Научная статья на тему 'Анализ и интерпретация явлений инверсии и медиации в аспекте самоорганизации социальных систем'

Анализ и интерпретация явлений инверсии и медиации в аспекте самоорганизации социальных систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
238
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕРСИЯ / МЕДИАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ / СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ / ЦИКЛИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ / ГРАНИЦА / INVERSION / MEDIATION / SELF-ORGANIZATION OF SOCIAL SYSTEMS / SYMMETRY AND ASYMMETRY / CYCLIC CAUSALITY / BOUNDARY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сахарова Юлия Валерьевна

Рассмотрены основные характеристики феноменов инверсии и медиации как типизированных модулей социальных и культурных процессов. Изложены особенности, характеристики, общие механизмы с позиций диалектического и синергетического подходов. Установлено, что для инверсионно-медиационного механизма социальных систем характерна разноликая многополюсность. Отмечена значимость понятия «граница» для анализа вышеназванных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND INTERPRETATION OF INVERSION AND MEDIATION PHENOMENA REGARDING SELF-ORGANIZATION OF SOCIAL SYSTEMS

The article considers principle descriptions of inversion and mediation phenomena as typical modules of social and cultural processes. The author states peculiarities, characteristics, general mechanisms in terms of dialectical and synergetic approaches, and elicits that diverse multipolarity is typical for the inversion mediation mechanism of the social systems. The author also emphasizes significance of the “boundary" concept for analysis of the above-mentioned phenomena.

Текст научной работы на тему «Анализ и интерпретация явлений инверсии и медиации в аспекте самоорганизации социальных систем»

УДК 316.42.051 : 303.442.4 Сахарова Юлия Валерьевна

кандидат философских наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Волгодонского института (филиала)

Южно-Российского государственного

технического университета

(Новочеркасского политехнического института)

dom-hors@mail.ru

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЯВЛЕНИЙ ИНВЕРСИИ И МЕДИАЦИИ

В АСПЕКТЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Sakharova Yulia Valeryevna

PhD,

Assistant Professor of the Social Humanities Department, Volgodonsk Institute, branch of South Russian State Technical University dom-hors@mail.ru

ANALYSIS AND INTERPRETATION OF INVERSION AND MEDIATION PHENOMENA REGARDING SELF-ORGANIZATION OF SOCIAL SYSTEMS

Аннотация:

Рассмотрены основные характеристики феноменов инверсии и медиации как типизированных модулей социальных и культурных процессов. Изложены особенности, характеристики, общие механизмы с позиций диалектического и синергетического подходов. Установлено, что для инверсионно-медиационного механизма социальных систем характерна разноликая многополюс-ность. Отмечена значимость понятия «граница» для анализа вышеназванных явлений.

Ключевые слова:

инверсия, медиация, самоорганизация социальных систем, симметрия и асимметрия, циклическая причинность, граница.

Summary:

The article considers principle descriptions of inversion and mediation phenomena as typical modules of social and cultural processes. The author states peculiarities, characteristics, general mechanisms in terms of dialectical and synergetic approaches, and elicits that diverse multipolarity is typical for the inversion mediation mechanism of the social systems. The author also emphasizes significance of the “boundary" concept for analysis of the above-mentioned phenomena.

Keywords:

inversion, mediation, self-organization of social systems, symmetry and asymmetry, cyclic causality, boundary.

А.С. Ахиезер относит [1, т. 2] инверсию и медиацию к базовым элементам мыслительной и иной деятельности и считает их типизированными модулями социальных и культурных процессов. Они присущи индивидуальному и групповому поведению людей, а также входят составной частью в причинные механизмы и событийность человеческой истории. И поэтому их исследования в социальных научных областях получили широкое распространение. Вместе с тем их проработка в приложении к процессам самоорганизации недостаточна. Что, в определенном смысле, сдерживает и углубление анализа и моделирование самоорганизующихся социальных систем.

Термин «инверсия» происходит от латинского слова «inversion», что означает обращение (переворачивание) чего-либо, а в более широком понимании - превращение (преобразование, перестановку). При этом подразумевается глубокое, коренное качественное изменение в развитии каких либо объектов, процессов и явлений природы, общества или познания, отличающееся новизной или необычностью, отступлением от принятых правил и переходом в неожиданное, противоположное состояние. В литературе используются также и другие, но по смыслу родственные инверсии, термины и понятия, например: «революция» - переворот, резкий поворот, перелом в развитии чего-либо. Парным понятием по отношению к инверсии является понятие «медиация». Медиация (от латинского «mediation») означает посредничество, осуществляющее какую-либо коммуникацию. В этом отношении понятие «медиация» и его производные потенцируют в себе такие смыслы, как: отношение, взаимосвязь, взаимодействие между чем-либо; связанность, интегративность каких-либо разобщенных образований и т.п.

Для дальнейшего рассмотрения представим упрощенную модель анализируемых явлений как реализацию триады Гегеля в виде следующей упрощенной схемы (рис. 1), где А - исходная социальная система - тезис, Б - ее антипод - антитезис, стрелки - это процессы превращения (синтеза): инверсионного обращения А в Б, либо медиации - взаимопроникновения полярных тенденций инверсных социальных систем друг в друга (А + Б).

Среда

Обратная связь

Система А Б

Рис. 1 - Упрощенная модельная схема явления инверсии-медиации социальных систем

Отсюда очевидны опорные линии дальнейшего анализа: а) бинарность и комплементар-ность полярностей А и Б; б) циклическая причинность в контуре обратной связи социальной системы и социальной среды; в) процессы превращения А в Б, либо их симбиоз (А + Б).

Бинарная (комплементарно биполярная) сущность феноменов инверсии и медиации допускает существование двух предельно инверсных системных состояний-антиподов (А и Б) и некоторое множество промежуточных медиационных структурных форм (А + Б), обусловленных противоположением полюсов. Отсюда же следует комплементарность (взаимная дополнительность) их системно-структурных характеристик, составляющих суть единения различающегося в целостность. Согласно принципу дополнительности Н. Бора именно в бинарности усматривается полнота даже самых парадоксальных явлений. Наличие полярностей «...отражает источник, порождающий движение, и напрямую согласуется с известным диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Отсюда может быть выведена и категория бифуркации, что помогает вступить нам в область синергетики — современной науки о процессах самоорганизации. Ибо обозначена ситуация, когда система может выбрать одно из двух направлений развития, а это как раз и отражает возможность изменения полярности» [2, с. 235].

Единство как тождество и противоречие, как различие противоположностей рассматривается нами как динамическое сопряжение относительно устойчивых структурных форм, как результат сопряжения (симбиоза) полярностей, и их изменчивости - качественных превращений. Устойчивые структурные формы имеют место при медиации - «балансе» противоположностей, наиболее полно выраженном в моменте их полного перехода друг в друга. Последнее знаменует собой разрешение противоречия и переход структуры в новое качественное состояние, свидетельствующее, что противоположности могут «гармонизироваться». Любая устойчивая структурная форма социальной системы (как баланс противоположностей) временна - возникает, некоторое время существует и неизбежно разрушается, сменяясь новой структурой с новым противоречием. Противоречием является такое различие, которое в динамике способно перейти в противоположности. Со стадии противоположностей противоречия переходят на стадию крайностей, где противоположности вступают в конфликт и инверсным путем переходят друг в друга.

Из приведенного анализа следуют еще две структурные характеристики: асимметрия - в случае инверсии (доминирования одного из полюсов), и симметрия - при медиации (уравновешенности полюсов). Обратим внимание на то, что в этих терминах приставка «сим.» как и приставка «син...» в слове «синергия» имеют значения: совместности действия (кооперации), одновременности, завершенности и полноты действия и естественным образом входит в понятийный аппарат процессов самоорганизации. По одной из трактовок симметрия понимается как расположении частей чего-либо по обе стороны от середины, от центра. Но центр - это место сосредоточения чего-либо, главная часть чего-либо. И в связи с этим вспомним, что системная социальная структура как целостность всегда в большей или меньшей степени центрировано, то есть имеет свою ведущую часть. Принципы симметрии - фундаментальная черта законов мироздания, заключающаяся в неизменности этих законов при определенных преобразованиях. Иначе симметрию называют инвариантностью, что согласуется с понятием структурных инвариантов социальных систем.

Теперь о динамических особенностях рассматриваемых феноменов.

Циклическая причинность, пожалуй, одно из самых значимых понятий для исследуемых феноменов. Еще Гераклит Эфесский утверждал, что все изменения в мире происходят в результате активных циклических взаимодействий различных пар противоположностей и рассматривал каждую такую пару как единое целое. Единство, содержащее противоположности, но стоящее над ними, он называл логосом. Отчетливее всего это проявляется во взаимоотношениях совокупности система-среда. Социальная система может рассматриваться как часть некоторой замкнутой надсистемы - окружающей среды. Соответственно, любое воздействие и реакция социальной системы неотделима от обратного воздействия и реакции среды (обратной связи). Такой каузальный цикл находит свое выражение в следующем. С одной стороны, выход системы как результат выполненных системой преобразований входа, отрицает ее вход. С дру- 18 -

гой - вход в среду, являющийся выходом системы, отрицается выходом среды, который и есть вход в систему. Если эти взаимные влияния «сбалансированы», то такая обратная связь (каузальность) в кибернетике называется отрицательной и стабилизирующей, а состояние системы при этом рассматривается как состояние гомеостаза - в наших терминах - состояние медиации. Если же указанные влияния «асимметричны», то мы имеем двойное отрицание - сущност-но положительную обратную связь. В связи с этим вспомним закон двойного отрицания, по которому утверждение равносильно двойному отрицанию. Тогда рассмотренное нами двойное отрицание и есть положительная «обратная связь», ведущая при определенных условиях к инверсии. Это также означает, что среда и социальная система, находящиеся в состоянии устойчивого взаимодействия, должны быть двойственны и комплементарны друг другу. [3, а 116] Диалектическое понимание тезиса «отрицание отрицания» означает развитие, поскольку потенцирует в себе триединый процесс: деструкцию (разрушение) наличествующего, кумуляцию (частичное сохранение, преемственность) и формирование нового.

Акт инверсионного превращения социальной системы А в систему Б, означает ни что иное как отрицание исходного ее состояния. Но не только собственно системы, но и отрицание ее отношений с окружающей средой, если угодно - и самой среды как «потребителя» выходов системы и «поставщика» входов. При этом процессы функционирования социальной системы вызывают во внешнем окружении не любые структурные изменения, а такие, которые в силу комплемен-тарности и единства системы и среды, в той или иной степени, носят инверсионный характер. В результате окружение модернизируется и инициирует дальнейшее развитие социальной системы в режиме коэволюции. Из-за множественности и многообразия таких непрерывно протекающих процессов векторы развития социальной системы плохо предсказуемы. Резкие проявления внешних и внутренних противоречий при отсутствии механизма общесистемной медиации (их сдерживания) нарастают и приводят к структурному кризису и инверсии. То есть состояние социальной системы и ее взаимодействие со средой, непосредственно предшествующее инверсии обращения, является критическим. Следуя синергетическим представлениям, такое кризисное, неустойчивое состояние исходной социальной системы может интерпретироваться как хаотизированное состояние - как структурный кризис. За кризисом следует собственно структурное преобразование системы, в предельном инверсионном случае - ее превращение в свой антипод. Соответственно, состояние социальной системы - после инверсии, ознаменованное появлением новой системной структуры - есть выход из кризиса, то есть реализованный странный аттрактор [4, с. 174] ее динамических исканий (рысканий, хаотизаций, бифуркаций). Возникновение принципиально иного порядка с вескими на то основаниями может пониматься как мутация, а появление при этом новых эмерджентных свойств как синергетический эффект.

Потенциальная предрасположенность и способность социальных систем к инверсии -это, во-первых, сущностное внутреннее структурное свойство систем вообще и, во-вторых, результирующая от реализации инверсионного (креативного) потенциала системы (ее структуры), проявляющийся во внешних отношениях социальной системы и среды. Инверсия структурно рассматривается как синергетическое проявление взаимоотношений полярных свойств социальной системы, таких как: разнообразие и однородность компонентов, сложность и тривиальность устройства, хаотичность и регулярность строения, организованность и неупорядоченность поведения и т.д.

Теперь о медиации. С одной стороны, социальным системам присуща тенденция усиления поляризации составных частей, ведущая к инверсии - резкому изменению полюсов, коренной смене доминант (опор). С другой стороны, им же свойственна тенденция усиления интеграции полярностей - медиация, устремленная к взаимно сопряженному сосуществованию противоположностей, ведущая к синтезу полярного, разнородного в нечто новое. Единое разного и противоречивого - это гармония (от греч. - связь, соразмерность, стройный порядок) - соединение, представляющее паритет между полюсами, составляющими некоторую целостность. В более широком смысле гармония - это возможность единства в множественности.

Механизм медиации полярностей как взаимопроникающей инверсии путем интеграции полюсов, их «гомогенизации», сопровождающейся в предельном случае переходом полюсов в состояние неразличимости, есть инверсионно-медиационный механизм полиативного формирования нового на основе наличествующего, другого, полностью не отрицающего, но сущностно (качественно) модернизирующего исходные полярности. Это механизм проявления эмерджент-ности, акт перехода от полярной диады к комбинированной триаде, а в многомерных случаях -к интегрированной, целостной разноликой многополярности. Для социальных систем характерна именно такая - разноликая многополюсность, и в этом состоит трудность и креативность исследования феноменов инверсии и медиации объектов данного типа.

Еще один блок ключевых понятий, определяющих сущность процессов инверсии и медиации, связан с понятием границы и пограничными явлениями. Граница как философская категория впервые исследована у Гегеля, ее диалектическую сущность он усматривает в противоположении одновременного сосуществования и отрицания приграничных сторон. Существование границ предопределено, они не устранимы. Быть социальной системой означает быть определенной в рамках той или иной границы, по другую сторону которой расположено иное (другая система или системы, имеющие статус внешней среды). «Граница» между социальной системой и средой (другими системами) являет собой «срединную полосу», где сопрягаемые стороны одновременно прекращаются и начинаются. В философии Ахиезера и его последователей категория границы тесно связывается с понятием перехода - состоянием Между [5]. Где «граница, не переставая играть роль перехода от одного типа (стадии, полюса) бытия к другому, получает новый модус существования, который приобретает определяющее значение: она сама становится бытием особого рода, воплощенным в специфической разновидности социокультурной системности» [6, с. 113]. На фундаментальную роль границ в процессах коэволюции материального и идеального указывает [7] К.В. Судаков.

Итак, сосуществующие, сопряженные инверсия и медиация - это интегративно проявленные механизмы самоорганизации - изменений и стабилизации структурной организации систем, итоговый результат конкуренции всегда наличествующих в системе полярно противоположных динамических тенденций. Но тогда очевидно, что системно-структурный тезаурус явлений инверсии и медиации образует понятийный аппарат жизнедеятельности, развития и эволюционирования самоорганизующихся социальных систем.

Ссылки:

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России) / Теория и методология. Словарь. Новосибирск, 1998.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов. М., 2001.

3. Кузнецов Р.О. Топологический подход к системам. Двойственность в системах // Труды международной научной конференции «Тектология в XXI веке». М., 2000.

4. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2008.

5. Шемякин Я.Г. Граница (процесс перехода и тип системности) // Общественные науки и современность. 2009. № 5.

6. Ахиезер А.С. Сфера Между и ее осмысление // Общественные науки и современность. 2009. № 5.

7. Судаков К.В. Субъективная сторона жизнедеятельности // Вопросы философии. 2008. № 3.

References (transliterated):

1. Akhiezer A.S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta. (Sotsiokul'tumaya dinamika Rossii) / Teoriya i metodologiya. Slovar'. Novosibirsk, 1998.

2. Leshkevich T.G. Filosofiya nauki: traditsii i novatsii: uchebnoe posobie dlya vuzov. M., 2001.

3. Kuznetsov R.O. Topologicheskiy podkhod k sistemam. Dvoystvennost' v sistemakh // Trudy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Tektologiya v XXI veke». M., 2000.

4. Lebedev S.A. Filosofiya nauki: kratkaya entsiklopediya (osnovnye napravleniya, kontseptsii, kategorii). M., 2008.

5. Shemyakin Y.G. Granitsa (protsess perekhoda i tip sistemnosti) // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2009. № 5.

6. Akhiezer A.S. Sfera Mezhdu i ee osmyslenie // Obshchestvennie nauki i sovremennost'. 2009. № 5.

7. Sudakov K.V. Sub"ektivnaya storona zhiznedeyatel'nosti // Voprosy filosofii. 2008. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.