation for a healthy lifestyle among students]. Standards and Monitoring in Education. № 2: 15-20. (In Russ)
10. Levina E. Y., Beregovaya E. B., Stukalova O. V., Zhgenti I. V. (2020). Kommunikativnyye strategii kak faktor razvitiya tsifrovoy obrazovatel'noy ekosistemy.[Communication strategies as a factor in the development of a digital educational ecosystem]. Pedagogical journal of Bashkortostan. № 3(88): 123-132.
11. Spravka o sostoyanii sfery nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v RF : prilozheniye k proyektu «Kontseptsii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda».[Information on the state of the sphere of continuing education for adults in the Russian Federation: an appendix to the draft "Concept for the development of continuing education for adults in the Russian Federation for the period up to 2025"]. Union of heads of institutions and departments of additional professional education and employers: official website. Access: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095. (In Russ)
12. Zhilko Ye.P., Filippova A.S., Vasil'yeva L.I., Titova L.N. (2021) Razvitiye sistemy distantsionnogo obucheniya na baze platformy MOODLE .[Development of a distance learning system based on the MOODLEplatform]. IT & Transport: collection of scientific articles / edited byT.I. Mikheeva. Samara. Pp. 58-67. (In Russ)
13. Filippova A.S., Gallyamov A.S. (2020) Formirovaniye elementov tsifrovoy obrazovatel'noy sredy: informatsionnyy resurs dlya obrazovatel'nykh onlayn viktorin. [Formation of elements of a digital educational environment: an information resource for educational online quizzes] :collection of abstracts of the International conference on advanced learning technologies EdCrunch-Tomsk. Tomsk. Pp. 42-46 (In Russ).
14. Filippova A.S., Saranova E.S. Analiz sistemy upravleniya protsessom dostizheniya IT-kompetentsiy v protsesse obucheniya .[Analysis of the management system for the process of achieving IT competencies in the learning process]: collection of abstracts of the International conference on advanced learning technologies EdCrunch-Tomsk. Tomsk, 2020. P. 85-88. (In Russ)
15. Filippova A.S, Porechnyy S.S., Ramazanova R.R. (2018) Osnovy kombinatornykh algoritmov: uchebnoye posobiys.[Fundamentals of combinatorial algorithms: a tutorial] A.S. Filippova, . - Ufa : BGPU n.a. M. Akmully. 130 p. ISBN 978-5-4221-0441-3. Available at: https://e.lanbook.com/book/112324 (accessed: 19.05.2021) (In Russ)
16. Bochantseva L.I.(2017) Psikhologiya sem'i i semeynogo vospitaniya: uchebnoye posobiye.[Psychology offamily and family education: textbook]. Moscow: Creative Economy. 274 p. (In Russ)
17. Anan'yev B.G.(2001) Nekotoryye problemy psikhologii vzroslykh. In: Psikhologiya razvitiya: khrestomatiya [Psychology of development: a reader]. / edited by E. Stroganova. Sankt-Peterburg : Piter. Pp. 298-329. (In Russ)
Вклад соавторов.
1. Анна Сергеевна Филиппова: исследование уровня цифровой грамотности населения (п.1), анализ эффективности освоения цифровых компетенций на примере реализации программ дополнительного образования в клубе выходного дня «Цифровая семья» (п.5); общее редактирование статьи.
2. Екатерина Сергеевна Саранова: модель формирования цифровых компетенций (п.4).
3. Лидия Ильясовна Васильева: сбор и анализ данных для оценки эффективности дистанционного формата обучения на примере образовательных процессов БГПУ им. М.Акмуллы (п.3); образовательная среда для обучения цифровым компетенциям населения (п.2); общее редактирование статьи.
4. Гульшат Ильнуровна Маннанова: обработка данных опроса студентов удовлетворенности обучения в дистанционном формате обучения на примере образовательных процессов БГПУ им. М.Акмуллы (п.2).
Contribution of the authors
1. Anna S. Filippova: research of the level of digital literacy of the population (item 1), analysis of the effectiveness of mastering digital competencies on the example of implementing additional education programs in the "Digital Family" club (item 5); general editing of the article.
2. Ekaterina S. Saranova: model for the formation of digital competencies (clause
4).
3. Lidia I. Vasilyeva: collection and analysis of data to assess the effectiveness of the distance learning format using the example of educational processes at BSPU named after M. Akmulla (item 3); educational environment for teaching digital competencies of the population (clause 2); general editing of the article.
4. Gulshat I.Mannanova: processing of data from a survey of students' satisfaction with learning in a distance learning format using the example of educational processes at BSPU im. M. Akmulla (item 2)
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The authors have read and approved the final manuscript.