Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
252
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический туризм / показатели оценки эффективности управления / использование природоохранных объектов / особо охраняемые природные территории [1 / 2 / 3 / 4]. / ecological tourism / indicators for assessing management efficiency / the use of nature conservation facilities / specially protected natural areas [1 / 2 / 3 / 4].

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Богданова Ольга Викторовна

Статья посвящена анализу показателей оценки эффективности управления особо охраняемых природных территорий Уральского Федерального округа. Целью проведения настоящего исследования является определение количественных и качественных показателей оценки эффективности управления особо охраняемых природных территорий. Развитие системы показателей оценки позволит сформировать наиболее эффективную систему управления ООПТ на региональном уровне, учитывая при этом преимущества и точки роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Богданова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EFFICIENCY INDICATORS OF MANAGEMENT OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES OF THE URAL FEDERAL DISTRICT

The article is devoted to the analysis of indicators for assessing the management efficiency of specially protected natural areas of the Ural Federal District. The purpose of this study is to determine quantitative and qualitative indicators for assessing the management efficiency of specially protected natural areas. The development of a system of assessment indicators will make it possible to form the most effective PA management system at the regional level, taking into account the advantages and growth points.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Научная статья Original article

УДК 502.173(571.122)+711.52 DOI:10.24412/2588-0209-2021-10363

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ANALYSIS OF EFFICIENCY INDICATORS OF MANAGEMENT OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES OF THE URAL

FEDERAL DISTRICT

Богданова Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры геодезии и кадастровой деятельности, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (625000 Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38), тел. 8(3452) 28-39-59, https://orcid.org/0000-0002-2644-4721, bo gdanovaov 1 @tyuiu.ru

Bogdanova Olga Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Geodesy and Cadastral Activities, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tyumen Industrial University" (625000 Russia, Tyumen, Volodarskogo st., 38), tel. 8 (3452) 28-39-59, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2644-4721, bogdanovaov1@tyuiu.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу показателей оценки эффективности управления особо охраняемых природных территорий Уральского

Федерального округа. Целью проведения настоящего исследования является определение количественных и качественных показателей оценки эффективности управления особо охраняемых природных территорий. Развитие системы показателей оценки позволит сформировать наиболее эффективную систему управления ООПТ на региональном уровне, учитывая при этом преимущества и точки роста.

Abstract. The article is devoted to the analysis of indicators for assessing the management efficiency of specially protected natural areas of the Ural Federal District. The purpose of this study is to determine quantitative and qualitative indicators for assessing the management efficiency of specially protected natural areas. The development of a system of assessment indicators will make it possible to form the most effective PA management system at the regional level, taking into account the advantages and growth points.

Ключевые слова: экологический туризм, показатели оценки эффективности управления, использование природоохранных объектов, особо охраняемые природные территории [1,2,3,4].

Keywords: ecological tourism, indicators for assessing management efficiency, the use of nature conservation facilities, specially protected natural areas [1,2,3,4].

В соответствии со Стратегией пространственного развития РФ до 2025 года и Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа развитие экологического, этнографического, спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного, охотничьего, рыболовного туризма является одним из перспективных направлений деятельности, что обусловлено значительным историческим наследием и богатством природных комплексов. Виды туризма, которые планируется развивать в субъектах УРФО с целью устойчивого развития, определяются с учетом природного, культурного наследия, климатических, социально-экономических условий, уровня обеспеченности инфраструктурой в регионах[7,8].

Потенциально объекты ООПТ регионов УРФО могут являться площадкой для развития экологического туризма, однако объекты ООПТ реализуют лишь малую часть экологических продуктов на своих территориях. В настоящее время ООПТ УРФО вовлечены в инвестиционную деятельность, в том числе в границах ООПТ реализуются проекты нефтегазового, лесопромышленного, туристического комплексов, экологические, просветительские программы. Однако вовлеченность ООПТ в экономическое развитие отдельного региона и федерального округа в целом носит фрагментарный характер.

В то же время получение доходов от экотуризма не является основной целью, однако контролируемая рекреационная деятельность не должна быть убыточной для ООПТ. ООПТ должны получать доход, выступая в качестве организаторов экологических туристских программ на местах, обеспечивая посетителей квалифицированными проводниками, экскурсоводами и научными консультантами из числа своих сотрудников и местных жителей, организуя транспортное обслуживание, продажу сувенирных изделий и другие виды экскурсионного обеспечения [5,6].

Во многих странах мира ООПТ являются не только самоокупаемыми субъектами экономических отношений, но и обеспечивают доходную часть бюджетов за счет развития туристической, научной, образовательной деятельности, местных ремесел и промыслов, используя широкий спектр экономических методов[255].Международный опыт по развитию экологического туризма фокусируется на двух направлениях: повышение эффективности текущей деятельности и совершенствование процесса принятия решений. Повышение эффективности заключается в увеличении экономических выгод от посетителей при сохранении устойчивой модели развития. Совершенствование процесса принятия решений должно происходить в русле общего видения стратегического развития.

Проанализировав доходы ООПТ от реализации работ (услуг) регионов УРФО, которые выступают базисом для развития экологического туризма, можно сделать вывод, что территории ООПТ и рекреационный потенциал

уникальных природных комплексов используются неэффективно, что обусловлено существующей системой управления ООПТ, которая не включает мероприятия по развитию ООПТ, как субъекта социально-экономических отношений, а также решений, которые обеспечат большую потребительскую активность туристов с учетом баланса экономических и экологических интересов, отсутствием методологии расчета эффективности деятельности ООПТ, подходов к оценке инвестиционного и рекреационного потенциала ООПТ.

Стоит отметить, что развитие экологического туризма и вовлечение ООПТ для реализации туристко-рекреационных проектов в РФ приобретает все большую актуальность, что подтверждает Национальный проект «Экология», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), который включает 11 федеральных проектов, в том числе проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Федеральный проект предусматривает достижение следующих задач:

1) увеличение площади особо охраняемых природных территорий;

2) сохранение биоразнообразия, включая реинтродукцию редких видов животных;

3) увеличение количества посетителей на ООПТ.

На уровне субъектов, входящих в состав УРФО, разработаны региональные составляющие национального проекта, что способствует включению объектов ООПТ регионального значения в инвестиционную деятельность в области туризма, однако представленный перечень показателей, характеризующих эффективность использования ООПТ, не является системным (таблица 1 ).

Таблица 1 - Перечень показателей федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология»

Показатель Формула Приказ по утверждению методики

Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных иг = / № (2018), где Иг - индекс численности редкого вида i в год г, ед.; - численность редкого вида i в год г, особей; № (2018) - численность редкого вида i в базовый 2018 год, особей; i - порядковый номер редкого вида (1, 2, 3 ...); г - год реализации проекта (2019, 2020 ... 2024) Приказ Минприроды России от 25.04.2019 №279 Приказ Минприроды России от 29.11.2019 №822 Приказ Минприроды России от 31.12.2019 №906

Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения К ООПТ = Ю + Кт, где К ООПТ - кол-во ООПТ федерального значения, шт; К; - кол-во ООПТ федерального значения, действующих на начало отчетного периода, шт; Кт - кол-во новых ООПТ, созданных за отчетный период, шт Приказ Минприроды России от 25.04.2019 №279 Приказ Минприроды России от 29.11.2019 №822 Приказ Минприроды России от 31.12.2019 №906

Количество посетителей на особо охраняемых природных территориях V = уг/1000, где V - увеличение кол-ва посетителей на ООПТ, тыс. чел.; V - кол-во посетителей музеев, визит-центров, экотроп и маршрутов в национальных парках, тыс. чел. Приказ Минприроды России от 25.04.2019 № 279 Приказ Минприроды России от 29.11.2019 № 822 Приказ Минприроды России от 31.12.2019 № 906 Приказ Минприроды России от 13.03.2020 № 126

Площадь особо охраняемых природных территорий 8 ООПТ = Бг + Бт, где Б ООПТ - площадь ООПТ федерального значения, млн. га; Бг - площадь ООПТ федерального значения, действующих на начало отчетного периода, млн. га; Бт - площадь новых ООПТ, созданных за отчетный период, млн. га Приказ Минприроды России от 25.04.2019 №279 Приказ Минприроды России от 29.11.2019 №822 Приказ Минприроды России от 31.12.2019 №906

Представленные в таблице 1 показатели агрегируются на уровне РФ ежегодно. Утвержденная методика расчета представленных в таблице показателей распространяется на ООПТ федерального значения, находящихся в ведении Минприроды РФ, отнесенные к следующим категориям: государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники. При расчете количества посетителей учитывается общее количество человек, посетивших ООПТ федерального значения в целях туризма и отдыха, включая посетителей в организованных группах, посетителей визит-центров, музеев, экологических троп, экспозиции живых растений и иных объектов на ООПТ, а также посетивших объект ООПТ за плату. Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных рассчитывается в отношении видов животных, которые соответствуют следующим критериям: вид занесен в Красную книгу РФ с категорией редкости 1; для вида разработана и утверждена стратегия сохранения и (или) программа восстановления и реинтродукции [202]. Таким образом, на уровне РФ осуществляется сбор и анализ данных в отношении ООПТ федерального значения, без учета региональных объектов ООПТ, которые занимают большую долю в системах ООПТ субъекта, а также не предусматривает анализ численности представителей животного мира, занесенных в Красную книгу региона. Также представленные на сайте Росстата формы отчетности по данным показателям содержат общие количественные данные без разбивки по субъектам РФ [9,10]. .

Как уже было отмечено, в целях реализации национального проекта «Экология» на уровне субъектов, входящих в состав УРФО, приняты региональные проекты, например, «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Свердловской области», который устанавливает региональные показатели, характеризующие условия устойчивого развития ООПТ и экологического туризма, а также сохранение биологического разнообразия (таблица 2).

Представленные количественные показатели позволят в динамике отслеживать прирост количества ООПТ, однако не предусматривают учет туристической инфраструктуры и ее составных частей. Таблица 2 - Показатели регионального проекта «Сохранение

биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Свердловской области»

Показатель Единица измерения Период

Создание условий устойчивого развития ООПТ и экологического туризма

Количество ООПТ областного значения, нарастающим итогом ед. 2019 - 2024

Количество особо охраняемых природных территорий областного значения, у которых расширены границы, нарастающим итогом ед. 2019 - 2024

Количество особо охраняемых природных территорий областного значения, на которых создаются объекты инфраструктуры туризма ед. 2019 - 2024

Сохранение биологического разнообразия, включая реинтродукцию редких видов животных

Количество водоемов, в которые осуществлен выпуск водных биологических ресурсов, нарастающим итогом ед. 2019 - 2024

В рамках реализации регионального проекта в 2019 - 2024 гг., общий объем финансирования, которого составляет 618 283,5 тыс. руб., планируется достичь следующих результатов:

1. Увеличение площади ООПТ областного значения путем создания двух новых и расширения границ двух существующих ООПТ (расширение границ природных парков «Бажовские места», «Река Чусовая»; создание государственного зоологического заказника «Тошемский»; создание природного парка «Уфимское плато») [11,12].

2. Увеличение количества посетителей на ООПТ областного значения на 30 тысяч человек путем создания современной рекреационной инфраструктуры туризма (обустройство следующих объектов ООПТ природные парки «Оленьи ручьи», «Река Чусовая», «Бажовские места», природно- минералогический заказник «Режевской», Шарташский лесной парк и др., не менее 8 ООПТ).

3. Зарыбление 18 водоемов Свердловской области, расположенных на ООПТ регионального значения (ежегодно в границах 3 ООПТ).

В свою очередь, в Тюменской области в перспективе 5 - 10 лет планируется увеличить площадь ООПТ до 19 % от общей площади региона. Также актуальным вопросом является развитие инфраструктуры экотуризма на базе ООПТ. В настоящее время инвестиционная деятельность наиболее развита в государственном природном заказнике регионального значения«Абалакский природно-исторический комплекс», расположенном в Тобольском районе, в то время как сеть ООПТ включает 100 объектов регионального значения, что позволяет сделать вывод, что большая часть объектов ООПТ не реализует свой туристко-рекреационный потенциал, что снижает эффективность управления ООПТ, лишает ООПТ дополнительного источника внебюджетного финансирования, снижает уровень социально-социально-экономического развития региона.

В настоящее время в ХМАО-Югре действует программа «Экологическая безопасность», утверждённая постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 352-п, которая включает подпрограмму «Сохранение биологического разнообразия», в рамках которой реализуются мероприятия регионального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», срок реализации 2019 - 2024 гг., общий объем финансирования составляет 2 095 379 тыс. руб. Региональный проект предусматривает создание 3 объектов ООПТ регионального значения (памятники природы общей площадью более 4 тыс. га), создание и обустройство туристических маршрутов, мероприятия по восстановлению популяции сибирского осетра.

В настоящее время экологический туризм в ХМАО-Югре достаточно развит в природных парках «Кондинские озера», «Нумто», «Сибирские Увалы», «Самаровский Чугас».

В ЯНАО также реализуется комплекс мероприятий по развитию экологического туризма на ООПТ. В качестве пространственного базиса для

создания эколого-туристского кластера был выбран природный парк регионального значения «Полярно-Уральский». Также в настоящее время экологический туризм развивается на территории Шурышкарского района вследствие многочисленных достопримечательностей муниципального района: уникальная природа Полярного Урала, реки Большая и Малая Обь, Сыня и Войкары, Куноватский заказник и организованная сравнительно недавно Сынско-Войкарская этническая территория, расположенная в западной части Шурышкарского района.

В Курганской и Челябинской областях также действуют региональные проекты по сохранению биологического разнообразия и развитию экологического туризма.

В Челябинской области финансовое обеспечение проекта составляет 48 450 тыс. руб. на период 2019 - 2024 гг., что значительно ниже аналогичного показателя в ХМАО-Югре. В рамках проекта планируются мероприятия по созданию и реконструкции туристической инфраструктуры ООПТ, разработка порядка 9 экотроп, создание визит-центра в г. Челябинск.

Несмотря на то, что Курганская область обладает большим природным потенциалом для развития экологического туризма, в настоящее время наблюдается низкий уровень развития экотуристских проектов на ООПТ. Экологические маршруты проложены на территории памятника природы регионального значения «Просветский дендрарий», заказника регионального значения «Белозерский». Требуется проведение мероприятий по обустройству существующих маршрутов с учетом объема туристического потока, продвижению экологического туризма, привлечение партнеров по развитию туризма. В настоящее время в Курганской области требуется разработка программы мониторинга объектов ООПТ, в том числе территории экологического маршрута, в целях оперативного выявления негативных факторов от туристической деятельности, а также планирование и разработка комплексных экологических туров, объединяющих территории разных категорий ООПТ регионального значения [13,14,15].

Проанализировав региональные составляющие национального проекта «Экология» в субъектах УРФО, можно сделать вывод, что развитие сети ООПТ и экологического туризма на базе объектов уникальных природных комплексов является актуальным вопросом в регионах, это подтверждают установленные плановые показатели, заинтересованность органов государственной власти, органов местного самоуправления, местного сообщества, инвесторов, туристических агентств в использовании туристко-рекреационного потенциала ООПТ и согласования охраны природы и рекреации в границах таких объектов [16].

В то же время сфере развития экологического туризма на ООПТ регионального значения в регионах УРФО свойственны следующие проблемы:

1. Финансовый аспект: при отсутствии централизованного финансирования на организацию туристической деятельности, их финансовое обеспечение является прерогативой самих региональных ООПТ и зависит от заинтересованности и возможностей администрации соответствующего муниципального образования [17,18].

2. Нормативно-правовой аспект: недоработки в российском законодательстве предельно осложняют деятельность региональных природных парков в вопросах управления лесами, регулирования земельных отношений, организации охраны территорий, что так же едва ли способствует эффективной работе, в т.ч. в части экологического туризма.

3. Транспортно-логистический аспект: в плане развития экологического туризма сеть региональных ООПТ в силу географических особенностей субъектов (характерно для ХМАО-Югры, ЯНАО) не может привлечь массовый поток туристов.

4. Организационный аспект: ограниченность туристических маршрутов в местах экологического туризма и их слабая обустроенность; отсутствие специализированных туристических организаций в сфере экотуризма; скромный набор рекреационных услуг для туристов; отсутствие рекламы

экотуризма; ограниченность квалифицированных специалистов в области экотуризма.

Экономические показатели должны включать данные о доходах от реализации работ (услуг), связанных с туристско-рекреационной деятельностью, расходах ООПТ на реализацию государственного задания, а также чистом операционном результате деятельности ООПТ [19,20].

Таким образом, проанализировав общий подход к оценке эффективного использования ООПТ в регионах УРФО, можно сделать следующие выводы:

1. Объекты ООПТ не рассматриваются и не оцениваются в качестве инвестиционных территорий, что препятствует их вовлечению в социально-экономическое развитие региона в качестве площадок для реализации проектов в области экологического туризма.

2. Экономические показатели ООПТ подтверждают низкий уровень доходов от реализации платных работ (услуг) объектом ООПТ, а также демонстрируют в большинстве случаев превышение расходов над доходами.

3. Отсутствие единой методики расчетов эколого-социально-экономических эффектов от развития экотуризма, что препятствует вовлечению ООПТ в инвестиционную деятельность, а также не позволяет рассматривать объект ООПТ в качестве инвестиционной площадки.

Литература

1. Богданова, О. В. Анализ основных подходов к использованию объектов особо охраняемых природных территорий / О. В. Богданова, В. М. Окмянская // International Agricultural Journal. - 2021. - Т. 64. - № 1. - С. 24. - DOI 10.24411/2588-0209-2021-10293.

2. Богданова, О. В. Условия использования особо охраняемых природных территорий в современных условиях / О. В. Богданова, В. М. Окмянская // Актуальные вопросы землепользования и управления недвижимостью : Сборник статей III Национальной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 мая 2021 года. - Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2021. - С. 157-167.

3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году [Текст]. - М., 2020.

4. Окмянская, В . М. Понятие мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий / В. М. Окмянская, О. В. Богданова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2020. - № 3. - С. 42-46. - DOI 10.24411/2587-6740-2020-13048.

5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025г. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р // СПС «КонсультантПлюс».

6. Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года от 22.12.2011 года № 2322-р // СПС «КонсультантПлюс».

7. Концепция развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (принятая 26.04.2019) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Национальный проект «Экология» (Приказ Минприроды России от 25.04.2019 № 279) [Электронный ресурс] // Доступ: https: //www. gks .ru/metod/naz-proekt/NP 12 .htm

9. Избранные проблемы и перспективные вопросы землеустройства, кадастров и развития территорий - 2017 : Коллективная монография / В. В. Абросимов, Е. И. Аврунев, О. М. Антонова [и др.]. - Москва : РУСАЙНС, 2018. - 262 с. - ISBN 9785436523521.

10. Bogdanova, O.V., Chernykh, E.G., Kryakhtunov, A.V. Zonas naturales especialmente protegidas como objeto de actividad inversora // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (Number 16). - P. 36. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.revistaespacios.com/a 18v3 9n 16/a 18v3 9n 16p3 6. pdf

11. Воронин, А. В. Алгоритм разработки стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области) / А. В. Воронин, Е. Г. Кравченко // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 3(39). - С. 9.

12. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use managements / T. V. Simakova, A. V. Simakov, E. S. Starovoitova [et al.] // Espacios. - 2019.

- Vol. 40. - No 20. - P. 19.

13. Кряхтунов, А. В. Структурно-логическая модель формирования стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области) / А. В. Кряхтунов, Е. Г. Кравченко, О. В. Пелымская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2013. - № 2(50). - С. 34.

14. Кравченко, Е. Г. Проблемы развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области) / Е. Г. Кравченко, А. В. Воронин // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3(39). - С. 253256.

15. Kryakhtunov, A. System for Conservation of Specially Protected Natural Areas as Sustainable Urban Development Element / A. Kryakhtunov, O. Pelymskaya, E. Chernykh // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Chelyabinsk, 21-22 сентября 2017 года. - Chelyabinsk: Institute of Physics Publishing, 2017. - P. 012188. - DOI 10.1088/1757-899X/262/1/012188

16. Chernyh E, Zotova N and Bogdanova O 2019 Problems and prospects of determining the cadastral value in the Russian Federation Espacios 40 pp 3-10

17. Черных, Е. Г. Система комплекса показателей пространственного развития территории (по каждому составному субъекту Тюменской области) / Е. Г. Черных, А. П. Сизов // International Agricultural Journal. - 2020. - Т. 63. - № 2. - С. 23. - DOI 10.24411/2588-0209-2020-10166

18. Черных, Е. Г. Предпосылки и сравнительный анализ изменения средоформирующего потенциала территории Тюменской области в результате проведения земельной реформы / Е. Г. Черных, А. П. Сизов // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2019. - № 3(159).

- С. 31-34.

19. Лешневская, Е. Ф. Направления развития инфраструктуры рынка земли / Е. Ф. Лешневская, А. М. Ермакова, А. М. Попов // АПК: регионы России. -2012. - № 4. - С. 59-61

20. Ермакова, А. М. Государственная поддержка промышленныхпредприятий Тюменской области / А. М. Ермакова, Ю. В. Зубарева, Д. В. Ермаков // Агропродовольственная политика России. - 2013. - № 4(16). - С. 15-16

Literatura

1. Bogdanova, O. V. Analiz osnovnykh podkhodov k ispol'zovaniyu ob"ektov osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii / O. V. Bogdanova, V. M. Okmyanskaya // International Agricultural Journal. - 2021. - T. 64. - № 1. - S. 24. - DOI 10.24411/2588-0209-2021-10293.

2. Bogdanova, O. V. Usloviya ispol'zovaniya osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii v sovremennykh usloviyakh / O. V. Bogdanova, V. M. Okmyanskaya // Aktual'nye voprosy zemlepol'zovaniya i upravleniya nedvizhimost'yu : Sbornik statei III Natsional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 24 maya 2021 goda. - Ekaterinburg: Ural'skii gosudarstvennyi gornyi universitet, 2021. - S. 157-167.

3. Gosudarstvennyi (natsional'nyi) doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Rossiiskoi Federatsii v 2019 godu [Tekst]. - M., 2020.

4. Okmyanskaya, V. M. Ponyatie monitoringa zemel' ob"ektov osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii / V. M. Okmyanskaya, O. V. Bogdanova // Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal. - 2020. - № 3. - S. 42-46. -DOI 10.24411/2587-6740-2020-13048.

5. Ctrategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii do 2025g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13 fevralya 2019 g. № 207-r // SPS «Konsul'tanTPlyuS».

6. Kontseptsiya razvitiya sistemy osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii federal'nogo znacheniya na period do 2020 goda ot 22.12.2011 goda № 2322-r // SPS «Konsul'tanTPlyuS».

7. Kontseptsiya razvitiya i funktsionirovaniya sistemy osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - Yugry na period do 2030 goda (prinyataya 26.04.2019) // SPS «Konsul'tanTPlyuS».

8. Natsional'nyi proekt «EhkologiYA» (Prikaz Minprirody Rossii ot 25.04.2019 № 279) [Ehlektronnyi resurs] // Dostup: https://www.gks.ru/metod/naz-proekt/NP 12 .htm

9. Izbrannye problemy i perspektivnye voprosy zemleustroistva, kadastrov i razvitiya territorii - 2017 : Kollektivnaya monografiya / V. V. Abrosimov, E. I. Avrunev, O. M. Antonova [i dr.]. - Moskva : RUSAINS, 2018. - 262 s. - ISBN 9785436523521.

10. Bogdanova, O.V., Chernykh, E.G., Kryakhtunov, A.V. Zonas naturales especialmente protegidas como objeto de actividad inversora // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (Number 16). - P. 36. [Ehlektronnyi resurs]. -Rezhim dostupa: http: //www.revistaespacios.com/a 18v3 9n 16/a 18v3 9n 16p3 6. pdf

11. Voronin, A. V. Algoritm razrabotki strategii razvitiya maloehtazhnogo zhilishchnogo stroitel'stva (na primere Tyumenskoi oblasti) / A. V. Voronin, E. G. Kravchenko // Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami: ehlektronnyi nauchnyi zhurnal. - 2012. - № 3(39). - S. 9.

12. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use managements / T. V. Simakova, A. V. Simakov, E. S. Starovoitova [et al.] // Espacios. - 2019. - Vol. 40. - No 20. - P. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Kryakhtunov, A. V. Strukturno-logicheskaya model' formirovaniya strategii razvitiya maloehtazhnogo zhilishchnogo stroitel'stva (na primere Tyumenskoi oblasti) / A. V. Kryakhtunov, E. G. Kravchenko, O. V. Pelymskaya // Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami: ehlektronnyi nauchnyi zhurnal. -2013. - № 2(50). - S. 34.

14. Kravchenko, E. G. Problemy razvitiya maloehtazhnogo zhilishchnogo stroitel'stva (na primere Tyumenskoi oblasti) / E. G. Kravchenko, A. V. Voronin // Problemy sovremennoi ehkonomiki. - 2011. - № 3(39). - S. 253-256.

15. Kryakhtunov, A. System for Conservation of Specially Protected Natural Areas as Sustainable Urban Development Element / A. Kryakhtunov, O. Pelymskaya, E. Chernykh // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Chelyabinsk, 21-22 sentyabrya 2017 goda. - Chelyabinsk: Institute of Physics Publishing, 2017. - P. 012188. - DOI 10.1088/1757-899X/262/1/012188

16. Chernyh E, Zotova N and Bogdanova O 2019 Problems and prospects of determining the cadastral value in the Russian Federation Espacios 40 pp 3-10

17. Chernykh, E. G. Sistema kompleksa pokazatelei prostranstvennogo razvitiya territorii (po kazhdomu sostavnomu sub"ektu Tyumenskoi oblasti) / E. G. Chernykh, A. P. Sizov // International Agricultural Journal. - 2020. - T. 63. - № 2. - S. 23. - DOI 10.24411/2588-0209-2020-10166

18. Chernykh, E. G. Predposylki i sravnitel'nyi analiz izmeneniya sredoformiruyushchego potentsiala territorii Tyumenskoi oblasti v rezul'tate provedeniya zemel'noi reformy / E. G. Chernykh, A. P. Sizov // Ispol'zovanie i okhrana prirodnykh resursov v Rossii. - 2019. - № 3(159). - S. 31-34.

19. Leshnevskaya, E. F. Napravleniya razvitiya infrastruktury rynka zemli / E. F. Leshnevskaya, A. M. Ermakova, A. M. Popov // APK: regiony Rossii. - 2012. -№ 4. - S. 59-61

20. Ermakova, A. M. Gosudarstvennaya podderzhka promyshlennykhpredpriyatii Tyumenskoi oblasti / A. M. Ermakova, YU. V. Zubareva, D. V. Ermakov // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. - 2013. - № 4(16). - S. 15-16

© Богданова О.В., 2021. International agricultural journal, 2021, № 5, 129-144.

Для цитирования: Богданова О.В. Анализ показателей оценки эффективности управления особо охраняемых природных территорий Уральского федерального округа/International agricultural journal. 2021. № 5, 129-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.