АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Е.А. Мартынова, ЦУКС ГУ МЧС России по Омской области,
Н.Н. Кривенко, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Действия по тушению пожаров и связанные с ними первоочередные аварийно-спасательные работы всех видов пожарной охраны, в том числе федеральной противопожарной службы МЧС России неразрывно связаны с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники.
В соответствии с приказом МЧС России от 31.03.2011 г. № 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны», основной задачей пожарной охраны является - спасение людей в случае угрозы их жизни, здоровью, достижение локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки.
Для выполнения основной задачи личным составом подразделений используются следующие средства:
• пожарная и аварийно-спасательная техника, в том числе техника, приспособленная для целей тушения пожаров;
• пожарный инструмент и оборудование, аварийно-спасательное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);
• огнетушащие вещества;
• инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;
• системы и оборудование противопожарной защиты зданий и сооружений;
• системы и устройства специальной связи и управления.
Одновременно при тушении пожаров проводятся аварийно-спасательные
работы, связанные с тушением пожаров, включающие в себя действия по спасению людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия опасных факторов пожара (ОФП), которые могут привести к увеличению материального ущерба, а также к травмированию или гибели людей [2].
В условиях развития современных технологий, производства и строительства, а также других отраслей хозяйства в Российской федерации ощущается потребность в современной пожарной и аварийно-спасательной технике.
МЧС России были приняты и успешно реализованы ряд программ по перевооружению подразделений современной пожарно-спасательной техникой. В пожарно-спасательные подразделения регионов страны поступили современные пожарные и аварийно-спасательные машины зарубежных и отечественных производителей.
Под пожарной техникой подразумевают технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара [1], наиболее значимыми из которых являются мобильные средства пожаротушения, а именно пожарные автомобили.
К пожарным автомобилям (ПА) относят оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах. ПА подразделяют [3]:
1. Основные пожарные автомобили (ОПА) - предназначены для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью доставляемых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
1.1. ОПА общего применения - предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.
1.2. ОПА целевого применения - предназначены для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
2. Специальные пожарные автомобили (СПА) - предназначены для выполнения специальных работ при пожаре.
Одним из направлений программы развития пожарной техники в системе МЧС России является унификация пожарных автомобилей, которая позволит пожарным расчетам не только осуществлять тушение, но и производить аварийно-спасательные работы при различных чрезвычайных ситуациях. Проведя анализ статистики тушения пожаров и связанных с ними аварийно-спасательных работ, специалистами министерства, в том числе и ВНИИПО, был составлен ряд технических заданий для разработчиков и заводов-изготовителей на проектирование и производство специальных средств, в том числе и автомобилей, способных решать основные задачи, стоящие перед МЧС России на сегодняшний день.
Наиболее успешным примером создания унифицированной пожарно-спасательной техники являются разработки, выпускающиеся на ведущем российском предприятии - производственном объединении «Спецтехника пожаротушения» (ПО «СП»). ПО «СП» - производитель современной пожарной техники, использующий в производственном процессе новейшие мировые технологии и передовые конструкторские решения [4].
В пожарно-спасательных гарнизонах (ПСГ) страны с 2009 года успешно эксплуатируется ОПА - АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ 43253 (рис. 1).
С 2016 года в ПСГ начали использовать улучшенную версию АЦ 3,2-40/4 КАМАЗ 5387 4х4, функциональные возможности которой по сравнению с предыдущей моделью более расширены (рис. 2).
Рис. 1. Рис. 2.
Данные модели поступают на вооружение и омского пожарно-спасательного гарнизона.
Неоспоримые преимущества названных ПА [4] по сравнению с морально устаревшими, но еще эксплуатирующимися в пожарно-спасательных гарнизонах РФ АЦ-40(130)63б и АЦ-40(131)137А, позволят обеспечить более быстрое прибытие к месту пожара и начало тушения, сократить расходы на топливо, а также повысить безопасность команды боевого расчета.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - Собрание законодательства Российской Федерации от 28.07.2008 г. - № 30 (часть I) - С. 3579.
2. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. № 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 18.07.2011 г. - № 29.
3. ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения. - М.: Стандартинформ, 2009. - 8 с.
4. ПО «Спецтехника пожаротушения» официальный сайт http://paffst.com/ac3-2-40-4-kamaz-5387.html/