Научная статья на тему 'Анализ форм и методов управления демографическими процессами в странах ЕС'

Анализ форм и методов управления демографическими процессами в странах ЕС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / МИГРАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / АНАЛИЗ / ДЕТСКИЕ ПОСОБИЯ / ОТПУСК ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ / ОТПУСК ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черногорский Сергей Александрович, Швецов Константин Владимирович

Рассмотрены формы и методы управления демографическими процессами в странах ЕС. Определены составляющие государственной политики этих стран в отношении семей с детьми. Выделяется ряд методов, с помощью которых можно изменять демографические показатели, подчеркнута возможность подобных исследований в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the forms and methods of demographic processes in the EU. The paper presents the components of the state policy in these countries for the families with children. Next allocated a number of methods you can use to change the demographics, which allows us to conduct similar studies in Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ форм и методов управления демографическими процессами в странах ЕС»

-►

Мировая экономика

УДК 314.172

С.А. Черногорский, К.В. Швецов

АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ

ПРОЦЕССАМИ В СТРАНАХ ЕС

Количество и качество населения всегда оказывали большое влияние на соотношение сил между государствами, поскольку для повышения своей политической мощи государству требуется определенное число жителей, имеющих определенный уровень образования, производительности труда, здоровья, политической лояльности. Проводя демографическую политику, государство стремится, в первую очередь, регулировать численность постоянного населения, динамику его прироста или убыли, семейные связи и ценности.

Сегодня Европейские страны столкнулись с демографическими проблемами, связанными со старением населения и со снижением его численности. Доля европейского населения в мире снижается. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейшее его падение как в абсолютном, так и в относительном выражении. Численность работоспособных людей снижается по сравнению с численностью пенсионеров.

В первую очередь, эти демографические процессы определяются уровнем рождаемости, продолжительностью жизни и миграцией. Страны Европы характеризуются низким или исключительно низким уровнем рождаемости. Это сопровождается постоянно растущей продолжительностью жизни и положительным сальдо миграции.

Европейские страны-участницы EС-27 в разрезе демографических процессов можно разбить на следующие группы (табл. 1): северную, континентальную, англо-американскую, средиземноморскую, постсоциалистическую.

Далее рассмотрим подробнее следующие факторы: уровень рождаемости, продолжительность жизни, миграцию.

1. Уровень рождаемости

Средний уровень рождаемости в 2005 г. в Европейском Союзе был равен 1,5. С 2005 г.

значение среднего уровня рождаемости продолжает падать, что приводит к увеличению отклонения уровня рождаемости от порогового значения 2,1, который необходим для воспроизводства населения.

Рождаемость зависит от целого ряда факторов. Первым и основным фактором является семейная политика. Под семейной политикой понимается совокупность мер, предпринимаемых органами государственной власти в области поддержки семьи. Она включает в себя создание и содержание необходимой институциональной инфраструктуры, разработку нормативно-правовой базы и предоставление различных семейных отпусков, детских пособий и налоговых семейных льгот.

Таблица 1 Группы стран-участниц ЕС-27

Конти- Англо- Среди - Пост-

Северная нен- амери- земно- социалис-

тальная канская морская тическая

Дания Австрия Ирландия Кипр Болгария

Финлян- Бельгия Мальта Греция Чехия

дия

Норвегия Франция Великобритания Италия Эстония

Швеция Германия Португалия Венгрия

Люксем- Испания Латвия

бург

Нидер- Литва

ланды Польша Румыния Словакия Словения

Источник: Gauthier 2002 [8].

Институциональная инфраструктура и нормативно-правовая база. В северных странах семейная политика направлена на «продвижение интересов людей, а не семьи как единицы» [9]. В этих странах не создана институциональная среда в виде специальных ведомств. Институциональные изменения произошли только в Дании, в 2004 г., когда было создано министерство по делам семьи и защиты прав потребителей. В странах Северной Европы, например, в Швеции, правительственные и общественные организации плотно сотрудничают в разработке семейной политики, [4]. Также в них уделяется особое внимание благополучию детей, но юридические обязательства семьи очень слабы [15]. Семейные пособия финансируются за счет налогов.

Семейная политика в континентальных странах находится под сильным влиянием католической церкви и принципа субсидиар-ности. Считается, что если семья, церковь или общественные организации не в состоянии решить социальные проблемы, ими должно заниматься государство. Семейная политика традиционно характеризуется правилом: мужчина зарабатывает деньги, женщина осуществляет уход по дому. Австрия, Германия и Люксембург имеют министерства по делам семьи. В 2007 г. в Нидерландах создано министерство по делам молодежи и семьи. Семейные пособия, как правило, финансируются и за счет взносов и за счет налогов. Гражданское общество играет важную роль в реализации экономической политики, но слабую — в выработке семейной политики [4].

Мальта и Ирландия имеют более сильные семейные традиции, чем в Великобритании. Ирландия закрепила права семьи в конституции и создала министерство по семейной политике. Например, развод был узаконен в Ирландии только в 1996 г., а на Мальте — единственной стране ЕС — он до сих пор является незаконным. Поскольку социальное обеспечение находится в частных руках, семейная политика — это только часть общей политики борьбы с бедностью. Семейные пособия в Ирландии и Великобритании финансируются за счет налогов, а на Мальте — и за счет взносов и за счет налогов. Правительственные и общественные

организации менее интегрированы в разработку семейной политики, чем в странах Северной Европы [4].

Семейная политика средиземноморских стран характеризуется тем же правилом, что и континентальная система (мужчина — кормилец, женщина — уход по дому). Государственные семейные пособия прописаны в конституциях Греции, Италии, Португалии и Испании. В средиземноморских странах нет общегосударственного исполнительного органа по семейной политике. Решения в области защиты семьи принимаются на региональном и местном уровнях, что приводит к региональным расхождениям. В Италии департамент семейной политики был создан только в 2006 г. В Испании, Португалии, Кипре семейные пособия финансируются за счет бюджета, а в Греции и Италии наблюдается смешанное финансирование. Общественные организации слабы и не способствуют разработке семейной политики.

В некоторых постсоциалистических странах защита семьи прописана в конституции (Венгрия, Эстония, Латвия, Польша). Министерства по семейной политике существуют в Румынии, Словении, Словакии (MISSOC 2008), а также Латвии (создано в 2004 г.) [6]. Семейные пособия во всех постсоциалистических странах финансируются за счет налогов, и в силу недостаточного финансирования размер этих пособий небольшой. Сотрудничество правительства и общественных организаций в области семейной политики развивается, хотя сталкивается с социальным недовольством государственным вмешательством в семейную жизнь.

Таким образом, в 2009 г. из 27 стран ЕС только десять создали министерства по делам семьи, в 22 странах семейная политика координируется одним из министерств, как правило, не министерством по семейной политике, и только в пяти странах координацию проводят различные ведомства.

Дородовый и послеродовый отпуска и отпуска по уходу за детьми. В большинстве европейских стран родители и опекуны имеют право на целый ряд различных видов отпусков. В Европе существуют значительные различия в таких отпусках. Они возникают из-за различий в политических целях европейских стран. Далее рассмотрим четыре наиболее

4

^ироваязкономик^^

распространенных вида отпусков: по беременности и родам, отцовский отпуск, отпуск по уходу за ребенком, отпуск по уходу за больными детьми. В табл. 2 обобщены существующие виды отпусков для каждой страны ЕС [14].

Отпуск по беременности и родам. Этот вид отпуска направлен на защиту здоровья матери и ребенка и предоставляется только матери; он ограничен периодом до рождения ребенка. Почти все европейские страны предоставляют такой отпуск для работающих матерей. Отпуск по беременности и родам в некоторых странах является обязательным, например в Австрии, Германии и Италии. Срок отпуска по беременности и родам изменяется в разных странах с 14 до 20 недель с выплатой отпускных в размере 70—100 % от заработка. Более длительные отпуска предоставляются Чехии, Венгрии, Ирландии, Великобритании.

Отцовский отпуск. Отцовский отпуск предоставляется только отцам, которые могут взять его непосредственно после рождения ребенка. Этот отпуск направлен на поддержку матери и отца и дает им возможность адаптироваться к жизни с новорожденным ребенком. Португалия является единственной страной, где данный отпуск обязателен. Как правило, сроки отпуска по отцовству в разных странах составляют от двух до десяти дней с выплатой отпускных в размере 70—100 % от заработка.

Отпуск по уходу за ребенком. Отпуск по уходу за ребенком может предоставляться как матери, так и отцу. В ЕС существует два способа предоставления данного отпуска: или как не подлежащий передаче индивидуальный отпуск, или как семейный отпуск, который родители могут разделить между собой по своему усмотрению. В странах Европы существует широкий диапазон сроков отпуска. Тем не менее, их можно разделить на страны, в которых срок отпуска составляет от 9 до 15 месяцев, и страны, предоставляющие отпуск сроком до трех лет (см. табл. 2). В Дании, Норвегии, Швеции, Венгрии и Словении отпускные составляют более 50 % заработка. В ряде других стран, например, в Бельгии, Италии, Нидерландах и Польше, отпускные оплачиваются в размере менее 50 % заработка и за неполный период

отпуска. В некоторых странах, например в Австрии, Чехии, Франции, Германии, выплата отпускных производится всем родителям с маленькими детьми, а не только тем, которые берут отпуск.

Отпуск по уходу за больным ребенком. В большинстве стран-членов ЕС существует отпуск по уходу за больным ребенком, он оплачивается на уровне 50 % заработка. Продолжительность отпуска связана с возрастом ребенка и, как правило, уменьшается по мере взросления ребенка (Венгрия, Италия).

Далее в табл. 2 звездочкой отмечены страны, имеющие следующие особенности.

Финляндия: послеродовой отпуск включает оплачиваемый отпуск по уходу за детьми. Все сотрудники имеют право на отпуск по уходу за больным ребенком, если он предусмотрен коллективным договором с работодателем.

Норвегия: нет отдельного отпуска по беременности, т. е. отпуск для женщин — это сумма отпуска по беременности и послеродового отпуска.

Швеция: родители новорожденного получают оплачиваемый отпуск в общей сложности продолжительностью 480 дней, который полагается разделить поровну между обоими родителями. Однако 180 дней из них не закрепляются только за одним родителем, и в соответствии с решением семьи они могут быть переданы другому родителю. Отцу младенца предоставляется оплачиваемый 10-дневный отпуск даже в том случае, если с ребенком находится мать.

Франция: отпускные родителей, имеющих одного ребенка, выплачиваются только шесть месяцев после окончания отпуска по беременности и родам.

Германия: есть возможность использовать отпуск по частям.

Греция: а — для работников частного сектора, б — для работников бюджетной сферы; женщины, занятые в обоих секторах неполный рабочий день, имеют право объединить неполные рабочие дни в полный отпуск продолжительностью до 3,75 месяцев в частном секторе и 9 месяцев в государственном секторе. Эти дополнительные отпуска не включаются в общий послеродовый отпуск, приведенный в табл. 2.

Таблица 2

Условия отпусков в Европе

Группа стран Страна Отпуск по беременности и родам Отцовский отпуск Отпуск по уходу за ребенком Послеродовый отпуск на семью, мес. Отпуск по уходу за больным ребенком

Северная Дания ++ + +++ +++ 11 х

Финляндия* ++ + +++ +++ 37,5 х

Норвегия* (+++) + +++ 36,5 +++ [+]

Швеция* (+++) +++ +++ 36,5 (16,5) +++

Континентальная Австрия +++ х ++ м 24 +++ [+]

Бельгия ++ + +++ ++ 9,5 +

Франция* +++ +++ ++ м 36,5 + [+]

Германия* +++ х +++ м 36 (16) +++

Люксембург

Нидерланды ++ + +++ ++ 14,5 (2,5) +++ [+]

Англо-американская Ирландия ++ х + 16 +++ [+]

Мальта

Великобритания ++ ++ + 18 (9) +

Средиземноморская Кипр

Греция* (а) ++ +++ + 15 (8) + [+]

Греция* (б) +++ х + 48 (3) х

Италия +++ х ++ 13,5 +

Португалия (+++) +++ ++ 36,5 (12,5) +++ [+]

Испания* ++ + +++ + 36 (3,5) +++

Постсоциалистическая Болгария

Чехия* +++ х ++ м 36 +++

Эстония +++ +++ ++ м 36,5 х

Венгрия* ++ + +++ +++ 36 +++

Латвия

Литва

Польша +++ х ++ 36 +++ [+]

Румыния

Словакия

Словения ++ + ++ +++ 14 (11,5) +++ [+]

Источник: МоББ/Веуеп 2009 [12].

В табл. 2 используются следующие обозначения: х — отпуск не предоставляется; +— предоставляется неоплачиваемый отпуск; ++ — предоставляется оплачиваемый отпуск, но отпускные составляют менее 50 % заработка и/или выплачиваются за неполный период отпуска; +++ — предоставляется оплачиваемый отпуск и отпускные составляют более 50 % заработка; (...) — скобки означают, что отпуск для женщин считается как сумма отпуска по беременности и послеродового отпуска; — выплата отпускных производится всем родителям ребенка; [+] — может предоставляться дополнительный отпуск; цифры в скобках показывают продолжительность отпуска, в течение которого выплачиваются отпускные.

4

^ировая^экономик^^

Испания: женщины, занятые неполный рабочий день, имеют право объединить неполные рабочие дни в полный отпуск продолжительностью до четырех недель. Эти дополнительные отпуска не включаются в общий послеродовый отпуск, приведенный в табл. 2.

Чехия: пособие на ребенка выплачивается до достижения ребенком возраста четырех лет.

Венгрия: отпускные выплачиваются в размере 70 % от зарплаты до достижения ребенком возраста трех лет. Только мать имеет право использовать отпуск в течение первого года жизни ребенка. Любой из родителей в семье с тремя и более детьми может взять отпуск в период с достигшим возраста трех лет младшим ребенком до достижения им возраста восьми лет.

Детские пособия и налоговые льготы для семей. Размеры детских пособий и налоговых льгот для семей устанавливаются исходя из экономических и социально-политических принципов семейной политики. Семьи с детьми имеют более высокие расходы, низкую заработную плату, высокий риск бедности, чем семьи без детей [11]. Денежные пособия в финансовом плане — наиболее важная мера семейной политики. Поэтому большинство стран тратят больше средств на

□Tax breaks towards family

4 0

Источник: ОЭСР, 2009 г.

Рис. 1. Детские пособия, общественные расходы на детей и налоговые льготы (2005 г.), в % от ВВП

детские пособия, чем на сферу общественных услуг или налоговые льготы, хотя в ряде стран рост льгот в натуральном выражении опережает рост детских пособий [7].

На рис. 1 представлены расходы на детские пособия, общественные расходы на детей и налоговые льготы в процентах от ВВП.

Детские пособия существуют практически в каждой стране, в то время как их уровни значительно различаются. Gabel и Kamerman [7] считают, что в течение 1990-х гг. в большинстве европейских стран доля детских пособий в процентах от ВВП снизилась. В постсоциалистических странах сначала произошло снижение размера пособий, но затем размер пособий восстановился. В период с 2000 по 2005 г. государственные расходы на детские пособия увеличились в восьми странах — Дании, Германии, Ирландии, Люксембурга, Португалии, Словакии, Испании и Великобритании. В пяти странах — Австрии, Греции, Венгрии, Италии, Швеции — размер пособий оставался относительно стабильным. В шести странах — Бельгии, Чехии, Финляндии, Франции, Нидерландах, Польше — пособия сократились [3].

В табл. 3 представлены размеры детских пособий и максимальный возраст детей, получающих пособия.

■ Services iCash

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Размер детских пособий и максимальный возраст ребенка, получающего пособия (2008 г.)

Страна Максимальные выплаты на ребенка в возрасте 3—12 лет Выплаты на дополнительного ребенка в зависимости Верхний возраст для ребенка (студента)

доллары США национальная валюта % от среднего заработка от возраста ребенка от количества детей

Австрия 2150 1571 EUR 4 + + 19 (27)

Бельгия 1739 1271 EUR 3 +/— +/— 17 (24)

Кипр 274 200 EUR 2 0 0 17 (23)

Чехия 417 8467 CZK 3 + 0 14 (25)

Дания 2306 12 552 DKK 4 — 0 17

Эстония 474 3600 EUR 3 0 + с третьего 15 (18)

Финляндия 1643 1200 EUR 3 0 + 16

Франция 979 715 EUR 2 + + 20

Германия 2530 1848 EUR 4 0 + с четвертого 18 (25)

Греция 135 99 EUR 0 0 +/— 17 (21)

Венгрия 765 140 400 HUF 7 0 + 18 (23)

Исландия 3153 202 007 ISK 5 — + 17

Ирландия 2628 1920 EUR 6 0 + с третьего 15 (18)

Италия 1495 1092 EUR 5 0 + 17

Латвия 433 96 LVL 2 0 + 15 (19)

Литва 331 624 LTL 3 — + с третьего 12 (23)

Люксембург 3846 2809 EUR 6 + + 17 (26)

Мальта 844 616 EUR 9 0 + 15 (20)

Нидерланды 1488 1087 EUR 3 + 0 17

Норвегия 1987 11 640 NOK 3 0 0 17

Польша 278 768 PLN 2 + 0 17 (20)

Португалия 536 392 EUR 2 +/— — 16 (24)

Словакия 1898 6480 EUR 3 0 0 15 (25)

Словения 263 1133 EUR 8 0 + 17 (25)

Испания 398 291 EUR 1 0 0 17

Швеция 1865 12 600 SEK 4 0 + 16 (20)

Швейцария 1950 2340 CHF 3 + 0 15 (24)

Великобритания 1883 941 GBP 3 0 — 15 (18)

Источник: сводная таблица авторов.

В табл. 3 используются следующие обозначения: + — увеличение; +/— — увеличение/уменьшение (некоторые страны предоставляют более высокие ставки для молодых или возрастных групп); — — уменьшение; 0 — остается без изменений.

В Бельгии, Германии, Венгрии, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах и Словакии детские пособия выплачиваются в фиксированном размере, а в других странах — в зависимости от дохода, возраста и количества детей. В пяти странах ЕС детское пособие выплачивается по месту работы родителей, а не по месту проживания, и, таким образом, безработная часть населения пособия не получает.

В скандинавских странах и Нидерландах размеры детских пособий выше у одиноких родителей, чем у семейных пар. Напротив, в Бельгии и Германии у одиноких родителей с одним ребенком меньше преимуществ, чем у аналогичной скандинавской семейной

пары, в связи с налоговой дискриминацией. Различные исследователи указывают на отсутствие простых ответов: например в скандинавских странах и Бельгии наблюдается низкий уровень бедности семей с детьми, в то время как в Австрии и Великобритании — высокий, несмотря на большой размер детского пособия [5].

При проведении кластерного анализа рассмотрены следующие показатели для стран-участниц ЕС-27: выплаты на ребенка, выплаты в процентах от среднего заработка, ВВП на душу населения, выплаты в процентах от ВВП, коэффициент рождаемости (см. табл. 4).

Таблица 4

Страна Выплаты на ребенка, долл. % от среднего заработка ВВП на душу населения, долл. Налоговые льготы, % от ВВП Платежи, % от ВВП Коэффициент рождаемость на 1000 жителей

Австрия 2150 4 40 036,93 2,15 0,04 9,4

Бельгия 1739 3 37 727,84 1,60 0,58 11,7

Кипр 274 2 28 959,64 1,63 0,00 11,653

Чехия 417 3 25 257,84 1,49 0,47 11,1

Дания 2306 4 40 189,88 1,48 0,00 11,4

Эстония 474 3 20 393,29 1,34 0,00 11,8

Финляндия 1643 3 36 494,83 1,48 0,00 11,4

Франция 979 2 34 256,27 1,33 0,72 12,8

Германия 2530 4 37 430,09 1,09 0,88 8,3

Греция 135 0 28 443,77 0,69 0,00 9,7

Венгрия 765 7 20 555,61 2,24 0,00 9,0

Исландия 3153 5 35 592,56 1,41 0,00 15,4

Ирландия 2628 6 40 478,13 2,32 0,11 16,5

Италия 1495 5 31 911,10 0,65 0,00 9,3

Латвия 433 2 14 503,58 0,97 0,00 8,6

Литва 331 3 17 234,99 0,84 0,00 10,8

Люксембург 3846 6 86 269,35 2,66 0,00 11,6

Мальта 844 9 24 833,37 0,93 0,00 9,6

Нидерланды 1488 3 42 195,57 0,61 0,85 11,1

Норвегия 1987 3 57 259,45 1,36 0,10 12,6

Польша 278 2 19 908,16 0,79 0,50 10,8

Португалия 536 2 25 444,29 0,71 0,17 9,5

Словакия 1898 3 23 263,64 1,40 0,41 11,1

Словения 263 8 26 941,00 1,29 0,00 10,9

Испания 398 1 31 903,80 0,52 0,24 10,5

Швеция 1865 4 39 345,59 1,49 0,00 12,3

Швейцария 1950 3 46 645,04 0,94 0,14 10,3

Великобритания 1883 3 35 686,80 2,13 0,33 13,0

Источник: сводная таблица авторов, Евростат 2008.

Выплаты на ребенка, ВВП на душу населения и коэффициент рождаемости в европейских странах (2008 г.)

0

5000

10000

15000

20000

25000

30000

Рис. 2. Дендрограмма, отражающая уровень сходства поддержки семей разных стран

и основных видов поддержки

С помощью кластерного анализа построена дендрограмма как древовидная диаграмма, структурирующая сходные между собой объекты, т. е. представляющая графическое изображение в двухмерной проекции степени подобия объектов (рис. 2) [3].

Кластерный анализ, проведенный с целью классификации представленных стран по показателям, характеризующим поддержку семей, позволил разбить 27 стран на четыре кластера (табл. 5):

— страны с низкой поддержкой семей;

— страны со средней поддержкой семей;

— страны с высокой поддержкой семей;

— страны с очень высокой поддержкой семей.

В результате можно сделать вывод: Люксембург — страна с наиболее высокими значениями показателей, связанных с развитием семьи, что подтверждается данными табл. 4: у Люксембурга самые высокие выплаты на ребенка и ВВП на душу населения при среднем уровне рождаемости.

При помощи дисперсионного анализа оценим воздействие факторов из табл. 4 на коэффициент рождаемости на 1000 жителей. Результаты анализа представим в табл. 6.

Таблица 5

Деление стран ЕС на кластеры

I кластер II кластер III кластер IV кластер

Страна Расстояние от условного центра кластера Страна Расстояние от условного центра кластера Страна Расстояние от условного центра кластера Страна Расстояние от условного центра кластера

Чехия 1534,159 Бельгия 1897,671 Австрия 1413,958 Люксембург 0

Эстония 647,61 Кипр 2098,519 Дания 1350,343

Венгрия 574,99 Финляндия 1344,703 Ирландия 1245,225

Латвия 3279,182 Франция 411,0702 Нидерланды 507,605

Литва 2060,716 Германия 1821,643 Норвегия 6289,344

Мальта 1345,143 Греция 2337,424 Швеция 1723,471

Польша 874,874 Исландия 1198,278 Швейцария 1542,764

Португалия 1615,234 Италия 706,9625

Словакия 856,653 Испания 861,657

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: расчеты авторов.

Таблица 6

Оценка эффектов межгрупповых факторов

Источник Зависимая переменная Сумма квадратов типа III Ст. св. Средний квадрат Б

Выплаты, долл. 10,403 2 5,201 11,754 ,021

Процент от среднего заработка 44,512 3 14,837 33,530 ,003

ВВП на душу населения, долл. 2,645 1 2,645 5,977 ,071

Налоговые льготы, % от ВВП 9,352 3 3,117 7,045 ,045

Платежи, % от ВВП 2,160 2 1,080 2,441 ,203

Ошибка 1,770 4 ,443

Итог 4353,710 33

Скорректированный итог 122,539 32

Данная таблица позволяет установить, как каждый исследуемый фактор влияет на коэффициент рождаемости в отдельности. Строка «Ошибка» отражает влияние компонентов остатков, т. е. прочих факторов, которое не объясняется в рамках данной модели. Строка «Итог» — это сумма квадратов всех значений зависимой переменной. Строка «Скорректированный итог» представляет собой «Итог», скорректированный с учетом отклонения.

При ошибке 44,3 % влияние рассматриваемых факторов в совокупности на коэффициент рождаемости составляет 56,37 %.

2. Продолжительность жизни

В странах ЕС средняя ожидаемая продолжительность жизни у мужчин увеличилась с 69,8 лет в 1980 г. до 75,3 в 2004 г. Соответствующий показатель для женщин свидетельствует об увеличении с 76,8 до 81,5 лет за тот же период. Разница между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин несколько снизилась за тот же период (с 6 до 5 лет). Ожидаемая продолжительность жизни остается существенно выше в старых государствах-членах ЕС (76,4 лет для мужчин и 82,2 года для женщин), чем в странах, которые присоединились к ЕС в 2004 г. В последних на момент рождения мужчины могут рассчитывать прожить 70,1, а женщины 78,3 года. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни обоих полов еще более заметна в этих странах, чем у старых членов ЕС (8 лет по сравнению с 5,8).

В 2004 г. в странах Балтии наблюдалась самая низкая средняя продолжительность жизни из всех стран ЕС. Среди мужчин эти показатели самые низкие в Латвии (64,9), Эстонии (65,5) и Венгрии (68,5), в то время как самая высокая средняя продолжительность жизни наблюдается в Швеции (78,1) и Испании (76,6). Женщины имеют самую низкую продолжительность жизни в Латвии (76,2), Венгрии (76,8) и Эстонии (76,9), а самую высокую — в Испании (83,4), Франции (83,4 г.), Италии (83,2) и Швеции (82,4) [2].

Некоторые эксперты прогнозируют в течение двух лет увеличение ожидаемой продолжительности жизни на десять лет, в то время как другие эксперты утверждают, что увеличение средней продолжительности жизни будет замедляться, так как достигнут биологический предел (ЕС, 2007 г).

С экономической точки зрения важен рост продолжительности жизни в пожилом возрасте. В странах ЕС-27 65-летние мужчины могут рассчитывать прожить еще 15,9 года, а женщины того же возраста — еще 19,5 (данные 2004 г.). Разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин образуется из-за различий в показателях смертности в молодом возрасте (младенческая смертность выше среди мальчиков).

Также наблюдаются различия в ожидаемой продолжительности жизни после 65 лет между старыми и постсоциалистическими странами-членами ЕС. В последних 65-летние мужчины имеют среднюю продолжительность

жизни 13,5, а женщины 17,2 года. В ЕС-15 продолжительность их жизни 16,3 и 19,9 соответственно. В 2004 г. люди этого возраста в Латвии, Эстонии, Словакии и Венгрии могли рассчитывать на наименьшую продолжительность жизни 13,1 года, а во Франции, Испании, Италии и Швеции — на наибольшую продолжительность жизни 20 лет.

Изменение возрастного состава населения будет оказывать на экономику более сильное влияние, чем сокращение численности населения. Тенденция к снижению рождаемости, а также продолжающийся рост продолжительности жизни в результате старения населения являются характерными чертами каждого государства-члена ЕС наряду с различиями.

Новые постсоциалистические страны ЕС имеют относительно стран ЕС-15 более молодое население. Средний возраст населения ЕС составляет 40,3 года, в старых странах ЕС половина населения старше этого возраста (ср.: 37,4 года в новых странах). Самое пожилое население проживает в Италии и Германии, в то же время в Ирландии, Кипре, Словакии и Польше — самое молодое. На всей территории ЕС средний возраст, как ожидается, увеличится с 39 лет в 2004 г. до 49 лет в 2050 г. По прогнозам преимущество в среднем возрасте населения у новых членов ЕС сохранится до 2035 г. [1].

Прогнозируется увеличение пенсионеров в каждой стране ЕС-27, несмотря на различную скорость роста пенсионеров. В Испании и Ирландии будет самый высокий темп роста в период с 2004 до 2050 гг., а в Швеции и Люксембурге — самый низкий. Разрыв, который наблюдается сегодня между странами ЕС-17 и постсоциалистическими странами, по прогнозам, фактически исчезнет в 2050 г.: в ЕС-17 пенсионеров будет 51,6 % населения, а соответствующий показатель в постсоциалистических странах составит 50,4 % (ЕС, 2005).

Ожидается, что молодое население (до 14 лет) в целом по ЕС сократится на 18 % за период с 2004 по 2050 г. В странах ЕС-27 отношение молодого населения к численности населения трудоспособного возраста изменится незначительно с 24 % в 2004 г. до 26 % в 2050 г.

Уровень занятости среди пожилых людей увеличится с 40 % в 2004 г. до 59 % в 2025 г. Тенденция к росту занятости среди пожилых людей (в возрасте 55—64 лет), которая началась в 2000 г., сигнализирует об изменении тенденции раннего выхода на пенсию. Сегодня пожилые работники определяют три четверти прироста занятости в ЕС.

В связи со старением населения могут быть выделены три этапа дальнейшего развития рынка труда. Во-первых, в период до 2013 г. размер населения трудоспособного возраста будет расти, в некоторых странах будет продолжать увеличиваться пенсионный возраст. Во-вторых, общее число людей в сфере занятости будет продолжать расти, хотя и более медленными темпами. Согласно прогнозам число занятых увеличится примерно на 20 млн человек за период с 2013 по 2017 г. В-третьих, наступит время, когда старение населения станет доминирующим фактором. Общий уровень занятости начнет падать. Прогнозируется, что число занятых снизится примерно на 30 млн к концу периода с 2017 по 2050 г. (ЕС, 2007).

3. Миграция

Третьим важным фактором, определяющим демографические процессы, является международная миграция. Во второй половине ХХ в. ряд европейских стран, которые раньше были источником миграции, стали принимающими странами.

В 2005 г. по подсчетам ООН в странах ЕС-27 находилось около 40 млн мигрантов, около 3 % мигрантов — беженцы. Мигранты составляют 8,3 % от общей численности населения ЕС. В 10 государствах-членах ЕС доля мигрантов превышает 10 %. Самое большое количество мигрантов в Люксембурге (37,4 %), Латвии (19,5 %), Эстонии (15,2 %), Австрии (15,1 %) и Ирландии (14,1 %) (ЕС, 2007).

Большинство мигрантов стремятся в страны ЕС-15. Сегодня все 15 старых членов ЕС стали принимающими странами, в том числе Греция, Ирландия, Италия и Испания [13]. Постсоциалистические страны привлекают значительно меньше мигрантов. Среди новых членов ЕС Латвия, Литва, Польша и Словакия в 2005 г. имели отрицательное годовое сальдо миграции.

Рост численности населения в ЕС раньше был обусловлен, в основном, естественным приростом, а сегодня же основной причиной роста является миграция. В некоторых странах ЕС (Германия, Греция, Италия) увеличение численности в 2004 г. произошло исключительно за счет миграции. Только Франция, Нидерланды, Финляндия и Ирландия имеют естественные темпы роста, которые превышают показатели чистой миграции (SSO, 2005).

По прогнозу Евростата население ЕС вырастет с 457 млн человек в 2004 г. до 470 млн в 2025 г., далее, к 2005 г., произойдет сокращение населения до 454 млн человек. Евро-стат прогнозирует рост численности населения в одних странах и значительное сокращение в других. Наибольший рост прогнозируется в Люксембурге (42 %) и Ирландии (36 %). Наименьший рост (8—13 %) ожидается в Швеции, Великобритании, Франции и Нидерландах. Прогнозы указывают на значительное снижение численности населения в Германии, Греции, Италии и Португалии. В то время как население стран ЕС-15 к 2050 г. вырастет на 1 %, население бывших социалистических стран, по прогнозам, сократится на 12 % (EC, 2006).

Варианты миграционной политики. Вышеизложенные негативные тенденции могут быть нейтрализованы миграцией. Поскольку мигранты, как правило, моложе населения страны пребывания, миграционные потоки оказывают благоприятное влияние на возрастную структуру населения. На самом деле, если возраст выхода на пенсию остается неизменным, миграция может быть единственным средством улучшения демографической нагрузки в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Кроме того, миграция может оказать влияние на будущую динамику роста численности населения, так как у мигрантов коэффициент рождаемости выше, чем коэффициент рождаемости у принимающей страны (RAND Europe, 2004).

Существует некоторое разногласие между экспертами во взглядах на предполагаемое положительное влияние миграции. Одни исследователи утверждают, что беспрецедентный уровень миграционных потоков будет необходим для прекращения старения населения. Другие указывают на то, что

дальнейшее увеличение миграционных потоков незначительно влияет на возрастной состав принимающей страны [12]. Миграция из-за пределов ЕС, скорее всего, частичное и временное решение проблемы низкой рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни. Эффективность миграции как стратегия борьбы со старением населения, тем не менее, во многом зависит от успеха национальных правительств в проведении соответствующей иммиграционной политики.

Таким образом, управление социально-демографическими процессами на всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социально-демографической политики — это деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере регулирования социально-демографических процессов. Наряду с социальным и национальным, демографический фактор является главным для большинства процессов, которые характеризуют уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, т. е. те условия, при которых жили и живут люди. Поэтому приоритеты как в национальной политике, так и политике ЕС в области управления демографическими про-ессами, следующие:

— финансовая помощь семьям (семейные пособия; налоговые льготы семьям с детьми; субсидии на жилье; специальные целевые займы определенным категориям семей; гранты на образование);

— помощь работникам, имеющим семейные обязанности (отпуска матерям и отцам в связи с рождением и воспитанием детей; специальные льготы женщинам в области занято -сти — работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы и т. д.);

— расширение и развитие системы детских дошкольных учреждений.

Управление социально-демографическими процессами должно быть комплексным. Однако методы управления многообразны и невозможно выделить только один или небольшое их число. Среди методов управления можно выделить административно-правовые, экономические, социально-психологические. Поэтому необходимо разрабатывать и реали-зовывать развернутые программы действий,

включающие множество конкретных мероприятий. Это могут быть федеральные, региональные и муниципальные программы, программы партий или общественных объединений.

Linda Hantrais [10] отметила, что исследования семьи и социального обеспечения в странах ЕС часто ограничиваются качественным анализом политического процесса. Она предложила сконцентрироваться на трех вопросах: учебе друг у друга, преодолении экономического кризиса 2008 г., реагировании на будущие вызовы.

Первый вопрос зависит от понимания того, почему определенные меры были введены в той или иной стране, почему они там работали и почему они не были приняты в нашей стране. Важно исследовать долгосрочные по-

следствия национальной политики при экономическом кризисе 2008 г. в отношении семьи. Некоторые ученые выделяют здесь четыре группы стран: первые уже сократили поддержку семьи из-за кризиса, вторые оценивают необходимость сокращения поддержки, третьи увеличили поддержку. В четвертой группе стран никаких изменений не происходит. Третий вопрос заключается в сравнении различных мер и выборе наиболее эффективной из них, что является ключом к повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в странах ЕС-27.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания — НИР «Формы и методы управления социально-демографическими процессами и развитием рынков труда с учетом их региональных особенностей» (тема 6.4517.2011).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Диденко, Н.И. Анализ процессов и явлений в международной экономике с применением программных комплексов [Текст] / Н.И. Диденко // Труды Межвузовской конференции по научно-программному обеспечению. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.

2. Ефимова, Н.Е. Демография [Текст] : учеб. пособие / Н.Е. Ефимова, К.В. Швецов. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.

3. Мясников, А.К. Взаимовлияние фискального и кадрового потенциала региона [Текст] / А.К. Мясников, С.А. Черногорский, К.В. Швецов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — 2010. — № 6 (112). — С. 75—80.

4. Appleton, L. Mapping Relations between Family Policy Actors [Text] / L. Appleton, P. Byrne // Social Policy & Society. — 2003. — no. 2 (3). — P. 211—219.

5. Bradshaw J. Child benefit packages in 15 countries in 2004 / / Children, Changing Families and Welfare States / Lewis, Jane (eds.). — Cheltenham, 2006. — P. 69—88.

6. Cunska, Z. Social Policy Implementation in Latvia Post EU Accession. Riga: University of Lativa [Electronic resource] / Z. Cunska, T. Muravska. — URL: www.politika.lv/index.php7f = 1442], 2009.

7. Gabel, S. Investing in Children: Public Commitment in Twenty-one Industrialized Countries [Text] / S. Gabel, S.B. Kamerman // Social Service Review. — 2006. — 80 (2). — P. 239—263.

8. Gauthier, A.H. Family Policies in Industrialized Countries: Is There Convergence? [Text] / A.H. Gauthier // Population 2002/3. — 2002. — no. 57. — P. 447—474.

9. Hantrais, L. Family Policy Matters. Responding to family change in Europe [Text] / L. Hantrais. — Bristol, 2004.

10. Hantrais, L. Investigating the Changing Situation of Families in the European Union: infrastructures for demographic and social research [Text] / L. Hantrais // Voneinander lernen — miteinander handeln. Aufgaben und Perspektiven der Europäischen Allianz fer Familien : Leyen, Ursula/Spidla, Vladimir (eds.). — Baden-Baden, 2009. — S. 45—58.

11. Lohmann, H.P. Towards a Framework for assessing family policies in the EU [Text] : Final Report OECD Social, Employment and Migration, Working Papers, 88 / H.P. Lohmann, H. Frauke, T. Rostgaard, K.C. Spiess. — Paris: OECD, 2009.

12. Mitra, S. Immigration, below-replacement fertility, and long-term national population trends [Text] / S. Mitra // Demography. — 1990. — 27 (1). — P. 121—129.

13. Monnier, A. The Enlarged European Union: fifteen + ten = 455 [Text] / A. Monnier // Population & Societies. — 2004. — 398. — P. 1—8.

14. Moss, P. Country Notes 2009: introduction and main findings [Text] / P. Moss, F. Deven // International Review of Leave Policies and Related Research 2009 / Moss, Peter (ed.) // Employment Relations Research Series. — 2009. — no. 102 / Department for Business, Enterprise & Regulatory Reform. — P. 77—99.

15. Ostner, I. Family Policies in the ConText of Family Change. The Nordic Countries in Comparative Perspective [Text] / L. Ostner, C. Schmitt. — Wiesbaden, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.