Научная статья на тему 'Анализ функции внешнего дыхания у детей с дистальной окклюзией зубных рядов до и после применения миофункциональных трейнеров'

Анализ функции внешнего дыхания у детей с дистальной окклюзией зубных рядов до и после применения миофункциональных трейнеров Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
115
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ функции внешнего дыхания у детей с дистальной окклюзией зубных рядов до и после применения миофункциональных трейнеров»

АНАЛИЗ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИСТАЛЬНОЙ ОККЛЮЗИЕЙ ЗУБНЫХ РЯДОВ ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕЙНЕРОВ

Царёва Т.Г., Лапоникова А.В.

Российский Университет Дружбы Народов, кафедра стоматологии детского возраста с курсом ортодонтии, г.Москва

Нарушение носового дыхания, т.е. вынужденное ротовое дыхание, препятствует гармоничному росту и развитию костных и мышечных структур челюстно-лицевой области. По нашим данным, частота встречаемости нарушенного носового дыхания у детей 6-10 лет составляет 78%, при этом в 31% случаев нарушенное дыхание выявлено у детей с дистальной окклюзией зубных рядов и глубокой резцовой дизооклюзией (2009).

Цель исследования - анализ функции внешнего дыхания у детей с дистальной окклюзией зубных рядов в период сменного прикуса до и после применения миофункциональных трейнеров.

Материалы и методы исследования. Проводилось обследование 101 ребёнка

в период сменного прикуса с дистальной окклюзией зубных рядов. Лечение проводилось у 74 детей, из которых 35 мальчиков (47%) и 39 девочек (53%). Были сформированы две группы: первую группу составили 38 детей в возрасте 7-10 лет (51%), из них 18 мальчиков (24%) и 20 девочек (27%), вторую группу - 36 детей 11-13 лет (49%), из которых мальчиков - 17 (23%), девочек - 19 (26%). У детей 7-10 лет использовался аппарат Т4К, 11-13 лет - Т4А. Для оценки функции внешнего дыхания применялся метод компьютерной спирометрии. Компьютерная спирометрия проводилась до и после двух-трёх месяцев применения миофункциональных аппаратов. Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы Statistica 8.0. Данные представлены в виде M±m (M - выборочная средняя, m - стандартная ошибка средней). Для сравнения выборок использовался t-критерий Стьюдента. Достоверными считались различия при р<0,05.

Результаты исследования. Во всех группах отмечалось увеличение форсированной жизненной ёмкости лёгких (ФЖЕЛ), у мальчиков 7-10 лет и девочек 11-13 лет наблюдались наибольшие изменения, увеличение составило 23,67±7,76% (t=9,15; р<0,0001) и 23,1±1,14% (t=5,7; р<0,0001) соответственно. Во всех группах произошло увеличение показателей объёма форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1), при этом наибольшее увеличение было отмечено у девочек 7-10 лет и составило 16,20±7,58% (t=8; р<0,001). Во всех группах произошло увеличение показателей мгновенной объёмной скорости после выдоха (МОС 50), наибольшие изменения были отмечены у девочек 7-10 лет и составили - 19,20±16,54% (t=6,5; р<0,05). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) была увеличена во всех группах, наибольшее увеличение наблюдалось в группе девочек 11-13 лет -54,1±29,0% (t=6,5; р<0,0001). Во всех группах отмечалось увеличение средней объёмной скорости (МОС 25/75), наибольшее увеличение - у девочек 7-10 лет - 19,0±16,3% (t=3,7; р<0,05). Незначительные и недостоверные изменения были выявлены при исследовании мгновенной объёмной скорости после выдоха (МОС 25 и МОС 75). Выводы. Применение миофункциональных трейнеров у детей с дистальной окклюзией зубных рядов в период сменного прикуса способствует восстановлению физиологического типа дыхания - носового. По данным компьютерной спирометрии происходит увеличение показателей ФЖЕЛ, ОФВ1 и ПОС. В группе мальчиков 710 лет наблюдается наибольшее увеличение ФЖЁЛ (23,67±7,76% (t=9,15; р<0,0001)) и увеличение ОФВ1 (12,67±4,27% (t=8,9; р<0,0001). В группе девочек 7-10 лет - наибольшее увеличение ОФВ1 (16,20±7,58% (t=8; р<0,001)) и наибольшее увеличение МОС 50 (19,20±16,54% (t=6,5; р<0,05)). В группе девочек 11-13лет -наибольшее увеличение ФЖЁЛ (23,1±1,14% (t=5,7; р<0,0001)) и наибольшее увеличение ПОС (54,1±29,0% (t=6,5; р<0,0001)). В группе мальчиков 11-13 лет изменения показателей компьютерной спирометрии были менее выраженными и в большинстве своём недостоверными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.