Научная статья на тему 'Анализ физического развития детей и подростков в практике семейной медицины'

Анализ физического развития детей и подростков в практике семейной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ физического развития детей и подростков в практике семейной медицины»

Тезисы

ностью обследования в условиях дневного стационара и госпитализации. Анамнестический тест, использованный нами для скрининга, положенный в основу диагностического алгоритма для ЭВМ, характеризовался высокой специфичностью и чувствительностью (более 90%). После скрининга, который проводили у неорганизованного населения (жителей врачебного участка городской поликлиники), на втором этапе проведено обследование 135 человек (85 женщин и 50 мужчин в возрасте от 17 до 78 лет), «подозрительных» на патологию почек (ХЗМВП).

Анализ полученных результатов показал, что с наибольшей частотой у гастроэнтерологических больных (ХЗЖКТ) регистрируются заболевания желчевыводящих путей (от 12,5% до 37,5%, в зависимости от возраста и нозологии); среди больных с ХЗМВП — наиболее часто встречается хронический пиелонефрит с латентным течением (от 13,5% до 35% в разных группах), реже малосимптомные формы других нефропатий. Частота встречаемости ХЗМВП (в малосимптомной форме или ранней стадии) была различна в разных возрастных и «нозологических» группах, наибольшая — в возрасте старше 60 лет (чаще у мужчин, чем у женщин), и в группе больных с поражением печени (при хроническом гепатите, циррозе печени более 80%, независимо от возраста). При патологии желчевыводящих путей на фоне описторхоза нефропатии обнаруживались более чем в 70% (независимо от характера и выраженности поражения желчевыводящих путей, степени поражения печени, возраста). В этой группе больных, как правило, с латентной клиникой поражения желчевыводящих путей выявлены некоторые «необычные» для хронического гломеруло-или пиелонефрита симптомы, высокая частота дизурии, окса-лурии, гематурии, асимметрии в поражении почек; отмечена тенденция к более быстрому прогрессированию ХПН. Наиболее часто в качестве сочетанных поражений у обследованных обнаруживали малосимптомный пиелонефрит и дискинезию желчевыводящих путей. Необходимость проведения полного стационарного обследования в изучаемой группе населения после первого этапа обследования была в 6,75% случаев, а обследования в условиях дневного стационара — в 16,2%. Применение метода ультразвуковой диагностики, пробы Зимницко-го, общих анализов крови и мочи сразу же после обработки результатов скрининга позволило значительно сократить число нуждающихся в углубленном обследовании в условиях стационара примерно в 6 раз.

Полученные нами данные позволили установить, что данный вариант обследования (применение скрининга, УЗМ вслед за скринингом, исследование пробы Зимницкого, общего анализа крови и мочи) по результативности сравним с обследованием в условиях стационара (по программе 5-тиднев-ного пребывания). Наиболее важным результатом, с нашей точки зрения, следует считать получение возможности формирования банка данных о больном до его обращения к врачу по поводу ухудшения состояния здоровья. Учитывая высокую частоту встречаемости ХЗЖКТ и ХЗМВП у населения, в общей врачебной практике следует с особой тщательностью проводить обследование, направленное на распознавание данных заболеваний, и при назначении лечения учитывать высокую вероятность присутствия латентных форм.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать наиболее важные заключения:

— о принципиальной необходимости формирования информационного банка данных о соматическом фоне пациентов; целесообразности сочетания этой процедуры с использованием диагностических программ по активному выявлению хронических заболеваний, протекающих латентно;

— о большой частоте встречаемости ХЗМВП на фоне некоторых вариантов ХЗЖКТ;

— о тенденции к увеличению частоты поражения почек с возрастом; наиболее высокой распространенности хронического пиелонефрита (в малосимптомных формах и ранних стадиях) у населения;

— об эффективности использования в общей врачебной практике современных технологий распознавания хронических заболеваний, базирующихся на использовании специально разработанных алгоритмов и автоматизированной диагностике.

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ

В.С.Масюк

ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ANALYSIS OF PHYSICAL MATURITY OF CHILDREN AND ADOLESCENCES IN FAMILY MEDICINE

V.S.Masyuk

St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies

Физическое развитие детей и подростков является одним из информативных и доступных показателей здоровья населения. В процессе обследования 28448 детей и подростков из разных климато-географических и эколого-гигиенических районов Республики Карелия изучены соматометрические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки. Предложены нормативные и центильные таблицы, включающие основные показатели физического развития в половозрастных группах от 1 года до 18 лет.

Последние десятилетия не ослабевает дискуссия о нормативах физического развития детей и подростков. Наряду с мнением о необходимости создания региональных таблиц для оценки физического развития детей и подростков, что выполнено в нашем исследовании, есть мнение о состоятельности использования межрегиональных нормативов. Сторонники первой точки зрения исходят из того, что физическое развитие подвержено колебаниям в зависимости от генетических детерминант, этнических, социальных, географических, климатических, эколого-гигиенических факторов и уровня урбанизации.

Для оценки индивидуального физического развития детей и подростков достаточно часто используются нормативные или непараметрические таблицы, отражающие процентильные величины и позволяющие унифицировать методику оценки важнейших антропометрических показателей. Основанием к этому послужили исследования В.Г.Властовского, А.И.Клиорина, В.П.Чтецова и других, констатировавших факт, что для показателей длины и массы тела характерно логнормальное распределение с наличием правой асимметрии. Центильные таблицы могут быть использованы для оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяют анализировать инди-

видуальное развитие ребенка в онтогенезе. Такой подход абсолютно оправдан, так как представляет определенные удобства и позволяет их широко использовать практикующим врачам.

В результате проведенных исследований нами установлено, что девочки 2-х лет, проживающие в сельской местности, имеют длину тела больше (87,1±1,6 см), чем в городских условиях (85,3±1,0 см) (р<0,05, здесь и далее использовался 5% уровень значимости критерия). Аналогичная ситуация наблюдается и у 4-летних девочек, соответственно 101,9±0,9 и 100,7±0,5 см. Однако с взрослением у девочек и девочек-подростков в городах длина тела становится больше. Так, например, 9-летние девочки в городе имеют среднюю длину тела 134,1±0,7, а сельские — 132,1+0,7 см; девочки-подростки 11 лет соответственно имеют длину тела 146,8+0,7 и 143,5±0,7 см и 15-летние — 162,9+0,6 и 161,1+0,6 см. Подобная закономерность выявлена и у мальчиков. Так, мальчики 5 лет, проживающие в сельских условиях, имеют длину тела 110,0+1,0, что больше, чем у городских — 108,6+0,5 см. Мальчики-подростки 12 лет (148,1+0,6 см) и 15 лет (167,5+0,7 см), проживающие в городе, выше своих сверстников из сельской местности, рост которых соответственно — 147,6+0,7 см и 166,3+0,8 см.

Масса тела у сельских детей и подростков выше, чем у городских, в большинстве половозрастных групп. Так, у девочек 7, 13, 14 и 17 лет, проживающих в сельской местности, она составляет соответственно 22,4+0,4, 45,0+0,8, 48,6+0,7 и 55,1+0,9 кг, а в городских условиях — 21,9+0,3, 43,1+0,7, 45,9+0,8 и 52,8+1,2 кг. Исключением являются девочки-подростки 11-летнего возраста, имеющие массу тела 37,1+0,6 кг (городские), и 34,6+0,6 кг в сельской местности. Мальчики на селе весят больше городских в возрастных группах 7, 16 и 17 лет, что выражается в соответствующих показателях: 23,1+0,4 и 22,6+0,3 кг; 59,4+1,2 и 57,8+0,9 кг; 60,3+1,6 и 53,6+1,8 кг. Однако городские мальчики 3, 8 и 9 лет и мальчики-подростки 15 лет весят больше своих сверстников из сельской местности: 14,8+0,2 и 14,3+0,4 кг; 30,3+0,8 и 26,5+0,5 кг; 29,1+0,4 и 28,5+0,4 кг; 55,2+0,7 и 53,7+0,8 кг.

Выявлена тенденция динамики показателя окружности грудной клетки у девочек и мальчиков подросткового возраста. Так, окружность грудной клетки у девочек-подростков, проживающих в сельской местности, выше (от 6+0,6 в 10 лет до 80,3+1,2 см в 16 лет), чем у сверстниц в городе — от 62,7+0,6 до 76,6+1,3 см. Мы наблюдали также более низкий показатель у мальчиков-подростков, проживающих в городских условиях, от 64,2+0,5 см у 10-летних до 78,8+2,1 см у 16-летних, чем на селе — от 65,9+0,4 до 84,0+1,2 см. Выявленные особенности соматометрических показателей мы связываем с гигиеническими и социальными факторами, влияющими на физическое развитие детей и подростков.

В большинстве случаев наблюдаются значимые различия в средних показателях длины тела мальчиков и девочек для северных и южных районов, причем в северных районах показатели длины тела детей и подростков до 16 лет ниже, чем в южных районах. Подобная картина наблюдается у обоих полов по показателю массы тела до 13-летнего возраста. Следует отметить, что окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 10 лет больше в южных районах республики, а у подростков с 12 лет в большинстве случаев окружность грудной клетки больше в северных районах.

Трактовка таких исследований неоднозначна и должна осуществляться в контексте всех медико-экологических дан-

ных. Немаловажно также, что у детей, особенно школьного возраста, наблюдаются негативные тенденции: астенизация и дисгармонизация развития, в частности, за счет роста количества детей с дефицитом массы тела. Соматометрические показатели составляют основу оценки физического развития детей и подростков в регионе как в работе семейного врача, так и в практике диспансеризации населения.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

Е.В.Регушевская

ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

SOCIAL-ECONOMICAL CHARACTERISTICS AND THEIR INFLUENCE ON SEXUAL BEHAVIOUR OF WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE

E.V.Regushevskaya

St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies

В настоящее время инфекции, передаваемые половым путем, имеют широкое распространение и оказывают негативное влияние не только на самих их носителей, но и на здоровье будущих поколений. Многие ИППП приводят к хроническому воспалению и бесплодию, а во время беременности являются одной из причин многоводия, отслойки плаценты, преждевременных родов, инфицирования плода, мертворождений. Вероятность заражения ИППП зависит от многих факторов. Ряд из них биологические и эпидемиологические, такие как распространенность ИППП в популяции, пути передачи, особенности самого микроорганизма. Другие факторы — такие особенности полового поведения как тип половых контактов, использование контрацепции, наличие большого числа половых партнеров. Наибольшее распространение ИППП в определенных социально-возрастных группах ведет к формированию источников этих заболеваний, что обусловливает длительное поддержание эпидемиологического неблагополучия среди населения в целом.

В России исследования взаимосвязи между социальными факторами и особенностями полового поведения имеют часто описательный характер, основаны на небольшом количестве наблюдений, включают в основном подростков или пациентов венерологических клиник. Учитывая высокую распространенность ИППП, отсутствие данных об особенностях полового поведения в общей популяции целью настоящего исследования явилось изучение влияния социально-экономических особенностей на рискованное половое поведение женщин репродуктивного возраста.

Методы. Для проведения настоящего исследования была создана стратифицированная по возрасту случайная выборка из 2501 женщины репродуктивного возраста (18-44 лет), проживающих на территории обслуживания трех женских консультаций в двух районах города. В процессе работы с выборкой из нее были исключены женщины, с которыми было невозможно установить контакт, а также те, кто категорически отказался участвовать в опросе. Всем участницам предлагалось заполнить анкету, состоявшую из 102 вопросов, касающихся их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.