Научная статья на тему 'Анализ готовности мехатронных систем'

Анализ готовности мехатронных систем Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
153
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / НАДЁЖНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ ГОТОВНОСТИ (НЕПРЕРЫВНАЯ И ДИСКРЕТНАЯ ФОРМЫ)

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Никитин Валентин Иванович, Юдин В. А., Хайло А. В.

Рассматриваются возможности использования различных форм показателей готовности мехатронных систем для оценки стабиль-ности их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHATRONIC SYSTEMS READINES ANALYSIS

Possibilities of the use of various forms of mechatronic systems factors readiness for their effective stability estimation have been considered.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности мехатронных систем»

УДК 004.052+621.3.037.3

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ МЕХАТРОННЫХ СИСТЕМ

В.И. Никитин, доцент, к.т.н., В.А. Юдин, А.В. Хайло, студенты, ХНАДУ

Аннотация. Рассматриваются возможности использования различных форм показателей готовности мехатронных систем для оценки стабиль-ности их эффективности.

Ключевые слова: мехатронная система, эффективность, качество, надёжность, готовность, коэффициент готовности (непрерывная и дискретная формы).

Введение

Известно, что современный коммерческий автомобиль относится к классу «мехатронных систем» (МТС), в структуре которых функционально интегрированы, как минимум, три её основных составляющих: информационная

(электронная), электрическая и механическая. Принципиально различные физикохимические процессы, положенные в основу функционирования таких составляющих, позволяют в рамках планируемого исследования отнести мехатронные системы одновременно к классу сложных технических систем, качество которых определяется их надёжностью [1].

Анализ публикаций

Анализ публикаций по проблематике надёжности мехатронных систем [2] свидетельствует о том, что круг этих вопросов исследован недостаточно полно. Кроме того, среди специалистов, занимающихся проектированием сложных технических систем, бытует мнение [3, 4, 5], что установившееся понятие «отказа», а следовательно и «надёжности», применительно к сложной системе с особенностями её функционирования, лишены смысла. Считается целесообразным для систем подобного класса рассматривать такой их показатель как «эффективность». Однако, для мехатронных систем, составные части которых не являются одинаково и абсолютно надёжными, подобный фактор может существенно сказываться на возможности поддержания «стабильности» показателя эффективности мехатронной системы. При этом стабильность выступает как форма

трансформации её качества (надёжности) в показатели эффективности через состояния «готовности» МТС в конкретных условиях времени и пространства.

Цель и постановка задачи

Рассматривая состояния «готовности» как важный системный фактор, влияющий на эффективность мехатронной системы, ставится задача провести анализ готовности ме-хатронной системы с учётом динамики показателей свойств «безотказности» и «ремонтопригодности» её составных подсистем, обусловленной влиянием внешней обстановки и способами их применения.

Исследование готовности мехатронных

систем с использованием непрерывных характеристик безотказности и ремонтопригодности

Известными характеристиками готовности системы к применению по назначению являются «коэффициент готовности» или «коэффициент оперативной готовности» [3, 4]. Учитывая, что в МТС каждая её подсистема работает и восстанавливается независимо от других, можно допустить, что результирующий поток отказов и восстановлений для подобной системы явится суммой трёх независимых процессов типа «работа - восстановление». Тогда коэффициент готовности

МТС ^) будет равен вероятности того,

что в некоторый момент (0 мехатронная система окажется исправной. По условию независимости её составляющих

к) = к 1 ({) . к2(Г) . к3({).

г г г г

Здесь цифрами / = (1), (2), (3) обозначены значения показателей готовности, соответственно, информационной, электрической и механической составляющих МТС. В общем случае значения Кг (г) вычисляются по формуле

К (г) = 1 - ^ (0 +1 [1 - ^ (г - x)] • ^ (х)ёх,

0

где (г) - плотность процесса восстановления /-ой подсистемы; ^ (г)- интегральный закон распределения времени безотказной работы /-ой подсистемы.

В случае, если система работает достаточно долго, то потоки отказов и восстановления /-х подсистем становятся стационарными и показатель готовности принимает вид:

При условии, что Кг2 > К и Кг2 < 1, Кг3 < 1,

К

МТС

Т.

о2

Т,

о3

Т + Т Т + Т Т + Т

1 о1 ^ 1 в1 1 о2 ^ 1 в2 1 о3 ^ 1 в3

Здесь: Т0/ и Тв/ - соответственно, средняя наработка на отказ (Т0) и среднее время восстановления (Тв) /-ой подсистемы, входящей в состав МТС.

Учитывая, что в составе информационной (электронной) подсистемы МТС для оперативного восстановления её работоспособности используются, как правило, структурно-резервированные элементы, допускаем условие, при котором Тв1 □ 0, а К □ 1. Тогда:

кгМТС = кг2 • кг3 =..

То *

Т * +д,

где То * = Т02 • То3 .

В работе [3] показано, что в случаях экспоненциального и нормального законов распределения времени безотказной работы, соответственно электрической и механической составляющих МТС

получаем КгМТС = (Кг2 • Кг3) < (Кг3 =

Следовательно: Д > Тв3 > 0.

Т

Т + Т '

1 о3 ^ 1 в3

Таким образом, при длительном времени работы готовность МТС может определяться только безотказностью её механической подсистемы (То3), а также ремонтопригодностью механической и электрической

(Тв2; Тв3) составляющих.

Однако, полученная оценка готовности МТС К1МТС, основанная на использовании непрерывных характеристик её надёжности в виде

КгМТС □

Т

То3 +Д

где Д > Тв3 > 0,

является недостаточно информативной, поскольку, оценивая готовность МТС в целом, этот показатель не содержит данных об уровнях готовности её основных подсистем: информационной (электронной) и электрической.

В связи с этим возникает необходимость получить такую форму коэффициента готовности МТС, в которой в явном виде можно представить оценки готовности её составляющих.

Исследование готовности мехатронных систем с использованием дискретных характеристик безотказности и ремонтопригодности

Под дискретными характеристиками будем понимать события, состоящие в появлении хотя бы одного отказа системы на фиксированном интервале времени.

Представим первоначально функцию готовности электронной подсистемы K\(t) в виде её среднего значения на интервале времени (0 < Т < да) в виде:

да да

То * = То2 • То3 =1 P2 (t) dt • I P3(t) dt = ... □ T03 .

0 0

1 T T

К = - •i p(t)dt=t01.

T

T

Тогда КгМТС □

Т

То3 +Д

Получим оценку составляющей Д.

Учитывая [6], что для подобных систем среднее время восстановления (Тв1 □ 0), выберем в качестве фундаментальной ха-

0

рактеристики подобного процесса восстановления «функцию восстановления» - Н(Т), равную среднему числу восстановлений (отказов) У1(Т) на интервале времени (0, Т). В [3] показано, что при Т ^ да число восстановлений (отказов) У1(Т) распределено асимптотически нормально со средним Т / Т0. Тогда коэффициент готовности информационной системы при Т ^да можно представить в виде:

1

1

Т У(Т) V

Аналогично, для электрической и механической составляющих МТС, среднее время восстановления которых конечно (Тв2 > 0; Тв3 > 0), в [3] показано, что при Т ^ да среднее число восстановлений (отказов) У2(Т на интервале времени (0, Т), также асимптотически нормально со средним (Т/ (Т0 + Тв)).

Этот вывод позволяет оценивать среднее число восстановлений У2 за время Т для систем с конечным временем восстановления.

Тогда для Кг =

Т

22 .

Т

Т о2 + Т в2 Т У12(Т) Уп

Т У23(Т) У23

и Кг3 = ^^—^ = ^2^ = ^3

г Т03 + Тв3 Т Уи(Т) У

13

Здесь средние значения У22 и У23 соответствуют числу отказов (восстановлений) при условии Тв2 > 0; Тв3 > 0.

На основании полученных результатов для МТС в целом можно вывести выражение дискретной формы коэффициента готовности в виде:

К

МТС

= К1 • К2 • К3 =

1 У22(Т) У1Ъ(Т)

У •У

У 22 У 23

У(Т) Уп(Т) У13(Т) У ^2 • Уп

Здесь: У- - среднее число отказов (восстановлений) на интервале времени (0, Т), полученное при условии, что среднее время восстановления (Тв1 = 0); У2/ - среднее число отказов (восстановлений) на интервале времени (0, Т), полученное при условии, что среднее время восстановления (Тв1 > 0).

Выводы

Из анализа полученной дискретной формы выражения ® следует, что:

- полученная в настоящей работе дискретная форма коэффициента готовности мехатрон-ной системы позволяет оценить вклад каждой из её подсистем в состояние готовности МТС в целом;

- при длительном времени работы МТС «критичными» в смысле готовности становятся её электрическая и механическая составляющие;

- готовность МТС достигает своего макси-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мального значения при условии одного отказа информационной системы и любом числе отказов электрической и механической

составляющих (предположительно, как проявление эффекта стабильности эффектив-

ности МТС при встроенной диагностике её технического состояния);

- при проектировании системы технического

облуживания и ремонта современного автомобиля, периодичность плановых регламентных работ функциональных подсистем

целесообразно устанавливать кратной неравенству Т01 > Т02 > Т03.

Литература

1. Федюкин В.К. Основы квалиметрии. - М.:

Изд-во «ФИЛИНЪ», 2004.

2. Никитин В.И. и др. Надежность мехатрон-

ных систем // Автомобильный транспорт/ Сб. научн. тр. - Харьков: ХНАДУ. -2004. - Вып.14. - С. 59 - 62.

3. Гнеденко Б.В., Беляев Ю.К., Соловьев А.Д.

Математические методы в теории надежности. - М.: Наука, 1965.

4. Черкесов Г.Н. Надежность технических

систем с временной избыточностью / Под ред. А.М. Половко. - М.: Сов. радио, 1974, 296 с.

5. Никитин В.И. и др. Надежность систем

электроснабжения автомобилей // Вестник ХГАДТУ / Сб.научн. тр. - Харьков: ХНАДУ. - 2000. - Вып. 12 - 13. - С. 214 - 217.

6. Кокс Д.Р., Смит В.Л. Теория восстановле-

ния / Под ред. Ю.К. Беляева. - М.: Сов. радио, 1967 - 200 с.

7. Никитин В.И. и др. Анализ надежности

двигателей внутреннего сгорания с раз-

личными системами топливоподачи // Автомобильный транспорт / Сб. научн. тр. - Харьков: ХНАДУ. - 2007. -Вып. 20. - С. 98 - 101.

8. Никитин В.И. и др. О повышении надежности 3-х фазных выпрямителей тока в системах электроснабжения автомобилей // Вестник ХНАДУ/ Сб. научн. тр. -

Харьков: ХНАДУ. - 2007. - Вып. 37. -

С.124 - 128.

Рецензент: Ф.И. Абрамчук, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 10 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.