№ 2, 2008
придавало им своеобразие и колорит.
Процесс тканья начинался с прядения. Издревле на Руси самыми распространенными материалами для прядения были лен и конопля. На Белгородчине лен был редкостью, и основной культурой на протяжении веков была конопля.
Процесс подготовки конопли к прядению был сложным и долгим. После цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли для дозревания семян. Обмолачивали, стлали, мочили, сушили, отбивали грубые стебли, трепали, чесали на гребнях, щетках. Образовывалось тонкое волокно, его сматывали. А потом долгими зимними вечерами пряли нити.
Вопросы и задания к тексту:
1. Продолжите текст, добавив 2—3 предложения.
2. Объясните значения слов: «традиция», «колорит».
3. Найдите в тексте глаголы и поставьте к ним вопросы.
4. Выпишите из текста три глагола и определите их семантику по толковому словарю.
5. Определите начальную форму всех глаголов в тексте.
Предлагаемая система работы с этнокультурными текстами может вписаться в существующую программу по русскому языку, дополняя и обогащая ее. Известно, что понять сущность и смысл любого явления можно лишь после того, как постигнешь историю его возникновения, проследишь основные этапы его развития, проанализируешь, как оно нашло отражение в языке. Изучение традиций и быта русского народа на занятиях по русскому языку дает нравственный заряд молодому поколению, формирует уважение к своей истории и этносу.
Поступила 22.02.08.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
М. С. Афонина, соискатель кафедры стилистики и культуры речи МГУ им. Н. П. Огарева
Автором рассматривается роль интерпретации в общей системе работы над художественным текстом на уроках чтения в начальных классах. Раскрываются сущность, особенности проведения этапов анализа и интерпретации текста. Отмечается необходимость интерпретационных умений для формирования развитой языковой личности.
Каждый новый урок литературного чтения для ученика — это встреча с новым произведением, новым миром, новым способом открытия действительности, новым автором. Для того чтобы эта встреча навсегда осталась в памяти ребенка, важно создать на уроке такие условия, в которых ребенок захочет исследовать художественный текст, станет собеседником, творцом, генератором новых идей, почувствует значимость совершаемых им открытий.
© М. С. Афонина, 2008
Школьный урок сегодня — это не готовая схема, которая дается как данность и неоспоримость. Современный ученик уже в 1 классе может свободно излагать свои мысли, делать попытки настоящего исследования текста. В начальной школе рождается стремление понять все вокруг, желание поспорить, задать множество вопросов, добраться до сути.
Освоение младшими школьниками художественного произведения на уроках
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
литературного чтения начинается при первичном восприятии ими текста. Это этап начального самоопределения, самопознания читателя. Он сопровождается первыми эмоциями, переживаниями, вопросами детей. Ценность таких вопросов состоит в том, что они являются отправными точками диалога между автором и читателем, ориентирами на пути осознания авторской позиции произведения, его основного смысла.
Знакомство с произведением получает свое логическое продолжение на этапе анализа текста. Анализ предполагает изучение компонентов произведения и их связей, а также тех или иных художественных приемов и принципов1.
Существует несколько подходов к анализу литературного произведения: стилистический анализ, проблемный анализ, анализ развития действия, анализ художественных образов. Стилистический анализ показывает, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Проблемный анализ включает в себя анализ проблемных вопросов и ситуаций. Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементов (эпизод, глава и т. д.). Анализ художественных образов — это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.
Художественное целое составляется из многих тесно связанных между собой элементов. При анализе текста не стоит каждый раз подвергать разбору все элементы художественного произведения. Рассмотрению подлежат только такие элементы, которые наилучшим образом раскрывают смысл, идейное содержание прочитанного. Выбор исходного пункта для анализа, решение вопроса, на чем сосредоточить главное внимание при изучении того или иного произведения, зависят прежде всего от особенностей произведения, уровня общей и литературной подготовки учащихся, от литературных интересов самого учителя и т. д.
Анализ текста в начальной школе не адекватен анализу, который проводят
ученики старшей школы, и представляет собой, скорее, его разбор, специально организованный учителем. Это путь наблюдений и размышлений читателя за тем, как развивается мысль автора от первого до последнего слова в тексте. Основная цель такого разбора — понять главную авторскую идею, увидеть, как она подается в произведении определенного жанра. Маленькие читатели знакомятся с разными произведениями, расширяют свой читательский кругозор, осваивают художественные языки разных писателей и как бы намечают пути дальнейшей работы с текстом, которая более глубоко будет продолжаться в старших классах.
Траектория анализа художественного текста проектируется учителем таким образом, чтобы ребенку было что открывать. Иначе диалог о смысле произведения не заинтересует читателя, а разбор будет скучным. Учителю нужно стремиться к такому анализу произведения, чтобы он помогал ученикам самостоятельно делать открытия «смыслов».
Самый распространенный прием анализа — постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения его идейной направленности, т. е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому. В процессе поиска ответов на вопросы у каждого ученика рождается личное представление о смысле произведения. Этим представлением он делится с другими читателями, становясь участником общего диалога. То, что было не понято на этапе первичного знакомства с художественным текстом, в результате воплощается в рождении нового смысла. А он открывается благодаря усилиям всех читателей-уче-ников, каждый из которых помогал своими мнениями, версиями, предположениями созидать новый смысл.
Следующий этап работы с художественным текстом, состоящий в соединении первых представлений детей о за-
№ 2, 2008
мысле автора с результатами анализа, — этап интерпретации. Абсолютной доминантой интерпретации текста является истолкование художественного смысла произведения. При анализе понимание движется от целого к частям, при интерпретации — от частей к целому. Интерпретация — это «творческое, сознательное стремление читателей обнаружить, истолковать смысл произведения в каждой его части»2.
На школьном уроке те или иные аналитические ходы, обычно отражающие в той или иной степени сам процесс восприятия произведения, подготавливают интерпретацию, делают ее возможной — и лишь на заключительном этапе изучения литературного произведения задания, нацеливающие учащихся на анализ, приобретают интерпретационную окраску.
Например, при изучении сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» порядок вопросов и заданий для учащихся может быть следующим.
1. Прочитай 1-ю и 2-ю части сказки. Ответь на вопросы: где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг? Найди описание болота, в котором жила лягушка. Прочитай моменты, раскрывающие характер лягушки.
2. Прочитай 3-ю часть. Расскажи, какой способ передвижения придумала для себя лягушка. Ответь точными отрывками текста: что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой? Какие неудобства полета обнаружились во время путешествия?
3. Прочитай 4-ю часть. Скажи, почему смелой путешественнице не удалось добраться до теплых краев. Какие черты характера помешали ей? О чем она рассказывала своим новым друзьям?
4. Найди в тексте отрывки о том, как появилось и росло в лягушке желание прославиться. Прочитай отрывок о катастрофе с путешественницей. Объясни, почему так печально кончилась удивительная история лягушки. Кто виноват в том, что лягушка никогда не увидит теплых стран?
5. Выбери отрывок сказки, который подходит для чтения по ролям. Подготовься к такому чтению.
6. Как бы ты ответил на вопросы: что тебе нравится в поведении и характере лягушки? Какие высказывания лягушки не вызывают твоего одобрения? А как автор относится к своей героине? Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки — лягушки? Какие недостатки людей осуждаются в сказке? Зачем Гаршин рассказал нам эту историю про лягушку?
Сначала ученикам целесообразно предложить систему аналитических заданий и вопросов, которая связана с пониманием того, какие события происходят, кто является героем произведения, как он действует и т. д. Нужно не только воспроизвести действия героев, но и подумать над мотивами их поведения, составить элементарную характеристику главной героини. Такие задания учат детей высказывать собственное эмоциональное отношение к герою, что создает условия для чтения по ролям.
Далее анализ сказки перерастает в его интерпретацию: дети не только выражают свое отношение к прочитанному, но и учатся смотреть как бы со стороны, глазами автора. Это изменяет и преображает весь материал повествования: читатель охватывает единым взором сюжет, познавательно-этический пласт произведения, его смысл.
Интерпретация текста, поиск смысла самими учениками — это возможность творческой активной работы, где учащиеся могут, не боясь, выдвигать неожиданные гипотезы, излагать собственное видение изучаемого произведения. К сожалению, до сих пор на уроках литературного чтения некоторые учителя неоправданно схематично подходят ко всем произведениям. Срабатывает давняя привычка все строить в зависимости от плана. Следует помнить, что учитель и ученики не обязаны заранее иметь
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
готовые решения и ответы на вопросы. Они должны формулировать собственные мысли, постигать новый смысл художественного текста и слова.
Подлинное понимание текста, как говорит философ А. А. Брудный, — это всегда выход за пределы того, что в нем непосредственно сказано, подобно тому как свет горящей лампы выходит за ее стенки. Итогом работы «идеального читателя» является нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.
К подобному итогу приходят ученики, которых учитель ведет по ступеням понимания текста. Об этом говорится, например, в книге В. А. Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем», где описана работа, которая проходила в классе при чтении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»3.
Интерпретация приобщает участников диалога к кругозору автора, но никогда не исчерпывает смыслового потенциала прочитанного. Интересно наблюдать за тем, как развиваются мысли учеников разных классов в рамках одной и той же темы. Если сопоставить то, какие вопросы ученики задают на этапе первого восприятия текста, как они отвечают на вопросы на этапе анализа и, наконец, как истолковывают основной смысл произведения на этапе интерпретации, то мы не обнаружим двух совершенно одинаковых по содержанию и открытию способов работы с текстом уроков.
Интерпретация в самом простом смысле этого слова значит истолкование смысла произведения. Если говорить о творческом уровне, то она может иметь такие воплощения:
— интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
— устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей и групповой);
— создание текста (высказывания) «по следам» прочитанного;
— «раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
— чтение произведения по ролям;
— словесное рисование;
— драматизация произведения;
— иллюстрирование произведений, прочитанных на уроке и самостоятельно.
Свойство интерпретации художественного текста — открытость. Данное свойство является отражением как бесконечной множественности смыслов текста, так и того, что всякий художественный текст принципиально неполон — нуждается в творческом прочтении и дополнении со стороны читателя. Но не все интерпретации равноценны. Корректной будет та, которая основана на грамотно проведенном анализе художественного текста, когда все предлагаемые в ее рамках объяснения имеют причинноследственную связь.
Важно, чтобы ученики не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали тот путь, по которому они пришли к цели. Постоянное внимание учителя к тщательно продуманному анализу и наиболее полной и верной интерпретации постепенно приведет к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить собственные мысли, чувства в слове, отразив при этом неповторимость своего характера, внутреннего мира4.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Есин А. Б. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А. Б. Есин ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2003. С. 31.
2 Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. М., 2005. С. 26.
3 См.: Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. М., 1994. С. 151—152.
4 См.: Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроке русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в шк. 2000. № 4. С. 11.
Поступила 18.03.08.