Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
моделирование / оптимизация / организация / стратегия / себестоимость / планирование / производство / продажа / modeling / optimization / organization / strategy / cost / planning / production / sales

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Х. Ворокова, А.Е. Сенникова

Применение маркетинговой стратегии в аграрном секторе в современных условиях формирует инструмент повышения эффективного хозяйствования. Применение математического моделирования, как инструмента анализа управленческих решений в практической маркетинговой деятельности, предполагает построение некоторого аналога, способного заменить реальную систему и дать о ней новую информацию о субъекте, объекте и самой управляемой системе, а применяемая математическая модель представляет собой описание исследуемого экономического процесса или объекта. В представленной статье обоснована актуальность применения методов принятия решений на основе экономико-математического моделирования, кроме того обоснованно применение экономико-математических методов, которое позволяет значительно повысить качество стратегического, тактического и текущего планирования в аграрном секторе, получить дополнительный эффект без вовлечения в процесс дополнительных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND USE OF ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELS IN MANAGEMENT ACTIVITIES

The use of a marketing strategy in the agricultural sector in modern conditions forms a tool for increasing effective management. The use of mathematical modeling as a tool for analyzing managerial decisions in practical marketing activities involves the construction of some analogue that can replace the real system and give new information about it about the subject, object and the controlled system itself, and the applied mathematical model is a description of the economic process or object under study. In the presented article, the relevance of the application of decision-making methods based on economic and mathematical modeling is substantiated, in addition, the use of economic and mathematical methods is justified, which can significantly improve the quality of strategic, tactical and current planning in the agricultural sector, get an additional effect without involving additional resources in the process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

14. Vlasova N.S. Analysis and prospects for the development of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory / N.S. Vlasova, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 5 (40). - S. 104-109.

15. Govdya V. V. State policy of the cluster form of organizing the interaction of agrarian formations / V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva, S. A. Shulepina // Political network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. - No. 112. - S. 1353-1369.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11336

Н.Х. Ворокова - к.п.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, v.nodira@gmail.com,

N.Kh. Vorokova - candidate of pedagogical sciences, Associate Professor at the Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban state agrarian University;

А.Е. Сенникова - к.э.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, alina-senn@mail.ru,

А.Е. Sennikova - PhD in Economics, Associate Professor at the Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban state agrarian University.

АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ANALYSIS AND USE OF ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELS IN MANAGEMENT ACTIVITIES

Аннотация. Применение маркетинговой стратегии в аграрном секторе в современных условиях формирует инструмент повышения эффективного хозяйствования. Применение математического моделирования, как инструмента анализа управленческих решений в практической маркетинговой деятельности, предполагает построение некоторого аналога, способного заменить реальную систему и дать о ней новую информацию о субъекте, объекте и самой управляемой системе, а применяемая математическая модель представляет собой описание исследуемого экономического процесса или объекта. В представленной статье обоснована актуальность применения методов принятия решений на основе экономико-математического моделирования, кроме того обоснованно применение экономико-математических методов, которое позволяет значительно повысить качество стратегического, тактического и текущего планирования в аграрном секторе, получить дополнительный эффект без вовлечения в процесс дополнительных ресурсов.

Abstract. The use of a marketing strategy in the agricultural sector in modern conditions forms a tool for increasing effective management. The use of mathematical modeling as a tool for analyzing managerial decisions in practical marketing activities involves the construction of some analogue that can replace the real system and give new information about it about the subject, object and the controlled system itself, and the applied mathematical model is a description of the economic process or object under study. In the presented article, the relevance of the application of decision-making methods based on economic and mathematical modeling is substantiated, in addition, the use of economic and mathematical methods is justified, which can significantly improve the quality of strategic, tactical and current planning in the agricultural sector, get an additional effect without involving additional resources in the process.

Ключевые слова: моделирование, оптимизация, организация, стратегия, себестоимость, планирование, производство, продажа.

Keywords: modeling, optimization, organization, strategy, cost, planning, production, sales.

С переходом к рынку резко возрастает роль математического моделирования на уровне хозяйствующих субъектов. Это обусловлено повышением самостоятельности организаций в принятии решений по производству ассортимента и объема продукции, увеличением многовариантности развития производства, расширением возможности проведения гибкой ценовой политики.

Значительная часть моделей оптимизации сельскохозяйственного производства предназначена в основном для решения задач рационального использования ограниченных ресурсов. Поэтому, изучая их с прикладной точки зрения, нужно рассматривать аспекты маркетинговой деятельности, имеющие отношение только к стратегии, как преимущество по издержкам. В этом случае хозяйствующий субъект ориентируется на широкий рынок и производство товаров в большом количестве. Хозяйство сталкивается с проблемой изучения зависимости объема производства от затрачиваемых средств. С этим связан выбор ценовой стратегии, чтобы иметь высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами. Однако в общей схеме планирования структуры производства необходимо учесть и другие факторы, которые не связаны с издержками организации. В связи с этим некоторые экономические показатели обосновываются без инструментов моделирования. В дальнейшем они вводятся в модель в виде постоянных параметров с целью увязки их со стратегией, направленной на затраты в планировании продукции.

В процессе планирования продукции на первое место ставится разработка программы по оценке удачных и неудачных видов продукции. Для этого необходимо осуществить оптимальный выбор целевого рынка и на этой основе выполнить краткосрочный и долгосрочный прогноз сбыта своей продукции. В результате организация определяет свой ассортимент продукции, верхний и нижний пределы объемов производства. В отличие от промышленных и других отраслей в сельском хозяйстве некоторые функции маркетинга имеют свою специ-

фику. Так, только в некоторых случаях планирование новой продукции требует введение новой технологии, замены оборудования и прочее. Иными словами, не всегда возникают ситуации, связанные с большими затратами при производства нового товара. Однако, если это касается внедрение нового новой продукции, которая требует включения в основную группу отраслей растениеводства и животноводства, то маркетинговая деятельность требует значительных средств.

Для изучения этих вопросов необходимо анализировать цикл каждого вида товаров организации.

Исходя из жизненного цикла сельскохозяйственных продуктов, требуется планировать продукцию в динамике. Прежде чем дать характеристику жизненного пути сельскохозяйственной продукции, необходимо провести анализ. Это касается в основном вопросов снятия и нововведения продукции. Производство конкурентоспособной продукции может привести к дальнейшему наращиванию сбыта продукции. Однако при этом могут быть не учтены факторы, увеличивающие издержки, связанные с ростом производства.

Важным фактором здесь является знание маркетологами зависимости увеличения затрат в целом по предприятию с ростом производства. С другой стороны, изменение объемных показателей зависит от реализации. На основе этих двух зависимостей маркетологами должна быть выработана окончательная программа с учетом других функций маркетинга (сбыт, продвижение и т. д.). Первые зависимости устанавливаются проведением многовариантных расчетов, с этой целью можно использовать методы линейного программирования. Вторые рассматриваются в двух случаях.

В условиях конкуренции (ценовой и неценовой) зависимость цены и объема реализации продукции обычно устанавливается по кривой спроса. Однако, как установлено, объем производства и реализации в организации непосредственно зависит от дифференциальных затрат. Поэтому целесообразно разработать стратегию формирования цены в зависимости от потребителей и с учетом этого планировать конечную продукцию.

Одной из сложных задач в маркетинговой деятельности является обоснование цен на товары. Когда продукция или часть продукции реализуется на рынке, то в значительной степени важным является прогнозирование цен хозяйствующего субъекта. С использованием математического аппарата (линейных моделей) планирование продукции может представиться несложной задачей. Проводя многовариантные расчеты по разным ценам (рыночным), можно рационализировать структуру. Однако оптимизация в этом случае сводится лишь к выбору наиболее рациональной технологии (способов производства). Особую важность представляет выбор обоснованных объемов продукции, которым соответствуют рыночные цены.

Планирование продукции нами предлагается осуществить следующим образом. С помощью маркетинговой деятельности прогнозируется цена на основе анализа состояния рынка. Далее с учетом этого с помощью математической модели определяется целесообразный объем производства и продажи продукции.

Из сказанного следует, что с переходом на рыночные отношения возникает необходимость в разработке инструментов согласования систем, ограничении задач оптимизации сельскохозяйственного производства. При этом выбор ассортимента, объемов производства и продажи продукции должен быть обеспечен, с одной стороны, рационализацией на основе математического аппарата, с другой - комплексным изучением рынка. Отметим, что перед началом корректировки параметров задачи необходимо сгруппировать по фактору зависимости объемов продукции от ценовой стратегии. В некоторых случаях выбор пли обоснование объемов производства и сбыта осуществляется без определенной связи с издержками производства. К ним могут быть отнесены не контролируемые маркетингом параметры и контролируемые только вышестоящим руководством предприятия.

В процессе планирования сбыта важно иметь в виду следующее обстоятельство. Реализация дополнительного объема продукции связана с определенными расходами, что может значительно снизить уровень доходов. Поэтому с использованием инструментов моделирования с целью учета дифференциальных затрат предварительно проводится глубокий анализ сбыта продукции. В процессе планирования продукции это обстоятельство может быть учтено различными способами. Один из этих подходов сводится к введению в математическую модель дополнительных ограничений. Другой способ осуществляется вне математической модели в процессе анализа планирования продукции, сбыта.

На наш взгляд, использование методов линейного программирования будет действенным для анализа эффективности параметров, контролируемых высшим руководством организации, а также самим маркетингом. Выбор предприятием удачного ориентира на рынке может производиться регулированием контролируемых маркетингом факторов. В решении этой задачи достаточно эффективно могут быть использованы модели квазилинейного программирования. Для внедрения этих разработок на одном из этапов осуществления маркетинговой деятельности необходимо провести предварительные мероприятия.

Это в основном вопросы, связанные с осуществлением стратегического планирования цен на рынке. Использование математических моделей для условий рыночных отношений должно быть основано па выборе адекватных экономических показателен. Это должно вытекать не только из решения задачи, но и базироваться на информации маркетинга.

Среди наиболее важных маркетинговых факторов, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта, является цена товара. Она непосредственно связана с другими переменными маркетинга. Правильное прогнозирование цены товара с помощью маркетинговой деятельности во многом будет способствовать получению степени адекватности математических моделей, приспособленных к условиям рыночных отношений. Поэтому до начала разработки математических моделей необходимо проводить комплексный анализ рынка, а на его основе вырабатывать ценовую стратегию.

На рисунке 1 изображена общая схема планирования структуры производства и продажи продукции аграрного организации в условиях рыночной экономики.

Предложенная процедура является в значительной степени упрощенной. Однако эта схема обладает достаточной общностью и может быть приемлемой в планировании продукции для множества разнотипных хозяйствующих субъектов. Для отдельных типов организаций проведение некоторых этапов изложенного процесса может иметь свою специфику. Вторым этапом схемы планирования является разработка задач организации. Он включает мероприятия по определению вида деятельности предприятия с учетом рыночной и окружающей среды. В данном случае в качестве окружающей среды следует понимать известные в литературе контролируемые и не контролируемые маркетингом факторы.

Согласно изложенной процедуре, следующим этапом процесса планирования является разработка целей маркетинга. Он осуществляется в зависимости от запланированной специализации производства на предыдущем этапе. Определяется ориентир на различные типы потребителей и устанавливаются наиболее важные аспекты сферы деятельности, на которые нужно делать упор с целью достижения преимущества на рынке по сравнению с конкурентами.

Следующим этапом процесса планирования является проведение ситуационного анализа. Он включает мероприятия по определению места экономического субъекта и изучению последствий, которые могут возникнуть под влиянием рынка, исследуются также перспективы тех или иных видов продукции. Для этого требуется изучение взаимозависимостей некоторых экономических показателей, прогнозирование изменения показателей под влиянием множества определяющих факторов. На этой основе определяются оптимальные их уровни. Таким образом формируется исходная информация для решения задач оптимизации. Формируя комплекс не контролируемых маркетингом параметров, разрабатывают линейные модели оптимизации. Проводятся расчеты и формулируются основные виды ситуационного анализа с выявлением направления развития производства и реализации продукции или улучшения состояния экономики предприятия. Оценивается эффективность запланированных маркетингом объемных показателей производства, сбыта и т. д.

Информация, которая формируется на всех рассмотренных этапах, используется для разработки маркетинговой стратегии хозяйствующих субъектов. С этим связаны вопросы ценовой стратегии, выбор того или иного метода или их сочетания, соответствующих этой стратегии, разработка моделей квазили-

Рисунок 1 - Планирование структуры производства и продажи продукции в условиях рыночных отношений

нейного программирования, позволяющих установить наиболее рациональные уровни производства и реализации продукции.

Дальнейшая процедура в процессе планирования связана с реализацией маркетинговых планов и их оценкой на практике.

Источники:

1. Адаменко А.А. Формирование и анализ внутрихозяйственной отчетности для принятия управленческих решений: монография / Адаменко А.А., Хорольская Т.Е. - Краснодар : КубГАУ, 2018. - 183 с.

2. Богдашев И.В. Альтернативы развития экономики знаний в России / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 3 (32). - С. 81-84.

3. Бондаренко П.С. ЭКОНОМЕТРИКА. ПРАКТИКУМ / П.С. Бондаренко, Г.В. Горелова, И.А. Кацко, А.Е. Жминько, Т.В. Соловьёва, С.А. Кацко, С.К. Куижева, А.А. Митус, Н.Б. Паклин, А.Е. Сенникова // Учебно-практическое пособие / Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", Москва, 2019. Сер. Бакалавриат, 218 с.

4. Ворокова Н. Х. Анализ и направления улучшения финансовых результатов деятельности /Ворокова Н.Х. //В сборнике: Стратегические векторы развития экономики и управления: мировое, национальное и региональное измерение. Сборник статей международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2020. С. 14-17.

5. Ворокова Н. Х. Прикладные методы применения математической статистики для анализа экспериментальных данных /Ворокова Н.Х., Жминько А.Е. //Учебное пособие / Краснодар, 2021.

6. Ворокова Н. Х. Регрессионный анализ влияния объема и структуры основных фондов на эффективность сельскохозяйственного производства /Сенникова А.Е., Ворокова Н.Х. //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 11-2. С. 329-332.

7. Жминько А.Е. Управление процессами оценки рисков в системе экономической безопасности / Н.А. Асанова, С.Ю. Хут, А.Е. Жминько // Монография / Краснодар, 2020.

8. Петрова Я.В. Модели и методы бухгалтерского учета в принятии управленческих решений / Я.В. Петрова, Н.С. Власова // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей, 2013. - С. 270-275.

9. Сенникова А.Е. Типологические модели использования производственных ресурсов / А.Е. Сенникова, А.М. Ляхо-вецкий, А.И. Суслов - Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 34. С. 40-46. References:

1. Adamenko A.A. Formation and analysis of on-farm reporting for making managerial decisions: monograph / Adamenko A.A., Khorolskaya T.E. - Krasnodar: KubGAU, 2018. - 183 p.

2. Bogdashev I.V. Alternatives for the development of the knowledge economy in Russia / I.V. Bogdashev, A.A. Adamenko // Economics and Entrepreneurship. - 2013. - No. 3 (32). - S. 81-84.

3. Bondarenko P.S. ECONOMETRICS. PRACTICE / P.S. Bondarenko, G.V. Gorelova, I.A. Katsko, A.E. Zhminko, T.V. Solovyova, S.A. Katsko, S.K. Kuizheva, A.A. Mitus, N.B. Paklin, A.E. Sennikova // Study guide / Publisher: Limited Liability Company "Publishing House" KnoRus ", Moscow, 2019. Ser. Bachelor degree, 218 p.

4. Vorokova N. Kh. Analysis and directions of improving financial performance / Vorokova N.Kh. // In the collection: Strategic vectors of economic development and management: global, national and regional dimensions. Collection of articles of the international scientific-practical conference of teachers, graduate students, undergraduates and students. 2020.S. 14-17.

5. Vorokova N. Kh. Applied methods of using mathematical statistics for the analysis of experimental data / Vorokova N. Kh., Zhmin'ko A.E. // Study guide / Krasnodar, 2021.

6. Vorokova N. Kh. Regression analysis of the influence of the volume and structure of fixed assets on the efficiency of agricultural production / Sennikova AE, Vorokova N.Kh. // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 11-2. S. 329-332.

7. Zhminko A.E. Management of risk assessment processes in the system of economic security / NA. Asanova, S.Yu. Huth, A.E. Zhminko // Monograph / Krasnodar, 2020.

8. Petrova Ya.V. Models and methods of accounting in making managerial decisions / Ya.V. Petrova, N.S. Vlasova // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support. Materials of the international scientific-practical conference of students, graduate students, undergraduates and teachers, 2013. - pp. 270-275.

9. Sennikova A.E. Typological models of the use of production resources / A.E. Sennikova, A.M. Lyakhovetsky, A.I. Suslov -Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2012. No. 34. S. 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.