Научная статья на тему 'Анализ государственной поддержки сельских территорий Краснодарского края'

Анализ государственной поддержки сельских территорий Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL TERRITORIES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROGRAM GOALS MANAGEMENT / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / MULTIFUNCTIONALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агибалова Виктория Геннадьевна

Стабильное устойчивое развитие региона основывается на сочетании различных социально-экономических регуляторов, обеспечивающих одновременно учёт интересов хозяйствующих субъектов и сохранение, и улучшение качества жизни населения сельских территорий. Ввиду особенности сельских территорий как объекта управления, обусловленных не только социально-экономическими, но и пространственными категориями, задача их развития находится в плоскости совершенствования организационно-экономического механизма управления. В статье рассмотрены основные инструменты государственного стимулирования развития сельских территорий, представлены аналитические и обзорные данные о реализуемых направлениях, объемах и структуре финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агибалова Виктория Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the state support of rural territories of Krasnodar krai

Stable sustainable development of the region is based on a combination of various social and economic regulators providing at the same time accounting of interests of economic entities and preservation and improvement of quality of life of the population of rural territories. In view of features of rural territories as object of management, caused not only social and economic but also spatial categories the problem of their development is in the plane of improvement of the organizational and economic mechanism of management. In article the main instruments of the state stimulation of development of rural territories are considered, analytical and survey data on the realized directions, volumes and structure of financing are submitted.

Текст научной работы на тему «Анализ государственной поддержки сельских территорий Краснодарского края»

ANALYSIS OF THE STATE SUPPORT OF RURAL TERRITORIES OF KRASNODAR KRAI

Agibalova Victoria Gennadyevna, Senior Lecturer, Department of Public and Municipal Administration, Kuban State Technological University, Krasnodar

Stable sustainable development of the region is based on a combination of various social and economic regulators providing at the same time accounting of interests of economic entities and preservation and improvement of quality of life of the population of rural territories. In view of features of rural territories as object of management, caused not only social and economic but also spatial categories the problem of their development is in the plane of improvement of the organizational and economic mechanism of management. In article the main instruments of the state stimulation of development of rural territories are considered, analytical and survey data on the realized directions, volumes and structure of financing are submitted.

Keywords: rural territories; state support; program goals management; multifunctionality.

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКИХ УДК 338.431.12 ТЕРРИТОРИЙКРА СНОДАРСКОГО КРАЯ ВАК РФ 08.00.05

Стабильное устойчивое развитие региона основывается на сочетании раз- © Агибалова В.Г., 2018 личных социально-экономических регуляторов, обеспечивающих одновременно учёт интересов хозяйствующих субъектов и сохранение, и улучшение качества жизни населения сельских территорий. Ввиду особенности сельских территорий как объекта управления, обусловленных не только социально-экономическими, но и пространственными категориями, задача их развития находится в плоскости совершенствования организационно-экономического механизма управления. В статье рассмотрены основные инструменты государственного стимулирования развития сельских территорий, представлены аналитические и обзорные данные о реализуемых направлениях, объемах и структуре финансирования.

Ключевые слова: сельские территории; государственная поддержка; программно-целевое управление; многофункциональность.

В основе государственного регулирования агропромышленного комплекса, а также социального развития сельских территорий лежит, прежде всего, программно-целевой метод управления. В теории программно-целевой метод управления - это способ решения социально-экономических проблем посредством выработки и реализация органами управления системы мер, направленных на устранение возникших социально-экономических проблем.

Процесс программно-целевого планирования состоит из следующих этапов:

- четкая постановка и систематизация целей, со строгой иерархией;

- переход от совокупности системно организованных целей и задач к системе целереализующих действий, мероприятий, направленных на ослабление или снятие проблемы;

-установление средств, ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий в заданные сроки, а также источников поступления ресурсов;

- внедрение организационно-экономических механизмов управления, контроль над исполнением мероприятий и обеспечением.

Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли региона.

На сегодняшний день можно выделить следующие направления (меры) государственной поддержки развития, реализуемых в сельской местности:

1) государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий через федеральный и краевой бюджеты, в части выплаты субсидий;

АГИБАЛОВА Виктория Г°ннадьевна, преподаватель, кафедра Государственного и муниципального управления, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

ЪС

UJ

s ъс u

X

О X

о

CO

*

* *

218

2) выплаты дотаций государства на поддержку отдельных отраслей и видов сельхозпродукции;

3)гранты;

4) применение для сельскохозяйственных товаропроизводителей особого льготного режима налогообложения (единый сельскохозяйственный налог), а также налоговые каникулы для КФХ;

5) государственное таможенное регулирование, в целях защиты отечественных товаропроизводителей;

6) реализация федеральных и краевых программ по социальному обустройству сельской местности:

- строительство дорог с твердым покрытием к каждому сельскому населенному пункту;

- газификация сельских населенных пунктов и жилых домов;

- обеспечение сельского населения питьевой водой;

- ремонт и строительство линий электропередач и трансформаторных подстанций;

- дотации на строительство и приобретение жилья в сельской местности.

Органами государственной власти разработана законодательная и нормативная правовая база, на основе которой осуществляется регулирование АПК и социальное развитие сельских территорий. Были приняты: Федеральный закон 264- ФЗ от29.12.2006 г. "О развитии сельского хозяйства"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120; Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р; Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, а также ряд других

федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам социально-экономического развития сельских территорий.

На уровне Краснодарского края также разработана достаточная правовая база регулирования агропромышленного комплекса программно-целевым способом, включающая такие правовые акты, как: Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2013-2020 годы", в которой выделена подпрограмма: "Устойчивое развитие сельских территорий"; Закон Краснодарского края "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае" №1690-КЗ от 28.01.2009.

В качестве инструмента развития региона на законодательном уровне был утвержден программно-целевой подход, который позволяет предупреждать негативные тенденции, определять приоритетные направления и их поэтапную реализацию в агропромышленном производстве, рационально использовать ограниченные материальные и финансовые ресурсы, активизировать инвестиционную деятельность. Такой подход способствует выбору рационального механизма реализации принятых приоритетов, формированию новой системы управления и принятия решений.

Особенностью данного метода является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что отличает его от других методов. [2]

В таблице 1 представлен перечень программных продуктов, реализуемых на дату исследования в Краснодарском крае. Данные продукты представляют интерес с позиций реализации их на территориях сельских населенных пунктов. Изучив положения программ, нами были сделаны выводы о прямом или косвенном отношении мероприятий к сельским территориям.

Прямое воздействие было идентифицировано по следующим признакам:

- наличие ссылок на проблематику сельских территорий (упоминание по тексту, в аналитической части или конкретных подпрограммах);

- запланированное выделение средств из местных бюджетов;

*** Статьи Раздела соответвуют отрасли - 08.00.00 Экономические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

- практика реализации подобных мероприятий в сельской местности без прямого упоминания в действующем документе.

Косвенное воздействие определялось по следующим:

- общие формулировочные моменты которые идентичных для всех субъектов Краснодарского края без деления по административному признаку;

- возможное финансирование из местных бюджетов ряда мероприятий (финансирование на рассмотрении местного бюджета).

Таблица 1 - Государственные программы, действующие на территории Краснодарского края

Данный подход позволил сузить перечень программ до реально реализуемых в сельской местности и далее ранжировать их по следующим направлениям:

1) производственно-экономическое -включает меры, направленные на развитие производственного сектора экономики (сельское хозяйство, пищевая промышленность) и соответственно на рост конкурентоспособных преимуществ территории (привлечение инвестиций, улучшение репутационных характеристик, активизация интеграционных процессов и прочее);

2) социальное - включают мероприятия по благоустройству территории, социальной поддержки населения,устранения инфраструктурных проблем, все результаты направлены на улучшения качества жизни населения;

3) социально-экономическое - программы, содержат комбинацию мероприятий, на-

правленных на решение проблем социальной сферы, при этом повышают потенциал отдельных видов экономической деятельности.

Очевидно, что универсальный набор направлений содержит Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2013 - 2020 годы", по данной причине рассмотрим ее подробнее.

На рисунке 1 наглядно мероприятия программы распределены на производственно-экономическое и социальное направления. В рамках социального направления в чистом

виде с 2013 года реализуется подпрограмма "Устойчивое развитие сельскихтерриторий".

Мерами государственной поддержки выступают:

- государственная поддержка строительства и приобретения жилья в сельской местности;

- государственная поддержка строительства газопроводов и водопроводов;

- государственная поддержка по закреплению медицинских кадров на селе;

- государственная поддержка строительства спортивных сооружений, культурно-досуговых центров;

- государственная поддержка строительства образовательных организаций.

Анализируя положения подпрограммы можно сделать вывод о недостаточности мер поддержки. Главными направлениями и предпосылками для устойчивого развития сельских местностей являются меры по улучшение демографических, социальных условий и усиление деятельности органов местного самоуправления. Однако, без наличия эффективного производства и экономики, дающих сельским жителям средства к существованию, никакого устойчивого развития сельских территорий быть не может. По этой причине реализацию подпрограммы необходимо осуществлять одновременно с другими направлениями государственной поддержки. Смещение сроков реализации, задержка финансирования приведут к сн ижен и ю эффекти вности резул ьтатов.

Наименование Срок реализации Отношение к сельским территориям Направление мероприятий

1. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2013 - 2020 годы 2013-2020 Прямое Производственно- экономическое Социальное

2. Развитие здравоохранения 2016-2026 Прямое Социальное

3. Развитие образования 2016-2021 Прямое Социальное

4. Социальная поддержка граждан 2016-2021 Прямое Социальное

5. Доступная среда 2016-2021 Косвенное Социальное

6. Дети Кубани 2016-2021 Косвенное Социальное

7. Комплексное устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры 2016-2021 Прямое Социальное

8. Содействие занятости населения 2016-2021 Прямое Социально-экономическое

9. Обеспечение безопасности населения 2016-2021 Косвенное Социальное

10. Развитие культуры 2016-2021 Прямое Социальное

11. Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства 2016-2021 Прямое Социально- экономическое

12. Развитие жилищно-коммунального хозяйства 2016-2021 Прямое Социальное

13. Развитие физической культуры и спорта 2016-2021 Прямое Социальное

14. Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края 2016-2025 Косвенное Социально-экономическое

15. Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса 2016-2021 Прямое Социально-экономическое

16. Развитие сети автомобильных дорог 2016-2021 Прямое Социально-экономическое

ЪС

UJ S

о

X

О X

о

со

*

* *

220

ц ш

о Е S 8 ¡1 н

Мероприятия, в разрезе направлений

Государственная программа (Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия »

-

Сроки и этапы реализации

Государственная подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 гада»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013-2020 без этапов

Подпрограммы и направления

Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" Подпрограмма ТЪзвитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"

Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае"

Подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края"

Подпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края'

Подпрограмма "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае и развитие государственной ветеринарной службы Краснодарского края" Подпрограмма "Развитие подотрасли, виноградарства и виноделия" Подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства в Краснодарском кра е" Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Подпрограмма "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе"

2014-2020 без этапов

Улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;

Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.

2 355 238 тыс. рублей по всем направлениям

Объем финансирования

45 812 803 тыс. рублей по всем направлениям

Рисунок 1 - Государственная политика в сфере укрепления производственно-экономических и социальных функций сельских территорий Краснодарского края

В части недостатков следует отметить тот факт, что не обеспечен комплексный подход к разработке и финансовому обеспечению необходимых мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест в сельских населенных пунктах.

Программа практически ничего не предлагает по созданию системы реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в малых формах хозяйствования. А это, на наш взгляд, важная проблема, которая сдерживает увеличение производства плодоовощной продукции и устойчивое развитие сельских территорий.

В рамках производственно-экономического направления запланирована реализация 10 базовых подпрограмм, перечень является адаптивным, в зависимости от величины фи-нансовыхассигнований и целевых задач перечень в каждом году последующем году пересматривается и корректируется.

Программно-целевое планирование АПК Краснодарского края базируется на таких принципах, как: принцип системности; принцип комплексности; принцип выбора приоритетов развития; принцип пропорциональности; принцип эффективности программы в целом.

Запланированный общий объем финансирования государственной программы из бюджетов всехуровней составляет 94174757,3 тыс. рублей, в таблице 2 представлены данные о фактическом финансировании и освоении конкретных мероприятий программы.

В условиях экономических санкций, ускорения программы импортозамещения и наращивания темпов продовольственной безопасности государственная поддержка аграриев в Краснодарском крае будет увеличена на 1,1 млрд руб.

Анализируя данные таблицы 2, необходимо отметить следующие моменты:

- реализация ряда подпрограмм не была осуществлена по причине отсутствия их финансирования;

- с 2015 в перечень программы была внесена подпрограмма "Развитие рисоводства Краснодарского края", подкомплекс активно развивается и требует дополнительного стимулирования, при этом финансирование из краевого бюджета на данные мероприятия не осуществлялось;

- значительные ассигнования из краевого бюджета были направлены на следующие подпрограммы: Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и pea-

лизации продукции растениеводства" 2. Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства";

- зафиксированы случаи не полного освоения денежных средств по ряду мероприятий.

Таблица 2 - Финансирование по подпрограммам и направлениям господдержки в разрезе производственно-экономических и социального направлений Краснодарского края, млн. рублей [1]

Подпрограммы 2013 2014 2015 2016 2017

Всего В т.ч. Краевой бюджет % освоено Всего В т.ч. Краевой бюджет % освоено Всего В т.ч. Краевой бюджет % освоено Всего В т.ч. Краевой бюджет % освоено Всего Краевой бюджет % освоено

Производственно-экономическое направление

1. 6500,2 1111,1 100 4669,8 1030,8 100 6697,7 1072,2 100 4565,4 819,0 100 0,0 0,0

2 2306,9 242,9 100 1984,7 329,5 100 1549,8 238,4 100 1657,2 304,5 100 0,0 0,0

3. 76,4 6,4 100 681,9 557,1 100 447,6 247,4 97,8 1045,6 775,9 100 0,0 0,0

4. 35,9 31,4 100 685,6 166,3 100 755,1 156,8 100 402,2 87,4 100 0,0 0,0

5. 522,8 128,0 100 612,0 66,5 100 715,3 67,0 100 699,4 53,6 100 670,9 42,9 100

6. 19,1* 18,7 100 145,4 14,9 100 145,3 14,8 100 13,0 12,8 100 26,1 0,0 100

7. 167,9" 131,2 100 1078,4 1077,5 98,8 969,9 969,9 98,8 761,3 756,5 100 735,2 735,2 100

8. 0,0 0,0 0,0 0,0 8646,8 0,0 100 0,0 0,0 0,0 0,0

9. 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 103,7 22,1 100 0,0 0,0

10. 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2183,0 245,7 100

11. 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3856,7 1349,4 99,7

Социальное направление

12 709,4 253,2 100 585,6 205,9 100 539,0 153,9 98,9 621,9 224,3 100 550,3 259,3 100

12.1 417,1 135,6 100 381,8 107,6 100 358,3 85,9 100 348,7 86,3 100 247,5 90,5 100

12.2 292,3 117,6 100 203,8 98,3 100 180,6 67,9 97,0 273,1 137,9 100 302,8 168,8 100

Всего по всем направлениям 11048,0 2176,1 10443,4 3448,5 20466,5 2920,4 9869,7 3056,1 8022,2 2632,5

* В 2013 году"Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края на 2013-2014 годы" ** в 2013 году Долгосрочная краевая целевая программа "Предупреждение риска заноса, распространения и ликвидация очагов африканской чумы свиней на территории Краснодарского края на 2012-2015 годы"

Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" 2. Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" 3. Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования"^ Подпрограмма "Развитие виноделия и коньячного производства" 5. Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае"6. Подпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края" /.Подпрограмма "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае и развитие государственной ветеринарной службы Краснодарского края" 8. Подпрограмма "Развитие рисоводства в Краснодарском крае" Э.Подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства"10. Подпрограмма "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" 11. Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса". 12. Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" , в том числе: 12.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 12.2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.

Рисунок 2 - Финансирование мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" по видам источников. [1]

Структура финансирования подпрограмм в разрезе источников значительно различается, на рисунке 2 отражена общая информация о финансировании государственной программы. При этом следует отметить, что средства местного бюджета имеют не значительный объем и не отражаются на диаграмме.

В 2013 году основную долю в общем объеме финансирования занимал федеральный бюджет, однако, в последующие 2014-2015 гг. пропорции изменились в пользу внебюджетных источников финансирования. С 2016 года снова превалируют средства федерального бюджета, однако общая тенденция отрицательная.

Результатом нашего исследования являются следующие выводы: - Инструментами государственного стимулирования развития социально-экономических условий функционирования сельских территорий является программно-целевые продукты, разработанные в конкретном регионе и адаптированные под потребности местного сообщества;

- В Краснодарском крае функционирует значительный перечень государственных программ по различным направлениям, проведенный обзор позволил идентифицировать весь массив программ на прямо или косвенно затрагивающие проблемы сельских территорий;

- существенный перечень подпрограмм содержит основная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Краснодарском крае на 2013-2020 годы ". Распределив подпрограммы по производственно-экономическому и социальному направлению, нами была проведена систематизация данных о фактическом финансировании и уровне освоенности денежных средств. Данный подход позволил наглядно сопоставить пропорции общего финансирования на различные цели программы;

- изучая структуру финансирования целевой программы следует отметить факт превалирования внебюджетных источников обеспе-

PROBLEMS AND PROSPECTS INFORMATION MANAGEMENTINTHE SYSTEM OF HOUSINGAND COMMUNAL SERVICES Akifeva Larisa Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor Polyakov Mikhail Gennadevich, Senior Lecturer

Department of Organization and management, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino

The article analyzes the problems and prospects of information management in the system of housing and communal services. The use of information systems and technologies can improve the efficiency of management of housing and communal services, this is facilitated by the normative legal acts adopted by the Parliament and the Government of the Russian Federation, the bodies of the Russian Federation. The identified problems in the sphere of housing and communal services significantly hamper the introduction of information systems and technologies. The conclusion is made about the need for a systematic and integrated approach to solve the problems.

Keywords: problems; prospects; information management; information systems and technologies; state information system; housing and communal services; housing and communal services.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В статье анализируются проблемы и перспективы информационного менеджмента в системе жилищно-коммунального хозяйства. Применение информационных систем и технологий позволяет повысить эффективность управления жилищно-коммунальной сферы, этому способствуют и нормативно-правовые акты принятые Парламентом и Правительством РФ, органами субъектов РФ. Выявленные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства существенно тормозят внедрение информационных систем и технологий. Сделан вывод о необходимости применения системного и комплексного подхода для решения поставленных проблем.

Ключевые слова: проблемы; перспективы; информационный менеджмент; информационные системы и технологии; государственная информационная система; жилищно-коммунальное хозяйство; жилищно-коммунальная сфера.

Любая управленческая система, в том числе процесс принятия управленческого решения, в любой сфере экономики не осуществляется без информации, которую необходимо обработать, сохранить и использовать для достижения поставленных целей. Чем больше возникает острых управленческих задач, тем усиленней становится взаимодействие со средой управления. В связи с этим в системе жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) возникает

чения в период 2013-2014 гг., а также смещение основных объемов финансирования со стороны федерального бюджета в последующие периоды

Примечания:

1. Государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsh.krasnodar.ru (дата обращения 02.03.2018).

2. Киянова Л.Д., Литвинова Т.И. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий / Л.Д. Киянова, Т.И. Литвинова // Новые технологии. - 2014. - № 2.

УДК 332.8 ВАК РФ 08.00.05

©Акифьева Л. В., 2018 © Поляков М. Г., 2018

АКИФЬЕВА Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

ПОЛЯКОВ Михаил Геннадьевич, старший преподава тель

кафедра Организации и менеджмента, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.