Научная статья Original article УДК 502.173
DOI 10.55186/25876740_2022_6_4_6
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
ANALYSIS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS TYUMEN REGION
Окмянская Валентина Михайловна, ассистент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (625000, Уральский федеральный округ, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, 38), e-mail: valentina.okmyanskaya@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8669-7560.
Okmyanskaya Valentina Mikhailovna, assistant of the department of geodesy and cadastral activity, Tyumen Industrial University (625000, Ural Federal District, Tyumen Region, Tyumen, 38 Volodarsky St.), e-mail: valentina.okmyanskaya@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8669-7560.
Аннотация. В связи с активным освоением территории Тюменской области с учетом Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов возникает необходимость поддержания экологического равновесия для сохранения благоприятной окружающей среды и условий для
жизнедеятельности населения, в том числе посредством развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Несмотря на существующие в действующем законодательстве запреты или ограничения, в настоящее время в границах ООПТ ведется деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых. В условиях интенсификации нефтегазовой отрасли на территории сложноустроенного субъекта Российской Федерации - Тюменской области, все более актуальным становится формирование эффективной системы управления и охраны природоохранными территориями.
Abstract. In connection with the active development of the territory of the Tyumen region, taking into account the Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Okrugs, it becomes necessary to maintain an ecological balance in order to maintain a favorable environment and conditions for the life of the population, including through the development of a system of specially protected natural areas (SPNA). Despite the existing prohibitions or restrictions in the current legislation, at present, activities related to the extraction of minerals are carried out within the boundaries of the protected areas. In the context of the intensification of the oil and gas industry on the territory of a complex subject of the Russian Federation - the Tyumen region, the formation of an effective system for managing and protecting nature conservation areas is becoming increasingly important.
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, Тюменская область, категории ООПТ, управление природоохранными территориями, региональные особенности.
Keywords: specially protected natural areas, Tyumen region, categories of protected areas, management of protected areas, regional features.
Создание, управление и обеспечение функционирования системы ООПТ является одним из основных направлений реализации
государственной экологической политики Тюменской области с учетом автономных округов, ориентированным на сохранение природного достояния, обеспечение экологической безопасности, рациональное природопользование, предотвращение негативного воздействия на земли, поддержание целостности окружающей среды, создание условий для обеспечения сохранения видов животного и растительного мира.
В настоящее время в Тюменской области с учетом автономных округов образовано 141 ООПТ общей площадью 12521,7 тыс. га, что составляет 8,6 % от всей территории сложноустроенного субъекта[1 - 3].
Доля ООПТ Тюменской области в общей площади субъекта достаточно низкая, однако стремится к среднему значению по РФ (13,5 %). Площадь ООПТ Тюменской области значительно ниже аналогичного показателя в Республике Саха (Якутия) (37,4 %), Кабардино-Балкарской Республике (29,2%), городе федерального значения Севастополь (28,6%), Архангельской области (25,9%), Республике Алтай (25,7%), однако значительно выше по сравнению с Тульской (0,28%), Курской (0,33%) и Пензенской (1,8%) областях [4].
ООПТ Тюменской области распределены неравномерно по территории сложноустроенного субъекта РФ (таблица 1).
Таблица 1 - Сведения о распределении ООПТ в границах Тюменской области
Наименование Общая площадь, Площадь ООПТ, Доля ООПТ в
субъекта тыс. га тыс. га земельном фонде, %
ЯНАО 76925 8937,4 11,3 %
ХМАО-Югра 53480,1 2578,2 4,8 %
юг Тюменской области 16012,8 1006,2 6,3 %
Итого 146417,3 12521,7 8,6 %
В настоящее время в Тюменской области образованы категории ООПТ регионального значения в соответствии с законами субъектов РФ (рисунок 1).
В настоящее время каждый регион разрабатывает собственные концепции управления ООПТ, содержащие ключевые направления развития системы ООПТ, меры по повышению эффективности управления в этой сфере, что должно способствовать включению ООПТ в концепцию социально-экономического развития регионов. Целью региональных концепций является развитие ООПТ путем повышения эффективности управления на государственном, региональном и местном уровнях с позиций их организации и функционирования в интересах устойчивого развития регионов с учетом научной обоснованности и социальной значимости принимаемых управленческих решений. В настоящее время концепция развития ООПТ разработана на уровне ХМАО-Югры, однако в Тюменской области без автономных округов, а также в ЯНАО документ в области функционирования и совершенствования системы ООПТ на региональном уровне отсутствует [5].
International agricultural journal 4/2022
л г
юг Тюменской области
Л г
ХМАО-Югра
ЯНАО
Ведомственная подчиненность ООПТ Тюменской области
Г
Департамент недропользования и экологии
Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания
Департамент лесного комплекса
J
Природные заказники Памятники природы
Полигон экологического мониторинга Ч_/
Департамент недропользования и природных ресурсов
Бюджетные учреждения (Объединенная дирекция ООПТ, «Природный парк «Кондинские озера» «Природный парк «Сибирские Увалы)
Природные заказники Памятники природы Природные парки
Департамент природных ресурсов и экологии
Государственное казенное учреждение «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов ЯНАО»
Окружное автономное учреждение «Леса Ямала»
Природные заказники Памятники природы Природные парки
Категории ООПТ на уровне сложноустроенного субъекта РФ - Тюменской области ---------------^----------------------------
Рисунок 1. Категории ООПТ регионального значения и органы их
управления
В Тюменской области с учетом автономных округов преобладают природные заказники (85,83 %), а также природные парки (13,46 %). Природные парки преимущественно расположены в ХМАО-Югре (4 из 5), несмотря на природоохранную и рекреационную роль этих объектов ООПТ, в границах некоторых природоохранных объектов осуществляется недропользование.
Природоохранные территории ЯНАО занимают обширные площади, при этом данные уникальные природные комплексы и объекты труднодоступны, функционируют в экстремальных погодных условиях.
В составе ООПТ ЯНАО преобладают природные заказники регионального значения (10 объектов из 14 ООПТ). Такие территории наименьшим образом подверглись техногенной трансформации и могут рассматриваться в качестве эталона. Однако с учетом нефтегазодобывающей специфики региона в заказниках располагаются месторождения, прокладываются коммуникации, в том числе для транспортировки нефти и газа, независимо от статуса ООПТ [6].
В ХМАО-Югре функционирует 24 ООПТ, из которых 1 памятник природы местного значения. В сложноустроенной Тюменской области это единственный объект ООПТ местного значения. Распределение ООПТ ХМАО-Югры по уровням подчинения от суммарной площади - 49,87 % федерального значения, 50,1 % регионального, 0,03 % местного значения. На долю ООПТ регионального значения приходится 72% от общего числа ООПТ.
В структуре категорий ООПТ юга Тюменской области преобладают памятники природы регионального значения, которые различны по площадным характеристикам - от 0,06 га Хохловский курган, расположенный в Ялуторовском районе, до 19087,03 га Озеро Большой Уват, Вагайский район.
В таблице 2 представлена динамика количественных показателей системы ООПТ сложноустроенного субъекта за 2013 - 2022 гг.
Таблица 2 - Основные сведения об ООПТ Тюменской области
Категории ООПТ Тюменской области Общее количество ООПТ, шт / Площадь объектов ООПТ, тыс. га
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Тюменская область с учетом АО 136/9766,1 135/11549,4 134/11618,6 132/11503,5 137/11794,1 137/11793,2 138/11779,1 139/11802 139/11813,1 141/12521,7
Государственные природные заповедники 4/2383,7 4/2382,4 4 / 2383,7 4/2359,7 4/2359,7 4/2359,7 3/1481,5 3/1505,5 3/1505,5 3/1505,5
Государственные природные заказники 8/1394,8 8/1394,8 8 / 1394,8 8/1466,7 5/482,8 5/482,8 5/482,8 5/482,8 5/482,8 5/482,8
Национальные парки - - - - - - 1/878,2 1/878,2 1/878,2 1/878,2
Природные парки 5/1581,4 4/1071,9 5 / 1381,8 5/1216,7 5/1216,9 5/1216,9 5/1216,9 5/1216,9 5/1216,9 5/1216,9
Государственные природные заказники 49/4363,5 49/6656,5 47/6414 47/6417,7 51/7690,1 51/7688,6 51/7674,1 51/7674,1 51/7684 52 / 7761,3
Памятники природы 63/31,5 67/37,8 67/38,3 68/38 69/39,9 69/40,5 71/41 72/39,9 72/41,1 73/60,5
Полигон экологического мониторинга 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7
Памятники природы местного значения 6/7,5 2/2,3 2/2,3 2/0,97 2/0,97 2/0,97 1/0,9 1/0,9 1/0,9 1/0,9
Тюменская область без АО 97/896,4 97/896 97/896,2 98/900 98/899,9 98/899 100/899,5 101/898,4 101/909,5 103/1006,2
Государственные природные заказники 2/71,4 2/71,4 2/71,4 2/71,4 2/71,4 2/71,4 2/71,4 2/71,4 2/71,4 2/71,4
Государственные природные заказники 36/793,5 36/793,7 36/793.4 36/797,1 36/796,9 36/795,4 36/795,4 36/795,4 36/805,3 37/882,6
Памятники природы 58/27,8 58/27,2 58/27,7 59/27,8 59/27,9 59/28,5 61/29 62/27,9 62/29,1 63/48,5
Полигон экологического 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7 1/3,7
мониторинга
ХМАО-Югра 24/2756 24/2756,4 24/2757,7 24/2638,8 25/2568,7 25/2568,7 24/2554,1 24/2578,1 24/2578,1 24/2578,1
Государственные природные заповедники 2/874,2 2/872,9 2/874,2 2/850,2 2/850,2 2/850,2 2/850,2 2/874,2 2/874,2 2/874,2
Государственные природные заказники 3/411,4 3/411,4 3/411,4 3/483,3 3/411,4 3/411,4 3/411,4 3/411,4 3/411,4 3/411,4
Природные парки 4/1071,9 4/1071,9 4/1071,9 4/906,8 4/906,8 4/906,8 4/906,8 4/906,8 4/906,8 4/906,8
Государственные природные заказники 5/387,9 5/387,9 5/387,9 5/387,9 5/387,9 5/387,9 5/373,4 5/373,4 5/373,4 5/373,4
Памятники природы 4/3,1 8/10,0 8/10,0 8/9,6 9/11,4 9/11,4 9/11,4 9/11,4 9/11,4 9/11,4
Памятники природы местного значения 6/7,5 2/2,3 2/2,3 2/0,97 2/0,97 2/0,97 1/0,9 1/0,9 1/0,9 1/0,9
ЯНАО 15/6113,7 14/7897 13/7964,7 12/7964,7 14/8325,5 14/8325,5 14/8325,5 14/8325,5 14/8325,5 14/8937,4
Государственные природные заповедники 2/ 1509,5 2/ 1509,5 2/ 1509,5 2/ 1509,5 2/1509,5 2/1509,5 1/631,3 1/631,3 1/631,3 1/631,3
Государственные природные заказники 3/912 3/912 3/912 3/912 - - - - - -
Национальный парк - - - - - - 1/878,2 1/878,2 1/878,2 1/878,2
Природные парки 1/509,5 - 1/309,9 1/309,9 1/310,1 1/310,1 1/310,1 1/310,1 1/310,1 1/922
Государственные природные заказники 8/3182,1 8/5474,9 6/5232,7 6/5232,7 10/6505,3 10/6505,3 10/6505,3 10/6505,3 10/6505,3 10/6505,3
Памятники природы 1/0,6 1/0,6 1/0,6 1/0,6 1/0,6 1/0,6 1/0,6 1/0,6 1/0,6 1/0,6
Примечание:
ООПТ федерального значения
ООПТ регионального значения
ООПТ местного значения
На основании данных таблицы на рисунке 2 представлено распределение ООПТ федерального, регионального, местного значения по площадному признаку по состоянию на 2022 год.
Рисунок 2. Распределение ООПТ Тюменской области по уровню подчинения Роль региональных ООПТ в системе пространственного развития огромна, прежде всего, это обусловлено тем, что площадь природоохранных территорий, управление которыми осуществляется на уровне субъекта, значительно больше ООПТ федерального значения. ООПТ регионального значения составляют 72,9 % в составе общей площади природоохранных территорий, что выше среднего значения 52 % по РФ.
В условиях интенсивного экономического развития Тюменской области с доминирующей сырьевой направленностью необходимо обеспечить развитие системы ООПТ, в особенности природоохранных территорий регионального значения [7], для решения следующих задач: устойчивое функционирование системы ООПТ, отвечающее принципам экологической безопасности; эффективное управление системой ООПТ на основе региональных программ (концепций) с учетом определения полномочий и роли структур, регулирующих деятельность ООПТ; сохранение уникальных природных комплексов и объектов на основе своевременного выявления факторов негативного воздействия,
1 ООПТ
9 ООПТ
131 ООПТ
■ ООПТ федерального значения ■ ООПТ регионального значения ■ ООПТ местного значения
осуществления мониторинговых наблюдений, принятия своевременных решений по восстановлению нарушенных экосистем; внедрение системы ООПТ в социально-экономическое развитие региона в качестве самостоятельного эколого-экономического объекта управления в системе устойчивого существования и рационального природопользования.
На рисунке 3 представлено распределение ООПТ по территории
сложноустроенного субъекта.
103 ООПТ
14 ООПТ 24 ООПТ
■ Тюменская область без АО ■ ХМАО-Югра «-ЯН АО
Рисунок 3. Распределение ООПТ по Тюменской области На рисунках 4-5 представлено распределение ООПТ регионального значения по категориям от общей площади природоохранных территорий.
94,42% 0,40% 28'91% 0,88%
V V / 70,21%
5,19%
Памятники природы
Государственные природные заказники Природные парки
Полигон экологического мониторинга Государственные природные заказники
Памятники природы
а) юг Тюменской области б) ХМАО-Югра
Рисунок 4. Распределение ООПТ регионального значения по категориям в
Тюменской области
0,01%
4,55%
□ Природные парки
□ Государственные природные заказники
□ Памятники природы
13,46%
0,04% 0,67%
Памятники природы Государственные природные заказники Природные парки
Полигон экологического мониторинга
в) ЯНАО г) ТО с АО
Рисунок 5. Распределение ООПТ регионального значения по категориям в
Тюменской области
В настоящее время в границах ООПТ регионального значения Тюменской области допускается:
1) содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
2) использование ООПТ в хозяйственных целях;
3) проведение организованного или самодеятельного экологического туризма;
4) регулирование численности объектов животного мира;
5) пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях;
6) пользование объектами животного мира для удовлетворения личных
нужд;
7) пользование растительным миром (сбор дикоросов);
8) въезд (проезд) и стоянку автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств [49].
Использование ООПТ в хозяйственных целях предусматривает размещение и функционирование факторий, туристических и рекреационных объектов,
геологическое изучение недр, добычу полезных ископаемых, прокладывание инженерных сооружений (линий электропередач, линий связи, автодорог) и осуществление их эксплуатации, ремонта, реконструкции, инженерные изыскания, строительство объектов за исключением капитальных.
Несмотря на требования ограничения и запрета хозяйственной деятельности на уровне Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», региональные нормативные акты допускают хозяйственное использование природоохранных территорий, в том числе для целей нефтегазовой деятельности. Стоит отметить, что в региональных актах акцентируют внимание на приоритете интересов КМНС (допускается охота и рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни, оленеводство, заготовка пищевых лесных ресурсов, установка национальных традиционных жилищ), однако практический опыт показывает, что местоположение залегания углеводородных ресурсов определяет вид использования территории [9].
Таким образом, по результатам анализа ООПТ Тюменской области можно сформулировать следующие региональные особенности [6, 8]:
1. В Тюменской области сложилась достаточно устойчивая система ООПТ, что подтверждает незначительное изменение площади (1,5 %) таких территорий за последние 5 лет (в сторону увеличения).
2. На исследуемой территории преобладают ООПТ регионального значения (72,9 % от общей площади ООПТ области). Согласно последним данным, 58 % российских ООПТ от общей площади, 86 % от общего количества имеют статус региональных, так как именно органы государственной власти субъекта имеют большие полномочия обеспечить сохранность уникальной экосистемы особо ценного природного комплекса, ландшафта в границах субъекта. Однако законодательством не установлена чёткая система критериев разделения ООПТ на уровни по значению и на категории.
3. Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов в области ООПТ, в том числе региональных, на сегодняшний день есть
определенное количество пробелов в правовом регулировании таких отношений, что влечет нарушение и утрату уникальных свойств природных комплексов.
4. На территории ХМАО и ЯНАО исторически образованы территории традиционного природопользования, исключённые в настоящее время из категорий ООПТ и поэтому активно используемые для хозяйственного освоения, несмотря на то, что они зачастую расположены в границах ООПТ, являясь местом проживания малочисленных народов Севера и определяя их этническую уникальность.
5. Водно-болотные угодья являются отдельной категорией ООПТ, установленной на уровне ХМАО и ЯНАО, однако их правовой режим допускает осуществление хозяйственной деятельности в их границах, что приводит к разрушению естественного ландшафта, изменению гидрологического режима и т. д. В ХМАО образованы водно-болотные угодья международного значения -Нижнее Двуобье (один из участков- на территории ХМАО, два - в ЯНАО) и Верхнее Двуобье (в Октябрьском районе ХМАО), имеющие площадь 540 и 470 тыс. га соответственно. Ввиду того, что в границах данных угодий допускается осуществление хозяйственной деятельности, территории подвержены загрязнению отходами, нарушению почвенного, растительного покрова, гидрологического режима. ЯНАО и ХМАО имеют большой потенциал для развития водно-болотных угодий, их перспективная площадь составляет 3 974 тыс. га.
6. ООПТ располагаются в границах не только категории земель особо охраняемых территорий и объектов, но и на землях населенных пунктов, лесного, водного фондов, сельскохозяйственного назначения, правовой режим которых не всегда позволяет обеспечивать их сохранность.
7. Большое количество объектов ООПТ подвержены хозяйственной деятельности, в особенности -освоению углеводородных ресурсов, так как на практике действие Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» преобладает над действием законов, регулирующих отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, охраны окружающей среды, экологической безопасности, а
также нормативно-правовых актов, защищающих права коренных народов и ограничивающих хозяйственную деятельность в границах территорий традиционного природопользования.
Литература
1. Доклады об экологической ситуации в Тюменской области за 2013 -2021 гг. [Электронный ресурс] // официальный сайт органов государственной власти Тюменской области. - Режим доступа: https://admtyumen.ru.
2. Доклады об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре за 2013 - 2021 гг. [Электронный ресурс] // официальный сайт Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры). - Режим доступа: https: //prirodnadzor.admhmao .т.
3. Доклады об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе за 2013 - 2021 гг. [Электронный ресурс] // официальный сайт Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: https://dprr.yanao.ru.
4. Санников, П.Ю. Перспективы развития сети особо охраняемых природных территорий Пермского края [текст] : монография / П.Ю. Санников, С.А. Бузмаков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь : Перм. гос. нац. исслед. унт., 2015. - 173 с.
5. Богданова, О. В. Совершенствование управления особо охраняемыми природными территориями Уральского федерального округа : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. экон. наук : 08.00.05 / О. В. Богданова ; ГУЗ. - Москва, 2022. - 46 с.
6. Богданова, О. В. Особо охраняемые природные территории и зоны с особыми условиями использования [текст] : монография / О.В. Богданова, В.М. Окмянская ; Тюмень : ТИУ, 2021. - 169 с.
7. Ильясов Р.М. Разнообразие ландшафтов Приуральского района и степень их репрезентативности на особо охраняемых территориях / Р.М. Ильясов,
Ю.С. Пестова // Научный вестник ЯНАО. Экология Арктики. - 2016. - № 4. - С. 77 - 93.
8. Богданова О.В. Анализ системы мониторинга объектов особо охраняемых природных территорий на примере Тюменской области / О.В. Богданова, В.М. Окмянская, А.П. Сизов // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2019. - № 3. - С. 72 - 78.
9. Ermakova, A. M. Digital subsurface - use as an important factor in the development of the region / A. M. Ermakova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : 3, Mining, Production, Transmission, Processing and Environmental Protection, Moscow, 21 апреля 2021 года. - Moscow, 2021. - P. 012057. - DOI 10.1088/1755-1315/808/1/012057. - EDN IPMIVV.
References
1. Reports on the environmental situation in the Tyumen region for 2013 -2021 [Electronic resource] // official website of the state authorities of the Tyumen region. - Access mode: https://admtyumen.ru.
2. Reports on the environmental situation in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra for 2013 - 2021 [Electronic resource] // official website of the Service for Control and Supervision in the Sphere of Environmental Protection, Wildlife Objects and Forest Relations of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Yugra (Prirodnadzor of Yugra). - Access mode: https://prirodnadzor.admhmao.ru.
3. Reports on the environmental situation in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug for 2013-2021. [Electronic resource] // official website of the Department of Natural Resources and Ecology of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. - Access mode: https://dprr.yanao.ru.
4. Sannikov P.YU., Buzmakov S.A. (2015). Perspektivy razvitiya seti osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij Permskogo kraya [Prospects for the development of a network of specially protected natural areas in the Perm Territory]. Perm: Perm. state nat. research university
5. Bogdanova, O. V. Improving the management of specially protected natural areas of the Ural Federal District: author. dis. for the competition scientist step. dr. economy Sciences: 08.00.05 / O. V. Bogdanova; GUZ. - Moscow, 2022. - 46 p.
6. Bogdanova O.V., Okmyanskaya V.M. (2021) Osobo ohranyaemye prirodnye territorii i zony s osobymi usloviyami ispol'zovaniya [Specially protected natural territories and zones with special conditions of use]. Tyumen: Tyumen Industrial University.
7. ITyasov R.M., Pestova Yu.S. (2016). Raznoobrazie landshaftov Priural'skogo rajona i stepen' ih reprezentativnosti na osobo ohranyaemyh territoriyah [Diversity of landscapes of the Priuralsky region and the degree of their representativeness in specially protected areas]. Nauchny'j vestnik YaNAO. E'kologiya Arktiki, № 4, 77 - 93.
8. Bogdanova O.V., Okmyanskaya V.M., Sizov A.P. (2019). Analiz sistemy monitoringa ob"ektov osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij na primere Tyumenskoj oblasti [Analysis of the system for monitoring objects of specially protected natural territories on the example of the Tyumen region]. IspoFzovanie i oxrana prirodnyx resursov v Rossii [Use and protection of natural resources in Russia], № 3, 72 - 78.
9. Ermakova, A. M. Digital subsurface - use as an important factor in the development of the region / A. M. Ermakova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : 3, Mining, Production, Transmission, Processing and Environmental Protection, Moscow, 21 апреля 2021 года. - Moscow, 2021. - P. 012057. - DOI 10.1088/1755-1315/808/1/012057. - EDN IPMIVV.
© Окмянская В.М. 2022. International agricultural journal, 2022, № 4, 14601475.
Для цитирования: Окмянская В.М. Особенности хозяйственного использования природного парка «Нумто» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре//International agricultural journal. 2022, № 4, 1460-1475.