УДК 613.9
К. Е. Безух, В. В. Чистяков
Анализ функционального состояния студентов педагогического вуза
Физическое развитие организма следует считать одним из важных показателей состояния здоровья. Оценку физического здоровья можно осуществить на основе анализа ряда функциональных показателей. В статье отражены результаты исследования основных показателей функционального состояния студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: физическое развитие, функциональное состояние, индексы, группы здоровья, резервы организма.
К. E. Bezuh, V. V. Chistyakov
Analysis of the functional condition of students of pedagogical university
Physical development of an organism should be considered as one of the most important characteristics of health. Evaluation of physical health can be made based on the analysis of some functional indicators. The article reflects the results of a research of the basic characteristics of the functional condition of students of pedagogical university.
Keywords: physical development, functional condition, indices, groups of health, organism reserves.
Актуальность. Как известно, важнейшими показателя соматического благополучия подрастающего человека является его физическое развитие и физическая работоспособность. Определение уровня физического развития является неотъемлемой частью общего обследования, так как здоровье населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным
© Безух К. Е., Чистяков В. В., 2017
развитием. До сих пор считается, что оценка физического развития - единственный положительный показатель здоровья организма, и именно он положен в основу распределения по группам здоровья (при отсутствии признаков заболевания или дефектов развития), а также оценки эффективности профилактических мероприятий [1].
Цель работы - анализ основных показателей функционального состояния студентов I курса педагогического вуза.
Материал и методы исследования. Было обследовано 108 студентов 3-х факультетов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского: естественно-географического, исторического и факультета социального управления в возрасте 18-19 лет -70 девушек (64,8 %) и 38 юношей (35,2 %). Оценка физического здоровья студентов была основана на результатах ряда функциональных показателей: весо-ростового индекса (г/см); величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (мл); жизненного индекса (ЖИ); времени задержки дыхания; систолического, диа-столического, пульсового давления (мм рт. ст.); частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после нагрузки (10 приседаний в быстром темпе); индексов Робинсона, Руфье, Скибински, вегетативного индекса [4, 5, 6]. Использованные в работе индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости и аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний. Во многом степень соответствия этим признакам является отражением состояния здоровья. Исходя из такого понимания здоровья, следует считать физическое развитие одним из его важных показателей [2].
Результаты и обсуждение. Как известно, исключительное значение для характеристики физического развития и состояния здоровья имеет изучение уровня заболеваемости и распространенность патологических отклонений, поэтому особое внимание обращается на наличие или отсутствие хронического или острого заболевания в момент обследования, уровень функционального со-
стояния основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям окружающей среды [2].
Анализ распределения студентов по группам здоровья показал преобладание юношей, относящихся по состоянию здоровья к I группе здоровья - их число было на 7 % больше, чем девушек, и сравнительно небольшое число студентов-юношей с III группой - всего 5 %. При этом число девушек с III группой здоровья было на 11 % больше, чем юношей (рис. 1).
Юноши Девушки
Рис. 1. Распределение студентов по группам здоровья
Полученные в ходе исследования результаты по другим значимым параметрам свидетельствуют, что основная масса средних показателей находилась в пределах нормы (См. табл. 1). Однако индивидуальные показатели требуют более тщательной оценки. Так, весо-ростовой индекс, отражающий соотношение между ростом и массой тела, среди девушек имел разброс от 254 до 523 г/см (при норме 325-375), у юношей - от 284 до 488 г/см (при норме 350-400).
Низкая оценка данного индекса говорит о недостаточном питании или слабом развитии мышц, высокая - об угрозе ожирения или ожирении. Результаты ниже нормы обнаружены у 27 (38,6 %) девушек и 4 (10,5 %) юношей; выше нормы - у 6 (8,6 %) девушек и 13 (34,2 %) юношей. У юношей, активно занимаю-
щихся спортом, высокое значение индекса может свидетельствовать о гипертрофии мышц как результате высокой физической активности, а не об ожирении [2].
Наиболее ценным показателем здоровья организма в целом и критерием его энергопотенциала является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Средние показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений как до, так и после предложенной нагрузки не выходили за пределы нормы, при этом разброс значений был достаточно широк.
Нормальные показатели ЧСС были превышены у 19 (27,1 %) девушек и 4 (10,5 %) юношей. Высокие значения давления зафиксированы у 6 (8,6 %) девушек и 13 (34,2 %) юношей.
Как известно, частота сердечных сокращений подвержена влиянию внешних воздействий: физических упражнений, эмоционального напряжения, которые, как правило, приводят к ее увеличению. При оценке реакции сердца на физическую нагрузку (10 приседаний) были получены следующие данные. Отличный результат (увеличение пульса после нагрузки на 25 % и менее) был зафиксирован у 59 (84,3 %) девушек и 37 (97,4 %) юношей; хорошие значения (на 25-50 %) - у 2 девушек (2,9 %) и только 1 юноши (2,6 %); удовлетворительные (на 50-75 %) - у 1-й девушки (1,4 %). Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано. У 8 (11,4 %) девушек и 3 (7,9 %) юношей после нагрузки показатели артериального давления снижались, а не повышались.
Одним из важнейших показателей резервов сердечно-сосудистой системы, характеризующих качество ее регуляции, является индекс Робинсона. У трети обследованных нами студентов (33,3 %) отмечены средние и ниже средних значения индекса, что может свидетельствовать о недостаточном энергопотенциале организма. Средние показатели индекса у девушек приближались к нижней границе нормы, а у юношей превышали ее. Минимальные показатели индекса
составили 30 ед. у девушек и 61 ед. - у юношей; максимальные: 130 ед. у девушек и 138 ед. у юношей.
Оценить реактивные свойства сердечно-сосудистой системы, работоспособность сердца при физической нагрузке позволяет индекс Руфье [3]. Средние показатели у юношей соответствовали хорошей работоспособности сердца (3-6 баллов), у девушек - удовлетворительной (7-9 баллов).
Таблица 1.
Показатели функционального состояния организма студентов вуза (M±m)
Показатель Девушки (n=70) Юноши (n=38)
Полученные данные Средние значения нормы Полученные данные Средние значения нормы
Весо-ростовой индекс (г/см) 339,4±5,4 325-375 383,8±11,9 350-400
ЧСС (уд./мин), покой 76±2,0 60-80 77±4,3 60-80
ЧСС (уд./мин), после нагрузки 100±4,6 100-120 95±5,0 100-120
Индекс Робинсона, ед. 84,2±3,5 76-85 99,2±9,1 76-85
Индекс Руфье, баллы 7,3±1,6 6-10 3,4±0,7 6-10
ЖЕЛ (мл) 3 322,9±108,6 не менее 2 800 4 547,2±258,3 не менее 3 800
ЖИ (мл/кг) 58,6±3,6 не менее 55-60 68,3±7,4 не менее 65-70
Задержка дыхания (сек) 44,1±3,1 40-49 54,8±8,7 45-55
Индекс Скибин-ски (баллы) 22,0±3,4 16-29 28,5±5,0 16-29
Низкие величины индекса Руфье (более 10 баллов) у 7 девушек (10,0 %) могут свидетельствовать о невысоком потенциале сердечно-сосудистой системы, что лимитирует физические возможности организма студентов, при этом восстановительные процессы в организме замедляются. В целом, выявленные признаки ослабления функционирования сердечно-сосудистой системы у некоторых студентов могут быть связаны с фактором выраженной гиподинамии [2].
Наиболее тесно с показателями работы сердца связана деятельность дыхательной системы. Жизненная емкость легких является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, позволяющих судить о подвижности легких и грудной клетки. Значения ЖЕЛ в большинстве случаев соответствовали норме, однако у 7 (10 %) девушек и 3 (7,9 %) юношей показатели были ниже нормы; у девушек максимальное значение ЖЕЛ составило 4 800 мл, у юношей - 7 800 мл.
Еще одним показателем функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания служит жизненный индекс. У 16 (22,9 %) девушек и 6 (15,8 %) юношей отмечены низкие показатели жизненного индекса, что может указывать на слабое развитие дыхательной функции организма. Средние значения данного показателя у обследованных студентов соответствовали норме.
Функциональные возможности органов дыхания и кровообращения можно охарактеризовать по индексу Скибински, низкая оценка которого говорит о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии. У 26 (37,1 %) девушек показатели были значительно ниже нормы, что может быть расценено как снижение сопротивляемости организма и возрастание склонности к возникновению различных заболеваний. Результаты юношей были заметно лучше и в 15,8 % случаев (6 человек) соответствовали показателю «отлично» (более 60 баллов).
По результатам оценки вегетативного индекса установлено, что симпати-котоническую реакцию нервной системы имело большинство девушек (38 человек, 54,3 %) и только 8 (21 %) юношей. Ваготония была зафиксирована у 9 (12,9 %) девушек и 12 (31,6 %) юношей, а нормотония - у 23 (32,8 %) девушек и 18 (47,4 %) юношей.
Выводы
1. В проведенном исследовании заметные несоответствия нормам по разным анализируемым показателям были выявлены как у девушек, так и у юношей.
2. Более низкие адаптационные возможности чаще отмечались у девушек, чем у юношей, что может свидетельствовать о более быстром истощении адаптивных резервов организма девушек в будущем.
3. Студенты с неудовлетворительными значениями значимых функциональных индексов нуждаются в своевременном и адекватном применении развивающих, гармонизирующих и тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня их здоровья.
4. Среди факторов риска развития функциональных расстройств наиболее существенное влияние оказывают: гиподинамия, вредные привычки (в частности, курение), несоблюдение режима дня, недостаточное время сна, нерациональное питание, избыток или недостаток массы тела, отсутствие закаливания.
Библиографический список
1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология [Текст] / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. - 248 с.
2. Безух, К. Е. Функциональные профили формирования здоровья подростков 12-15 лет, обучающихся по школьным программам разной интенсивности [Текст] : автореф. дис... канд. биол. наук / К. Е. Безух. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. - 24 с.
3. Войнов, В. Б. Подходы к формированию паспорта здоровья школьников как основы организации оздоровительной работы в образовательных учреждениях [Текст] / В. Б. Войнов, А. Г. Трушкин // Валеология. - 2000. - № 2. - С. 44-47.
4. Волков, В. Ю. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов [Текст] : учеб. пособие / В. Ю. Волков. - СПб. : СПб ГТУ, 1996. - 89 с.
5. Кучкин, С. Н. Методы оценки здоровья и физической работоспособности [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Кучкин. - Волгоград, 1994. - 104 с.
6. Чистяков, В. В. Методические рекомендации по комплексному обследованию состояния здоровья и физического развития детей и подростков
К. Е. Безух, В. В. Чистяков
(1-11 классы) в школах Ярославской области [Текст] / В. В. Чистяков, К. Е. Безух, В. А. Дворкин. - Ярославль : Полиграфический центр «ЦМИК», 2013. - 36 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Apanasenko, G. L. Medicinskaya valeologiya [Tekst] / G. L. Apanasenko, L. A. Popova. - Rostov-n/D. : Feniks, 2000. - 248 s.
2. Bezuh, K. E. Funkcional'nye profili formirovaniya zdorov'ya podrostkov 12-15 let, obuchayushchihsya po shkol'nym programmam raznoj intensivnosti [Tekst] : avtoref. dis... kand. biol. nauk / K. E. Bezuh. - YAroslavl' : Izd-vo YAGPU im. K. D. Ushinskogo, 2007. - 24 s.
3. Vojnov, V. B. Podhody k formirovaniyu pasporta zdorov'ya shkol'ni-kov kak osnovy organizacii ozdorovitel'noj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Tekst] / V. B. Vojnov, A. G. Trushkin // Valeologiya. - 2000. - № 2. - S. 44-47.
4. Volkov, V. YU. Organizaciya i kontrol' v reabilitacii zdorov'ya studentov [Tekst] : ucheb. posobie / V. YU. Volkov. - SPb. : SPb GTU, 1996. - 89 s.
5. Kuchkin, S. N. Metody ocenki zdorov'ya i fizicheskoj rabotosposobno-sti [Tekst] : ucheb. posobie / S. N. Kuchkin. - Volgograd, 1994. - 104 s.
6. CHistyakov, V. V. Metodicheskie rekomendacii po kompleksnomu obsledovaniyu sostoyaniya zdorov'ya i fizicheskogo razvitiya detej i podrostkov (1-11 klassy) v shkolah YAroslavskoj oblasti [Tekst] / V. V. CHistyakov, K. E. Bezuh, V. A. Dvorkin. - YAroslavl' : Poligrafîcheskij centr «CMIK», 2013. - 36 s.