Научная статья на тему 'Анализ формирования некоторых показателей рыночных инструментов рынка недвижимости Армении'

Анализ формирования некоторых показателей рыночных инструментов рынка недвижимости Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ЭЛАСТИЧНОСТЬ / РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ / MARKET INSTRUMENTS PRICING FLEXIBILITY / THE HOUSING MARKET / THE TOOLS OF REAL ESTATE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Месропян Леонид (Эрик) Мамиконович

Сгруппированы и синтезированы рыночные инструменты ценообразования и использованы теоретические модели, которые относятся к рынку недвижимости. С этой целью были изучены процессы, происходящие на этом рынке, носящие цикличный характер. Рассмотрены Особен\ности показателей эластичности рынка недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of some forming indicators of the instruments of real estate market of Armenia

In this article the market instruments of pricing are grouped and syntesised and are used the type of models which are ascribed to the mar ket of real estate taking account the originality of the produce.For this purpose a set of market peri odical processes have been researched in this article which have periodical character. Methodical particular indicators of elasticity of real estate have been observed and led out.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования некоторых показателей рыночных инструментов рынка недвижимости Армении»

Л(Э). М. Месропян1

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНОЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ АРМЕНИИ

Одно из определений рынка, данное в классической литературе, определяет его в виде экономической системы, ориентированной на потребителя. Этим, в частности, объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в многообразии товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения [15, с.125].

Показатели эластичность спроса и предложения - одни из самых важных категорий экономической теории. Понятие эластичности можно сформулировать кратко: как степень реагирования одного переменного рыночного показателя в ответ на изменение другого, связанного с первой величиной в конкретном промежутке времени. Оценка эластичности по цене, доходам и ряду других параметров позволяет выбрать правильную стратегию поведения на экономическом рынке. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров (услуг), так как дает ответ на вопрос о том, в частности на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены. Изучение проблем эластичности рынков всегда являлись актуальным.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу Альфред Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др. Изучению вопросов, посвященных данной проблеме, были посвящены в свое время труды всемирно известных экономистов, в таких работах, как: Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд, А,С, Булатов, К. Макконнел, С. Брю С.Л. Джон М. Кейнс, А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус и многих других. Основной причиной такого интереса, вызванного учеными мира к данной проблеме, явилось то обстоятельство, что понятие эластичности рынка напрямую связано с функционированием категорий рыночного ценообразования [8, с. 16]. Как известно, основными элементами рыночного механизма являются такие инструменты, как: цены, спрос, предложение, а изменение относительных цен служит ориентиром для производителя, влияет на выбор технологии, определяет группу потребителей, которая приобретает данный продукт. Кроме этого, важнейшим фактором, влияющим на спрос, являются потребности общества. Спектр потребностей и степень их интенсивности постоянно меняются [18, с.115].

Итак, сформировав общую концепцию эластичности, можно вывести следующие категории, используемые в качестве факторов, обеспечивающих расчетную базу исходных показателей: общий объем (емкость) рынка; ассортимент предложения; уровень среднего дохода; - степень насыщенности рынка; динамику спроса; инвестиционный потенциал региона.

Объем предложения - это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене.

Предложение - количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене, или физический объем поставок товаров на рынок при данной цене выражает прямую зависимость между ценой и количеством товара. Более высокие цены увеличивают доход от реализации продукции, стимулируя тем самым выпуск дополнительной продукции. Кроме того, по мере роста объема предложения фиксированность (неизменность) постоянных издержек производства, в свою очередь, приводит к снижению общей себестоимости продукции, а, следовательно, и цены. Таким образом, закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой и объемом предложения товаров определенного вида и ассортимента.

1 Леонид (Эрик)МамиконовичМесропян председатель Научно-информационного центра недвижимости Армении, к.э.н., доцент, e-mail: ericmes@jandex.ru

Взаимодействуя, спрос и предложение определяют рыночную цену и количество товара, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количеств предлагаемых и продаваемых товаров. Другими словами, рынок будет находиться в равновесии при условии, что цена товара установится такой, на какой соответствует спрос покупателей, и она будет являться ориентиром для конструирования внутрихозяйственной цены, предложенной производителем товара

Теоретически, наиболее идеальной ценой на макроэкономическом рынке выступает: цена равновесия - цена, при которой спрос и предложение совпадают по своей величине. При этой цене покупается то количество продукции, которое поставляется на рынок. Все нижеперечисленные постулаты верны для определенной группы товаров и, следовательно, для каждого определенного локального рынка.

Специфика функционирования рынка недвижимости. Несомненно, специфика функционирования каждого рынка имеет свои особенности и закономерности, вследствие чего при рассмотрении механизма ценообразования каждого товара необходимы свои подходы и разработанные алгоритмы. Особенно это относится к объектам недвижимости, выступающих, в качестве отдельной экономической категории и, следовательно, к такому специфическому рынку, каким является рынок недвижимости [4, с. 15]. Хотя «Все рынки, несмотря на явные различия, имеют общую исходную экономическую сущность, модель спроса и предложения упрощает действительность, концентрирует внимание именно на этих сущностных чертах2». Однако необходимо отметить, что в сфере рынка недвижимости, если спрос возрастает и цена поднимается выше (искусственный рост цен) нормального уровня, то увеличивается предложение; это увеличение легко переходит границу необходимого, и тогда есть вероятность, что цена после небольшого временного отрезка может упасть ниже нормы3.

В данной статье были сгруппированы и синтезированы именно те рыночные инструменты ценообразования и использованы те теоретические модели, которые с учетом специфичности данного товара более подходят к рынку недвижимости. Дадим основные характеристики понятий спроса и предложения рынка недвижимости.

Спрос на рынке недвижимости - это количество объектов недвижимости и права на них, которые покупатели готовы приобрести по складывающимся ценам за определенный промежуток времени. Формируется спрос на объекты недвижимости под влиянием многих факторов: экономических, социальных, географических, демографических, природно-климатических и др.

Предложение на рынке недвижимости — это количество объектов недвижимости, которые собственники готовы продать по определенным ценам за определенный промежуток времени.

Показатели эластичности рынка недвижимости. Теперь дадим определения, связанные с показателями ценовой эластичности рынка недвижимости, и попытаемся вскрыть их методологические принципы. Как известно, данные из многочисленных макроэкономических рынков, рынок недвижимости причисляется к максимально-неэластичному рынку. К одному из основных факторов неэластичности данного рынка можно отнести специфические особенности недвижимости, рассматриваемой с точки зрения олигопсонической константы, фактора превышения удельной составной продавцов над покупателями, проявляющимся относительно маленьким количеством сделок на региональном рынке (низкая оборачиваемость товара), что и является основным индикатором (показателем) реактивности рынка. Другой немаловажной причиной низкой эластичности рынка выступает обстоятельство, связанное с длительностью строительства объектов, в соответствии с этим стоимость не может формироваться исходя только лишь из тенденций изменения спроса, в

2 Самуэльсон П. Экономика. Т. 1. М.: МГП «Алгон». ВНИСИ, 1992.

3 Гильфердинг Р. Бем-Баверк как критик Маркса. М.: Московский рабочий, 1923.

связи с чем и возникает несбалансированность функций спроса и предложения на рынке недвижимости.[3, с.62-63]

Следующим конструктивным фактором неэластичности данного рынка является то обстоятельство, что немаловажную роль на рынке недвижимости играет соответствие ожиданий собственника объектов недвижимости и покупателей (арендаторов) по отношению друг к другу. Основным фактором, влияющим на несоответствие ожиданий собственников и покупателей, особенно в странах с переходной экономикой, какой и является Армения, выступает недостаток аналитической и экспертной информации о рынке недвижимости. В этой ситуации собственники объектов недвижимости завышают цены до неопределенной высоты: количество продаж падает, а спрос останавливается в ожидании возможного снижения цен.

Исследование цикличности рынка недвижимости. Наше исследование показало, что достаточно важное значение при изучении экономических явлений на рынке недвижимости имеет изучение рыночных процессов, которые носят цикличный характер. На примере исследования динамических процессов, происходящих в Армении на данном рынке, а также изучая международный опыт, нами была предложена следующая модель последовательных, циклических событий рынка недвижимости. (Рис.1)

Как правило, циклы в развитии этапов рынка недвижимости не совпадают по времени с экономическими циклами: спад на рынке недвижимости предшествует спаду, экономики в целом, а подъем наступает раньше. [3, с. 63, 18, с.104].Следовательно, по состоянию рынка недвижимости можно судить о характере и тенденциях в экономике, если на рынке недвижимости ситуация ухудшается, то в скором времени последует ухудшение ситуации и в целом в национальной экономике и, наоборот, за ростом активности рынка недвижимости, как правило, следует подъем в национальной экономике. Классическим примером данного обстоятельства явился международный финансовый кризис 2008 года. [2, 8, 6, 1, 11, 13]

При составлении методологической модели цикличности этапов развития рынка недвижимости, нами были изучены показатели стоимостных динамических сдвигов, стагнационных периодов ряда европейских стран, США, России и Армении.

При (II и III этапах) (рис. 1) насыщении и перенасыщении рынка объектами недвижимости наблюдается спад покупательной способности на рынке недвижимости. Количество экспонируемых объектов на рыночных площадках стремительно увеличивается (особенно на III этапе) и собственнику объекта недвижимости сложно его продать, - цены снижаются. Данный рынок можно назвать рынком покупателя. И, как правило, более просвещенная часть покупателей выжидает и намеревается приобрести недвижимость именно в данный благоприятный период. Следующий переломный этап циклических изменений рынка недвижимости можно определить как (IV) перестройку на рынке недвижимости. Этот процесс обуславливается возрастанием спроса на объекты, а затем - как логическое продолжение - наблюдается быстрая реализация экспонируемых объектов недвижимости. Практически отсутствуют предложения новых объектов. Этот цикл определяется ростом этапа, связанного с прединвестиционными мероприятиями и, как его следствие, задействование проектов по созданию новых объектов недвижимости, как правило, на первичном рынке (строительство). В результате повышения спроса на вновь созданные объекты новое строительство достигает апогея и характеризуется ростом цен на объекты строительства, тем самым возникает излишек строительных мощностей и перепроизводство строительной продукции, а строительная деятельность сокращается. Оборачиваясь полностью, полный цикл начинается сначала, т.е. приходит к первому этапу - этапу равновесия.

Условно данный этап можно назвать первым этапом (I) относительного равновесия, хотя обстоятельства исследования определяют последовательность цикла в соответствии с фазой исследования цикличного процесса, когда наступает стабилизация. Здесь показатели спроса, предложения, как и ценовых индексов, находятся в относительной стабильности в определенном промежутке времени. Необходимо отметить, что, анализируя процессы, происходящие во всех четырех этапах развития рынка, можно с уверенностью утверждать, что наиболее благоприятным и эффективным этапом, несомненно, является первый этап, где все процессы рыночного ценообразования находятся в стабильном состоянии. Наши исследования показали, что, чем больше длительность первого этапа, тем рынок недвижимости данного региона и всей национальной экономики страны в целом находится в благоприятном состоянии. Перечисленные этапы цикличного развития рынка недвижимости, его экономическая метаморфозность не всегда соответствуют выведенному теоретическому алгоритму [10, с.95]. Очень часто ряд обстоятельств и факторов, носящих как объективный, так и субъективный характер, имеют отклонения от теоретической модели, однако в целом гносеологический характер выведенного алгоритма непреложен.

Влияние цикличности развития рынка недвижимости на рыночную эластичность. Все эти и ряд прочих нижеперечисленных обстоятельств, связанных с методологическими принципами рыночного ценообразования, являются существенными элементами, влияющими на показатели эластичности рынка недвижимости. Обобщив вышесказанное, можно отметить, что в тех случаях, когда, в соответствии с изменением спроса, на рынке недвижимости происходит относительно быстрое изменение цен, мы сталкиваемся с «ценовой эластичностью спроса». В тех случаях, когда незначительное изменение спроса приводит к значительному и быстрому изменению стоимости, можно говорить об «эластичном спросе». Хочется отметить, что данная модель является исключением на рынке недвижимости. Как правило, рынки недвижимости являются наименее эластичными. А это означает, что даже если значительные изменения спроса в коротком временном отрезке существенно не влияют на стоимость, то такой спрос и, следовательно, рынок, называется «неэластичным». Схематически все вышесказанное может быть представлено в следующем виде:

ЛQ - изменение спроса.

Введение понятия «эластичность» позволяет в исследованиях оперировать не неопределенными качественными характеристиками, а вполне конкретными -количественными (измеряемыми). Эластичность измеряется отношением процентов изменения цены к процентам изменения спроса. Это соотношение можно назвать «коэффициентом ценовой эластичности - К цен. эл.»

ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА, в %-ах ^ (1) К цен.эл. =_— _

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ, в %-ах ^

Если коэффициент (Кцен.эл.спр.) больше единицы, то цена считается эластичной, а

если меньше, то цена считается неэластичной. В тех случаях, когда коэффициент равен

единице, употребляется термин «единичная эластичность».

Готовые результаты исследований, посвященные изучению эластичности спроса по

цене для различных групп товаров, найти практически невозможно. Исследования такого рода,

как показывает практика, проводятся с целью изучения ценовой эластичности спроса на

продукцию конкретной компании, которая и заказывает эти исследования. Естественно, что

подобные исследования, как правило, носят закрытый характер, поскольку данные об

эластичности спроса по цене являются мощным оружием в конкурентной борьбе между

компаниями. Поэтому неудивительно, что публичную информацию о результатах

исследований значений коэффициента эластичности спроса по цене для различных типов

объектов недвижимости найти крайне сложно. Зачастую подобная информация

ограничивается лишь примерами значений коэффициента эластичности спроса по цене для

кофе, сахара и т.п., приводимыми в учебниках. В случаях, когда не удается собрать

необходимую исходную информацию для непосредственного расчета определенного

показателя, как правило, прибегают к проведению экспертного опроса. Казалось бы,

целесообразно объединить объекты оценки в определенные группы и провести экспертный

опрос для установления наиболее характерных, с точки зрения экспертов, значений

коэффициента эластичности спроса по цене для выделенных групп объектов. Однако

использование такого подхода к определению, пусть хотя бы и ориентировочных значений

коэффициента эластичности спроса по цене для различных групп объектов, зачастую связано

со значительными практическими сложностями. Ведь насколько бы мы не сужали границы

группы объектов (недвижимость^коммерческая недвижимость^-магазины), все равно вряд ли

удастся поставить ей в соответствие определенный диапазон значений коэффициента

эластичности по цене, который бы служил более или менее полезным ориентиром при оценке

конкретных объектов данной группы. Ведь магазин в городе Ереване может обладать

совершенно иной эластичностью спроса по цене, чем, например, аналогичный магазин в

пригороде, и учесть все подобные «детали» в анкете довольно сложно.

Исследования, проведенные Ереванским Научно-исследовательским центром

недвижимости (ЕрКИНЦ) в течение пяти лет в городе Ереване, показывают, что величина

коэффициента эластичности на рынке недвижимости зависит от трех основных факторов:

• предельных покупательных возможностей общества на данную категорию недвижимости;

• цены на различные виды и категории недвижимости;

• количественного и качественного резидентского структурного состава.

В данной работе, на основе выведенной формулы, нами были произведены расчеты коэффициента ценовой эластичности по показателям рынка многоквартирного жилья города Еревана. Нами была выявлена целесообразность применения в качестве спроса - ЛQ -показателя продаж недвижимости. При этом были использованы исходные данные, взятые на базе мониторинга рынка недвижимости и данных Государственного кадастра недвижимости (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Показатели количества продаж квартир в г.

Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Количесто продаж 10915 14181 15149 16778 16848 19203 20430

Ереване

Рассматривая динамические сдвиги стоимости жилой недвижимости за 6 лет (по усредненному показателю), можно отметить следующую картину: Рост в 2002г. по отношению к 2001г. на 50,0%. Рост в 2003г. по отношению к 2002г. на 40,0%. Рост в 2004г. по отношению к 2003г. на 26,2%. Рост в 2005г. по отношению к 2004г. на 15,0%. Рост в 2006г. по отношению к 2005г. на 69,0%. Рост в 2007г. по отношению к 2006г. на 42,0%.

Таблица 2

Расчетные данные Коэффициента ценовой эластичности по динамическим изменениям показателей спроса и цены многоквартирного жилья в г. Ереване

№ Рыночные 2002г. по 2003г. по 2004г. по 2005г. по 2006г. по 2007г. по

Данные отнош. к 2001г. отнош. к 2002г. отнош. к 2003г. отнош. к 2004г. отнош. к 2005г. отнош. к 2006г.

1. AC Изменение Цены в % 50,0 40,0 26,2 15,0 69,0 42,0

AQ Изменение 30,0 6,8 10,7 0,4 14,0 6,4

2. спроса в%

3. К. цен.эл. 0,6 0,17 0,4 0,03 0,2 0,15

Как видно из отмеченных показателей, Коэффициент ценовой эластичности рынка, рассчитанный за период 2001-2007гг., однозначно доказывает на примере рынка недвижимости г. Еревана сущность чрезвычайно низкой его эластичности (Рис.2.). И, тем не менее, достаточно широкий интервал разброса полученного синтетического рыночного показателя хотя и свидетельствует о методологически правильных принципах используемых алгоритмов, однако свидетельствует также о непрезентабельности их применения при анализе универсальных рыночных показателей в таких разрозненных вариациях. Методологически правильным будет синтезирование по принципу усреднения данных показателей за расчетные шесть лет в один.

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Рис.2. Расчетного коэффициента ценовой эластичности рынка недвижимости, по г. Еревану за

7-ми летний период

Как известно, при анализе соответствующих динамических рядов применяются пять основных видов статистического анализа, используемых при проведении маркетинговых исследований, одним из которых является дескриптивный анализ [5, с.38-33]. В основе дескриптивного анализа лежит использование таких статистических мер, как средняя величина (средняя), мода, среднее квадратическое отклонение, размах или амплитуда вариации. Для описания информации, полученной на основе выборочных измерений, широко используются две группы мер. Мы считаем, что при данном статистическом ряде целесообразно применить меры «центральной тенденции» или «медианы».

Коэффициент ценовой эластичности рынка по г. Еревану за 7-летний период (рассчитанный по медианному подходу; из статистического ряда отсекаются максимальные и минимальная величины - 0,6 и 0,03) Получается: (0,17+0,4+0,2+0,15): 4 = 0,23. Можно считать, что усредненный среднестатистический показатель эластичности рынка недвижимости города Еревана, то есть Коэффициент ценовой эластичности = 0,23. Конечно, когда объемы предложения намного превосходят колебания спроса, то формируется неэластичный спрос, который производители (продавцы) используют в своих интересах. Однако подобные спекулятивные операции имеют свои объективные пределы, за которыми неэластичность спроса может привести к «обеднению» общества, что не только исключит неэластичность, но и спрос вообще, т.е. приведет к ликвидации рынка. Подобная ситуация может возникнуть при создании искусственного дефицита путем сокращения производства, когда производители желают обеспечить гарантированный спрос, и за счет этого - максимально высокие прибыли. Однако подобная ситуация противоречит принципам свободной рыночной экономики, поскольку понятие «дефицит», само по себе, в условиях рыночной экономики, невозможно.

При рассмотрении сферы недвижимости - на рынке недвижимости такие спекулятивные операции, имеющие олигопсонный характер, исключены. Это обуславливается тем обстоятельством, что рынок недвижимости, как правило, не является сферой монопольных операций. Недвижимость, будь то жилая либо коммерческая, находится в руках разрозненных частников и, следовательно, экспонируется на рынок по мере формирования у собственника определенной необходимости ее реализовать.

0,6

0,4

0 17 0 2

' 0,15

0,03

1 1 i i -г-"-l-r- i i i

^ ^ ^ ^ ^ >

На рынке недвижимости мы иногда встречаем ситуации, которые, на первый взгляд, противоречат закону спроса, а именно: когда повышение цен приводит к увеличению спроса. Подобная ситуация складывается в тех случаях, когда при частом изменении цен на какой-либо товар при очередном их повышении у покупателей складывается впечатление (в силу различных факторов), что данное повышение не последнее и цены могут еще больше повыситься, что приводит к ажиотажному (экономически необоснованному) спросу. Естественно, поступая подобным образом, покупатели сильно рискуют, поскольку их прогнозы могут не сбыться. Как видно, в данном случае (и только) настроения в обществе могут влиять на экономические процессы. Более того, по одновременному росту цен на товары и ажиотажному спросу на них, можно прогнозировать «нерыночные» настроения в обществе. Приведенный пример частично объясняет, почему при снижении цен на рынке недвижимости не наблюдается быстрого роста спроса, и эти процессы не всегда совмещены по времени. Тут опять действует фактор прогнозирования рынка покупателями, которые предполагают, что «цены и дальше будут падать». Возникает естественный вопрос: «а как подобное поведение покупателей согласуется с законом спроса?» Безусловно, чем ниже цены на товары, тем спрос на них будет выше. Однако реакция покупателей может быть по времени более поздней, чем это хотелось бы продавцам [7, с.45].

Вторым «парадоксом» закона спроса рынка недвижимости можно считать поведение покупателей в отношении некоторой категории недвижимости (скажем, элитарного жилья), которые (по мнению покупателей) никогда не падают в цене, и поэтому их приобретение выгодно всегда и по любой цене. Приобретая золото, алмазы, меха, в том числе и недвижимость, покупатель уверен, что его сбережения никогда не пропадут (инвестиционная ценность). Поэтому спрос на эти товары иногда очень мало зависит от цены. Действительно, эти категории недвижимости в условиях стабильного рынка очень редко (практически никогда) не снижаются в цене, и поэтому предположения покупателей обоснованы и подтверждают действие закона спроса во всех ситуациях.

В заключение следует отметить, что предложенные в данной работе методы классификации и использования указанных рыночных инструментов при исследовании и анализе являются важнейшими и необходимыми в вопросах разработки и выбора оптимальной теоретической модели использования анализа и комплексных систем управления рынком недвижимости.

Список использованной литературы:

1. Азаренко Б. Н. Новое в антикризисной политике государства// Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 13-19.

2. Асаул А.Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2 (20). -С.3-8.

3. Асаул А.Н., Месропян Э.М., Сандоян Э.М. Экономика недвижимости. М.: Ереван, РАУ 2009. - 350с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Белых Л.П. Формирование портфеля недвижимости. М: Финансы и статистика, 1999. -225 с.

5. Галасюк В.В., Галасюк В.В. Как без убытков продать товар по цене ниже его рыночной стоимости // Вопросы оценки. М., 1999. №2.

6. Генералов Б. В. О преодолении последствий кризиса в России // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 15-23,

7. Григорьев В.В. Оценка объектов недвижимости. Теоретические и практические аспекты. М.: ИНФА, 1997. -296 с.

8. Дубенецкий Я. Н. Финансовый кризис —некоторые истоки и уроки.// Экономическое возрождение России - 2009. - № 2 (20). - С. 42-50,

9. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. 288 с.

10.Крымина О.Л. Управление недвижимостью. Как выбрать управляющую компанию. Маркетинговая Группа БЕШ, 2004, 325 с.

11.Леонтьев Б. Б. Факторы непрозрачности кризиса // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 22-42,

12.Макконелл К., Брю С.Л. Экономикс. М.: Инфра-М, 2004, 482 с.

13.Мартиросов В. Г. О кризисе./ Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). -С. 17-22.

14.МесконМ.Х., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998, 411 с.

15.Месропян Л. (Э.) М. Методологические подходы к прогнозированию трансакционных издержек в риелторском бизнесе // Экономическое возрождение России. - 2010. -№1(23). - С. 76-82.

16.Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул, Х.С. Абаев, Д.А. Гордеев., под ред. засл. строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. АН. Асаула. - СПб. АНО ИПЭВ. -2007. -271с. 17.Развитие рынка жилой недвижимости как самоорганизующейся системы / А.Н. Асаул,

Д.А. Гордеев, Е.И. Ушакова. - СПб.: СПбГАСУ. - 2008. 18.Экономика недвижимости. / Асаул А.Н., Иванов С.Н., Старовойтов М.К. / Успехи современного естествознания. - 2010. - №10. - С. 104.

The list of the literature;

1. Azarenko B. N. New anti*crisis policy in the state // Economical revival of Russia. - 2010. -№1(23). - P. 13-19.

2. Asaul A.N. The financial crisis in Russia: the reasons and consequences // Economical revival of Russia. - 2009. - №2 (20). -P.3-8.

3. Asaul A.N, Mesrobian E.M., Sandoyan E.M. Economics of real estate. M: Yerevan, RAU, 2009. - 350 p.

4. Belyh L P. A portfolio of real estate. M: Finance and Statistics, 1999. - 225.p

5. Galasyuk V.V., Galasyuk V.V. As no loss to sell at a price below its market value / evaluation questions. M., 1999. № 2.

6. Generalov B. V. Overcoming consequences of crisis in Russia // Economic revival of Russia. -. - 2009. - №3(21). - P. 15-23,

7. Grigor'ev V. V. Property Valuations. Theoretical and practical aspects of the cal. M: INFA, 1997. -296 p.

8. Dubenetsky J. N. Financial crisis — some sources and lessons// Economic revival of Russia. -

2009. - № 2 (20). - P. 42-50/

9. Coase R. Firm, Market and Law. M., 1993. 288 p.

10. Krymina O.L. Property management. How to choose a management company. Marketing Group Besh, 2004, 325 p.

11. Leontiev B. B. Crisis opacity factors // Economic revival of Russia. - . - 2009. - №2 (20). - P. 22-42.

12. McConnell C., Brue, S.L Economics. Moscow: Infra-M, 2004, 482 p.

13. Martirosov V. G. About crisis // Economic revival of Russia. - 2009. - №2 (20). - P. 22-42,

14. Meskon M.H, AlbertM., Hedouri F. Principles of Management. M.: Delo, 1998, 411. p.

15. Mesropjan E (L). M. Methodological approaches of forecasting transaction costs in realty business// Economic revival of Russia. - . - №1 (23). - P. 76-82.

16. Evaluation of competitive position of businesses / A.N. Asaul, H.S. Abayev, D.A. Gordeev., Ed. honored. constructs. Russia, Dr. Econ. Sc. AN Asaul. - St. ANO IPEV. -2007. -p. 271

17. Development of residential real estate market as a self-organizing system / A.N. Asaul, D.A. Gordeev, E.I. Ushakov. - St.: SPbGASU. - 2008.

18. Economics of real estate. / Asaul A.N, Ivanov S.N., Starovoitov M.K. Usp modern science. -

2010. - № 10. - p. 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.