УДК 62
М.А. Чавкина
АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ИТ-СФЕРЕ
В данной статье исследуются особенности управления проектами в ИТ-сфере, рассматриваются основные понятия, положения, сопряженные с управлениями проектами в информационных технологиях. Выявлены свойства, присущие характеристики, виды проектов. Рассмотрены нормативно-регламентирующие документы и особенности данных процессов.
Ключевые слова: управление проектами, информационные технологии, информационные системы, жизненный цикл проекта, кибербезопас-ность, стандартизация.
Во время роста сферы информационных технологий (ИТ) особую актуальность приобретает применение обширно узнаваемых традиционных способов управления проектами, также их масштабирование в условиях наиболее актуальных категорий задач проектирования.
Непосредственно управление проектами (УП), как действие, основывается на итогах непрерывного контроля реализации основных шагов этого процесса.
УП начинается с формулирования задач проекта, расчета времени реализации и необходимой материально-технической оснащенности.
Оценка возможных рисков проекта является главным шагом планирования. Неучтенные опасности могут стать причиной срыва выполнения проектов и привести к значимым денежным и репутационным издержкам. По этим причинам, менеджмент рисков (МР) должен беспрерывно производиться на всех шагах проекта. МР производится по последующей схеме: определение риска, его количественная оценка, и, в конце концов, мероприятия по смягчению последствий риска.
К пользующимся популярностью в Российской Федерации стандартам можно отнести PmBok (своеобразный свод познаний по УП, который был разработан американским Институтом УП или Project Management Institute (сокращенно PMI) и отечественные, например:
А. ГОСТ Р-54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»;
Б. ГОСТ Р-54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» и
пр.;
Стандарты едины в том, что проект это деятельность по формированию критериев результата, а также временных и ресурсных ограничений.
Так как развитие проекта связывают со временем, а его состояние меняется, для удобства определения непосредственно состояния проекта, для регулирования хода его реализации принято разделять длительность проекта на некоторые отрезки, которые называются фазами жизненного цикла проекта.
Принято выделять 4 фазы жизненного цикла проекта:
1. Начальная фаза. Задачей этапа является формальное открытие нового проекта. В итоге инициации принимают решения о точке старта проекта, назначают ответственного и наставника проекта.
2. Фаза планирования. На этой фазе уточняют и согласовывают все составляющие проекта, непосредственно которыми запланировано управлять на фазе выполнения проекта: определяют содержание, сроки, издержки, опасности, персонал, стейкхолдеры и др.
Результатом данной фазы должен быть начальный план проекта [2].
3. Фаза исполнения. В рамках этой фазы выполняется создание итогов (продукта) проекта благодаря внедрению ресурсов проекта, производится контроль за ходом реализации проекта, используются до этого спланированные механизмы регулирования и инструменты УП.
4. Завершающая фаза. Задачей этой фазы является официальное закрытие проекта.
ИТ - это процессы, способы поиска, сбора, а также хранения, обработки, распространения различного вида информации и методы воплощения таковых действий и способов.
Как отрасль деятельности человека ИТ занимаются созданием, внедрением, применением и непосредственно развитием таких систем.
Таким образом, информационная система (ИС) - это система обработки поступающей информации и надлежащие организационные ресурсы.
© Чавкина М.А., 2019.
Вестник магистратуры. 2019. № 2-2(89)
ISSN 2223-4047
Можно выделить следующие направления в ИТ:
• распространение ИС;
• разработка и развитие программного обеспечения (ПО);
• развитие и усовершенствование вычислительных мощностей и инфраструктурных объектов передачи данных.
Главным различием ИТ-проектов от числа прочих, которые реализуются в остальных сферах деятельности, к примеру, в строительстве либо производстве будет то, что УП в ИТ сопряжено с неосязаемыми результатами в информационном пространстве. А также, ИТ-проекты имеют ряд характерных лишь для них свойств, которые влияют на успех реализации проекта.
В ходе управления ИТ-проектом, УП кроме вопросов управления, характерных для обыденных проектов: то есть дедлайны, ограничения бюджета или недочеты людей, которые могут быть привлечены к проекту, руководитель сталкивается с постоянной необходимостью решения неординарных технологических вопросов, сопряженных с разного рода техническими средствами, ПО, операционной системой, трудностями с базами данных.
Поскольку по внедрению ИС итог ИТ-проекта неосязаем и его ни измерить в принятых единицах измерения, ни представить в пространстве. В отличие от строительных или промышленных проектов у ИТ нет показателей издержек для типовых операций (ТО), и сами ТО являются такими только чрезвычайно укрупнённо и в некоторых рамках похожих проектов [1].
Можно выделить основные характерные черты ИТ-проектов относительно проектов, которые реализуются в остальных сферах и отраслях - в их повышенной трудности и высочайшей степени риска. Трудность ИТ-проекта целиком зависит от следующих причин:
Организационный объём проекта (ООП) - описывает число обособленных организационных условных единиц, где будет осуществлено распространение/тиражирование ИС. Под организационной единицей в этом случае понимается и некоторая, как юр. лицо организация, и некоторое отделение в рамках определенной организации - организации. Так, показатель фактически линейно оказывает влияние на цены работ.
A. Многофункциональный объём проекта характеризует набор возможностей ИС, которые попадают в состав конкретного внедряемого решения.
Б. Методологический объём проекта обрисовывает набор имеющейся нормативно-регулирующей документации, какую требуется создать в процессе работы над проектом.
B. Интеграционный объём проекта. Внедряемая ИС может обмениваться данными с иными ИС.
Г. Стандартизация. Ещё одной особенностью ИТ-проектов является необходимость в достаточно частом переносе данных из одной ИС в другую.
Д. Обеспечение кибербезопасности. ИС может содержать данные, представляющие коммерческую тайну или организации, или данные, которые согласно закону, должны быть защищены, к примеру, денежные данные, либо личные сведения. Работы по обеспечению кибербезопасности, в случае их включения непосредственно в проект, увеличивают цену и трудоемкость проекта, т. к. подобные работы сами по себе довольно трудны и должны учесть обеспечение кибербезопасности на уровне рабочих мест пользователей, серверного оборудования, мест хранения данных. В рамках выполнения работ по обеспечению кибербез-опасности обязаны быть разработаны нормативно-регулирующие документы, а ИС при обработке данных, конфиденциальность которых обязана быть обеспечена согласно закону, обязана быть сертифицирована госструктурами для обработки этих сведений [4].
Перечисленные главные причины оказывают влияние на сложность ИТ-проектов на этапе внедрения ИС и находятся во всех проектах этого вида, но конечный набор причин, их вес, а также критичность зависят от специфичности каждого определенного проекта.
Управление ИТ-проектом должно учитывать причины, которые определяют сложность проекта, оказывать управляющее действие на них, применяя присущие для этого вида проектов инструменты руководства [3].
Специфичность области ИТ подразумевает наличие особых познаний для учета большого количества принципиальных, но неочевидных деталей на этапе еще только планирования проекта. Например, одним из главных моментов в УП по разработке ПО является верный выбор способа разработки еще на шаге планирования проекта.
Поддержка разных методологий реализации проектов в УП обычно реализуется на примере проектных шаблонов.
Выделяют следующие свойства проектов ИТ:
- целенаправленность;
- отсутствие фиксированного метода действий;
- многоплановость;
- неповторимость результата;
- ограничение по ресурсам или срокам.
Стадия планирования проекта в связи с недочетом временных ресурсов, фактически исключена из данного процесса, что перекладывает главную нагрузку на контроль реализации и принятие решений на шаге реализации.
В итоге, в области ИТ используется динамическое планирование вплоть до того, что характеристики плана меняются по итогам изучения выполнения предшествующей версии этого плана.
Как результат, ИС для УП в сфере ИТ в ряде случаев должна обладать следующими качествами:
- простота в освоении, а также использовании — система обязана иметь интуитивно понятный для пользователя интерфейс и довольно прозрачный метод работы;
- строгая функциональность - ИС не может быть перегружена избыточными функциями, она обязана строго соответствовать поставленным целям и задачам;
- мобильность — система должна быть доступной для оперативного изменения или обновления данных проекта и принятия соответственных решений.
Библиографический список
1.Горшенина Е. В., Сорокин П. А. Интернет-технологии в электронной коммерции // Экономические исследования. - 2010. - №2. - С. 81-89.
2. Козлачков И.Ю., Иващенко И.Г. Исследование проблемы управления проектами в компании ООО «Цифровые Инвестиции» // Вестник МГУП. - 2015. - №1. - С. 91-102.
З.Чертихин А.А., Субботина Т.А. Применение стандартных методов и технологий управления проектами в среде веб-разработки // Вестник МГУП. - 2015. - №1. - С. 73-81.
4.Янбулатова О. М., Гордиенко С. А., Энис А. Э., Кирса Т. Г. Программное обеспечение для управления проектами // ГИАБ. - 2007. - №4. - С. 44-52.
ЧАВКИНА МАРИЯ АНДРЕЕВНА - магистрант, Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия.